Соотношение понятий налоговая тайна и коммерческая тайна

Обновлено: 16.05.2024

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарии к ст. 183 УК РФ

1. В комментируемой статье предусмотрена ответственность за совершение двух разных преступлений: 1) незаконное собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ч. 1); 2) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих такую тайну (ч. 2). Помимо общности основного непосредственного объекта у этих преступлений (отношения добросовестной конкуренции) их объединяет и общность предмета посягательств - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

В ст. 1465 ГК РФ отождествляются понятия секрета производства и информации, составляющей коммерческую тайну. Обладателю секрета производства принадлежит исключительное право на его использование до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность сведений, составляющих его содержание (ст. 1466 ГК РФ). Гражданин, которому в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя стал известен секрет производства, обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений до прекращения действия исключительного права на секрет производства (ст. 1470 ГК РФ).

Состав и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок ее защиты определяются самим предпринимателем. Прежде всего, коммерческая тайна охраняется в области внедрения достижений научно-технического прогресса. Коммерческой тайной могут являться и другие секреты хозяйствующих субъектов, как то: сведения о производстве, планах развития предприятия, финансах, состоянии рынка, партнерах, переговорах, контрактах и др. Вместе с тем в ст. 5 Федерального закона "О коммерческой тайне" определен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Кроме того, в других федеральных законах может быть указано на недопустимость ограничения доступа к тем или иным сведениям. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12.01.96 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" , где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.

СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

3. Основные положения о составе сведений, составляющих банковскую тайну, и о режиме этой тайны изложены в ст. 857 ГК РФ и в ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". Так, ст. 857 ГК РФ устанавливает, что банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основании и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Эти положения конкретизируются в ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", где указано, что кредитная организация, Центральный банк РФ, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все иные сведения, которые обязаны хранить в тайне служащие кредитных организаций, относятся уже не к банковской, а к коммерческой тайне кредитной организации.

Банк России не вправе разглашать сведения о счетах, вкладах, а также сведения о конкретных сделках и об операциях из отчетов кредитных организаций, полученных ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций. Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок. Органы Федеральной службы по финансовому мониторингу, являющейся уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, также не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

4. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике (организациях и физических лицах), за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его разрешения; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (см. ст. 102 НК РФ). Налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

5. В части 1 ст. 183 предусмотрена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, равно иным незаконным способом. Хотя в законе назван лишь один конкретный предмет - документы, сведения, составляющие коммерческую тайну, могут быть материализованы в других предметах: чертеж, модель, дискеты, промышленный образец, формула изобретения, технологии, включая ноу-хау, физические поля, в которых информация находит отображение в виде символов, сигналов, технических решений и процессов, и др.

6. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 183, может быть выражена различными действиями, объединяемыми понятием "собирание". Оно охватывает похищение документов и других материальных носителей коммерческой (банковской, налоговой) тайны, завладение (или попытка завладения) ею путем подкупа, различных угроз и шантажа в отношении лиц, владеющих коммерческой (банковской, налоговой) тайной, или их близких, перехват информации в средствах связи, незаконное ознакомление с документацией или ее копирование иными способами, использование подслушивающих приборов и иных специальных технических средств, проникновение в компьютерную систему и другие незаконные способы.

Если способом собирания сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, был подкуп лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации, или должностных лиц, ответственность наступает не только по ч. 1 ст. 183, но и по ч. 1 или ч. 2 ст. 204 или ст. 291 УК.

Состав преступления формальный: наказуемы сами действия по собиранию сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, независимо от наступления каких-либо последствий этих действий.

7. Преступление совершается с прямым умыслом. Мотивы преступления различны: корысть, зависть и месть, связанные с желанием причинить вред владельцу тайны, и др.

8. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет, которое не являлось владельцем коммерческой (банковской, налоговой) тайны и не было к ней допущено по профессиональной или служебной деятельности.

9. Часть 2 ст. 183 регламентирует ответственность за незаконное разглашение или использование коммерческой, налоговой или банковской тайны без согласия ее владельца, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. Это могут быть рядовые работники и руководители организаций, должностные лица и служащие органов прокуратуры, следствия и дознания, налоговых органов, арбитражного суда, нотариата, органов валютного контроля, антимонопольных органов, аудиторских организаций, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др.

10. Способы разглашения или использования коммерческой (банковской, налоговой) тайны различны, но во всех случаях лицо, совершающее эти действия, знает, что разглашаемые или используемые им сведения являются тайной.

Разглашение - это действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации (п. 9 ст. 3 Федерального закона "О коммерческой тайне"). Принято считать, что разглашение имело место, когда такая информация без согласия владельца стала известной хотя бы одному постороннему лицу, т.е. тому, кто не имел права на ознакомление с этими сведениями.

Незаконное использование сведений, являющихся чужой коммерческой, налоговой или банковской тайной, будет иметь место, в частности, при применении этих сведений в экономической (предпринимательской) деятельности без разрешения владельца лицом, которому эта тайна стала известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью. Незаконное использование может выразиться и в совершении с такой информацией любых сделок.

Состав преступлений, предусмотренный ч. 2 ст. 183, сконструирован по типу формального, для признания преступления оконченным не требуется наступления каких-либо последствий. В данной норме отсутствует и указание на корыстную или иную личную заинтересованность как на обязательные мотивы преступления.

11. Квалифицирующие признаки, содержащиеся в ч. 3 ст. 183 (крупный ущерб и корыстная заинтересованность), относятся только к незаконному разглашению или незаконному использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.

Причинение крупного ущерба должно находиться в причинной связи с незаконным разглашением или использованием чужой коммерческой, налоговой или банковской тайны. Это могут быть большие материальные убытки, понесенные хозяйствующим субъектом в конкурентной борьбе, вызванные спадом производства, необходимостью его переориентации, уменьшением клиентуры, потерей рынков сбыта продукции и т.д.

Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 1,5 млн. руб. (примечание к ст. 169 УК).

Виновное лицо, разглашая или используя чужую коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимает, что это повлечет или может повлечь причинение крупного ущерба владельцу тайны, желает этого или сознательно допускает либо безразлично относится к такому последствию. Конструкция уголовного закона не исключает возможности причинения крупного ущерба как последствия данного деяния и по неосторожности. Последнее замечание равным образом относится и к случаям причинения тяжких последствий (ч. 4 ст. 183).

Корыстная заинтересованность связана со стремлением виновного получить в результате совершаемых им действий материальную выгоду для себя или для близких ему лиц.

12. Тяжкие последствия незаконного разглашения или незаконного использования сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, понимаются более широко, чем причинение материальных убытков, хотя, конечно, сверхкрупные убытки могут быть квалифицированы как тяжкое последствие. Это может быть банкротство и ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя, самоубийство потерпевшего и др., если эти последствия находятся в причинной связи с незаконными разглашением или использованием соответствующих сведений.

Предоставление сведений, составляющих налоговую тайну, по запросу следственных органов или суда не является нарушением закона.

Понятие и принципы налоговой тайны

Понятие налоговой тайны было введено в НК РФ относительно недавно. Налоговая тайна представляет собой особую информацию в сфере налогового права, содержание и получение которой, в соответствии с требованиями НК РФ, должно быть доступно лишь определенным уполномоченным лицам.

Налоговую тайну составляют определенные сведения, которые, по установленным причинам, признаются информацией, не подлежащей разглашению.

Например, данные о документах налогоплательщика, информация о его доходах и расходах, отраженных в поданной декларации, о текущем финансовом и имущественном положении и т.д.

Помимо этого, сведения, составляющие налоговую тайну, могут касаться уплаченных налогов или дивидендов, а также личную коммерческую информацию, получение и доступ к которой посторонними лицами являются недопустимыми.

Принципы налоговой тайны основываются, прежде всего, на действующей Конституции и положениях НК РФ, на защите прав и свобод граждан. Интересы налогоплательщика являются основным критерием для защиты.

Налоговая тайна также направлена на максимальное устранение финансовых и иных рисков для налогоплательщика, связанных с неправомерным распространением определенной информации.

Помимо этого, понятие и принципы налогового права строятся на действующих нормах и правилах, которые позволяют обеспечить защиту информации максимально правомерным путем, без совершения нарушений.

Иным важным принципом является согласие лица, налоговые сведения о котором составляют налоговую тайну. В отдельных случаях, официальное согласие дает право на распространение определенной информации, если такая необходимость действительно имеется.

Согласие должно быть оформлено официально, в письменной форме, с подписью физического лица и иными необходимыми сведениями, установленными действующим налоговым законодательством.

Сведения, не относящиеся к налоговой тайне

Положения НК РФ устанавливают, что не вся информация и сведения, относящиеся к особенностям и установленному порядку налогообложения, являются налоговой тайной и входят в данное понятие. К данным сведениям относятся следующие:

  • информация о среднем числе сотрудников определенного учреждения, организации и т.д.;
  • сведения об определенных суммах налогов и установленных сборов, которые были уплачены той или иной организацией, за определенный временной период, равный одному календарному году;
  • финансовая информация об отраженных суммах доходов и расходов предприятия или учреждения за прошедший календарный год.

В этот список может быть включена и иная дополнительная информация, для которой действующим налоговым законодательством РФ не предусматривается режим налоговой тайны.

Вся эта информация не входит в понятие налоговой тайны, следовательно, ее разглашение не будет составлять правовое нарушение и, в соответствии с положениями НК РФ, сам факт разглашения не может понести за собой абсолютно никакую ответственность.

Доступ к данным сведениям не будет ограничен только определенным кругом уполномоченных лиц, а согласие на разглашении этой информации не потребуется.

Разглашение налоговой тайны

Само разглашение и не соблюдение норм налогового права влекут за собой определенную ответственность, а зависимости от тяжести совершенного правонарушения и серьезности наступивших последствий для налогоплательщика.

Ответственность за разглашение может быть, как административной, так и уголовной. Административная ответственность за нарушение и разглашение налоговой тайны выражается в наложении денежного штрафа, размер которого зависит от конкретного случая и дополнительных обстоятельств.

Уголовная ответственность за разглашение применяется значительно реже, только в тех случаях, когда интересам, либо финансовому положению налогоплательщика был нанесен действительно серьезный ущерб, который стал следствием того, что раскрытие данной информации было осуществлено неправомерным путем.

Налоговая тайна и ее разглашение являются важнейшим пунктом в действующем НК РФ, доступ к ней должен обеспечиваться только при условиях полного соблюдения существующих норм.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну

В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.

Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.

Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.

В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.

Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.

Особенности налоговой тайны

Содержание, доступ и само разглашение налоговой тайны, как юридические понятия, имеют свои особенности и нюансы. Например, само разглашение представляет собой личное использование, либо передачу данной информации другим лицам.

Данные налогоплательщика могут быть переданы другим лицам, как на безвозмездной основе, так и за определенное денежное вознаграждение. Безусловно, оба этих способа являются грубейшими нарушениями существующих норм и правил НК РФ и относятся к правовым налоговым преступлениям.

Однако не будет нарушением передача информации налогоплательщика ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков. При условии, что передачу осуществил уполномоченный налоговый орган.

Положения налоговой тайны предусматривают установление ответственности и в том случае, если документы, какие содержали в себе тайные сведения, были утеряны ответственным лицом.

К таким документам могут относиться налоговые декларации и иные бумаги, в которых могут быть отражены сведения, составляющие государственную тайну. Чаще всего, потеря данных документов влечет за собой наложение штрафа, увольнение должностного лица с занимаемой должности иные правовые меры.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Режим коммерческой тайны — это совокупность мер, которые позволяют компании защитить информацию, относящуюся к конфиденциальной. Статья поможет определить, как ввести такой режим на предприятии.

Содержание понятия

это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную экономическую выгоду.

Вводить режим секретности нужно с учетом того, что коммерческая тайна ООО может быть представлена только в виде информации, а не в форме конкретных документов. И охраняются конкретные данные, а не бумаги, где они указаны.

  • содержащиеся в учредительных документах и документах, дающих право осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • о численности и составе работников;
  • о системе оплаты труда и условиях труда;
  • о задолженностях по заработной плате и социальным взносам;
  • о показателях производственного травматизма.

Отметим, что список в законе неполный, и по решению госорганов информация, относящаяся к коммерческой тайне на конкретном предприятии, может стать общедоступной.

В отношении каких сведений можно вводить режим тайны? Некоторые из них перечислены в таблице.

  • о применяемых оригинальных методах управления предприятием;
  • о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.
  • об обороте средств;
  • о финансовых операциях;
  • о состоянии банковских счетов;
  • об уровне доходов;
  • о долговых обязательствах.
  • о структуре, составе, материально-техническом состоянии;
  • о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.

Наука и техника, производство

  • о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
  • о целях, задачах, программах перспективных научных исследований;
  • о точных характеристиках создаваемых изделий и параметрах разрабатываемых технологических процессов;
  • об условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились;
  • о материалах, из которых изготовлены отдельные детали;
  • об особенностях конструкторско-технологического и художественно-технического решений, дающих положительный экономический эффект;
  • о способах защиты от подделки;
  • о состоянии программного и компьютерного обеспечения.

Как ввести режим

Чтобы утвердить режим коммерческой тайны на предприятии, воспользуйтесь пошаговой инструкцией, включающей семь шагов.

Шаг 1. Определить, что такое коммерческая информация, причем именно в вашей организации, и прописать перечень сведений, которые должны охраняться. Дополнительно можно перечислить документы, где содержатся такие данные.

Шаг 2. Издать приказ, в котором назначить ответственных.


Шаг 3. Утвердить порядок обращения с информацией ограниченного доступа, издать Положение о коммерческой тайне и контролировать его соблюдение;


Шаг 4. Вести учет работников по должностям, которые получили доступ к тайной документации. При этом они должны подписать письменное обязательство по сохранению всей секретной информации, иначе работник сможет доказать в суде, что не знал, что в его руках оказалась коммерческая тайна и он должен был обеспечивать ее конфиденциальность.


Шаг 5. Заключить с работниками и контрагентами соглашения о правилах использования сведений, имеющих ограниченный доступ, и их неразглашении в течение определенного периода;

Шаг 7. Создать условия для защиты данных, например, закупить и установить сейфы, системы видеонаблюдения, программную защиту.

Описанные меры — минимальный набор мероприятий, который предусмотрен законом. Если что-то забыть и не провести, суд или антимонопольный орган решит, что режим коммерческой тайны введен не был, а значит, за разглашение или передачу секретной информации никто не будет наказан.

Наказание за разглашение

Работники, которые подписали соглашение о неразглашении, а затем допустили утечку секретной информации (осознанно или нет, не важно), могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной или даже уголовной ответственности. Но владельцу сведений придется доказать, что был введен режим секретности, и сведения надежно защищались.

К материальной ответственности можно привлечь, если есть доказательства причинения вреда и можно оценить его размер. Размер санкций будет определяться в зависимости от нанесенного ущерба.

Что касается уголовной ответственности, то она наступает только по решению суда. Если владелец информации сможет доказать незаконный сбор, разглашение и использование его данных, по ст. 183 УК РФ нарушителю грозит:

  • штраф до 1 миллиона рублей или в размере дохода за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;
  • либо исправительные работы продолжительностью до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы продолжительностью до 3 лет.

Наказание будет более суровым, если разглашение тайны повлекло тяжкие последствия.

Одной из частых причин отказа в вычетах по НДС или в признании расходов по налогу на прибыль необоснованными является то, что контрагент не исполняет своих налоговых обязательств. Это подразумевает, что организацию обвиняют в том, что она не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера. Чтобы обезопасить свою компанию, многие бухгалтеры обращаются в налоговые органы, где состоит на учете их контрагент, за дополнительной информацией, чтобы узнать, не нарушает ли тот налоговое законодательство. В частности, своевременно ли контрагент уплачивает налоги, не привлекался ли он к налоговой ответственности, сдает ли отчетность.

При таком запросе налоговые органы не спешат делиться имеющейся у них информацией, ссылаясь на налоговую тайну. Какие же сведения считаются налоговой тайной?

Что является налоговой тайной?

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ. В нем урегулированы правоотношения в области налоговой тайны.

Налоговая тайна - это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.

К налоговой тайне относится коммерческая тайна. Например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению. В настоящее время действуют несколько законов, которые определяют, в каких случаях и кому налоговые органы могут разгласить сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

Не являются налоговой тайной, в частности (п. 1 ст. 102 НК РФ):

  • общедоступные сведения, например, данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в Росстате по запросу (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
  • об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Ваш поставщик просит, чтобы вы подали в налоговую инспекцию согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными? Обязаны ли вы это делать, и какие последствия влечет представление такого согласия?

Обязательно ли предоставление согласия о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ, представление согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее – согласия) осуществляется налогоплательщиком на добровольной основе.

Вы вправе отказаться от режима налоговой тайны в отношении всех или части сведений. Для этого оформите согласие на признание налоговой тайны общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Представление согласия обычно связано с необходимостью получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией и др.) для оказания налогоплательщику услуг, предоставления сервисов или выполнения этим третьим лицом функций, возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации (проверка сведений, выдача лицензий и т.д.).

После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым третьим лица на основании письменного запроса по форме по КНД 1110070.

При выданном согласии с кодом 1400 общедоступной будет информация, указанная самим налогоплательщиком, в том числе информация о поставщиках и покупателях.

Согласие на признание налоговой тайны общедоступной подайте в инспекцию по месту своего нахождения или жительства (п. 3 Порядка представления согласия).

Представить форму в инспекцию можно одним из следующих способов (п. п. 2, 4, 7 Порядка представления согласия):

  • в бумажном виде: лично (через представителя) или по почте;
  • в электронной форме: по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной электронной подписи (квалифицированной или неквалифицированной).

Разглашение налоговой тайны: как доказать и что грозит виновным?

Знайте, разглашением налоговой тайны считается не только результат каких-либо действий, но также бездействие и утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ). Если из-за этого организация получит убыток, то можно потребовать возмещение ущерба за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35). Хотя доказать разглашение практически нереально.

Кроме того, для виновных лиц предусмотрена дисциплинарная (ст. 12 Закона от 21.03.91 N 943-1;
статьи 57, 58 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ) и даже уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны (ч. 2—4 ст. 183 УК РФ). Правда, рассчитывать, что это кого-то остановит, не стоит.

Читайте также: