Субъективная сторона налогового правонарушения

Обновлено: 29.04.2024

Как следует из ст. 106 Налогового кодекса РФ, под налоговым правонарушением понимается противозаконное деяние лица, обязанного уплачивать налоги и сборы, которое в соответствии с налоговым законодательством влечет применение мер ответственности.

В теории права под составом правонарушения понимается совокупность элементов (признаков) деяния, которые определяют его как правонарушение и выступают основанием для привлечения лица к ответственности.

Состав налогового правонарушения – совокупность предусмотренных Налоговым кодексом РФ признаков, которые определяют деяние в качестве правонарушения и являются основанием для привлечения лица к налоговой ответственности.

Следует помнить, что основанием привлечения к любым видам ответственности за налоговое правонарушение (в том числе к уголовной и административной) является подтверждение налоговым органом факта совершения деликта в правоприменительном решении (ч. 3 ст. 108 НК РФ По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Адвокатура РФ подробнее ).

Объект налогового правонарушения

Объект любого правонарушения – это те общественные отношения, которым противоправные и противозаконные действия причиняют вред.

Объект налогового правонарушения – общественные отношения в сфере уплаты налогов и сборов, обеспечивающие финансовое обеспечение исполнения государственных функций и реализации публичных интересов.

Готовые работы на аналогичную тему

Объективная сторона налогового правонарушения

Такой элемент, как объективная сторона, характеризует само противоправное деяние. В рамках объективной стороны налогового правонарушения выделяется только один элемент – собственно действие или бездействие лица, обязанного уплачивать налоги и сборы.

Причина этого – формальная конструкция составов налоговых правонарушений, которые не включают негативные последствия в качестве элемента состава. Следовательно, утрачивается и еще один традиционный элемент объективной стороны – причинная связь деяния и последствий.

Тем не менее, налоговое правонарушение все же имеет прямые и косвенные последствия. Прямое – снижение размера налоговых поступлений в бюджет, косвенные – сокращение государственного финансирования органов и учреждений, программ и планов развития.

Налоговое правонарушение совершается в форме невыполнения обязанности, возложенной на субъект нормами НК РФ. Данная обязанность может быть связана:

  • с уплатой и перечислением налогов и сборов;
  • с постановкой на налоговый учет;
  • с представлением налоговых деклараций и прочих документов;
  • с учетом доходов и расходов;
  • с представлением информации в рамках налогового контроля.

Субъект налогового правонарушения

Субъект налогового правонарушения – лицо, совершившее нарушение в налоговой сфере и способное нести за него ответственность.

Согласно ст. 107 НК РФ в качестве субъектов налоговых правонарушений выделяются физические и юридические лица, которые должны соответствовать следующим условиям:

  • для физических лиц – достижение возраста 16 лет;
  • для физических и юридических лиц – неисполнение субъектом возложенной на него обязанности по уплате налогов (в том числе в качестве налогового агента).

Субъективная сторона налогового правонарушения

Как следует из ст. 106 НК РФ, налоговое правонарушение может быть совершено только виновно, т. е. осознанно. В отсутствие вины лицо не может нести ответственность за налоговое правонарушение.

При этом следует помнить, что освобождение лица от налоговой ответственности за правонарушение в форме штрафа не влечет освобождения от выплаты пени, которая не относится к мерам ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Постановления арбитражного суда первой инстанции подробнее от 11.06.1999 № 41/9).

Статья 110 НК РФ предусматривает две возможные формы вины в совершении налоговых правонарушений:

  • умысел – в ситуации, когда правонарушитель осознавал противозаконность своего поведения (интеллектуальный элемент), желал или допускал возможность наступления негативных последствий (волевой элемент).
  • неосторожность – в ситуации, когда правонарушитель не осознавал противозаконность своего поведения или характера возможных последствий, но должен был или мог осознавать их.

Интеллектуальный и волевой элемент вины в отношении юридического лица устанавливается путем определения вины лиц, действовавших от имени корпорации.

Налоговое преступление — это нарушение (действие или бездействие), которое может совершить каждый налогоплательщик. Большинство уверены, что виды нарушений налогового законодательства ограничиваются неуплатой обязательных сборов и отказом своевременно сдавать отчеты. Но это не так. Только в НК РФ введены 2 отдельные главы, которые описывают возможные налоговые преступления и ответственность за их совершение, а некоторые фискальные правонарушения и санкции за них содержатся еще в УК РФ. О том, за что имеют право наказать налоговики, читайте в статье.

Понятие и виды налоговых правонарушений

Если говорить про виды нарушений законодательства о налогах и сборах, то их насчитывается свыше 30. Они перечислены в главах 16 и 18 НК РФ. При этом классификация составов налоговых правонарушений может быть различной — в зависимости от выбранных критериев.

Например, можно разделить преступления по типам налогоплательщиков. Классификация налоговых правонарушений будет следующей:

  • совершаемые только юридическими лицами. В качестве примера можно привести неплательщиков налога на прибыль, поскольку его уплачивают только организации;
  • совершаемые только физическими лицами. К примеру, гражданин не уплатил НДФЛ с доходов, полученных при продаже имущества, которым он владел менее 3 лет;
  • совершаемые организациями и индивидуальными предпринимателями. Допустим, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность на территории Москвы, несвоевременно уплатили торговый сбор, обязательный и для ИП, и для юрлиц;
  • совершаемые и организациями, и ИП, и гражданами. В качестве примера можно привести несвоевременную сдачу деклараций, когда их обязательное предоставление предусмотрено законом.

Если же классифицировать действия и бездействия налогоплательщиков по характеру, то получим следующие разновидности правонарушений:

  • препятствуют налоговому контролю (например, статьи 116 НК РФ, 119 НК РФ, 126 НК РФ);
  • нарушают порядок ведения и предоставления фискальной отчетности (статьи 119.1 НК РФ, 129.4 НК РФ);
  • не соответствуют обязанности по уплате налогов, страховых взносов и обязательных сборов (статьи 122 НК РФ, 123 НК РФ);
  • допускаются в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях (статьи 128 НК РФ, 129 НК РФ);
  • нарушают правила исполнительного производства по делам о фискальных правонарушениях (ст. 125 НК РФ).

Существует также классификация налоговых правоотношений. Один из наиболее часто используемых критериев — по характеру фискальных норм. В этом случае правоотношения делятся на материальные и процессуальные. Под материальными подразумевают отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов, сборов, страховых взносов. А процессуальные отношения — это взаимодействие во время проверок, в ходе привлечения нарушителей к ответственности, в иных ситуациях.

Какая предусмотрена ответственность за налоговые преступления

Если исходить только из норм НК РФ, то для налогоплательщиков, нарушающих фискальные нормы, предусмотрены только денежные санкции: штраф в конкретном размере или в процентном соотношении от суммы, которую бюджет недополучил.

Для наглядности предлагаем таблицу, в которой собраны наиболее распространенные фискальные нарушения и ответственность, предусмотренная в случае их выявления.

Наименование правонарушения и номер статьи НК РФ

Ведение деятельности без постановки на учет в ИФНС (ст. 116 НК РФ)

10 % доходов, полученных за время деятельности, но не менее 40 000 руб.

Непредоставление в срок декларации или расчета по страховым взносам (ст. 119 НК РФ)

5–30 процентов неперечисленной суммы, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки, но не менее 1000 руб.

Неуплата либо неполная уплата обязательного платежа в результате неправильного исчисления, занижения базы, других незаконных действий (бездействия) (ст. 122 НК РФ)

20–40 процентов неуплаченной суммы

Непредоставление в налоговые органы документов и сведений, необходимых для контроля (ст. 126 НК РФ)

200 руб. за каждый непредоставленный документ

Предоставление налоговым агентом недостоверных документов (ст. 126.1 НК РФ)

500 руб. за каждый документ

Обращаем внимание, что в таблице представлены только те преступления, за которые предусмотрено наказание в НК РФ. Уголовное преследование возможно за уклонение от уплаты обязательных платежей в крупном и особо крупном размерах — свыше 900 000 руб., а также за сокрытие средств или имущества, за счет которых можно взыскать недоимку.


На современном этапе экономическая и налоговая преступность превратилась в одну из самых серьезных угроз национальной безопасности международного масштаба. С каждым годом появляются все новые способы совершения преступлений в сфере экономики, механизмы ухода от уплаты налогов, схемы финансовых мошенничеств.

Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2004 г. № 14-П) [2]. Для государства налоги и сборы выступают основным источником доходов бюджета, с помощью которых государство финансирует реализацию своих функций, поэтому оно заинтересовано в максимально полном взимании налогов [9].

За последние десятилетия экономическая и налоговая преступность превратилась в одну из самых серьезных угроз национальной безопасности международного масштаба. С каждым годом появляются все новые способы совершения преступлений в сфере экономики, механизмы ухода от уплаты налогов, схемы финансовых мошенничеств.

В качестве одной из первоочередных задач для государственных органов и, в частности, правоохранительных органов, является качественное расследование налоговых преступлений, выявление сложных схем уклонения от уплаты налогов и сборов и т. д.

Привлечение к уголовной ответственности за налоговые преступления возможно лишь при установлении всего состава преступления (объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны). Отсутствие одного из элементов состава преступления исключает уголовную ответственность.

Умысел в действиях налогоплательщиков — является субъективной стороной состава налогового преступления. Налоговые преступления могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности. Так, неосторожный умысел может выражаться в непреднамеренной арифметической (технической) ошибке при исчислении налога вследствие низкой квалификации либо временной нетрудоспособности бухгалтера.

Доказать умысел, не имея прямых доказательств, достаточно сложно. Умышленная неуплата или неполная уплата налога влечет взыскание штрафа в размере 40 % от неуплаченной суммы налога, а не 20 % от неуплаченных сумм, как в ситуации с правонарушением, совершенным по неосторожности.

Доказывание умысла, таким образом, состоит в выявлении и документальном закреплении обстоятельств, указывающих на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Сам алгоритм установления умысла выглядит так: определяются конкретные должностные лица организации, в результате действий которых совершено налоговое правонарушение (руководитель, главный бухгалтер, иные уполномоченные лица).

Недопустимо обоснование виновности лица на предположениях, на соображениях вероятности тех или иных фактов. Умысел может быть доказан совокупностью обстоятельств совершения налогового правонарушения в их единстве, взаимосвязи и взаимозависимости, то есть необходимо выявить и документально закрепить обстоятельства, как прямо, так и косвенно указывающие на то, что лицо осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление противоправных последствий.

Таким образом, налоговые преступления могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности. Поскольку доказывание субъективной стороны налогового преступления довольно проблематично, то сотрудникам ОВД в целях закрепления доказательств, полученных налоговыми органами, необходимо проводить проверочные, следственные и иные процессуальные действия, направленные на закрепление доказательств, полученных налоговыми органами, и установление дополнительных, применяя разъяснения, данные в Письме ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4–2/13650@, в котором на примерах конкретных судебных споров определен перечень признаков, прямо указывающих на наличие умысла в действиях (бездействии) лица, а также приведены схемы, применяемые для уклонения от уплаты налогов с перечнем вопросов, подлежащих обязательному выяснению при проведении проверок.

Основные термины (генерируются автоматически): преступление, уплата налогов, международный масштаб, налоговая преступность, налоговое правонарушение, национальная безопасность, правоохранительный орган, противоправный характер, Российская Федерация, субъективная сторона.

Формы вины при совершении налогового правонарушения

Субъективная сторона налогового правонарушения представ­ляет совокупность признаков, отражающих внутреннюю сторону противоправного деяния (действия или бездействия) и характе­ризующих внутренние психические процессы, происходящие в сознании правонарушителя относительно содеянного и его по­следствий.

В соответствии со ст. 110 НК РФ виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным:

    • умышленно , если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);
    • по неосторожности , если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

    Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

    Налоговый кодекс РФ предусматривает две формы вины в виде умысла:

      1. прямой умысел - лицо осознавало противоправный харак­тер своих действий (бездействия) и желало наступления вредных последствий в результате осуществления своих действий (без­действия);
      2. косвенный умысел - правонару­шитель хотя и не желал наступления вредных последствий, но сознательно допускал их появление в результате осуществления своих действий (бездействия).

      Вина в форме умысла является необходимым элементом для установления ряда составов налоговых правонарушений, напри­мер:

        • внесение в налоговую декларацию заведомо ложных сведе­ний;
        • занижение налогооблагаемой базы;
        • дача экспертом заведомо ложного заключения и т.д.

        Неосторожная форма вины не подразделяется в налоговом праве на какие-либо виды и по своей сущности во многом совпадает с преступной небрежностью, определяемой по аналогии с ч. 3 ст. 26 УК РФ. Налоговое правонарушение признается совер­шенным по неосторожности при наличии следующей совокуп­ности признаков: правонарушитель не осознавал общественную опасность своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, причиняемых своим деянием, в то время как дол­жен был или мог это осознавать.

        Неосторожная форма вины присутствует в тех налоговых пра­вонарушениях, которые совершаются, как правило, вследствие недостаточной квалификации бухгалтеров, недисциплинирован­ности, низкого уровня внутриведомственного финансового кон­троля и т.д.

        Виновность лица, допустившего нарушение налогового зако­нодательства, исключается, если это лицо на момент совершения противоправного деяния было невменяемым.

        При совершении налогового правонарушения организацией также возможно определение вины в ее действиях (бездействии). Пункт 4 ст. 110 НК РФ определяет, что вина организации в со­вершении налогового правонарушения определяется в зависи­мости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, деяния (действия или бездействие) которых обусловили совер­шение данного налогового правонарушения. Единственным ис­ключением из названного правила является положение под п. 2 п. 1 ст. 111 HK РФ, согласно которому совершение деяния, содер­жащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщи­ком — физическим лицом, находившимся в момент его соверше­ния в невменяемом состоянии, исключает вину лица в соверше­нии налогового правонарушения. Следовательно, невменяемость какого-либо должностного лица не исключает возможности привлечения организации к налоговой ответственности.

        В практике налоговой деятельности часто встречаются слу­чаи, когда представителем организации выступает другая орга­низация. В данной ситуации вина представляемой организации будет определяться в зависимости от вины должностных лиц ор­ганизации-представителя. Таким образом, определяя состав на­логового правонарушения законодатель рассматривает действия (бездействие) представителя в качестве аналогичных деяний са­мой представляемой организации.

        Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие вину

        Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения (ст. 111 НК РФ):

          1. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
          2. совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
          3. выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа).
          4. иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

          Обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 112 НК РФ):

            1. совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
            2. совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
            3. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
            4. иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

            При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность об­стоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствую­щей статьей НК РФ.

            Обстоятельство, отягчающее ответственность за совершение налогового правонарушения - совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение (в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа).

            Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

            Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения составляет три года, по истечении ко­торого налогоплательщик не может быть привлечен к ответственно­сти за его совершение.

            Читайте также: