Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в развитых странах составляет

Обновлено: 23.05.2024

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании основ формирования налоговой системы как регулятора экономики через призму тенденций и закономерностей и в выявлении влияния на современное состояние российской экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи задач:
- определить общие характеристики понятия налоговая система как экономической категории, охарактеризовать ее задачи, функции и структуру;
- сформулировать принципы налогообложения;
- выявить роль налоговой системы в экономике РФ;
- рассмотреть налоговое планирование;
- рассмотреть статистику собираемости налогов.

Работа содержит 1 файл

мой курсач.docx

Актуальность данной курсовой работы тем, что среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Цель данной курсовой работы состоит в исследовании основ формирования налоговой системы как регулятора экономики через призму тенденций и закономерностей и в выявлении влияния на современное состояние российской экономики.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи задач:

- определить общие характеристики понятия налоговая система как экономической категории, охарактеризовать ее задачи, функции и структуру;

- сформулировать принципы налогообложения;

- выявить роль налоговой системы в экономике РФ;

- рассмотреть налоговое планирование;

- рассмотреть статистику собираемости налогов.

1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, РОЛЬ, ФУНКЦИИ

1.1 Понятие налоговой системы

Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством.

- систему налоговых органов;

- систему и принципы налогового законодательства;

- принципы налоговой политики;

- порядок распределения налогов по бюджетам;

- формы и методы налогового контроля;

- порядок и условия налогового производства;

- подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.

Поэтому можно согласиться с мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения. Налоговая система характеризуется экономическими и политико-правовыми показателями.

К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет. Другим экономическим показателем служит соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.

В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет 1:1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье, -2:1.

Для характеристики налоговой системы используется также соотношение прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. Структура прямых налогов также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы.

Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой системы является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налоговой сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в праве органов власти определенного уровня устанавливать и вводить налоги.

Задачи налоговой системы – обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства; создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы – фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции – ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.

Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый – полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй – минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.

Приведенное выше определение раскрывает и структуру налоговой системы. В большинстве стран мира с федеральным государственным устройством принята трехуровневая система налогообложения. С начала 90-х гг. она введена и в России. Налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Это деление вызвано необходимостью обеспечить каждому уровню управления свои собственные постоянные источники формирования бюджетов в соответствии с принципом бюджетного федерализма. Выделение трех уровней системы налогов и сборов в Российской Федерации позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

Структура налоговой системы включает и органы, обеспечивающие ее функционирование. Общее управление налоговой системой осуществляют Федеральное собрание и Президент страны как законодательный орган власти, утверждающий основные акты налогового законодательства; правительство страны как исполнительный орган, разрабатывающий и принимающий подзаконные акты по налоговым вопросам.

Государственная налоговая служба осуществляет методологическое руководство и контроль за соблюдением налогового законодательства, в том числе за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов. Она построена по принципу многоуровневой иерархической организации. Каждый уровень имеет свои функции и специфику.

Современная налоговая система регулируется высшим законом страны – Конституцией РФ, в соответствии с которой к компетенции Федерального собрания и представительных органов субъектов Федерации относятся общие функции налогообложения. Общая система налогов, принципы ее построения устанавливаются федеральным законом. Президент страны обладает правом вносить законопроекты в Государственную Думу. После одобрения Советом Федерации и подписания Президентом законопроекты превращаются в законы и с этого момента подлежат исполнению.

Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области.

1.2 Принципы налогообложения

Поскольку налог – одна из наиболее древних экономических категорий, постольку и принципы налогообложения разрабатывались достаточно давно и подробно. Их насчитывается более десятка. Некоторые из них сегодня не имеют такого значения, как раньше; другие – остаются “в силе” и в современную эпоху.

Многовековой налоговый опыт человечества подсказал главный принцип налогообложения: “нельзя резать курицу, несущую золотые яйца”, т.е. как бы велики ни были потребности в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Облагать следует только доход, не покушаясь на основное имущество, которое необходимо для получения этого дохода. Кроме того, налоговая система должна по возможности вносить как можно меньше расстройства в процесс общественного воспроизводства.

Впервые основные принципы налогообложения систематизированно изложил А.Смит, они и сегодня являются основой налоговой системы любой развитой страны – это принципы всеобщности, справедливости, определенности и удобности. Считая налоги покрытием непроизводительных затрат государства, А.Смит этими принципами защищал права налогоплательщиков. Со временем они были дополнены принципами обеспечения достаточности и эластичности (подвижности) налогов, выбора надлежащего источника и объекта обложения, однократности обложения.

Кроме этих ставших уже классическими норм, современная практика налогообложения выработала еще ряд не менее важных принципов. Среди них выделим следующие:

1) запрет на введение налога без закона;

2) запрет двойного взимания налога;

3) запрет налогообложения факторов производства;

4) запрет необоснованной налоговой дискриминации.

Первый принцип (запрет) чрезвычайно прост: он запрещает государственной власти вводить налоги без ведома и против воли народа. Фактически под этим лозунгом прошли все буржуазные революции, и в настоящее время в любом современном государстве любое налоговое обложение должно быть обязательно одобрено представителями граждан в органах законодательной власти (в парламенте).

Следующий принцип (запрет) имеет дело с ситуацией, когда один и тот же объект за один и тот же отчетный период может облагаться идентичным налогом более одного раза . Подобная ситуация обычна для нынешней усложненной системы налогообложения, при которой власти разных государств или разные уровни власти в одном и том же государстве пользуются расширенными (пересекающимися) налоговыми правами.

Важнейшее значение имеет принцип (запрет) привлекать к налогообложению базовые факторы производства. К таким факторам, как известно, относятся труд и капитал. Поскольку этот запрет носит экономический характер, то он не закреплен каким-либо образом в законодательных документах. Однако это не мешает властям во всех достаточно развитых странах следовать ему столь строго, как если бы он был признан на уровне конституционного закона. Фактически все налоговое законодательство во всех развитых странах формировалось и формируется при непременном соблюдении этого основополагающего запрета.

Наконец, последний запрет касается в основном международных отношений и отражает ту известную реальность, что в настоящее время граждане и капиталы широко мигрируют между странами, и сотни тысяч и даже миллионы граждан живут, работают, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах. В большинстве этих стран государство использует в отношении граждан и неграждан принцип резидентства (постоянного местожительства). Соответственно, в этих условиях сама жизненная необходимость требует отказаться от какой-либо налоговой дискриминации иностранцев.

Таким образом, восемь основополагающих принципов налогообложения во всех ведущих развитых странах мира соблюдаются уже на протяжении многих десятилетий. Конечно, нельзя отрицать, что в отдельных странах и в отдельные критические периоды власти - вынужденно или произвольно - отходили от этих принципов и даже прямо их нарушали. Но такие отклонения носили подчеркнуто временный, преходящий характер, и с прекращением таких особых условий власти обычно без промедления восстанавливали прежние порядки.

Таким образом, для обеспечения стабильного развития всякая страна должна учитывать и строго соблюдать все вышеперечисленные базовые принципы налогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны, налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этих принципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговых принципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы закона или иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначное толкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).

Налоговая система – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве существенных условий налогообложения.

Налоговая система любого государства включает в себя ряд следующих обязательных элементов (рисунок 8) :

Рисунок 8 – Состав обязательных элементов налоговой системы

Построение налоговой системы характеризуется наиболее значимыми функциональными внутренними взаимосвязями между её элементами. Схематично они представлены на рисунке 9.

Рисунок 9 – Основные взаимосвязи между элементами налоговой системы

Налоговый гнёт (налоговое бремя) характеризует роль налогов в жизни общества. Он определяется как отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту. Достигнуть оптимального размера налогового гнёта – центральная макроэкономическая проблема любого государства.

Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли показывает уровень развития государства. Высокоразвитые страны формируют бюджет за счёт налоговых поступлений от торговли внутри страны, экспортные же пошлины незначительны, экспортируется в основном готовая продукция. В менее развитых странах за счёт таможенных пошлин на экспортируемое сырьё велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности.

Соотношение прямого и косвенного налогообложения также зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощрённой системы расчётов.

Структура прямых налогов в высокоразвитых странах характеризуется высокой долей подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат. Менее развитые страны большую часть налогов собирают с юридических лиц.

Среди политико-правовых показателей наиболее важным является соотношение компетенций центральных и местных органов власти в деле регулирования налогообложения. Существуют три варианта соотношения компетенций :

Обычно используются комбинации двух или трёх форм. Классификации

налоговых систем в зависимости от различных показателей представлены на рисунке 10.

Ø В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны можно подразделить налоговые системы следующим образом:

· либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учётом платежей социального характера до 30 % ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;

· умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;

· жёстко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40 % ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

Рисунок 10 – Основные классификации налоговых систем

Ø В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:

· подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран – США, Канады, Великобритании, Австралии;

· умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы – Германии, Франции, Италии и др.;

· косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран – Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана; к этой же группе относится и налоговая система России.

Ø В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются :

· на централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;

· умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;

· децентрализованные, наделяющие нижеперечисленные уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

Ø В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

· прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;

· регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны;

· нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остаётся неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

Таким образом, российскую налоговую систему можно классифицировать как умеренно фискальную, косвенную, централизованную, нейтральную.

Читайте также: