Судебный пристав налоговый агент

Обновлено: 08.07.2024

Процедура взыскания долга судебными приставами (по кредиту, алиментам, долгам и т.п.), ее основные этапы. Предложения ФССП по упрощенному порядку принудительного взыскания мелких штрафов, находящиеся на рассмотрении в Госдуме.

Порядок взыскания долга судебными приставами

Обеим сторонам исполнительного производства – и должнику, и взыскателю – полезно четко понимать, как взыскивают судебные приставы. Это поможет избежать многих ошибок, которые часто допускают при взаимодействии с ФССП. И, пожалуй, если говорить об ошибках взыскателей, одна из самых распространенных – добившись судебного решения и возбуждения исполнительного производства, ждать, что все остальное сделают судебные приставы.

В 2017 году на исполнении в территориальных органах ФССП находилось 84,6 млн исполнительных производств, за 9 месяцев 2018 года – 72,3 млн, прогноз на 2018 год – до 100 миллионов, то есть на каждого сотрудника придется более 1300 производств. При такой загрузке надеяться, что именно вашему делу приставы уделят особое внимание, не приходится.

Как взыскивают долги судебные приставы? - Изображение 1

Как взыскивают долги судебные приставы в 2018 году

Основные стадии взыскания задолженности по действующему на данный момент законодательству:

  • На основании исполнительного документа (исполнительного листа, судебного приказа, постановления Федеральной налоговой службы и т.п.) начинается исполнительное производство. Пристав должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства в течение 6 дней с момента поступления исполнительного документа в ОСП.
  • Постановление о возбуждении исполнительного производства направляется должнику. В нем указывается срок добровольного погашения задолженности, сейчас это 5 дней с момента получения постановления, и реквизиты счета для оплаты.
  • Если в добровольном порядке задолженность не погашена, приставы взыскивают с должника деньги путем принудительного списания средств со счета (подробнее об этом можно прочитать в статье "Как приставы списывают деньги с карты"), удержания части заработной платы и т.п.).
  • В том случае, если на выявленных приставами счетах должника недостаточно средств, приставы обращают взыскание на его имущество. Получив в ответ на запросы в кадастровую палату, ГИБДД, Ростехнадзор информацию о принадлежащих должнику транспортных средствах, земельных участках, недвижимости, приставы вправе наложить арест на это имущество. При этом должник лишается права его продать, подарить или другим способом передать в собственность третьим лицам. Жилье должника не может быть арестовано только в том случае, если оно является единственным, причем на долги по ипотеке это исключение не распространяется.
  • Если денежных средств на счетах, машины или подлежащей аресту недвижимости нет, или они не покрывают сумму долга, должник официально не трудоустроен или долг из-за его величины не может быть погашен отчислениями с зарплаты, пристав описывает движимое имущество должника, которое затем продается, а вырученная сумма направляется на погашение долга. Подробнее об этом – в статье "Пришли судебные приставы - что делать?"
  • Судебный пристав-исполнитель имеет право вынести постановление о временном ограничении на выезд должника за пределы Российской Федерации. Эта мера может быть применена сразу после истечения 5-дневного срока добровольного погашения долга, составляющего 30 тысяч рублей. В случае требований о взыскании алиментов, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, причиненного здоровью, ущерба причиненного преступлением, выезд ограничивается, если сумма задолженности по исполнительному документу превышает 10 тысяч рублей.
  • Кроме сумм, указанных в исполнительных документах, с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 7% от суммы долга, но не менее 1000 рублей.

После завершения всех перечисленных стадий принудительного взыскания исполнительное производство закрывается. По закону, приставы должны взыскать долг в течение 2 месяцев с момента получения исполнительного документа. Однако в этот срок не включаются периоды ожидания документов, розыска скрывающегося должника, реализации имущества и другие отсрочки. На практике дела могут длиться годами, исполнительный документ о взыскании долга действителен в течение 3 лет.

Как взыскивают долги судебные приставы? - Изображение 2

Как будут взыскивать долги судебные приставы в 2019 году

В Госдуме РФ на рассмотрении находятся 9 законопроектов, совершенствующих работу службы судебных приставов, в частности, поправки к закону "Об исполнительном производстве", согласно которым вводится упрощенный порядок взыскания административных штрафов, которые не превышают трёх тысяч рублей. Будут сокращены сроки их добровольного погашения, упрощена процедура извещения должника – легитимным станет направление постановления через портал госуслуг и с помощью смс. После окончания срока добровольного погашения, который уменьшается с нынешних пяти до двух дней, приставы без возбуждения исполнительного производства будут направлять в банк требование о списании со счета должника суммы штрафа плюс исполнительного сбора в размере 1000 рублей.

Это, по замыслу авторов законопроекта, должно избавить приставов от большого количества рутинной работы и позволить им уделять больше внимания исполнению судебных решений, например, по взысканию алиментов.

Очень полезное толкование закона сделал Верховный суд РФ для тех, кто устал от бесконечных звонков коллекторов и решил на них жаловаться. Понятно, что спор, который изучал Верховный суд, касается конкретной коллизии, но для всех остальных такое разъяснение полезно в первую очередь правовым анализом очень распространенной ситуации.

Верховный суд: приставам нельзя просить детализацию звонков у сотовой компании, если абонент - организация. Фото: Александр Корольков

Верховный суд: приставам нельзя просить детализацию звонков у сотовой компании, если абонент - организация. Фото: Александр Корольков

Наша история началась в Ростове-на-Дону с того, что должница, которую довели до белого каления бесконечные звонки и СМС коллекторов, пожаловалась на них в Федеральную службу судебных приставов. Напомним, что именно эта организация следит, чтобы коллекторы не нарушали закон.

Фото: Getty Images

Приставы жалобу приняли и запросили у мобильного оператора информацию о звонках заявительнице с номера коллекторского агентства. Пытались узнать, как часто те беспокоили должницу. Но получили неожиданный ответ - телекоммуникационная компания ответила им, что у приставов нет полномочий требовать такую информацию. Сотовый оператор плюс к такому ответу попросил суд признать обращение приставов незаконным.

Уточним, что в 2016 году был принят Закон N 230 "О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. ". На основании которого полномочия по контролю за коллекторским рынком отдали службе судебных приставов. Так что законом приставам разрешено проверять коллекторов и выписывать административные протоколы за нарушения норм общения с должниками. Но несостыковки все же остались, и их выявила ситуация в Ростове-на-Дону.

Но сотовая компания отказалась отвечать на запрос пристава и обжаловала их действия в суде. В общей сложности прошло три местных судебных инстанции. И все они приняли решение, что запрос пристава был законным - пристав исполнял свои обязанности. Судьи добавили, что представитель госоргана действовал единственным верным путем, который предусмотрен действующим законодательством для подобных случаев.

Сотовая компания с таким решением не согласилась и пожаловалась на местные суды в Верховный суд.По мнению оператора, у приставов в подобных случаях есть право получить от них доступ только к персональным данным. А конкретно в этом случае пристав хотел получить сведения, которые относятся к тайной связи абонента - юридического лица. И по действующему закону приставы не имеют полномочий запрашивать такую информацию. По мнению оператора, термины "персональные данные" и "сведения об абоненте" - не одно и то же.

Приставы же настаивали, что действовали в рамках своих полномочий и защищали права гражданина. Но Верховный суд изучил материалы дела и решил, что прав именно сотовый оператор - приставам нельзя направлять запросы мобильным операторам с требованием предоставить детализацию телефонных переговоров абонентов - юридических лиц.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Юристы говорят, что при разработке закона N230 не увидели технические нестыковки нового документа с другими законами. Так согласно статье 53 закона "О связи" информация об абоненте считается сведениями "ограниченного доступа" и может предоставляться третьим лицам без согласия самих абонентов только в случаях, прямо перечисленных в законе. Но это полномочие у приставов в законе N230 действительно прямо не предусмотрено.

Суды в этом деле должны были установить, относятся ли запрошенные у оператора сведения к предмету проверки, которую проводил пристав. Но они этого не сделали. Госорган, по сути, может запрашивать любую информацию в рамках проверки, но при условии, что эти сведения относятся к предмету проверочных мероприятий. Эксперты перечислили, кто может получать информацию об абонентах у оператора связи.

Это органы, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность и обеспечивают безопасность РФ, - могут запрашивать информацию, которая необходима для "выполнения возложенных на эти органы задач". Следом идут приставы, которые могут запрашивать информацию о персональных данных. Если речь идет об абоненте - физлице, то эти сведения могут предоставить только по решению суда.

И, наконец, сам суд в рамках рассматриваемых им дел (в объеме, необходимом для такого рассмотрения).

Да и сами абоненты при желании могут узнать у своего оператора, кто и какую информацию о них запрашивал. Для этого надо написать запрос в компанию с просьбой сообщить, кто, когда и на каком основании требовал информацию о нем. Правда, может случиться так, что из-за тайны следствия оператор не расскажет своему клиенту о некоторых запросах.

Очень полезное толкование закона сделал Верховный суд РФ для тех, кто устал от бесконечных звонков коллекторов и решил на них жаловаться. Понятно, что спор, который изучал Верховный суд, касается конкретной коллизии, но для всех остальных такое разъяснение полезно в первую очередь правовым анализом очень распространенной ситуации.

Верховный суд: приставам нельзя просить детализацию звонков у сотовой компании, если абонент - организация. Фото: Александр Корольков

Верховный суд: приставам нельзя просить детализацию звонков у сотовой компании, если абонент - организация. Фото: Александр Корольков

Наша история началась в Ростове-на-Дону с того, что должница, которую довели до белого каления бесконечные звонки и СМС коллекторов, пожаловалась на них в Федеральную службу судебных приставов. Напомним, что именно эта организация следит, чтобы коллекторы не нарушали закон.

Фото: Getty Images

Приставы жалобу приняли и запросили у мобильного оператора информацию о звонках заявительнице с номера коллекторского агентства. Пытались узнать, как часто те беспокоили должницу. Но получили неожиданный ответ - телекоммуникационная компания ответила им, что у приставов нет полномочий требовать такую информацию. Сотовый оператор плюс к такому ответу попросил суд признать обращение приставов незаконным.

Уточним, что в 2016 году был принят Закон N 230 "О защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. ". На основании которого полномочия по контролю за коллекторским рынком отдали службе судебных приставов. Так что законом приставам разрешено проверять коллекторов и выписывать административные протоколы за нарушения норм общения с должниками. Но несостыковки все же остались, и их выявила ситуация в Ростове-на-Дону.

Но сотовая компания отказалась отвечать на запрос пристава и обжаловала их действия в суде. В общей сложности прошло три местных судебных инстанции. И все они приняли решение, что запрос пристава был законным - пристав исполнял свои обязанности. Судьи добавили, что представитель госоргана действовал единственным верным путем, который предусмотрен действующим законодательством для подобных случаев.

Сотовая компания с таким решением не согласилась и пожаловалась на местные суды в Верховный суд.По мнению оператора, у приставов в подобных случаях есть право получить от них доступ только к персональным данным. А конкретно в этом случае пристав хотел получить сведения, которые относятся к тайной связи абонента - юридического лица. И по действующему закону приставы не имеют полномочий запрашивать такую информацию. По мнению оператора, термины "персональные данные" и "сведения об абоненте" - не одно и то же.

Приставы же настаивали, что действовали в рамках своих полномочий и защищали права гражданина. Но Верховный суд изучил материалы дела и решил, что прав именно сотовый оператор - приставам нельзя направлять запросы мобильным операторам с требованием предоставить детализацию телефонных переговоров абонентов - юридических лиц.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Юристы говорят, что при разработке закона N230 не увидели технические нестыковки нового документа с другими законами. Так согласно статье 53 закона "О связи" информация об абоненте считается сведениями "ограниченного доступа" и может предоставляться третьим лицам без согласия самих абонентов только в случаях, прямо перечисленных в законе. Но это полномочие у приставов в законе N230 действительно прямо не предусмотрено.

Суды в этом деле должны были установить, относятся ли запрошенные у оператора сведения к предмету проверки, которую проводил пристав. Но они этого не сделали. Госорган, по сути, может запрашивать любую информацию в рамках проверки, но при условии, что эти сведения относятся к предмету проверочных мероприятий. Эксперты перечислили, кто может получать информацию об абонентах у оператора связи.

Это органы, которые осуществляют оперативно-разыскную деятельность и обеспечивают безопасность РФ, - могут запрашивать информацию, которая необходима для "выполнения возложенных на эти органы задач". Следом идут приставы, которые могут запрашивать информацию о персональных данных. Если речь идет об абоненте - физлице, то эти сведения могут предоставить только по решению суда.

И, наконец, сам суд в рамках рассматриваемых им дел (в объеме, необходимом для такого рассмотрения).

Да и сами абоненты при желании могут узнать у своего оператора, кто и какую информацию о них запрашивал. Для этого надо написать запрос в компанию с просьбой сообщить, кто, когда и на каком основании требовал информацию о нем. Правда, может случиться так, что из-за тайны следствия оператор не расскажет своему клиенту о некоторых запросах.

Как приставы ФССП взыскивают долги с физических лиц

Взыскание долгов может проводиться разными способами – досудебным, внесудебным и судебным. В случае положительного решения суда подключается федеральное ведомство судебных приставов. О том, как ФССП взыскивает долги с физических лиц, как происходит эта процедура, и какие устанавливаются сроки взыскания – читайте далее.

Как ФССП взыскивает долги с физических лиц

Если суд вынес постановление о взыскании долга с физического лица, то соответствующий документ поступит в территориальное ведомство судебных приставов, по месту проживания должника. После этого ФССП оповестит физлицо повесткой.

Есть и еще один способ для взыскания дога с физического лица. Взыскатель сам может обратиться по месту регистрации того, кто ему должен, и подать заявление на возбуждение исполнительного производства ФССП. В таком случае вам потребуется выяснить место его работы, и банковское учреждение, в котором открыт счет у должника.

Как приставы ФССП взыскивают долги

Спустя несколько дней судебные приставы отроют исполнительное производство, и процесс будет запущен в действие. Это дает старт для принудительного взыскания средств – от ареста счетов до распродажи имущества.

Важно! Без судебного решения ФССП не вправе начать исполнительное производство. По закону только судебный документ позволяет открытие ИП.

Процедура взыскания долгов ФССП

Сначала пристав возбуждает исполнительное производство. Это первый этап в процедуре взыскания. Открывается оно на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Далее происходит следующее:

  1. Кредитор и должник получают уведомления об открытии исполнительного производства (ИП).
  2. После этого через 5 дней на имущество и счета должника приставы накладывают арест. Дело в том что 5-тидневный срок дается на добровольное погашение долга.
  3. Производство будет закрыто в двух случая – долг невозможно списать, долг был полностью погашен.
  4. Если ИП закрыто из-за невозможности взыскания задолженности, то спустя полгода кредитор вправе повторно обратиться к приставам.

Как с физических лиц приставы ФССП взыскивают долги

Взыскание может происходить по нескольким направлениям. Все зависит от финансовых возможностей и инструментов должника:

  1. С открытых банковских счетов и заработной платы.
  2. Арест и распродажа имущества.

Если исполнительные документы предписывают возможность взыскания с зарплаты, а также иных доходов, то применяется такой вариант. Но всегда учитывается размер прожиточного минимума. Удержать доход от зарплаты могут, когда других финансов и имущества не достаточно для его покрытия.

Как приставы взыскивают долги с физических лиц

Взыскание имущества должника происходит с наложением на него ареста. Это применяется, когда у должника нет денег вообще, а сумма долга слишком велика. В этом случае имущество распродается на торгах, и по комиссионной технологии.

Сроки исковой давности по взысканию долгов ФССП

Задолженность разрешается взыскивать в течение трех лет после предъявления исполнительного листа, выданного судом. Истечение этого срока не означает окончание действий. По кредитной задолженности у судебных приставов исполнительное производство может быть возобновлено.

Срок давности ИП не равен сроку давности судебного решения. В отличие от него, производство в ФССП может быть открыто повторно, как только кредитор подаст соответствующее заявление.

Причем такая процедура может повторяться бесконечное количество раз. Исполнительный лист утратит свою силу только в том случае, если в течение своего трехлетнего срока он не будет предъявлен повторно.

Как приставы взыскивают долги

Читайте также: