Способы борьбы с налоговыми правонарушениями

Обновлено: 02.07.2024

Учебная дисциплина знакомит студентов с основной проблематикой практики российского налогового права. Особое внимание уделяется соотношению экономики и права в налогах, практическому значению принципов налогообложения, развитию системы налогообложения группы лиц, правовым пределам налоговой оптимизации и механизмам противодействия налоговым злоупотреблениям, ответственности за налоговые правонарушения и преступления, налоговой безопасности бизнеса. Дисциплина способствует закреплению знаний, полученных в ходе изучения финансового права, подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности и выбору тем для исследований в области налоговедения. Основная цель дисциплины – формирование специфического критического мышления и освоение методов познания в налоговой сфере. Дисциплина предусматривает работу на занятиях, написание эссе, контрольной работы, формулирование позиции по делу. Блокирующие элементы контроля отсутствуют.

Цель освоения дисциплины

Формирование у студентов знаний и привитие профессиональных навыков в области налогового права для применения их в практической деятельности.

Планируемые результаты обучения

Владеет практикоориентированными методами разработки вариантов решения налоговых проблем и оценки последствий таких вариантов;

Владеет терминологией, основными понятиями и категориями налогового права; навыками самостоятельного формирования собственной независимой правовой позиции по вопросам налогового права, ее изложения и представления в устном и письменном виде, а также защиты своей позиции в различных формах профессиональных дискуссий;

Знает основную проблематику в сфере налогового правоприменения; существующие научные взгляды и мнения специалистов по текущим проблемам налогового права;

Умеет выявлять возможные риски и угрозы для хозяйственной деятельности организаций, интересов государства и налоговой системы в целом, причины возникновения недоимок и переплат, способы их предотвращения и снижения;

Умеет применять знания теории государства и права, финансового права, административного права, гражданского права и других отраслей для разрешения вопросов, возникающих в области налогового права;

Содержание учебной дисциплины

1. Значение принципов налогообложения при установлении и взимании налогов и сборов 2. Способы реализации принципов налогообложения в практической деятельности 3. Применение наиболее распространенных принципов налогового права на практике: установление налога и сбора законом; относительная автономия налогового права; эффективность взимания; исключительность целевого назначения; сохранение единого экономического пространства; недопустимость налоговых препятствий реализации прав; учет платежеспособности; равенство налогообложения; недопустимость дискриминации; нормативная определенность; перспективное действие во времени

1. Внутренние противоречия Налогового кодекса Российской Федерации 2. Акты официального толкования налогового законодательства и возможность их оспаривания 3. Акты Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ в системе регулирования налоговых отношений 4. Значение документов ОЭСР в правоприменительной практике

1. Современные формы и методы налогового администрирования 2. Отличия камеральных и выездных проверок 3. Налоговые риски и налоговая безопасность 4. Способы защиты прав и законных интересов налогоплательщиков 5. Внесудебные способы разрешения налоговых споров 6. Бремя доказывания в налоговых спорах, презумпции и фикции

1. Налогово-правовые последствия взаимозависимости лиц 2. Закон сохранения налога в группе лиц 3. Понятие трансфертного ценообразования 4. Принцип справедливого распределения облагаемой экономической выгоды между участниками группы 5. Алгоритм ценового контроля неконтролируемых сделок 6. Возможность перераспределения учитываемых расходов внутри группы 7. Налогово-правовые аспекты дробления бизнеса 8. Возможность групповой ответственности за недоимки

1. Пеня в системе мер ответственности за нарушения налогового законодательства 2. Ответственность за создание условий невозможности взыскания недоимки с организации 3. Современные проблемы ответственности за налоговые преступления.

1. Правовые механизмы и пределы снижения налоговой нагрузки 2. Понятие налоговой выгоды как налоговой экономии 3. Деловая цель сделки и другие судебные доктрины 4. Налоговая переквалификация и налоговая реконструкция 5. Инструменты препарирования налоговых схем 6. Судебный порядок взыскания при изменении квалификации сделки, статуса и характера деятельности налогоплательщика 7. Практика и принципы ответственности при выявлении дефектного контрагента

1. Понятие и виды производств о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Производство по делам о налоговых правонарушениях. 2. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения. 3. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления. 4. Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Содержание решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. 5. Обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 6. Порядок принятия и отмены обеспечительных мер. Порядок производства по налоговым правонарушениям, выявленным в ходе иных мероприятий налогового контроля. 7. Составление акта при обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений. Требования, предъявляемые к содержанию и форме названного акта. Порядок рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля. 8. Порядок взыскания налоговых санкций. Порядок взыскания с банков штрафов и пеней.

Новое в порядке привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления

Дело в том, что в проекте предлагалось считать уклонение от уплаты налогов преступлением, которое продолжается, пока должник окончательно не рассчитается с государством. Успокоим сразу: в окончательной редакции Постановления № 48 срок исковой давности по‑прежнему отсчитывается с момента неуплаты налога или сбора в установленный законодательством срок.

А теперь подробнее о налоговых преступлениях, влекущих уголовную ответственность, и новациях Постановления № 48.

Основные положения УК РФ о налоговых преступлениях.

В силу ч. 1 ст. 5 УК РФ уголовная ответственность наступает за общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему РФ.

Состав преступления отсутствует, если налогоплательщик не представил декларацию (расчет) или иные обязательные документы либо включил в декларацию (иные документы) заведомо ложные сведения, но затем до истечения срока уплаты налога сумму обязательного взноса уплатил, тем самым добровольно и окончательно отказавшись от доведения преступления до конца.

Налоговым преступлениям посвящены ст. 198 – 199.4 УК РФ. При рассмотрении уголовных дел о налоговых преступлениях по ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ суды руководствуются понятиями налогов, сборов, страховых взносов, содержащимися в налоговом законодательстве [3] . Преступления страхователей по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обособлены в ст. 199.3 и 199.4 УК РФ. При этом, как указано в Постановлении № 48, преступление, предусмотренное ст. 199.2 УК РФ, состоящее в сокрытии денежных средств либо имущества, за счет которых должно быть взыскана недоимка, относится не только к налогам, но и к взносам на травматизм.

Чтобы дальше было легче ориентироваться в нормах уголовного законодательства, перечислим основные налоговые преступления.

Рассмотрим виды налоговых преступлений в таблице.

Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица – плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией – плательщиком страховых взносов

2а. Совершено группой лиц по предварительному сговору.

2б. Особо крупный размер

Неисполнение обязанностей налогового агента

Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов

Уклонение страхователя – физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд

Размер неуплаченных налогов как состав преступления.

Уклонением от уплаты налогов, приводящем к уголовной ответственности, являются умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное непоступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Таким образом, обязательным признаком состава преступления является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов.

Ниже в таблице приведен крупный и особо крупный размер не-
уплаченных налогов для физических и юридических лиц, что влечет за собой уголовную ответственность.

Особо крупный размер

900 тыс. руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 10 % подлежащих уплате, либо 2,7 млн руб.

4,5 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 20 % подлежащих уплате, либо 13,5 млн руб.

5 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 25 % подлежащих уплате, либо 15 млн руб.

15 млн руб., если сумма неуплаченных налогов превышает 50 % подлежащих уплате, либо 45 млн руб.

Крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. По смыслу закона, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 199 (198) УК РФ, может наступить при наличии к тому оснований и за отдельный налоговый (расчетный) период, установленный НК РФ (например, за календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате), если уклонение от уплаты одного или нескольких налогов составило крупный или особо крупный размер и истекли сроки их уплаты, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Как разъяснил ВС РФ, при расчете крупного и особо крупного размера неуплаченных налогов судам следует:

  • учитывать все факторы (в совокупности), как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов;
  • толковать в пользу обвиняемого неустранимые сомнения в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера неуплаченных налогов.

Отдельно Верховный суд высказался о придании обратной силы нормам Закона № 250‑ФЗ [4] , улучшающим положение лица, совершившего преступление. Как указано в Постановлении № 48, при квалификации уклонения от уплаты налогов, совершенного до вступления в силу Закона № 250‑ФЗ, следует учитывать, что уплаченные до его вступления в силу страховые взносы входят в состав исчисляемых платежей, если это приведет к уменьшению доли не уплаченных физическим лицом или организацией платежей в совокупности за соответствующий период. При этом ВС РФ опирался на вынесенное ранее Постановление КС РФ от 09.07.2019 № 27‑П [5] .

Способы уклонения от уплаты налогов.

Способами уклонения от уплаты налогов являются действия, состоящие в умышленном включении в налоговую декларацию (расчет) или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений, либо бездействие, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации (расчета) или иных названных документов.

Субъект преступления.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов организацией), может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией в качестве отчетных за налоговый (расчетный) период. Такими лицами являются руководитель организации – плательщика налогов либо уполномоченный представитель этой организации (ст. 29 НК РФ). Субъектом преступления может быть также лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя организации – плательщика налогов.

Постановлением № 48, в отличие от ранее действовавшего Постановления № 64, не включены в число субъектов преступления главный бухгалтер и иные служащие организации-налогоплательщика.

Неисполнение обязанности налогового агента.

Статьей 199.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за неисполнение в личных интересах обязанности налогового агента. Субъектом преступления является лицо, на которое в силу закона либо на основании доверенности возложены обязанности налогового агента (в частности, руководитель организации или уполномоченный представитель организации, лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя организации, индивидуальный предприниматель).

Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении виновного лица извлечь выгоду имущественного или неимущественного характера. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджет соответствующих налогов, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует даже в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере.

Если действия налогового агента, нарушающие законодательство о налогах и сборах, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента и одновременно уклоняется от уплаты налогов в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК РФ и, соответственно, ст. 198 (199) УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности.

Статьями 198 – 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ установлены основания для освобождения от уголовной ответственности, а именно: лицо, впервые совершившее преступление, освобождается от такой ответственности, если полностью уплатило суммы недоимки, соответствующих пеней и штрафа. Лицо признается впервые совершившим налоговое преступление, если оно не имеет неснятую или непогашенную судимость за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается.

Возмещение ущерба и (или) денежное возмещение, предусмотренные ст. 76.1 УК РФ, могут быть осуществлены не только лицом, совершившим преступление, но и по его просьбе (с его согласия) другими лицами [6] . В случае совершения преступлений, предусмотренных ст. 199 и 199.1 УК РФ, ущерб возмещается и организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов с которой вменяется лицу (п. 2 примечаний к ст. 199 и 199.1 УК РФ). Полное возмещение ущерба может быть подтверждено платежными документами (например, платежным поручением или квитанцией с отметкой банка). При этом суд может проверить этот факт.

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего налоговое преступление, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности.

Срок исковой давности.

Самые драматичные последствия ожидали налогоплательщиков, если бы Верховный суд пересмотрел свою позицию относительно срока исковой давности и начал бы его исчислять с момента погашения налоговой задолженности. В проект Постановления № 48 было включено предложение следующего содержания: исходя из того, что преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, являются длящимися, сроки давности уголовного преследования исчисляются с момента их фактического окончания, в частности со дня добровольного погашения либо взыскания недоимки по налогам, сборам, страховым взносам.

В окончательную редакцию Постановления № 48 это предложение не вошло, поэтому все налогоплательщики могут вздохнуть с облегчением.

Итак, сохранился прежний порядок отсчета срока исковой давности по налоговым преступлениям: с даты, когда налог следовало уплатить в бюджет.

Вместо заключения.

[3] Далее налоги, сборы и страховые взносы, указанные в налоговом законодательстве, в статье будем именовать налогами.

[5] В постановлении подробно описано, как в хронологическом порядке страховые взносы включались в состав НК РФ, исключались из него и вновь были включены. Соответственно, возникла проблема, за какие периоды учитывать страховые взносы при расчете доли неуплаченных налогов. Поскольку добавление страховых взносов в знаменатель показателя может привести к отсутствию состава преступления, это является основанием для придания обратной силы нормам Закона № 250‑ФЗ, улучшающим положение лица, которое совершило преступление.

[6] На допустимость уплаты налога иным лицом указано в п. 1 ст. 45 НК РФ.

Читайте также: