Сообщение об отказе в выборе налогового органа

Обновлено: 01.06.2024

Уведомления о выбранных объектах налогообложения – документ, при помощи которого физические лица (граждане РФ) имеют возможность освободить один из видов своего недвижимого имущества от налогообложения.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Роль документа

Многие люди имеют в собственности несколько объектов недвижимости — квартиру, комнату, дачный дом, коттедж, гараж и т.п. За каждый из них они обязаны ежегодно оплачивать налог на имущество физических лиц, причем даже тогда, когда объект находится не в полной, а в долевой собственности. Таким образом, сумма для того, чтобы уплатить налоговый сбор за все помещения, здания и сооружения, может понадобиться немаленькая.

Чтобы решить эту проблему, законотворцы придумали льготу: разрешили налогоплательщикам выбирать один из объектов недвижимости, который будет освобожден от налогообложения. Правда, доступно это послабление не всем гражданам, а представителям только некоторых групп.

Оповестить налоговую службу о своем выборе потенциальный льготник может путем заполнения соответствующего уведомления.

Кто имеет право на льготу

Перечень граждан, имеющих право на освобождение от налога на имущество по одному из объектов недвижимости, определен в законодательстве — в статье 407 НК РФ. Сюда входят:

Полный список льготников можно найти в выше обозначенной статье Налогового Кодекса России.

Некоторые нюансы льготы

Все объекты недвижимости поделены на категории. При этом налогоплательщик, имея во владении имущество из одной категории (например, два гаража), получает право на освобождение от уплаты налога только по одному из них.

А вот если объекты недвижимости находятся в разных категориях (к примеру, гараж и квартира), то льгота может быть распространена на оба объекта.

Налогоплательщик сам выбирает, какую именно недвижимость он хотел бы освободить от налогообложения и оповещает об этом налоговую службу.

Для передачи налоговикам уведомления о выбранных объектах налогообложения можно выбрать один из нескольких способов:

  1. Самый простой, быстрый и надежный – принести заполненный бланк в налоговую инстанцию лично и передать из рук в руки инспектору.
  2. Допускается передать документ с доверенным лицом, но только при том условии, что у него на руках будет нотариально заверенная доверенность.
  3. Переслать уведомление заказным письмом с уведомлением о вручении через Почту России – по времени это более затратно, но зато гарантирует то, что адресат получит послание.

Может ли быть отказ в приеме уведомления

В некоторых случаях специалисты налоговой инспекции могут отказать в приеме уведомления. Список причин для отказа не так уж велик:

  • неправильно заполненный бланк;
  • отсутствие оригиналов документов, подтверждающих право на освобождение от налога;
  • низкое качество копий.

В таких ситуациях, после устранения нарушения, уведомление можно отдать в налоговую службу повторно.

Особенности заполнения уведомления

Форма уведомления о выбранных объектах налогообложения имеет стандартный унифицированный вид, обязательный к применению.

При его заполнении следует придерживаться нескольких несложных правил.

Вносить информацию в бланк можно как в печатном виде на компьютере, так и от руки (но только шариковой ручкой любого темного цвета). Слова нужно прописывать заглавными буквами, разборчиво и понятно.

Никакие помарки, ошибки, неточности в бланке недопустимы, а если оказия все же произошла, не стоит делать исправление, лучше заполнить новый бланк.

Также не следует вносить в уведомление непроверенные или заведомо недостоверные сведения – при выявлении таких фактов со стороны налоговиков могут последовать санкции.

Как заполнить уведомление

Если вам понадобилось подать заявление в налоговую службу о выбранных объектах налогообложения, рекомендуем рассмотреть образец его заполнения и действовать в соответствии с предлагаемой ниже инструкцией.

В самом верху документа укажите:

  • ИНН налогоплательщика;
  • нумерацию страницы;
  • код территориального налогового органа;
  • персональные данные о налогоплательщике: фамилию-имя-отчество, дату и место рождения.
  • сведения из документа, удостоверяющего личность (его вид нужно обозначить в виде кода – подсказка есть рядом с ячейками): серия, номер, дата, место выдачи;
  • информация о местожительстве (только вначале также кодом обозначается территория проживания – РФ или другое государство): почтовый индекс, субъект России (область, республика, край – за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые сами по себе являются субъектами), город, улица, дом, квартира;
  • номер контактного телефона для связи;
  • количество листов в уведомлении.

Последняя часть этого листа состоит из двух разделов:

  • в правом разделе ставит свою подпись налогоплательщик, который таким образом удостоверяет то, что все данные, внесенные в бланк достоверны. Также сюда вписывается информация о доверенном лице, если документ подает не сам налогоплательщик, а его представитель.
  • левую часть бланка заполняет работник налоговой службы.

Вторая страница уведомления касается того объекта недвижимости, в отношении которого будет действовать налоговая льгота. Здесь по порядку прописываются:

  • ИНН, номер страницы, фамилия, инициалы налогоплательщика;
  • данные о выбранном объекте: его вид (жилой дом, квартира, комната, гараж и т.д.);
  • дата начала применения льготы;
  • тип номера (кадастровый, инвентарный, условный) и сам номер.

После того как все необходимые сведения будут указаны, бланк необходимо подписать.

У налогоплательщика есть право получать информацию и разъяснения от налоговых и финансовых органов. Порядку получения разъяснений и последствиям их исполнения посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Одним из способов снижения налоговых рисков является обращение налогоплательщика за разъяснениями в налоговый или финансовый орган…

Да, это так. В налоговом законодательстве достаточно много положений, которые могут по-разному пониматься налогоплательщиками и налоговыми органами. Эффект неопределенности усиливается от ежегодных поправок. Так, в 2018 году в первую часть НК РФ изменения были внесены шестнадцатью законами. Вторая часть НК РФ правилась сорок одним законом. Продолжается практика принятия законов в конце года.

Конечно, содержащиеся в нормах законодательства о налогах и сборах неясности, противоречия, пробелы, сомнения толкуются в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ). Но являются ли они неустранимыми, решается только судебными органами при рассмотрении конкретного дела.

Поэтому налогоплательщикам можно рекомендовать активно пользоваться своими правами на получение информации и разъяснений.

Как распределены обязанности по разъяснению и информированию между финансовыми и налоговыми органами?

Разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе получать от Минфина России, финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Разъяснения должны представляться по вопросам соответственно законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (статья 34.2 НК РФ). Это своего рода толкование содержащихся в законодательстве положений.

На налоговые органы возложена обязанность по информированию налогоплательщиков (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В чем отличие информирования от разъяснений?

Информирование в рассматриваемом случае может пониматься как доведение до сведения налогоплательщика или воспроизведение информации, содержащейся в законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

Механизм проведения налоговыми органами информационной работы отражен в регламентах, утвержденных приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ и приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н.

Вместе с тем смысловые отличия информирования и разъяснения фактически неразличимы.

Большинство писем УФНС, а особенно ФНС, по своему содержанию представляют разъяснение методологических вопросов.

Максимальный срок предоставления финансовыми органами разъяснений составляет два месяца со дня поступления запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (пункт 3 статьи 34.2 НК РФ).

Обязан ли финансовый орган предоставить ответ на полученный вопрос по существу?

Минфин не предоставляет разъяснения по вопросам заполнения налоговой отчетности. Такие вопросы направляются для рассмотрения в ФНС.

В ФНС может направляться обращение, относящееся к вопросам правоприменительной практики (пункт 9.20 Регламента Минфина, утвержденного приказом Минфина от 15.06.2012 № 82н, апелляционное определение Верховного суда от 18.01.2018 № АПЛ17-494).

Следует иметь в виду, что к обязанностям налоговых и финансовых органов не относится консультирование – предоставление советов и рекомендаций по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка уплаты налога (письмо ФНС от 27.12.2018 № ГД-4-19/25766@).

Кроме того, не проводится оценка конкретных хозяйственных ситуаций, экспертиза договоров, учредительных, иных документов организаций.

Таким образом, в предоставлении письменных разъяснений может быть отказано, если финансовый орган сочтет, что в запросе содержится просьба не о разъяснении законодательства, а о проведении консультации или экспертизы, например, на предмет применения того или иного режима налогообложения.

Как избежать отказа в предоставлении разъяснений?

Налогоплательщик, который руководствовался разъяснениями уполномоченных органов, при возникновении спора должен будет представить подтверждение полноты и достоверности информации, указанной им в запросе.

Но изложение информации, скажем, о видах выплат в пользу работников для целей получения разъяснения о порядке их налогообложения, не должно подменяться приложением трудовых договоров или локальных актов организации.

Обращение должно содержать вопрос методологического характера по применению НК РФ. Помимо полноты и достоверности изложенной информации, может быть приведено нормативное обоснование позиции налогоплательщика по рассматриваемому вопросу.

Какие основания отказать в предоставлении информации есть у налогового органа?

Не следует формулировать запрос как просьбу подтвердить правильность применения законодательства (подпункт 2 пункта 30 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина от 02.07.2012 № 99н, письмо ФНС от 30.01.2018 № СД-4-3/1642).

Как и финансовый орган, налоговый орган вправе отказать в предоставлении информации, если речь идет о смоделированной ситуации (решение ФНС от 27.12.2017 № АС-3-9/8743@).

Отдельно отметим, что НК РФ предусмотрены специальные основания для рассмотрения налоговым органом заявлений налогоплательщика о предварительной оценке налоговых последствий (в рамках соглашений о ценообразовании и налоговом мониторинге).

Если запрос подписывает не директор общества, нужно ли прикладывать доверенность на представителя?

В принципе, нужно. Но на практике проверка полномочий лица, подписавшего запрос, осуществляется не всегда.

Другое дело, когда налоговый или финансовый орган с учетом статуса организации, направившей запрос, и содержания запроса делает вывод, что заданный вопрос относится к деятельности третьего лица. В этом случае в ответе на запрос будет предложено представить документы, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, о котором идет речь в запросе (письмо Минфина от 16.11.2018 № 03-03-06//1/82682).

Например, если вопрос касался ставки дивидендов в пользу иностранного учредителя, при том, что в составе участников организации, направившей запрос, таковой отсутствует. Иной распространенный случай – это запросы от аудиторских, консалтинговых компаний.

Что может поменяться в практике получения разъяснений?

В связи с принятием постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П налогоплательщику можно посоветовать обращаться в Минфин или в налоговый орган, в том числе в случаях, если вопрос по налогообложению касается применения законодательства, не относящегося к законодательству о налогах и сборах.

Обязан ли налоговый или финансовый орган запрашивать другой государственный орган, если полученный запрос касается не налогового законодательства?

С другой стороны, в разъяснениях, подготовленных после постановления Конституционного суда от 28.11.2017 № 34-П, по прежнему содержатся положения, предлагающие налогоплательщику обратиться за получением разъяснений в иные государственные органы, или о том, что письмо налогоплательщика направлено для рассмотрения и ответа в иной госорган.

Обязан ли налогоплательщик исполнять полученное письмо Минфина или налогового органа?

Полученное в порядке статей 32, 34.2 НК РФ разъяснение не носит для налогоплательщика обязательного характера. Иными словами, он вправе его проигнорировать и занимать иную позицию.

Если налогоплательщик совершил правонарушение вследствие исполнения разъяснения, он освобождается от ответственности и выплаты пени?

Выполнение письменных разъяснений финансовых органов по вопросам применения законодательства о налогах и сборах признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении любого налогового правонарушения. Также это признается основанием, при наличии которого на сумму недоимки, возникшей у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), не начисляются пени (подпункт 3 пункта 1 статьи 111, пункт 8 статьи 75 НК РФ).

Причем смысл приведенных законоположений связывает возможность получения освобождения от начисления пени и от штрафа с выполнением налогоплательщиком письменных разъяснений любого финансового органа публичной власти, включая разъяснения финансового органа муниципального образования, а не только финансового органа государственной власти.

Но следует иметь в виду, что полномочия финансовых органов разных уровней власти ограничены толкованием правовых норм, принятых на соответствующем уровне. Скажем, органов местного самоуправления – нормами, принятыми на уровне муниципального образования. Их компетенция не охватывает нормы федерального налогового законодательства и налогового законодательства субъекта Российской Федерации (определение Конституционного суда от 08.11.2018 № 2725-О). Выполнение разъяснений финансового органа, которые предоставлены по вопросам, не относящимся к его компетенции, от пени и штрафа не освобождает.

Освобождает ли от ответственности и пени разъяснение налогового органа?

Да. Тем самым налогоплательщику можно рекомендовать обращаться с запросом как в финансовый, так и в налоговый орган.

Причем отсутствие ответа налогового органа на запрос налогоплательщика о применении законодательства может стать дополнительным фактором для признания последующего решения налогового органа по проверке недействительным: налоговый орган отказался предоставить информацию по существу запроса, а выразил свое мнение по спорной ситуации в решении по результатам проверки.

Такая позиция отражена в определении Верховного суда от 16.02.2018 № 302-КГ17-16602.

Освобождает ли от ответственности разъяснение, размещенное в справочно-правовых системах?

Да, но с оговорками. Это разъяснения, которые изначально были размещены на сайте налоговых и финансовых органов.

Согласно приказу Минфина от 12.11.2015 № 435 публикация разъяснения осуществляется путем размещения извлечения из указанного разъяснения на официальном сайте Минфина России. При этом указываются: номер и дата разъяснения, краткое содержание вопроса, ответ на который содержит разъяснение, изложенный в разъяснении ответ на вопрос; фамилия, имя, отчество должностного лица Минфина, подписавшего разъяснение.

При поиске разъяснений в интернете следует убедиться в корректности источников публикации (помимо официальных сайтов, средств массовой информации, учредителем которых выступает госорган, такими источниками могут являться справочно–правовые системы, средства массовой информации, специализирующиеся в сфере учета и налогообложения).

Является ли размещение писем госорганов в справочно–правовых системах официальной публикацией?

Данное понятие в отношении писем неприменимо. Как правило, справочно–правовые системы осуществляют взаимодействие с госорганами в рамках заключенных соглашений. Но это все равно не превращает размещение в подобных системах писем госорганов в их официальное опубликование. Однако данное обстоятельство само по себе не опровергает наличие собственно официального разъяснения.

Налоговый орган или суд могут обратиться к тому же самому источнику информации, которым пользовался налогоплательщик, или иным образом удостовериться в наличии разъяснения (направив запрос в орган, издавший разъяснение).

Как поступать, если по конкретному вопросу существует несколько мнений, высказанных Минфином?

Если налогоплательщик пользуется официальными интернет–сайтами государственных органов, справочными правовыми системами и отслеживает размещаемые разъяснения, то следует учитывать последнее по времени разъяснение.

При наличии в периоде совершения операции более позднего разъяснения, относящегося к той же самой ситуации, с иной позицией, налоговый орган или суд может не признать предшествующее разъяснение обстоятельством, освобождающим от ответственности и пени, если в результате его применения в последующем налоговом периоде налогоплательщик неправильно исчислил налог.

Как поступать при наличии расхождений в разъяснениях Минфина и ФНС?

Налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

В настоящее время существование разных позиций Минфина и ФНС, как правило, носит очень непродолжительный характер. Поэтому налогоплательщику рекомендуется дождаться согласованной позиции, в том числе направив свой запрос.

Может ли позиция налогового органа отличаться от позиции, изложенной в письме ФНС?

В случае возникновения такой ситуации в процессе рассмотрения материалов дела о налоговом правонарушении налогоплательщику как можно раньше следует сообщить об этом факте в ФНС (а если речь идет уже о принятом решении инспекции, то обжаловать его в ФНС).

Иначе, как иногда происходит, арбитражные суды вполне могут занять позицию не в пользу налогоплательщика, несмотря на положительные для него разъяснения Минфина и ФНС.

Как реализуются положения НК РФ об освобождении от ответственности?

Обстоятельства, освобождающие от ответственности, устанавливаются при наличии соответствующих документов, по смыслу и содержанию относящихся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений (причина) должно предшествовать совершению правонарушения (следствие).

По смыслу и содержанию разъяснение должно в полной мере соотноситься с условиями деятельности налогоплательщика в налоговом (отчетном, расчетном) периоде.

Если налогоплательщик в качестве возражений к акту проверки прикладывает разъяснение, то налоговым органом должно приниматься решение об отказе в привлечении к ответственности?

В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых.
Лицо не может быть привлечено к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. Наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, непосредственно влияет на возможность применения ответственности.

Проверка данных обстоятельств является обязанностью налоговых органов и суда.

В решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. В случае применения подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ указывается на выполнение налогоплательщиком разъяснений и приводятся их реквизиты.

Решение об отказе в привлечении лица к ответственности выносится руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или судом.

НОВШЕСТВА, ВНЕСЕННЫЕ В НК РФ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ N 325-ФЗ

Внесение изменений в НК РФ уже давно стало обыденным и никого не удивляет. При этом значимость вносимых правок разнится. В этом материале мы рассмотрим положения Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ), которые корректируют:

- часть первую НК РФ - в части налогового администрирования;

- часть вторую НК РФ - в отношении исчисления имущественных налогов.

Положения данного Закона применяются со дня его официального опубликования (с 29.09.2019), за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки начала действия. Не все изменения актуальны для бюджетных учреждений, поэтому мы поговорим лишь о тех новшествах, которые важны в их работе.

Информирование налоговой инспекции
о наличии транспортных средств, земельных участков

- организация представляла в налоговый орган заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному и (или) земельному налогам в отношении соответствующего объекта налогообложения.

Упразднение обязанности налогоплательщика-организации
самостоятельно исчислять транспортный налог
и налог на имущество

С 01.01.2020 обязанность исчислять транспортный и земельный налоги передана налоговой инспекции (см. новую редакцию ст. 23 НК РФ).

Новые способы уведомления о наличии недоимки
и (или) задолженности по пеням, штрафам, процентам

Признание налогоплательщиком обязанности
по уплате налога исполненной

Федеральным законом N 325-ФЗ п. 3 ст. 45 НК РФ дополнен новым положением (пп. 9), устанавливающим, что обязанность по уплате налога считается исполненной со дня предъявления налоговым агентом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств в счет уплаты налога по результатам налоговой проверки в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) соответствующих сумм налога. Это положение применяется с 01.01.2020.

Способы представления уведомления об уплате суммы налога,
исчисленной налоговым органом

В случае когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление (п. 2 ст. 52 НК РФ). Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):

- лично под расписку;

- по почте заказным письмом;

- в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика.

Федеральным законом N 325-ФЗ в п. 4 ст. 52 НК РФ внесена поправка, уточняющая, что налоговое уведомление передается лично под расписку руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (дополнение применяется с 29.10.2019).

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов,
сборов, страховых взносов, пеней, штрафов

С 01.01.2021 заявление налогоплательщика о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет его предстоящих платежей по этому или иным налогам представляется в электронной форме (новая редакция ст. 78 НК РФ):

- по телекоммуникационным каналам связи;

- через личный кабинет налогоплательщика;

- в составе налоговой декларации в соответствии со ст. 229 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 52 НК РФ.

Федеральный закон N 325-ФЗ дополнил ст. 78 НК РФ п. 8.1 (применяется с 29.10.2019), устанавливающим, что в случае проведения камеральной налоговой проверки сроки, обозначенные в абз. 2 п. 4 , абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться по истечении 10 дней со дня, следующего за днем завершения камеральной налоговой проверки за соответствующий налоговый (отчетный) период, или дня, когда такая проверка должна быть завершена в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ. В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе камеральной налоговой проверки сроки, предусмотренные абз. 2 п. 4, абз. 3 п. 5 и абз. 1 п. 8 ст. 78 НК РФ, начинают исчисляться со дня, следующего за днем вступления в силу решения, принятого по результатам такой проверки.

Нормой установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей (10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась).

Нормой установлен срок для принятия налоговым органом решения о зачете суммы излишне уплаченного налога налогоплательщиком в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) (10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась).

Нормой установлен срок для принятия налоговым органом решения о возврате суммы излишне уплаченного налога (10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась).

Если сумма излишне уплаченного налога возвращается с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 НК РФ (сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления), и с учетом особенностей, предусмотренных п. 8.1 ст. 78 НК РФ, налоговый орган начисляет на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Принятие решения о проведении выездной налоговой проверки

Новой редакцией п. 2 ст. 89 НК РФ установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки выносит:

1) налоговый орган:

- по месту нахождения организации;

- по месту жительства физического лица;

- по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ в порядке, установленном п. 8 ст. 246.2 НК РФ;

2) налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта РФ, если иное не предусмотрено названным пунктом.

Выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения (новая редакция п. 4 ст. 89 НК РФ):

- налогового органа по месту нахождения такого подразделения;

- налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта РФ (положение введено п. 31 ст. 1 Федерального закона N 325-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

С 01.01.2020 доходами не считаются суммы НДФЛ, уплаченные налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с НК РФ в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом (п. 5 ст. 208 НК РФ).

С 2020 года организации, имеющие несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, смогут представлять отчетность по НДФЛ и перечислять удержанные суммы налога в бюджет по месту учета либо самой организации, либо одного из ее обособленных подразделений. Для этого организации необходимо уведомить о своем выборе налоговый орган. Сейчас такие налоговые агенты сдают отчетность по месту учета как головной организации, так и каждого обособленного подразделения (новая редакция п. 2 ст. 230 НК РФ).

Также с 2020 года снижается с 25 до 10 человек порог минимальной численности работников, при которой налоговые агенты обязаны направлять соответствующую налоговую отчетность в электронной форме. Отчетность по НДФЛ за 2019 год представляется не позднее 02.03.2020 по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ.

С этой же даты налоговым агентам - российским организациям, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, разрешено перечислять исчисленные и удержанные суммы налога (НДФЛ) в бюджет по месту нахождения одного из таких подразделений либо по месту нахождения организации, если указанная организация и ее обособленные подразделения находятся на территории одного муниципального образования. Налог уплачивается выбранным налоговым агентом самостоятельно с учетом порядка, установленного п. 2 ст. 230 НК РФ. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается, за исключением случаев доначисления (взыскания) налога по итогам налоговой проверки согласно НК РФ при неправомерном неудержании (неполном удержании) налога налоговым агентом (новая норма п. 9 ст. 226 НК РФ).

В отношении сроков представления отчетности по НДФЛ произошли следующие изменения (новые положения ст. 230 НК РФ применяются с 01.01.2020):

- последней датой подачи расчета сумм НДФЛ, исчисленных за год с указанной даты, является не 1 апреля, а 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;

- документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), также теперь будет податься не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на прибыль

С 01.01.2020 основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ, исключены из состава амортизируемого имущества (новая редакция п. 3 ст. 256 НК РФ). Одновременно ст. 270 НК РФ дополнена положением (применяется с 01.01.2020), предусматривающим, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленной амортизации по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, за исключением передаваемых (предоставляемых) в безвозмездное пользование, если такая обязанность налогоплательщика установлена законодательством РФ.

Также 01.01.2020 вступят в силу новые правила определения срока полезного использования при расконсервации объекта основных средств. Действующей редакцией п. 3 ст. 256 НК РФ установлено, что при расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, который применялся до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации. Федеральным законом N 325-ФЗ слова ", а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации" исключаются. При расконсервации, завершении реконструкции (модернизации) объекта основных средств амортизация по нему начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла его расконсервация или завершилась реконструкция (модернизация) (п. 7 ст. 259.1 НК РФ).

С 01.01.2020 налогоплательщик вправе менять метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет (ст. 259 НК РФ в редакции Федерального закона N 325-ФЗ). Действующая сейчас редакция ст. 259 НК РФ устанавливает, что изменение метода начисления амортизации допускается с начала очередного налогового периода. При этом сказано, что налогоплательщик вправе переходить с нелинейного на линейный метод начисления амортизации не чаще одного раза в пять лет.

Имущественные налоги

С 2021 года установлены единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, авансовых платежей по указанным налогам - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Изменения применяются начиная с уплаты налогов за налоговый период 2020 года.

С 01.01.2020 будут действовать новые положения, введенные в ст. 361.1 НК РФ, устанавливающие порядок применения плательщиками транспортного налога налоговых льгот. Новой редакцией п. 3 данной статьи предусмотрено, что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении льготы, а также вправе подать документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы могут быть направлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного п. 3 ст. 361.1 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

Павлова Юлия

Налоговые органы, согласно законодательным нормам, изложенным в подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, наделены полномочиями по вызову налогоплательщиков для дачи пояснений по вопросам полноты и своевременности начисления, уплаты ими налогов и сборов. Воспользоваться указанным правом фискальные органы могут как в рамках проводимой налоговой проверки, например в целях уточнения позиции проверяемого лица по обнаруженным нарушениям, так и вне рамок проверки при наличии фактов и обстоятельств, свидетельствующих о получении изучаемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Вызов налогоплательщика (руководителя или представителя по доверенности) в налоговый орган осуществляется на основании уведомления, которое может быть направлено в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), заказным письмом по почте либо вручено представителю лично под расписку.

В настоящее время налоговые органы негласно рассматривают вопросы финансово-хозяйственных операций анализируемых организаций в рамках вызова их представителей в инспекцию по уведомлению согласно подп. 4 п.1 ст. 31 НК РФ, нередко нарушая при этом права налогоплательщиков. Возможно, это связано с тем, что названная норма не содержит закрытого перечня случаев вызова, что налоговые органы толкуют как основание применять эту норму практически по любому поводу. Однако следует учесть, что унифицированная форма уведомления предполагает подробное описание оснований вызова, связанных с уплатой, удержанием налогов и сборов, выявленных обстоятельств нарушения налогового законодательства, проведением налоговой проверки. После отмены комиссий по легализации налоговой базы (кроме НДФЛ и страховых взносов) налоговый орган в описании оснований для вызова налогоплательщика нередко указывает необходимость представления пояснений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица, а также его взаимоотношений с определенными контрагентами. В данном случае действия фискального органа не совсем корректны, поскольку за налоговым органом закреплена обязанность по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков, а это не тождественные понятия. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отсутствуют правовые основания для вызова налогоплательщика в налоговый орган, так как требование о представлении пояснений по финансово-хозяйственной деятельности не содержит уточнения конкретной нормы законодательства о налогах и сборах, действие которой распространяется на финансово-хозяйственную деятельность вызываемого налогоплательщика.

Однако, несмотря на изложенные противоречивые обстоятельства, судебная практика в отношении аналогичных ситуаций зачастую формируется в пользу налогового органа (например, постановления Пермского краевого суда от 16 ноября 2017 г. по делу № 44-а-601/2017; Курского областного суда от 5 августа 2014 г. по делу № 4-а-256/2014). Как установлено судами, неявка должностных лиц по уведомлению необоснованна, поскольку за налогоплательщиками согласно п. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ закреплена обязанность по выполнению законных требований налогового органа об устранении выявленных нарушений, а также установлен запрет на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц при исполнении ими их должностных обязанностей. При этом согласно ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется в том числе посредством получения объяснений налогоплательщиков как в рамках налоговой проверки, так и в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. По результатам рассмотрения материалов дел суды установили законность привлечения должностных лиц налогоплательщиков к мерам административной ответственности в виде штрафа, размер которого предусмотрен в пределах от 2 до 4 тыс. руб.

Не удастся избежать ответственности по ст. 19.4 КоАП РФ надлежащим образом уведомленным налогоплательщикам, которые не явились в налоговый орган без веских оснований или уважительных причин (постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2018 г. № 08АП-1355/2018 по делу № А81-3222/2017; Пермского краевого суда от 6 октября 2014 г. по делу № 44а-689/2014; Красноярского краевого суда от 25 июля 2014 г. № 4а-509/2014).

Таким образом, несмотря на то что требования налоговых органов о представлении пояснений далеко не всегда обусловлены нормами налогового законодательства, налогоплательщику приходится самостоятельно принимать решение о целесообразности и о последствиях представления либо непредставления разного рода сведений. Если пояснения запрашиваются у него в рамках уведомления о вызове налогоплательщика, отказ от явки в налоговый орган, согласно сложившейся судебной практике, будет рассматриваться как нарушение налогового законодательства. Между тем необходимо учитывать, что отказ от представления пояснений в рамках уведомления о вызове по п. 4 ст. 31 НК РФ не является предметом административного правонарушения, поскольку согласно п. 7 п. 1 ст. 21 НК РФ дача пояснений – право, а не обязанность налогоплательщика, т.е. у него есть право выбора относительно целесообразности или нецелесообразности представления данных пояснений.

Читайте также: