Совершенствование налоговых вычетов по ндфл

Обновлено: 05.07.2024


Виды налоговых вычетов и условия их предоставления описаны в главе 23 НК РФ. Каждый из них предоставляется по своим правилам. Рассчитывать на их получение могут не все без исключения граждане, а лишь определенные категории лиц. Какие вычеты существуют, и кто может на них претендовать? Как рассчитать экономию от применения вычетов? На эти и другие вопросы мы ответим в материале.

Стандартные, социальные, имущественные и другие вычеты по НДФЛ: полный перечень видов и условия их предоставления

На рисунке ниже показано пять основных видов налоговых вычетов с указанием статей НК РФ, в которых описаны механизмы получения:


Получение разных видов налоговых вычетов позволяет гражданам экономить. Налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) облагается не весь доход, а уменьшенная на вычеты сумма.

Условия получения налоговых вычетов можно разделить на две группы:

  • общие — их выполнение обязательно при получении вычета любого вида (наличие у гражданина доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13%, оформление заявления для получения вычета);
  • специфические — эти условия характерны только для определенного вида вычета (соответствие получателя вычета определенным критериям, наличие подтверждающих документов, характерных для конкретного вычета, и др.).

Об одном из условий получения вычета по НДФЛ напомнили чиновники Минфина России в письме от 15.06.2018 № 03-04-05/40970. Оно касается граждан государств ЕАЭС, работающих в России и получающих облагаемую по ставке 13% зарплату. Эти лица не вправе претендовать на НДФЛ-вычеты, пока не станут резидентами РФ.

Ветераны, граждане с детьми, инвалиды: в какой сумме им положены стандартные вычеты по НДФЛ

Отдельным категориям граждан государство предоставляет возможность уплачивать НДФЛ в меньшем размере за счет уменьшения получаемого ими дохода на стандартные вычеты.

Размеры стандартных вычетов и категории граждан, которым они могут предоставляться, показаны на рисунке:


Механизм экономии на НДФЛ с помощью стандартных вычетов

Разберем на примере, как стандартные вычеты помогают сэкономить.

Рассчитаем налог с учетом стандартных вычетов (НДФЛ1) и без их учета (НДФЛ2):

НДФЛ2 =13% × 28 731 = 3 735 руб.

ВАЖНО! Если доход сотрудника превышает 5 млн. руб. в год, превышающая сумма с 2021 года облагается по ставке 15%.

Пример расчета см. в типовой ситуации от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, оформите пробный демо-доступ бесплатно.

Как сэкономить на НДФЛ при покупке или строительстве жилья и когда имущественный вычет невозможен

Имущественный вычет — это предоставляемая государством льгота, дающая возможность после покупки или продажи имущества вернуть часть ранее уплаченного НДФЛ или снизить его текущие удержания.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрено четыре вида имущественных вычетов. Размер каждого из них ограничен максимальной суммой:


Узнайте, как размер имущественного вычета зависит от вида продаваемого имущества и о других важных нюансах данного вида вычета.

Имущественный вычет не предоставляется, если при покупке или строительстве жилой недвижимости (или приобретении земельного участка для индивидуального жилищного строительства) использованы средства работодателей или других лиц, а также материнский капитал.

На вычет не стоит рассчитывать и в том случае, если сделка купли-продажи жилой недвижимости совершена между взаимозависимыми лицами.

Когда граждане признаются взаимозависимыми лицами, рассказываем в этом материале.

Имущественный вычет не предоставляется при реализации ценных бумаг и отдельных видов имущества (например, используемой в коммерческой деятельности недвижимости).

Виды социальных вычетов

Социальный вычет — это законодательно закрепленная возможность физического лица, потратившего средства на обучение, лечение и некоторые другие цели социального характера, вернуть часть ранее уплаченного НДФЛ или снизить текущие обязательства по налогу.

Виды социальных вычетов представлены на рисунке:


ВАЖНО! С 2022 года можно оформить новый социальный вычет на оплату фитнес-услуг. О нюансах мы рассказывали в этой публикации.

Для кого предусмотрен профессиональный вычет

Профессиональный вычет — это возможность для ИП, частнопрактикующих граждан, исполнителей договоров ГПХ или получающих авторское вознаграждение лиц при исчислении НДФЛ уменьшить полученные доходы на сумму документально подтвержденных расходов.

Специфические операции для инвестиционного вычета

Право на этот вычет имеет физическое лицо, если оно:

  • получало доход от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;
  • вносило личные сбережения на свой ИИС (индивидуальный инвестиционный счет);
  • получало доход по операциям, размещенным на ИИС.

Как получить инвестиционный вычет по НДФЛ, узнайте в КонсультантПлюс. Изучате материал, получив пробный демо-доступ к системе. Это бесплатно.

Итоги

Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты — наиболее часто применяемые виды налоговых вычетов по НДФЛ. Они доступны физическим лицам, получающим доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, при выполнении определенных условий (при наличии детей, статуса инвалида или ветерана, купле-продаже имущества и т. д.). Профессиональные и инвестиционные вычеты встречаются реже и предоставляются ограниченному кругу лиц.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью и противоречивостью законов. Высокие налоги – это, безусловно, негативное явление, которое порождает спад производства в целом, а также массовое стремление населения к сокрытию своих доходов, что приводит к нарушению целостности системы налогообложения. В это же время высокий дефицит государственного бюджета требует постоянного пополнения доходной части бюджета путем увеличения налоговых поступлений. Данная ситуация присуща современной действительности в нашей стране. В этом и заключается одна из основных проблем установления оптимального соотношения налоговых ставок и налоговых поступлений.

Среди всех налогов, которые уплачивают физические лица, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Рассмотрим его более подробно.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4].

В общем можно констатировать, что методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в России до сих пор этот налог является предметом острых дискуссий и споров.

Также как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет следующие основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.

Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога – это формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.

Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Её основное предназначение – это обеспечение и защита конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счёт сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферы.

С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего, это связано с несовершенством налогового законодательства.

Основное назначение регулирующей функции – это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.

С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].

Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью этого должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.

Для хорошего функционирования налоговой системы, предполагается использование основных принципов налогообложения:

1) Принципа справедливости - распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода;

Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству.

2) принципа определенности – уплачиваемый налог, должен быть, прежде всего, точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;

3) принципа удобности - налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;

4) принципа экономии - должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.

Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].

Несмотря на богатую историю данного налога, он далёк от совершенства, поэтому крайне необходимо его реформирование, с целью улучшения системы обложения в целом.

На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утверждённая 1-го января 2001 года, составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [5].

НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете, по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2011-2013гг:

Таблица 1.Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2011-2013гг.

Консолидированный бюджет РФ, %

Консолидированный бюджет субъекта федерации, %

Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным данным в таблице, можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.

Рассмотрим основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, которые существуют на сегодняшний день:

1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать, либо минимизировать. Данная проблема наиболее осложнена, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.

2. Низкий уровень доходов населения нашей страны, по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.

3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет - это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция – регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.

4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ую собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.

5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13-ти процентная плоская ставка, введённая ещё в 2001 году. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 года. Прогрессивная ставка налогообложения – это налоговая ставка, которая возрастает, прежде всего, по мере роста дохода.

Несмотря на то, что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, всё же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмём в пример Японию. НДФЛ уплачивается по прогрессивной шкале, которая, в свою очередь, имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 иен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всём при этом, есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает, прежде всего, семейное положение человека, также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [6].

Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].

К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:

- введение прогрессивной ставки налога;

- введение необлагаемого минимума (доход не подлежит обложению до 10 000 рублей);

- увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;

- ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;

- применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);

- совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;

- применение всевозможных льгот.

Подводя итог, можно сказать, что система подоходного налогообложения не совершенна в качественном преобразовании. От неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.

2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. - № 5. - С. 9-16.

3. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2014. - № 5 (38). - С. 63-65.

5. Законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения // Правовая система консультант плюс.

6. Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом // М.,2003г.- С. 140.

Читайте также: