Ставка налога на землю ессентуки

Обновлено: 18.05.2024

Утратил силу с 1 января 2010 года в связи с принятием решения совета городского округа города-курорта Ессентуки от 16.11.2009 N 120.

Вступил в силу с 1 января 2006 года (пункт 8 данного документа).

СОВЕТ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ

от 18 октября 2005 г. N 152

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ И ВВЕДЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО

ОКРУГА ГОРОДА-КУРОРТА ЕССЕНТУКИ

В соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации, а также с Законом от 29 ноября 2004 года N 141-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской

Федерации“ Совет города решил:

1. На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации и настоящим решением Совета города на территории города Ессентуки установить и ввести в действие земельный налог.

2. Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

а) 0,3% от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищно-коммунальному комплексу) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

б) 1,5% от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, в отношении прочих земельных участков.

3. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются:

- девять месяцев календарного года.

4. Налог (авансовые платежи по налогу) подлежит уплате в следующем порядке и в сроки:

а) налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, представляются налоговые расчеты по авансовым платежам по земельному налогу в следующие сроки:

за I квартал - до 30 апреля;

за II квартал - до 30 июля;

за III квартал - до 30 октября.

Авансовые платежи уплачиваются в следующие сроки:

за I квартал - не позднее 15 мая;

за II квартал - не позднее 15 августа;

за III квартал - не позднее 15 ноября;

б) налогоплательщиками - организациями и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, окончательно налог уплачивается по истечении налогового периода - 15 марта

(срок уплаты за год);

в) налогоплательщиками - физическими лицами, уплачивающими налог на основании налогового уведомления, авансовые платежи по налогу уплачиваются 15 августа, 15 ноября.

5. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.

6. В случаях, предусмотренных п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 (десять тысяч) рублей на одного налогоплательщика на территории городского округа города-курорта Ессентуки, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении определенных категорий налогоплательщиков.

Указанное уменьшение налоговой базы производится на основании заверенных копий, подтверждающих это право документов, которые налогоплательщик самостоятельно представляет в Инспекцию Федеральной налоговой службы России по городу Ессентуки в срок до 01.02.2006.

В случае возникновения (прекращения) оснований для уменьшения налоговой базы по земельному налогу в порядке п. 5 ст. 391 Налогового кодекса РФ после 01.02.2006, налогоплательщик обязан представить заверенные копии документов, подтверждающих возникновение (прекращение) таких оснований, в Инспекцию федеральной налоговой службы России по городу Ессентуки в течение тридцати дней с момента возникновения (прекращения) оснований.

7. Освобождаются от налогообложения:

- учреждения и организации в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации;

- бюджетные учреждения, находящиеся на территории городского округа города-курорта Ессентуки, финансируемые из местного бюджета по смете расходов.

8. Настоящее решение Совета города Ессентуки вступает в силу

с 1 января 2006 года.

9. Комитету по муниципальной собственности администрации города Ессентуки (Писаренко Л.О.) опубликовать в средствах массовой информации кадастровую оценку земель по городу Ессентуки.

10. Опубликовать настоящее решение в газете “Ессентукская панорама“.

11. С момента вступления настоящего Решения Совета города Ессентуки признать утратившим силу решение Совета города N 139 от 29 декабря 2004 года “Об установлении сроков уплаты земельного налога и арендной платы за землю на 2005 год“.

12. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на первого заместителя главы администрации города В.В. Михотина.

Производить оплату земельного налога за год должны как организации, так и физические лица и ИП. Как определить размер налога, в какие сроки необходимо сделать оплату, и кто в праве рассчитывать на льготы?

Кто платит земельный налог

  • если пользование земельным участком безвозмездно или временно;
  • если участок арендован;
  • если участок не имеет налогообложения.
  • местные, устанавливаемые органами местного самоуправления;
  • федеральные: налог не предусмотрен для коренных народов, а граждане перечисленные в ст. 391 НК РФ могут рассчитывать на сниженные налоги.

В некоторых регионах налог не распространяется на инвалидов 1-й и 2-й группы, ветеранов ВОВ и граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.

В других районах налог может не распространяться как на юридические, так и на физические лица. Также закон предусматривает снижение налогообложения. Так столичные санаторно-курортные организации и медицинские учреждения пользуются льготами по налогу на землю до 30%. А в Екатеринбурге Герои Советского Союза пользуются льготами до 100 000 рублей.

Срок оплаты

С 2020 года предоставление декларации по налогу на землю не требуется. Уплата производится 1 марта за отчетный год. То есть оплата налога за 2020 год должна проводиться не позже указанного срока —1 марта.

Оплата налога за 2020 год физическими лицами и ИП должна проводиться не позже 1 декабря 2021 года. Так же оплата может осуществляться поквартально. Авансовые платежи могут быть предусмотрены законодательными актами местных органов управления.

Ставки по земельному налогу

  • 0,3% для сельскохозяйственных земельных участков, дачных участков и для участков, используемых армией в оборонительных целях государства;
  • 1,5% для остальных категорий земель.

Субъектами могут устанавливаться свои ставки, которые не должны превышать ставки, принятые на федеральном уровне.

Как рассчитывается земельный налог

Земельный налог рассчитывается по формуле: Земельный налог = Налоговая база x Ставка налога.

Налоговая база – кадастровая стоимость участка земли на 01.01.2020 года. Данную информацию можно получить, сделав запрос в Росреестр, посетив официальный сайт ведомства. Более подробно с налогооблагаемой базой можно ознакомиться, изучив ст. 391 НК РФ.

Если владельцами земельного участка являются несколько лиц и в отчетном году покупалась или продавалась земля, земельный налог будет рассчитываться по другой формуле: Земельный налог = КСТх СТх Д х Кв, где:

Кст – кадастровая стоимость;

Ст – ставка налога;

Д – доля собственности на земельный участок;

Кв – коэффициент владения земельным участком в месяц.

  • если покупка участка была совершена до 15-го числа текущего месяца, тогда месяц включается в расчет. Если после 15 числа, тогда месяц не учитывается;
  • если продажа земли собственникам произошла после 15-го числа, тогда данный период времени не учитывается для начисления налога.

В каком порядке производится оплата налога на землю

Расчет и оплата налога авансами осуществляется организациями самостоятельно, если это прописано в местных законах. Хотелось бы напомнить, что с 2020 года декларации налога на землю организациями предоставляться не должна.

Для ИП и физических лиц налоговые инспекторы проводят расчет и отправления уведомлений об уплате на почтовый адрес налогоплательщика. В уведомлении указана сумма налога, данные об объекте налогообложения, налогооблагаемая база, ставка и срок уплаты.

  • штраф в размере 20% от суммы налога при неумышленном правонарушении;
  • штраф в размере 40% от суммы налога, если правонарушение носит умышленный характер.

Чтобы не сделать ошибку в платеже, необходимо тщательно проверить КБК.

Земельный налог за год должен оплачиваться в соответствии с кадастровой стоимостью земельного участка до 01.03.2021 для юридических лиц и до 01.12.2021 для физических лиц и ИП. Регламентирование ставок и льгот происходит местным законодательством. все статьи

Порядок расчета и подачи деклараций различных налогов периодически меняются. Большинство изменений вступает в силу с начала нового года. В некоторых случаях работа бухгалтера становится легче, иногда появляются дополнительные сложности, новые формы отчетности и т. д. Текущий год не является исключением, в том числе, и по земельному налогу. Ряд изменений в части начисления и уплаты было внесено Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. №374-ФЗ.

Что изменилось в 2021 году

Главное изменение заключается в том, что предприниматели и юридические лица освобождены от подачи деклараций. Земельный налог в 2021 году для бизнеса должен оплачиваться в сроки, которые утверждены НК РФ. Размер оплаты должен совпадать с размером начислений, информацию о которых предоставляет районная ИФНС. Данные изменения можно охарактеризовать как условно положительные.

Отрицательным изменением для бизнеса является уменьшение числа исключений, когда корректировка кадастровой стоимости должна учитываться при перерасчете начислений текущего и прошлых периодов. Таких исключений осталось всего 2.

Изменения в земельном законодательстве

Начиная с текущего года обязанность уведомлять ФНС о наличии земельных участков, подлежащих налогообложению, лежит на налогоплательщике (раньше происходил обмен данными между ведомствами – Росреестром и ФНС).

Внимание! В случае нарушения сроков подачи уведомления, налогоплательщику в соответствии с п.3 ст. 129.1 НК РФ придется заплатить штраф в размере 20 % от суммы, которая должна был быть начислена и уплачена.

Также произошли определенные изменения в части порядка перечислений в бюджет.

Порядок уточнения информации о суммах начисленного налога

В условиях, когда обязанность по подаче декларации отменена, у налогоплательщика возникает вопрос: как узнать суммы, которые он обязан начислить и перечислить в бюджет?

В соответствии с данными Росреестра специалисты ИФНС произведут расчет и направят соответствующее уведомление налогоплательщику. Форма такого уведомления утверждена внутренним приказом ФНС РФ № ММВ-7-21/337 от 05 июля 2019 года.

Однако в данной процедуре имеются определенные подводные камни.

В частности, сохранилась обязанность налогоплательщика перечислять в бюджет авансовые платежи. Следовательно, за компаниями сохраняется обязанность:

Самостоятельно рассчитать налог.

Перечислить авансовые платежи.

Отразить данную операцию в регламентированном учете.

И только потом, после получения уведомления – сверить свои расчеты с данными налоговиков, и при необходимости доплатить налог (или оформить возмещение). Для отражения в регламентированном учете сверки самостоятельно рассчитанного налога с данными ИФНС следует использовать бухгалтерскую справку.

Внимание! Основной алгоритм расчета земельного налога в 2021 году не изменился.

Сроки уплаты земельного налога в 2021 году

С начала текущего года установлены единые по всей России даты, когда налогоплательщик перечисляет в бюджет суммы налога. Если раньше сроки устанавливались на местном уровне, каждый муниципалитет мог определять свои даты, то теперь единый срок установлен на федеральном уровне.

За муниципальными органами власти сохранилась только установка налоговых ставок в соответствии со ст. 397 НК РФ и п. 63 ст. 2, п. 72 ст. 2 Закона от 29 сентября 2019 г. №325-ФЗ.

Налог на землю в 2021

На 2021 год определен поквартальный порядок уплаты земельного налога в следующие даты:

до 1 марта оплачивается налог за 2020 год;

до 30 апреля – за первый квартал текущего года;

до 2 августа – за второй квартал;

до 1 ноября – за третий.

Проблема заключается в сроках направления уведомления ФНС РФ. Оно может быть отправлено практически в любое время, в том числе, позже срока уплаты, который теперь закреплен в НК РФ. Кроме того, нормативными актами установлено, что исполнять обязанность по направлению уведомления ИФНС должно всего один раз в год. Таким образом, работа бухгалтера не только не станет проще, наоборот, она в определенной мере усложнится.

Порядок направления уведомлений утвержден внутренним приказом ФНС РФ № ЕД-7-2/448 от 16 июля 2020 года.

Для инспекторов установлены следующие сроки направления уведомлений:

В течение 2 месяцев с момента получения оснований для перерасчета налога.

В течение 1 месяца с момента получения сведений из ЕГРЮЛ о начале процедуры ликвидации ИП или юридического лица.

Прохождение переходного периода и порядок сдачи отчетности за 2020 год

Поскольку обязанность подачи декларации отменена с текущего года, то за 2020 год сдавать отчетность по земельному налогу не нужно. ИФНС выполнит необходимые расчеты самостоятельно. Вместе с тем, произвести расчеты суммы к уплате бухгалтеру все равно придется, чтобы не нарушать сроки перечисления (1 марта 2021 года).

Положительным фактом является сохранение возможности подачи уточненных декларация за 2020 год и более ранние периоды. Об этом сказано в письме ФНС № БС-4-21/22311 от 31 октября 2019 года.

Внимание! При подаче уточненки расчет сумм налога следует проводить в соответствии с правилами, которые действовали в том периоде, за который подаются корректировки.

Как проверить начисленный налоговиками земельный налог?

Алгоритм расчета сумм земельного налога остался прежним. Он определен в НК РФ (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговой базой по-прежнему является кадастровая стоимость земли на начало года. Ее следует умножить на ставку налога, которая утверждена на муниципальном уровне.

Узнать кадастровую стоимость своего земельного участка можно по ссылке.

Земельное законодательство

В случае приобретения земельного участка в течение года, для расчета налога, кадастровая стоимость принимается, которая была установлена на момент внесения данных в ЕГРН о смене собственника. Данный порядок определен в абз. 2 п. 1 ст. 391 НК РФ.

Со всеми особенностями расчета земельного налога можно ознакомиться в статье 396 НК РФ.

Что делать в случае несогласия с расчетами ИФНС

Для того, чтобы доказать свою правоту бухгалтеру потребуется собрать определенный пакет документов.

Во-первых, должна быть бухгалтерская справка, где отражен расчет земельного налога и платежные поручения, которые подтверждают оплату авансовых платежей.

Также потребуются документы, подтверждающие право собственности на земельные участки. Дополнительным аргументом будет местный нормативный акт, в котором устанавливаются ставки земельного налога.

При наступлении сроков получения уведомления из ИФНС и его неполучении, руководителю или бухгалтеру придется в соответствии с п. 2.2 ст. 23 НК РФ самостоятельно проинформировать об этом факте налоговую инспекцию.

При несоблюдении описанного порядка возникает риск получить штраф в размере 20 % от суммы налога в соответствии с п. 3 ст. 129.1 НК РФ (нарушение сроков уведомления о наличии объекта налогообложения). Однако, если сроки платежей не нарушаются, вероятность отбить такой штраф в суде достаточно высока.

О применении пониженных ставок земельного налога

Сразу скажем, что обратиться к данной теме нас побудило Письмо ФНС России от 26.01.2018 № БС-4-21/1390@. В этом письме Федеральная налоговая служба направила нижестоящим налоговым органам для изучения копии судебных постановлений по делу № А41-90821/2016 (включая Определение ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424) и перечислила обстоятельства, свидетельствующие об использовании участков в предпринимательской деятельности и, соответственно, о необоснованности применения льготной ставки налога.

Рассмотрим, какие это обстоятельства и есть ли у налогоплательщиков (организаций и ИП) шансы доказать право уплачивать налог исходя из пониженных ставок.

Подробнее о содержании Письма № БС-4-21/1390@.

Тема письма – размер налоговой ставки в отношении земельных участков, предназначенных для дачного строительства, принадлежащих индивидуальным предпринимателям. Сославшись на обстоятельства дела № А41-90821/2016 и учитывая, что судьи (в том числе на уровне Верховного суда) признали доначисления обоснованными, ФНС сообщила, что о неправомерности применения льготной ставки земельного налога (0,3 % вместо 1,5 %) могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

Иными словами, ФНС призвала налоговые органы на местах выявлять перечисленные обстоятельства, производить доначисления и отстаивать свою точку зрения в судебных инстанциях, обращая внимание арбитров на позицию, выраженную в Определении ВС РФ от 15.01.2018 № 305‑КГ17-20424.

Подробнее о деле № А41-90821/2016.

Инспекция начислила недоимку, пени и штраф.

Три судебные инстанции единодушно встали на сторону налогового органа, отметив следующее:

  • исходя из системного толкования пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, п. 2 ст. 7, ст. 77, 78 и 81 ЗК РФ, ст. 1 Закона от 15.04.1998 № 66‑ФЗ допускается использование льготного налогообложения по ставке 0,3 % тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для целей дачного строительства в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан либо непосредственно физическим лицам;
  • по смыслу действующего налогового законодательства пониженные ставки земельного налога установлены для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
  • основным видом деятельности ИП является покупка и продажа земельных участков;
  • на территории построены дороги, подведено электричество для дальнейшей застройки;
  • участки реализовывались физическим лицам, в аренду не предоставлялись.

Отказывая в передаче дела для пересмотра, судья ВС РФ отметил: подход судов согласуется с позицией, изложенной Судебной коллегией в Определении ВС РФ от 18.05.2015 № 305‑КГ14-9101 по делу № А41-63325/13.

Подробнее о правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ.

В данном случае, признавая решение инспекции незаконным, суды исходили из того, что земельные участки классифицируются по правовому режиму, который не зависит от статуса собственника земли, а устанавливается на основании сведений о целевом назначении и виде разрешенного использования, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. В связи с этим, по мнению судов, пониженная ставка земельного налога:

  • подлежит применению в отношении земельных участков с соответствующим правовым режимом;
  • может использоваться как некоммерческими, так и коммерческими организациями при условии использования этих земельных участков по целевому назначению.

Установив, что организация на спорных участках ведет строительство дачного комплекса, то есть, по мнению судов, земельные участки используются обществом по целевому назначению, суды пришли к выводу о правомерности применения пониженной ставки налога.

Однако Верховный суд признал мнение судов ошибочным и разъяснил, что по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, в то время как организация осуществляет на этих участках строительство дачного комплекса для последующей реализации юридическим и физическим лицам земельных участков, объединенных в этот комплекс, в целях извлечения прибыли.

Земельный налог: ставка для юридических лиц. Обратите внимание:

Позиция Коллегии ВС РФ взята налоговиками на вооружение, поскольку она была направлена инспекторам для использования в работе Письмом ФНС России от 24.12.2015 № СА-4-7/22683@ (см. п. 25 письма).

Появление данной правовой позиции означало, что попытки коммерческих организаций доказать в суде обоснованность использования льготной ставки земельного налога обречены на неудачу. И этот вывод был многократно подтвержден впоследствии (определения ВС РФ от 06.12.2017 № 305‑КГ17-17796 по делу № А40- 230150/2016, от 04.12.2017 № 305‑КГ17-17315 по делу № А41-64401/2016, от 05.09.2017 № 305‑КГ17-12101 по делу № А41-68338/2016).

Вместе с тем некоторые ИП считали, что эта позиция к ним не применима, поскольку они являются физическими, а не юридическими лицами и условие об использовании земли в целях удовлетворения личных потребностей не является определяющим. Январское определение ВС РФ, упомянутое в январском же письме ФНС, свидетельствует о том, что данная правовая позиция распространяется и на предпринимателей.

Как налоговики собирают доказательства?

Напомним, ФНС в Письме № БС-4-21/1390@ назвала два обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности применения пониженной ставки налога. Во-первых, наличие в собственности ИП большого количества земельных участков. Во-вторых, наличие признаков коммерческого землепользования (в том числе создание инфраструктуры для дальнейшей застройки) и фактов дальнейшей реализации участков.

Рассмотрим пару судебных актов, чтобы понять, какие доказательства приводят контролеры, чтобы убедить судей в обоснованности доначислений.

Предпринимателю на праве собственности принадлежали 157 земельных участков категорий:

В отношении спорных земельных участков предприниматель при исчислении земельного налога применил пониженную ставку в размере 0,3 %.

Арбитры обосновали свое решение так. Из абзаца 2 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ следует, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 %, необходимо соблюдение одновременно двух условий:

  • отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах);
  • использование этого земельного участка для сельскохозяйственного производства.

В случае если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной в отношении прочих земель и не превышающей 1,5 %, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено.

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

На основании информации, представленной администрациями сельских поселений, установлено, что спорные земельные участки:

Из договоров, первичных документов, оборотов по расчетным счетам предпринимателя установлено, что в проверяемом периоде отсутствовали операции по закупке удобрений, ядохимикатов, сельскохозяйственной техники, скота, стройматериалов, реализации сельскохозяйственной продукции, оплате услуг сторонним организациям за организацию и проведение сельскохозяйственных работ.

Арбитры приняли во внимание и такие обстоятельства:

  • общая площадь земельных участков составляет более 2 тыс. га, ИП провел их межевание с целью дальнейшей перепродажи, часть участков продана;
  • согласно постановлениям по делам об административных правонарушениях ИП неоднократно привлекался к ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель и других обязательных мероприятий по их улучшению и охране почв;
  • покупатели земельных участков, приобретенных у налогоплательщика, подтвердили, что на момент покупки земельные участки представляли собой пустое поле без насаждений и построек, заборов и ограждений, электричества, газа, воды, дорог и прочих коммуникаций.

Указанные обстоятельства позволили судьям сделать вывод о том, что земельные участки не используются для сельскохозяйственного производства, возведения жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, что свидетельствует об отсутствии у коммерсанта права применять льготную налоговую ставку в размере 0,3 %.

Важно, что арбитры отклонили ссылку ИП на п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54, согласно которому неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении пониженной ставки земельного налога, предусмотренной п. 1 ст. 394 НК РФ. Судьи указали:

Постановление АС ПО от 24.10.2017 № Ф06-25127/2017 по делу № А65-706/2017.

Этот случай интересен тем, что налогоплательщик (организация) пытался создать видимость использования земельных участков для сельскохозяйственного производства. В материалы дела был представлен договор подряда, в соответствии с условиями которого налогоплательщик поручил ООО выполнить работы по однократной поверхностной обработке спорного земельного участка площадью более 4,7 га путем дискования в период с 5 по 30 октября 2015 года.

Налоговый орган выяснил, что среднесписочная численность работников ООО за 2015 и 2016 годы составляет 0 человек и у него нет в собственности соответствующей специальной техники.

Налогоплательщик возражал:

  • имеется договор аренды сельскохозяйственной техники и акт приема-передачи, из которых следует, что ООО получило во временное пользование трактор с дискатором без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации;
  • есть письмо ООО о том, что в целях экономии все работы по договору были выполнены силами директора, в связи с чем дополнительная рабочая сила не привлекалась, вся площадь земельного участка была обработана в 2015 году.

Инспекция не сдавалась:

  • ООО заключило договор на обработку почвы не только с налогоплательщиком, но и еще с тремя лицами. При этом сроки выполнения работ во всех четырех договорах идентичны – октябрь 2015 года;
  • суммарная площадь земельных участков и сроки выполнения работ по всем четырем договорам свидетельствуют о том, что выполнить работы одному лишь руководителю ООО (при отсутствии иных работников) было невозможно;
  • руководитель ООО не имеет удостоверения тракториста-машиниста;
  • привлечение ООО сторонних работников опровергается письмом данной организации;
  • выполнение работ подтверждено только договором и актом сдачи-приема, отсутствуют счет-фактура и платежные документы.

Суд не принял во внимание представленную налогоплательщиком фотографию земельного участка, отметив, что она не позволяет каким‑либо образом идентифицировать изображенный на фотографии земельный участок.

Судьи учли:

  • информацию, отраженную в акте обследования земельного участка, которое было проведено органом муниципального земельного контроля и показало, что земля не используется для сельскохозяйственного производства;
  • сведения из ЕГРЮЛ о видах деятельности налогоплательщика: деятельность по аренде и управлению собственным или арендованным недвижимым имуществом.

Вердикт суда:

  • налогоплательщик является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг;
  • налогоплательщик не осуществляет выпуск сельскохозяйственной продукции, не несет обычные для сельхозпроизводителей риски, не использовал в проверяемый период спорный земельный участок по его целевому назначению;
  • у налогоплательщика не возникло права применения пониженной налоговой ставки в размере 0,3 %. Иное понимание норм закона может привести к нарушению публичных интересов, поскольку по одной и той же налоговой ставке будут облагаться как возделываемые земли сельскохозяйственного назначения, так и заброшенные земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.

Отметим, что налогоплательщику не удалось добиться передачи дела для пересмотра. Приняв такое решение, судья ВС РФ в Определении от 14.02.2018 № 306‑КГ17-22570 отметил:

  • налогоплательщик не доказал ведение сельскохозяйственной деятельности на спорном земельном участке;
  • совокупность установленных обстоятельств дает основания полагать, что общество является коммерческой организацией, созданной не в целях ведения сельскохозяйственного производства, а для оказания иных услуг.

Выводы.

Пониженные ставки земельного налога установлены:

  • для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли сельскохозяйственного назначения в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства, а не в целях извлечения прибыли;
  • для коммерческих организаций и физических лиц, использующих земли в целях ведения сельскохозяйственного производства.

Указывая на необоснованность применения льготной ставки налога, инспекторы в качестве доказательств ссылаются на следующее:

  • в собственности налогоплательщика находится большое количество земельных участков;
  • на спорных землях создаются объекты инженерной инфраструктуры в целях дальнейшего строительства объектов недвижимости;
  • выявлены факты реализации земельных участков.

Налоговые органы представляют в суды акты осмотров земельных участков, протоколы допросов покупателей земли и даже постановления по делам об административных правонарушениях.

Читайте также: