Субсидия по постановлению 576 облагается ли налогами

Обновлено: 25.06.2024

В период распространения коронавирусной инфекции появились несколько новых видов государственной поддержки для различных категорий хозяйствующий субъектов и населения. В частности, в целях поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрена выплата его субъектам безвозмездной финансовой помощи в виде субсидии на первоочередные цели, в том числе на выплату заработной платы. Расскажем, как учесть такую помощь в налоговом учете.

Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 (далее — Правила).

Как следует из пункта 1 Правил, право на получение субсидии возникает у организации или индивидуального предпринимателя (далее — получателей субсидии), которые по состоянию на 01.03.2020 года соответствуют следующим критериям:

Согласно пункту 4 Правил размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 г., составляющей 12130 рублей:

  • на количество работников в марте 2020 г. — в отношении организаций;
  • на количество работников в марте 2020 г., увеличенное на единицу, — в отношении индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда, то есть 12130 рублей.

Таким образом, данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. в расчете 12130 руб. на одного работника.

Поскольку иное Правилами не установлено, данная субсидия, по своей сути, целевой не является, в этой связи руководитель или иное уполномоченное лицо получателя субсидии вправе принять самостоятельное решение о составе первоочередных расходов, на оплату которых будет направлена полученная субсидия, в том числе на аренду, коммунальные платежи, заработную плату и т.п.

Налог на прибыль, УСН и ЕСХН

В связи с принятием Правительством РФ решения о выплате рассматриваемой субсидии Федеральным законом от 22.04.2020 N 121-ФЗ (далее — Закон № 121) в часть вторую НК РФ были внесены изменения.

Таким образом, суммы полученных субсидий и произведенных за их счет получателями субсидий расходы при определении облагаемой базы по налогу на прибыль не учитываются. По этой причине, хотя формально данная обязанность нормами НК РФ не предусмотрена, фактически получателям субсидий необходимо организовать раздельный учет полученных в виде субсидии средств и произведенных за их счет расходов.

В аналогичном порядке суммы полученных субсидий (пункт 1 ст. 346.5 НК РФ) и произведенные за их счет расходы (пункт 3 ст. 346.5 и пункт 49 ст. 270 НК РФ) учитываются налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей, а также упрощенную систему налогообложения (подпункт 1.1 п.1 и п. 2 ст. 346.15 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость

Полученные из российской бюджетной системы субсидии в зависимости от их вида и целевого назначения могут, как учитываться при определении налогооблагаемой базы по НДС, так и не оказывать влияние на ее размер.

В данном случае, как было указано ранее, субсидии предоставляются в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в неблагоприятных условиях, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников, то есть на финансирование затрат и не вязаны с компенсацией недополученных доходов.

В этой связи суммы полученных субсидий при определении облагаемой базы по НДС не учитываются, что подтверждается сложившейся в настоящее время арбитражной практикой (см. Определение СКЭС ВС РФ от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881, пункт 32 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2019), пункт 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в третьем квартале 2019 года по вопросам налогообложения). Аналогичного мнения по данному вопросу придерживаются и специалисты финансового ведомства (см., например, письмо Минфина России от 28.10.2019 N 03-03-06/1/82634).

При этом не имеет определяющего значения момент осуществления оплаты за счет субсидированных средств, то есть приобретены какие-либо ценности за счет полученной субсидии или она компенсирует уже ранее понесенные расходы: ни в одном из указанных случаев объекта обложения НДС не возникает.

Страховые взносы и НДФЛ

Отдельно следует остановиться на выплате за счет средств полученной субсидии заработной платы работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и индивидуальными предпринимателями. В этой связи сразу оговоримся, что в отличие от налога на прибыль и НДС в отношении обложения выплат в пользу работников получателей субсидий страховыми взносами и НДФЛ каких-либо изменения и дополнения в положения НК РФ и другие нормативные акты, регулирующие вопросы исчисления и уплаты налогов и сборов, не вносились. Кроме того, еще раз отметим, что, хотя размер субсидии и исчисляется исходя из минимального размера оплаты труда, полученные средства целевыми не являются.

По этой причине, начисления в пользу работников, в том числе заработной платы за апрель и май 2020 года в полной мере соответствуют условиям их признания объектом обложения страховыми взносами, установленными положениями статьи 420 НК РФ. При этом никаких изъятий в отношении указанных начислений, произведенных за счет средств полученных субсидий в перечне выплат, установленных статьей 422 НК РФ и не облагаемых страховыми взносами, не установлено.

Аналогичным образом подлежит разрешению вопрос и об обложении НДФЛ выплат, произведенных в пользу работников за счет средств государственной поддержки, — они включаются в объект налогообложения и формируют налогооблагаемую базу по НДФЛ в соответствии с нормами статьи 210 НК РФ, поскольку каких-либо исключений в их отношении положениями статьи 217 НК РФ не предусмотрено.

Таким образом, суммы заработной платы, выплачиваемые работникам (в том числе индивидуального предпринимателя) за счет средств полученной субсидии, подлежат обложению страховыми взносами и НДФЛ в общеустановленном порядке.

Кроме льготных кредитов, переноса сроков уплаты налогов/взносов, понижения ставок арендной платы, государство решило оказать бизнесу и реальную помощь. А именно перечислить на расчетные счета организаций и ИП деньги из бюджета безвозмездно, то есть даром. Но дадут бюджетные субсидии не всем, сумма будет ограничена, а для получения надо еще соблюсти определенные условия. Обещали, что и с налогами проблем быть не должно.

Пра­ви­тель­ство на­ме­ре­но вы­де­лить суб­си­дии толь­ко мик­ро-, ма­ло­му и сред­не­му биз­не­су по Пе­реч­ню от­рас­лей, ко­то­рые в наи­боль­шей сте­пе­ни по­стра­да­ли из-за ко­ро­на­ви­ру­са. К ним от­но­сят­ся, в част­но­сти, услу­ги по ав­то­пе­ре­воз­кам, роз­нич­ная тор­гов­ля непро­до­воль­ствен­ны­ми то­ва­ра­ми, услу­ги па­рик­ма­хер­ских, са­ло­нов кра­со­ты, де­я­тель­ность об­ще­пи­та, фит­нес-цен­тров, ту­ра­гентств (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 (ред. от 18.04.2020) "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").

Но имей­те в виду, что в По­ста­нов­ле­нии Пра­ви­тель­ства, ко­то­рым утвер­жде­ны по­стра­дав­шие от­рас­ли, на­про­тив каж­дой из них ука­зан кон­крет­ный код вида де­я­тель­но­сти по ОКВЭ­Д2. И суб­си­дии дадут толь­ко тем, у кого этот код ука­зан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП как ос­нов­ной по со­сто­я­нию на 1 марта 2020 г. (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции"). Если ваш вид де­я­тель­но­сти не ос­нов­ной либо он во­об­ще не ука­зан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, то, даже если вы ве­де­те его по факту, суб­си­дию вам не дадут. Мно­гие ор­га­ни­за­ции и ИП стали в спеш­ном по­ряд­ке ме­нять коды ОКВЭ­Д2, но, увы, из­ме­не­ние их зад­ним чис­лом не спа­сет. Здесь на­ло­го­ви­ки будут дей­ство­вать фор­маль­но.

Каковы условия получения бюджетных денег

  • ор­га­ни­за­ция/ИП долж­ны быть вклю­че­ны в ре­естр субъ­ек­тов МСП по со­сто­я­нию на 01.03.2020;
  • в ЕГРЮЛ/ЕГРИП по со­сто­я­нию на 01.03.2020 дол­жен быть за­фик­си­ро­ван ос­нов­ной вид де­я­тель­но­сти по ОКВЭ­Д2 из Пе­реч­ня наи­бо­лее по­стра­дав­ших от­рас­лей;
  • ор­га­ни­за­ция не на­хо­дит­ся в про­цес­се лик­ви­да­ции, не при­ня­то ре­ше­ние о ее пред­сто­я­щем ис­клю­че­нии из ЕГРЮЛ, в от­но­ше­нии ор­га­ни­за­ции или ИП не вве­де­на про­це­ду­ра банк­рот­ства;
  • у ор­га­ни­за­ции/ИП по со­сто­я­нию на 01.03.2020 недо­им­ка по на­ло­гам и стра­хо­вым взно­сам в со­во­куп­но­сти не пре­вы­ша­ет 3000 руб.;
  • ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков ор­га­ни­за­ции/ИП в ме­ся­це, за ко­то­рый вы­пла­чи­ва­ет­ся суб­си­дия, со­став­ля­ет не менее 90% от ко­ли­че­ства ра­бот­ни­ков в марте 2020 г.

ФНС до­пол­ни­ла пра­ви­тель­ствен­ный Пе­ре­чень еще одним усло­ви­ем — за­яви­тель во­вре­мя сдал СЗВ-М за март 2020 г.

Сколько выделят

  • для ор­га­ни­за­ции — 12 130 руб. х Ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков в марте;
  • для ИП с ра­бот­ни­ка­ми — 12 130 руб. х Ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков в марте, уве­ли­чен­ное на еди­ни­цу, то есть еще и на са­мо­го ИП;
  • для ИП без ра­бот­ни­ков — 12 130 руб.

Ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков ФНС будет брать из форм СЗВ-М, ко­то­рые вы сдали в свое от­де­ле­ние ПФР. Для этого на­ло­го­ви­ки будут сами за­пра­ши­вать ин­фор­ма­цию из ПФР. Перед тем как вы­де­лить суб­си­дию за ап­рель, они срав­нят ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков, ука­зан­ное в СЗВ-М за март и за ап­рель. А перед вы­де­ле­ни­ем суб­си­дии за май — за март и за май. На­при­мер, если в марте в ор­га­ни­за­ции или у ИП за­ня­то 10 че­ло­век, то для по­лу­че­ния суб­си­дии в ап­ре­ле и в мае долж­но ра­бо­тать как ми­ни­мум 9 че­ло­век.

Од­на­ко есть одна про­бле­ма. Дело в том, что в СЗВ-М ука­зы­ва­ют­ся как лица, с ко­то­ры­ми за­клю­че­ны тру­до­вые до­го­во­ры, так и лица, с ко­то­ры­ми за­клю­че­ны до­го­во­ры граж­дан­ско-пра­во­во­го ха­рак­те­ра. И из формы СЗВ-М не видно, кто из ука­зан­ных в ней ра­бот­ник ор­га­ни­за­ции, а кто нет. И если при штате 10 че­ло­век в марте, по­ми­мо своих ра­бот­ни­ков, было два че­ло­ве­ка, ра­бо­та­ю­щих по ГПД, а уже в ап­ре­ле и мае ра­бо­та­ю­щих по ГПД не было, то по СЗВ-М по­лу­чит­ся, что ко­ли­че­ство че­ло­век в ап­ре­ле и мае по срав­не­нию с мар­том со­ста­вит 83,3% (10 чел. / 12 чел. х 100%). А раз оно будет менее 90% от ко­ли­че­ства ра­бот­ни­ков в марте, то ор­га­ни­за­ция, ко­то­рая не со­кра­ща­ла штат ра­бот­ни­ков, будет ли­ше­на суб­си­дии по фор­маль­но­му ос­но­ва­нию. Хотя на самом деле она имеет право ее по­лу­чить.

С во­про­сом, будет ли ФНС от­сле­жи­вать тех, кто яв­ля­ет­ся ра­бот­ни­ка­ми, и тех, кто вы­пол­ня­ет ра­бо­ты по ГПД, и какие дан­ные она будет при­ни­мать во вни­ма­ние, мы об­ра­ти­лись к спе­ци­а­ли­сту ФНС.

На физлиц, с которыми заключены ГПД, субсидия не положена

Григоренко Ека­те­ри­на Сер­ге­ев­на, о­вет­ник го­су­дар­ствен­ной граж­дан­ской служ­бы РФ 2 клас­са:

— Как ука­за­но на сайте ФНС и в По­ста­нов­ле­нии Пра­ви­тель­ства от 24.04.2020 № 576, для того чтобы при­нять ре­ше­ние о вы­пла­те суб­си­дии на­ло­го­вые ор­га­ны будут ру­ко­вод­ство­вать­ся имен­но СЗВ-М в части ко­ли­че­ства лиц. При­чем из По­ста­нов­ле­ния № 576 сле­ду­ет, что суб­си­дия по­ло­же­на имен­но ра­бо­то­да­те­лям, ко­то­рые со­хра­ни­ли ко­ли­че­ство ра­бот­ни­ков в ап­ре­ле и в мае на уровне не менее 90% по от­но­ше­нию к марту 2020 г. То есть на физ­лиц, с ко­то­ры­ми за­клю­че­ны ГПД, суб­си­дия не долж­на предо­став­лять­ся.

И дей­стви­тель­но, при­ни­мать во вни­ма­ние толь­ко форму СЗВ-М для ре­ше­ния во­про­са о вы­пла­те суб­си­дии может быть недо­ста­точ­но в том слу­чае, если у ком­па­нии име­лись в марте 2020 г. за­клю­чен­ные до­го­во­ры граж­дан­ско-пра­во­во­го ха­рак­те­ра.

По­ла­гаю, что на­ло­го­вый орган для ре­ше­ния ука­зан­но­го во­про­са может ру­ко­вод­ство­вать­ся также рас­че­том по стра­хо­вым взно­сам (Приказ ФНС России от 18.09.2019 N ММВ-7-11/470@ "Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка ее заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме и о признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@"). В нем раз­гра­ни­че­ны лица, ра­бо­та­ю­щие по тру­до­во­му до­го­во­ру и по ГПД. По­сколь­ку вы­пла­ты по ГПД не под­ле­жат об­ло­же­нию взно­са­ми на ВНиМ (ст. 422, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 24.04.2020)), то они не от­ра­жа­ют­ся в при­ло­же­нии № 2 к раз­де­лу 1 РСВ. Этих физ­лиц нет и в стро­ке 010 этого при­ло­же­ния в со­ста­ве за­стра­хо­ван­ных лиц. Но ко­ли­че­ство этих лиц и вы­пла­ты им вклю­ча­ют­ся в под­раз­де­лы 1.1 и 1.2 при­ло­же­ния № 1 к раз­де­лу 1, по­сколь­ку взно­сы на ОПС и ОМС на вы­пла­ты по ГПД на­чис­ля­ют­ся. Со­от­вет­ствен­но, при уста­нов­ле­нии раз­ных дан­ных между при­ло­же­ни­ем № 2 и под­раз­де­ла­ми 1.1 и 1.2 при­ло­же­ния № 1 РСВ (в виде ко­ли­че­ства за­стра­хо­ван­ных лиц и сумм вы­плат) можно прий­ти к вы­во­ду, что у ор­га­ни­за­ции име­ют­ся лица, ра­бо­та­ю­щие по ГПД. Кроме того, вы­пла­ты физ­ли­цу по ГПД от­дель­но по каж­до­му ме­ся­цу ука­зы­ва­ют­ся в графе 160 под­раз­де­ла 3.2.1.

Таким об­ра­зом, по ука­зан­но­му ал­го­рит­му можно уточ­нить всех лиц, ра­бо­та­ю­щих по ГПД с целью опре­де­ле­ния со­блю­де­ния кри­те­ри­ев для по­лу­че­ния суб­си­дий. Также ре­ко­мен­ду­ет­ся в ини­ци­а­тив­ном по­ряд­ке пред­ста­вить све­де­ния (о штат­ных и нештат­ных ра­бот­ни­ках) в на­ло­го­вый орган од­но­вре­мен­но с за­яв­ле­ни­ем на по­лу­че­ние суб­си­дии.

Как получить субсидию

  • для по­лу­че­ния суб­си­дии за ап­рель 2020 г. — с 1 мая до 1 июня;
  • для по­лу­че­ния суб­си­дии за май 2020 г. — с 1 июня до 1 июля.

В этом за­яв­ле­нии необ­хо­ди­мо ука­зать рек­ви­зи­ты счета, на ко­то­рый вы хо­ти­те по­лу­чить суб­си­дию (номер счета, на­име­но­ва­ние банка, кор­с­чет, БИК и т. д.).

Кста­ти, на сайте ФНС уже по­явил­ся спе­ци­аль­ный он­лайн-сер­вис, при по­мо­щи ко­то­ро­го можно узнать, впра­ве ли вы пре­тен­до­вать на суб­си­дию, и по­дать за­яв­ле­ние на ее по­лу­че­ние.

Когда поступят деньги на расчетный счет

  • 3 ра­бо­чих дня да­ет­ся ИФНС для про­вер­ки вашей ор­га­ни­за­ции/ИП на со­от­вет­ствие всем усло­ви­ям. Если все хо­ро­шо, то ИФНС со­об­щит об этом в ФНС, а уже она рас­счи­та­ет раз­мер суб­си­дии, вклю­чит вас в ре­естр по­лу­ча­те­лей суб­си­дий и на­пра­вит его в элек­трон­ном виде в Фе­де­раль­ное каз­на­чей­ство;
  • 1 ра­бо­чий день от­во­дит­ся на по­лу­че­ние ре­ест­ра каз­на­чей­ством из ФНС и 3 ра­бо­чих дня да­ет­ся каз­на­чей­ству на пе­ре­да­чу ре­ест­ра в банк для пе­ре­чис­ле­ния суб­си­дии на ваш рас­чет­ный счет.

А могут ли отказать в помощи?

Да, если вы не удо­вле­тво­ря­е­те всем усло­ви­ям, необ­хо­ди­мым для вы­де­ле­ния суб­си­дии. В этом слу­чае вам при­дет (через ТКС, лич­ный ка­би­нет или по почте) со­об­ще­ние об от­ка­зе в предо­став­ле­нии суб­си­дии. Такое со­об­ще­ние ФНС на­пра­вит вам в те­че­ние 3 ра­бо­чих дней со дня по­лу­че­ния от вас за­яв­ле­ния, но не ранее 18 мая по суб­си­ди­ям за ап­рель и не ранее 18 июня по суб­си­ди­ям за май. Также в суб­си­дии могут от­ка­зать, если вы на­ру­ши­те срок по­да­чи за­яв­ле­ния на ее по­лу­че­ние (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции").

На что можно потратить субсидию

Из­на­чаль­но пред­по­ла­га­лось, что ее можно будет по­тра­тить на вы­пла­ту зар­пла­ты ра­бот­ни­кам. Но те­перь в Пра­ви­лах предо­став­ле­ния суб­си­дий, утвер­жден­ных По­ста­нов­ле­ни­ем № 576, ска­за­но, что суб­си­дия предо­став­ля­ет­ся в целях ча­стич­ной ком­пен­са­ции за­трат, свя­зан­ных с ве­де­ни­ем де­я­тель­но­сти, в том числе на со­хра­не­ние за­ня­то­сти и опла­ты труда своих ра­бот­ни­ков в ап­ре­ле и мае 2020 г.

По­сколь­ку суб­си­дии будут вы­де­лять­ся пост­фак­тум, когда зар­пла­ты за ап­рель и май в боль­шин­стве слу­ча­ев уже будут вы­пла­че­ны ра­бот­ни­кам, то, ви­ди­мо, их раз­ре­ши­ли рас­хо­до­вать на любые те­ку­щие за­тра­ты (на­при­мер, на опла­ту ком­му­нал­ки, арен­ды, то­ва­ров).

А что с налогами?

  • вклю­чать в до­хо­ды, по­сколь­ку эти суб­си­дии прямо на­зва­ли в ст. 251 НК в числе до­хо­дов, не учи­ты­ва­е­мых при опре­де­ле­нии на­ло­го­вой базы;
  • учи­ты­вать при рас­че­те на­ло­га на при­быль рас­хо­ды, про­из­ве­ден­ные за счет этих суб­си­дий (на­при­мер, на­чис­лен­ную зар­пла­ту из рас­че­та 12 130 руб. на од­но­го ра­бот­ни­ка либо сто­и­мость сырья и ма­те­ри­а­лов, опла­чен­ную за счет суб­си­дии). По­лу­ча­ет­ся, надо пись­мен­но за­фик­си­ро­вать, на что по­тра­че­ны бюд­жет­ные день­ги.

Обратите внимание, эта норма не касается зарплат, которые вы начислите работникам за счет субсидии. В общем порядке с этих зарплат надо исчислить НДФЛ, удержать его при выплате денег работникам и перечислить в бюджет (пп. 3, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Все поправки, касающиеся налогообложения субсидий, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г. (ст. 3, Федеральный закон от 22.04.2020 N 121-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

К тому же в этих Правилах ничего не говорится о том, как налоговики собираются контролировать использование организациями и ИП полученных субсидий. Скорее всего, проверять будут при выездных проверках.

Представители пострадавших от коронавируса 2020 отраслей и сфер деятельности уже получили средства господдержки, положенные на зарплату работников. Как правильно отразить полученные деньги в бухучете? Придется ли в конечном счете заплатить с них налоги? Из этой статьи узнаете про бухгалтерский и налоговый учёт субсидий 2020 от государства в связи с коронавирусом.

Получение субсидии из-за коронавируса в бухгалтерском учете

Методологи от бухучета спорят о том, как нужно правильно проводить по счетам получение субсидии. Эксперты едины в одном: получение субсидии – специфический факт хозяйственной жизни, поэтому ежедневно используемые в учете счета для её отражения не подходят. А что подходит?

Логика такова: счет 86 предназначен для отражения информации о движении средств, поступивших от других источников, включая бюджет, и предназначенных для финансирования мероприятий целевого назначения. Цель субсидий – частичная компенсация затрат на зарплату в периоде апрель-май 2020. Следовательно, получение средств нужно отразить по кредиту 86 счета, в разрезе соответствующего субсчета.

Доводы в пользу применения данного счета такие: согласно Инструкции по применению Плана счетов (утв. приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н), по кредиту 98 счета должны быть отражены суммы бюджетных средств, направленные коммерческой компании на финансирование расходов. Обратим внимание, что в той же Инструкции есть и рекомендация о том, что счет 98 по кредиту корреспондирует со счетом 86.

Таким образом, идеальным с формальной точки зрения будет следующий блок проводок при получении субсидии:

  • Дт 86 Кт 98 – отражено право на получение субсидии (начисление);
  • Дт 51 Кт 86 – субсидия зачислена на банковский счет (получение).

Остается вопрос о необходимости лишней прогонки по счетам одной и той же суммы. Ведь, для упрощения записей счет 98 можно просто исключить. Тогда субсидия отражают так:

Дт 51 – Кт 86

Далее произведенные компенсируемые расходы можно списывать через дебет 86 счета.

Расходование средств субсидии в бухучете

При отражении расходования госсубсидии следует учитывать, что в большинстве случаев полученная сумма покроет расходы не полностью. Часть средств будет оплачена за счет субсидии, а часть за счет собственных. Это обязательно должно найти отражение в проводках.

Разберем ситуацию на примерах:

Компания направляет полученные средства на выплату зарплаты. Сумма полученной субсидии на 10 сотрудников – 121 300 руб., начисленная зарплата – 300 000 руб.

При составлении бухгалтерских записей нужно учитывать:


  • Дт 44 Кт 70 300 000;
  • Дт 70 Кт 68 39 000 – удержан НДФЛ;
  • Дт 70 Кт 51 – 121 300 – часть зарплаты выплачена за счет субсидии;
  • Дт 70 Кт 51 – 139 700 – часть зарплаты выплачена за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 44 – 121 300 отражено использование субсидии.

Компания направляет субсидию на погашение части расходов по аренде. Сумма аренды за оплачиваемый месяц – 120 000 руб. ( в т. ч. НДС – 20 000 руб.). Сумма субсидии, полученной на 5 работников – 60 650 руб.

При расходовании субсидии на что-то отличное от зарплаты тоже необходимо соблюдать некоторые условия:


  • Дт 26 Кт 60 – 100 000 – начислена аренда;
  • Дт 19 Кт 60 – 20 000 – входной НДС по аренде;
  • Дт 60 Кт 51 – 60 650 – часть арендной платы оплачена за счет субсидии;
  • Дт 60 Кт 51 – 39 350 – остаток арендной платы выплачен за счет собственных средств;
  • Дт 86 Кт 26 – 60 650 – отражено использование субсидии;
  • Дт 68 Кт 19 – 20 000 – входной НДС принят к вычету.

Нюансы налогового учета субсидии

Как можно увидеть из приведенных примеров, налоговые требования об исключении субсидии из расходов, уменьшающих налоговую базу на ОСН и УСН, урегулируются правильным составлением бухгалтерских проводок.

В Примере 1 это: Дт 86 Кт 44 – 121 300.

В Примере 2: Дт 86 Кт 26 – 60 650.

И в том, и в другом случае отраженное в бухучете использование субсидии уменьшает то, что далее пойдет в расчет налоговой базы по прибыли или доходно-расходной УСН.

Саму же субсидию при получении в облагаемую налогом базу не включают:

  • у юрлиц на ОСН (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • у ИП и организаций на УСН (подп. 1 п. 1 ст. 346.15 НК РФ);
  • для ИП на ОСН (подп. 82 ст. 217 НК РФ).

Поэтому при зачислении на счет бюджетных средств никакие записи в налоговом учете делать не нужно.

Подводим итоги

Получение субсидии отражают через специализированные счета, предназначенные в том числе для учета бюджетных финансовых дотаций.

Расходование субсидии следует отражать с учетом двух особенностей – отделением части расхода, погашенного за счет субсидии, от оплаченного из собственных средств и с учетом требования исключить оплаченные за счет бюджетных средств расходы из налоговой базы по прибыли или УСН.

Читайте также: