Соглашение об избежании двойного налогообложения с японией

Обновлено: 09.05.2024

Ожидается, что новые правила будут применяться в отношении налогов у источника уже с 1 января 2021 года.

Таким образом, ряд трансграничных сделок и структур будет анализироваться налоговыми органами еще более тщательно с учетом новых требований MLI.

Одним из основных нововведений является применение теста основной цели (principal purpose test, PPT), в соответствии с которым льготы по СИДН не будут предоставляться, если их получение было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки.

Для прохождения данного теста налогоплательщик должен продемонстрировать, что при учреждении структуры / заключении сделки он руководствовался соображениями, не связанными с налоговой экономией (например, благоприятным инвестиционным климатом, наличием гибкого законодательства в определенной юрисдикции, повышением эффективности управления бизнесом и др.).

Россия также заявила применение упрощенного положения об ограничении льгот (simplified limitation on benefits, SLoB), автоматически исключающего ряд компаний и структур из числа лиц, имеющих право на получение льгот по СИДН (холдинговые компании, компании, осуществляющие внутригрупповое финансирование, и др.).

Однако, положения MLI применяются к СИДН только при их выборе обеими подписавшими его юрисдикциями. Поскольку лишь немногие партнеры России выбрали возможность использования SLoB (Дания, Индия, Исландия, Норвегия, Словакия 2 ), в отношении большинства СИДН данное положение применяться не будет и будет использоваться тест основной цели.

Помимо оценки основной цели предполагаются и иные значительные изменения, в частности:

введение дополнительного критерия для применения льготной ставки налога у источника на дивиденды в виде непрерывного владения долями/акциями выплачивающей дивиденды компании не менее 365 дней (т.е. невозможным станет распределение дивидендов с применением льготной ставки, если на момент выплаты дохода новый иностранный участник российской компании владеет ее долями/акциями менее года);

налогообложение доходов от отчуждения акций/долей компаний, стоимость которых представлена преимущественно недвижимым имуществом, по месту нахождения недвижимости (в настоящий момент данное правило уже содержится во многих СИДН, заключенных Россией);

Обращаем внимание, что указанные положения будут использоваться только если партнеры России по СИДН не выразят позиции по их неприменению.

Уже сейчас актуально провести диагностику существующих структур и начать их адаптацию к новым правилам.

определить используются ли в Вашей структуре СИДН с юрисдикцией, попадающей под действие MLI (необходимо учитывать не только государства, содержащиеся в переданном ОЭСР списке, но и иные юрисдикции, на которые Россия распространила действие MLI 3 );

оценить насколько действующая структура удовлетворяет тесту основной цели / попадает под действие упрощенного положения об ограничении льгот;

В случае включения в состав холдинговой структуры новых компаний или проведения внутренних корпоративных реорганизаций при выплате дивидендов с использованием СИДН необходимо учитывать новое условие о непрерывном участии в компании на протяжении 365 календарных дней на дату выплаты дивидендного дохода.

Также обращаем внимание, что в список стран, к СИДН с которыми Россия будет применять MLI, включены юрисдикции, ранее получившие предложение об изменении текущих СИДН и введении 15% ставки налога у источника на проценты и дивиденды 4 .

В настоящий момент — это Люксембург и Мальта, однако в перспективе возможно расширение данного перечня.

В связи с этим рекомендуем как можно более тщательно подойти к выбору дальнейшей стратегии, отслеживать развитие законодательства и практики его применения.

Специалисты АЛРУД, имея многолетий опыт сопровождения клиентов по вопросам международного налогообложения, готовы предложить свою экспертизу для решения вопросов, возникающих в связи с грядущими изменениями.

1 Новые правила будут применяться к СИДН с Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Данией, Израилем, Индией, Ирландией, Исландией, Канадой, Катаром, Латвией, Литвой, Люксембургом, Мальтой, Нидерландами, Новой Зеландией, Норвегией, ОАЭ, Польшей, Сербией, Сингапуром, Словакией, Словенией, Украиной, Финляндией и Францией.

Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

Ожидается, что новые правила будут применяться в отношении налогов у источника уже с 1 января 2021 года.

Таким образом, ряд трансграничных сделок и структур будет анализироваться налоговыми органами еще более тщательно с учетом новых требований MLI.

Одним из основных нововведений является применение теста основной цели (principal purpose test, PPT), в соответствии с которым льготы по СИДН не будут предоставляться, если их получение было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки.

Для прохождения данного теста налогоплательщик должен продемонстрировать, что при учреждении структуры / заключении сделки он руководствовался соображениями, не связанными с налоговой экономией (например, благоприятным инвестиционным климатом, наличием гибкого законодательства в определенной юрисдикции, повышением эффективности управления бизнесом и др.).

Россия также заявила применение упрощенного положения об ограничении льгот (simplified limitation on benefits, SLoB), автоматически исключающего ряд компаний и структур из числа лиц, имеющих право на получение льгот по СИДН (холдинговые компании, компании, осуществляющие внутригрупповое финансирование, и др.).

Однако, положения MLI применяются к СИДН только при их выборе обеими подписавшими его юрисдикциями. Поскольку лишь немногие партнеры России выбрали возможность использования SLoB (Дания, Индия, Исландия, Норвегия, Словакия 2 ), в отношении большинства СИДН данное положение применяться не будет и будет использоваться тест основной цели.

Помимо оценки основной цели предполагаются и иные значительные изменения, в частности:

введение дополнительного критерия для применения льготной ставки налога у источника на дивиденды в виде непрерывного владения долями/акциями выплачивающей дивиденды компании не менее 365 дней (т.е. невозможным станет распределение дивидендов с применением льготной ставки, если на момент выплаты дохода новый иностранный участник российской компании владеет ее долями/акциями менее года);

налогообложение доходов от отчуждения акций/долей компаний, стоимость которых представлена преимущественно недвижимым имуществом, по месту нахождения недвижимости (в настоящий момент данное правило уже содержится во многих СИДН, заключенных Россией);

Обращаем внимание, что указанные положения будут использоваться только если партнеры России по СИДН не выразят позиции по их неприменению.

Уже сейчас актуально провести диагностику существующих структур и начать их адаптацию к новым правилам.

определить используются ли в Вашей структуре СИДН с юрисдикцией, попадающей под действие MLI (необходимо учитывать не только государства, содержащиеся в переданном ОЭСР списке, но и иные юрисдикции, на которые Россия распространила действие MLI 3 );

оценить насколько действующая структура удовлетворяет тесту основной цели / попадает под действие упрощенного положения об ограничении льгот;

В случае включения в состав холдинговой структуры новых компаний или проведения внутренних корпоративных реорганизаций при выплате дивидендов с использованием СИДН необходимо учитывать новое условие о непрерывном участии в компании на протяжении 365 календарных дней на дату выплаты дивидендного дохода.

Также обращаем внимание, что в список стран, к СИДН с которыми Россия будет применять MLI, включены юрисдикции, ранее получившие предложение об изменении текущих СИДН и введении 15% ставки налога у источника на проценты и дивиденды 4 .

В настоящий момент — это Люксембург и Мальта, однако в перспективе возможно расширение данного перечня.

В связи с этим рекомендуем как можно более тщательно подойти к выбору дальнейшей стратегии, отслеживать развитие законодательства и практики его применения.

Специалисты АЛРУД, имея многолетий опыт сопровождения клиентов по вопросам международного налогообложения, готовы предложить свою экспертизу для решения вопросов, возникающих в связи с грядущими изменениями.

1 Новые правила будут применяться к СИДН с Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Данией, Израилем, Индией, Ирландией, Исландией, Канадой, Катаром, Латвией, Литвой, Люксембургом, Мальтой, Нидерландами, Новой Зеландией, Норвегией, ОАЭ, Польшей, Сербией, Сингапуром, Словакией, Словенией, Украиной, Финляндией и Францией.

Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 года

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 12 февраля 2020 г. № 261-р

МОСКВА

О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 года

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минфином России согласованный с МИДом России, Минэкономразвития России, Минюстом России, ФНС России и предварительно проработанный со Швейцарской Стороной проект Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 года (прилагается).

Поручить Минфину России провести с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти переговоры со Швейцарской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации указанный Протокол, разрешив вносить в прилагаемый проект Протокола изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Мишустин

ПРОТОКОЛо внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 года

Правительство Российской Федерации и Федеральный Совет Швейцарской Конфедерации,

желая заключить Протокол о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15 ноября 1995 года в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, подписанное в Москве 15 ноября 1995 года, от 24 сентября 2011 г. (далее - Соглашение),

согласились о нижеследующем:

Статья I

Преамбулу Соглашения изложить в следующей редакции:

"Правительство Российской Федерации и Федеральный Совет Швейцарской Конфедерации,

желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал,

желая в дальнейшем развивать свои экономические отношения и укреплять сотрудничество в налоговых делах,

намереваясь устранить двойное налогообложение в отношении налогов на доходы и капитал, не создавая возможности для неналогообложения или пониженного налогообложения посредством избежания или уклонения от уплаты налогов (в том числе путем использования схем, направленных на получение косвенным образом резидентами третьих государств льгот, предусмотренных настоящим Соглашением),

согласились о нижеследующем:".

Статья II

Пункт 2 статьи 9 "Ассоциированные предприятия" Соглашения изложить в следующей редакции:

"2. Если одно Договаривающееся Государство включает в прибыль предприятия этого Государства и, соответственно, облагает налогом прибыль, в отношении которой предприятие другого Договаривающегося Государства подвергнуто налогообложению в этом другом Государстве, и прибыль, включенная таким образом, является прибылью, которая была бы начислена предприятию первого упомянутого Государства, если бы взаимоотношения между двумя предприятиями были такими же, какие существуют между независимыми предприятиями, тогда это другое Государство произведет соответствующую корректировку суммы налога, взимаемого в нем с такой прибыли. При определении такой корректировки должны быть учтены другие положения настоящего Соглашения, и компетентные органы Договаривающихся Государств при необходимости будут консультироваться друг с другом.".

Статья III

Статью 23 "Устранение двойного налогообложения" Соглашения изложить в следующей редакции:

"Статья 23

Устранение двойного налогообложения

1. Применительно к Швейцарии двойное налогообложение устраняется следующим образом:

а) если резидент Швейцарии получает доход или владеет капиталом, который в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогами в Российской Федерации, Швейцария в соответствии с положениями подпункта "b" пункта 1 настоящей статьи освобождает такой доход или капитал от налогообложения, однако может при расчете суммы налога на оставшуюся часть дохода или капитала этого резидента применять ставку налога, которая применялась бы, если бы указанное освобождение от налогообложения не применялось. Однако такое освобождение применяется к доходам, упомянутым в пункте 3 статьи 13 "Прирост стоимости капитала" настоящего Соглашения, только если подтверждено действительное налогообложение таких доходов в Российской Федерации;

b) если резидент Швейцарии получает дивиденды, которые в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Соглашения могут облагаться налогами в Российской Федерации, Швейцария будет применять на основании запроса частичное освобождение такого резидента от налогообложения. Такое частичное освобождение может состоять из:

i) вычета из налога на доход такого резидента суммы, равной сумме налога, взимаемого в Российской Федерации в соответствии с положениями статьи 10 настоящего Соглашения; такой вычет не должен, однако, превышать такую часть швейцарского налога, рассчитанного до применения вычета, которая относится к доходу, который может подлежать налогообложению в Российской Федерации; или

ii) уменьшения швейцарского налога условно-расчетным методом до наступления периода его фактического начисления; или

iii) частичного освобождения таких дивидендов от уплаты швейцарского налога, в любом случае состоящего по меньшей мере из вычета суммы налога, взимаемого в Российской Федерации из общей суммы дивидендов. Швейцария будет определять применяемый метод и регулировать процедуру освобождения от налогообложения в соответствии со швейцарской практикой выполнения международных конвенций Швейцарской Конфедерации по устранению двойного налогообложения;

c) компании, являющейся резидентом Швейцарии и получающей дивиденды от компании, являющейся резидентом Российской Федерации, должны предоставляться такие же льготы в отношении уплаты швейцарского налога на дивиденды, которые предоставлялись бы ей, если бы такие дивиденды выплачивались компанией, являющейся резидентом Швейцарии;

d) положения подпункта "а" пункта 1 настоящей статьи не применяются к полученному доходу или капиталу, которым владеет резидент Швейцарии, если Российская Федерация при применении положений настоящего Соглашения освобождает такой доход или капитал от налогообложения или применяет положения пункта 2 статьи 10 настоящего Соглашения к такому доходу.

2. Применительно к Российской Федерации двойное налогообложение устраняется следующим образом:

если резидент Российской Федерации получает доход или владеет капиталом, который в соответствии с положениями настоящего Соглашения может облагаться налогами в Швейцарии, сумма налога на такой доход или капитал, подлежащая уплате в Швейцарии, может вычитаться из налога, взимаемого в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не должен превышать сумму налога Российской Федерации на такой доход или капитал, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством.".

Статья IV

Первое предложение пункта 1 статьи 25 "Взаимосогласительная процедура" Соглашения изложить в следующей редакции:

Статья V

Статью 25b "Противодействие подставным схемам" Соглашения изложить в следующей редакции:

"Статья 25b

Право на льготы

Независимо от других положений настоящего Соглашения льгота в соответствии с настоящим Соглашением не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений настоящего Соглашения.".

Статья VI

1. Каждое из Договаривающихся Государств уведомит другое Договаривающееся Государство по дипломатическим каналам о выполнении им внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу настоящего Протокола.

2. Настоящий Протокол вступает в силу с даты получения последнего из этих уведомлений и применятся:

a) в отношении налогов, взимаемых у источника, - к суммам, выплачиваемым или начисляемым первого января или после первого января года, следующего за годом, в котором настоящий Протокол вступает в силу;

b) в отношении других налогов - к налоговым годам, начинающимся первого января или после первого января года, следующего за годом, в котором настоящий Протокол вступает в силу.

3. Независимо от положений пункта 2 настоящей статьи изменения, вносимые статьей IV настоящего Протокола, применяются с даты вступления в силу настоящего Протокола независимо от налогового периода, к которому относится дело.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол.

Совершено в г. ____________ " ___ " ______________ 20____ г. в двух экземплярах, каждый на русском, немецком и английском языках, все тексты имеют одинаковую силу. В случае расхождения при толковании между текстами на русском и немецком языках будет использоваться текст на английском языке.

Компании, которые ведут бизнес в других странах, платят налоги два раза: сначала в бюджет другой страны, а потом и в российский. Но есть целых 84 страны, где можно заплатить только один раз.

Артур Дулкарнаев

Мария Ильяшенко

Что такое двойное налогообложение

Двойное налогообложение возникает, когда российский предприниматель работает в другой стране. Сначала он платит налог с дохода там, а когда деньги поступают на российские счета, еще и в бюджет России.

Страны знают об этом, поэтому договорились между собой, что два раза с одного дохода платить не надо. Это и называется международным соглашением об избежании двойного налогообложения.

В мире почти двести признанных государств, при этом соглашение с Россией заключили 84: США, Великобритания, Германия, Испания, Израиль, Шри-Ланка, Мексика, Люксембург, Чили, Белоруссия и другие. Список включает страны Азии, Европы, Америки.

С каждой страной у России свое соглашение, но в целом они похожи:

  • позволяют учитывать уже оплаченный в другой стране налог при оплате налога в России;
  • касаются налогов на доход, имущество и капитал;
  • распространяются на всех предпринимателей и компании.

Теперь о том, в каких случаях соглашение работает.

В каких случаях действует соглашение


В тексте соглашения с Великобританией отмечено, что оно распространяется на три вида налога, в частности на подоходный в Великобритании, он же налог на прибыль в России

Было бы здорово, если страны бы не считали суммы: заплатил в Великобритании, а в России забыли про весь налог. На деле же считать придется: вычитать из российского налога сумму, которую уже заплатили в Великобритании, и доплачивать остальное.

Еще несколько случаев, когда действует соглашение об устранении двойного налогообложения:

  • иностранная компания частично владеет российской фирмой и с нее получает дивиденды. С них нужно платить налог, и его размер зависит от соглашения. Если оно есть — налог 0% или 5%, если нет — 15%;
  • американская компания пригласила российских разработчиков приехать и написать для них программу. По законам США и России они должны заплатить подоходный налог и там, и там. Но между странами есть соглашение, поэтому налог разработчики заплатят только один раз;
  • компания открывает филиал в другой стране. Заказчики платят на счет в местном банке, но налог нужно платить в обеих странах. Если между странами есть соглашение, платить налог нужно только один раз.

Часто российские компании работают в странах, с которыми нет соглашения. Вот здесь и появляются те самые оффшорные счета. Такие компании создают технические или транзитные компании в странах, с которыми соглашение есть, например на Кипре, и через Кипр переправляют деньги дальше, в настоящую компанию.

Какие документы нужны, чтобы не платить налог два раза

Чтобы работать в другой стране и платить меньше налогов, нужно предоставить в российскую налоговую документы. Точного списка нет, в целом это подтверждающие документы, которые объяснят, что налог компания уже заплатила. Это может быть что-то одно:

  • налоговая декларация другой страны;
  • банковская платежка;
  • выписка со счета о том, что деньги заплачены.

Какой-то определенной формы для этих документов нет: стран много, везде свои стандарты, и российская налоговая это понимает.

Налоговый год в каждой стране тоже свой, а по правилам налог сначала платят в другом государстве, а потом в России. Если налоговые периоды различаются, в России сдают сначала привычную декларацию, а потом уточненную — чтобы пояснить размер налога, который заплатили в другой стране.

Читайте также: