Срок принятия декларации в электронном виде налоговым органом

Обновлено: 04.05.2024

Когда мы сдали отчетность в налоговую, по факту это еще не означает, что инспекция ее приняла. За несоблюдение сроков сдачи отчетности можно получить требование о пересдаче декларации, вслед за ним придет решение о наложении штрафа. И как неприятный бонус: грозит опасность в виде блокировки счета и отказ в вычете по НДС. Возникает резонный вопрос: в каких случаях инспекция имеет право отказать в приеме деклараций, а в каких случаях такой отказ является незаконным.

В каких случаях налоговики могут не принять декларацию

В п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 указан перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Они могут различаться для бумажной и электронной декларации.

Для бумажной декларации:

  1. Декларация сдана не в тот налоговый орган.
  2. Отсутствие подписи ответственного лица за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности.
  3. Отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, ответственного за предоставление деклараций в инспекцию.
  4. Отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, ответственного за подачу деклараций в налоговую инспекцию.
  5. Сдача декларации не по установленной форме.
  6. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  7. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  8. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Для электронной декларации:

  1. Декларация сдана не по установленной форме/формату.
  2. Декларация не подписана усиленной квалификационной электронной подписью лица ответственного за предоставление достоверных и полных сведений, указанных в отчетности (руководитель или уполномоченное лицо организации), в т.ч. для ИП, предоставляющих налоговые декларации/расчет через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС.
  3. Декларация сдана не в ту налоговую инспекцию.
  4. Представление деклараций и отчетности, в которых допущены ошибки, например, в отчете расчета по страховым взносам, суммы выплат и страховых взносов по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов.
  5. Указаны недостоверные данные, например, в расчете по страховым взносам, допущены ошибки в персональных данных работников.
  6. Декларация подписана лицом, у которого отсутствует полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

Примечание по п. 6: если декларация подписана руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, то декларация будет считаться подписанной неуполномоченным лицом.

В каких случаях ИФНС приходит к такому выводу:

  1. Декларацию подписал дисквалифицированный руководитель ООО/ИП.
  2. Декларация подписана умершим руководителем ООО/ИП (согласно сведениям о государственной регистрации смерти).
  3. Декларация подписана руководителем, отказавшимся от руководства (участия) в организации.
  4. Декларация подписана недееспособным/ограниченно дееспособным руководителем, в т.ч. безвестно отсутствующим (нет сведений о его месте пребывания в течение года по месту жительства).
  5. Декларация подписана руководителем, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о руководителе организации.

При наличии хотя бы одного из вышеуказанных пунктов, налоговая инспекция формирует уведомление об отказе в приеме декларации, с последующим уведомлением плательщика. В таком уведомлении в обязательном порядке должна быть указана конкретная причина отказа в приеме деклараций.

Дополнительные причины не принять декларацию

И если вы думаете, что мы разобрали весь перечень причин для отказа – все еще нет. Есть дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности.

П. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС РФ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343 информирует нас о том, какой ряд обязательных реквизитов должна содержать декларация (независимо, бумажная она или электронная), без которых отчетность считается непринятой.

Реквизиты для ИП: в декларации обязательно должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при его наличии) ИП.

Реквизиты для ООО:

  1. Полное наименование организации.
  2. ИНН.
  3. Вид документа (первичный, корректирующий).
  4. Наименование налоговой инспекции.
  5. Подпись лиц, ответственных за подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации/расчете.

Причины незаконного отказа в приеме деклараций

Мы рассмотрели полный перечень оснований для отказа в приеме деклараций. Данный перечень не подлежит расширению. Налоговые инспекторы не могут толковать его на свое усмотрение. Именно поэтому следующие причины не являются основанием для отказа:

Важно отметить, что налоговые инспекторы не имею права оценивать добросовестность организации и проверять расчеты, указанные в декларации. Данные действия выполняются только в рамках камеральной налоговой проверки. Именно поэтому все вышеуказанные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности, налоговые инспекторы обязаны принять отчетность.

Кроме того, налоговые органы не имеют права аннулировать декларации (письмо ФНС РФ от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@). Даже при недостоверности сведений, содержащихся в декларации или при ее недобросовестной подаче ООО/ИП.

Это влечет за собой нарушение сроков сдачи декларации, что является основанием для привлечения ООО/ИП к налоговой ответственности (согласно ст.119 НК РФ). А где налоговая ответственность, там и штраф. В данном случае это 5% неуплаченной по декларации суммы налога (за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи). Штраф может достигать от 1000 руб. до 30% от суммы налога. И самая неприятна санкция – это блокировка счета если декларация не сдана + 10 дней (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

В случае необоснованного отказа в принятии декларации налоговым органом, необходимо оспорить отказ в вышестоящий налоговый орган – подать жалобу. В жалобе на действия налоговой инспекции максимально подробно указывается суть претензии с ссылкой на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Следующий шаг: обжалование действий налогового инспектора в судебном порядке. Суды зачастую принимают сторону организации, сходясь во мнении, что налоговая инспекция не вправе отказать в принятии декларации, представленной в установленной форме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Одна из главных обязанностей налогоплательщика − представление налоговых деклараций. Данной обязанности и ответственности за ее неисполнение посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чем отличие декларации от расчетов по авансовым платежам и других документов налоговой отчетности?

В статье 80 НК РФ содержатся определения форм налоговой отчетности.

Принимая во внимание указанные определения, документ, представляемый в налоговые органы по итогам налогового периода, и документ, представляемый по итогам отчетного периода, являются разными документами, имеющими самостоятельное значение.

Можно сказать, что налоговая декларация – это итоговый документ, который содержит сведения о сумме налога.

По этой причине срок обращения за возвратом излишне уплаченного налога на прибыль начинает исчисляться с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

К сожалению, в НК РФ отсутствует единообразное использование наименований представляемых в налоговые органы документов, корреспондирующих определениям, указанным в статье 80 НК РФ.

Какая ответственность наступает за пропуск срока представления документов и декларации?

За исключением прямо предусмотренных НК РФ случаев, непредставление или несвоевременное представление документов, включая расчеты авансовых платежей, наказывается по пункту 1 статьи 126 НК РФ штрафом в 200 рублей.

Штраф за непредставление расчета по форме 6–НДФЛ составляет 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки представления (пункт 1.2 статьи 126 НК РФ).

Ответственность за пропуск срока представления должна определяться содержанием документа, а не тем, как он поименован в НК РФ. Поэтому за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода ответственность наступает по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Этот вывод подтверждается пунктами 17, 23 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, определением Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245.

Как рассчитывается штраф за нарушение срока представления декларации по итогам налогового периода?

Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Напомню, что срок давности привлечения к ответственности за непредставление декларации составляет три года. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за установленным законодательством последним днем срока представления декларации.

За несвоевременное представление декларации в налоговый орган по месту учета ответственность установлена статьей 119 НК РФ.

С 2014 года не только налогоплательщик, но и любое другое лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговую декларацию, может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.

Штраф рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации: 5% за каждый полный или неполный месяц нарушения срока представления. Максимальное процентное соотношение составляет 30% от неуплаченной суммы, но не менее 1000 рублей, включая ситуацию, когда неуплаченная сумма меньше 1000 рублей.

Если возникшая по декларации задолженность погашена?

Привязка расчета штрафа к сумме налога, неуплаченной в установленный срок, прямо закреплена в статье 119 НК РФ.

Налогоплательщику рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (их перечень не носит исчерпывающего характера). Налоговый орган, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, должны применять нормы статей 112 и 114 НК РФ, на основании которых возможно снижение штрафа, в том числе и по сравнению с установленным статьей 119 НК РФ минимальным размером. К смягчающим ответственность обстоятельствам может быть отнесен небольшой срок пропуска представления декларации, сбой компьютерной программы, отсутствие задолженности и т.п.

Какой размер штрафа за непредставление расчета по страховым взносам?

С 2017 года непредставление в налоговый орган расчета по страховым взносам наказывается так же, как непредставление налоговой декларации.

Смеем предположить, что ответственность по статье 119 НК РФ может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчета по итогам расчетного периода (календарного года).

Вместе с тем, ФНС допускает привлечение плательщика к ответственности по статье 119 НК РФ и за пропуск срока представления расчета по итогам отчетных периодов. При этом расчет штрафа предлагается производить исходя из наличия недоимки по взносам по состоянию на 30-е число месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (письмо ФНС от 9 ноября 2017 года № ГД-4-11/22730@).

Повторим, что по нашему мнению, статья 119 НК РФ неприменима к документам, содержащим сведения об авансовых платежах.

О том, что уплата страховых взносов в течение года носит авансовый характер, сказано в письме ФНС от 7 сентября 2018 года № СА-4-7/17429.

Предположим, что налогоплательщик пропустил срок представления декларации и срок уплаты налога. Впоследствии налогоплательщик представил первоначальную декларацию, затем уточненную. В каком размере будет применен штраф, если суммы налога, указанные в декларациях, различаются?

При подаче уточненной декларации в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 88 НК РФ, инспекция не может провести камеральную проверку первичной декларации. Но это не означает, что ответственность за несвоевременную подачу первичной декларации не наступает.

Штраф будет рассчитан исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет, зафиксированной налоговым органом по результатам проверки (постановление Президиума ВАС от 15.05.2007 № 543/07).

А если первоначальная декларация была своевременно представлена, но налог по ней не был уплачен, затем представлена уточненная декларация к доплате? Из какой суммы будет рассчитываться штраф по статье 122 НК РФ за неправильное исчисление налога?

Сама по себе несвоевременная уплата налога не образует состав налогового правонарушения. Просрочка уплаты влечет начисление пени.

В случае представления налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период расчет суммы штрафа по статье 122 НК РФ необходимо производить на основании последней уточненной налоговой декларации без учета предыдущих налоговых деклараций в отношении не исчисленной ранее суммы налога (письмо ФНС от 14.11.2016 № ЕД-4-15/21472@).

Подлежит ли налогоплательщик привлечению к ответственности в случае неполного представления декларации, например, без приложения?

По мнению контролирующих органов, за представление налоговой декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ как за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Штраф – 200 рублей за каждый непредставленный документ (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2016 № 24-15/019268).

Однако, исходя из пункта 20 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71, если документ является составной частью декларации и обязанность его представления отдельно от налоговой декларации законодательством не предусмотрена, то в случае непредставления налоговой декларации с приложениями, ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не может применяться отдельно в отношении приложений в дополнение к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Иными словами, в случае представления декларации не в полном объеме, нужно установить, исполнил ли налогоплательщик обязанность по представлению декларации или нет.

В продолжение предыдущего вопроса: наступает ли ответственность, если в декларации не отражены операции, освобождаемые от налогообложения?

Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением или уплатой налогов.

Учитывая изложенное, если в декларации не заполнены сведения или не представлены приложения, содержание которых не влияет на исчисление и уплату налога, привлечение к ответственности как по статье 119 НК РФ, так и по статье 126 НК РФ, может быть признано неправомерным.

При этом ответственность за представление налоговому органу деклараций (расчетов), содержащих недостоверные сведения, предусмотрена только для налоговых агентов.

Но следует обратить внимание на статью 120 НК РФ, предусматривающую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения, под которым понимается, в том числе систематическое (два раза и более в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Какие способы представления декларации?

Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган:

— лично или через представителя;

— направлена в виде почтового отправления с описью вложения через любую организацию почтовой связи;

— передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

При представлении налоговой декларации непосредственно в налоговый орган днем ее представления является дата отметки налогового органа о принятии декларации.

В случае отправки налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При представлении декларации по ТКС дата представления декларации указывается в подтверждении оператора электронного документооборота (это дата отправки). Дата приема декларации указывается в квитанции налогового органа о приеме.

Если отчетность в электронной форме подписывает представитель организации, как подтвердить его полномочия?

Отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия представителя, является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.

Когда декларацию (расчет) подписывает уполномоченный представитель, к ней прилагается копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя.

Доверенность должна быть получена налоговым органом до представления декларации (пункт 1.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

Согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ доверенность может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В письме ФНС от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@ указано, что доверенность может быть представлена в налоговый орган в виде черно-белой сканированной копии бумажного вида доверенности с усиленной квалифицированной электронной подписью. Причем имеется в виду усиленная квалифицированная подпись доверителя (письмо ФНС от 7 августа 2017 года № АС-4-6/15495@). Одновременное предоставление указанной доверенности на бумажном носителе не требуется.

Обратим внимание, что в качестве обязательных сведений о представителе доверенность должна содержать ФИО, место жительства (пункт 6.2 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления ФНП от 18.07.2016, письмо ФНП от 22.07.2016 № 2668/03-16-3).

Обязательного указания в доверенности сведений об ИНН представителя не предусмотрено. Отказ в приеме декларации (расчета) по причине отсутствия в доверенности сведений об ИНН представителя является неправомерным.

Вместе с тем, рекомендуется включать в доверенность на подписание документов, представляемых в налоговые органы в электронной форме, сведения об ИНН представителя или его полные персональные данные в значении пункта 1 статьи 84 НК РФ.

Напомните перечень лиц, которые должны представлять декларации в электронной форме.

Представлять декларации в электронной форме пункт 3 статьи 80 НК РФ обязывает следующие категории налогоплательщиков:

— налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

— вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;

— крупнейшие налогоплательщики;

— налогоплательщики НДС (и другие лица, для которых такая обязанность предусмотрена главой 21 НК РФ).

В отношении иной отчетности установлены специальные критерии обязательной электронной сдачи.

При численности физических лиц 25 человек и более, получающих доходы от налогового агента, расчет по форме 6-НДФЛ сдается в электронной форме по ТКС (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превысит 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по ТКС (пункт 10 статьи 431 НК РФ).

Какая ответственность за несоблюдение способа представления декларации?

Несоблюдение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) является налоговым правонарушением: представление на бумажном носителе, а не в электронной форме, влечет на основании статьи 119.1 НК РФ взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Отметим, что налоговая декларация по НДС не может быть представлена налогоплательщиком иным способом, кроме как в электронной форме. Налоговая декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается представленной (пункт 5 статьи 174 НК РФ). Неполучение налоговым органом в установленный срок налоговой декларации по НДС в электронной форме повлечет применение способа обеспечения в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

При этом с 2015 года основания для применения к налогоплательщику НДС ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации отсутствуют.

Лица, обязанные представлять иную отчетность в электронном виде, не могут быть оштрафованы за несвоевременное представление, если декларация или расчет, например, по форме 6-НДФЛ, были сданы на бумажном носителе в установленный срок. Им грозит лишь штраф 200 рублей. Кроме того, за несоблюдение способа представления отчетности, такая мера обеспечения, как приостановление операций по счетам таких лиц, не применяется.

Вправе ли налоговый орган отказать в приеме декларации, представленной в электронной форме, по причине допущенных налогоплательщиком технических ошибок?

Налогоплательщик обязан соблюдать установленный порядок представления декларации по ТКС. Это следует из пункта 7 статьи 80 НК РФ, приказа МНС от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

Налоговый орган, в свою очередь, не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленному формату. При ее получении он обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме.

Перечень проверок, осуществляемых приемным и программным комплексами, для направления квитанции о приеме приведен в методических рекомендациях, которые являются обязательными для налогового органа (приложение №1 к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, утвержденным приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

В зависимости от содержания технических ошибок на этапе приемки декларации с помощью приемного комплекса могут формироваться следующие документы:

— уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа;

— квитанция о приеме.

Следовательно, налоговый орган может сформировать уведомление об отказе в приеме, подтверждающее факт отказа с обязательным указанием причин.

Форма уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что документ считается непредставленным, приведена в приложении №5 к приказу ФНС от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@ (ред. от 26.12.2016).

Согласно правоприменительной практике техническими ошибками не могут считаться неправильное указание в декларации вида документа, налогового периода и другие подобные ошибки, которые не опровергают факт исполнения обязанности по представлению декларации. В отношении подобных ошибок налоговым органом могут направляться требования о представлении пояснений (постановление ФАС СКО от 04.07.2014 № А53-20530/2013).

ФНС издано письмо о процедуре аннулирования представленной декларации…

Обстоятельства аннулирования декларации, изложенные в Инструкции, фактически являются основаниями для отказа в приеме декларации, которые следуют, в частности, из пунктов 3, 4, 5 статьи 80 НК РФ, а также перечислены в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

Как соотносятся указанные в письме ФНС основания аннулирования декларации и основания для отказа в приеме?

Такие обстоятельства, как:

— отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представления налоговой декларации в налоговый орган, выдачи доверенности уполномоченному представителю на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган;

— дисквалификация руководителя;

— недееспособность или смерть физического лица – руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим;

— нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично.

Представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или индивидуальным предпринимателем после даты окончания предпринимательской деятельности означает отсутствие налогоплательщика на момент подачи декларации.

Какие действия должны совершаться налоговым органом при выявлении нарушений, связанных с подписанием декларации ненадлежащим лицом?

По смыслу названного письма ФНС поиск нарушений осуществляется налоговыми органами до наступления сроков представления деклараций. Наряду с этим допускается, что декларация может быть аннулирована вплоть до даты окончания срока ее камеральной проверки.

При поступлении декларации, в отношении которой у налогового органа имеются сведения о ее подписании неуполномоченным или неустановленным лицом, налоговым органом может быть принято решение об отказе в приеме декларации.

Для процедуры отказа в приеме налоговой декларации (расчета) предусмотрено нормативное регулирование, в отличие от процедуры аннулирования, отсутствующей в НК РФ.

С другой стороны, изложенный в письме ФНС процесс аннулирования декларации может рассматриваться как механизм, снижающий риски принятия территориальным налоговым органом необоснованного решения об отказе в приеме декларации от действующих налогоплательщиков.

Перечень оснований для непринятия ИФНС налоговой отчетности установлен в п. 19 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343.

К основаниям для отказа в приеме бумажной декларации относятся:

  • представление декларации не в тот налоговый орган;
  • отсутствие в бумажной налоговой декларации подписи лица, уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в отчетности;
  • отсутствие документов, удостоверяющих личность физлица, непосредственно представляющего налоговую декларацию в ИФНС;
  • отсутствие документов, подтверждающих полномочия представителя, подающего налоговую декларацию в ИФНС;
  • представление налоговой декларации не по установленной форме;

представление расчета по страховым взносам, в котором сведения по каждому физлицу о сумме выплат и страховых взносах содержат ошибки или если суммы этих показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику взносов;

представление расчета по страховым взносам, в котором указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие работников;

представление декларации (расчета), подписанной руководителем организации, у которого отсутствуют полномочия подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации.

К основаниям для отказа в приеме электронной декларации относятся:

представление налоговой декларации не по установленному формату;

отсутствие усиленной неквалифицированной электронной подписи ИП в случае представления налоговой декларации/расчета в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС;

  • - дисквалифицированный руководитель организации/ИП;
  • - руководитель организации/ИП, снятые с учета на основании сведений о государственной регистрации смерти;
  • - руководитель, отказавшийся от участия (руководства) в организации;
  • - безвестно отсутствующий, недееспособный или ограниченно дееспособный руководитель организации/ИП;
  • - руководитель организации, в отношении которого внесена запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений.

Почему еще могут не принять налоговую декларацию

Дополнительные основания для отказа в приеме налоговой отчетности приводятся в п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343. Здесь сказано, что налоговые декларации (как бумажные, так и электронные) должны содержать ряд обязательных реквизитов, без которых отчетность не может быть принята.

В декларациях, представляемых индивидуальными предпринимателями, в обязательном порядке должны быть указаны фамилия, имя и отчество (при наличии) ИП.

Для деклараций, сдаваемых организациями, обязательными реквизитами являются:

  • полное наименование организации;
  • ИНН;
  • вид документа: первичный (корректирующий);
  • наименование налогового органа;
  • подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

shutterstock_676786573.jpg

При отсутствии в декларации (расчете) указанных реквизитов должностное лицо ИФНС информирует заявителя о том, что декларация не принята. При этом должны быть указаны причины отказа. Требование об указании причины отказа в принятии декларации является обязательным для ИФНС. Данное требование направлено на исключение неправомерного отказа налогового органа в принятии отчетности.

Что не является основанием для отказа в приеме деклараций

Перечень приведенных выше оснований для отказа в приеме налоговой отчетности является исчерпывающим. Он не подлежит произвольному толкованию или расширению по усмотрению должностных лиц ИФНС. Поэтому налоговики не вправе отказать в приеме декларации, в частности, по следующим причинам:

  • наличие у плательщика признаков недобросовестности;
  • периодическая неуплата организацией/ИП налогов, сборов и страховых взносов;
  • регистрация плательщика по массовому адресу;
  • наличие в налоговой декларации ошибок, неточностей и описок;
  • неосуществление плательщиком хозяйственной деятельности и периодическое неисполнение обязанностей по сдаче налоговой/бухгалтерской отчетности;
  • наличие долгов по обязательным платежам;
  • связь организации/ИП с фирмами-однодневками;
  • транзитный характер совершаемых налогоплательщиком операций;
  • занижение в подаваемой налоговой декларации налогооблагаемой базы.

На этапе принятия декларации налоговики не вправе оценивать добросовестность плательщика и осуществлять проверочные расчеты заявленных в декларации показателей. Для этого существует камеральная налоговая проверка.

Поэтому все вышеназванные причины не являются законным основанием для отказа в приеме отчетности. Если то или иное основание прямо не оговорено в п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, налоговики обязаны принять отчетность.

Могут ли налоговики аннулировать налоговую декларацию

В середине 2018 года ФНС поручила налоговым органам аннулировать налоговые декларации по НДС и налогу на прибыль, подписанные неуполномоченными либо неустановленными лицами (письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247). В качестве оснований для аннулирования указывались следующие:

При обнаружении какого-либо из вышеуказанных фактов ФНС поручила налоговикам направлять в адрес плательщика уведомление о признании налоговой декларации недействительной. При этом назывался и срок направления уведомления - не позднее 5 рабочих дней с момента аннулирования документа.

Позднее ФНС пересмотрела свою позицию по данному вопросу и отказала инспекторам в праве аннулировать декларации (письмо ФНС России от 02.11.2018 № ЕД-4-15/21496@).

Таким образом, сейчас налоговые органы не наделены правом признавать декларации недействительными. Причем даже в случае недостоверности содержащейся в отчетности информации и недобросовестности подавших ее организаций/ИП.

Что делать при отказе в принятии декларации

Отказ в принятии налоговой отчетности повлечет нарушение сроков ее сдачи. А это в свою очередь является основанием для привлечения организации/ИП к налоговой ответственности по ст. 119 НК РФ.

Штраф по данной норме составляет 5% не уплаченной на основании поданной декларации суммы налога. Причем этот штраф назначается за каждый полный или неполный месяц просрочки сдачи декларации. В конечном итоге штраф может составить 30% от не уплаченной по декларации суммы налога.

Если же в принятии отчетности было отказано необоснованно, то отказ можно оспорить в вышестоящий налоговый орган. В жалобе на действия ИФНС нужно детально указать суть претензии, а также обратить внимание на п. 19 и п. 142 Административного регламента предоставления госуслуги по приему налоговых деклараций, утв. приказом ФНС от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343, где содержится исчерпывающий список оснований для непринятия деклараций.

Кроме того, действия налоговиков могут быть обжалованы в судебном порядке. Судебная практика по данному вопросу сформирована в пользу плательщиков. При этом суды сходятся во мнении, что налоговые органы не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной по установленной форме (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.07.2018 № А67-9224/2017).

Читайте также: