Сравнение двух налоговых систем

Обновлено: 17.05.2024

Белоусова Светлана Николаевна 1 , Руденко Иван Романович 2
1 Юго-Западный государственный университет
2 Юго-Западный государственный университет


Аннотация
В данной статье рассматриваются налоговые системы зарубежных стран и РФ. Целью настоящей статьи является обоснование реформирования ряда налоговых ставок в РФ.

Belousova Svetlana Nikolaevna 1 , Rudenko Ivan Romanovich 2
1 Southwest state University
2 Southwest state University


Abstract
This article discusses the tax systems of foreign countries and the Russian Federation. The purpose of this paper is to study a number of reforming the tax rates in the Russian Federation.

Налоговые системы зарубежных стран существенно отличаются друг от друга по основным экономическим показателям, соотношению прямых и косвенных налогов, уровню налоговой культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины, мерам ответственности за нарушение налогового законодательства, источникам налогообложения. Эти особенности налогов в каждой отдельно взятой стране зависят от многих факторов: экономических, политических, демографических, социальных, играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода страны [1, с. 251].

Налог на добавленную стоимость является наиболее доходным по сравнению с другими, поэтому по своему статусу в унитарных государствах НДС устанавливается как общегосударственный налог, а в федеративных государствах относится к федеральным налогам. В большинстве стран поступления по НДС сразу распределяются по бюджетам разных уровней, в этой связи НДС определяется как регулирующий налог, в отдельных странах НДС поступает в один бюджет, поэтому характеризуется как закрепленный налог [2, с. 22].

В таблице 1 нами проведем сравнительный анализ налоговых ставок по наиболее важным и значимым налогам ряда европейских стран и России, таких как налог на прибыль организаций, подоходный налог, отчисления на социальные нужды.

Таблица 1 – Процентные ставки по наиболее значимым налогам ряда европейских стран и РФ [1]

Виды налогов Германия Великобритания Франция Швеция Дания Россия
Налог на прибыль 25% 33% 34-42% 28% 34% 10; 15; 20%
Налог на доходы физических лиц 0-51% 10,22,45% 0-54% 31% 29,5% 13, 15, 30, 35%
Отчисления на социальные нужды 13% 2; 9; 5,35; 5,25; 6,3% 4,5-13,6% 33% 7% 34%
НДС 7; 16% 15% 19,6; 22; 7; 5,5% 12; 25% 25% 0; 10; 18%

Во Франции ставка налога на прибыль организаций может варьироваться в пределах 34-42%. Ставка налога на прибыль Великобритании, составляет 33%, в Германии 25%. По сравнению с вышеперечисленными странами в России ставка налога на прибыль организации может составлять 10,15 или 20%.

Налог на доходы физических лиц в России взимается с доходов, полученных резидентами и нерезидентами на территории РФ, и ставка налога может составлять 13, 15, 30 или 35% [3]. В Германии как мы видим, ставки являются прогрессивными и колеблются от 0 до 51%, в Великобритании ставки составляют 10, 22, 45%.

Центральным звеном бюджетной системы Франции выступает НДС, ставки по которому составляют 19,6; 22; 7; 5,5%. Отличительной чертой НДС в Великобритании и Дании является применяемая одна ставка налога, составляющая 15% и 25% соответственно. В Швеции стандартная ставка НДС – 25%. Тогда как ставки НДС в России являются более гибкими и составляют 0, 10, 18%.

Проведенный анализ показал, что в таких странах как Великобритания, Франция и Россия диапазон установленных ставок достаточно широк, в то время как в Швеции и Дании по НДФЛ и налогу на прибыль организаций применяют единые ставки для всех категорий налогоплательщиков.

Основная задача налоговых платежей в любом государстве – это формирование доходов бюджета страны. В таблице 2 нами представлены налоговые доходы государственного бюджета, приходящиеся на одного жителя государства ряда стран Евросоюза и России.

Таблица 2 – Налоговые доходы государственного бюджета ряда стран Евросоюза и РФ, (долл. США на душу населения) [4]

В статье раскрываются проблемные вопросы налоговой системы Российской Федерации. Проводится сравнительный анализ основных элементов, определяющих особенности налоговых систем РФ и Германии. На основании проведенного анализа выявлены основные механизмы налогообложения Германии, заимствование которых способно модернизировать налоговую систему РФ.

В рамках мировой экономики, конкуренция государств, в сфере налогообложения, позволяет выявить наиболее приоритетные страны для привлечения транснациональных инвесторов. Именно поэтому проведение сравнительного анализа налоговых систем РФ и Германии является актуальным [3].

В Российской Федерации налоговая система сформировалась относительно недавно – в 1992 году, следуя за датой распада СССР. На протяжении многих лет вносились различные изменения и уточнения, на основе которых были построены базовые элементы и принципы российского налогообложения [5].

Налоговые доходы составляют около 64% от объема поступивших доходов в бюджет РФ за 2020 год. НДС служат основными источниками налогового пополнения государственной казны в России. При этом, следует уточнить, что распределение налогов в России происходит на двух уровнях: подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущества зачисляются в консолидированные бюджеты субъектов РФ, а НДС в федеральный [4].

Однако рост налоговых доходов не является гарантом устойчивости налоговой системы государства. Это связано с проблемами, которые прослеживаются в российском налогообложении, а именно:

  • преимущественно фискальный характер налогов;
  • нестабильность налогового законодательства;
  • отсутствие единой налоговой ставки на доходы физических лиц.

Решение этих проблем возможно в результате использования зарубежного опыта, в частности применения основных принципов налоговой системы Германии в целях реформирования налоговой системы РФ.

При рассмотрении налоговой системы в Германии следует принять во внимание, что она обладает сложной структурой, разделенной на три уровня. В этом заключается определяющая особенность немецкой системы. Распределение поступлений происходит между всеми уровнями бюджета и это позволяет выравнивать экономику федеральных земель при условии их неравномерного экономического развития. Подобная система, безусловно, носит отражение федеративного устройства Германии.

Одной из особенностью налоговой системы Германии является то, регионы с наиболее высокими доходами обязаны перечислять определенную долю денежных средств для поддержания наименее развитых земель. Это позволяет уровень развития различных регионов примерно на одинаковом уровне, а также способствует развитию различных видов деятельность, в первую очередь сельскохозяйственной.

В рамках немецкой налоговой системы функционируют многие принципы, но мы обратим внимание на один из них. Гласит он о следующем: размеры налогов должны соответствовать объему государственной поддержки, при том, что учитывается также и защита гражданина, и все прочие услуги, которые государство намерено реализовать.

Из приведенного принципа, можно сделать вывод о том, что в Германии уровень налогообложения велик, но при этом граждане данного государство получают помощь во всех сферах жизнедеятельности.

Налоги в Германии подразделяются на федеральные, земельные и муниципальные. Им соответствуют общие и собственные налоги федеральных земель, а также налоги общин. В России нет трехуровневой системы распределения, но присутствует в некотором смысле упрощенная, состоящая из двух уровней. Реализуется система по региональному и по федеральному уровням [4].

Разрыв между уровнем налогообложения и финансовыми возможностями хозяйствующих субъектов типичен для российской налоговой системы. Об этом свидетельствует высокий уровень налогового бремени, возложенного на представителей различных классов населения.

При рассмотрении сходств и различий национальных налоговых систем отметим, что для России и Германии характерны разные подходы к налогообложению. В данном случае следует уточнить, что пропорциональная система функционирует в РФ, а прогрессивная в Германии.

Налоги Германии обладают большим налоговым бременем, особенно в отношении лиц с высоким доходом. В России же налог составляет пропорциональную долю от дохода. Это твердая и неизменчивая ставка, на которую не влияет размер прибыли, будь то зарплата социального рабочего, или же прибыль от деловой сделки в десятки раз больше. Такая система предполагает, что налог вполне справедлив, уплачивается всеми, нагрузка одинакова, хотя найдется пару-тройку аргументов против данного высказывания. Это спровоцирует уменьшение налоговых поступлений в бюджет, что отразится на положении малоимущих семей, так как социальная поддержка государства черпается именно за счет этих поступлений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пропорциональная система налогообложения, которая действует на территории РФ не совсем эффективна, поскольку граждане с наиболее высоким уровнем заработной платы уплачивают налог в таком же размере, что рабочие с низким уровнем дохода. Это все отражается в дискриминации по оплате труда. Отсюда делается вывод о том, что налоговая система Российской Федерации могла бы приобрести социальную направленность, которая наблюдается в Германии.

Также при рассмотрении немецкой налоговой системы, необходимо отметить, что правительство Германии очень щедры в плане льгот. Так, например, немецкие граждане, оказавшись в серьезном положении (нехватка финансов), либо же нуждающиеся в материальной помощи по иным причинам (обучение и т.д.), могут пользоваться льготами, которых в Германии хватает. В сравнении с немецкой реальностью Россия пока что отстает. Поддержка налогоплательщиков отсутствовала в своем динамичном состоянии, пока не случилась всемирная пандемия.

Однако, пандемия внесла изменения в систему налогообложения РФ. Так, определенные категории освободились от уплаты платежей – это индивидуальные предприниматели, организации, которые были признаны пострадавшими от последствий пандемии, это различные компании, лица из реестра социально-ориентированных организаций, а также те, кто получает президентские гранты. Религиозные организации также оказались в их числе.

Данное решение имеет не совсем положительные стороны, это связано с тем, что освободив большую часть граждан Российской Федерации от налогового бремени, государство предрекает себя на огромную потерю доходов от налоговых поступлений, которые направлены на обеспечение денежными ресурсами государственные и муниципальные организации, такие как школы, больницы, сады и т.д.

Необходимо отметить, что немецкой налоговой системе прослеживаются и недостатки. Основной отрицательной чертой является то, что в Германии в отличие от Российской Федерации, граждане помимо подоходного налога, уплачивают ряд других налогов, например, налог на дождь, налог на гугл и т.д. Возможно, в этом плане усматривается некое положительное сравнение в пользу системы РФ.

Таким образом, рассмотрев налоговые системы Российской Федерации и Германии, были изучены положительные и отрицательные стороны систем налогообложения. Можно с уверенностью сказать о том, что налоговая система является опорой экономической системы государства. Более того при верной правовой политике эта система позволит обеспечить необходимую социальную защиту граждан.

Для качественных изменений России важно грамотно заимствовать опыт зарубежных стран, применять принципы их налоговых систем и подстраивать под российскую действительность. Безусловно, этот процесс займет длительное время.

Читайте также: