Статья 4 3 налоговые льготы в отношении отдельных видов транспортных средств

Обновлено: 04.05.2024

Отмена деклараций по транспортному и земельному налогам

В настоящее время организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, обязаны отчитываться по данному налогу. Сдать декларацию в ИФНС необходимо не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363.1 НК РФ). Аналогичное правило действует и в отношении организаций-плательщиков земельного налога (ст. 398 НК РФ).

Начиная с отчетности за 2020 год, представлять декларации по транспортному и земельному налогам не придется. При этом организации по-прежнему будут рассчитывать данные налоги, и вносить их в бюджет.

Формируйте платежки автоматически по данным электронного требования из ИФНС Формировать бесплатно

Указанные новшества содержатся в новых пунктах 4-7 статьи 363 НК РФ (по транспортному налогу) и новом пункте 5 статьи 397 НК РФ (по земельному налогу). Дата вступления в силу этих изменений — 1 января 2021 года. С этой же даты прекратят действовать статья 363.1 НК РФ, посвященная отчетности по транспортному налогу, и статья 398 НК РФ, посвященная отчетности по земельному налогу.

Отметим, что сроки уплаты налогов на транспорт и на землю не изменятся. Для земельного налога их, как и прежде, будут устанавливать местные власти, а для транспортного налога — региональные. По обоим налогам сроки уплаты не могут быть определены ранее 1 февраля.

Отмена расчетов авансовых платежей по налогу на имущество организаций

Во всех без исключения регионах России налоговым периодом по налогу на имущество организаций является календарный год. В рамках налогового периода могут быть установлены отчетные периоды. Власти каждого субъекта РФ решают, вводить или не вводить отчетные периоды в своем регионе (ст. 379 НК РФ).

Сейчас в тех субъектах РФ, где установлены отчетные периоды, организации обязаны представлять расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество (п. 2 ст. 386 НК РФ). Начиная со следующего года, сдавать расчеты по авансовым платежам больше не придется. Соответствующие поправки в статью 386 НК РФ вступят в силу с 1 января 2020 года. Отчитываться надо будет только по итогам года.

Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно

Обязанности рассчитывать и перечислять авансовые платежи в бюджет сохранятся. Сроки внесения таких платежей не изменятся.

Декларация по налогу на имущество в отношении объектов, расположенных в одном регионе

Начиная с 2020 года, возможность представления единой декларации по налогу на имущество организаций будет прямо закреплена в Налоговом кодексе. Использовать такую возможность можно будет при соблюдении трех условий. Первое условие: все объекты находятся на территории одного субъекта РФ. Второе условие: налог на имущество организаций полностью зачисляется в бюджет данного субъекта РФ без отчислений в местные бюджеты. Третье условие: налог на имущество организаций по всем указанным объектам считается исходя из среднегодовой, а не кадастровой стоимости.

Соответствующие новшества закреплены в новом пункте 1.1 статьи 386 НК РФ, который вступит в силу с 1 января 2020 года.

Льготы по земельному налогу и по налогу на имущество физлиц

Новые льготы и вычеты для людей с тремя и более детьми

В пункте 5 статьи 391 НК РФ перечислены категории плательщиков, для которых облагаемая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров одного из принадлежащих им участков. Это Герои Советского Союза, инвалиды I и II групп и ряд других категорий. С 15 апреля этого года (то есть с даты вступления в силу комментируемого закона), данный список пополнят физические лица, которые воспитывают троих и более несовершеннолетних детей (новый подп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ). Причем, получить льготу они смогут за периоды с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

Помимо этого, лица с тремя и более детьми получат дополнительный вычет по налогу на имущество физлиц. Ранее для них, равно как и для других владельцев недвижимости, действовали следующие правила. Облагаемая база в отношении квартиры и части жилого дома уменьшалась на кадастровую стоимость 20 кв. метров данного объекта; в отношении комнаты и части квартиры — на кадастровую стоимость 10 кв. метров данного объекта; в отношении жилого дома — на кадастровую стоимость 50 кв. метров данного объекта (п. 3-5 ст. 403 НК РФ).

Начиная с 15 апреля этого года, на лиц с тремя и более несовершеннолетними детьми будут распространяться как приведенные выше, так и новые правила уменьшения облагаемой базы. Так, база в отношении комнаты, квартиры и части квартиры будет дополнительно уменьшена на кадастровую стоимость 5 кв. метров данного объекта в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка, а в отношении жилого дома или его части — на кадастровую стоимость 7 кв. метров данного объекта в расчете на каждого ребенка. Указанный вычет можно получить для одного из объектов каждого вида: квартиры, части квартиры, комнаты, жилого дома или части жилого дома (новый п. 6.1 ст. 403 НК РФ). Это значит, что если у человека есть, например, две квартиры и три комнаты, то вычет можно получить на одну квартиру и одну комнату. Новый вычет предоставляется за периоды, начиная с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

Бесплатно сдайте декларации за клиентов‑физлиц Подать заявку

Некоторым категориям физлиц льготы предоставят без заявления

Обратите внимание: указанное нововведение применяется в отношении льгот за периоды, начиная с 2018 года (ч. 6 ст. 3 комментируемого закона).

Ограничение по ежегодному увеличению земельного налога

Как только комментируемый закон вступит в силу (то есть со дня официального опубликования), начнет действовать следующее правило. Чтобы определить сумму земельного налога, подлежащую уплате, нужно сравнить две величины. Первая — это сумма налога за текущий налоговый период. Вторая — это сумма налога за предыдущий период, умноженная на коэффициент 1,1. Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (появилось или пропало право собственности на участок; изменились количественные и (или) качественные характеристики участка; появилось или пропало право на налоговую льготу).

Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом коэффициента 1,1 и с учетом коэффициента, применяемого в связи с указанными выше изменениями. Эту формулу следует использовать при расчете налога за 2018 год и далее (часть 6 ст. 3 комментируемого закона).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении участков, приобретенных организациями и физическими лицами в собственность для осуществления жилищного строительства (новый п. 17 ст. 396 НК РФ).

Другие новшества, введенные комментируемым законом

Новшество

Соответствующая норма НК РФ

Дата вступления в силу

Уточнено, что под транспортный налог не подпадают транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска до месяца возврата ТС владельцу. Факт угона может быть подтвержден, в числе прочего, информацией, полученной налоговиками в порядке статьи 85 НК РФ.

подп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ изложен в новой редакции

15 апреля 2019 года (распространяется на правоотношения, возникшие с 2018 года)

Уточнено, что в отношении участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества ставка земельного налога в размере 0,3% применяется только в том случае, если такие участки не используются в предпринимательской деятельности.

подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в новой редакции

1 января 2020 года

Установлено, что если объект прекратил свое существование из-за гибели или уничтожения, налог на имущество физлиц по нему не платится с 1-го числа месяца гибели или уничтожения. Владелец объекта должен написать соответствующее заявление, а налоговики — проверить все факты и при необходимости запросить сведения у третьих лиц.

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

в отношении каждой категории ТС;

с учетом экологического класса ТС;

с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

Не более 15 лет

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

  • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

  • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

  • за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

  • за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

Содержание

За какой транспорт нужно платить?

Практически за любой – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, тракторы, снегоходы, мотосани, корабли, катера, яхты и лодки, гидроциклы, самолеты и вертолеты. Владельцы всех этих транспортных средств должны уплачивать налог. Однако есть и исключения.

Кто не должен платить налог?

Льготы по транспортному налогу

Также законодательство устанавливает льготы для отдельных видов транспортных средств.

Исходя из положений ст. 358 НК РФ, не нужно платить налог за:

Если у вас угнали автомобиль, то начиная с месяца, в котором произошел угон, вы не должны платить транспортный налог. И только с месяца, в котором автомобиль возвращен владельцу, налог снова подлежит уплате. Как следует из данной нормы НК РФ, если автомобиль так никогда и не найдут, то налог за него платить не придется.

Как видно, некоторые льготы по налогу зависят от мощности двигателя транспортного средства. И это неслучайно – именно мощность двигателя является налоговой базой для исчисления налога. Мощность двигателя для целей налогообложения определяется по регистрационным документам. Правда, и здесь есть исключения – для самолетов, оборудованных реактивными двигателями, налоговая база определяется как паспортная статическая тяга реактивного двигателя, а для несамоходных водных транспортных средств – как валовая вместимость в регистровых тоннах. Если же водное или воздушное транспортное средство не попадает ни в одну из вышеописанных категорий (например, планер), то налоговая база определяется как единица транспортного средства.

Сколько нужно платить?

Итак, теперь, когда налоговая база определена, для расчета налога нам остается узнать лишь величину налоговой ставки. Однако НК РФ содержит лишь базовые ставки налога. Почему так? Транспортный налог, как мы помним, – налог региональный. А это означает, что у субъектов Федерации должно быть право как-то влиять на величину налога. И такое право установлено в ст. 361 НК РФ. Законом субъекта РФ допускается увеличение или уменьшение базовой ставки налога не более чем в 10 раз. А если речь идет о легковых автомобилях с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно, то законом субъекта РФ налоговая ставка на такой автомобиль может быть уменьшена до нуля.

Также региональные власти могут ввести разные ставки налога для транспортных средств разных лет выпуска, разных экологических классов. Это позволяет в каких-то регионах поддержать, например, небогатых владельцев старых автомобилей путем применения пониженной ставки налога, а в других – наоборот, установить на старые автомобили повышенный налог, побуждая тем самым владельцев быстрее менять автомобиль на более новый и современный.

Помимо этого, с 2014 года существует так называемый налог на роскошь — владельцы автомобилей стоимостью свыше 3 млн руб. платят транспортный налог с повышающим коэффициентом, причем чем дороже автомобиль – тем этот коэффициент выше.

Отдельно стоит упомянуть о том, что НК РФ не предусмотрены льготы по налогу для пенсионеров, правда, такие льготы могут быть установлены законами субъектов Федерации.

Примеры расчета налога

Если у вас в собственности находится легковой автомобиль мощностью 149 л.с., а ставка в вашем регионе для такого автомобиля составляет, допустим, 3,5 руб., то сумма налога за год владения автомобилем составит 149 х 3,5=521,5 руб.

А как рассчитать налог, если автомобиль был приобретен, скажем, в сентябре? Для этого нужно обратиться к п. 3 ст. 362 НК РФ. В этом случае необходимо разделить сумму налога, рассчитанную за год, на 12, и умножить на количество месяцев, которое вы владели автомобилем. Если автомобиль поставлен на учет до 15-го числа включительно, то месяц постановки на учет учитывается в количестве месяцев владения в соответствующем году, а если после – то не учитывается.

Продолжим наш пример. Допустим, автомобиль поставлен на учет 14 сентября 2019 г. Тогда сумма налога за 2019 год составит 521,5/12 х 4=173,83 руб. Четыре – это количество месяцев владения автомобилем в 2019 году (сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь). Если же автомобиль поставлен на учет 16 сентября, то для целей налогообложения учитывается только три месяца – октябрь, ноябрь и декабрь. Если же вы продали автомобиль в течение года (или он снят с регистрации по каким-то иным причинам), то действует обратное правило – если снятие с регистрации произошло после 15-го числа, то этот месяц учитывается для целей налогообложения, а если до 15-го числа – то не учитывается.

Ставки

Как и когда уплачивается транспортный налог?

Граждане и юридические лица платят его по-разному.

Организации самостоятельно рассчитывают налог и авансовые платежи, которые подлежат уплате ежеквартально (если иное не установлено законом субъекта РФ), а по окончании налогового периода, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, предоставляют в налоговый орган декларацию по налогу и (не ранее 1 февраля) уплачивают налог, сумма которого определяется как разница между суммой, начисленной за год, и суммой, уплаченной за этот же год в качестве авансовых платежей.

Для граждан все проще. Они уплачивают налог на основании налогового уведомления, которое раз в год присылается налоговым органом. Заплатить налог нужно не позднее 1 декабря года, следующего за годом, за который этот налог исчислен. Например, налог за 2019 год необходимо уплатить не позднее 1 декабря 2020 г. Отдельно стоит отметить, что в налоговом уведомлении может быть указана сумма налога лишь за три налоговых периода (года), предшествующих году, в котором такое уведомление направлено (см. п. 3 ст.363 НК РФ). Это означает, что если уведомление направлено в 2019 году, то в нем могут быть указаны суммы налога лишь за 2016, 2017 и 2018 годы. И только эти суммы подлежат уплате налогоплательщиком. Неправомерно включать в уведомление суммы налога за 2015 и предшествующие годы.

Отменят ли транспортный налог в 2020 году?

Несмотря на то что во многом порядок обложения налогом несправедлив (не имеет никакого значения, в первую очередь, пробег того же автомобиля), и об этом постоянно ведутся дискуссии, вряд ли стоит ожидать неких принципиальных изменений в порядке расчета и взимания транспортного налога в 2020 году.

На основании Закона от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ внесены корректировки в Налоговый кодекс, относящиеся к правилам расчета и уплаты транспортного налога.

Наладим умный обмен данными для вашей 1С

Новые льготы по транспортному налогу для компаний

Раньше от оплаты транспортного налога освобождались все весельные и моторные лодки мощностью до 5 л.с. включительно, если они поставлены на учет до вступления в силу Закона от 23.04.2012 г. № 36-ФЗ. Теперь же такое послабление в уплате налога распространяется и на правоотношения, которые связаны с расчетом налога за 2020 г. Этот момент введен Законом от 02.07.2021 г. № 305-ФЗ.

С 1 января 2022 года региональные власти могут издавать законы, которые будут устанавливать не только основания, но и определенные правила использования льгот по транспортному налогу (ч. 3 ст. 356 НК РФ).

С 2021 года из-за отмены деклараций по транспортному налогу для компаний был введен заявительный порядок получения льгот по этому налогу (п. 3 ст. 361.1 НК РФ). В связи с этим для применения льгот по транспортным средствам компания должна подать в ИФНС заявление по форме из Приказа ФНС от 25.07.2019 г. № ММВ-7-21/377@.

С 2022 года региональные власти на основании законов своих субъектов РФ будут вправе внедрять механизм беззаявительного получения юрлицами льгот по транспортному налогу.

Кроме того, с 2022 года будут внедрены новые правила расчета налога в ситуациях появления и прекращения у хозяйствующих субъектов права на налоговые льготы в течение налогового периода. В этих случаях налог будут считать с учетом специального коэффициента. Он рассчитывается как отношение количества полных месяцев отсутствия налоговой льготы к общему количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. В данном случае месяц появления и прекращения права на льготу считают как полный месяц (п. 3.3 ст. 362 НК РФ).

Прекращение уплаты транспортного налога

С 1 января 2022 года для хозяйствующих субъектов вводятся обновленные правила освобождения от уплаты транспортного налога касаемо принудительно изъятых транспортных средств. В данном случае имеются в виду объекты, право собственности на которые прекратилось из-за их принудительного изъятия по основаниям, предусмотренным законодательством, например по решению суда.

На данный момент не установлен порядок прекращения обложения налогом этих транспортных средств, а потому момент такого прекращения считается датой их снятия с учета. С 2022 года момент прекращения расчета транспортного налога за изъятые транспортные средства будет устанавливаться датой изъятия вне зависимости от даты снятия транспорта с учета.

Чтобы прекратить платить транспортный налог, компания должна будет подать в налоговую инспекцию заявление, которое будет разработано и утверждено позже. Дополнительно к заявлению можно будет добавить документы, свидетельствующие о принудительном изъятии транспортного средства. Но если компания не подаст эти документы, она все равно не лишается права прекратить платить налог с даты изъятия транспорта.

В этих случаях налоговики будут сами запрашивать сведения, свидетельствующие о принудительном изъятии транспорта, у госорганов и лиц, их имеющих. Учреждение или ответственное лицо, получившее данный запрос от ИФНС, должны будут представить информацию в срок до 7-ми дней со дня поступления запроса.

Заявление налогоплательщика налоговики рассматривают 30 дней с момента его поступления. Если к нему не приложены подтверждающие документы, срок могут продлить еще на 30 дней.

По результатам рассмотрения заявления налогоплательщик получает из ИФНС уведомление о прекращении расчета транспортного налога. В документе фиксируются основания этого прекращения, а также объекты обложения налогом и период, с которого прекращается расчет налога.

В любом случае расчет налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором было принудительное изъятие у владельца его транспортного средства (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).

Если у вас есть вопросы по расчету транспортного налога, свяжитесь с нашими специалистами по сопровождению 1С, мы с радостью вам поможем!

Читайте также: