Субсидия на уплату налога на имущество

Обновлено: 17.05.2024

В 2021 году власти существенно изменили для организаций правила администрирования и уплаты имущественных налогов. Рассказываем, как и в каком порядке компании теперь должны уплачивать транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество организаций.

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.

В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Новый порядок уплаты налогов

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

Единые сроки уплаты налогов

С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Налоговые льготы

Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

shutterstock_471727574.jpg

В заявлении указываются объекты налогообложения, полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС в том числе и через МФЦ (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций вводится с 1 января 2022 года. Заявительный порядок распространяется только на организации, имеющие право на льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Заявление о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций необходимо будет направлять по форме, утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@.

Прекращение уплаты имущественных налогов

Наряду со всеми перечисленными выше изменениями в 2021 году для организаций был скорректирован и порядок прекращения обязанности по уплате имущественных налогов в случаях гибели и уничтожения облагаемого имущества (транспорта и недвижимости).

По новым правилам при гибели или уничтожении транспортного средства исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Прекращение начисления налога осуществляется на основании заявления, представленного налогоплательщиком. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@.

Вместе с этим заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Например, если транспортное средство ликвидируется по инициативе самого собственника, то документом, подтверждающим уничтожение транспорта, может стать свидетельство/акт об утилизации, выданный лицом, выполнившим данные действия (письмо ФНС от 06.07.2021 № БС-4-21/9471@).

Аналогичные нормы в отношении налога на имущество организаций вводятся в действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). С нового года исчисление налога будет прекращаться не с даты снятия объекта с кадастрового учета, а уже с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Прекращение налогообложения станет осуществляться на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество утв. приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@.

Сверка сведений с данными ИФНС

Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).

Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Сверка сведений об объектах налогообложения

Чтобы у компаний и ИФНС не возникало разногласий по поводу правильности расчета имущественных налогов, организации вправе запросить у налоговиков сверку сведений по принадлежащим им объектам налогообложения (транспортным средствам и земельным участкам). Для этого компании вправе обратиться в любую налоговую инспекцию по их усмотрению с заявлением о предоставлении выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Данный сервис доступен, в частности, в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС .

Запрос составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать сведения:

  • о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);
  • о способе получения сведений (лично или через представителя либо по почте).

Выписка из ЕГРН предоставляется бесплатно не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в ИФНС. В данной выписке будет содержаться полная информация обо всех учтенных транспортных средствах и земельных участках, за которые компания должна платить налоги.

С введением в действие пенсионной реформы в Российской Федерации появился новый статус, который присваивается людям предпенсионного возраста. Согласно законодательству РФ, льготы для предпенсионеров в 2021 году будут назначаться по достижении определенного возраста: 53 года (для женщин) и 58 лет (для мужчин).

Какие льготы положены предпенсионерам в 2021 году

Виды льгот, положенные предпенсионерам, условно можно разделить на следующие категории:

в сфере труда и занятости; налоговые; иные (алименты, обязательная доля в наследстве).

Перечень льгот закреплен в законодательных актах РФ (государственных и региональных). По этой причине порядок и условия их предоставления отличаются, в том числе по возрастным критериям и территории проживания.

Меры поддержки в сфере труда и занятости

Граждане, достигшие предпенсионного возраста, вправе рассчитывать на дополнительные гарантии в сфере трудовой занятости. К ним относятся:

повышение максимального пособия по безработице; предоставление выходных дней для прохождения диспансеризации; защита от необоснованного увольнения; переобучение. Пособие по безработице

Для лиц зрелого возраста предусмотрен особый порядок оформления и получения пособия по безработице. Минимальный размер выплаты составляет 1 500 рублей, максимальный — 12 130 рублей. Период выдачи пособия определяется в зависимости от даты увольнения и стажа работы.

Если с момента увольнения прошло менее 12 месяцев, выплата производится в течение года по следующей схеме:

год – компенсация; 6 месяцев – перерыв; год – компенсация.

При этом граждане, отработавшие 25 лет (мужчины) и 20 лет (женщины), будут получать пособие в течение 24 месяцев по схеме:

2 года — выплата; год — перерыв. Дополнительные выходные дни

Работники, имеющие статус предпенсионеров, вправе использовать 2 дополнительных выходных дня в год для проведения диспансеризации. Периоды заранее согласовываются с руководством, а по окончании процедур работодателю предоставляются подтверждающие документы, выданные медучреждением (выписки, справки).

За отказ в приеме на работу граждан этой категории, а также за их необоснованное увольнение работодатель несет уголовную ответственность. Норма закреплена в УК РФ (ст. 144).

Работник предпенсионного возраста не имеет никаких преимуществ перед другими сотрудниками, если расторжение трудового договора производится в связи с сокращением штата.

Помимо этого, работодатель освобождается от ответственности в следующих случаях прекращения трудовых отношений:

истечение срока договора; ликвидация компании; нарушение трудовой дисциплины либо ненадлежащее исполнение работником профессиональных обязанностей.

Лицам, желающим усовершенствовать профессиональные навыки, предоставляется возможность поступления на бесплатные курсы. При этом факт наличия/отсутствия трудоустройства значения не имеет. Организацией таких курсов занимается Центр занятости.

Тем, кто обучается по очной форме, положена стипендия. Длительность обучения в среднем составляет 3 месяца, программа определяется в зависимости от специализации. Курсы переподготовки позволяют поднять уровень знаний по имеющейся специальности, освоить новые технологии.

Программа льготного налогообложения предпенсионеров начала действовать с 2019 года. Льготы предоставляются как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Среди федеральных преференций выделяют:

Освобождение от уплаты налогов на один вид имущества, принадлежащего гражданину на правах собственности. Это может быть квартира либо доля в ней, жилой дом либо его часть, комната, хозяйственное сооружение, машино-место, гараж, иная постройка. Освобождение от земельного налога. Площадь участка не должна быть более 6 соток (600 м²).

Налоговый кодекс предусматривает особый порядок предоставления указанных льгот. Правом на их получение обладают граждане, которые отвечают критериям, установленным для назначения пенсии в соответствии с законодательством, действующим на декабрь 2018 года. Это лица, достигшие пенсионного возраста по старым нормативам – 55 лет (для лиц женского пола) и 60 лет (для лиц мужского пола) либо возраста для досрочной пенсии.

Чаще всего предпенсионеры приравниваются к пенсионерам и наделяются аналогичными правами.

Право на алименты

По закону совершеннолетние дети граждан пенсионного и предпенсионного возраста обязаны обеспечивать родителей, в том числе материально. Инициатива пока находится на стадии одобрения властями. Нормы законопроекта № 548974-7 касаются предпенсионеров, которые лишились работы и нуждаются в помощи.

Выделение доли наследства

Ранее наследовать за умершим в обязательном порядке мог только нетрудоспособный или несовершеннолетний родственник, даже если он не упомянут в завещании покойного. Сейчас этот перечень включает и предпенсионеров.

Гражданин обретает право на получение накопительной части пенсии при достижении возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин). Денежные средства могут быть перечислены одним из следующих способов:

ежемесячные выплаты; единовременный перевод всей накопленной суммы; срочные отчисления. Последний вариант выбирают те, кто желает получать фиксированную сумму. В этом случае накопления делят на определенное количество месяцев (максимум 120), в течение которых будут производиться выплаты.

Единовременный платеж осуществляется при условии, что итоговый размер пенсии составляет 5% (максимум) от величины страховой части. Формула для расчета выплаты: вся накопленная сумма, разделенная на 252 месяца. Если результат превышает 5%, гражданин может получать итоговую сумму ежемесячно до момента смерти.

Отдельные регионы оказывают дополнительную поддержку гражданам предпенсионного возраста, наделяя их определенными привилегиями. Так, на уровне субъектов РФ устанавливаются следующие льготы:

компенсация затрат на оплату услуг ЖКХ; скидки при оплате земельного налога; освобождение от уплаты транспортного налога; субсидии на средства информации и связи; бесплатный проезд в муниципальном транспорте; обеспечение путевками в санатории, профилактории; бесплатная диспансеризация; адресная помощь.

Как оформить льготы

Основная часть привилегий оформляется в органах соцзащиты или МФЦ, куда претендент должен явиться с заявлением и паспортом. Для оформления льгот в сфере налогообложения необходимо представить в Налоговый орган справку, способную подтвердить статус заявителя.

Получить документ можно в отделении ПФР по месту жительства либо посредством электронного ресурса этого же ведомства. Для этого необходимо:

Документ оформляется ПФР бесплатно по запросу гражданина. Готовый документ направляется заявителю в течение трех рабочих дней.

Лица, достигшие предпенсионного возраста, могут рассчитывать на целый ряд привилегий в сфере налогообложения, социальной защиты и трудовой занятости. Основная часть льгот оформляется в ЦЗН при наличии паспорта. Налоговая служба дополнительно потребует справку, подтверждающую статус претендента. Оформить документ можно при посещении ПФР либо через сайт ведомства.

К имущественным налогам, уплачиваемым юридическими лицами, относятся налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Вспомним общие нормы по их исчислению и уплате, а также порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.

Суммы имущественных налогов исчисляются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ).

Порядок признания налоговых обязательств в бухгалтерском (бюджетном) учете устанавливается в рамках формирования учетной политики учреждения. Операции по начислению налога отражаются на основании бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (письма Минфина РФ от 26.12.2016 № 02-07-10/77857, от 08.11.2013 № 02-06-010/47818).

Расчеты по налогу на имущество.

Для учета расчетов по налогу на имущество организаций применяется счет 0 303 12 000.

Порядок исчисления, удержания и уплаты данного налога установлен гл. 30 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

При отнесении основных средств к движимому или недвижимому имуществу в целях налогообложения следует учитывать рекомендации из писем ФНС РФ от 28.08.2019 № БС-4-21/17216@, от 30.07.2019 № БС-4-21/14997, от 05.04.2019 № БС-4-21/6262, от 25.03.2019 № БС-4-21/5305@, Минфина РФ от 09.07.2019 № 03-05-05-01/50498, от 03.07.2019 № 03-05-05-01/48946.

Расчет суммы налога по имуществу, находящемуся у учреждений на праве оперативного управления, осуществляется по общим правилам – исходя из остаточной стоимости объектов недвижимого имущества (п. 1, 3 ст. 375 НК РФ, письма Минфина РФ от 03.04.2019 № 03-05-05-01/22907, от 25.02.2019 № 03-05-04-01/11984, от 13.12.2017 № 03-05-05-01/83122).

Налоговая база по недвижимому имуществу, учитываемому организациями бюджетной сферы в качестве объектов основных средств, формируется до момента выбытия такого имущества (Письмо ФНС РФ от 30.04.2019 № БС-4-21/8367@).

Для отдельных организаций ст. 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество. Они могут предусматриваться и законами субъектов РФ.

Ставка, порядок и сроки уплаты налога на имущество организаций утверждаются законами субъектов РФ. При этом ставка налога не может превышать 2,2 % (п. 1 ст. 380 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по итогам календарного года. При этом по итогам каждого квартала организации исчисляют авансовые платежи по налогу (в случае если такие платежи предусмотрены законами субъектов РФ). Сроки и порядок уплаты налога (авансовых платежей) также устанавливаются на региональном уровне (п. 1, 2, 4 ст. 382, п. 1 ст. 383 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет исчисленных сумм налога на имущество (авансовых платежей) отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

В бюджетном учреждении культуры по итогам 2018 года начислен налог на имущество в сумме 13 000 руб. Налог выплачен за счет субсидии на выполнение государственного задания. При расчете объема субсидии эти затраты отнесены в состав расходов на содержание недвижимого имущества.

В соответствии с Инструкцией № 174н[4] в учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен налог на имущество (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по земельному налогу.

Расчеты по земельному налогу отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете с применением счета 0 303 13 000.

Общие принципы исчисления земельного налога установлены гл. 31 НК РФ. При этом, поскольку данный налог относится к категории местных, он вводится в действие нормативными актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (далее – местные законы, представительные органы). Устанавливая налог, представительные органы утверждают налоговые ставки (в пределах, установленных гл. 31 НК РФ), порядок и сроки его уплаты.

Кроме того, местными законами могут быть установлены налоговые льготы, необходимость внесения авансовых платежей по налогу и прочие особенности исчисления и уплаты земельного налога.

Государственные (муниципальные) учреждения, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ.

В отношении земельных участков, полученных по договору безвозмездного пользования или договору аренды, учреждения налогоплательщиками не признаются (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Земельный налог рассчитывается в отношении каждого земельного участка исходя из его кадастровой стоимости, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года). Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по окончании I, II и III квартала текущего налогового периода (п. 1, 6 ст. 396 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет земельного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

За 2018 год автономное учреждение культуры начислило земельный налог в сумме 4 000 руб. Расходы на его выплату отнесены на затраты по содержанию недвижимого имущества. Операции осуществляются в рамках деятельности по выполнению госзадания.

В бухгалтерском учете учреждения на основании Инструкции № 183н[5] будут составлены следующие записи:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислен земельный налог (на основании бухгалтерской справки с приложением налоговой декларации)

Перечислен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 851 /
подстатья 291 КОСГУ)

Расчеты по транспортному налогу.

Отдельного счета для отражения расчетов по транспортному налогу Инструкция № 157н[6] не предусматривает, поэтому их учет следует вести в составе расчетов по прочим платежам в бюджет на счете 0 303 05 000.

Транспортный налог устанавливается гл. 28 НК РФ и законами субъектов РФ о налоге. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ утверждают налоговую ставку, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налога.

Транспортный налог исчисляется исходя из мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства.

Размеры налоговых ставок указаны в ст. 361 НК РФ. При этом регионы вправе увеличить (уменьшить) их не более чем в десять раз. Ставки устанавливаются в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Налог на дорогостоящие автомобили рассчитывается с учетом повышающих коэффициентов в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ.

Транспортный налог исчисляется по итогам календарного года. По итогам каждого квартала исчисляются авансовые платежи по налогу. Заметим: законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (п. 1, 2.1, 6 ст. 362 НК РФ).

Операции по начислению и перечислению в бюджет транспортного налога отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете следующим образом:

Содержание операции

Казенные учреждения

Бюджетные (автономные) учреждения

Дебет

Кредит

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество

Уплачен налог в бюджет

забалансовый счет 18 (КВР 852 /
подстатья 291 КОСГУ)

Сумма транспортного налога, исчисленного казенным учреждением культуры за 2018 год, составила 25 000 руб.

Операции по начислению и перечислению налога в бюджет отразятся в бюджетном учете согласно Инструкции № 162н[7] следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Перечислен налог в бюджет

Недоимки, пени и штрафы по налогам.

При нарушении сроков уплаты имущественных налогов помимо неуплаченной суммы налога (недоимки) с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

Недоимка по налогу – сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (ст. 11 НК РФ).

Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в процентах от неуплаченной суммы налога. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (ст. 75 НК РФ).

Кроме того, за неуплату или неполную уплату налога налогоплательщику может грозить штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Недоимка по имущественным налогам уплачивается по тем же КБК, что и сами налоги: по кодам видов расходов 851 (в части недоимки по налогу на имущество и земельному налогу), 852 (в части недоимки по транспортному налогу), применяемым в увязке с подстатьей 291 КОСГУ (п. 49.8 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

Поскольку недоимка представляет собой непосредственно сумму налога, который не был уплачен вовремя, следовательно, расчеты по ее уплате отражаются на тех же счетах, что и расчеты по уплате налогов, по которым она выявлена.

Суммы пеней и штрафов по своей сути являются экономическими санкциями, наложенными в нарушение законодательства о налогах и сборах (в частности, за просрочку уплаты налогов). При этом отдельных счетов для отражения данных сумм Инструкцией № 157н не предусмотрено. По нашему мнению, учет таких сумм может быть организован одним из следующих способов:

1) на счетах, предназначенных для отражения сумм налогов, по которым начислены соответствующие пени и штрафы. К примеру, для отражения пеней по налогу на имущество применяется счет 0 303 12 000. Таким образом, аналитический учет по данному счету следует вести в разрезе начисленных сумм налога, пеней и штрафов;

2) на счете 0 303 05 000 в составе прочих обязательных платежей в бюджет.

Учреждения решают самостоятельно, на каких счетах им отражать суммы пеней и штрафов по налогам. Эти счета нужно закрепить в учетной политике.

По результатам налоговой проверки бюджетному учреждению культуры предъявлено требование об уплате недоимки в размере 10 000 руб. и пеней в размере 500 руб. (цифры условные) за неполное и несвоевременное перечисление земельного налога в бюджет. Недоимка была уплачена за счет субсидии на выполнение госзадания, пени – за счет собственных доходов. Согласно учетной политике пени и штрафы по налогам отражаются на тех же счетах, что и сами налоги.

В апреле 2020 года ФНС России разъяснила, какие меры поддержки введены для владельцев налогооблагаемого имущества в связи с коронавирусом (карантином) и как их применять по налогу на имущество, транспортному и земельному налогам.

ТОП-10 разъяснений

В письме от 14.04.2020 № БС-4-21/6203 ФНС России изложила ответы на самые часто задаваемые вопросы по применению мер поддержки для владельцев налогооблагаемого имущества (организаций и ИП), касающихся налога имущества, транспорт и землю в связи с коронавирусом 2020.

Основные меры поддержки на федеральном уровне (для всех регионов)

КАТЕГОРИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
Организации, включенные на 01.03.2020 в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), и занятые в сферах, наиболее пострадавших от коронавируса, Перечень которых утверждает Правительство РФ Продлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу:
  • за 1 квартал 2020 – до 30.10.2020 включительно;
  • за 2 квартал 2020 – до 30.12.2020 включительно.

Основные меры поддержки на региональном уровне

Высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ вправе в 2020 году издавать нормативные акты, предусматривающие с 1 января до 31 декабря 2020 года включительно продление установленных законодательством региона и муниципальных образований сроков уплаты транспортного налога, налога на имущество организаций и земельного налога (авансовых платежей по ним), если (п. 4 ст. 4 НК РФ):

  • они не продлены Правительством РФ;
  • Правительством РФ предусмотрены более ранние сроки их уплаты.

Также законами субъектов РФ (по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и в Москве, Питере и Севастополе – по земельному налогу) и нормативными актами муниципальных образований (по земельному налогу) могут быть предусмотрены налоговые льготы. В том числе собственникам недвижимости, снизившим арендную плату и предоставившим отсрочку по ней.

Каким актом установлен Перечень пострадавших отраслей

Это постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 434, которое периодически дополняют и расширяют сферы его применения.

Подробнее об это смотрите на нашем сайте здесь.

Уплата авансов

Уплату авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу за I и II кварталы 2020 года для пострадавших организаций ввели равными частями в размере 1/12 суммы аванса ежемесячно не позднее 20-го числа начиная с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата уплаты аванса с учетом продления

Так, по авансовым платежам по транспортному, земельному налогу и налогу на имущество:

  • за 1 квартал 2020 (если они установлены) – срок истекает 30.10.2020;
  • за 2 квартал 2020 (если они установлены) – срок истекает 30.12.2020.

Сроки дополнительно сдвигаются за счет возможности вносить платеж по частям:

  • первую из 12 частей – не позднее последнего числа месяца, следующего за тем, в котором истек срок с учетом продления;
  • оставшиеся 11 частей – не позднее последнего числа каждого из последующих 11 месяцев.

Меры поддержки при предоставлении отсрочки по арендной плате

Конкретное содержание этих мер поддержки по налогам определяют при их установлении уполномоченные органы госвласти субъектов РФ или органы местного самоуправления.

При определении мер, связанных с введением дополнительных налоговых льгот, они могут использовать рекомендации из письма ФНС от 09.04.2020 № БС-4-21/5994.

Продление сроков уплаты авансов, кто не в Перечне пострадавших отраслей

Многих интересует вопрос, в какой орган целесообразно обращаться за возможностью издания нормативного акта о продлении в 2020 году сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу и налогу на имущество для организаций, не указанных в Перечне. Например, это:

  • субъекты МСП, не входящие в пострадавшие отрасли, определенные Правительством РФ;
  • иные организации.

Полномочиями продлять в 2020 году установленные законодательством субъектов РФ сроки уплаты авансовых платежей по этим налогам имеют законодательные (представительные) органы регионов и их высшие исполнительные органы госвласти.

То же самое касается продления в 2020 году сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу. Такие полномочия есть:

  • у представительных органов муниципальных образований (законодательных/представительных органов Москвы, Питера и Севастополя);
  • высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ.

Дополнительные льготы по налогам

Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ не вправе установить дополнительные налоговые льготы по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.

Установление льгот по этим налогам возможно только посредством:

  • изменения Налогового кодекса РФ;
  • издания законов субъектов РФ (в части транспортного налога, налога на имущество организаций и в Москве, Питере и Севастополе – земельного налога) или нормативных актов представительных органов муниципальных образований (в части земельного налога).

Освобождение от налога Транспорта ИП

У многих ИП в период коронавируса, карантина и нерабочих дней 2020 транспортное средство не используется. Возможно ли освободить от уплаты транспортного налога?

Введение дополнительных льгот по этому налогу возможно посредством принятия закона субъекта РФ.

Документы для льготы по налогам на имущество в 2020 году

Основанием применения налоговых льгот выступают:

ВИД НАЛОГА ДОКУМЕНТ
Налог на имущество организаций Документы в налоговый орган вместе с декларацией за 2020 год, позволяющие подтвердить право организации на применение налоговой льготы с учетом установленных условий ее действия
Транспортный и земельный налог Заявление о предоставлении льготы в налоговый орган (приказы ФНС от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897 или от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377)

Заключение

ФНС особо отмечено, что приведённые разъяснения носят рекомендательный, а не общеобязательный характер, и не содержат новых норм и официальных разъяснений законодательства. Т. е. не мешают применять нормы законов в ином значении.

Читайте также: