Совершенствование налога на недвижимость

Обновлено: 17.05.2024


Налоговая политика любого государства, соответствующая существующим экономическим, социальным, а также политическим условиям экономики направлена на обеспечение эффективного использования налогов в решении социально-экономических проблем.

Цель введения данного налога — переход к более справедливому налогообложению, и повышение фискального значения налога на имущество.

Проблемой внедрения налогов на имущество является то, что их взимание не учитывает индивидуальную платежеспособность налогоплательщика и определяется только характеристиками имущества, что негативно сказывается на платежеспособности слоев населения с низкими доходами, и вызывает ряд недовольств в обществе. Для сглаживания социальной напряженности законодатели разработали поэтапное внедрение данного налога, расчитаный на 5 лет. Особенности переходного периода отображены в Федеральном законе от 04.10.14 № о внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК РФ.

С принятием закона о введении налога на недвижимое имущество физических лиц, законодателям пришлось столкнуться с рядом проблем:

1) На рынке недвижимости практически отсутствует достоверная информация о состоянии цен, что делает невозможным объективно оценить объект налогообложения;

2) Отсуствие необходимого количества специалистов — оценщиков недвижимости, для проведения столь масштабной реформы в сфере налогообложения;

3)Отсутствие данных о объектах недвижимости в реестре Государственного кадастра недвижимости;

5) Слаборазвитая взаимосвязи между государственными органами, что проявляется в обмене информацией о налогоплательщиках;

6) Уклонение высокообеспеченных граждан регистрации вновь построенных объектов, имеющих высокую стоимость, а также отсутствие возможности у оценщиков проникновения на эти территории;

7) Отсутствие законодательной базы, которая бы позволила беспрепятственно осуществлять оценку любых объектов недвижимости, в том числе санкций за препятствие проведению оценочных работ;

8) Опасение снижения спроса на недвижимость;

9) Недовольство граждан в связи с увеличением расходов на содержание жилья;

Налог на имущество является местным налогом, в первую очередь регулируется Налоговым Кодексом РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и городов федерального значения. Расчет сумм налога, уведомление об уплате собственникам имущества и контроль осуществляются местными налоговыми инспекциями.

Значимым изменением, введенным 32 главой НК РФ, является то, что исчисление налога на имущество исчисляется не из инвентаризационной стоимости имущества и земли, а исходя из их кадастровой стоимости имущества. Кадастровая стоимость максимально приближена к рыночной стоимости имущества, а инвентаризационная стоимость может быть существенно ниже рыночной цены. Поэтому, рассчитанный по кадастровой стоимости налог в большинстве случаев будет выше.

Основная разница в том, что для оценки инвентаризационной стоимости основными факторами являются возраст и материал стен, а для кадастровой стоимости основной фактор — местоположение. Исходя из этого, налоговое бремя должно сместиться с новостроек на краю города на старые дома в центре.

Кадастровая стоимость устанавливается — в результате проведения государственной кадастровой оценки на дату проведения этой оценки.

С принятием закона, кадастровая оценка проводилась массово и основывалась прежде всего на не всегда корректных и зачастую устаревших данных БТИ (Бюро Технической Инвентаризации), вследствие чего кадастровая стоимость недвижимости во многих случаях оказалась выше рыночной. Процесс государственной кадастровой оценки проходит без участия собственника. О результатах которой владелец недвижимости может узнать при официальном опубликовании ее результатов; просмотрев в общем доступе на официальном сайте Росреестра, либо обратившись с запросом с Росреестр.

В связи с тем что информация о состоянии цен на рынке недвижимости зачастую делает невозможным объективно оценить объект налогообложения, кадастровую стоимость можно оспорить, если будут представлены основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Для этого следует обратиться в специальную комиссию созданную при Росреестре, или непосредственно в суд. Количество обращений по оспариванию кадастровой стоимости за 2016 год увеличилось на 85% по сравнению с 2015 годом. В 2016 году комиссиями рассмотрено 48,6 тыс. заявлений в отношении 102,6 тыс. объектов (преимущественно земельные участки — более 80% объектов). Решение в пользу заявителя принято в отношении 62,6% заявлений. Кадастровая стоимость объектов недвижимости после оспаривания в комиссиях суммарно снизилась на 372 млрд рублей (8,7%).

На практике, более трети поданных заявлений по оспариванию кадастровой стоимости удовлетворяются.

С введением нового закона ожидается, что результатом нововведения будет недопущение ошибок, с помощью внедрения единой методики кадастровой оценки на всей территории России, и, соответственно, сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

Реформирование системы кадастровой оценки напрямую влияет на точность определения налоговой базы. Предпринятые изменения действительно необходимы для роста экономики России, для благополучия граждан и стимулирования бизнеса. Поэтому данной реформе необходим переход к единой методике кадастровой оценки. В следствие чего в бюджеты будут поступать налоги с объектов, которые по какой-то причине были недооценены. А добросовестные владельцы недвижимости не будут переплачивать, и не будут вынуждены доказывать свою правоту в судах и комиссиях.

Налог на недвижимость введен с целью сокращения и в дальнейшем полного устранения дефицита местных бюджетов, из которых финансируются такие функциональные виды расходов как организация, развитие и содержание муниципального жилищно-коммунального хозяйства, инвестиции в местную инфраструктуру, развитие средств связи, развитие сети образования и здравоохранения, благоустройство территорий, охрана окружающей среды, освещение улиц, парков отдыха и огромное количество других расходов.

Укрепление муниципальных финансов призвано решить не только экономические задачи, но и решить важную социально-политическую задачу — способствовать самоорганизации населения, росту его активности в обеспечении его интересов, развивать демократические начала в жизни общества в целом.

С введением налога на недвижимость платежи растут постепенно, для этого законодатели предусмотрели пятилетний льготный период. Из которого мы видим, что в первый год рост платежей должен составить не более 20%, потом 40%, 60 и так далее. С 2020 налог на имущество будет оплачиваться в полном объеме.

Введение налога позволяет решить такую важную проблему, как налогообложения дорогостоящего имущества. При введении налога на недвижимость (жилые и нежилые помещения, строения, здания, земельные участки находящиеся в собственности физических лиц) установлена прогрессивная ставка налогообложения которая зависит от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в диапазоне от 0,1% до 2%.

При этом максимальная ставка в 2%(без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей. Эта повышенная налоговая ставка, применяется вне зависимости от количества собственников, а также наличия различных льгот у собственников.

Реформирование налогообложения на имущество подразумевает что увеличение поступлений в муниципальные бюджеты будет производиться не только за счет повышения налоговой нагрузки на среднего плательщика, но и за счет применения прогрессивных налоговых ставок на нежилую и элитную недвижимость, ограничения льгот, а также — принятия мер, направленных на обложение налогом ранее неоцененных и неучтенных объектов.

Внедрение налога на недвижимость несет положительный характер, заключающийся в том, что значительно снизятся затраты на администрирование налога за счет слияния двух налогов — на имущество и землю, перспектива создания единой базы данных по объектам недвижимости, начал действовать и будет прогрессировать постоянный и надежный источник налоговых поступлений в местные бюджеты, в основе которого кроется справедливый принцип распределения налогового бремени. Помимо этого, постоянные доходы местного бюджета будут постепенно стимулировать реализацию социально — экономических проектов, призванных повысить уровень жизни населения.

Основные перспективы внедрения налога на имущество физических лиц:

• Введение налога повлияет на развитие и становление налогового управления;

• Будут снижены затраты на администрирование налога, в связи со слиянием налогов на имущество и землю;

• Упрощена уплата налога в связи с унификацией платежей;

• Создание единой базы данных по объектам недвижимости;

• Принятие мер усовершенствования системы и методов оценочной деятельности;

• Разработаны методы профессиональной оценки недвижимости;

• Реальный учет возведенных и возводимых строений на подведомственных территориях;

• Появление постоянного и надежного источника налоговых поступлений в местные бюджеты;

• Перспектива благоустройства социально значимой недвижимости;

• Перспектива повышения уровня жизни населения;

• Появление возможности у местных бюджетов на реализацию различных социально — экономических проектов.

• Разработан законопроект позволяющий оценивать объекты недвижимости по единой методике по всей России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что введение единого налога на недвижимость, действующего на всей территории России, и полный переход на кадастровое исчисление налога позволит муниципалитетам существенно пополнить свои бюджеты в первую очередь для более полного обеспечения насущных интересов населения, что значительно повлияет на уровень жизни населения, благоустройство социальной недвижимости, а так же повысит заинтересованность местных властей в развитии своей территории. Планируется что пополнение бюджетов будет происходить, в большей степени, за счет владельцев значительных объемов недвижимости.

Читайте также: