Соотношение банковской и налоговой тайны

Обновлено: 15.05.2024

Вопрос о соотношении института банковской тайны и права налоговых органов истребовать у кредитных организаций информацию об их клиентах уже достаточно давно порождает бурные дискуссии в отношении того, какую именно информацию и в каком объеме налоговики вправе истребовать у банка (см. "ЭЖ-Юрист" N 10 за 2007 г.). Сегодня мы предлагаем еще один взгляд на эту проблему.

Во-первых, перечень сведений, составляющих банковскую тайну, определен п. 1 ст. 857 ГК РФ, согласно которому банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Во-вторых, в силу ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон) все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Банковскую тайну составляет следующая информация:

  • сведения о счетах, в том числе депозитных, открытых клиентами в кредитной организации (то есть сам факт наличия или отсутствия счета или вклада лица в кредитной организации);
  • сведения об операциях по счетам и вкладам клиента (в рассматриваемом случае имеются в виду не банковские операции в соответствии со ст. 5 Закона, а операции по счету согласно ст. 848 ГК РФ);
  • сведения о клиенте кредитной организации (то есть любая информация о клиенте, сообщенная клиентом кредитной организации с момента получения такой информации);
  • иные сведения, отнесенные кредитной организацией к сведениям, составляющим банковскую тайну.

Режим банковской тайны

Статья 857 ГК РФ закрепляет, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть представлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения представляются исключительно в случаях и в порядке, установленных законом.

Примечание. Право налоговых органов при наличии мотивированного запроса требовать от банка необходимые справки и документы не может рассматриваться как возлагающиеся на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Закона кредитная организация выдает справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, налоговым органам.

Согласно НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ. Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа. Права налоговых органов также предусмотрены Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон о налоговых органах).

Определяя правовую базу, необходимую для анализа проблемы, нельзя не упомянуть и о п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ N 453-О. В данном пункте отмечено, что положения абз. 1 п. 3 ст. 7 Закона о налоговых органах РФ, п. 2 ст. 86 и п. 1 ст. 135.1 НК РФ, закрепляющие право налоговых органов при наличии мотивированного запроса требовать от банка необходимые справки и документы по счетам и операциям клиентов и ответственность банка за отказ в предоставлении указанных в запросе сведений, имеют под собой объективные и не противоречащие Конституции Российской Федерации основания. Поэтому они не могут рассматриваться как возлагающиеся на банк обязанности, не соответствующие его природе, нарушающие банковскую тайну и права налогоплательщиков.

"Безграничное" право

Наиболее принципиальным моментом, который необходимо отметить, является вопрос о праве налоговых органов запрашивать любые документы, которые могут иметь самое косвенное отношение к деятельности проверяемого налогоплательщика. Действительно, рассматриваемые положения законодательства не содержат никаких ограничений права налоговых органов запрашивать соответствующие сведения и документы.

Вместе с тем в судебной практике этот вопрос решается по-разному.

22 марта 2004 г. Межрегиональная ИМНС по крупнейшим налогоплательщикам направила в адрес Банка запрос "О движении средств по расчетному счету ООО "Э" с требованием предоставить соответствующую информацию в виде таблиц, предусматривающих данные о поступлении и списании денежных средств по счету. Кроме того, в запросе было указано, что при невозможности представления данных сведений надлежит представить копии всех платежных поручений.

Банк сообщил налоговому органу об оставлении запроса без удовлетворения. Свои действия Банк мотивировал отсутствием в запросе надлежащей мотивировки, а именно указания причин, в силу которых требуются данные о клиенте Банка. Поэтому Банк посчитал, что исполнение требований запроса приведет к нарушению действующего законодательства.

Решением ИМНС за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 135.1 части первой НК РФ, Банк был привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. Доводы ответчика о нарушении судом норм материального права, в частности ст. ст. 31, 86 и 82 НК РФ, которыми налоговые органы наделены правом истребовать у налогоплательщиков любую информацию по операциям и счетам юридических лиц, т.к. по ее поступлении информация переходит в режим налоговой тайны, а также о незакреплении понятия "мотивированный запрос" в законодательстве были признаны несостоятельными.

Ссылка в запросе на проведение налоговой проверки не была принята во внимание, поскольку в запросе было указано, что проверка осуществляется в отношении ООО "Э". Однако из смысла ст. 86 НК РФ, регулирующей отношения, связанные с осуществлением налогового учета налогоплательщика, следует, что право требования подобной информации принадлежит инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик. То обстоятельство, что заявитель стоит на учете в другой налоговой инспекции, ответчиком не оспаривается.

Довод ответчика об отсутствии в законодательстве прямых указаний на то, что право истребования сведений о налогоплательщике имеет лишь налоговый орган по месту его учета, также несостоятелен, поскольку в соответствии со ст. ст. 83, 86 НК РФ налоговый контроль осуществляется по территориальному признаку.

Как видим, в рассматриваемом случае суд исходил из признака территориальности при осуществлении налогового контроля.

Встречная проверка

В то же время ст. 87 НК РФ предоставляет налоговым органам в случаях, когда при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. Осуществляемая налоговым органом встречная проверка может касаться не только контрагентов проверяемого налогоплательщика, но и контрагентов контрагента, например, при выявлении схем по незаконной налоговой оптимизации. Тогда судебная практика идет по пути признания требований налоговых органов, адресованных банкам, законными (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 17.09.2002 N 1791/02, от 13.12.2005 N N 9841/05, 10048/05, 10053/05, от 23.11.2005 N 7088/05, от 15.11.2005 N 5734/05).

Схожей позиции придерживаются суды при рассмотрении вопроса о круге тех документов, которые правомочен истребовать налоговый орган. Так, согласно Постановлению ФАС СЗО от 23.01.2006 N А56-30710/2005 признан незаконным отказ банка в представлении налоговому органу копий кредитного договора и иных документов.

Логика налоговых органов закреплена в Письме Банка России от 10.06.2004 N 64-Т, которым до сведения кредитных организаций было доведено Письмо МНС России от 27.05.2004 N 24-2-02/410. Согласно последнему направление запросов налоговых органов в адрес кредитных организаций мотивируется осуществлением мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В силу ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по местонахождению налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При отсутствии в запросе налогового органа мотивировки необходимости предоставления соответствующей информации либо при наличии ненадлежащей мотивировки, не связанной с целями и задачами налоговых органов, а также при отсутствии в запросе указания на конкретный период, за который запрашивается информация, данные запросы исполнению банками не подлежат.

Таким образом, главный вывод, который мы можем сделать, это наличие у налоговых органов права истребовать у банков сведения, составляющие банковскую тайну, единственным условием которого выступает надлежащая мотивировка в тексте запроса.

в области правового анализа

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Понятие и содержание налоговой тайны определено в НК РФ, и в последнее время в этом вопросе появлялись отдельные нововведения. О расшифровке данного понятия и нюансах его практического применения узнайте из нашего материала.

Статья 102 НК РФ о налоговой тайне

Понятие налоговой тайны расшифровано в п. 1 ст. 102 НК РФ: сведения, составляющие налоговую тайну (СНТ), — это любая информация о налогоплательщике и (или) плательщике страховых взносов:

  • полученная должностными лицами различных госорганов (налоговых, таможенных и др.) при выполнении ими служебных обязанностей;
  • за исключением сведений, указанных в подп. 1–13 п. 1 ст. 102 НК РФ (общедоступной информации, отдельных данных о налогоплательщике и др.).
  • информация из спецдекларации включается в разряд СНТ без предусмотренных в п. 1 исключений (кроме подп. 4,9–13);
  • при утрате документов, прилагаемых к декларации, и (или) незаконном разглашении содержащейся в этой декларации информации предусмотрена уголовная ответственность;
  • данные декларации могут истребоваться у налоговиков только по запросу самого декларанта.

Важными аспектами, рассмотренными в ст. 102 НК РФ, являются вопросы соблюдения режима налоговой тайны. Как анализируются вопросы защиты налоговой тайны в ст. 102 НК РФ — см. в следующем разделе.

Правовой режим защиты налоговой тайны и ответственность за ее разглашение

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговая тайна охраняется законом, а именно:

Пункты ст.102 НК РФ

установлен запрет на разглашение СНТ

определено, что СНТ подлежат спецрежимам хранения и доступа

предусматривает ответственность за утрату содержащих СНТ документов (либо их разглашение)

За нарушение режима секретности в отношении СНТ предусмотрена ответственность:

  • дисциплинарная (если действия/бездействия должностных лиц госорганов не причинили налогоплательщику тяжкий вред или крупный ущерб);
  • административная (штраф за разглашение налоговой тайны по ст. 13.14 КоАП: на физлиц 0,5–1,0 тыс. руб., на должностных лиц — 4,0–5,0 тыс. руб.);
  • уголовная (по ст. 183 УК РФ: штрафы 0,5–1,5 млн руб., лишение свободы до 7 лет).

Чтобы не быть наказанным по вышеуказанным статьям, физлицам и должностным лицам госорганов необходимо иметь полное представление о содержании СНТ, способах получения и основных признаках (об этом расскажем в следующих разделах).

Формы и способы получения налоговиками сведений, составляющих налоговую тайну

Посвященная налоговой тайне ст. 102 НК РФ определяет налоговую тайну как любые сведения о налогоплательщике за исключением отдельных видов информации, перечисленных в п. 1 указанной статьи. При этом формы и способы получения СНТ, а также их состав и содержание законом не регламентированы.

По содержанию полученной должностными лицами информации к разряду СНТ могут быть отнесены сведения:

  • непосредственно связанные с вопросами налогообложения;
  • иные (не связанные с налогами, сборами и взносами), носящие конфиденциальный характер (к примеру, личная или семейная тайна).

Основной способ получения СНТ должностными лицами госорганов — затребование документов при осуществлении процедур налогового контроля (ст. 82 НК РФ), включающих:

  • налоговые проверки;
  • осмотр используемых для получения дохода налогоплательщиком помещений и территорий;
  • получение объяснений от хозяйствующих субъектов;
  • иных предусмотренных НК РФ процедур.

Получить СНТ налоговики могут и другими способами, например, перечисленные в НК РФ физлица и организации обязаны предоставлять в налоговый орган известные им сведения о налогоплательщике (ст. 85, 86, 90 и др.).

Все полученные в результате контрольных мероприятий и осуществления налоговиками иных должностных полномочий сведения о налогоплательщике относятся к категории СНТ.

Основные признаки сведений, относимых к налоговой тайне

Для того чтобы отделить СНТ от других видов информации с ограниченным доступом (профессиональной, коммерческой, служебной тайн и др.), обозначим их основные отличительные признаки:

  • СНТ могут быть получены только при осуществлении госорганами своих полномочий (попавшие к должностным лицам госорганов сведения о налогоплательщике, полученные не в связи с осуществлением своих полномочий, СНТ не признаются);
  • к СНТ относятся исключительно сведения о налогоплательщике (иная информация, полученная налоговиками или таможенниками в процессе выполнения обязанностей, налоговой тайной не является);
  • получение СНТ происходит в рамках правоотношений между налоговым органом, действующим от имени государства (ст. 31 НК РФ предоставляет полномочие на истребование необходимой информации), и налогоплательщиком (ст. 23 НК РФ обязывает налогоплательщика ее предоставить);
  • СНТ, поступившие в госорганы, имеют специальный режим хранения и доступа;
  • порядок доступа к СНТ устанавливают своими приказами ФНС, ФТС и МВД России.

Согласие налогоплательщика на разглашение сведений: форма-2020

СНТ в определенных случаях могут перейти из разряда засекреченных в категорию общедоступных (п. 1 ст. 102 НК РФ, п. 4 ст. 31 НК РФ). Происходит такой переход с согласия налогоплательщика в регламентированной законом форме.

В 2020 году действует приказ Минфина и ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, утвердивший:

  • форму и формат согласия налогоплательщика на признание СНТ общедоступной информацией;
  • схему заполнения формы;
  • алгоритм представления формы налоговикам.

Форма согласия состоит из двух листов и по многим заполняемым полям очень напоминает привычную для всех налогоплательщиков налоговую декларацию или иной налоговый отчет, но включает и специфичные поля:

Отражаются даты начала и окончания соответствующего периода (например, если выбирается период за 2020 год, поле заполняется следующим образом: с 01.01.2020 по 31.12.2020)

Несоблюдение данной формы согласия может послужить основанием для отказа в его приеме налоговыми органами.

Итоги

Сведения, относимые в разряд налоговой тайны, представляют собой конфиденциальную информацию, доступ к которой законодательно ограничен. Засекреченные налоговые сведения с согласия налогоплательщика могут перейти в разряд общедоступных после оформления специального согласия, форма которого регламентирована совместным приказом Минфина и ФНС России.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.

Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.

Налоговая тайна и отечественный закон

Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:

  • налоговым;
  • таможенным;
  • следственным;
  • правоохранительным;
  • внебюджетным фондам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель. Также не важна форма, в которой сведения поступили в соответствующие органы, то есть на каком носителе они зафиксированы.

Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.

Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:

  • административная – ст. 13.13 КоАП;
  • материальная – ст. 1069 ГК РФ;
  • уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.

Почему тайна?

Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.

Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.

Какие данные относят к налоговой тайне

Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:

Это не налоговая тайна

Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:

  • ФИО;
  • число и место рождения;
  • номера телефонов;
  • сведения о профессиональной занятости.

Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:

  • название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
  • форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
  • адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
  • имена руководства.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.

Что не является налоговой тайной

Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:

  • номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
  • сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
  • результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
  • налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
  • данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
  • информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.

Режим секретности нарушен

Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:

  • сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
  • документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.

Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:

  1. Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
  2. Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
  3. Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.

Что грозит за нарушение налоговой тайны

Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.

Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.

Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.

Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.

Кто вправе получить доступ к налоговой тайне

Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:

В ходе сотрудничества с банками человек передает им значительное количество личной информации. Речь не только о персональных данных, сведениях о работе и уровне зарплаты: банк в курсе состояния счетов клиента и знает об операциях, которые тот проводил. Если бы эти сведения были в свободном доступе, это могло бы стать причиной серьезных проблем у клиентов. Поэтому в законодательстве существует понятие банковской тайны: некоторые сведения, которые клиент предоставляет банку, остаются секретными для третьих лиц.

Содержание статьи

Что такое банковская тайна

Какие сведения входят в банковскую тайну

  • Счета и вклады, их состояние и информация, связанная с ними.
  • Операции по счетам и картам клиента.
  • Личные сведения, которые человек предоставил банку.

На кого распространяется банковская тайна

Практически любая финансовая организация, с помощью которой человек распоряжается деньгами, обязана сохранять в секрете сведения о его платежах и счетах. Это касается в том числе операционных систем, платежных клиринговых центров и страховых компаний. Банковской тайной защищен любой клиент: физлицо, индивидуальный предприниматель или юрлицо. Даже структуры, которые имеют право получить доступ к секретным сведениям по закону, не вправе разглашать их третьим лицам — кроме случаев, определенных законодательством.

Исключения из правила о банковской тайне

Некоторые структуры вправе получать доступ к закрытой информации — но только в случаях, определенных законом. Узнать сведения о состоянии счетов человека, кроме него самого и его законного представителя, могут:

  • суды;
  • Федеральная таможенная служба;
  • следственные и налоговые органы;
  • Пенсионный фонд России;
  • Счетная палата;
  • Фонд социального страхования;
  • Федеральная служба судебных приставов.

Доступ к банковской тайне регламентируется законодательством: перечисленные органы могут запросить данные в случаях, оговоренных законом. Список государственных структур, которые могут иметь доступ к закрытым сведениям, может измениться — законодательство в этой области активно расширяется.

Что делать, если информацию незаконно разгласили

Ответственность за незаконное разглашение банковской тайны несет кредитная организация, которая допустила утечку данных. В зависимости от того, насколько тяжкие последствия повлекло за собой нарушение закона, меры могут различаться.

  • Сотрудник, из-за которого произошло разглашение, может понести ответственность перед банком и возместить ущерб, причиненный организации.
  • Сам банк обязан возместить ущерб клиенту, сведения о котором оказались разглашены.
  • Если утечка произошла по причинам, не связанным с уголовными преступлениями, ответчик — физическое или юридическое лицо — обязан выплатить штраф. Такое разглашение тайны считается административным правонарушением.
  • А вот за сбор секретных сведений с применением угроз или мошенничества или за намеренное их распространение с целью нанести ущерб предусмотрена уже уголовная ответственность. Особенно строго карается ситуация, когда разглашение банковской тайны повлекло для себя тяжкие последствия для человека, сведения о котором разгласили.

Что это значит для заемщика

Банковская тайна означает, что сведения о Ваших кредитах и вкладах нельзя выдавать сторонним людям или организациям, кроме некоторых госструктур в определенных законом случаях. Если какая-либо компания, с которой Вы сотрудничаете, выдает информацию о Вашей задолженности родственникам или друзьям без Вашего на то согласия, эта компания нарушает закон.

ЭОС советует своим клиентам быть внимательными. Добросовестные организации, в том числе коллекторские агентства, соблюдают законодательство и не разглашают банковскую тайну третьим лицам. А вот служба судебных приставов может иметь к ней доступ — поэтому мы советуем по возможности справляться с трудностями в досудебном порядке. Если Ваш кредит в ЭОС, мы всегда готовы помочь Вам найти выгодные условия для его погашения.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Задайте все интересующие Вас вопросы

Получите консультацию оператора

Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.

Читайте также: