Срок ответа на требование налоговой 5 рабочих с какого дня считать

Обновлено: 16.05.2024

Требования от ФНС: какие бывают и как на них отвечать

Любая организация или ИП могут получить от налоговиков письмо с требованием что-то пояснить, уплатить недостающие налоги или предоставить на проверку документы. Игнорировать такое нельзя — это грозит штрафами и блокировкой счёта. Рассказали, в каких случаях налоговики могут запрашивать у вас документы и пояснения, как и в какие сроки нужно ответить.

Виды налоговых требований

Налоговые инспекторы рассылают требования при камеральных, выездных проверках и других контрольных мероприятиях. Запрашивать документы и информацию они могут не только о вашем предприятии, но и о контрагентах.

Требование о представлении пояснений

Когда вы сдаёте в ИФНС расчёт по страховым взносам (РСВ), декларацию или другой отчёт, налоговики проводят камеральную проверку. То есть без выезда к вам и без каких-либо уведомлений проверяют, всё ли верно в отчётности и нет ли расхождений с информацией, которая уже есть у инспекции. Если что-то не так, вы получите требование о представлении пояснений.

Также налоговая может запрашивать пояснения, если:

  • в отчётах показаны убытки;
  • вы применяете налоговые льготы;
  • есть расхождения между налоговой декларацией и бухгалтерской отчётностью;
  • в корректирующей декларации вы уменьшили налог к уплате и др.

Во время выездной проверки налоговики проверяют документы на вашей территории, опрашивают сотрудников, осматривают помещения и т. д. В этом случае требование о пояснениях может понадобиться, чтобы уточнить вашу позицию по выявленным нарушениям и зафиксировать её документально. Требование передадут вам до оформления результатов проверки.

  • причины, по которым понадобились пояснения (абзац и пункт одной из статей НК РФ — 88, 105.27 или 105.29);
  • какая информация нужна и какими документами её подтвердить;
  • срок в рабочих днях, в течение которого нужно ответить на требование.

При необходимости в этом же документе налоговики могут потребовать внести исправления в проверяемый отчёт.

Печать на бумажных требованиях не ставят, есть только подпись работника ИФНС.

Требование о пояснениях не всегда бывает связано с камеральными и выездными налоговыми проверками. Например, ИФНС часто просит обосновать, почему зарплаты у работников ниже, чем среднеотраслевые или почему они снизились.

Требование о представлении документов (информации)

Во время камеральной или выездной проверки инспекторы могут запросить у вас дополнительные документы. Вы получите требование, в котором указывают:

  • основание, по которому направлено требование — ст. 93 НК РФ;
  • срок передачи в ИФНС документов
  • какие именно нужны документы или информация.

Точного перечня, что может потребовать инспекция, нет. Документы могут быть любые и в любом количестве. Но они должны быть связаны с расчётом и уплатой налогов и относиться к предмету проверки.

В ответ на требование вы должны передать в ИФНС бумажные копии документов, но иногда налоговикам нужны именно оригиналы. В этом случае они должны оформить уведомление о необходимости ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Ознакомиться с оригиналами инспекторы могут только на территории налогоплательщика.

Все проверки проводят в ограниченные законом сроки. Запрашивать документы после окончания проверки налоговая не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование о представлении документов. Оно оформляется в общем порядке.

Требование может поступить и вне рамок проверки вашего предприятия. Например, когда налоговики проверяют вашего контрагента и нужна информация или документы по нему или по конкретной сделке. Такую проверку часто называют встречной.


Предоставление пояснений в налоговую инспекцию сопряжено с рядом рисков. Ваши пояснения могут не удовлетворить налоговую инспекцию. В таком случае ИФНС организует проверку или другие мероприятия налогового контроля. Своевременное предоставление пояснений поможет избежать лишнего интереса со стороны инспекции. Для начала разберём ситуации, когда могут запросить пояснения, а после решим, как отвечать и в какой срок это необходимо сделать.

Когда будем предоставлять пояснения в налоговую?

Это необходимо сделать при получении требования о предоставлении пояснений из налоговой инспекции. Обратите внимание, ИФНС вправе направлять такое требование при проведении:

1) камеральной проверки, но только в строго определённых случаях и в соответствии с:

а) пунктом 3 статьи 88 НК РФ, если, например:

  • выявлены ошибки или противоречия в налоговой декларации
  • выявлены несоответствия между сведениями, имеющимися у налогового органа и вашими документами
  • вы заявили убыток
  • в уточнённой декларации вы уменьшили сумму налога к уплате

б) пунктом 6 статьи 88 НК РФ:

в) пунктом 8.8 статьи 88 НК РФ:

  • если вы заявили инвестиционный налоговый вычет

2) налогового мониторинга:

а) пункт 3.1 статьи 105.27 НК РФ, пункты 2, 3 статьи 105.29 НК РФ

Закон даёт вам право самостоятельно подать пояснения, даже если налоговая инспекция их не запросила. Например, вы подаёте уточнённую декларацию и вместе с ней направляете необходимые пояснения. Здесь каких-либо ограничений законодательство не устанавливает.

Также вас могут пригласить и в саму инспекцию для дачи показаний по иным вопросам, связанным с уплатой налогов и сборов либо если в отношении вас проводится налоговая проверка. Такое право предоставлено подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ.

Как выглядит правильный ответ на требование о представлении пояснений?

Текст ваших пояснений зависит от того, какую информацию у вас запрашивают, какие расхождения или ошибки были обнаружены и по каким налогам. Здесь лучше всего самостоятельно проверить, есть ли какие-либо ошибки в вашей декларации или нет. Далее всё зависит от результатов такой проверки.

Ошибок не обнаружено

Если вы всё сделали правильно, без ошибок, об этом необходимо сообщить в налоговую. В ответе укажите, что ошибок, противоречий и несоответствий не установлено. А значит, и необходимость в предоставлении уточнённой налоговой декларации отсутствует. Обязательно распишите причины, почему вы сделали такой вывод. В этот момент вы можете приложить к пояснениям подтверждающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Ошибки обнаружены, но налоги не занижены

Если вы допустили незначительные ошибки, но налоги при этом не пострадали, то есть вы их не занизили, напишите по этому поводу пояснения и приложите подтверждающие документы. Обратите внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 81 и пунктом 3 статьи 88 НК РФ вы имеете право подать уточнённую декларацию. Но такая подача влечёт за собой в соответствии с пунктом 9.1 НК РФ проведение новой камеральной проверки с новыми сроками уже уточнённой декларации.

Ошибки занизили налог к уплате

Если ошибки всё-таки привели к занижению налога к уплате, в обязательном порядке подайте уточнённую налоговую декларацию в соответствии с пунктом 1 статьи 81 и пунктом 3 статьи 88 НК РФ. В данном случае не нужно предоставлять пояснения. При камеральной проверке уточнённой декларации у вас вправе запросить пояснения, особенно при уменьшении налога к уплате. Рекомендуем их предоставить одновременно с уточнённой декларацией.

В какой срок и как правильно направлять ответ на требование инспекции о представлении пояснений

В какой срок отвечаем на требование о предоставлении пояснений?

Срок ответа, как правило, составляет пять рабочих дней с момента его получения. И здесь важно правильно определить сам день получения требования.

Какой день является днём получения требования?

Обратите внимание! День получения требования зависит от способа, которым вам ИФНС направила такое требование.

В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ способов несколько.

  • Вам лично или вашему представителю. В этом случае днём получения требования считается дата, указанная в специальном поле требования, дата подтверждения получения вами требования.
  • Через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Днём получения считается день, следующий за днём поступления требования в МФЦ.
  • По почте заказным письмом. Днём получения считается шестой рабочий день от даты отправки требования по почте. Но если вы получили заказное письмо раньше, то необходимо считать срок для исполнения требования от даты, когда вы его получили.
  • Через личный кабинет налогоплательщика. Днём получения считается следующий рабочий день после дня, когда требование было размещено в личном кабинете налогоплательщика.
  • В электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Здесь датой получения будет считаться дата, указанная вами в квитанции о приёмке такого документа.

Обратите внимание, если последний день срока приходится на выходной, нерабочий праздничный и (или) просто нерабочий день, пояснения нужно подать не позднее следующего за ним рабочего дня.

За непредставление пояснений или несвоевременный ответ предусмотрен штраф в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 129.1 НК РФ. Размер штрафа составляет 5000 рублей, а при повторном в течение календарного года нарушении штраф составит 20000 рублей.

Чтобы избежать штрафа, используйте наши рекомендации и справочную правовую систему КонсультантПлюс, в которой вы найдёте образец ответа на требования ИФНС, сможете посчитать срок такого ответа и предоставить его в налоговую без затруднений. Проверка ИФНС в данном случае каких-либо нарушений с вашей стороны не выявит.

Читайте также: