Срок давности камеральной проверки по ндс

Обновлено: 03.05.2024

Срок исковой давности по налогам — это период времени, когда налоговый орган вправе принудительно взыскать задолженность по уплате налогов. Однако у плательщиков довольно часто образуются задолженности по налоговым платежам. Поэтому важно разобраться в том, есть ли срок давности по налогам для физических и юридических лиц и какие в этом вопросе есть нюансы.

Что такое срок исковой давности по налогам

Налоги — это обязательные, так называемые индивидуально-безвозмездные денежные платежи, которые взимают с организаций, физических лиц, а также ИП, чтобы обеспечить деятельность государства и(или) муниципальных образований. Задолженность образуется при несоблюдении сроков их уплаты, которые устанавливаются по каждому платежу в соответствующих главах части 2 НК. Их изменение происходит в порядке, описанном в гл. 9 НК . При нарушении установленных периодов уплачивается пеня ( ст. 75 НК ).

Когда сумму платежа рассчитывает ИФНС (например, это земельный или транспортный платежи), его оплата обязательна после получения соответствующего уведомления (в течение месяца со дня его получения). Большая длительность предусматривается в самом уведомлении.

Исковая давность, предусмотренная гл. 12 ГК , в налоговой сфере не применяется.

Срок давности по налогам физических лиц

При задолженности физического лица ему (независимо от факта привлечения к ответственности за налоговые нарушения) направляют требование об уплате налога. Оно содержит информацию:

  • о сумме долга;
  • размере пеней (на момент его направления);
  • периоде его исполнения (восемь рабочих дней с даты получения, если не указано иное);
  • взыскательных и обеспечительных мерах, которые будут использованы при игнорировании требования;
  • основаниях взимания платежа и законодательных периодах его уплаты.

Его направляют либо не позже трех месяцев со дня выявления недоимки (это следующий день после наступления даты внесения платежа), либо в пределах года от этого дня (когда сумма неуплаты меньше 500 руб.). Соответствующее требование налогоплательщику по результатам налоговой проверки направляют в течение 20 рабочих дней с момента вступления в силу решения.

Налоговая проверка бывает:

  • камеральной — сотрудники ИФНС проверяют предоставленные налогоплательщиком декларации, расчеты и др. документы в своих служебных кабинетах;
  • выездной — проверка проходит по адресу проживания налогоплательщика.

Налоги за недвижимость или транспорт, которые платят физлица, исчисляются ИФНС не более чем за три налоговых периода перед календарным годом, когда направлено уведомление об их оплате. Таким образом максимальная сумма долга, которая может прийти по названным платежам в 2020 году, будет состоять из слагаемых за 2016, 2017 и 2018 года.

Срок давности по уплате налогов физическим лицом зависит от суммы долга:

  • если задолженность больше 3000 руб. — шесть месяцев со дня истечения времени удовлетворения налогового требования;
  • когда долг равен 3000 руб., срок давности по неуплате налогов составляет полгода с момента превышения указанной суммы;
  • если сумма не превысит 3000 руб. и прошло три года с момента, когда следовало исполнить налоговое требование, срок взыскания налогов с физических лиц равняется полугоду после указанных трех лет.

В пределах указанных периодов налоговики подают иск о взыскании налоговой задолженности в суд общей юрисдикции (ст. 1 ФЗ от 07.02.2011 № 1).

Пропуск сроков означает, что задолженность признается безнадежной и на этом основании списывается по надлежащему заявлению в ИФНС или суд. Когда ИФНС уже подала в суд, там также нужно заявить о пропуске, подав ходатайство. Пропущенный по уважительным причинам срок может быть восстановлен.

Срок исковой давности по налогам юридических лиц

Юридическим лицам при недоимке поступает требование об уплате налога (в аналогичном с физлицами порядке и в периоды, которые указаны выше). Его игнорирование чаще всего означает взыскание долга без суда (в бесспорном порядке). Есть случаи, когда возможно только судебное взыскание, они указаны в п. 2 ст. 45 НК . Например, когда с лицевых счетов компаний взыскивают сумму более 5 000 000 руб.

С юрлица недоимка взимается в режиме ст. 46 - 47 НК . Первоначально налоговики посылают в банки, где находятся счета должника, инкассовые поручения о списании с них средств. Это происходит на протяжении двух месяцев после истечения времени исполнения требования. При пропуске указанного времени налоговики уже не смогут бесспорно взыскать деньги со счетов. При этом срок исковой давности по уплате налогов составляет полгода. Причем суд оценит как правомерность начисления, так и правильность расчета платежа.

Нехватка средств на счетах в течение года по прошествии периода требования порождает постановление ИФНС о взыскании долга за счет имущества, которое направляется в подразделение судебных приставов. Если этот период пропущен, налоговики могут получить задолженность через суд (в пределах двух лет).

Указанные правила распространяются и на ИП.

Давность по налоговым нарушениям

Названная давность аналогична рассмотренной выше (при взыскании налогового долга) по правилам и длительности. Давность привлечения к ответственности — это временной отрезок, когда ИФНС начисляет штраф. Он равен трем годам с момента совершения нарушения либо после окончания налогового периода, если речь идет о ст. 120 , 122 НК .

Соломяный Андрей

Суд указал, что само по себе нарушение длительности проведения налоговой проверки не может иметь юридического значения для оценки правомерности действий налогового органа на стадии взыскания задолженности по налогам

Вкратце напомню фабулу спора: общество сдало декларацию по НДС и своевременно получило акт проверки, однако полгода спустя инспекция вынесла решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, а первое требование об уплате налога направила спустя три месяца после принятия данного решения.

Посчитав, что требование направлено инспекцией за пределами установленного законом срока, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным, однако решение было вынесено в пользу налогового органа.

Поскольку налогоплательщик не исполнил требование об уплате налога, считая его незаконным, инспекция инициировала взыскание недоимки в судебном порядке.

Задержка инспекции в вынесении требования составила четыре месяца. Это послужило одной из причин изменения позиции судов на каждой инстанции рассмотрения дела. Помимо этого судьи по-разному оценили решение суда, вынесенное по вопросу законности требования об уплате налога.

В частности, суд первой инстанции посчитал, что инспекция не превысила шестимесячный срок, отведенный на взыскание задолженности в судебном порядке. Суд также признал преюдицию решения по иску компании о признании незаконным требования налогового органа.

Так, апелляция посчитала применимым одно из разъяснений Постановления Пленума ВАС № 57, в котором указано, что в случае пропуска налоговым органом срока на принудительное взыскание и при отсутствии ходатайства о его восстановлении в удовлетворении требований налогового органа о взыскании недоимки с налогоплательщика должно быть отказано (п. 31). Применив данное положение, апелляционный суд пришел к выводу, что инспекция своевременно не воспользовалась полномочиями принудительного взыскания недоимки и не заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в связи с чем отменил решение первой инстанции и вынес новый акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

Обращают на себя внимание не только выводы апелляционного суда о непрерывном течении сроков исковой давности при наличии нарушений со стороны инспекции, но и выбор момента, с которого исчисляются сроки принудительного взыскания задолженности и обращение налогового органа в суд, – следующий день после подачи декларации.

Данный подход вносит ясность в вопрос о том, что считается днем выявления недоимки, – это, в свою очередь, один из ключевых вопросов в делах о признании налоговой задолженности безнадежной ко взысканию. Статья 70 НК, устанавливающая срок направления требования об уплате налога, связывает его именно с днем выявления недоимки. При этом в законе данное понятие не раскрывается, и пробел заполняет уже упомянутое Постановление Пленума ВАС № 57.

В связи с этим от передачи дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС было, на мой взгляд, уместно ожидать определенности по двум вопросам:

  • допустимо ли суду игнорировать процессуальные нарушения налоговой инспекции в спорах о принудительном взыскании налога?
  • верно ли считать днем выявления недоимки дату подачи некорректной декларации?

Рассмотрев спор, ВС не согласился с подходом апелляционного суда к определению момента начала течения срока принудительного взыскания и его продолжительности. Так, вместо предложенного апелляцией толкования положений ст. 46 и 47 НК, согласно которому срок принудительного взыскания начинает исчисляться со дня, следующего после подачи декларации, Верховный Суд предложил иную трактовку, указав, что лишь по истечении срока, отведенного для добровольного исполнения требования об уплате налога, следует отсчитывать срок взыскания недоимки в принудительном порядке. Эта разница существенная, поскольку допускает безнаказанное затягивание налоговыми органами сроков проверки.

Совокупный срок, отведенный на направление требования об уплате налога и последующее обращение в суд, Верховный Суд оценил в два года. Хотя он и признал, что проверка длилась дольше предусмотренного законом срока, это не повлияло на право налогового органа обратиться в суд.

В итоге Судебная коллегия по экономическим спорам отменила положительное для общества апелляционное постановление, несмотря на то что налоговая инспекция нарушила сроки проверки.

Рассмотренное дело вносит определенность в отношении длительности налоговых проверок и снижает риск принудительного взыскания недоимки. Хотя срок и определен Верховным Судом в два года со дня истечения срока, отведенного на добровольное исполнение требования об уплате налога, оценка налоговых рисков может производиться с большей точностью.

Важен еще один аспект обсуждаемого определения, на мой взгляд, с точки зрения взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, более широкий: допущенные последними процессуальные нарушения не компрометируют их действия и решения, и необходимы убедительные доводы налогоплательщика, чтобы доказать обратное.


О.В. Ковредова
автор ответа, консультант Аскон

Вопрос

Правомерно ли налоговый орган в уведомлении о вызове налогоплательщика запрашивает пояснения по декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2020 г.:

  • пояснения с анализом причин образования убытка,
  • расшифровки активов организации,
  • расшифровки сумм по всем строкам декларации по налогу на прибыль в разрезе контрагентов (ИНН, номера и даты договоров, суммы, наименование документов, расчетов, акты сверок),
  • дебиторскую задолженность,
  • расшифровку внереализационных расходов по контрагентам (ИНН, договора, в т.ч. по займам, первичные документы, подтверждающие получение займа),
  • налоговые регистры по начисленной амортизации.

Информацию необходимо представить в течение 5 дней в письменном виде по ТКС, без личного присутствия налогоплательщика.

Возможна ли ответственность в случае непредставления пояснений в ответ на уведомление о вызове налогоплательщика?

Ответ

Инспектор неправомерно требует представить пояснения на уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек. Право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов предусмотрено пп. 11 п.1 ст. 21 НК РФ.

Обоснование

Инспекция может вызвать вас по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов (пп. 4 п. 1, п. 2.1 ст. 31 НК РФ, п. п. 2.1, 2.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), например:

  • чтобы получить пояснения вне налоговых проверок. Например, вызывают на "зарплатные" комиссии по легализации налоговой базы или базы по страховым взносам (Письмо Минфина России от 13.04.2016 N 03-01-11/21064);
  • чтобы получить пояснения в рамках камеральных и выездных проверок. Это может быть связано как с ошибками и противоречиями в ваших отчетах, так и с любыми другими вопросами, которые возникли у инспектора.

Право вызывать налогоплательщика закреплено в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. Причем сформулировано оно довольно широко. Это дает налоговым органам практически неограниченные возможности приглашать вас к себе, даже когда нарушений не выявлено, но у инспектора есть какие-то сомнения.

На практике инспектор включает в уведомление о вызове в налоговый орган положения из требования о представлении пояснений, посредством записи о том, что явка не является обязательной, если пояснения предоставлены. В тексте вопроса как раз указано аналогичное пояснение инспектора.

При получении такого документа у налогоплательщика появляется право выбора: явиться в налоговый орган или ограничиться отправкой письма с пояснениями.

Письмо Федеральной налоговой службы от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками" устанавливает причины, по которым налогоплательщик может быть вызван для дачи пояснений в ходе камеральной проверки.

В связи с чем рекомендуем не игнорировать такие уведомления, даже если основания для вызова вам кажутся недостаточными. Налоговым кодексом не установлена ответственность за неявку налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений. Однако такая ответственность предусмотрена административным законодательством. Неявка в налоговый орган рассматривается как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, п. 2.3 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).

За это нарушение могут назначить штраф от 2 000 руб. до 4 000 руб. или ограничиться предупреждением (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Однако если налоговый орган интересуют пояснения, как в рассматриваемом случае о причинах возникновения убытка, т.е. предмете камеральной проверки, их истребование должно производиться во взаимосвязи с положениями ст. 88 НК РФ. Прежде всего, это срок камеральной проверки и основания истребования пояснений, содержащихся в статье 88 НК РФ.

Иными словами, инспектор неправомерно требует представить пояснения на уведомление о вызове в налоговый орган для дачи пояснений по вопросу заполнения налоговой декларации, срок проведения камеральной проверки которой истек. Право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования налоговых органов предусмотрено пп. 11 п.1 ст. 21 НК РФ.

В случае направления уведомления о явке в налоговый орган инспектором в период проведения камеральной проверки налоговой декларации целесообразно не отказывать в исполнении такого уведомления. Так как в случае неявки налогоплательщика в инспекцию, и непредставления запрашиваемых сведений, данное может быть расценено как неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль. И как уже выше отмечено, такая ответственность предусмотрена административным законодательством (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).


О.В. Ковредова
автор ответа, консультант Аскон

Содержание

Содержание

В данной статье речь пойдёт о том, когда налоговые органы не имеют юридического права предъявлять претензии за правонарушение по налогу на добавленную стоимость (Читайте так же статью ⇒ Налоговые вычеты по НДС в 2022 (условия и механизм применения) .

За что налоговые органы могут привлечь налогоплательщика при учёте НДС

Что такое налоговое правонарушение? Налоговый Кодекс часть I, статья 106 вводит понятие налогового правонарушения. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

В переводе на простой язык это означает, что предприятие, индивидуальный предприниматель или физическое лицо сознательно (виновно) пошло на нарушение налогового законодательства (например, занизило налоговую базу) или ничего не сделало (например, не подало вовремя положенную налоговую декларацию).

Теперь непосредственно перейдём к НДС, – налогу на добавленную стоимость.

Привлечь к ответственные налоговые органы могут за:

Ненадлежащее исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налога

Пункт 1, статьи 45 Налогового Кодекса РФ говорит о том, что если налогоплательщик не исполнил или исполнил не надлежащим образом свои обязанности по уплате налога (меньше заплатил налог, заплатил, но не вовремя и т.п.), то налоговым органом может быть предъявлено требование по уплате налога.

Возникновение обязательств налогоплательщика в результате налоговой проверки

Грубое нарушение правил учёта доходов и расходов

Под грубым нарушением правил учёта доходов и расходов понимается следующее:

  • отсутствие первичных документов или счетов-фактур
  • систематическое (два или более раз в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учёта операций, связанных с учётом НДС

Непредставление налоговой декларации по НДС

Здесь имеется в виду либо непредставление налоговой декларации вообще (даже нулевой), либо не представление её в срок, в соответствии с налоговым законодательством.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению НДС

В соответствие со статьёй 24 Налогового Кодекса налоговый агент имеет такие же обязанности по начислению и уплате налога в бюджет, как и налогоплательщик.

Не предоставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Здесь подразумевается не предоставление необходимой информации (сведений о налогоплательщике, предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями), не предоставление документов для осуществления контроля, а также отказ от предоставления документов по требованию контролирующего органа.

Примеры таких ситуаций:

Нарушения налогоплательщиком правил и условий с точки зрения налогообложения в контролируемых сделках

Пояснения к этим нарушениям достаточно обширные и ёмкие и требуют написания отдельной статьи. Поэтому я не буду на них останавливаться. Скажу только, что контролируемой сделкой считается коммерческая сделка между взаимозависимыми лицами (юридическими или физическим и юридическим лицом или физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), которые являются плательщиками НДС.

Когда возникает отсчёт срока исковой давности при совершении налогового нарушения в отношении НДС

Срок исковой давности начинает исчисляться на следующий день после окончания налогового периода. Об этом говорит п. 1 ст. 113 НК часть I. Налоговым периодом для НДС является квартал. Если правонарушение совершено второго апреля, то срок исковой давности будет исчисляться с 30 июня этого же года.

Величина срока исковой давности

Срок исковой давности равен трём годам с момента его отсчёта. Что это значит? В течение трёх лет со дня начала истечения срока исковой давности, налоговые органы вправе предъявить налогоплательщику претензии в судебном порядке.

Если налогоплательщик активно препятствует работникам налоговых органов, уходит от проверок, не предоставляет соответствующие документы, то Налоговый кодекс п. 1.1 ст. 113 НК часть I позволяет приостановить течение срока исковой давности. Для приостановки срока исковой давности налоговыми органами должен быть составлен акт о препятствии должностным лицам налогового органа проводить налоговую проверку. Таким препятствием может быть запрет на пропуск в служебные помещения работников налоговых органов. С даты составления и подписания акта начинается приостановка срока исковой давности. И длится эта приостановка до тех пор, пока налоговые органы не будут допущены для соответствующей налоговой проверки.

Что делать, если налоговые органы предъявляют претензии в судебном порядке с нарушением срока исковой давности?

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос 1. Выездная налоговая проверка началась в 2017 году. Представители ИФНС доначислили НДС за 2013 год. Имеют ли право взыскать недоимку в этом случае?

Ответ: В вашем случае, если недоимка обнаружена за 2013 год в принудительном порядке налоговая служба не имеет право взыскать недоимку, поскольку срок исковой давности уже истёк. Однако, недоимку в ИФНС Вам всё равно начислят, и она будет висеть на Вашем лицевом счёте. Если потребуется Вам справка об отсутствии задолженности по налогам, то Вы получить её не сможете. В таком случае у Вас два варианта, либо погасить задолженность, либо в судебном порядке доказывать неправомочность определения недоимки.

Вопрос 2. Какие меры по взысканию задолженности могут предпринять работники налоговой служб?

Ответ: Налоговый орган обязан выслать налогоплательщику требование об уплате налоговой задолженности. В соответствии с п. 4 ст. 31 НК РФ ч I в случае отправки налогового требования об уплате задолженности заказным письмом по почте считается, что данное письмо получено налогоплательщиком на шестой рабочий день с момента отправки налогового требования. Если работники налоговой службы не получат ответа от налогоплательщика, то они вправе выставить требование об уплате налога в банк, в котором открыт расчётный счёт налогоплательщика, или наложить арест на расчётный счёт налогоплательщика.

Вопрос 3. Какую ответственность несёт руководитель предприятия за несвоевременную уплату налога. (нажмите для раскрытия)

Ответ: Руководитель может нести как административную, так и уголовную ответственность за неуплату налога. Если действие или бездействие руководителя несёт характер налогового преступления, то руководитель может быть привлечён к уголовной ответственности по статье 199 УК РФ. Если же деятельность руководителя не несёт характер налогового преступления, то руководитель может быть подвержен административной ответственности.

Читайте также: