Страны не обменивающиеся с россией налоговой информацией

Обновлено: 28.05.2024

В октябре этого года Швейцария и Россия запустили автоматический обмен налоговой информацией. На фоне постепенной либерализации валютного законодательства это принесет россиянам, владеющим швейцарскими счетами, не только риски, но и новые возможности при совершении валютных операций

Швейцария пользуется неизменно высокой популярностью у российских владельцев капитала. Согласно статистике ЦБ РФ, в 2018 году она заняла уверенное первое место по объему трансграничных переводов россиян, который превысил $9 млрд. Как страна победившей банковской тайны, Швейцария долгое время не раскрывала данные о владельцах банковских счетов и хранящихся на них активах. Все изменилось в октябре 2019 года, когда консервативная альпийская страна впервые передала Федеральной налоговой службе данные об активах россиян на территории страны в рамках автоматического обмена финансовой информацией.

Что и о ком будет знать ФНС?

Сегодня граждане РФ обязаны уведомлять налоговую службу об открытии, закрытии и изменении реквизитов счета в зарубежном банке, а также ежегодно подавать отчетность о движении средств. С 2020 года у них появится новая обязанность: в ФНС необходимо будет подавать уведомление и отчетность по зарубежным счетам, открытым не только в банках, но и в других финансовых организациях, в том числе осуществляющих брокерскую деятельность. Исключение составляют те россияне, которые находятся за пределами страны более 183 дней в календарном году.

Если штраф за несвоевременное предоставление данных о наличии зарубежного счета не превышает 1500 рублей, то за совершение операций с нарушением валютного законодательства предусмотрено куда более серьезное наказание — штраф в размере от 75% до 100% от суммы операции.

Раньше была распространена ситуация, когда россияне не отчитывались в налоговую службу о своих зарубежных счетах и не уплачивали налог на полученные по ним доходы. Сегодня она меняется. Этому способствует синхронизация подходов фискальных органов разных стран (одним из которых является автоматический обмен) для борьбы с налоговыми правонарушениями. Поэтому даже если гражданин не отчитывается по зарубежным счетам в домашней юрисдикции, то налоговики могут узнать о них от своих зарубежных коллег.

Неожиданные бонусы

Также с 1 января 2020 года в отношении швейцарских счетов будут сняты все ограничения на зачисление средств от нерезидентов. Другим нововведением стало освобождение россиян от обязанности подавать ежегодную отчетность о движении средств по зарубежному счету, если годовой объем зачислений, списаний или при отсутствии таковых остаток средств на конец отчетного года не превышает суммы, эквивалентной 600 000 рублей. Все изменения внесены ретроспективно с 1 января 2018 года.

Ранее обязательным условием для использования счетов было вхождение государства в ОЭСР или ФАТФ, членами которых является узкий круг стран. Но есть важный нюанс: список государств, которые осуществляют автоматический обмен финансовой информацией с РФ, должен быть размещен на официальном сайте ФНС. Пока он не был опубликован. Для налоговых целей установлен перечень стран, с которыми Россия осуществляет автоматический обмен. Скорее всего, он будет использован в ходе проверки соблюдения российскими гражданами валютного законодательства по новым правилам.

Можно не все и не везде

Важно помнить о том, что валютное законодательство по-прежнему содержит закрытый перечень разрешенных операций с зарубежными счетами. Не включенные в него действия — например, получение средств от продажи зарубежного имущества от валютных резидентов — являются незаконными. Кроме того, если счет не задекларирован в ФНС, то налоговики могут приравнять любую валютную операцию к незаконной и начислить штраф.

При этом разрешенными являются не все валютные операции и далеко не во всех странах. Необходимо учитывать, что список государств, с которыми осуществляется автоматический обмен, не совпадает с перечнем стран-членов ОЭСР и ФАТФ. Например, Азербайджан, Британские Виргинские острова, Кипр, Латвия, Лихтенштейн, Мальта, Монако и ряд офшорных юрисдикций не входят в эти организации, но включены в перечень, что, безусловно, является преимуществом для россиян, имеющих банковские счета в этих странах.

В то же время США и Канада, состоящие в ОЭСР и ФАТФ, не включены в список, что осложнит гражданам РФ совершение валютных операций через счета, открытые в этих странах, так как список доступных операций будет существенно ограничен. Ранее законные зачисления (например, получение дивидендов или купонного дохода) теперь квалифицируются как незаконные валютные операции, за которые грозит штраф от 75% до 100% от суммы операции.

Владельцы таких счетов могут рассмотреть возможность перенаправления потока доходов на счета в тех странах, где такие зачисления допустимы, а в случае выявления незаконных валютных операций подумать о подаче специальной декларации в ходе третьего этапа амнистии капитала.

Федеральная налоговая служба (ФНС) обработала финансовые данные о зарубежных счетах и активах россиян за 2017 год. Если налоговая находит расхождения с собственной информацией о физлице, то начинается проверка. Рассказываем, как ФНС получает финансовую информацию из других стран и что проверяет в 2021 году.

ФНС России проверяет владельцев зарубежных активов

Россияне владеют 700 000 счетов по всему миру. Остатки по таким счетам составляют около 13 триллионов рублей, или около 180 миллиардов долларов. Статистику привел заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Вольвач в январе 2021 года.

Финансовая информация о зарубежных счетах и активах россиян поступает в налоговую службу автоматически. Государства обмениваются данными по плану Организации экономического сотрудничества и развития. Обмен информацией нужен, чтобы отслеживать случаи незаконного вывода денег и уклонения от уплаты налогов.

Какую информацию и зачем получает ФНС России от других стран

Россия обменивается финансовой информацией с 75 государствами и 13 территориями. Их полный список есть в Приказе Федеральной налоговой службы от 4.12.2018 года № ММВ-7-17/784С.

Иностранные государства передают в ФНС России:

  • имена и номера счетов россиян в зарубежных банках;
  • баланс по счету;
  • данные о движении денежных средств за год;
  • инвестиционные доходы россиянина;
  • прибыль от продажи акций;
  • проценты по вкладам и облигациям.

ФНС анализирует полученные данные и сверяет их с налоговыми декларациями, которые россияне подали за проверяемый период. В первую очередь проверяется информация по налогу на мировой доход и на прибыль контролируемых иностранных компаний (КИК).

Если налоговая находит расхождения в данных, она имеет право проверить налогоплательщика. Например, может запросить документы с пояснениями по расхождениям.

Проверку обычно проводит налоговая инспекция по месту проживания. Физлиц с годовым доходом от 500 миллионов рублей проверяет специальное подразделение — Межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 10.

Как налоговая будет проверять владельцев зарубежных активов в 2021 году

В конце 2020 года некоторые владельцы зарубежных активов получили уведомления от налоговой. Инспекции предупреждали физлиц-налогоплательщиков о предстоящей выездной проверке. Ее проводят в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации.

Выездная налоговая проверка проходит в помещении, которое предоставляет налогоплательщик. Если он не может предоставить помещение или не дает согласия на проверку по адресу проживания, проверка проходит в отделении налоговой инспекции.

Длительность и тщательность проверки отличают выездной формат от стандартного камерального.

Срок проверки. По закону срок выездной проверки ограничен 2 месяцами. Но инспекция имеет право приостановить проверку, пока не получит от налогоплательщика необходимые документы. Так проверка может затянуться до полугода. То есть по уведомлениям, отправленным в декабре 2020 года, проверка может длиться до июня 2021 года включительно .

Что проверяют. По закону инспекция может рассматривать данные только за три года, предшествующие дате начала проверки. Выездные проверки по уведомлениям за декабрь 2020 года будут сверять информацию по счетам, активам и налоговым декларациям за 2017 год.

Инспекция запрашивает информацию индивидуально, исходя из ситуации проверяемого. Физлицо могут попросить предоставить:

  • подтверждение об уплате подоходного налога;
  • данные по зарубежным брокерским счетам;
  • информацию о зарубежной недвижимости в собственности налогоплательщика;
  • отчеты о деятельности иностранных компаний и подразделений под руководством налогоплательщика.

Расхождения в финансовых данных не всегда свидетельствуют о недобропорядочности налогоплательщика. Например, человек мог не указать в налоговой декларации данные по брокерскому счету, если не получал по нему дохода за отчетный период.

Если во время проверки он подтвердит, что прибыли не было и налоги уплачены в полном размере, к нему не будет вопросов. Но если проверяемый откажется предоставить запрашиваемую информацию, его привлекут к административной или налоговой ответственности.

Какие налоги платят владельцы зарубежных счетов и активов

Если владелец зарубежного счета — налоговый резидент России, он платит налоги на доходы и прибыль в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Гражданин России имеет право сменить налоговую резиденцию и платить налоги в другой стране. Чтобы стать налоговым резидентом иностранного государства, нужно прожить на его территории больше 183 дней за год.

Вид на жительство или второе гражданство нужен, чтобы законно оставаться в другой стране больше полугода. Самый быстрый способ получить статус гражданина или резидента — принять участие в государственной инвестиционной программе.

Организация экономического сотрудничества и развития

6 европейских стран и 5 государств Карибского бассейна предлагают получить ВНЖ или гражданство за вклад в экономику. Варианты инвестиций могут быть разными: от покупки недвижимости до создания бизнеса на территории страны. Программы также различаются необходимой суммой инвестиций и условиями участия — посмотрите, какая программа вам может подойти.

Иммигрант Инвест — лицензированный агент европейских и карибских программ вида на жительство и гражданства за инвестиции. Если вы хотите сменить налоговую резиденцию, обращайтесь за консультацией к экспертам инвестиционных программ.



ФНС получит расширенный доступ к банковской тайне в марте 2021 года

ФНС России получит расширенный доступ к банковской тайне: что это значит для клиентов российских банков

Как платить налоги в России в 2021 году: изменения в законодательстве

Больше налогов, больше контроля: как изменение налогового законодательства повлияет на жизнь состоятельных россиян

В России могут начать выдавать вид на жительство за инвестиции

10 миллионов за вид на жительство в России: Минэкономразвития готовит новое предложение для инвесторов

12 мая 2016 года в Пекине руководитель Федеральной налоговой службы России Михаил Мишустин подписал декларацию к Берлинскому соглашению об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам.

Это соглашение появилось в октябре 2014 года как механизм ускоренного согласования двусторонних договоренностей государствами, желающими вести такой обмен.

Оно было призвано решить проблемы действующего механизма обмена. И Конвенция (1988 года) о взаимной административной помощи по налоговым вопросам, и отдельные соглашения об избежании двойного налогообложения позволяют ФНС России (как и другим национальным налоговым службам) получать информацию только по запросу. Для запроса нужно обязательно указать установочные данные относительно субъекта проверки, что резко ограничивает объем получаемых данных.

После того как глава ФНС оформил присоединение России к соглашению, последовали официальные комментарии. Из них можно было сделать вывод, что с 2018 года Россия получит исчерпывающую информацию о россиянах, скрывающих свои активы за рубежом от всех стран — подписантов этой декларации (на тот момент без России их было 80, сейчас 81).

Но на самом деле не все так просто. На пути доступа к полному объему интересующей налоговиков информации уже сейчас стоит множество препятствий. Каких?

Что нужно, чтобы запустить автообмен

До момента согласования двусторонних договоренностей и введения в национальное законодательство соответствующих правил подписание декларации не налагает на страну-подписанта каких-либо обязательств.

Но на сегодняшний день порядок уведомления странами-подписантами секретариата ОЭСР еще даже не разработан.

Группа риска для автообмена

Принятый ОЭСР в 2014 году единый стандарт автоматического обмена информацией предполагает, что в автоматический обмен попадут только пассивные нефинансовые организации с контролирующими их лицами, а также нерезидентные держатели финансовых счетов. Что это значит?

Если говорить о типичных офшорных компаниях с Британских Виргинских островов, Сейшел, Каймановых островов, у которых нет обязанности уплачивать налог на корпорации, — они, конечно же, первые претенденты на попадание в автообмен по месту нахождения их банковских и других финансовых счетов.

А вот, например, кипрские, мальтийские, ирландские, сингапурские и даже гонконгские активные резидентные компании, которые являются обычными плательщиками корпоративного налога, такой участи избегут.

Затруднения исполнителей

Устанавливать и собирать информацию в отношении лиц, которые попадут в автообмен, будут именно банки и другие подотчетные финансовые организации, а не иностранные налоговые органы. О том, в какую страну должна пойти информация, банкам должны сообщить сами клиенты через механизм самосертификации.

Клиенты укажут своим банкам, в какой стране они являются налоговыми резидентами и уплачивают соответствующие налоги. Соответственно, в такие страны информация и должна пойти, если между государством нахождения банка и страной налогового резидентства такого лица согласован автоматический обмен.

Нюансов сбора информации настолько много, что на настоящий момент банки весьма нечетко понимают весь механизм и ожидают дальнейших разъяснений регуляторов.

Например, спорным моментом является ситуация, когда у всех акционеров компании размер участия не превышает 25%, а иным образом не представляется возможным определить контролирующее лицо. Тогда, по логике, им может быть признан единоличный исполнительный орган или его топ-менеджер.

Это не штраф, это изъятие собственности

До сих пор речь шла о бюрократических препонах, которые, как показывает практика, не всегда вовремя, но все же снимаются. Но есть и другие ограничения, которые могут оставить российских налоговиков без информации от целого ряда стран-подписантов.

Для иностранных государств, где находятся счета российских валютных резидентов, российские незаконные валютные операции не являются даже правонарушениями. И любое использование полученной информации для наложения штрафов в размере 100% сокрытой суммы (как это и предполагается нынешним российским законодательством) может быть признано необоснованным — с отказом в ведении автоматического обмена. Ведь изъятие частной собственности не в форме налогов будет прямо противоречить задачам автоматического обмена.

Основанием для таких решений может стать обширная практика Европейского суда по правам человека, которая подтверждает, что российские стопроцентные штрафы за незаконные валютные операции являются непропорциональным наказанием.

Кто может стать партнером России

Чтобы Россия начала получать информацию от желаемых иностранных партнеров, ей требуется представить список таких стран в ОЭСР. Автоматический обмен начнется, только если в соответствующих списках этих стран также окажется Россия.

Кстати, важно помнить, что эта договоренность по Берлинскому соглашению не является обязательством. Это лишь акт взаимности, действие которого может быть прекращено в любое время простым уведомлением другой стороны.

Налоговый департамент Минфина Кипра опубликовал на своей официальной интернет-странице перечень стран, с которыми намерен обмениваться финансовой информацией. В список Кипра вошла 81 юрисдикция, включая и Россию. То есть эта страна готова участвовать в обмене со всеми подписантами соглашения. Чего нельзя, например, сказать о Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии, которое в своем перечне обозначило меньшее количество стран, и куда Россия не вошла.

Достаточно аккуратную позицию в отношении автоматического обмена заняла Швейцария. Она согласилась на ведение автоматического обмена с государствами — членами Европейского Союза на основании отдельного евросоглашения, а также с США по FATCA. Что же до остальных — это останется предметом публичных консультаций. Такие консультации могут тянуться годами.

Сингапур (как, кстати, и Швейцария) заявил, что начнет обмениваться информацией в автоматическом режиме, только если их партнер будет соответствовать двум обязательным критериям: во-первых, в стране будет обеспечиваться верховенство закона и, во-вторых, абсолютная конфиденциальность переданной информации. И мы считаем, что это только первые ласточки. Эти критерии, если полагаться на предыдущие оценки работы российских госорганов странами ОЭСР, сразу помещают Россию в рисковую зону. Важно напомнить, что ОЭСР приостановило вступление России в свои ряды.

Только после появления всех списков подписантов Берлинского соглашения на сайте ОЭСР можно будет окончательно сказать, кто и с кем намерен вести автоматический обмен и на каких основаниях. И есть серьезные основания предполагать, что для России этот перечень не будет полным.

Поэтому, например, информация об открытии счета лица на территории какого-то государства подлежит передаче компетентным органам государства, в котором данное лицо является налоговым резидентом. При этом стандарт предусматривает возможность не проводить проверку и не обмениваться информацией о счетах иностранных резидентов – юридических лиц, если их баланс не превышает 250 тыс. долларов США, а для счетов физических лиц, если их баланс не превышает 1 млн. долларов США на отчетную дату.

  • В рамках CRS MCAA налоговые органы разных стран будут обмениваться информацией о 1) лице-держателе счета; 2) финансовой организации, в которой открыт счет; 3) балансе по финансовым счетам, открытым налоговым резидентом другой страны либо пассивными нефинансовыми организациями, контролирующими лицами которых являются налоговые резиденты другой страны; 4) определенных типах доходов, поступивших на счета, в том числе процентах, дивидендах, доходах от страховых продуктов, средствах, вырученных от продажи финансовых активов.

Что входит в стандарт ОЭСР

  • Помимо Многостороннего соглашения MCAA в основу стандарта ОЭСР по автоматическому обмену финансовой информацией входят:
  • 1. Общепринятый стандарт о предоставлении информации (англ. “CRS Common Reporting Standard”, далее “Стандарт CRS”).
  • 2. Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов (англ.

“Model Competent Authority Agreement”, далее “Модельное соглашение МСАА”

  • Данные двухсторонние соглашения адаптируют Стандарт CRS под сотрудничество компетентных органов двух конкретных государств. Соглашения детализируют, какой объем финансовой информации подлежит обмену и какие органы будут ответственны за обмен информацией.
  • 3. Комментарии ОЭСР к Стандарту CRS (англ. “CRS Commentaries”)
  • В данных комментариях ОЭСР дается толкование положениям Стандарта CRS и приводятся примеры его имплементации.
  • 4. Руководящие принципы по разработке схем для применения Стандарта

CRS (англ. “CRS Schema and User Guide”)

  • Данные руководящие принципы касаются технических аспектов имплементации Стандарта CRS, в частности разработка схем XML, используемых для обмена информации, а также необходимых гарантий по передаче информации, ее защите и шифровании.

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

  • Таким образом, подписав Многостороннее соглашение MCAA, Россия сделала первый и важнейший шаг для внедрения Стандарта ОЭРС по автоматическому обмену финансовой информации в России. При успешном внедрении Стандарта ОЭСР Россия будет автоматически получать финансовую информацию о своих налогоплательщиках от компетентных органов стран-участниц автоматического обмена.

Существующий режим обмена финансовой информацией

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

Многостороннее соглашение МСАА и Закон США о выполнении налоговых требований по зарубежным счетам

Многостороннее соглашение ОЭСР о сотрудничестве между компетентными органами по вопросам автоматического обмена информацией

Многостороннее соглашение МСАА

  • Согласно разделу 2 Многостороннего соглашения МСАА, государства берут на себя обязательство ежегодно в автоматическом режиме обмениваться следующей информацией:
  • a) Имя физического лица, наименование юридического лица, ИНН, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры “due diligence” компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
  • b) Номер банковского счета (или функциональный эквивалент в случае отсутствия номера банковского счета);
  • c) Наименование или идентификационный номер компетентного органа;
  • d) Баланс банковского счета или стоимость банковского счета на конец календарного года или на момент отчетного периода, если счет был закрыт;
  • e) В отношении “custodial account”, общая сумма дивидендов и общая сумма иного дохода, полученного с помощью счета за отчетный период, а также валовый доход от реализации или погашения финансовых активов за отчетный период;
  • f) В отношении депозитных счетов, общая сумма процентного доход за год или иной отчетный период;
  • g) В отношении остальных типов счетов, валовый доход владельца банковского счета за отчетный период.
  • Раздел 5 Многостороннего соглашения МСАА предусматривает, что информация, подлежащая автоматическому обмену, является конфиденциальной. Как следствие, использование данной информации разрешается только компетентным органам, на которых лежит обязанность по защите персональных данных.
  • Стандарт CRS, на который делается ссылка в Многостороннем соглашении МСАА, закрепляет обязательства государств по проведению процедуры “due diligence”. В рамках данной процедуры компетентным органам необходимо идентифицировать банковские счета, информация о которых в дальнейшем подлежит процедуре обмена (англ. “Reportable Accounts”).
  • В отношении банковских счетов физических лиц ограничений по идентификации нет, в то время как банковские счета юридических лиц не подлежат идентификации, если их баланс не превышает 250.000 USD. Стандарт предусматривает процедуру “due diligence” в отношении банковских счетов, которые существовали до вступления Стандарта CRS в силу (англ. “Pre-existing Accounts”) и которые были открыты после вступления Стандарта CRS в силу (англ. “New Individual Accounts”).
  • Также Стандарт CRS предусматривает процедуру выявления пассивного владельца банковского счета (англ. “Passive Non-Financial Entity”, “Passive NFE”) и делает различие между банковскими счетами с балансом, превышающим 1.000.000 USD (англ. “High Value Account”) и не превышающим 1.000.000 USD (англ. “Lower Value Account”) для целей обмена информации с компетентными органами других государств.
  • Согласно Разделу III.В.6, банковские счета физических лиц, стоимость которых не превышает 1.000.000 USD не подлежат отчету и обмену информации. Владельцы счетов обязаны пройти процедуру самосертификации и подать заявление в компетентные органы о том, что их счета не подлежат процедуре автоматического обмена информации.
  • Однако в соответствии с Разделом III.C.5.6 в случае увеличения стоимости банковских счетов до 1.000.000 USD компетентные органы обязаны идентифицировать банковский счет и передать компетентным органам иностранного государства информацию о нем.

Даты проведения процедуры “due diligence” компетентными органами РФ

1 января 2017 – идентификация новых клиентов (физических и юридических лиц)

31 декабря 2018 – идентификация существующих физических лиц, баланс которых превышает 1 млн. долларов США

30 сентября 2018 – обмен информацией между государствами

31 декабря 2018 – идентификация существующих клиентов физических и юридических лиц

Имплементация Стандарта CRS

▪ Таким образом, для соблюдения Стандарта CRS в ближайшем будущем изменения законодательства могут коснуться процедур идентификации банковских счетов, а также может быть предусмотрена обязанность физических и юридических лиц проводить процедуры самосертификации. Законодательно может быть введено обязательное наличие у финансовых институтов комплаенс-документов, направленных на соответствие требованиям Стандарта CRS.

▪ Компетентным органам же придется обновить существующую систему отчетности, в частности, добавить дополнительные поля (например, ИНН и место рождения). Помимо этого, компетентным органам необходимо разработать механизм мониторинга за изменением информации о физических и юридических лицах и ввести ответственность за нарушение требований Стандарта.

Руководство по имплементации Стандарта CRS доступно по ссылке:

  • Технические аспекты имплементации Стандарта CRS находятся в Руководстве по имплементации Стандарта CRS (англ. “Common Reporting System User Guide”) в Приложении III к Модельному договору о сотрудничестве компетентных органов. В частности, руководство детализирует, как информация о банковских счетах физических и юридических лиц должна быть внесена в общую базу CRS.

Модельное соглашение о сотрудничестве компетентных органов доступно по ссылке:

В октябре-ноябре этого года Россия получит данные о российских счетах за рубежом из 92 стран, сообщил на Московском финансовом форуме Дмитрий Вольвач, начальник управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС. В этом году список этих стран пополнила Швейцария, одобрив в августе этого года обмен финансовой информацией с Россией на основе августовского доклада Федерального департамента финансов (ФНС подтвердила обмен данными со Швейцарией). Швейцария отправит в этом году своим зарубежным партнерам информацию более чем о 2 млн счетов нерезидентов с общей суммой активов около $3 трлн. Долю россиян среди них можно оценить как минимум в 5–10%. То есть речь может идти о многих десятках тысяч счетов россиян с общей суммой активов на них в несколько сотен миллиардов долларов. Если учесть, что изначально, в 2015 г., о контролируемых иностранных компаниях (КИК) заявило всего 2200 человек, а в двух прошедших этапах амнистии участвовало около 19 000 человек, легко понять, что значительное количество, если не большинство швейцарских счетов в России не задекларировано. Соответственно, когда ФНС установит их владельцев, те из них, кто не сменил налоговое резидентство, вынуждены будут заплатить с этих миллиардов налоги и штрафы за несколько лет. Корпоративные счета в Швейцарии в основном накопительные, т. е. пассивные, и в соответствии с правилами КИК даже нераспределенная прибыль компании в этом случае становится доходом физлица – ее владельца и облагается по ставке 13%, плюс штраф 20% и пени за неуплату. По личным счетам возможны также штрафы по валютному законодательству – до 100% от суммы поступлений. При этом позиция ФНС такова, что незаконными считаются все поступления на счет за рубежом, если он не задекларирован в России.

Всего, как отмечается в публикации на сайте российской налоговой службы, в этом году в число партнеров России по автоматическому обмену добавятся такие важные страны, как Австрия, Панама, Латвия, популярные у россиян Британские Виргинские острова (BVI), Гибралтар, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Сингапур, Чехия, Эстония. Однако присутствие страны в списке не означает обязательного участия в ближайшем автоматическом обмене. Так, Великобритания, хоть и находится до сих пор в списке, в прошлом году отказалась без объяснения причин обмениваться финансовой информацией с Россией. Россия, в свою очередь, также отказалась участвовать в обмене и с Великобританией, и с ее коронными территориями – островами Мэн, Гернси и Джерси. В 2020 г. информацией за текущий год собираются обменяться с Россией Арабские Эмираты, заявил о присоединении к автообмену в следующем году Казахстан. В 2018 г. ФНС получила данные за 2017 г. из 58 стран.

Часть стран, например Кипр, в прошлом году не успели подготовиться как следует и передали только часть информации и не из всех банков. С другой стороны, есть еще такие нежно любимые россиянами юрисдикции, как Черногория и Таиланд, которые к автообмену вообще пока не присоединились.

Что важно знать о сроках и процедуре обмена? Информация о счетах нерезидентов передается банками в свои центральные уполномоченные органы в апреле – мае и ждет там до 1 августа отправки по разным странам. Мало кто знает, но законодатели ЕС отвели эти два месяца на то, чтобы клиенты могли запросить свой банк, передал ли он информацию о счете и если да, то какую. До конца июля можно внести коррекции или даже оспорить или отменить сам факт передачи информации, если банк в чем-то ошибся или если в этом году изменилась ваша налоговая резидентность или статус счета. Дело в том, что, хотя банки и подают информацию о состоянии счета на конец прошлого года, многие отражают статус бенефициара на момент подачи. Серьезное основание для отмены отправки информации о бенефициаре в его страну – угроза ее ненадлежащего использования, необоснованного уголовного преследования, нарушения основополагающих процессуальных принципов или гарантий прав собственности.

Полезно знать, информацию о каких счетах и куда отправляют банки. По счетам нерезидентов это номер счета, данные об остатке на 31 декабря прошлого года и о сумме поступлений за год. По личным счетам сообщается имя клиента, его ИНН, дата рождения и адрес проживания. По корпоративным передаются данные только по компании, а по пассивным счетам – еще и по бенефициару (владельцу).

Об автоматическом обмене существует множество заблуждений и мифов, которые могут дорого обойтись россиянам.

Миф первый: В Швейцарии исторически сложились особые отношения банков с клиентами, банки не захотят их потерять и про важных для них клиентов никуда сообщать не будут, найдут, как это оформить. К сожалению, это не так. В Швейцарии в большей степени, чем во многих других странах, банки строго соблюдают закон и инструкции регуляторов.

Миф второй: BVI присоединились к автообмену, и теперь обо всех компаниях узнают в России. Нет, не узнают. Автообмен – это обмен информацией между банками. Если счет компании не в банке на BVI, автообмен с этой юрисдикцией вам пока ничем не грозит.

Миф третий: Россияне, проживающие в другой стране, скажем в Испании, более 183 дней в году, не являются налоговыми резидентами России, и им не о чем беспокоиться. Совсем не так. Информация в этом случае может уйти в Испанию, а налоги там в несколько раз выше российских.

Миф четвертый: Обладатели ВНЖ и ИНН в странах, не участвующих в автообмене, могут не беспокоиться. Не совсем так. Инструкции рекомендуют банкам сообщать информацию о бенефициаре во все страны его возможной резидентности. Так что если у вас российский паспорт, банк может сообщить о вас и в Россию тоже.

Миф шестой: Владельцам задекларированных в России личных счетов за рубежом не о чем беспокоиться. Тоже не так. Необходимо беспокоиться о соответствии операций по счету российскому валютному законодательству. Иначе, как недавно сообщалось в СМИ в связи со счетом российского гражданина в Армении, можно получить штраф в $2 млн.

Прозрачность и сложность международного бизнеса и банковских операций растет с каждым годом. Это не только и даже не столько автообмен, но и создаваемые повсеместно реестры бенефициаров, требования к существенному присутствию в большинстве юрисдикций, да и просто развитие технологий в части возможностей сбора и анализа больших объемов информации (big data). Поэтому уже в перспективе 3-5 лет спрятать зарубежные активы так, чтобы о них никто не узнал, будет весьма затруднительно. Для оценки возможных рисков и выстраивания стратегии международного бизнеса в новых условиях я рекомендовал бы обратиться к специалистам.

Автор — старший советник, директор по развитию бизнеса Hill Consulting

Читайте также: