Ставки земельного налога в волгодонске на 2021 год

Обновлено: 05.05.2024

В 2021 г. расчет и оплата налогов по транспорту и земле производятся по обновленному механизму. Обратите внимание – изменили сроки платежей и отменили декларации.

Внимание! О новейших изменениях, касающихся уплаты транспортного налога в 2022 году, читайте в другой статье.

Отменили декларации по налогам на транспорт и землю

С 2021 г. юрлица не подают декларации по транспорту и земле на основании п. 9 ст. 3 Закона от 15.04.2019 г. № 63-ФЗ. Соответственно, уже за 2020 г. эти расчеты направлять в ИФНС не требуется.

ФНС в Письме от 31.10.2019 г. № БС-4-21/22311@ указывает, при каких обстоятельствах налоговики должны будут все равно принимать декларации по налогу на землю или транспорт:

  • нужно подать корректировочную декларацию за периоды до 2020 г.;
  • нужно подать корректировочную декларацию, если первичный расчет сдан в течение 2020 г. при реорганизации компании.

Также хозяйствующий субъект подает декларацию по земле или транспорту, когда он хочет использовать вычеты за периоды до 2020 г. и за период в течение 2020 г. при ликвидации или реорганизации компании (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Важно! Если компания заявляет о льготах за периоды до 2020 г. через подачу заявления, налоговики его не примут. Они предложат субъекту подать декларацию. Об этом указано в Письме ФНС от 12.09.2019 г. № БС-4-21/18359@.

В указанных выше ситуациях компаниям нужно формировать транспортную декларацию по форме, регламентированной Приказом ФНС от 05.12.2016 г. № ММВ-7-21/668@, а земельную декларацию по форме из Приказа ФНС от 10.05.2017 г. № ММВ-7-21/347@.

Изменили сроки перечисления налогов на транспорт и землю

С 2021 г. компании обязаны заплатить налог на транспорт и землю, а также авансы по ним в другие даты (п. 68, 77 ст. 2 Закона от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ).

До внесения изменений сроки определялись региональными законами конкретного субъекта РФ (для транспорта) или конкретного муниципального образования (для земли). И эти даты не могли быть раньше дат представления декларации, т.е. ранее 1 февраля очередного года.

В соответствии с внесенными корректировками для всех компаний установлены единые сроки уплаты авансовых платежей и самого налога по транспорту и земле. С 2021 г. налоги нужно уплачивать не позже 1 марта года, идущего за прошедшим налоговым периодом. Что касается авансовых платежей, то их нужно уплачивать не позже последнего числа месяца, идущего за прошедшим отчетным периодом – кварталом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Соответственно, в 2021 г. по транспортному и земельному налогам устанавливаются такие сроки уплаты:

  • 1 марта – налог за 2020 г.;
  • 30 апреля – аванс за 1 кв. 2021 г.;
  • 2 августа – аванс за 2 кв. 2021 г. (перенос с выходного 31 июля);
  • 1 ноября – аванс за 3 кв. 2021 г. (перенос с выходного 31 октября).

Внимание! Региональным законодательством субъекта РФ или муниципального образования могут быть отменены авансы по земельному или транспортному налогу. Тогда компании вправе платить налог только по результатам налогового периода – года (п. 2 ст. 263 НК РФ, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Ввели необходимость подавать заявления о льготах по налогу на землю и транспорт

Декларации по транспорту и земле отменили. Вместо них компаниям был предложен вариант подачи заявлений для получения льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). Получается, чтобы воспользоваться льготой, налогоплательщику нужно подать в ИФНС соответствующее заявление. Его форма регламентирована Приказом ФНС от 25.07.2019 г. № ММВ-7-21/377@.

В этом заявлении требуется указать объекты налогообложения – конкретные участки земли и транспортные средства. Кроме того, нужно обозначить полагающиеся льготы с указанием реквизитов нормативно-правовых актов и информации о документах, которые доказывают право на льготы.

На разные объекты (земля и транспорт) составляется одно заявление. Кроме того, в заявлении может быть одновременное указание разных КПП, присвоенных по месту нахождения объектов. Об этом ФНС указала в Письме от 03.02.2020 г. № БС-4-21/1599@.

Налогоплательщики вправе подавать заявление на льготы вместе с подтверждающей документацией в любую налоговую инспекцию. Документы можно подать лично, через ТКС, по почте или через МФЦ. Кроме того, законодательством не установлены ограничения по срокам подачи пакета документов. Таким образом, налогоплательщик может подать заявление на вычет любым удобным ему способом и в любое время.

Если налогоплательщик не подал заявление, то он не лишается права на получение льготы. В случае, когда ИФНС имеет информацию о льготах, которые положены налогоплательщику, то она рассчитывает налоги по земле и транспорту за 2020 г. именно с учетом этих льгот.

Однако если налогоплательщик самостоятельно не заявит о получении льготы, есть вероятность, что ИФНС, даже при наличии информации, льготы ему не предоставит. Тогда субъект получит уведомление об уплате завышенного налога. В этой связи налоговики информировали хозяйствующих субъектов в январе 2021 г. о том, что им в течение 1 квартала 2021 г. нужно подать заявление о льготах на налоги по транспорту и земле.

Наладим умный обмен данными для вашей 1С

Порядок расчета и подачи деклараций различных налогов периодически меняются. Большинство изменений вступает в силу с начала нового года. В некоторых случаях работа бухгалтера становится легче, иногда появляются дополнительные сложности, новые формы отчетности и т. д. Текущий год не является исключением, в том числе, и по земельному налогу. Ряд изменений в части начисления и уплаты было внесено Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. №374-ФЗ.

Что изменилось в 2021 году

Главное изменение заключается в том, что предприниматели и юридические лица освобождены от подачи деклараций. Земельный налог в 2021 году для бизнеса должен оплачиваться в сроки, которые утверждены НК РФ. Размер оплаты должен совпадать с размером начислений, информацию о которых предоставляет районная ИФНС. Данные изменения можно охарактеризовать как условно положительные.

Отрицательным изменением для бизнеса является уменьшение числа исключений, когда корректировка кадастровой стоимости должна учитываться при перерасчете начислений текущего и прошлых периодов. Таких исключений осталось всего 2.

Изменения в земельном законодательстве

Начиная с текущего года обязанность уведомлять ФНС о наличии земельных участков, подлежащих налогообложению, лежит на налогоплательщике (раньше происходил обмен данными между ведомствами – Росреестром и ФНС).

Внимание! В случае нарушения сроков подачи уведомления, налогоплательщику в соответствии с п.3 ст. 129.1 НК РФ придется заплатить штраф в размере 20 % от суммы, которая должна был быть начислена и уплачена.

Также произошли определенные изменения в части порядка перечислений в бюджет.

Порядок уточнения информации о суммах начисленного налога

В условиях, когда обязанность по подаче декларации отменена, у налогоплательщика возникает вопрос: как узнать суммы, которые он обязан начислить и перечислить в бюджет?

В соответствии с данными Росреестра специалисты ИФНС произведут расчет и направят соответствующее уведомление налогоплательщику. Форма такого уведомления утверждена внутренним приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/337 от 05 июля 2019 года.

Однако в данной процедуре имеются определенные подводные камни.

В частности, сохранилась обязанность налогоплательщика перечислять в бюджет авансовые платежи. Следовательно, за компаниями сохраняется обязанность:

Самостоятельно рассчитать налог.

Перечислить авансовые платежи.

Отразить данную операцию в регламентированном учете.

И только потом, после получения уведомления – сверить свои расчеты с данными налоговиков, и при необходимости доплатить налог (или оформить возмещение). Для отражения в регламентированном учете сверки самостоятельно рассчитанного налога с данными ИФНС следует использовать бухгалтерскую справку.

Внимание! Основной алгоритм расчета земельного налога в 2021 году не изменился.

Сроки уплаты земельного налога в 2021 году

С начала текущего года установлены единые по всей России даты, когда налогоплательщик перечисляет в бюджет суммы налога. Если раньше сроки устанавливались на местном уровне, каждый муниципалитет мог определять свои даты, то теперь единый срок установлен на федеральном уровне.

За муниципальными органами власти сохранилась только установка налоговых ставок в соответствии со ст. 397 НК РФ и п. 63 ст. 2, п. 72 ст. 2 Закона от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ.

Налог на землю в 2021

На 2021 год определен поквартальный порядок уплаты земельного налога в следующие даты:

до 1 марта оплачивается налог за 2020 год;

до 30 апреля – за первый квартал текущего года;

до 2 августа – за второй квартал;

до 1 ноября – за третий.

Проблема заключается в сроках направления уведомления ФНС РФ. Оно может быть отправлено практически в любое время, в том числе, позже срока уплаты, который теперь закреплен в НК РФ. Кроме того, нормативными актами установлено, что исполнять обязанность по направлению уведомления ИФНС должно всего один раз в год. Таким образом, работа бухгалтера не только не станет проще, наоборот, она в определенной мере усложнится.

Порядок направления уведомлений утвержден внутренним приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448 от 16 июля 2020 года.

Для инспекторов установлены следующие сроки направления уведомлений:

В течение 2 месяцев с момента получения оснований для перерасчета налога.

В течение 1 месяца с момента получения сведений из ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации ИП или юридического лица.

Прохождение переходного периода и порядок сдачи отчетности за 2020 год

Поскольку обязанность подачи декларации отменена с текущего года, то за 2020 год сдавать отчетность по земельному налогу не нужно. ИФНС выполнит необходимые расчеты самостоятельно. Вместе с тем, произвести расчеты суммы к уплате бухгалтеру все равно придется, чтобы не нарушать сроки перечисления (1 марта 2021 года).

Положительным фактом является сохранение возможности подачи уточненных декларация за 2020 год и более ранние периоды. Об этом сказано в письме ФНС № БС-4-21/22311 от 31 октября 2019 года.

Внимание! При подаче уточненки расчет сумм налога следует проводить в соответствии с правилами, которые действовали в том периоде, за который подаются корректировки.

Как проверить начисленный налоговиками земельный налог?

Алгоритм расчета сумм земельного налога остался прежним. Он определен в НК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговой базой по-прежнему является кадастровая стоимость земли на начало года. Ее следует умножить на ставку налога, которая утверждена на муниципальном уровне.

Узнать кадастровую стоимость своего земельного участка можно по ссылке.

Земельное законодательство

В случае приобретения земельного участка в течение года, для расчета налога, кадастровая стоимость принимается, которая была установлена на момент внесения данных в ЕГРН о смене собственника. Данный порядок определен в абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ.

Со всеми особенностями расчета земельного налога можно ознакомиться в статье 396 НК РФ.

Что делать в случае несогласия с расчетами ИФНС

Для того, чтобы доказать свою правоту бухгалтеру потребуется собрать определенный пакет документов.

Во-первых, должна быть бухгалтерская справка, где отражен расчет земельного налога и платежные поручения, которые подтверждают оплату авансовых платежей.

Также потребуются документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Дополнительным аргументом будет местный нормативный акт, в котором устанавливаются ставки земельного налога.

При наступлении сроков получения уведомления из ИФНС и его неполучении, руководителю или бухгалтеру придется в соответствии с п. 2.2 ст. 23 НК РФ самостоятельно проинформировать об этом факте налоговую инспекцию.

При несоблюдении описанного порядка возникает риск получить штраф в размере 20 % от суммы налога в соответствии с п. 3 ст. 129.1 НК РФ (нарушение сроков уведомления о наличии объекта налогообложения). Однако, если сроки платежей не нарушаются, вероятность отбить такой штраф в суде достаточно высока.

С 2021 года меняется порядок администрирования по транспортному и земельному налогам. Теперь плательщикам этих налогов не нужно представлять в ИФНС декларации по ним (ст. 363.1 и 398 НК РФ утрачивают силу[1]). Взамен вводится иной механизм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в части уплаты названных налогов.

Что он представляет собой и каковы его особенности, поясним в данном материале.

Новый механизм взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков

сумма исчисленного налога.

Расхождения между суммами налогов, исчисленных налоговиками, и платежами, произведенными налогоплательщиком, могут быть обусловлены рядом причин. Одна из них – неприменение налоговиками при расчете налогов, подлежащих уплате в бюджет, налоговых льгот, имеющихся у налогоплательщика. Причем о праве на применение такой льготы должны заявить сами налогоплательщики.

Как заявит

Согласно п. 3 ст. 361.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщикам, имеющим право на налоговые льготы, установленные налоговым законодательством, начиная с 2020 года необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на предоставление этих льгот. Также они вправе подать документы, подтверждающие их право на налоговую льготу.

Как составить заявление?

Заявление о льготах нужно подать по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.07.2019 №ММВ-7-21/377@. Этим же приказом утверждены порядок заполнения формы (далее – Порядок) и электронный формат для его направления по каналам ТКС.

К сведению

Льготы по транспортному или земельному налогу за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются посредством подачи деклараций. На этот нюанс обращено внимание в Письме ФНС России от 12.09.2019 №БС-4-21/18359@.

Заявление о предоставлении налоговых льгот включает:

разд. 5 – лист с информацией о заявленной льготе по транспортному налогу;

разд. 6 – лист с информацией о заявленной льготе по земельному налогу.

Разделы 5 и 6 заполняются отдельно по каждому транспортному средству (земельному участку), по которым заявляются налоговые льготы (п. 17 Порядка)[4].

Допустима подача одного заявления в отношении нескольких объектов, даже если организации присвоены разные КПП по месту их нахождения. В таком случае на титульном листе нужно отразить КПП, присвоенный по месту нахождения одного из этих объектов (см. Письмо ФНС России от 03.02.2020 №БС-4-21/1599@).

Способы подачи заявления

Заявление о предоставлении налоговой льготы налогоплательщик может подать в ИФНС по своему выбору (п. 10 Порядка):

по месту своего нахождения. Если налогоплательщик и объект, по которому заявлена льгота, находятся в разных местах, инспекция передаст заявление в налоговый орган по месту нахождения земельного участка или транспортного средства (п. 1.6 приложения к Письму ФНС России от 25.09.2019 №БС-4-21/19518@);

по месту нахождения объекта налогообложения – земельного участка или транспортного средства.

Указанное заявление налогоплательщик может подать в выбранную ИФНС одним из следующих способов:

на бумаге – лично, через представителя (действующего на основании доверенности) или заказным письмом по почте;

в электронном виде – по каналам ТКС[5].

Срок подачи заявления

Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен.

Срок рассмотрения заявления

ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней).

По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Как оспорить рассчитанную ИФНС сумму налога?

На рассмотрение пояснений и документов налоговому органу дается месяц. Этот срок может быть увеличен еще на месяц, если у ИФНС возникнет необходимость получить дополнительные сведения и (или) документы, связанные с исчислением налога (п. 7 ст. 363 НК РФ).

Порядок актуализации сведений об объектах налогообложения

Разница между суммой налога, рассчитанной налогоплательщиком и налоговиками, также может быть обусловлена различиями в сведениях, имеющихся у налоговиков и органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств. Эти различия выявляются и затем устраняются по результатам сверки (см. Письмо ФНС России от 21.01.2020 №БС-4-21/790@).

Инициировать сверку (причем в любой момент) сведений, содержащихся в ЕГРН, могут как налогоплательщики, так и налоговики. Но в любом случае сверка начнется только после обращения налогоплательщика с запросом о предоставлении выписки из ЕГРН.

Запрос о предоставлении выписки из ЕГРН осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом[6]. Запрос можно подать на бумажном носителе или в электронной форме (п. 21 регламента). Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью (п. 3 ст. 26 НК РФ, п. 21 Административного регламента).

Запрос на бумажном носителе можно передать лично (через представителя) или по почте в любой налоговый орган. Такой запрос составляется в произвольной форме, но в нем необходимо указать информацию (п. 22 Административного регламента):

о заявителе (то есть наименование учреждения, его ИНН и адрес);

о способе получения сведений из ЕГРН (лично, через представителя, по почте).

Если в запросе отсутствует информация о способе получения выписки из ЕГРН, она направляется заявителю по почте.

Выписка из ЕГРН предоставляется налогоплательщику бесплатно не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе (п. 19, 31 Административного регламента).

В случае выявления налогоплательщиком в сведениях, содержащихся в ЕГРН, расхождений со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих регистрацию транспортных средств, кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, он должен сообщить об этих фактах в ИФНС. Ему также необходимо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и – по возможности – приложить документы-основания с характеристиками соответствующих объектов.

После проверки (сверки) информации, представленной налогоплательщиком, налоговики обязаны актуализировать сведения в ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных ст. 83, 84 НК РФ.

[2] ЕГРН – это государственная электронная база данных обо всех организациях и физлицах, которые состоят на налоговом учете в РФ (Приказ Минфина России от 22.06.2017 № 99н). В реестре есть все данные по налогоплательщику, которые поступают в инспекцию, в том числе о его земельных участках и транспорте.

[3] Налоговые органы получают информацию о наличии у налогоплательщиков транспортных средств и земельных участков из госреестра транспортных средств; государственного судового реестра; Российского международного реестра судов, реестра маломерных судов, Российского открытого реестра судов; госреестра гражданских воздушных судов РФ; Единого госреестра недвижимости; иных базовых государственных информационных ресурсов (реестров).

[4] Разъяснения по заполнению некоторых реквизитов заявления есть в письмах ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@, от 07.11.2019 № БС-4-21/22665@.

[5] Положения п. 3 ст. 361.1 НК РФ, по которым заявление о предоставлении льготы может быть подано через МФЦ, распространяются исключительно на налогоплательщиков-физлиц. Это следует из п. 1.1 ст. 21 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2020) и Приказа ФНС России от 17.08.2017 № СА-7-17/615@, регламентирующего порядок предоставления госуслуг через МФЦ. В перечне услуг, которые могут предоставляться через МФЦ (см. приложение к названному приказу), приема заявлений о предоставлении льготы по транспортному и земельному налогам от юридических лиц нет.

[6] Административный регламент Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по предоставлению выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н.

Юрист-консультант

Правила начисления и уплаты налога на землю в Волгодонске регламентируются Налоговым кодексом РФ и местными нормативными правовыми актами. В следствии отсутствия единой ставки налога по стране, размер предоставляемых льгот может быть различным не только в федеративных субъектах, но и в соседних районах одной области.

Кто является плательщиком земельного налога

Согласно НК РФ, налог за владение земельным участком в Волгодонске начисляется на каждый участок, находящийся в собственности юридического лица. Физические лица являются налогоплательщиками, когда им принадлежит земля на правах:

  • бессрочного пользования;
  • собственности;
  • пожизненного владения в результате наследования.

Если земля передаётся гражданином другим физическим лицам или коммерческим субъектам бесплатно или по договору аренды, налог не начисляется.

Объект налогообложения

Налог в Волгодонске начисляется в отношении участка, прошедшего регистрацию в Росреестре. Из перечня объектов подлежащих налогооблажению исключены:

  • земли, ограниченные в обороте или изъятые под нужды организаций федерального или муниципального значения;
  • участки, где расположены особо ценные культурные объекты;
  • места, где расположено имущество многоквартирного дома в Волгодонске;
  • земли лесного фонда;
  • земли, где располагаются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Ставки земельного налога

Определение величины налоговых начислений поручено представителям муниципальных государственных образований, что закрепляется соответствующими нормативными актами.

  • выделенных для строительства жилья, использующихся объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры для обеспечения нужд ЖКХ;
  • признанных землями сельскохозяйственного назначения, используемых для производства сельскохозяйственной продукции;
  • предоставленных для ведения личного, дачного хозяйства, занятия животноводством, садоводством, огородничеством;
  • имеющих ограничения в праве пользования с целью обеспечения потребностей обороны, безопасности и таможни.

Для участков земли, не попадающих в вышеназванные категории, ставка не может превышать 1,5 % от кадастровой стоимости. Муниципальные власти по своему усмотрению могут утвердить дифференцированные налоговые пошлины, которые могут зависеть от месторасположения, категории земли, цели использования.

Как рассчитать налоговую ставку

Расчёт величины налога для организаций возложен на владельцев земельных участков. Они должны указывать сумму в декларации и своевременно оплачивать авансовые платежи.

Для физических лиц сумму налоговой пошлины рассчитывает налоговая инспекция по месту расположения земель в Волгодонске. Субъект налогообложения может самостоятельно рассчитать размер начислений, воспользовавшись специальным калькулятором.

Сроки оплаты

Период уплаты налога на землю устанавливается местными властями специальными актами. Крайним сроком, когда граждане должны оплатить налоговые обязательства, является 1 декабря года, следующего за отчётным.

Ограничение повышения величины земельного налога

В 2019 году были внесены изменения в налоговое законодательство, согласно которым определен коэффициент, ограничивающий рост размера налоговой ставки 10% относительно предыдущего года. Исключение допускается для субъектов, к которым применён повышенный коэффициент, связанный с нарушениями сроков застройки.

В случае изменения кадастровых данных новая информация будет учитываться при определении налога на землю в Волгодонске со дня внесения сведений в Росреестр.

Многофункциональный центр — Волгодонск

Где получить

Многофункциональный центр - Волгодонск

Многофункциональный центр — Волгодонск

Где получить

Многофункциональный центр - Волгодонск

Многофункциональный центр — Волгодонск

Где получить

Многофункциональный центр - Волгодонск

Многофункциональный центр — Волгодонск

Где выдают

Многофункциональный центр - Волгодонск

Межрайонная ИФНС России № 4 по Ростовской области

Куда обращаться

Межрайонная ИФНС России № 4 по Ростовской области


Вам не нужно будет тратить свое время и нервы — опытный юрист возмет решение всех ваших проблем на себя!

Согласно статье 338 Налогового Кодекса (НК) РФ, земельный налог (ЗН) обязаны платить физические и юридические лица, владеющие участками земли на следующих правах:

  • собственности;
  • бессрочного пользования;
  • пожизненного наследуемого владения.

Закон освобождает от налогообложения за такие земли:

  • принадлежащие налогоплательщикам по праву безвозмездного пользования или по договору аренды;
  • изъятые из оборота или с ограниченным оборотом;
  • под объектами исторического и культурного наследия;
  • входящие в лесной фонд;
  • являющиеся имуществом многоквартирных домов.

Основой для расчёта отчисления в бюджет является размер ставки земельного налога. Он варьируется в зависимости от категории территории и составляет от 0,01 до 0,3 % или 1,5 % от кадастровой стоимости (КС) конкретного надела.


Последние изменения в налогообложении

Законодательство совершенствуется, в связи с этим ежегодно происходят его корректировки. Введены изменения и в текущем году.

Поправки в земельном налогообложении:

  • при увеличении размера ЗН в результате пересчёта сведений прошлых лет доплачивать не придётся (ст. 52 НК, п. 2.1);
  • выплаты не могут быть увеличены за год более чем на 10 % (за исключением затяжного строительства) (ст. 396 НК, п. 17);
  • предоставление льготы семьям с тремя и более детьми (ст. 391 НК);
  • при заявке на льготу не нужно подавать документы, подтверждающие право на неё. Достаточно указать в заявлении реквизиты этого документа;
  • изменение кадастровой стоимости учитывается с даты внесения корректировки в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости) (ст. 391 НК).

Актуальные ставки налога на землю

Налоговые ставки земельного налога регулируются на законодательном уровне. Это прописано в статье 394 НК. В частности, сказано, что они устанавливаются органами муниципальных образований (МО) и не должны быть больше 0,3 % для следующих типов земель:

  • сельскохозяйственного назначения и используемых для сельхоз. производства;
  • жилфонда, инженерной инфраструктуры, строительных участков, предоставленных под ИЖС (но не для коммерции);
  • используемых в качестве личных подсобных хозяйств, для садоводства и огородничества (продукция которых не используется для получения дохода);
  • предназначенных для работы таможни, обеспечения госбезопасности.

Все остальные категории подлежат налогообложению по тарифу 1,5 %.

Примечание: если власти МО не установили свой тариф, то выплаты рассчитываются из указанных 0,3 % и 1,5%.


Можно сделать вывод: физические лица, если они официально не занимаются коммерческой деятельностью на своей земле, то к ним применяется тариф до 0,3 %, а к организациям — 1,5 % (исключение — территории, отведённые под сельское хозяйство).

Как рассчитать налог на землю

Базой для расчёта является кадастровая стоимость объекта недвижимости на первое января отчётного года.

Примечание: перерасчёт КС осуществляется с периодичностью один раз в 2 — 5 лет. Перерасчет вне указанной периодичности может быть сделан при изменении категории земли, в ходе судебных споров, при обнаружении ошибки. Численное значение зависит от нескольких факторов: вида, предназначения, площади, востребованности и т. д. Актуальная КС указана в ЕГРН в описании каждого из размещённых в нем объектов.

Расчёт выполняется путем арифметического умножения налогооблагаемой базы на ставку земельного налога, утвержденную на 2021 год.

Базовая формула: ЗН = Стоимость кадастра х Ставка

Пример вычислений: допустим, г. Петров имеет землевладением в селе Липецкой области с КС 1 млн рублей. Ставка в этом муниципальном образовании составляет 0,3 %. Следовательно, Петров должен будет заплатить:
1 000 000×0,3 % = 1 000 000 : 100×0,3 = 3 000 (рублей).

  • если объект налогообложения находился в собственности владельца меньше 12 месяцев (например, он купил его в марте), то формула применяется с соответствующим коэффициентом периода владения. Этот коэффициент равен соотношению месяцев владения к общему количеству месяцев. В нашем примере (покупка в марте) коэффициент будет 9 : 12 = 0,75. Допустим, в рассмотренном ранее образце вычислений гражданин владел своим наделом не 12 месяцев, а только с марта. Следовательно, он заплатит: 1 000 000×0,3 % х (9/12) = 2 250 руб.;
  • если же кадастровая стоимость изменилась в течение расчётного периода, то в этом случае потребуется вычислить ЗН по отдельности до даты изменения и после корректировки, применив в обоих случаях соответствующие КС и коэффициенты периода владения. После чего следует сложить два полученных результата;
  • если землевладение находится в долевой собственности, то базовая формула для каждого из дольщиков умножается на размер его доли.


Срок и способы уплаты

Порядок расчёта и оплаты для населения и организаций различен:

  • юридическое лицо обязано самостоятельно по окончании налогового периода выяснить ставку земельного налога в 2021 году, актуальную КС (в ЕГРН). Затем сделать расчёт и перечислить деньги. Сроки указаны в статье 397 НК: не позже 1 марта года, следующего за истекшим, авансовые платежи (четверть суммы ЗН, выплачиваются по завершении каждого квартала) — не позже последнего числа первого месяца следующего квартала;
  • граждане получают извещения из ИФНС с указанием суммы земельного налога, рассчитанного по актуальной ставке. Оплатить его необходимо не позднее 1 декабря следующего года. Это значит, что за 2020 г. нужно заплатить в 2021, а за 21 — в 22 и т. д.

Как правило, организация оплачивает безналичным перечислением через банк, в котором открыт расчётный счет.

Граждане же могут провести оплату одним из следующих способов:

Льготы по и льготники по земельному налогообложению

В Российской Федерации некоторые налогоплательщики имеют послабления по налогообложению. Это регламентирует законодательство в п. 5 статьи 391 НК.

Льгота представляет собой уменьшение налогооблагаемой базы (КС налогооблагаемого владения) на кадастровую стоимость 600 м2 (6 соток) принадлежащей налогоплательщику территории. Это значит, что если надел площадью 6 соток, то платить за него не нужно. Если же площадь составляет 10 соток, то надо будет заплатить только за 4 сотки.

На заметку: данное послабление применяется только по отношению к одному землевладению, имеющемуся у льготника. О своём выборе необходимо сообщить в ИФНС (можно через МФЦ) не позже 31 декабря. В случае, если такое заявление не будет подано, то ФНС применит льготу в отношении участка с максимальным начислением.


Кто имеет право на льготу:

Важно: при появлении основания для предоставления льгот (например, в семье родился третий ребенок) гражданин должен подать соответствующее заявление в ИФНС.

Кроме того, некоторые налогоплательщики полностью освобождаются от платежа. Данное послабление зафиксировано в статье 395 НК.

Кто может не платить:

На заметку: выше перечислены федеральные льготники. Местные власти вправе дополнять перечень другими категориями физических и юридических лиц. Узнать о них можно в региональных ИФНС.

Читайте также: