Субсидия по постановлению 576 облагается ли налогами
Обновлено: 25.06.2024
В период распространения коронавирусной инфекции появились несколько новых видов государственной поддержки для различных категорий хозяйствующий субъектов и населения. В частности, в целях поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрена выплата его субъектам безвозмездной финансовой помощи в виде субсидии на первоочередные цели, в том числе на выплату заработной платы. Расскажем, как учесть такую помощь в налоговом учете.
Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).
Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:
Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:
- на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
- на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.
Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.
Таким образом, данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. в расчете 12130 руб. на одного работника.
Поскольку иное Правилами не установлено, данная субсидия, по своей сути, целевой не является, в этой связи руководитель или иное уполномоченное лицо получателя субсидии вправе принять самостоятельное решение о составе первоочередных расходов, на оплату которых будет направлена полученная субсидия, в том числе на аренду, коммунальные платежи, заработную плату и т.п.
Налог на прибыль, УСН и ЕСХН
В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.
Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.
В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).
Налог на добавленную стоимость
Полученные из российской бюджетной системы субсидии в зависимости от их вида и целевого назначения могут, как учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, так и не оказывать влияние на ее размер.
В данном случае, как было указано ранее, субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в неблагоприятных условиях, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, то есть на финансирование затрат и не вязаны с компенсацией недополученных доходов.
В этой связи суммы полученных субсидий при определении облагаемой базы по НДС не учитываются, что подтверждается сложившейся в настоящее время арбитражной практикой (см. Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881, пункт 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), пункт 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения). Аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и специалисты финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).
При этом не имеет определяющего значения момент осуществления оплаты за счет субсидированных средств, то есть приобретены какие-либо ценности за счет полученной субсидии или она компенсирует уже ранее понесенные расходы: ни в одном из указанных случаев объекта обложения НДС не возникает.
Страховые взносы и НДФЛ
Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями. В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились. Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.
По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.
Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.
Кроме льготных кредитов, переноса сроков уплаты налогов/взносов, понижения ставок арендной платы, государство решило оказать бизнесу и реальную помощь. А именно перечислить на расчетные счета организаций и ИП деньги из бюджета безвозмездно, то есть даром. Но дадут бюджетные субсидии не всем, сумма будет ограничена, а для получения надо еще соблюсти определенные условия. Обещали, что и с налогами проблем быть не должно.
Правительство намерено выделить субсидии только микро-, малому и среднему бизнесу по Перечню отраслей, которые в наибольшей степени пострадали из-за коронавируса. К ним относятся, в частности, услуги по автоперевозкам, розничная торговля непродовольственными товарами, услуги парикмахерских, салонов красоты, деятельность общепита, фитнес-центров, турагентств (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 18.04.2020) "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").
Но имейте в виду, что в Постановлении Правительства, которым утверждены пострадавшие отрасли, напротив каждой из них указан конкретный код вида деятельности по ОКВЭД2. И субсидии дадут только тем, у кого этот код указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП как основной по состоянию на 1 марта 2020 г. (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"). Если ваш вид деятельности не основной либо он вообще не указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то, даже если вы ведете его по факту, субсидию вам не дадут. Многие организации и ИП стали в спешном порядке менять коды ОКВЭД2, но, увы, изменение их задним числом не спасет. Здесь налоговики будут действовать формально.
Каковы условия получения бюджетных денег
- организация/ИП должны быть включены в реестр субъектов МСП по состоянию на 01.03.2020;
- в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по состоянию на 01.03.2020 должен быть зафиксирован основной вид деятельности по ОКВЭД2 из Перечня наиболее пострадавших отраслей;
- организация не находится в процессе ликвидации, не принято решение о ее предстоящем исключении из ЕГРЮЛ, в отношении организации или ИП не введена процедура банкротства;
- у организации/ИП по состоянию на 01.03.2020 недоимка по налогам и страховым взносам в совокупности не превышает 3000 руб.;
- количество работников организации/ИП в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% от количества работников в марте 2020 г.
ФНС дополнила правительственный Перечень еще одним условием — заявитель вовремя сдал СЗВ-М за март 2020 г.
Сколько выделят
- для организации — 12 130 руб. х Количество работников в марте;
- для ИП с работниками — 12 130 руб. х Количество работников в марте, увеличенное на единицу, то есть еще и на самого ИП;
- для ИП без работников — 12 130 руб.
Количество работников ФНС будет брать из форм СЗВ-М, которые вы сдали в свое отделение ПФР. Для этого налоговики будут сами запрашивать информацию из ПФР. Перед тем как выделить субсидию за апрель, они сравнят количество работников, указанное в СЗВ-М за март и за апрель. А перед выделением субсидии за май — за март и за май. Например, если в марте в организации или у ИП занято 10 человек, то для получения субсидии в апреле и в мае должно работать как минимум 9 человек.
Однако есть одна проблема. Дело в том, что в СЗВ-М указываются как лица, с которыми заключены трудовые договоры, так и лица, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера. И из формы СЗВ-М не видно, кто из указанных в ней работник организации, а кто нет. И если при штате 10 человек в марте, помимо своих работников, было два человека, работающих по ГПД, а уже в апреле и мае работающих по ГПД не было, то по СЗВ-М получится, что количество человек в апреле и мае по сравнению с мартом составит 83,3% (10 чел. / 12 чел. х 100%). А раз оно будет менее 90% от количества работников в марте, то организация, которая не сокращала штат работников, будет лишена субсидии по формальному основанию. Хотя на самом деле она имеет право ее получить.
С вопросом, будет ли ФНС отслеживать тех, кто является работниками, и тех, кто выполняет работы по ГПД, и какие данные она будет принимать во внимание, мы обратились к специалисту ФНС.
На физлиц, с которыми заключены ГПД, субсидия не положена
Григоренко Екатерина Сергеевна, оветник государственной гражданской службы РФ 2 класса:
— Как указано на сайте ФНС и в Постановлении Правительства от 24.04.2020 № 576, для того чтобы принять решение о выплате субсидии налоговые органы будут руководствоваться именно СЗВ-М в части количества лиц. Причем из Постановления № 576 следует, что субсидия положена именно работодателям, которые сохранили количество работников в апреле и в мае на уровне не менее 90% по отношению к марту 2020 г. То есть на физлиц, с которыми заключены ГПД, субсидия не должна предоставляться.
И действительно, принимать во внимание только форму СЗВ-М для решения вопроса о выплате субсидии может быть недостаточно в том случае, если у компании имелись в марте 2020 г. заключенные договоры гражданско-правового характера.
Полагаю, что налоговый орган для решения указанного вопроса может руководствоваться также расчетом по страховым взносам (Приказ ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"). В нем разграничены лица, работающие по трудовому договору и по ГПД. Поскольку выплаты по ГПД не подлежат обложению взносами на ВНиМ (ст. 422, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020)), то они не отражаются в приложении № 2 к разделу 1 РСВ. Этих физлиц нет и в строке 010 этого приложения в составе застрахованных лиц. Но количество этих лиц и выплаты им включаются в подразделы 1.1 и 1.2 приложения № 1 к разделу 1, поскольку взносы на ОПС и ОМС на выплаты по ГПД начисляются. Соответственно, при установлении разных данных между приложением № 2 и подразделами 1.1 и 1.2 приложения № 1 РСВ (в виде количества застрахованных лиц и сумм выплат) можно прийти к выводу, что у организации имеются лица, работающие по ГПД. Кроме того, выплаты физлицу по ГПД отдельно по каждому месяцу указываются в графе 160 подраздела 3.2.1.
Таким образом, по указанному алгоритму можно уточнить всех лиц, работающих по ГПД с целью определения соблюдения критериев для получения субсидий. Также рекомендуется в инициативном порядке представить сведения (о штатных и нештатных работниках) в налоговый орган одновременно с заявлением на получение субсидии.
Как получить субсидию
- для получения субсидии за апрель 2020 г. — с 1 мая до 1 июня;
- для получения субсидии за май 2020 г. — с 1 июня до 1 июля.
В этом заявлении необходимо указать реквизиты счета, на который вы хотите получить субсидию (номер счета, наименование банка, корсчет, БИК и т. д.).
Кстати, на сайте ФНС уже появился специальный онлайн-сервис, при помощи которого можно узнать, вправе ли вы претендовать на субсидию, и подать заявление на ее получение.
Когда поступят деньги на расчетный счет
- 3 рабочих дня дается ИФНС для проверки вашей организации/ИП на соответствие всем условиям. Если все хорошо, то ИФНС сообщит об этом в ФНС, а уже она рассчитает размер субсидии, включит вас в реестр получателей субсидий и направит его в электронном виде в Федеральное казначейство;
- 1 рабочий день отводится на получение реестра казначейством из ФНС и 3 рабочих дня дается казначейству на передачу реестра в банк для перечисления субсидии на ваш расчетный счет.
А могут ли отказать в помощи?
Да, если вы не удовлетворяете всем условиям, необходимым для выделения субсидии. В этом случае вам придет (через ТКС, личный кабинет или по почте) сообщение об отказе в предоставлении субсидии. Такое сообщение ФНС направит вам в течение 3 рабочих дней со дня получения от вас заявления, но не ранее 18 мая по субсидиям за апрель и не ранее 18 июня по субсидиям за май. Также в субсидии могут отказать, если вы нарушите срок подачи заявления на ее получение (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").
На что можно потратить субсидию
Изначально предполагалось, что ее можно будет потратить на выплату зарплаты работникам. Но теперь в Правилах предоставления субсидий, утвержденных Постановлением № 576, сказано, что субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат, связанных с ведением деятельности, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.
Поскольку субсидии будут выделяться постфактум, когда зарплаты за апрель и май в большинстве случаев уже будут выплачены работникам, то, видимо, их разрешили расходовать на любые текущие затраты (например, на оплату коммуналки, аренды, товаров).
А что с налогами?
- включать в доходы, поскольку эти субсидии прямо назвали в ст. 251 НК в числе доходов, не учитываемых при определении налоговой базы;
- учитывать при расчете налога на прибыль расходы, произведенные за счет этих субсидий (например, начисленную зарплату из расчета 12 130 руб. на одного работника либо стоимость сырья и материалов, оплаченную за счет субсидии). Получается, надо письменно зафиксировать, на что потрачены бюджетные деньги.
Обратите внимание, эта норма не касается зарплат, которые вы начислите работникам за счет субсидии. В общем порядке с этих зарплат надо исчислить НДФЛ, удержать его при выплате денег работникам и перечислить в бюджет (пп. 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Все поправки, касающиеся налогообложения субсидий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. (ст. 3, Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
К тому же в этих Правилах ничего не говорится о том, как налоговики собираются контролировать использование организациями и ИП полученных субсидий. Скорее всего, проверять будут при выездных проверках.
Представители пострадавших от коронавируса 2020 отраслей и сфер деятельности уже получили средства господдержки, положенные на зарплату работников. Как правильно отразить полученные деньги в бухучете? Придется ли в конечном счете заплатить с них налоги? Из этой статьи узнаете про бухгалтерский и налоговый учёт субсидий 2020 от государства в связи с коронавирусом.
Получение субсидии из-за коронавируса в бухгалтерском учете
Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?
Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.
Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов. Обратим внимание, что в той же Инструкции есть и рекомендация о том, что счет 98 по кредиту корреспондирует со счетом 86.
Таким образом, идеальным с формальной точки зрения будет следующий блок проводок при получении субсидии:
- Дт 86 Кт 98 – отражено право на получение субсидии (начисление);
- Дт 51 Кт 86 – субсидия зачислена на банковский счет (получение).
Остается вопрос о необходимости лишней прогонки по счетам одной и той же суммы. Ведь, для упрощения записей счет 98 можно просто исключить. Тогда субсидия отражают так:
Дт 51 – Кт 86
Далее произведенные компенсируемые расходы можно списывать через дебет 86 счета.
Расходование средств субсидии в бухучете
При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.
Разберем ситуацию на примерах:
Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.
При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:
- Дт 44 Кт 70 300 000;
- Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
- Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
- Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
- Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.
Компания направляет субсидию на погашение части расходов по аренде. Сумма аренды за оплачиваемый месяц – 120 000 руб. ( в т. ч. НДС – 20 000 руб.). Сумма субсидии, полученной на 5 работников – 60 650 руб.
При расходовании субсидии на что-то отличное от зарплаты тоже необходимо соблюдать некоторые условия:
- Дт 26 Кт 60 – 100 000 – начислена аренда;
- Дт 19 Кт 60 – 20 000 – входной НДС по аренде;
- Дт 60 Кт 51 – 60 650 – часть арендной платы оплачена за счет субсидии;
- Дт 60 Кт 51 – 39 350 – остаток арендной платы выплачен за счет собственных средств;
- Дт 86 Кт 26 – 60 650 – отражено использование субсидии;
- Дт 68 Кт 19 – 20 000 – входной НДС принят к вычету.
Нюансы налогового учета субсидии
Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.
В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.
В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.
И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.
Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:
- у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
- для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).
Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.
Подводим итоги
Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.
Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.
Читайте также:
- Регистры налогового учета по ндс в 1с
- Что относится к недвижимому имуществу в 2020 году для налога на имущество
- Беззаявительный порядок предоставления налоговых льгот по транспортному и земельному налогу
- Облагается ли ндс лицензионное вознаграждение нерезиденту
- Верификация налоговой и бухгалтерской отчетности