Сохранение исторического и культурного наследия уплата налогов

Обновлено: 28.06.2024

Сегодня большой объем культурного наследия России находится под угрозой. В результате роста городов, развития хозяйственной деятельности часть культурного наследия потеряла свою былую ценность, а часть просто уничтожена безвозвратно.

В современную постиндустриальную эпоху человечество стало задумываться над своим будущим. Сегодня осознается вся зыбкость положения, тотальная зависимость от культурного и природного наследия, которое выступает ресурсом для дальнейшего благополучного развития общества.

Наступившая эпоха выдвигает новые требования к человеку, его осознанности, его особому отношению к окружающей среде и национальному достоянию. Поэтому создаются такие глобальные структуры по защите культурного и природного наследия, как ЮНЕСКО. В каждой стране сегодня работают организации, которые охраняют национальное культурное наследие. Россия не является исключением. Но усилий, какие предпринимает сегодня Россия по защите культурного наследия, недостаточно.

Современное состояние культурно-исторических памятников России

По оценкам специалистов Российской Академии Наук, состояние культурно-исторических памятников, которые находятся под государственной охраной, крайне неудовлетворительное. Примерно 70 % из них нуждаются в срочных восстановительных работах с целью предотвращения их разрушения. Среди них можно назвать известные архитектурные комплексы:

  • кремли Великого Новгорода, Нижнего Новгорода и Астрахани;
  • памятники белокаменной архитектуры Владимирской области;
  • Кирилло-Белозерский монастырь в Вологодской области и многие другие.

Памятники деревянного зодчества вызывают серьезные опасения из-за хрупкости их материала. Только за период с 1996 г. по 2001 г. было безвозвратно разрушено примерно 700 недвижимых объектов культурного наследия народов России.

Состояние памятников культурно-исторического наследия России можно представить в процентном соотношении следующим образом:

  • 15% памятников находятся в хорошем состоянии;
  • 20% памятников находятся в удовлетворительном состоянии;
  • 25% памятников находятся в неудовлетворительном состоянии;
  • 30% памятников находятся в аварийном состоянии;
  • 10% памятников руинированы.

Готовые работы на аналогичную тему

Снос исторических объектов и возведение на их местах современных строений – проблема современного общества. Поэтому архитектурное, градостроительное наследие России находится буквально в катастрофическом состоянии. Например, в Тобольске уже на последних стадиях разрушения находится практически вся деревянная и каменная застройка Нижнего города.

Здесь можно назвать множество городов России, где специально сносятся, разрушаются от времени или реставрируются на современный манер исторические памятники и памятники культуры, причем даже те, которые находятся под государственной охраной как памятники архитектуры.

В первую очередь, это связано с коммерческой стороной вопроса. Во вторую - с нехваткой средств на их реставрационные и другие необходимые работы по их сохранению.

Здесь следует особо отметить, что историческое и культурное (архитектура, градостроительство) наследие России еще пока очень слабо изучено. Особенно это относится к провинциальным строительным комплексам, отдельным памятникам архитектуры в глубинке России.

Также практически совсем не изучены целые эпохи развития отечественного зодчества, в частности архитектура второй половины XIX — начала XX в., и целые области строительства: культовые сооружения, индивидуальные жилые дома, дворянские и купеческие усадьбы и другое. Такое положение вещей ведет к безвозвратной утрате уникальных памятников истории и культуры.

Современные проблемы охраны культурно-исторического наследия России

Сегодня в области охраны природного и культурного наследия России выявлен ряд проблем. Рассмотрим самые значительные:

Вместе с тем, сегодня зафиксированы многочисленные нарушения действующего законодательства по охране и защите исторического и культурного наследия РФ. Здесь можно назвать самые распространенные:

  1. Нарушение законов, регламентирующих отношения, связанные с выявлением, учетом, сохранением и использованием объектов природного и культурного наследия (о постановке на учет объектов культурного наследия; об установлении границ территорий, зон охраны объектов природного и культурного наследия; неоформление и неисполнение охранных обязательств; не предоставление информации об объектах культурного наследия и другое).
  2. Нарушение законов фиксируется в различного рода мероприятиях, направленных на финансирование объектов природного и культурного наследия.
  3. Нарушение законов о защите объектов природного и культурного наследия в процессе градостроительства и при благоустройстве территорий.
  4. Нарушение законодательства РФ, регулирующего отношения, связанные с использованием объектов природного и культурного наследия.

Низкий уровень соблюдения законодательства Российской Федерации в этой области обусловлен, прежде всего, межотраслевой структурой управления, что ведет к межведомственным трениям, несогласованности действий различных субъектов правления.

ВС пояснил, что неуказание в договоре ипотеки на обременение потенциального покупателя обязанностью исполнять условия охранного обязательства не ставит объекты культурного наследия под угрозу, поэтому не влечет ничтожность договора


По мнению одной из адвокатов, Верховному Суду в очередной раз пришлось решать очевидный вопрос, который не должен был вызвать затруднения у нижестоящих судов. Другая подчеркнула, что в текущей экономической ситуации обращение взыскания на предмет залога в судебном или внесудебном порядке является одной из активно используемых банками мер защиты своих интересов при неисполнении обязательств заемщиками.

Верховный Суд в Определении от 12 августа № 305-ЭС21-5471 по делу № А40-53998/2019 разрешил спор о том, с чем связан переход права собственности на предмет ипотеки, если в залоге находится объект культурного наследия.

Для обеспечения исполнения соответствующего обязательства между кредитором и заемщиком был заключен договор ипотеки от 9 августа 2016 г., по условиям которого залогодатель передал в залог принадлежащее ему недвижимое имущество – 35 зданий (помещений, сооружений) и три земельных участка. В связи с ненадлежащим исполнением заемщиком обязательств по кредитному договору банк обратился с исковым заявлением об обращении взыскания на предмет ипотеки.

В июле 2019 г. АС г. Москвы удовлетворил иск и обратил взыскание на заложенное имущество путем продажи с публичных торгов. При этом суд ссылался на п. 1 ст. 334 ГК РФ, согласно которому кредитор по обеспеченному залогом обязательству (залогодержатель) имеет право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами лица, которому принадлежит это имущество (залогодателя), за изъятиями, установленными законом. Апелляция оставила решение без изменений, однако АС Московского округа отменил решение первой инстанции.

Разрешая спор при новом рассмотрении, АС г. Москвы отказал в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на положения ст. 29, п. 7 и 10 ст. 48, ст. 50 Закона об объектах культурного наследия и ст. 54, 56 Закона об ипотеке.

Обращаясь к п. 7 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия, суд отметил, что, если на момент заключения договора, предусматривающего передачу права собственности на объект культурного наследия, действует охранное обязательство, такой договор должен предусматривать в качестве существенного условия обязанность нового собственника выполнять требования, предусмотренные соответствующим охранным обязательством. При отсутствии в договоре предусмотренного настоящим пунктом существенного условия сделка является ничтожной, пояснил суд.

Таким образом, суд пришел к выводу, что договор ипотеки является сделкой, предполагающей отчуждение предмета залога. Соответственно, включение в договор ипотеки условий об обязанностях нового собственника по сохранению объекта культурного наследия необходимо в силу закона. Суд также обратил внимание на отсутствие в спорном договоре ипотеки ссылки на факт отнесения предмета залога к объектам культурного наследия, а также на возникающие при этом обязательства лица, у которого возникнет право собственности на заложенное имущество, по выполнению требований, предусмотренных законодательством об обеспечении сохранности. В результате суд признал договор ипотеки ничтожной сделкой, противоречащей требованиям закона (п. 2 ст. 168 ГК), и отказал в удовлетворении иска об обращении взыскания на заложенное имущество. Выводы первой инстанции поддержали суды апелляционной и кассационной инстанций.

Не согласившись с выводами судов, банк обратился в Верховный Суд с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты. Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим делам ВС отметила, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, а также предотвращения других действий, которые могут причинить вред этим объектам.

18 мая в рамках VII ПМЮФ эксперты обсудили правовые аспекты охраны объектов культурного наследия, а также соблюдение баланса интересов общества, бизнеса и государства

Экономколлегия не согласилась с выводами нижестоящих судов, которые констатировали ничтожность договора ипотеки ввиду отсутствия условия об обязанностях нового собственника выполнять требования охранного обязательства.

Ссылаясь на п. 1 ст. 334 ГК и п. 1 ст. 1 Закона об ипотеке, ВС указал, что основная цель договора ипотеки состоит в обеспечении исполнения обязательства из стоимости заложенного имущества. Действительно, пояснил Суд, договор ипотеки создает предпосылки для перехода в будущем права собственности на имущество, но только посредством обращения взыскания на него при условии неисполнения обеспечиваемого обязательства. Однако само по себе неуказание в договоре ипотеки на обременение потенциального покупателя обязанностью исполнять условия охранного обязательства не препятствует достижению целей Закона об объектах культурного наследия, не ставит объекты культурного наследия под угрозу, поэтому не влечет ничтожность договора.

ВС разъяснил нюансы обращения взыскания на заложенное имущество при неисполнении основного обязательства

Суд указал, что нормы ГК не предусматривают в качестве обязательного условия обращения взыскания на заложенное имущество взыскание в судебном порядке долга по основному обязательству, равно как и не запрещают обращение взыскания на предмет залога до удовлетворения требований о взыскании долга по основному обязательству

ВС обратил внимание, что юридическим фактом, на основании которого происходит передача права собственности на объект культурного наследия (либо права владения и (или) пользования таким имуществом), является не сам договор ипотеки, а обращение взыскания на заложенное имущество и действия по его отчуждению (посредством реализации, оставления за собой и т.д.). Именно при обращении взыскания и совершении действий по отчуждению заложенного имущества и должна устанавливаться обязанность приобретателя по выполнению требований охранного обязательства. Он также разъяснил, что, поскольку в отношении предметов ипотеки, имеющих значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, допускается только судебное обращение взыскания (подп. 10 п. 5 ст. 55 Закона об ипотеке), при вынесении судом решения об удовлетворении иска залогодержателя в резолютивной части указывается на необходимость выполнения приобретателем имущества требований охранного обязательства. Аналогичные положения должны содержать также условия торгов, соглашения об отчуждении имущества (купли-продажи, оставления за собой и т.д.).

Таким образом, заключил ВС, в рассматриваемом споре отсутствовали основания для отказа в обращении взыскания на спорные объекты только лишь по причине неуказания в договоре ипотеки обязательств приобретателя, вытекающих их п. 7 и 10 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия, в связи с чем выводы судов сделаны при ошибочном применении норм материального права. В итоге Суд отменил обжалуемые решения, добавив, что при новом рассмотрении дела судам следует учесть изложенное, установить обременения, вытекающие из Закона об объектах культурного наследия, а также указать в резолютивной части на обязанность потенциальных приобретателей выполнять требования охранных обязательств в отношении спорных объектов.

Адвокат, советник Dentons Мария Михеенкова обратила внимание, что в очередной раз Верховному Суду пришлось решать довольно очевидный вопрос, который не должен был вызывать затруднений у нижестоящих судов. Однако этот спор прошел два круга и в итоге направлен на третий.

Она подчеркнула, что, вместо того чтобы просто возложить на приобретателя имущества это обязательство решением, которым обращено взыскание на предмет залога, нижестоящие суды признали договор ипотеки ничтожным.

Адвокат АП г. Москвы Валерия Романова считает, что ВС поднял актуальный вопрос обращения взыскания на различные виды предметов залога. По ее мнению, очевидно, что в текущей экономической ситуации обращение взыскания на предмет залога в судебном или внесудебном порядке является одной из активно используемых банками мер защиты своих интересов при неисполнении обязательств заемщиками.

Валерия Романова отметила: в рассматриваемом деле ВС обоснованно встал на защиту действительности договора залога. По ее мнению, признание договора ничтожным исключительно со ссылкой на отсутствие в нем норм, вытекающих их п. 7 и 10 ст. 48 Закона об объектах культурного наследия, можно было бы считать довольно ограниченным толкованием, которое, в свою очередь, могло бы сформировать в судебной практике основания для злоупотребления правами и обязанностями недобросовестными заемщиками.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

(с изменениями на 2 июля 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 313-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009) (вступил в силу с 1 января 2010 года);

Федеральным законом от 6 ноября 2011 года N 301-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.11.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);

Принят
Государственной Думой
24 мая 2002 года

Одобрен
Советом Федерации
14 июня 2002 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предметы регулирования настоящего Федерального закона

Предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

1. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

2. Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.

3. Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

(Часть в редакции, введенной в действие с 24 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

(Часть дополнительно включена с 24 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ)

Под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

(Часть дополнительно включена с 24 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ)

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

(Часть дополнительно включена с 24 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ)

Часть вторая предыдущей редакции с 24 августа 2013 года считается частью пятой настоящей редакции - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды:

памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия;

ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 августа 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 245-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.

(Часть дополнительно включена с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ)

Статья 3_1. Территория объекта культурного наследия, границы территории объекта культурного наследия

1. Территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

2. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.

Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков.

В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет.

3. Границы территории объекта культурного наследия, за исключением границ территории объекта археологического наследия, определяются проектом границ территории объекта культурного наследия на основании архивных документов, в том числе исторических поземельных планов, и научных исследований с учетом особенностей каждого объекта культурного наследия, включая степень его сохранности и этапы развития.

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ.

4. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

5. Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Изменение границ территории объекта культурного наследия осуществляется в случаях выявления документов или результатов историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных и археологических исследований, отсутствовавших при подготовке утвержденного проекта границ территории объекта культурного наследия и дающих основания для пересмотра установленных границ территории объекта культурного наследия, в порядке, установленном настоящей статьей для утверждения границ территории объекта культурного наследия.

7. Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 статьи 17 Федерального закона от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", должны содержать графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 августа 2017 года Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 222-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

(Статья дополнительно включена с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ)

Статья 4. Категории историко-культурного значения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Тест по обществознанию для подготовки к ЕГЭ

1) декларативный 2) права 3) свобода 4) узаконенный

5) гражданин 6) поведение 7) ограничение 8) государство

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий.

1) Право на свободу 2) Право на жизнь 3) Первичное право

4)Право на выбор местожительства 5)Право на личное достоинство 6) Право на тайну переписки

Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

«Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он не находился. права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина.

Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. права человека – это гуманизм современной эпохи…

Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придаёт правам личности многогранность и многоплановость…

21 . На основании текста выделите основные признаки прав человека.

22. Как, по мнению автора, соотносятся права человека и права гражданина?

24. В тексте говорится о различиях между правами человека и гражданина. Привлекая обществоведческие знания, сформулируйте два отличия прав гражданина от прав человека.

1.Основные права человека неотчуждаемы и принадлежат от рождения.

2.Все равны перед законом и судом.

3.Гарантия прав и свобод самим государством независимо от…

4.Запрет любой формы ограничения прав граждан по разным признакам.

5.Гарантия судебной защиты прав и свобод.

6.Право на суд присяжных.

7.Гарантия на получение квалифицированной юридической помощи

Личные права и свободы - это права и свободы, вытекающие из естественного статуса человека как такового, присущи от рождения.

Виды личных прав и свобод человека:

- Право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции РФ).

- Право на личное достоинство (часть 1 статьи 21 Конституции РФ).

- Право на гуманное обращение (часть 2 статьи 21 Конституции РФ).

- Право на свободу и личную неприкосновенность (часть 1 статьи 22 Конституции РФ).

- Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени (часть 1 статьи 23 Конституции РФ).

- Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающие права и свободы (часть 2 статья 24 Конституции РФ).

- Право на неприкосновенность жилища (статья 25 Конституции РФ).

- Право на определение и указание своей национальной принадлежности (часть 1 статьи 26 Конституции РФ).

- Право на пользование родным языком (часть 2 статьи 26 Конституции РФ).

- Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства (часть 1 статьи 27 Конституции РФ).

- Право на свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение (часть 2 статьи 27 Конституции РФ).

- Провозглашается свобода совести и вероисповедания (статья 28 Конституции РФ).

- Провозглашается свобода мысли и слова (часть 1 статьи 29 Конституции РФ).

- Провозглашается право на информацию (часть 4 статьи 29 Конституции РФ).

Политические права и свободы - это права и свободы, служащие в качестве гарантий реализации возможность на воздействие на государство со стороны граждан и гражданского общества в целом .

Виды политических прав и свобод:

- Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры (часть 5 статья 29 Конституции РФ).

- Право на объединения, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (часть 1 статьи 30 Конституции РФ).

- Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции РФ).

- Право на участие в управлении делами государства (часть 1 статьи 32 Конституции РФ).

- Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право на участие в референдуме (часть 2 статьи 32 Конституции РФ).

- Право обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. (статья 33 Конституции РФ).

- Право на участие в отправлении правосудия (часть 5 статьи 32 Конституции РФ).

К социально-экономическим правам и свободам человека и граж­данина в Российской Федерации относятся следующие.

• Право на свободное использование своих способностей и иму­щества для занятия предпринимательской и иной не запрещен­ной законом экономической деятельностью (ст.

• Право частной собственности, зафиксированное ст. 35, 36 Кон­ституции РФ, предоставляет человеку право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Устанавливают­ся две важнейшие юридические гарантии права частной собствен­ности: во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, и, во-вторых, принудительное изъ­ятие имущества для государственных нужд может быть произве­дено только при условии предварительного и равноценного воз­мещения.

• Право на труд (ст. 37 Конституции РФ) гарантирует свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовки как способ защиты трудовых прав работников и право на отдых в соответ­ствии с предусмотренными трудовым законодательством нор­мами.

• Право на защиту семьи, материнства и детства (ст. 38 Конститу­ции РФ) признает создание семьи и рождение детей не только частным делом, но и общественным, требующим государственной поддержки. С учетом этого законодательством устанавливаются гарантии и компенсации беременным женщинам, женщинам с малололетними детьми, лицам с семейными обязанностями, разраба­тываются основы семейной политики в стране.

• Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) призвано гарантировать каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных за­коном.

• Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) предоставляет чело­веку возможность пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то может лишить его этого помещения по каким-либо соображениям. Никто не может быть произвольно лишен своего жилища. Например, нельзя лишать жилья лиц, осужденных к лишению свободы по приговору суда. В то же время право на жилище отнюдь не озна­чает, что любой человек, не имеющий жилища или имеющий стес­ненные жилищные условия, вправе требовать от кого бы то ни было немедленного предоставления ему жилья или улучшения его жилищных условий.

В настоящее время центр тяжести в осу­ществлении права граждан на жилище перемещен с государствен­ного обеспечения на самообеспечение людей — за счет собствен­ных средств, ипотечных кредитов и т. д.

• Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Кон­ституции РФ) означает субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специализированных медицинских учреждениях. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Эффективность гарантированной Конституцией РФ медицинской помощи населению во многом зависит от качества лекарственного обеспечения граждан, то есть доступности для них профессиональной фармацевтической по­мощи.

• Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конститу­ции РФ) предоставляет гражданам возможность доступа к досто­верной информации о состоянии окружающей природной среды, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Культурные права представляются собой :

• Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) гарантирует граж­данам общедоступность и бесплатность получения дошкольного,основного общего (в объеме 9 классов) и среднего профессиональ­ного образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Кроме того, гарантируется бесплатность получения на конкурсной основе высшего образования.

• Право на свободу литературного, художественного и иных видов творчества (ст. 44 Конституции РФ) означает, что органы госу­дарственной власти и местного самоуправления не вправе вмеши­ваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. В то же время государство противо­стоит творческой деятельности, направленной на пропаганду на­силия, жестокости, порнографии, расовой, национальной, религи­озной или классовой нетерпимости.

- свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ),

- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ),

- право на пользование национальным языком, на выбор языка воспитания, общения, творчества (ст. 26 Конституции),

Читайте также: