Соблюдать налоговую тайну это право или обязанность налоговых органов тест

Обновлено: 30.06.2024


Представители рынка клининга и технической эксплуатации, а также других отраслей, по которым ФНС реализует так называемые Проекты обеления, в желании доказать свою налоговую добросовестность и законопослушность, к сожалению, часто забывают, что в России действует не только Налоговый кодекс, но и Кодекс об административных правонарушениях с Законом о персональных данных.

Участникам Реестра БелыйФМ его держатель рекомендует период таких согласий указывать с первого дня текущего года и без указания конечной даты, то есть раскрывать налоговую тайну без ограничений по времени.

Новая статья оговаривает необходимость оформления субъектом персональных данных (работником) отдельного Согласия на обработку ПДнРР, которое предоставляется конкретным операторам на конкретный срок.

По смыслу положений Закона о персональных данных, компания-работодатель, решившая принять участие в отраслевом проекте по обелению отрасли и раскрыть свою налоговую тайну по кейсу GRUZ, становится оператором персональных данных, разрешенных к распространению, так как планирует обрабатывать и распространять ПДнРР своих работников (ФИО ИНН).

Перед подачей согласия в ФНС будущий участник Реестра БелыйФМ или иных реестров, использующих информацию, раскрытую по кейсу GRUZ, должен:

  • откорректировать локальные нормативные акты организации в области обработки персональных данных;
  • подготовить и разместить на своем сайте Политику в отношении обработки персональных данных;
  • ознакомить с Политикой своих работников и разъяснить им их права в части отзыва согласия и запретов на обработку ПДн;
  • получить Согласия от работников, предоставляющие право оператору ПДн раскрывать неограниченному кругу лиц и делать общедоступными персональные данные субъекта (ФИО ИНН) с конкретными сроками действия этих согласий и указанием операторов, которым предоставляется право обрабатывать и распространять раскрытые персональные данные (как минимум, должна быть указана компания-работодатель);
  • опубликовать информацию об условиях обработки и о наличии запретов и условий на обработку ПДнРР неограниченным кругом лиц в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения соответствующего согласия субъекта персональных данных (прим. ред. — в настоящий момент регулятором не определен формат и места публикации такой информации).

Стоит отметить, что оператор (работодатель) не имеет права принуждать субъекта к подписанию Согласия, так как в соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ-152, гражданин принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. То есть пугать увольнением или расторжением договора за отказ подписать Согласие — противозаконно. А полученный под угрозами документ не будет иметь юридической силы.

Помимо работодателей, Согласия на обработку персональных данных, разрешенных к использованию, с работников компаний, раскрывших налоговую тайну по кейсу GRUZ, должны собирать и те, кто планирует запросить общедоступную информацию о таких организациях через форму КНД 1110070, — ИП и юридические лица любой формы собственности (коммерческие и некоммерческие). Перед запросом такой информации на сайте организации-получателя должна быть опубликована Политика в отношении обработки персональных данных и сведения об условиях обработки ПДнРР по полученным Согласиям.

До 01.07.2021 Согласия на обработку ПДн должны передаваться субъектом либо его представителем по нотариальной доверенности непосредственно оператору персональных данных в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью. Роскомнадзор своим приказом утвердил Требования к содержанию согласия на обработку персональных данных, разрешенных для распространения. Они вступают в силу 01.09.2021, но использовать эти рекомендации лучше уже сейчас, чтобы не собирать согласия заново в сентябре.

Нарушение Закона о персональных данных участниками отраслевых проектов обеления будет являться длящимся, начиная с момента подачи Согласия на раскрытие налоговой тайны в ФНС, благодаря бессрочности такого согласия. При таком правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Однако, судебная практика по этому вопросу разнородна. Поэтому привлечение к административной ответственности по срокам давности (3 месяца) останется на усмотрение конкретного суда.

Заинтересованные могут ознакомиться и самостоятельно рассчитать величину возможных штрафных санкций для компаний и их руководителей за нарушение Закона о персональных данных при участии в отраслевых проектах обеления ФНС.

Для справки: в настоящий момент в Реестре БелыйФМ 328 организаций и ИП со среднесписочной штатной численностью — 343 человека.

1. За использование компанией-работодателем стандартного Согласия работника, не предоставляющего прав на раскрытие информации неопределенному кругу лиц, в качестве основания для подачи Согласия на раскрытие налоговой тайны по кейсу GRUZ (п.1 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:

  • для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 60 тыс. до 100 тыс. руб.

2. За раскрытие компанией-работодателем налоговой тайны по кейсу GRUZ без предварительного получения Согласия на обработку ПДнРР работника, не получение (отсутствие) Согласия у нового работника, принятого на работу после раскрытия налоговой тайны по кейсу GRUZ, использование Согласия с неполным составом сведений, установленным законом, в том числе сроков действия и операторов, которым разрешено обрабатывать и распространять персональные данные работника (п.2 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:

  • для должностных лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 30 тыс. до 150 тыс. руб.

3. За отсутствие опубликованной Политики в отношении персональных данных у компании-работодателя или компании-получателя общедоступной информации по кейсу GRUZ (п.3 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:

  • для должностных лиц — от 6 тыс. до 12 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 30 тыс. до 60 тыс. руб.;
  • для ИП — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

4. За нарушение сроков (3-10 рабочих дней) выполнения требования субъекта ПДн по прекращению обработки или удалению персональных данных при их неправомерной обработке компанией-работодателем или компанией-получателем общедоступной информации по кейсу GRUZ (п.5 ст. 13.11 КоАП) возможны штрафы:

  • для должностных лиц — от 8 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тыс. до 90 тыс. руб.;
  • для ИП — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Читайте также: