Страхование предмета лизинга как относить на затраты усн

Обновлено: 16.05.2024

Арендованное имущество может при этом находиться не только на территории РФ, но и за рубежом. Главное, чтобы это имущество использовалось в предпринимательской деятельности, а понесенные фирмой затраты были документально подтверждены и направлены на получение дохода. Обосновать расходы на аренду арендатор может, имея на руках договор аренды, акты приема-передачи имущества и платежные документы.

Как учесть арендные платежи при УСН

  • подать документы на регистрацию и получить в комитете по сделкам с недвижимостью справку о том, что они приняты;
  • составить и подписать соглашение, в котором указать, что условия договора аренды применяются к отношениям сторон, возникшим до регистрации договора. Право подписать такое соглашение предоставляет сторонам пункт 2 статьи 425 Гражданского кодекса.

Можно также заключить отдельный краткосрочный договор, который будет действовать до момента регистрации основного договора. Арендные платежи по этому договору можно будет включить в расходы в момент подписания акта (то есть до регистрации).

Арендные платежи при аренде госимущества

Если в качестве объекта налогообложения избраны доходы, то на суммы уплаченного НДС доходы от реализации не уменьшают.

Арендные платежи за земельный участок

А как "упрощенцу" учесть арендные платежи за земельный участок, который выделен под строительство объектов недвижимости? Можно ли их списать в расходы при расчете УСН-налога? В письме от 26 августа 2016 г. № 03-11-06/2/49861 Минфин дает разъяснения по этим вопросам.

Поскольку по правилам Налогового кодекса первоначальная стоимость основного средства включает в себя сумму расходов на его сооружение (п. 1 ст. 257 НК РФ), то расходы на арендную плату за земельный участок, предоставленный под строительство этого объекта, произведенные до начала или во время его строительства, включаются в первоначальную стоимость основного средства.

Что касается арендных платежей, которые вносятся уже после введения основного средства в эксплуатацию, то чиновники рассуждают следующим образом.

Кстати это правило распространяется как на упрощенцев, так и на общережимные компании.

Лизинговые платежи при УСН

Если фирма не имеет возможности приобрести дорогостоящее имущество (например, технику), можно взять его в финансовую аренду. Для фирм, нуждающихся в хорошем техническом оснащении, договор лизинга – очень выгодный вариант. Во-первых, лизинговое имущество получить проще, чем банковский кредит. Во-вторых, платить лизингодателю можно, уже запустив оборудование в эксплуатацию и заработав на нем определенные средства.

По договору лизинга (финансовой аренды) одна сторона (лизингодатель) покупает имущество и передает другой стороне (лизингополучателю) в аренду. По договору лизинга передавать можно любое имущество, кроме природных объектов, а лизингодатель не вправе использовать лизинговое имущество для личных целей.

Договор заключается в письменной форме. В нем лизингополучатель обычно определяет как предмет договора (какой марки, фирмы, страны-изготовителя должна быть требуемая вещь), так и поставщика (где лизингодателю ее приобретать) и с ним снимает все спорные моменты. Но в некоторых случаях стороны соглашаются, что выбирать будет лизингодатель, и тогда лизингополучатель вправе обращаться со своими претензиями уже и к поставщику, и к лизингодателю.

При покупке имущества лизингодатель должен уведомить продавца о том, что оно предназначается для лизинга.

Как правило, если иное не предусмотрено договором, лизингополучатель получает имущество непосредственно от поставщика.

Как начисляют лизинговые платежи

Лизинговые платежи могут начисляться:

  • исходя из общей фиксированной суммы равными долями в течение срока действия договора;
  • авансом и далее равными долями в течение срока действия договора.

Помимо платы за пользование объектом (вознаграждение лизингодателя), сюда могут включаться:

  • амортизация за время действия договора;
  • стоимость дополнительных услуг лизингодателя;
  • выкупная стоимость имущества (если предусмотрена передача права собственности).

Как учитывают лизинговые платежи при УСН

Лизинговые платежи считаются расходами после их фактической оплаты. То есть их можно учесть учесть в тот отчетный период, когда они перечислены лизингодателю, если договор не предусматривает права выкупа объекта лизинга.

В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная стоимость предмета лизинга. Но только в том случае, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.

Как учесть выкупную стоимость при УСН

Платежи должны перечисляться равными частями в течение срока лизинга начиная с 21 декабря. После завершения аренды компьютер переходит в собственность лизингополучателя.

Обратите внимание: если предметом договора лизинга является недвижимое имущество, а срок действия этого договора – более одного года, то такой договор подлежит государственной регистрации.

Как учесть аванс по договору лизинга при УСН

Если лизингодатель потребовал от вас предоплату, то налоговый учет платежей будет зависеть от того, что под этим авансом подразумевается. Если это выкупная стоимость имущества, то ее нужно включить в расходы только получив право собственности на имущество, то есть выкупив его полностью. А если аванс – это часть платежей за лизинг, то на этот счет никаких рекомендаций ни Налоговый кодекс, ни Минфин России не дают.

Раз лизинг по сути та же аренда, то было бы логично учитывать аванс в налоговой базе равномерно (ежемесячно) в течение всего срока действия договора. Порядок учета авансовых платежей по договору аренды указан в письме Минфина России от 14 ноября 2005 г. № 03-11-04/2/132.

После завершения договора парты возвращаются лизингодателю.

Компенсация коммунальных расходов при УСН

Обычно арендодатель сам оплачивает стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором (горячее и холодное водоснабжение, отопление, энергоснабжение, водоотведение и др.) коммунальным службам. А арендатор компенсирует ему все эти расходы.

Рассмотрим подробно учет компенсации коммунальных расходов у арендодателя и арендатора, применяющих УСН.

Расходы арендодателя при УСН

Аналогичная ситуация наблюдается во взаимоотношениях арендатора и субарендатора.

Если арендатор сдает часть арендуемых площадей в субаренду, то компенсация стоимости коммуналки, которую он получает от субарендатора, учитывается в его доходах. Причем даже если он применяет УСН с объектом "доходы". Такой вывод сделали финансисты в письме от 12 мая 2014 г. № 03-11-11/22068.

Поэтому несмотря на то, что всю сумму за коммуналку, поступившую от субарендатора, арендатор перечисляет собственнику помещений, не оставляя ничего себе, ему придется уплачивать "упрощенный" налог с доходов по ставке 6%.

Если в стоимости коммунальных услуг поставщик предъявил вам к оплате НДС, вы можете также учесть его в расходах на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.

Как арендодателю учесть коммуналку при УСН

  • счета поставщиков коммунальных услуг;
  • документы об их оплате арендодателем (платежные поручения, приходные кассовые ордера, кассовые чеки и др.).

В бухгалтерском учете арендодателя компенсация стоимости коммунальных услуг, потребленных арендатором, не приводит к изменению экономических выгод, поэтому не отражается на счетах учета доходов и расходов.

– 15 600 руб. – оплачены коммунальные услуги их поставщикам;

– 15 600 руб. – отражена сумма компенсации коммунальных услуг, потребленных арендатором;

– 15 600 руб. – на расчетный счет арендодателя поступила сумма компенсации коммунальных услуг от арендатора.

Расходы арендатора при УСН

Указанные расходы можно учесть в момент списания денег с расчетного счета или в момент выплаты их из кассы. Для этого надо иметь иметь подтверждающие документы:

  • счет от арендодателя на оплату компенсации коммунальных затрат;
  • документы, подтверждающие стоимость коммунальных услуг, потребленных непосредственно арендатором (например, составленные на основании счетов коммунальщиков акт потребления коммунальных услуг и расчет коммунальных платежей).

В бухгалтерском учете арендатора расходы по возмещению арендодателю коммунальных платежей являются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).

– 14 160 руб. – отражены расходы (с учетом НДС) по возмещению коммунальных платежей арендодателю;

– 14 160 руб. – компенсация коммунальных расходов перечислена арендодателю.

Арендные и коммунальные платежи обособленного подразделения на УСН

1. Необходимо проверить срок действия договора. Согласно пункту 2 статьи 651 Гражданского кодекса договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации. Если вы не зарегистрируете свой договор аренды, то расходы в виде арендной платы, перечисленной по этому договору, налоговики могут не принять. Поэтому гораздо проще заключить договор на срок менее 12 месяцев. Тогда и регистрировать ничего не придется, и арендную плату можно учесть в расходах (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Имейте в виду, что договор, заключенный на срок менее года и впоследствии пролонгированный в соответствии с его условиями, также не требуется регистрировать. Так что, если срок вашего договора аренды составляет 12 месяцев и более, нужно либо переоформить его на более короткий срок, либо зарегистрировать его надлежащим образом.

2. Обратите внимание на коммунальные платежи. Если планируется их перечислять арендодателю, то должно быть соответствующее условие в договоре. Например, условие о том, что размер арендной платы указан уже с учетом коммунальных платежей. Или условие о том, что арендатор перечисляет арендодателю, кроме фиксированной суммы, еще и компенсацию стоимости фактически потребленных коммунальных услуг. В этом случае все перечисленные арендодателю суммы арендатор сможет учесть в расходах при УСН на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Если же в договоре указана величина арендной платы без учета коммунальных платежей и нет дополнительных условий, а арендодатель требует перечислять ему еще и компенсацию, то эту компенсацию включить в расходы арендатору не удастся. В этом случае вам следует поднять вопрос об изменении условий договора.

Если же ваша организация будет перечислять коммунальные платежи самостоятельно на счета обслуживающих предприятий, то соответствующее условие также должно содержаться в договоре. Тогда стоимость коммунальных услуг можно будет отразить в материальных расходах (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

3. Необходимо уточнить обязанности по ремонту. В соответствии с положениями Гражданского кодекса обязанности по капитальному ремонту лежат на арендодателе, а по текущему — на арендаторе, если иное не предусмотрено законом или договором аренды (ст. 616 ГК РФ). Поэтому если условия о ремонте в договоре отсутствуют, то арендатор может провести только текущий ремонт помещения и, соответственно, учесть его стоимость в расходах согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Если арендатор решится провести капитальный ремонт арендованного помещения, то расходы при отсутствии соответствующего условия в договоре будут экономически не оправданы, и учесть их в налоговой базе при УСН не получится.

ФСБУ 25 или Указания N 15?

Применение к арендным отношениям ФСБУ 25/2018 обязательно с бухгалтерской отчетности за 2022 год, но можно начать применение этого стандарта досрочно. Это следует сделать, если договор лизинга окончится после 31.12.2022 года. Дело в том, что организация имеет право не применять ФСБУ 25/2018 в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется правила ФСБУ 25/2018 (п. 51 ФСБУ 25/2018).

Если же автомобиль получен в лизинг на более длительный срок, то целесообразно сразу применять к договору лизинга нормы ФСБУ 25/2018 во избежание пересчетов связанных с переходным периодом, предусмотренным п. 48 — п. 50 ФСБУ 25/2018.

Если применяем Указания N 15

Рассмотрим самую распространенную ситуацию, когда договором лизинга в течение срока действия договора лизинга предусмотрена уплата лизинговых платежей, а также выплата выкупной цены, после чего к лизингополучателю переходит право собственности на автомобиль.

Для лизингополучателя, автомобиль, взятый в лизинг, отвечает критериям основного средства (в п. 4 и в п. 5 ПБУ 6/01). Автомобиль принимается лизингополучателем к бухгалтерскому учету в состав основных средств (ОС) по первоначальной стоимости, которая включает всю сумму платежей, причитающихся по договору лизинга, включая выкупную цену (без НДС) (п.8 Указаний N 15, п. 7, п. 8 ПБУ 6/01). Для организаций, которые не являются плательщиками НДС, например, применяющие УСН, НДС является невозмещаемым налогом и включается в первоначальную стоимость предмета лизинга (п. 8 ПБУ 6/01).

При признании в учете предмета лизинга следует исходить из срока полезного использования (СПИ) автомобиля, так как организация намерена выкупить автомобиль в собственность и эксплуатировать его как основное средство (извлекать экономические выгоды в течение СПИ ОС, п. 20 ПБУ 6/01). Амортизация предмета лизинга начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга к бухгалтерскому учету в составе основных средств, до момента возврата лизингодателю либо до полного погашения его стоимости. Амортизация начисляется способом, установленным в учетной политике организации-лизингополучателя (пункты 17, 19, 21, 22 ПБУ 6/01).

Пример: По Акту приема-передачи предмета лизинга автомобиль (объем двигателя до 3 500 куб. см включительно, третья амортизационная группа, СПИ от 37 до 60 месяцев включительно, код ОКОФ 310.29.10.22) передан во владение и пользование лизингополучателю в феврале 2021 г. Срок лизинга — до декабря 2022 года, согласно графику лизинговых платежей последний лизинговый платеж (за декабрь 2022 года) считается уплатой выкупной цены. После уплаты выкупной цены право собственности на авто переходит к лизингополучателю.

Сумма лизинговых платежей по графику 6 660 000 руб. в т.ч. НДС 20%, уплачиваются с февраля 2021 по декабрь 2022 ежемесячно равными частями (289 565 руб. х 23 платежа). Дополнительных расходов по доведению ОС до готовности нет. СПИ автомобиля — 37 месяцев (для БУ и НУ).

Лизинговый автомобиль бухгалтерский учет у лизингополучателя в соответствии с Указаниями N 15 по отражению расчетов по договору лизинга с учетом на балансе лизингополучателя:

Февраль 2021

Получен предмет лизинга:

Дебет 08 Кредит 76-арендные обязательства — 5 550 000 руб.

Выделен НДС по лизинговому имуществу

Дебет 19 Кредит 76-арендные обязательства —1 110 000 руб.

Предмет лизинга включен с состав ОС:

Дебет 01- лизинг Кредит 08 — 5 550 000 руб.

Февраль 2021 и далее ежемесячно до выкупа предмета лизинга (декабрь 2022)

Начислен текущий лизинговый платеж:

Дебет 76-арендные обязательства Кредит 76-лизинговые платежи — 289 565 руб.

Принят к вычету НДС по текущему лизинговому платежу (счет-фактура от лизингодателя):

Дебет 68 Кредит 19 — 48 260 руб.

Уплачен текущий лизинговый платеж:

Дебет 76-лизинговые платежи Кредит 51 — 289 565 руб.

Март 2021 и далее ежемесячно

Начислена амортизация по предмету лизинга:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02-лизинг — 150 000 руб.

На дату выкупа предмета лизинга — декабрь 2022

Начислен платеж в виде выкупной стоимости:

Дебет 76-арендные обязательства Кредит 76-выкупная стоимость — 289 565 руб.

Уплачена выкупная стоимость:

Дебет 76-выкупная стоимость Кредит 51 — 289 565 руб.

Перевод выкупленного предмета лизинга в состав собственных ОС

Дебет 01-собственные ОС Кредит 01-лизинг (первоначальная стоимость) — 5 550 000 руб.

Дебет 02-лизинг Кредит 02-собственные ОС (амортизация) — 3 600 000 руб. (150 000 руб. х 24 мес.)

Принят к вычету НДС по выкупной стоимости ОС (счет-фактура от лизингодателя):

Дебет 68 Кредит 19 — 48 260 руб.

Как видим, в бухгалтерском учете нет расхода в виде лизингового платежа, в расходы относится только амортизация предмета лизинга. Начисление лизингового платежа уменьшают задолженность арендодателя по арендным обязательствам и не признаются расходом для целей бухгалтерского учета.

Обратите внимание! При учете предмета лизинга на балансе лизингополучателя для целей налогового учета лизинговый платеж признается расходом за минусом суммы начисленной амортизации (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Первоначальной стоимостью предмета лизинга всегда признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ, письма Минфина РФ от 17.05.2021 N 07-01-09/37253, от 20.04.2016 N 03-03-06/1/22656).

Получается, что в налоговом учете расходом признается амортизация плюс лизинговый платеж в части, превышающей сумму амортизации, а в бухгалтерском учете только сумма амортизации. При этом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на расходы в течение СПИ предмета лизинга переносится вся сумма договора лизинга (без НДС). Возникает временная разница (НВР), в учете отражается ОНО (Кредит 77), которое списывается (погашается) после выкупа лизингового имущества ежемесячно в течение всего оставшегося СПИ (п. 11, п. 15, п. 18 ПБУ 18/02).

Если применять ФСБУ 25

Основное отличие при отражении финансовой аренды по ФСБУ 25 в том, что стороны договора аренды отражают аренду на балансе по приведенной стоимости. То есть, при признании в учете арендатор отражает ППА и обязательство по аренде не в полной сумме лизинговых платежей (как это прописано в Указаниях N 15), а по первоначальной оценке обязательства по аренде (как приведенная стоимость будущих арендных платежей) (п. 14 ФСБУ 25/2018).

Таким образом, при лизинге на рыночных условиях допустимо отражать ППА и признавать обязательство по аренде в размере стоимости предмета лизинга, которую уплатил за него лизингодатель (без НДС). Разница между общей суммой договора лизинга (включая выкупную цену) и затратами лизингодателя на приобретение лизингового имущества (суммой, которую уплатил лизингодатель за предмет лизинга) признается у лизингополучателя процентами и распределяется во времени по сроку договора лизинга.

В течение срока лизинга по ППА начисляется амортизация, а первоначально признанное обязательство по аренде увеличивается за счет начисления процентов. Проценты признаются в составе прочих расходов организации. Уплаченные лизинговые платежи уменьшают обязательство по аренде (п. 18 ФСБУ 25/2018).

Пример: По Акту приема-передачи предмета лизинга автомобиль (объем двигателя до 3 500 куб. см включительно, третья амортизационная группа, СПИ от 37 до 60 месяцев включительно, код ОКОФ 310.29.10.22) передан во владение и пользование лизингополучателю в октябре 2021 года (принят к учету).

Срок лизинга до марта 2024 года, согласно графику лизинговых платежей последний лизинговый платеж (за март 2024 года) признается выкупной стоимостью. После уплаты выкупной цены право собственности на авто переходит к лизингополучателю. Сумма лизинговых платежей по графику 6 660 000 руб. в т. ч. НДС 20%, уплачиваются с октября 2021 по март 2024 ежемесячно равными частями (222 000 руб. х 30 платежей). Дополнительных расходов по доведению ОС до готовности нет. СПИ автомобиля — 37 месяцев. Сумма, уплаченная за предмет лизинга лизингодателем 5 270 000 руб. (без НДС).

Начисление процентов по периодам отражено в таблице. Остаток обязательства на конец периода рассчитан как Остаток обязательства на начало периода плюс сумма процентов минус лизинговый платеж. Проценты рассчитаны как произведение остатка обязательства на начало периода и ставки за месяц 0,337%.

Под лизингом подразумевается одна из форм кредитования. Это аренда основных фондов на длительный срок с приобретением в будущем. Организация получает возможность арендовать транспортные средства, производственное оборудование, сооружения и другие объекты недвижимости с последующим выкупом. Учет лизинга в 1С 8.3 происходит поэтапно. Ниже описаны пошаговые действия этой процедуры.

Договор лизинга – соглашение, в котором лизингодатель обязуется приобрести и передать имущество лизингополучателю во временное владение и использование. Покупаемое по лизинговому договору имущество может учитываться двумя способами:

  • на балансе лизингополучателя;
  • на балансе лизингодателя.

Как покупать в лизинг и поставить на учет?

Учет лизинга в 1С

Учет лизинга в 1С

После нужно провести его и сверить бухгалтерские проводки.



  • вид операции;
  • номер/дата – введите дату, а номер подставится автоматически;
  • МОЛ – определите и обозначьте материально ответственное лицо;
  • местонахождение – в этом поле отразите, где оборудование будет использоваться;
  • событие ОС – исходя из задачи укажите, что будет поставлено на учет и эксплуатироваться.





В появившейся форме заполните поля:







Учет лизинга в 1С





В открывшемся акте для отражения лизинговых услуг укажите:

  • номер и дату полученного от лизингодателя акта;
  • реквизиты лизингового договора;
  • названия организаций лизингополучателя и лизингодателя.

Учет лизинга в 1С

Обратите внимание, что 76.07.2 – счет для расчетов с контрагентом, а 60.02 – счет для расчета по авансам.

Учет лизинга в 1С


В бухгалтерском учете платежи по лизингу принадлежат к дебету 76.07.1 Арендные обязательства, а не принадлежат к расходам. Стоимость поступившего в лизинг оборудования учитывается по кредиту этого счета. Счет 76.07.1 закроется после проведения всех платежей по лизинговому договору.

Амортизация в лизинге

Учет лизинга в 1С

В завершение следует отметить, что по лизинговым операциям есть разница между бухгалтерским и налоговым учетом. В последнем учете расходы по лизинговым операциям учитываются за минусом налоговой амортизации. Если в 1С 8.3 правильно составлена Учетная политика предприятия, то программа автоматически выполнит расчеты по амортизации и подсчитает расходы на лизинг, а дополнительно отобразит разницу между бухгалтерским и налоговым учетом.

Чтобы избежать ошибок при постановке на учет приобретенного в лизинг оборудования, недвижимости или транспорта, эту задачу необходимо делегировать компетентным специалистам по бухучету.

По закону о лизинге имущество может учитываться как на балансе лизингополучателя, так и лизингодателя. При этом сам факт нахождения имущества на том или ином балансе принципиально не влияет на формирование финансового результата по сделке или на финансовую привлекательность лизинга как инструмента налоговой оптимизации. Учет на балансе лизингополучателя связан с необходимостью лизингополучателя платить налог на имущество. Однако, при нахождении имущества на балансе лизинговой компании налог на имущество все равно платится клиентом, только он возмещается в составе лизинговых платежей клиентом. С 2013 года для большинства групп движимого имущества налог отменен. Поэтому разница с точки зрения бухгалтерского учета для сторон сделки теперь отсутствует. Однако, учет и отражение лизингового имущества на балансе лизингополучателя несколько сложнее, так как подход бухучета в данном вопросе до конца не стандартизирован. При этом для недвижимого имущества тогда стоит отметить, что лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя не по сумме приобретения, а по сумме всего договора лизинга без НДС, таким образом, под обложение налогом на имущество попадают все проценты по сделке, вознаграждение лизинговой компании, дополнительные расходы, конвертации, комиссии по аккредитивам и прочее, что снижает эффективность сделки. Реальная экономическая целесообразность учета имущества на балансе лизингополучателя присутствует только если у самого клиента лизинговой компании есть льготы по налогообложению налогом на имущество, что позволяет не платить или существенно экономить в таком случае. Учет на балансе лизингополучателя может быть также интересен в случаях, когда компании выгодно показать рост активов или увеличение балансовой стоимости по своим внутренним причинам, которые обычно не имею связи с экономической целесообразностью.

На балансе лизингодателя

Наиболее распространенной ситуацией является отражение предмета лизинга на балансе лизинговой компании. Если договором лизинга предусмотрено отражение предмета лизинга на балансе лизингодателя, лизингополучатель отражает лизинговое имущество на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".

Начисление лизинговых платежей отражается по кредиту счёта 76 "Расчёты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции со счетами учёта затрат: обычно 20 счёту.

Проводки при получении предмета лизинга:

Дт 001 - принят к учёту предмет лизинга по стоимости без НДС;

Проводки по текущим лизинговым платежам:

Дт 60 - Кт 51 - оплачен авансовый платёж по договору лизинга;

Дт 76 - Кт 68 - зачет НДСа с суммы авансового платежа;

Лизингополучатель имеет право на вычет по НДСу сразу со всей суммы авансового платежа.

Отнесение на затраты аванса по договору лизинга может производиться в первый месяц или на протяжении нескольких месяцев (в зависимости от структуры графика платежей).

При этом, если зачет аванса осуществляется в течение всего срока лизинга или в течение нескольких месяцев, лизингополучатель обязан каждый месяц восстанавливать сумму НДСа с зачета аванса в текущем месяце.

Дт 68 - Кт 76 - восстановлен НДС с части лизингового платежа по зачету аванса.

Дт 20 - Кт 76 - начислен лизинговый платёж на всю сумму, включая зачет аванса.

Дт 19 - Кт 76 - начислен НДС по лизинговому платежу на всю сумму, включая зачет аванса.

Дт 68 - Кт 19 - предъявлен НДС в бюджет с суммы лизингового платежа.

Дт 76 - Кт 51 - перечислен лизинговых платёж.

Проводки по выкупу предмета лизинга

В случае наличия в договоре лизинга цены выкупа (в приведённом графике платежей по лизингу данная сумма отсутствует, для примера возьмём её равной 1 180 рублей с НДС) в бухучете делаются следующие проводки:

Дт 08 - Кт 76 - отражены затраты по выкупу предмета лизинга при переходе права собственности к лизингополучателю (выкупная цена).

Дт 19 - Кт 76 - начислен НДС при выкупе предмета лизинга на выкупную стоимость.

Дт 68 - Кт 19 - предъявлен НДС в бюджет.

Дт 76 - Кт 51 - оплачена сумма выкупа предмета лизинга.

Дт 01 - Кт 08 - принят к учёту предмет лизинга в составе собственных основных средств, если стоимость предмета лизинга при выкупе более 40 тыс. руб.

Дт 20 - Кт 08 - стоимость приобретения предмета лизинга списана на затраты (когда выкуп осуществляется по условной или формальной цене 1000 или 100 руб.).

На балансе лизингополучателя

Отражение предмета лизинга на балансе лизингополучателя окончательно не отрегулировано, поэтому имеет несколько методов учета со своими особенностями.

Недостатками одних методов учета является тот факт, что возможности учета изменений лизинговой сделки отсутствует, недостатками других методов является например необходимость донастройки информационных систем бухгалтерии. При этом некоторые методы учета до сих пор связаны с налоговыми рисками. Выделим основные методологические проблемы бухгалтерского учета лизинговых операций у лизингополучателя при учете имущества (предмета лизинга) на его балансе.

Первоначальная стоимость имущества на балансе лизингополучателя отличается от первоначальной стоимости имущества на балансе лизингодателя (отличие 20-50% в зависимости от условий договора лизинга). Значит, налог на имущество у лизингополучателя будет на 20-50% выше, чем он был бы при учете на балансе лизингодателя.

Первоначальная стоимость имущества у лизингополучателя существенно различается по своей величине по данным бухгалтерского и налогового учета.

Если в договоре лизинга не прописан срок полезного использования предмета лизинга и метод амортизации, то они могут существенно отличаться от лизингодателя, как основные параметры расчета лизинговых платежей, у лизингополучателя, как фактически принятые условия амортизации по договору лизинга. Это приводит к большим сложностям при прерывании и окончании сделки.

В бухгалтерском учете на расходы лизингополучатель относит только амортизацию, обычно применяя линейный метод ее начисления. Если график лизинговых платежей неравномерен, то возникает превышение амортизации над лизинговыми платежами.

При прерывании сделки у лизингополучателя возникают сложности с отражением в учете выбытия имущества. Это касается как бухгалтерского, так и налогового учета.

Налоговая нагрузка по налогу на имущество значительно выше, чем при учете имущества на балансе лизинговой компании.

Если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингополучателя, то его стоимость (п.8 Указаний по отражению в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом Минфина РФ от 17.02.1997 №15), отражается по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в корреспонденции со сч.76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" без НДС В соответствии с общепринятой методикой учета в первоначальную стоимость предмета лизинга включают все суммы, которые лизингополучатель выплатит лизингодателю, то есть, первоначальная стоимость объекта основных средства равна сумме лизинговых платежей (пункт 8 ПБУ 6/01).

В НК РФ не определен порядок определения лизингополучателем первоначальной стоимости предмета лизинга, находящегося на балансе лизингополучателя и включаемого им предмета лизинга в состав амортизируемого имущества. Порядок формирования первоначальной стоимости предмета лизинга, определенный п. 1 ст. 257 НК РФ учитывает только расходы лизингодателя, связанные с приобретением предмета лизинга, что подразумевает формирование первоначальной стоимости предмета лизинга у лизингодателя и не учитывает ситуацию, когда предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. Из данной нормы и отсутствия специальных норм в отношении определения первоначальной стоимости предмета лизинга лизингополучателем в момент принятия имущества на баланс следует, что и лизингополучатель принимает предмет лизинга к налоговому учету в сумме расходов лизингодателя, связанных с приобретением предмета лизинга. Таким образом, для целей налогового учета лизингополучателю необходимо иметь данные о первоначальной стоимости объекта лизинга, предоставленные лизингодателем. Сумма расходов лизингодателя на приобретение предмета лизинга должна быть подтверждена документами, предоставленными лизингодателем при передаче предмета лизинга на баланс лизингополучателя. Такими документами являются: Акт передачи имущества в лизинг и Акт приема-передачи основных средств ОС-1.

Более подробную информацию по отражению предмета лизинга в учете читайте в прилагаемом справочном материале, подготовленном агентством "Территория лизинга". В книге "Учет лизинговых операций" подробно освещены вопросы организации первичной документации как у лизингополучателя, так и у лизингодателя, рассмотрены особенности учета предмета лизинга в зависимости от балансодержателя, раскрыты отличия учета лизинга по РСБУ и МСФО.

Читайте также: