Сроки камеральной проверки налоговой декларации 3 ндфл в 2021 году

Обновлено: 09.05.2024

С 21 мая заработал закон, который упростил возврат НДФЛ с помощью вычета при покупке квартир и пополнении ИИС. Оформление будет происходить чуть ли не в один клик, а срок проверки сократится в два раза.

Новый порядок обещает быть удобным, но пока к нему все равно есть вопросы. Вот как это должно работать — и вот что стоит учитывать, если планируете получать вычеты.

Кого это касается

Новые правила касаются тех, кто планирует оформить имущественный или инвестиционный налоговый вычет и вернуть НДФЛ.

Имущественный вычет — это тот, что позволяет вернуть налог при покупке жилья и уплате процентов по ипотеке.

Инвестиционный вычет бывает двух типов:

  1. А — предоставляется при пополнении ИИС и позволяет вернуть до 52 000 Р НДФЛ за год.
  2. Б — позволяет не платить налог с операций по ИИС.

Для типа А будет действовать упрощенный порядок возврата налога, для типа Б — автоматически формироваться и отправляться налоговому агенту справка.

Данные для этих вычетов в налоговую будут передавать банки и брокеры, благодаря обмену информацией возврат и упростится. Но прежний порядок все равно остается, при желании можно использовать его.

Как было раньше

Есть два способа оформления налоговых вычетов:

Пока налогоплательщик сам не обращался за вычетом, ему ничего не возвращали.

Что изменилось

Камеральная проверка данных из заявления вместо трех месяцев займет один, а на возврат налога вместо месяца уйдет до 15 дней.

Вот как устроен процесс по шагам:

  1. Вы оплачиваете квартиру через банк или пополняете ИИС.
  2. В следующем году банк передает сведения об этих расходах в ФНС.
  3. ФНС их проверяет.
  4. Если все в порядке, в личный кабинет приходит предзаполненное заявление. Сроки такие: при передаче банком данных до 1 марта следующего года — до 20 марта, потом — в течение 20 рабочих дней после передачи.
  5. Налогоплательщик подписывает заявление с реквизитами для возврата НДФЛ.
  6. Три дня нужно для решения о возврате, еще 15 дней — на перечисление денег.

Условия для упрощенного порядка

Новые правила будут работать при таких условиях:

  1. Право на вычет возникло начиная с 2020 года.
  2. У налогоплательщика есть личный кабинет.
  3. Банк или налоговый агент подключился к системе обмена информацией.
  4. В том году, когда возникло право на вычет, уплачивался НДФЛ.

Участие в системе обмена информацией — добровольное. Если вы заплатили за квартиру через банк, который подключился к системе, то сможете вернуть налог быстрее обычного. Если банк не участвует в обмене информацией — тогда и упрощенный порядок для вас не заработает.

А еще можно платить через банк-участник , но не давать согласия на передачу информации в налоговую. То есть эти правила не могут быть обязательными для всех. Хотите — пользуйтесь, предпочитаете подавать декларацию — пожалуйста.

С 21 мая 2021 года банки могут подключаться к системе для обмена данными. ФНС говорит, что первые заявления уже направлены в личные кабинеты. Например, ВТБ стал передавать данные о пополнении ИИС — и кто-то уже смог подписать заявление, чтобы получить инвестиционный вычет.

Как получить упрощенный вычет

Специально это никак инициировать нельзя. Нужно ждать, когда в личном кабинете появится заполненное заявление. Останется подписать его и ждать денег на счет.

Но когда это заявление появится — неизвестно, потому что пока банки не спешат подключаться к системе обмена данными. Если не хотите ждать, подавайте декларацию за прошлый год. Если хотите получить вычет в этом году, упрощенный порядок вообще не поможет, нужно оформить уведомление самостоятельно.

Как узнать, какие банки подключились к системе

ФНС обещает публиковать реестр банков и брокеров, которые подключились к системе обмена. По состоянию на 24 мая 2021 там только ВТБ — и только по инвестиционным вычетам.

То есть пока ни один банк не готов передавать информацию об ипотечных процентах и оплате квартир.

За какой период можно получить вычет

Заявление будет формироваться для возврата налога за прошедший год. То есть в 2021 году банки передадут данные за 2020. Если вы купили квартиру в 2021 году, упрощенный порядок пока не сработает.

В законе написано, что право на вычет должно возникнуть в 2020 году. И к этой формулировке есть вопросы. Например, если новостройка была оплачена в 2019 году, а сдана в 2020, право на вычет возникло именно в 2020. Но откуда про это узнает банк, если не было ипотеки? Даже если и была, будут ли банки сопоставлять оплату и регистрацию права собственности?

Еще интереснее, если квартиру купили до 2020 года, но раньше не было дохода с НДФЛ — например продолжался декрет. В 2020 году доходы появились, можно заявить вычет. Банк про это не узнает: у него есть только данные об оплате до 2020 года. Вряд ли упрощенный порядок сработает в этих случаях. Банк может прислать сведения об уплаченных процентах за 2020 год, но в этом может вообще не быть смысла, если стоит цель получить обычный вычет при покупке квартиры.

Если вычет хотят получить супруги

Банк передаст в налоговую данные, что квартиру оплатил конкретный заемщик. Но, возможно, супруги хотят распределить эти расходы между собой, чтобы каждый смог вернуть НДФЛ. Упрощенный порядок это не учитывает — лучше подавать декларацию и оформлять все как обычно, с заявлением о распределении расходов.

Но остается способ вернуть налог по уведомлению через работодателя — это еще быстрее и удобнее.

Инвестиционные вычеты через работодателя не оформляются, их получают только по окончании года. Зато теперь это можно будет сделать без декларации и в два раза быстрее.

Если квартира оплачена наличными

Банк про это знать не может. Он может не знать и об авансе наличными, если квартиру купили без ипотеки. Да и с ипотекой и авансом наличными тоже сложно: вряд ли банк станет передавать данные об оплате на основании расписки. Скорее всего, в налоговую попадет только информация об оплате по счетам в банке.

В общем, не для всех сделок по покупке жилья новый порядок сработает на практике. И все данные в заявлениях нужно будет обязательно перепроверять.

Новый порядок еще будет тестироваться и обрастать разъяснениями, функциями и доработками. Все равно это новая эпоха: государство само сообщает, что должно вам денег. Остается только согласиться на возврат.

Что еще ждет налогоплательщиков

Закон о новом порядке вычетов изменил еще несколько правил. Одно из них сформулировано так странно, что это достойно отдельного разбора.


О.В. Ковредова
автор ответа, консультант Аскон

Вопрос

Правомерно ли налоговый орган в уведомлении о вызове налогоплательщика запрашивает пояснения по декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2020 г.:

  • пояснения с анализом причин образования убытка,
  • расшифровки активов организации,
  • расшифровки сумм по всем строкам декларации по налогу на прибыль в разрезе контрагентов (ИНН, номера и даты договоров, суммы, наименование документов, расчетов, акты сверок),
  • дебиторскую задолженность,
  • расшифровку внереализационных расходов по контрагентам (ИНН, договора, в т.ч. по займам, первичные документы, подтверждающие получение займа),
  • налоговые регистры по начисленной амортизации.

Информацию необходимо представить в течение 5 дней в письменном виде по ТКС, без личного присутствия налогоплательщика.

Возможна ли ответственность в случае непредставления пояснений в ответ на уведомление о вызове налогоплательщика?

Ответ

Инспектор неправомерно требует представить пояснения на уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек. Право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов предусмотрено пп. 11 п.1 ст. 21 НК РФ.

Обоснование

Инспекция может вызвать вас по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ, п. п. 2.1, 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), например:

  • чтобы получить пояснения вне налоговых проверок. Например, вызывают на "зарплатные" комиссии по легализации налоговой базы или базы по страховым взносам (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064);
  • чтобы получить пояснения в рамках камеральных и выездных проверок. Это может быть связано как с ошибками и противоречиями в ваших отчетах, так и с любыми другими вопросами, которые возникли у инспектора.

Право вызывать налогоплательщика закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Причем сформулировано оно довольно широко. Это дает налоговым органам практически неограниченные возможности приглашать вас к себе, даже когда нарушений не выявлено, но у инспектора есть какие-то сомнения.

На практике инспектор включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены. В тексте вопроса как раз указано аналогичное пояснение инспектора.

При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.

Письмо Федеральной налоговой службы от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" устанавливает причины, по которым налогоплательщик может быть вызван для дачи пояснений в ходе камеральной проверки.

В связи с чем рекомендуем не игнорировать такие уведомления, даже если основания для вызова вам кажутся недостаточными. Налоговым кодексом не установлена ответственность за неявку налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений. Однако такая ответственность предусмотрена административным законодательством. Неявка в налоговый орган рассматривается как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

За это нарушение могут назначить штраф от 2 000 руб. до 4 000 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Однако если налоговый орган интересуют пояснения, как в рассматриваемом случае о причинах возникновения убытка, т.е. предмете камеральной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с положениями ст. 88 НК РФ. Прежде всего, это срок камеральной проверки и основания истребования пояснений, содержащихся в статье 88 НК РФ.

Иными словами, инспектор неправомерно требует представить пояснения на уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек. Право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов предусмотрено пп. 11 п.1 ст. 21 НК РФ.

В случае направления уведомления о явке в налоговый орган инспектором в период проведения камеральной проверки налоговой декларации целесообразно не отказывать в исполнении такого уведомления. Так как в случае неявки налогоплательщика в инспекцию, и непредставления запрашиваемых сведений, данное может быть расценено как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль. И как уже выше отмечено, такая ответственность предусмотрена административным законодательством (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).


О.В. Ковредова
автор ответа, консультант Аскон

Читайте также: