Соглашение об избежании двойного налогообложения с мальтой

Обновлено: 16.05.2024

Одним из мероприятий в перечне поручений по итогам обращения Президента от 28 марта № Пр-586 (в связи с коронавирусной инфекцией) указано прекращение действия международных договоров РФ об избежании двойного налогообложения (далее – Договор о налогообложении), в случае недостижения договоренности об установлении 15-процентной ставки доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ. 1 апреля Правительство РФ запросило уполномоченные органы Республики Кипр на изменение Договора о налогообложении, аналогичные уведомления были посланы Мальте и Люксембургу Министерством финансов РФ.

В связи с этим автор настоящего поста попытался оценить правовые последствия прекращения Договоров о налогообложении, с точки зрения международного права.

1. Односторонний выход является правомерным

2. Односторонний выход и заполнение лакун

Следует отметить, что помимо, непосредственно, статьи, посвященной устранению двойного налогообложения, утратят силы положения, посвященные обмену информации, помощи в сборе налогов и т.д.. Это противоречит тренду все большего сотрудничества между юрисдикциями, закладываемому ОЭСР.

Отмена Договора о налогообложении повлечет возникновение лакун в правовом регулировании между государствами-сторонами, поскольку этот инструмент, до сих пор, является ведущим (первичным) в международном финансовом регулировании. Соответственно, возникает вопрос относительно иного восполняющего правового регулирования, которое позволит уменьшить риски.

2.1. Многостороння конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения

Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Конвенция BEPS ) (2016) была принята Российской Федерацией (вступил в силу 01.10.2019) и Республикой Кипр (вступит в силу 01.01.2021). Более того, были сделаны уведомления (п/п. а п. 1 ст. 2 ( ii ))) . Согласно взаимосвязанным ст.ст. 1, 2 Конвенции BEPS она изменяет все налоговые соглашения, т.е. Договоры о налогообложении. Другими словами, с ее помощью осуществляется имплементация положений, которые согласуется с шагами 2, 6, 7, 14 Плана действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения ( BEPS) . Однако Конвенция BEPS не восполнит отсутствие Договоров о налогообложении. Другими словами, Российская Федерация утратит возможности устранить гибридные механизмы или риск злоупотребления, обеспечить большую транспарентность в отношении Республики Кипр. А ведь механизмы, предусмотренные BEPS, способны закрыть вопрос с 15% ставкой (при их реализации).

2.2. Типовые (модельные) конвенции

Типовая конвенция ООН не является обязательной и направлена на формирование единой практики в сфере двойного налогообложения. В предисловии сказано, что она "призвана облегчить переговоры, толкование и практическое применение двусторонних налоговых договоров". Модельная конвенция ОЭСР также предусматривает стандартные (типизированные) положения, многие из которых воспринимаются государствами в качестве ориентира, к примеру, Российской Федерацией.

Юридическая природа указанных конвенций является аналогичной, и предполагается, что ее положения должны быть имплементированы в национальное законодательство, для того чтобы быть применены. К примеру, действующие российские Договоры о налогообложение основаны на Модельной конвенции ОЭСР, однако вне соглашений об избежании двойного налогообложения она не может быть применена, т.е. напрямую регулировать отношения Российской Федерации и Республики Кипр в этой сфере.

2.3. Страсбургская конвенция

Договоры о налогообложении включают положения об обмене информацией, к примеру, ст. 26 Соглашение Россия-Кипр. Положения об обмене информацией – это определяющая глобального тренда, направленного на увеличение транспарентности (прозрачности).

Обмен информацией регулируется не только Договорами о налогообложении, но и другими соглашениями. В частности, Российская Федерация и Республика Кипр являются государствами-участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам (1988) (далее – Страсбургская конвенция), раздел I , которой регулирует обмен информацией. Причем следует отметить, что ст.ст. 5-7 устанавливают следующие виды: по запросу, автоматический, инициативный. Наибольший интерес среди них вызывает автоматический обмен информации - передача информации по всем налоговым резидентам с некоторой периодичностью – которая уже осуществляется между Российской Федерацией и Республикой Кипр. Это стало возможным, в том числе, потому, что оба государства приняли Многостороннее соглашение уполномоченных органов об автоматическом обмене информацией по финансовым счетам.

Помимо этого, Страсбургская конвенция, в частности, Раздел II , посвященный помощи во взыскании, восполняет регулирование о помощи в сборе налогов, которое предусмотрено, к примеру, ст. 27 Соглашения Россия- Кипр.

3. Дополнительные риски

3.1. Следует отметить, что в отношении многих шагов, к примеру, шаг 5 или вредная налоговая практика , шаг 6 или предотвращение злоупотребление налоговым соглашением, шаг 14 или процедура взаимного соглашения (Mutual Agreement Procedure) в отношении Республики Кипра у ОЭСР не содержится информации, что имплицитно предполагает дополнительные риски, которые примет на себя Российская Федерация, взамен того, чтобы обновить Соглашение Россия-Кипр с помощью Конвенции BEPS .

3.2. В последнее время ОЭСР говорит о проблемах налогообложения, возникших из-за эпидемии, в отношении трансграничной занятости . Буквально, в начале апреля, Секретариат ОЭСР предложил методические рекомендации по этому вопросу. Несмотря на то, что Договор о налогообложении, сам по себе, не разрешает все возможные сложности, описанные Секретариатом ОЭСР, тем не менее, отсутствие регулирования, предусмотренного им, способно увеличить количество вопросов, касающихся трансграничной занятости.

3.3. Отсутствие Договора о налогообложении будет приводить к ситуации двойного налогообложения. Учитывая шаг 2 BEPS ( нейтрализация воздействия гибридных механизмов), направленные на устранение ситуации двойного не налогообложения, прекращение соглашения будет серьезным откатом назад, поскольку всегда существует вероятность того, что государства по-разному регулируют понятие резидентства по какой-либо причине (различное количество дней пребывания, нестыковки в концепции налогообложения, нестыковки в понимании источника).

4. Выводы

4.1. Российская Федерация вправе совершить односторонний выход из Договоров о налогообложении, однако их прекращение состоится не раньше 2021 года;

4.2. Определенная часть регулирования, предусмотренная Договором о налогообложении – обмен информацией, документами, помощь во взыскании и иное административное сотрудничество – можно заменить с помощью Конвенции BEPS , Страсбургской конвенции и иных инструментов;

4.4. В ыход Российской Федерации из Договором о налогообложении негативным образом скажется на объеме инвестиций;

4.5. Конвенция BEPS, направленная на обновление Договоров о налогообложении, не может быть применена вне последних. Положения, предусмотренные Конвенцией BEPS , помогли бы закрыть вопрос с 15% ставкой (прим.: Конвенция BEPS применяется в отношении российских соглашений об избежании двойного налогообложения, на которые он распространяется, - не ранее 01.01.2021 ).

Таким образом, выход из Договоров о налогообложении представляется опрометчивым решением в текущих условиях.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 22 декабря 2015 г. № ОА-4-17/22482@

В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Конвенции ее положения распространяются на административную помощь в отношении налоговых периодов, начинающихся с или после 1 января года, следующего за годом, в котором Конвенция вступила в силу в отношении Стороны (то есть для Российской Федерации положения Конвенции распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016). При этом любые две или более Стороны могут взаимно согласиться, что Конвенция распространяется на административную помощь в отношении более ранних налоговых периодов.

Пункт 7 статьи 28 Конвенции предусматривает, что в отношении налоговых дел, касающихся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом запрашивающей Стороны, положения настоящей Конвенции действуют с даты вступления в силу для Стороны в отношении более ранних налоговых периодов. Пункт 1f статьи 30 оговаривает, что пункт 7 статьи 28 следует применять исключительно для административной помощи, относящейся к налоговым периодам, начинающимся с или после 1 января третьего года, предшествующего году, в котором Конвенция вступила в силу для Стороны (то есть для Российской Федерации положения Конвенции распространяются на налоговые дела, касающиеся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации, в отношении налоговых периодов, начинающихся 01.01.2012).

Важно отметить, что на настоящий момент от компетентного органа Каймановых островов получено подтверждение о готовности осуществлять обмен информацией с ФНС России за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2012, как в отношении административной помощи, так и по налоговым делам, касающимся преднамеренного поведения, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, в случае необходимости направления запросов в компетентные органы государств/зависимых территорий, приведенных в Приложении 1, следует руководствоваться установленным порядком обмена информацией с компетентными органами иностранных государств по запросу.

Для сведения в Приложении 2 направляется сводный перечень государств и зависимых территорий, с которыми в настоящее время Российская Федерация имеет действующие международные договоры в отношении обмена налоговой информацией.

ФНС России поручает довести настоящее письмо до подведомственных территориальных налоговых органов.

Приложение: на 19 л.

Действующий государственный советник
Российской Федерации 2 класса
А.Л. Оверчук

Перечень
государств/зависимых территорий, с которыми с 01.07.2015 возможен международный обмен налоговой информацией
(по состоянию на 10.12.2015)

4. Бермудские острова (Бермуды)

5. Британские Виргинские острова

11. Каймановы острова (острова Кайман)

21. Сейшельские острова

23. Тёркс и Кайкос

25. Фарерские острова (Фареры)

Сводный перечень
действующих международных договоров Российской Федерации в отношении обмена налоговой информацией
(по состоянию на 10.12.2015)

*(1) Заморская территория Великобритании.

*(2) Заморская (автономная) территория Нидерландов.

*(3) Коронная земля Великобритании.

*(4) Территория (автономный регион) Дании.

Обзор документа

01.07.2015 для Российской Федерации вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам.

В связи с этим приведен список иностранных государств/зависимых территорий, с которыми ФНС России теперь может обмениваться информацией. Он будет меняться по мере присоединения к Конвенции новых участников. Наиболее актуальная версия списка размещается на сайте ОЭСР.

Для нашей страны положения Конвенции распространяются на административную помощь за налоговые периоды, начинающиеся 01.01.2016. При этом любые две или более Стороны могут взаимно согласиться, что Конвенция применяется в отношении более ранних налоговых периодов.

Что касается налоговых дел о преднамеренном поведении, которое подлежит преследованию в соответствии с уголовным правом Российской Федерации, то для нашего государства положения Конвенции действуют в отношении налоговых периодов, начинающихся 01.01.2012.

Обмен информацией с компетентными органами иностранных государств происходит по запросу.

Для сведения представлен сводный перечень государств и зависимых территорий, с которыми в настоящее время Россия имеет действующие международные договоры в отношении обмена налоговой информацией.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Елена Смирнова, руководитель направления инвестиционного контента в Банки.ру

Соглашение Россия — Нидерланды об избежании двойного налогообложения перестанет действовать с наступлением января 2022 года.

В России дивиденды будут облагаться налогом по ставке 15%, а проценты и роялти — по ставке 20%. ФНС начнет взимать налог на прибыль от продажи акций и долей участия в недвижимом имуществе в России. Эти налоги не попадают под налоговый вычет и будут облагаться налогами дважды: в Нидерландах и России.

На Кипре, Мальте и в Люксембурге аналогичные соглашения остались в силе, но изменены условия по обложению — повышены ставки.

Ставка налогообложения процентов и дивидендов

Льготной ставкой пользуются публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее чем 15% в компании, которая платит дивиденды.

Почему разорвали соглашение?

В марте 2020 года президент России поручил обложить налогом в 15% доходы в виде дивидендов и процентов, переводимые на счета за рубежом. Это стало причиной корректировок соглашений об избежании двойного налогообложения с Кипром, Мальтой, Люксембургом и Нидерландами.

Свободы выбора эмитентов или инвесторов эти действия властей не нарушают: первые вправе выбрать место налоговой регистрации, вторые — во что вкладываться.

Сколько собирали Россия и Нидерланды?

Новое двухстороннее налоговое соглашение между странами с высокой вероятностью появится, считает Сергей Нестеренко, старший советник Hill Consulting.

Из пояснительной записки к закону о денонсации соглашения с Нидерландами он приводит цифры по перечислениям из России за 2019 год. В виде дивидендов направлено 182,8 млрд рублей (с них удержан налог — 9,4 млрд рублей), в виде выплат по процентам — 157,06 млрд рублей (удержан налог — 12,5 млн рублей).

Самые доходные акции за прошлый год



Как инвесторы платить будут?

Например, в 2020 году на акцию одной глобальной депозитарной расписки X5 Retail Group в течение года выплатил (двумя траншами) 184,58 рубля дивидендов. При отсутствии соглашения налогоплательщик РФ заплатит 28% налога на дивиденды, из них 15% в Нидерландах и 13% в России. То есть на руки он получит 132,9 рубля.

Если общий доход инвестора превысит 5 млн рублей, то он заплатит по 15% в бюджеты России и королевства.

  1. Иностранный эмитент самостоятельно удерживает налог при выплате дивидендов, до российского инвестора доходит сумма за вычетом налога.
  2. Российский инвестор заполняет до 30 апреля декларацию 3-НДФЛ по полученным дивидендам в предыдущем году, а затем уплачивает НДФЛ с полученных дивидендов.

Налоговые резиденты — эмитенты с Мальты, Кипра, из Люксембурга, а также держатели их активов счастливо избегут дубля оплаты, но перечислять в бюджет станут больше: не 13%, а 15%.

Что будет с доходами по акциям голландских эмитентов российского происхождения?

При грубом подсчете, с отменой налогового соглашения их издержки могут вырасти на 10%, прикидывает Ирина Шамраева.

Большинство опрошенных Банки.ру налоговых юристов полагает, что увеличение налоговой нагрузки негативно скажется на финансовом положении компаний, что приведет к падению стоимости их акций.

Минфин России ранее вел речь о поддержке таких компаний: для этого в Налоговый кодекс собирались внести специальные льготы для них, вспоминает Габил Абдурахманзаде, старший юрист Guskov & Associates.

Что будет с акциями на ИИС?

Более того, есть значительный риск, что компанию заподозрят в попытке сэкономить на налогах, тогда могут быть претензии со стороны России (страны происхождения), Нидерландов (страны регистрации), а также у принимающей страны. Каждое государство проверит обоснованность переезда.

Что это значит для инвесторов?

Риск с отменой соглашения об избежании двойного налогообложения предугадать невозможно. Но он существует и затрагивает интересы эмитентов и инвесторов. Возможно, ситуация с Нидерландами научит участников фондового рынка учитывать и такое развитие событий, когда покупаешь актив.

Но если акции или другие виды ценных бумаг у вас уже на руках, то паниковать не стоит. Ведь крупные публичные компании заинтересованы в инвесторах и постараются максимально выполнить свои обязательства.

Что дальше?

Ожидается, что российский Минфин предложит изменить налоговые соглашения Гонконгу (специальному административному району КНР), Сингапуру и Швейцарии.

\n \n\t\t\t \n\t\t\t \n\t\t \n\t","content":"\t\t

\n\t\t\t\u0412\u044b \u043d\u0435 \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u044b \u043d\u0430 \u0441\u0430\u0439\u0442\u0435.\n\t\t \n\t\t

Часто двойное налогообложение возникает как непреднамеренное следствие налогового законодательства, когда международные предприятия облагаются подоходным налогом, возникающим в стране, где был получен доход, и облагаются налогом еще раз, когда доход репатриируется в страну проживания предприятия. Это проблема, которую налоговые органы всего мира стремятся избежать. Поэтому многие страны, включая Мальту, стремятся заключить соглашения об избежании двойного налогообложения с важными торговыми партнерами, чтобы решить эту проблему.


Мальтийское правительство подписало более 70 договоров об избежании двойного налогообложения с различными странами мира и продолжает стремиться к дальнейшему сотрудничеству в вопросах налогообложения с новыми уважаемыми торговыми партнерами.

В дополнение к своей обширной сети договоров об избежании двойного налогообложения Мальта предлагает эффективную систему для облегчения двойного налогообложения, которая также включает предоставление односторонних льгот, в том числе кредитную систему для освобождения от уплаты основного налога, а также систему зачетных налогов по единой ставке.

Сеть налоговых договоров на основе ОЭСР

Большинство соглашений о двойном налогообложении на Мальте основаны на модели Организации Экономического Сотрудничества и Развития, включая соглашения об избежании двойного налогообложения, подписанные с другими государствами-членами Европейского Союза.

Соглашения об избежании двойного налогообложения — механизм возврата налога на прибыль

Налогоплательщики, которые удовлетворяют определенным условиям, могут требовать освобождения от двойного налога на доход, который возникает за пределами Мальты, но который также был включен в налогооблагаемый доход.

Налогоплательщики получат компенсацию из бюджета Мальты за понесенный иностранный налог, которая будет предоставлена ​​в форме зачета по налогу, исчисляемому на Мальте на валовой налогооблагаемый доход, при условии, что такой кредит не превышает общее налоговое обязательство на Мальте по доходу из иностранного источника. Там, где договор еще не заключен, освобождение от двойного налогообложения также может быть получено путем предоставления односторонней помощи.

Компании, которые удовлетворяют ряду условий, могут принять решение потребовать льготы по двойному налогу в форме налоговой скидки по единой ставке вместо других форм льгот по двойному налогу. Это может быть наиболее выгодным вариантом для компаний, чей иностранный доход освобожден от налогов или облагается налогом по сниженной ставке.

Удержанные налоги

Как правило, договорная ставка на дивиденды, которая должна быть выплачена мальтийскими компаниями, составляет 35%. Благодаря полной системе вменения Мальты в отношении выплаченных дивидендов, акционеры могут воспользоваться кредитом в отношении налога, уплачиваемого компанией. Таким образом, прибыль компании облагается налогом один раз, и акционерам не нужно будет платить больше налогов при распределении.

Дивиденды, выплачиваемые нерезидентам данной страны, не облагаются подоходным налогом в соответствии с налоговым законодательством Мальты. Кроме того, проценты и роялти, выплачиваемые нерезидентам, освобождаются от уплаты налога на Мальте при условии, что такие нерезиденты не связаны с постоянным представительством на Мальте, через которое они занимаются торговлей или бизнесом. Таким образом, резиденты стран, не входящих и не вступивших в договор, будут получать подоходный налог в размере 0% с дивидендов, процентов и роялти, выплачиваемых им.

Кроме того, нерезиденты облагаются 0% налогом на прирост капитала, который возникает при передаче акций или ценных бумаг компании, за исключением прибыли, возникающей в результате передачи акций и ценных бумаг компаний, активы которых в основном состоят из недвижимого имущества, расположенного на Мальте.

Соглашения об избежании двойного налогообложения Мальты и соглашения об обмене налоговой информацией

По состоянию на конец 2019 года в силе остаются соглашения со следующими странами: Албания, Андорра, Австралия, Австрия, Азербайджан, Бахрейн, Барбадос, Бельгия, Ботсвана, Болгария, Канада, Китай, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Египет, Эстония, Финляндия, Франция, Грузия, Германия, Греция, Гернси, Гонконг, Венгрия, Исландия, Индия, Ирландия, остров Мэн, Израиль, Италия, Джерси, Иордания, Корея, Кувейт, Латвия, Ливан, Ливия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Малайзия, Маврикий, Мексика, Молдова, Черногория , Марокко, Нидерланды, Норвегия, Пакистан, Польша, Португалия, Катар, Румыния, Россия, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сербия, Сингапур, Словакия, Словения, Южная Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Сирия, Тунис, Турция, Украина, Объединенные Арабские Эмираты, Великобритания, США, Уругвай и Вьетнам.

Договоры подписаны, но еще не вступили в силу с Бельгией и Кюрасао.

Действующие соглашения об обмене налоговой информацией: Багамские острова, Бермудские острова, Каймановы острова, Гибралтар, США.

Соглашения об обмене налоговой информацией подписаны, но не вступили в силу с Макао.

Мы писали о том, чем интересна Мальта для международного бизнеса в отдельной статье: “Мальтийские компании для международного налогового планирования”.

Кроме того, Мальта является одной из первых стран, которая адаптирует свое законодательство для криптовалютных бирж. Мы подробно описывали это в нашей статье: “Мальта – блокчейн остров для иностранных инвестиций в крипто бизнес”.

Эта страна также будет интересна для международных холдингов, о чем мы писали также в отдельном материале: “Упрощение налогообложения холдингов на Мальте”.

Мальта является также наиболее защищенной страной, с точки зрения конфиденциальности владельцев активов, которые используют для этих целей трасты и фонды. Мы подробно писали о том, в чем между ними разница в этой статье:

Поэтому, если вам важны такие вещи, как:

  • избежание двойного налогообложения при международной торговле с Европейским Союзом,
  • диверсификация активов,
  • конфиденциальность владельцев состояний,
  • нетрадиционные финансовые инструменты типа криптовалют,
  • защита интеллектуальной собственности с помощью международных холдингов,

то вам обязательно нужно подумать о регистрации компании на Мальте.

Мы будем рады оказать вам консультационную помощь по любым корпоративным и финансовым вопросам на Мальте. Напишите нам короткий запрос на консультацию с пометкой в теме письма “Мальта” и отправьте на email: info@offshore-pro.info, либо свяжитесь с нашими специалистами любым способом, указанным на этой странице.

Спешите защитить свои активы, пока до них не добрались кредиторы, рейдеры или правительство. Профессионализм и полную конфиденциальность — гарантируем.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

Действующие двусторонние договора об избежании двойных налогов Российской ФедерацииНовая редакция СОИДН РФ с рядом стран в 2021-2022 годахСОИДН между РФ Кипром, Люксембург и…

Эта статья посвящена двойному налогообложению доходов физических и юридических лиц, а также инструментам, позволяющим его избежать. Вы узнаете значение и преимущества договоров об избежании двойного…

Договор об избежании двойного налогообложения является эффективным инструментом урегулирования процессов налогообложения на межгосударственном уровне. Подобные соглашения заключаются между двумя странами с целью устранения налогообложения аналогичных…

Владимир Путин выступил с речью, касающейся эпидемии коронавируса. Параллельно глава государства затронул тему налогов. Он подчеркнул, что сейчас огромные суммы доходов уходят в оффшоры. Задачей…

Ряд изменений, внесенных в соглашение между РФ и Швейцарией, призван сделать сферу налогообложения более прозрачной. В частности, поправки исключат риски двойного налогообложения при уплате налогов…

Министр экономики Армении Тигран Хачатрян и его киргизский коллега Санжар Муаканбетов подписали «Соглашение об исключении двойного налогообложения доходов и предотвращении уклонения от уплаты налогов между…

Читайте также: