Как уменьшить налог на имущество

Обновлено: 16.05.2024

Помните известную скороговорку: корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали. Она сильно напоминает эпопею с принятием в России имущественных налогов.

Когда приступали к реформе системы имущественных налогов, то не предполагали, насколько окажется сложной эта затея. За это время принято немало законов, в них внесено большое количество поправок, вплоть до принципиальных изменений. И процесс этот не только продолжается, но и конца его не видно. С одной стороны, мы видим не самую качественную работу наших законодателей, но с другой – лучше по ходу корректировать отдельные положения принятых законодательных актов, чем проявлять упорство в их неизменности.

В недрах Государственной Думы подготовлен очередной законопроект по имущественным налогам. Предлагается снизить предельную ставку налогообложения на имущество юридических лиц с 2% до 1,5%.

Автор проекта закона Первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Сергей Касатонов объясняет, что многие регионы устанавливают максимальную ставку по этому налогу. Когда принимался закон, такие опасения высказывались и вот сейчас они подтверждаются – условиях пересчета имущества по кадастровой стоимости ставка резко возрастает. В итоге налоговое бремя для компаний серьезно увеличивается, некоторые из них теперь вынуждены платить за свои активы в 5-10 раз больше.

Не так давно премьер-министр Дмитрий Медведев обещал, что в 2019 году налоговое бремя на бизнес повышаться не будет. Но де-факто в связи с максимальным налогообложением имущества оно растет. А это серьезно влияет на финансовое положение компаний, на их инвестиционную активность.

А можно ли им верить?

О том, как отражается повышение налогового обложения имущества на бизнес, рассказывает вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Полторак. По его словам, при разработке концепции перехода налогообложения недвижимого имущества с учётом кадастровой стоимости был выдвинут тезис о том, что ставка налога по инвентаризационной стоимости составляет 2,2%, а инвентаризационная стоимость новых объектов недвижимости в десятки раз больше, чем старых объектов, что несправедливо. Кадастровая стоимость серьезно повысится, но ставка налога станет не 2,2%, а 0,2%-0,3%. Таким образом те, у кого инвентаризационная стоимость большая, станут платить меньше, а у тех, у кого она занижена сейчас, при расчёте по кадастровой стоимости налог вырастет. В результате уровень налогообложения выровняется и станет справедливым.

Что же получилось на деле? База налога, как и обещали, выросла, на порядок, а вот другое обещание не выполнили, вместо ставки 0,2%-0,3% имеем ставку в 1,5%-2%. Таким образом, нагрузка по налогу на недвижимость выросла в 5-10 раз.

Но и это не все. Для малого бизнеса, применяющего упрощённую систему налогообложения, налог на недвижимость до 2014 года включался в ставку единого налога. С 2015 года он уплачивается дополнительно к единому налогу, это увеличило для таких предприятий налоговую нагрузку в три раза.

Снижение экономической активности в целом привело к сокращению заполняемости помещений на рынке аренды коммерческой недвижимости. Наряду с ростом стоимости эксплуатации и повышением платы за коммунальные услуги это толкает арендные ставки вниз, что приводит к значительному снижению рентабельности арендного бизнеса. Помещения зачастую сдают просто за бесценок, а это в свою очередь влечет отток инвестиций в недвижимость. Не случайно, что ввод коммерческих площадей в последние годы резко сократился.

Между тем, уровень обложения активов очень существенно влияет на активность бизнеса. По словам Григория Полторака, расчеты показали: снижение всего на 0,1% ставки налога на имущество приводит к сокращению налогообложения на 1%. И точно так же наоборот. Для небольшой компании это существенные суммы, от которых нередко зависит ее дальнейшее существование на рынке.

Рубим сук, на котором сидим

В таких условиях крайне недальновидно со стороны местных органов власти увеличивать налоговую нагрузку для предпринимателей, вводя максимальную ставку для имущественных налогов в 2% от кадастровой стоимости объектов. Возможно, чиновники не до конца осознают, что рубят сук, на котором сидят. Увеличив краткосрочные поступления бюджет за счет максимальной ставки, они потеряют в перспективе гораздо больше за счет сворачивания бизнеса в регионе. Если сойдутся два вектора в одной точке: снижение доходов и рост налогов, то однажды это может привести к социальному взрыву.

Если законопроект о снижении предельной ставки будет принят, это до некоторой степени разредит возникшее напряжение. Но остаются другие вопросы, которые также ждут своего решения, так как в сфере имущественных отношений проблем накопилось достаточно.

Белые пятна рынка недвижимости

На этом фоне Министерство экономического развития готовит еще два важных документа. Один из них касается старых объектов недвижимости, по которых отсутствует актуальная информация.

Согласно данным Директора Департамента недвижимости МЭРа Алексея Бутовецкого, сегодня насчитывается 25 млн таких объектов. Они имеют старые документы регистрации, однако не дают сведений об их актуальных правообладателях. Кто ими владеет, неизвестно.

На данный момент у местных органов власти нет ни возможностей, ни полномочий выяснять, кому и что принадлежит. Поэтому муниципалитеты не дополучают немалые доходы, так как налоги с этой собственности не только не уплачиваются, но даже налоговые уведомления не могут быть отправлены ее владельцам.

Проект закона дает право муниципалитетам запрашивать разные органы власти, которые могут иметь информацию об этих объектах.

Другая законодательная инициатива министерства связана с уточнением определения движимого и недвижимого имущества. По словам чиновника, сегодня строители смеются над существующими формулировками. Современные технологии позволяют перемещать в пространстве едва ли не любые объекты. В итоге возникла разная судебная практика, одни суды одни объекты признают движимым имуществом, другие – недвижимым. А это важно в связи с тем, что движимое имущество юридических лиц у нас освобождено от налогообложения.

Чем начинена коробка?

Чтобы разрешить возникшую коллизию, по ее мнению, следует отказаться от понятий движимое и недвижимое имущество для целей исчисления налога на имущество организаций; определить объект налогообложения через использование более прозрачных, понятных и свойственных налоговому законодательству категорий – амортизационных групп или кодов ОКОФ. А в целях предотвращения споров по прошлым периодам распространить новое регулирование на отношения, возникшие с 1 января 2013 года, но без перерасчетов с бюджетом.

Судя по всему, напряженные споры по этой теме только еще предстоят. Но невольно возникает вопрос: а способны ли в принципе наши думцы создать закон, который не потребует бесчисленных поправок или даже видоизменений, которые принципиально меняют его концепцию? Или это за гранью их возможностей? Не будем забывать и то, что вся эта титаническая работа по изменению законодательных актов проводится на средства, которые черпаются из наших же налогов. И есть подозрение, что им можно найти более лучшее применение.

Для начала давайте разберемся с определениями. Коммерческая недвижимость имеет назначение нежилого помещения, но стоит разграничивать просто нежилые помещения (к примеру, гаражи) и нежилые помещения, используемые для извлечения прибыли (например, магазины, салоны красоты, ателье и прочее). Индивидуальный предприниматель, который владеет нежилой недвижимостью и использует ее для извлечения прибыли, должен платить налоги на владение и продажу.

Налог на владение коммерческой недвижимостью

Собственник коммерческого помещения обязан до 1 декабря года, который следует за истекшим налоговым периодом, оплатить налог на владение объектом коммерческой недвижимости. Размер налога определяет налоговая инспекция. Согласно ст. 14 НК РФ, этот налог является региональным и, соответственно, именно законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку, порядок и сроки уплаты – но, безусловно, в пределах, которые установлены Налоговым кодексом.

Сумма рассчитывается на основании кадастровой стоимости объекта (до 2015 года – на основе инвентаризационной стоимости). Но эта практика будет внедряться в регионах постепенно до 2020 года, поэтому, чтобы узнать сумму, которую вы должны заплатить, необходимо воспользоваться данными, указанными на официальном сайте ФНС.

Также стоит отметить, что по новым правилам налог стал больше, и это ощутили собственники торговых и промышленных предприятий. Поэтому государство установило временный понижающий коэффициент, который будет действовать до 2020 года. Статья 406 НК РФ устанавливает налоговую ставку в размере 2%.

Налог от продажи коммерческой недвижимости

Индивидуальные предприниматели при продаже имущества уплачивают налог, размер которого зависит от системы налогообложения и ставки. Основная ставка составляет 13% (но для лиц, которые большую часть времени проживают за границей, 30%) от кадастровой стоимости объекта. При УСН применяется ставка 6%.

Если имущество было куплено до января 2016 года, вы освобождаетесь от налога. Дело в том, что до января 2016 года действовало правило, по которому налогоплательщик освобождался от налога, если объект был в собственности более трех лет, а три года с января 2016 года — это как раз январь 2019 года.

При приобретении имущества после февраля 2016 года срок владения, после которого налогоплательщик будет освобожден от уплаты налога, составляет пять лет. Но очень важный момент: согласно внесенной поправке, если помещение использовалось для коммерческих целей, на него не распространяется указанное положение об освобождении от уплаты налога.

На практике также часто встречаются ситуации, когда физическое лицо продает коммерческую недвижимость как личную, предполагая, что на него будет распространяться норма об освобождении от уплаты налога, в случае владения объектом более трех или пяти лет (в зависимости от года приобретения). Но налоговая считает иначе: физические лица обязаны платить налоги с продажи коммерческой недвижимости, если получали доход как ИП. Соответственно, даже если вы купили коммерческую недвижимость до регистрации ИП, а к моменту продажи объекта ИП уже закрыли, заплатить налоги придется. Получается, что позиция налоговых органов сводится к периоду эксплуатации объекта и факту получения дохода. Если хочется обезопасить себя от требований со стороны налоговых органов, лучше переоформить имущество (через дарственную на доверенное лицо, например).

Можно ли уменьшить сумму налога на продажу?

Как мы уже писали, при УСН применяется ставка 6%. Если во время использования помещения вы не пользовались УСН, то при продаже придется заплатить 13%. Но при наличии действующего ИП, работающего по УСН, можно заплатить налог по сниженной ставке – правда, придется доказывать, что объект использовался в настоящей предпринимательской деятельности.

Нюансов в вопросе очень много, поэтому при расчете налога на коммерческую недвижимость рекомендуем воспользоваться онлайн-сервисом на официальном сайте федеральной налоговой службы, в котором есть калькулятор расчетов для конкретного региона и возможность пересчета с учетом всех индивидуальных характеристик объекта и ситуации.

kak_umenshit_nalog_na_imushchestvo_fizicheskih_lic.jpg


Похожие публикации

Уменьшение налога на имущество физических лиц возможно в соответствии с нормами НК РФ и правовых актов местных органов власти. Сумма налогового обязательства может быть откорректирована путем оспаривания размера налоговой базы, применением налоговых льгот (ст. 407 НК РФ) или посредством корректировки налогооблагаемой кадастровой стоимости на сумму вычетов по основаниям, перечисленным в ст. 403 НК РФ.

Налог исчисляется перемножением суммы кадастровой стоимости и налоговой ставки. Налоговая ставка устанавливается регионами, согласно ст. 406 НК РФ, в дифференцированном размере в зависимости от типа имущества – отдельные значения ставок предусмотрены для жилой недвижимости, для дорогостоящих активов стоимостью от 300 млн. руб. (за основу принимается кадастровая оценка).

Как уменьшить налог на имущество физических лиц

Существует несколько способов снижения физлицами налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Рассмотрим их подробнее.

Оспаривание кадастровой стоимости

Расчет налога может производиться по кадастровой или инвентаризационной стоимости. Последний вариант еще применяется в ряде субъектов РФ, но утрачивает актуальность с 2020 года, поскольку инвентаризационная оценка даже с учетом корректирующих коэффициентов не способна отразить реальную цену налогооблагаемого актива и эта стоимость значительно ниже рыночной.

Если за основу вычислений принимается кадастровая стоимость, значение которой завышено по сравнению с уровнем рынка, или стоимость рассчитана исходя из недостоверных сведений, налогоплательщик вправе оспорить ее (ст. 24.18 закона об оценочной деятельности от 29.07.1998 № 135-ФЗ). Подать заявление о пересмотре стоимости можно в течение пяти лет с даты включения оспариваемого показателя в ЕГРН.

Спор открывается с органом, который подает в налоговую инспекцию данные о стоимости имущества граждан – с Росреестром. На первом этапе владелец может подать обращение в Росреестр о пересмотре стоимости недвижимости специальной комиссией (документ подается через МФЦ). Если эта мера оказалась неэффективной, можно инициировать пересмотр кадастровой оценки в судебном порядке. Граждане также могут обращаться в суд сразу, минуя комиссию.

Для судебного разбирательства на предмет завышения стоимости по сравнению с рыночной потребуется заключение независимого оценщика, в котором фиксируется реальная стоимость имущества с учетом рыночной конъюнктуры.

Снижение налога на имущество физических лиц после корректировки кадастровой стоимости происходит с даты начала применения стоимости, которая подверглась изменению (п. 2 ст. 403 НК РФ). Например, если гражданин в 2019 г. оспорил кадастровую стоимость, применявшуюся с 01.01.2017 г. и решение о ее снижении принято в 2019 г., пересчитать налог на имущество по новой, сниженной стоимости ему должны, начиная с 01.01.2017 г.

Вычеты и льготы

В зависимости от типа налогооблагаемого имущества, в соответствии со ст. 403 НК РФ применяется ряд вычетов, характерных только для налога, исчисляемого на основе кадастровой стоимости. Суть вычетов заключается в снижении налогооблагаемой базы путем уменьшения общей величины кадастровой стоимости объекта на кадастровую стоимость его определенной доли:

если речь идет о взимании налога с квартиры или части жилого дома, вычет равен кадастровой стоимости 20 кв. м. такого объекта;

уменьшение налога на имущество физических лиц по отдельным комнатам (например, в общежитии) или части квартиры осуществляется за счет вычитания кадастровой стоимости 10 кв. м.;

по жилым домам из общей стоимости вычитается кадастровая стоимость 50 кв. м.

Пример 1

  • определяется сумма вычета: 4 570 570 / 77 кв.м х 20 кв.м = 1 187 161,04 руб.;

  • выводится откорректированная налоговая база: 4 570 570 – 1 187 161,04 = 3 383 408,96 руб.;

  • расчетная сумма налога составит: 3 383 408,96 х 0,1% = 3 383 руб.

Пример 2

  • базовая налогооблагаемая стоимость части квартиры (25 кв. м.) равна 944 388,50 руб. (1 888 777 х 50%);

  • величина вычета 377 755,40 руб. (944 388,50 / 25 кв.м х 10 кв.м);

  • налогооблагаемая стоимость равна: 944 388,50 – 377 755,40 = 566 633,10 руб.;

  • сумма налога: 566 633,1 х 0,1% = 567 руб..

Дополнительные льготы по налогу на имущество положены многодетным семьям, имеющим 3-х и более детей до 18 лет. Законодательством на каждого несовершеннолетнего ребенка в такой семье предусмотрена льгота в размере стоимости 5 кв. м. комнаты, квартиры (или ее части) и 7 кв. м. от общей площади жилого дома или его части. Льгота предоставлется в отношении одного объекта каждого вида (одного дома, одной квартиры и т.д.).

Пример 3

  • сумма льготы по нормам п. 5 ст. 403 НК РФ составит 1 970 130 руб. (9 850 650 / 250 кв. м х 50 кв. м);

  • сумма льготы как многодетному родителю равна 1 379 091 руб. (9 850 650 / 250 кв. м х 7 кв. м х 5 чел.);

  • налоговая база составит 6 501 429 руб. (9 850 650 – 1 970 130 – 1 379 091);

  • сумма налога – 6 501 руб. (6 501 429 х 0,1%).

Еще один вариант снижения налоговой базы - разделить имущество на несколько долей. При этом нередко можно фактически получить освобождение от налога на имущество. Например, общая площадь квартиры 60 кв. м. Если оформить квартиру в равных долях на троих собственников, на одного человека придется по 20 кв. м. В результате у каждого из владельцев налог к уплате будет равен нулю, поскольку каждый собственник получит вычет на 20 кв. м.

Другой способ свести к нулю налоговое обязательство – переоформить имущество на гражданина, причисленного к льготной категории налогоплательщиков, освобождаемой от уплаты налога (пенсионеры, инвалиды, военнослужащие в запасе с выслугой лет от 20 лет и т.д. – полный перечень приведен в ст. 407 НК РФ). Перечень льготных категорий по региональному законодательству можно найти на ]]> сайте ФНС ]]> .

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Содержание

Содержание

  • Имущественные налоги: понятие
  • Способы уменьшения налога на имущество
  • Имущественные налоги можно не платить? Так ли это на самом деле
  • Все налоги, которые не платят пенсионеры
  • Теперь все пенсионеры могут не платить земельный налог, но только с 6 соток
  • Получение статуса предпенсионера и налоговые льготы для них
  • Все льготы по имущественному налогу для многодетных
  • Как сэкономить на имущественных налогах

До 1 декабря 2021 года все граждане РФ обязаны уплатить имущественные налоги. Как правило, налоговая направляет уведомление, в котором указана точная сумма. Отсутствие письма из ФНС не является уважительной причиной, по которой налогоплательщик может не платить налог. Но, россияне имеют возможность уменьшить сумму обязательств вполне законными методами.

Имущественные налоги: понятие

В России имущественными налогами называют платежи физических лиц в бюджет за имеющееся у них имущество:

  • землю;
  • транспорт;
  • недвижимость.

Как правило, земельный налог идет на формирование местного бюджета, а транспортный и на имущество физических лиц – регионального.

Важно! Налогоплательщики обязаны внести имущественные налоговые платежи за предыдущий год до 1 декабря текущего периода.

Способы уменьшения налога на имущество

Налогоплательщики имеют возможность уменьшить сумму имущественных налогов законными способами при помощи различных преференций. В 2021 году существует 7 видов налоговых льгот в отношении земельного, транспортного платежа и налога на имущество физических лиц.

на 50 м2 в отношении частных домов;

на 20 м2 – для квартир;

5 м2 для квартир;

Таким образом, совершенно все владельцы недвижимости имеют право уменьшить имущественный налог в пределах, установленных на законодательном уровне. Сделать сумму обязательств еще меньше могут лишь отдельные категории налогоплательщиков.

Имущественные налоги можно не платить? Так ли это на самом деле

Однако, это совершенно не так. На законодательном уровне утверждено правило. Налогоплательщик имеет право внести налог в течение года в счет будущей оплаты. Именно этот платеж называют добровольным. А от обязанности уплачивать имущественные налоги до 1 декабря никто никого не освобождал.

Все налоги, которые не платят пенсионеры

Согласно действующему налоговому законодательству, пенсионеры освобождаются от уплаты некоторых видов налогов:

  1. НДФЛ. Подоходный налог не взимается лишь с пенсионного обеспечения, а также с социальных выплат. По иным доходам, например с заработной платы или от сдачи недвижимости в аренду, налогоплательщик пенсионного возраста обязан уплатить 13%.
  2. Государственная пошлина. Пенсионеры не платят госпошлину за иски, подаваемые на ПФР, или НПФ, а также к Минобороны (для военных пенсионеров), если сумма самого иска не превышает 1 млн. рублей.
  3. Во многих регионах России пенсионеры освобождаются от уплаты транспортного налога. Однако это региональная преференция, поэтому если ее нет в вашей области, не удивляйтесь.
  4. Пенсионеров и предпенсионеров полностью освобождают от обязанности платить налог на имущество в отношении одного объекта недвижимости каждого его вида . То есть, если налогоплательщик имеет в собственности квартиру, дом и гараж, то он не платит налог, а если только 2 квартиры, то в отношении одного объекта платеж придется внести.
  5. Пенсионеры освобождаются от уплаты земельного налога в отношении 6 соток.

Важно! Региональные органы власти вправе устанавливать дополнительные налоговые преференции для пенсионеров.

Теперь все пенсионеры могут не платить земельный налог, но только с 6 соток

До 2017 года льгота в отношении земельного налога действовала только для определенных категорий пенсионеров, например для инвалидов или ветеранов. Причем преференция предоставлялась в виде уменьшения стоимости налоговой базы в размере 10 тыс. рублей для всех регионов России.

Но в 2017 году все изменилось. Теперь совершенно все граждане, получающие пенсионное обеспечение, освобождаются от уплаты земельного налога в отношении 6 соток.

Важно! Не имеет значения, сколько лет пенсионеру. Главное условие – факт получения любого вида пенсионного обеспечения, хоть по старости, хоть по инвалидности, хоть по потере кормильца.

Если у пенсионера несколько участков земли, то ему придется выбрать один из них. Именно в отношении него в дальнейшем будет действовать льгота.

Получение статуса предпенсионера и налоговые льготы для них

Понятие предпенсионер введено сравнительно недавно. Данные категории граждан имеют право на получение вычета по земельному налогу в отношении 6 соток и на освобождение от уплаты налога на имущества за один объект недвижимости каждой категории.

Но, просто прийти и сказать, что я предпенсионер недостаточно. Нужно подтвердить наличие статуса. Для этого оформляется специальная справка. Получить ее можно в МФЦ, в территориальном подразделении ПФР и на портале Госуслуги .

Чтобы оформить справку удаленно, нужно иметь идентифицированную учетную запись от единой государственной системы. Также, имеется возможность подать заявку на документ при помощи личного кабинета на официальном сайте ПФР:

Документ будет сформирован автоматически. Его можно найти в истории обращений. Для предъявления справки по месту требования, ее можно распечатать.

Все льготы по имущественному налогу для многодетных

Многодетные семьи имеют право на следующие налоговые льготы:

  1. Стандартный имущественный вычет в отношении одного объекта недвижимости. При определении платежа налоговая база уменьшается на 50 м2 для частного дома, на 20 м2 для квартиры и на 10 м2 для комнаты.
  2. Дополнительный имущественный вычет. Предоставляется в размере 5 м2 на квартиру и 7 м2 на дом на каждого ребенка. То есть, вычет умножают на количество детей, а получившийся результат отнимают от НБ. Льгота предоставляется совместно со стандартным вычетом.
  3. Освобождение от уплаты земельного налога в отношении 6 соток. Вычет можно применить только для одного участка.

Чтобы получить имущественные вычеты, многодетной семьей необходимо подготовить пакет документов, подтверждающий право на преференцию и подать заявку до 31 декабря.

Как сэкономить на имущественных налогах

Сэкономить на имущественных налогах можно путем применения налоговых льгот, если они положены налогоплательщику. Так, в отношении налога на имущество физических лиц, преференция предоставляется всем владельцам недвижимости в отношении одного объекта. Это федеральная поддержка. Но регионы вправе устанавливать дополнительные льготы.

Льгота по земельному налогу, регламентированная на федеральном уровне, предоставляется многодетным, пенсионерам и предпенсионерам. Ее суть заключается в освобождении от налогообложения 6 соток земли. Надо отметить, что Федерация не предусмотрела льгот по транспортному налогу ни для кого. Но, как показывает практика, регионы активно разрабатывают собственные НПА, регламентирующие налоговые преференции. Чаще всего скидка на налог предоставляется пенсионерам, многодетным семьям, инвалидам, ветеранам, участникам ВОВ и другим особым категориям граждан.

Часть вычетов применяется автоматически, а для того чтобы воспользоваться некоторыми из них, необходимо подать заявку. Если при определении суммы налога инспекция не учла льготу, можно подать жалобу лично в территориальном подразделении ведомства или на официальном сайте ФНС России.

Президент РФ подписал Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ, изменяющий правила расчета налога на имущество физлиц и транспортного налога. Закон уже вступил в силу, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки. БУХ.1С рассказывает, что изменилось в расчете имущественных налогов.

Налог на имущество физлиц

В числе прочего подписанный закон уточняет момент, с которого налог на имущество физлиц рассчитывается с применением полагающихся физлицу льгот. В соответствии с будущей редакцией п. 6 ст. 407 НК РФ льготы при расчете налога учитываются начиная с налогового периода, в котором у плательщика возникло право на указанные льготы, а не с момента направления в ИФНС соответствующего заявления. Это положение вступит в законную силу уже с 1 января 2021 года (п. 5 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Одновременно поправки разрешают учитывать изменение кадастровой стоимости недвижимости при расчете налога как в текущем, так и предыдущих налоговых периодах (будущая редакция ст. 403 НК РФ). Применять таким образом изменившуюся кадастровую стоимость недвижимости разрешается в случаях:

  • уменьшения кадастровой стоимости из-за исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости;
  • внесения изменений в акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

shutterstock_117398371.jpg

Также поправками отменяются ограничения в части количества налоговых периодов, за которые можно проводить перерасчет налога на имущество физлиц в связи с заявлением о предоставлении льготы, право на которую возникло более трех лет назад.

Напомним, сейчас в соответствии с абз. 2 п. 6 ст. 408 НК РФ при обращении физлица с заявлением о предоставлении льготы по уплате налога на имущество физлиц перерасчет налога производится не более, чем за 3 налоговых периода, предшествующих календарному году обращения. С 1 января 2021 года эта норма утратит силу. Соответственно, с нового года перерасчет налога можно будет производить за 3 и более налоговых периода (п. 56 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Другое важное изменение касается введения понижающего коэффициента 0,6, который будет применяться при исчислении налога на имущество физлиц для вновь образованных объектов недвижимости.

Сейчас понижающий коэффициент 0,6 в целях снижения уплачиваемого физлицами налога применяется только в течение третьего налогового периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости. Начиная же с четвертого квартала налог на имущество уплачивается физлицами в полном объеме. То есть без применения понижающих коэффициентов (п. 8 ст. 408 НК РФ). С 1 января 2021 года для вновь образованных объектов недвижимости вводится понижающий коэффициент в размере 0,6. Он станет применяться при расчете налога с четвертого периода, в котором налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости недвижимости (будущий пункт 8.2 ст. 408 НК РФ).

Еще одно изменение направлено на расширение перечня физлиц, которым налоговые льготы предоставляются в беззаявительном порядке.

С 2021 года в указанный перечень будут включены ветераны боевых действий, сведения о которых размещены в Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п. 18 ст. 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ). При этом в беззаявительном порядке ветеранам будут предоставляться льготы не только по налогу на имущество физлиц, но также по транспортному и земельному налогу. Подавать какие-либо заявления и подтверждающие документы в целях получения льгот по указанным налогам ветераны боевых действий больше не будут. Всю необходимую информацию в ИФНС направит ПФР.

Транспортный налог

В части транспортного налога поправки уточняют порядок определения момента, с которого плательщики-физлица вправе рассчитывать на получение существующих налоговых льгот. В указанных целях ст. 361.1 НК РФ дополняется нормой о том, что налоговая льгота предоставляется физлицу начиная с момента возникновения права на такую льготу, а не с налогового периода, в котором плательщик направит в ИФНС соответствующее заявление.

Еще одна важная поправка касается порядка прекращения обязанности по уплате транспортного налога в отношении уничтоженных или погибших транспортных средств. Напомним, до настоящего момента налог прекращал начисляться только с момента снятия таких транспортных средств с учета в ГИБДД (ст. 362 НК РФ). По новым правилам, вступающим в силу с 1 января 2021 года, транспортный налог на уничтоженный транспорт перестанет начисляться уже с 1-го числа месяца, в котором произошла гибель или

shutterstock_1423147256.jpg

уничтожение транспортного средства (п. 44 ст. 2 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

При этом налогоплательщик вправе не прикладывать к заявлению документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения транспортного средства. В этом случае данную информацию запросит сама налоговая инспекция, но время на рассмотрение заявления будет увеличено.

По общему правилу заявление о гибели или уничтожении транспортного средства в целях освобождения от обязанности по уплате налога станет рассматриваться налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. Однако в случаях направления ИФНС запросов о подтверждении факта уничтожения/гибели транспортного средства данный срок разрешается продлить еще на 30 дней.

В уведомлении указываются основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого заявитель вправе не платить транспортный налог в отношении уничтоженного транспорта.

Отметим, что в настоящее время форма заявления о гибели/уничтожении транспортного средства ФНС России еще не утверждена. Поэтому до момента утверждения указанной формы плательщикам разрешается представлять данное заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 16 ст. 9 Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Читайте также: