Снятие с учета в налоговом органе российской организации по месту нахождения филиала

Обновлено: 20.05.2024

По тем или иным причинам компания может принять решение о закрытии (ликвидации) своего обособленного подразделения. На практике возникают вопросы, связанные с возможностью закрытия подразделения, если в головной компании еще не закончилась налоговая проверка.

В налоговом законодательстве обозначены следующие признаки обособленного подразделения (ст.11 НК РФ):

  • территориальная обособленность;
  • имеются оборудованные стационарные рабочие места;
  • создание на срок более одного месяца.

При этом (в отличие от норм гражданского законодательства), признание обособленного подразделения компании таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Особенности уплаты налогов и сборов обособленными подразделениями были рассмотрены отдельно.

Что нужно сделать при закрытии обособленного подразделения?

Сам порядок постановки на учет и снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений утвержден Приказом Минфина РФ от 05.11.2009 г. №114н (далее по тексту – Порядок).

В п.9 Порядка указано, что в случае принятия компанией решения о прекращении деятельности через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения), снятие с учета в налоговом органе организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению организации о снятии с учета в течение десяти рабочих дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

!Юр.обслуживание
!Юр.обслуживание


Датой снятия с учета в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

Особенности закрытия обособленного подразделения при проведении налоговой проверки

При принятии решения о закрытии обособленного подразделения нужно учитывать закончилась или нет налоговая проверка в отношении компании.

На практике бывают случаи, когда в отношении компании вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки до получения компанией уведомления о снятии с учета обособленного подразделения. Должна ли компания ждать окончания выездной налоговой проверки для того, чтобы закрыть свое обособленное подразделение?

В случае прекращения деятельности (закрытия) обособленного подразделения российской компании (иностранной организации) снятие с учета компании налоговым органом по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется не ранее окончания выездной налоговой проверки компании в случае ее проведения (абз.3 п.5 ст.84 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 16.05.2013 г. №03-02-07/1/17031).

Окончание выездной налоговой проверки сопровождается составлением справки. Справка о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, составляется в последний день проведения выездной налоговой проверки (п. 15 ст. 89 НК РФ).

После составления справки об окончании выездной налоговой проверки налоговая инспекция обязана снять компанию с учета по месту нахождения обособленного подразделения.

Может или нет проводиться в отношении обособленного подразделения самостоятельная налоговая проверка? Является ли факт ликвидации обособленного подразделения самостоятельным основанием для инициирования выездной налоговой проверки подразделения?

Если компания имеет в своем составе одно или несколько обособленных подразделений, не обладающих статусом филиала или представительства, налоговые органы не вправе проводить самостоятельные выездные проверки таких обособленных подразделений (п.7 ст.89 НК РФ, Письма Минфина РФ от 28.03.2011 г. №03-02-08/32, от 31.07.2008 г. №03-02-07/1-327).

И лишь в рамках выездной налоговой проверки компании в целом, налоговая инспекция имеет право проверить, в том числе деятельность обособленных подразделений компании.

Заявителями на получение государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей - юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений (далее – заявители, государственная услуга) являются:

юридические лица любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан Российской Федерации) по месту нахождения их обособленных подразделений, которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее – страхователи);

уполномоченные представители страхователей, осуществляющие свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Заявление о предоставлении государственной услуги и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены (направлены) заявителем в территориальный орган Фонда:


лично, независимо от места нахождения или места постановки на регистрационный учет страхователя,


через многофункциональный центр (при наличии государственной услуги в соглашениях о взаимодействии),


почтовым отправлением,


в электронной форме путем заполнения специальной электронной формы заявления о предоставлении государственной услуги через личный кабинет на Едином портале.

При обращении за получением государственной услуги в электронной форме заявление о предоставлении государственной услуги и электронные документы, подтверждающие наличие открытого юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации) для совершения операций обособленным подразделением и начисления выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Доверенность, подтверждающая правомочие на обращение за получением государственной услуги, выданная юридическим лицом, удостоверяется усиленной квалифицированной электронной подписью правомочного должностного лица юридического лица.

В случае представления (направления) документов (для регистрации или снятия с регистрационного учета) уполномоченным представителем юридического лица предъявляется (направляется) документ, подтверждающий соответствующие полномочия.

Копии документов, представляемых в территориальный орган Фонда, должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В случае предъявления заявителем подлинников документов копии документов заверяются должностными лицами территориального органа Фонда.

При направлении документов через организацию почтовой связи подлинники документов не направляются.

Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.


Нарушение установленного статьей 6 Федерального закона №125-ФЗ срока регистрации в качестве страхователя у страховщика влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей. Нарушение установленного срока регистрации в качестве страхователя у страховщика более чем на 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (статья 26.28 Федерального закона № 125-ФЗ).

Форма заявления о регистрации обособленного подразделения юридического лица предусмотрена Приложением № 1 к Регламенту.

Также основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

б) поступление документов от лица, не относящегося к кругу заявителей.

Результатом предоставления государственной услуги при регистрации страхователей является внесение данных о страхователе в информационную систему Фонда и выдача (направление) заявителю уведомления о регистрации в качестве страхователя юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации и уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения (далее - документы о регистрации).

Документы о регистрации выдаются (направляются) страхователю:


в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица территориального органа Фонда, по адресу электронной почты, если сведения о нем имеются в территориальном органе;


лично заявителю, указавшему в заявлении о регистрации способ получения документов о регистрации посредством выдачи. В случае если заявитель не явился в территориальный орган Фонда в течение десяти рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда всех документов (сведений), необходимых для регистрации страхователя, должностное лицо территориального органа Фонда, в срок не позднее рабочего дня, следующего за датой истечения указанного срока, направляет документы о регистрации почтовым отправлением заявителю.


в личный кабинет на Едином портале (в день осуществления регистрационных действий), если заявление о регистрации и соответствующие документы были представлены страхователем в территориальный орган Фонда с использованием Единого портала;


в случае, если в заявлении о регистрации указан способ получения документов о регистрации почтовым отправлением или при отсутствии в территориальном органе Фонда сведений об адресе электронной почты заявителя, должностное лицо территориального органа Фонда, в срок не позднее дня осуществления регистрации страхователя направляет документы о регистрации почтовым отправлением заявителю.

Получение документов о регистрации в письменной форме на бумажном носителе не является обязательным для страхователя. Территориальный орган Фонда обязан выдать указанные документы по соответствующему запросу страхователя в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления такого запроса в территориальный орган Фонда.

Документы о регистрации могут быть выданы заявителю территориальным органом Фонда независимо от места постановки на регистрационный учет страхователя.

Снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется территориальным органом Фонда в случаях:

1) ликвидации обособленного подразделения юридического лица;

2) ликвидации юридического лица, имеющего обособленные подразделения;

3) закрытия страхователем - юридическим лицом счета в банке (иной кредитной организации), открытого для совершения операций обособленным подразделением, либо прекращения полномочий обособленного подразделения по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц;

4) выявления территориальным органом Фонда факта несоблюдения при регистрации в качестве страхователя обособленного подразделения юридического лица условий регистрации страхователей, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ.

Форма заявления о снятии с регистрационного учета предусмотрена Приложением № 2 к Регламенту.

Также основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

б) поступление документов от лица, не относящегося к кругу заявителей.

Документы, необходимые для снятия с регистрационного учета страхователя, представляются юридическими лицами в течение пятнадцати рабочих дней с момента наступления соответствующих обстоятельств в территориальный орган Фонда.

Если заявителем не представлена копия документа, подтверждающего принятие решения о ликвидации обособленного подразделения юридического лица самостоятельно, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о снятии с регистрационного учета, формирует и направляет в налоговый орган межведомственный запрос о предоставлении сведений о ликвидации обособленного подразделения юридического лица.

Снятие страхователя с регистрационного учета не освобождает его от погашения задолженности по обязательным платежам в Фонд.

Результатом предоставления государственной услуги при снятии с регистрационного учета страхователей является внесение данных о снятии с регистрационного учета страхователя в информационную систему Фонда и выдача (направление) заявителю копии принятого территориальным органом Фонда решения о снятии с регистрационного учета обособленного подразделения юридического лица (далее - решение о снятии с регистрационного учета).

Решение о снятии с регистрационного учета принимается территориальным органом Фонда не позднее четырнадцати рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с регистрационного учета в территориальный орган Фонда и в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о снятии с регистрационного учета, выдается (направляется) заявителю:


в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица территориального органа Фонда, по адресу электронной почты, если сведения о нем имеются в территориальном органе Фонда;


лично заявителю, указавшему в заявлении о снятии с регистрационного учета способ получения копии решения о снятии с регистрационного учета посредством выдачи. В случае если заявитель не явился в территориальный орган Фонда в течение десяти рабочих дней со дня снятия страхователя с регистрационного учета, должностное лицо территориального органа Фонда, в срок не позднее рабочего дня, следующего за датой истечения указанного срока, направляет копию решения о снятии с регистрационного учета почтовым отправлением заявителю;


в личный кабинет на Едином портале (в день осуществления регистрационных действий), если заявление о снятии с регистрационного учета и соответствующие документы были представлены страхователем в территориальный орган Фонда с использованием Единого портала;


почтовым отправлением заявителю, если в заявлении о снятии с регистрационного учета указан способ получения копии решения о снятии с регистрационного учета почтовым отправлением или при отсутствии в территориальном органе Фонда сведений об адресе электронной почты заявителя.

Получение решения о снятии с регистрационного учета в письменной форме на бумажном носителе не является обязательным для страхователя. Территориальный орган Фонда обязан выдать копию решения о снятии с регистрационного учета по соответствующему запросу страхователя не позднее трех рабочих дней со дня поступления такого запроса в территориальный орган Фонда.

Для регистрации (снятия с регистрационного учета) страхователей в связи с изменением их места нахождения заявителем представляется (направляется) следующие документы: заявление о регистрации обособленного подразделения юридического лица, форма которого предусмотрена Приложением № 1 к Регламенту.

В случае изменения места нахождения страхователя заявление о регистрации обособленного подразделения юридического лица заявители подают в территориальный орган Фонда независимо от места постановки на регистрационный учет страхователя в течение пятнадцати рабочих дней со дня таких изменений.

Наличие ошибок (нечитаемого текста, незаполненных полей) в заявлении о предоставлении государственной услуги являются основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Также основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

б) поступление документов от лица, не относящегося к кругу заявителей.

Заявитель может по своей инициативе представить в территориальный орган Фонда копию документа, подтверждающего изменение места нахождения обособленного подразделения (уведомление о постановке на учет в налоговом органе по новому месту нахождения обособленного подразделения). Непредставление заявителем указанного документа не является основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги.

Если заявителем не представлена копия документа, подтверждающего изменение места нахождения страхователя самостоятельно, должностное лицо территориального органа Фонда, ответственное за предоставление государственной услуги, в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем поступления заявления о регистрации, формирует и направляет в налоговый орган межведомственный запрос о предоставлении сведений об адресе места нахождения обособленного подразделения, необходимых для регистрации страхователя по новому месту его нахождения.


в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица территориального органа Фонда, по адресу электронной почты, если сведения о нем имеются в территориальном органе Фонда;


лично заявителю, указавшему в заявлении о регистрации способ получения документов о регистрации посредством выдачи. В случае если заявитель не явился в территориальный орган Фонда по новому месту нахождения в течение десяти рабочих дней со дня получения территориальным органом Фонда по прежнему месту нахождения страхователя всех документов, необходимых для регистрации страхователя, по новому месту нахождения, должностное лицо территориального органа Фонда, в срок не позднее рабочего дня, следующего за датой истечения указанного срока, направляет документы о регистрации почтовым отправлением заявителю;


в личный кабинет на Едином портале (в день осуществления регистрационных действий), если заявление о регистрации было представлено страхователем в территориальный орган Фонда с использованием Единого портала;


в случае, если в заявлении о регистрации указан способ получения документов о регистрации почтовым отправлением или при отсутствии в территориальном органе Фонда сведений об адресе электронной почты заявителя, должностное лицо территориального органа Фонда, в срок не позднее дня осуществления регистрации страхователя направляет документы о регистрации почтовым отправлением заявителю.

Получение документов о регистрации в письменной форме на бумажном носителе не является обязательным для страхователя. Территориальный орган Фонда обязан выдать указанные документы по соответствующему запросу страхователя в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления такого запроса в территориальный орган Фонда.

Предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Фонда по месту нахождения страхователей, при этом заявление о предоставлении государственной услуги и документы, необходимые для предоставления государственной услуги, могут быть представлены заявителем в территориальный орган Фонда независимо от места нахождения или места постановки на регистрационный учет страхователя. Результаты государственной услуги могут быть получены заявителем также в территориальном органе Фонда независимо от места нахождения или места постановки на регистрационный учет страхователя.

Заявителям, представившим заявление о предоставлении государственной услуги и документы в многофункциональный центр, результат государственный услуги в зависимости от способа получения, указанного им в заявлении о предоставлении государственной услуги, выдается в том же многофункциональном центре или направляется заявителю территориальным органом Фонда почтовым отправлением.

Основания для приостановления предоставления или отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

При предоставлении заявителю результата государственной услуги должностное лицо территориального органа Фонда обязательно информирует его о сборе мнений заявителей о качестве предоставленной государственной услуги и предлагает ему оставить отзыв на специализированном сайте "Ваш контроль" в сети "Интернет", а также в личном кабинете Единого портала.

При предоставлении государственной услуги в многофункциональном центре по окончании предоставления заявителю государственной услуги работник многофункционального центра обязательно информирует его о сборе мнений заявителей о качестве предоставленной государственной услуги, предлагает ему предоставить абонентский номер устройства подвижной радиотелефонной связи для участия в оценке качества предоставления государственной услуги (или оценить предоставленную ему государственную услугу с использованием сети "Интернет").

В случае отказа заявителя от оценки качества предоставления государственной услуги с использованием средств подвижной радиотелефонной связи должностное лицо территориального органа Фонда предлагает воспользоваться для участия в указанной оценке терминальным или иным устройством, расположенным непосредственно в месте предоставления результата государственной услуги (при наличии технических возможностей), либо оценить качество предоставленной ему государственной услуги на специализированном сайте ("Ваш контроль") в сети "Интернет", а также в личном кабинете Единого портала.

Заявитель вправе подать жалобу на решения и (или) действия (бездействие) Фонда и его территориальных органов, их должностных лиц, а также на решения и (или) действия (бездействие) многофункционального центра, работника многофункционального центра, принятых (осуществленных) в ходе предоставления государственной услуги.

Организации с филиалами также отчитываются в контролирующие органы. Такие компании ведут и бухгалтерский, и налоговый учет. В некоторых случаях филиалы ведут бухучет самостоятельно. Как поставить на учет филиал, какую отчетность необходимо сдавать — расскажем в статье.


Контролируйте отчетность всех филиалов онлайн, оперативно выполняйте требования госорганов

Бухгалтерский учет в организации, имеющей филиал

Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиал — это вид обособленного подразделения. По нормам Налогового кодекса к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и другие обособленные помещения (здания, объекты). Филиал выполняет функции головной компании в полном объеме или частично. Ознакомиться с характеристиками обособок можно в ст. 11 НК РФ.

Как вести бухгалтерию в филиале, зависит от выбранного способа. Филиал может быть выделен на отдельный баланс, а может работать без него.

Независимо от выбранного варианта бухгалтерская (финансовая) отчетность головной организации должна содержать показатели деятельности всех филиалов (п. 6 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. 8 ПБУ 4/99).

Филиал не выделен на отдельный баланс

Если филиал не поставлен на отдельный баланс, учет в компании ведется централизованным способом. То есть все факты хозяйственной жизни, в том числе проходящие через обособленное подразделение, отражает в учете сама головная организация. Филиал не ведет бухучет.

Организации должны вести учет, опираясь на федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). Об этом говорится в ст. 21 Закона № 402-ФЗ. Для коммерческих компаний утверждено четыре ФСБУ: по учету запасов (5/2019), аренды (25/2018), основных средств (6/2020) и капитальных вложений (26/2020).

ФСБУ 5/2019 необходимо применять с 2021 года, остальные стандарты лишь с 2022 года. Так как на данный момент утвержденные ФСБУ затрагивают лишь часть учета, организации в работе применяют правила из разных ПБУ.

Несмотря на то, что филиалы без отдельного баланса не ведут бухучет, им необходимо оформлять первичную документацию.

Все документы оформляются от имени головной организации, так как филиал не является юридическим лицом.

Головной компании необходимо грамотно организовать документооборот. Правила передачи первички и иных документов от филиала к компании утверждают в учетной политике. Обычно передача документов происходит по специальному реестру.

Головная организация должна наладить аналитический учет в разрезе по каждому филиалу. То есть операции филиалов нужно отражать на отдельных субсчетах.

Годовую бухгалтерскую отчетность сдает головная организация с учетом показателей по филиалу.

Отчитывайтесь за головную организацию и филиалы через интернет

Филиал выделен на отдельный баланс

В этом случае филиал ведет бухучет самостоятельно, но только в том объеме, который утвержден учетной политикой компании. Также в учетной политике закрепляют рабочий план счетов филиала, формы первичной документации и порядок ее передачи головной организации.

Если филиал с отдельным балансом производит и продает свою продукцию (работы, услуги), он может определять и собственный финансовый результат. Полученную прибыль (убыток) филиал передает головной организации с помощью проводок.

  • Дебет 99 Кредит 79 — передана прибыль (ежемесячная, квартальная).
  • Дебет 84 Кредит 79 — передана годовая прибыль от филиала.
  • Дебет 79 Кредит 99 — получена прибыль от филиала (ежемесячная, квартальная).
  • Дебет 79 Кредит 84 — получена годовая прибыль от филиала.

Филиалы также формируют баланс, но он служит лишь для управленческого учета и формирования консолидированной отчетности. Филиалы не сдают бухгалтерскую отчетность в ИФНС.

Налоговая отчетность филиала

Если организация находится на ОСНО, она является плательщиком НДС. При этом плательщиками НДС могут быть юридические лица или ИП (п. 1 ст. 143 НК РФ). Филиал не относится ни к той, ни к другой категории. Значит, филиал не уплачивает НДС самостоятельно. Все расчеты по налогу производит головная организация. Она же сдает декларацию по НДС.

Если на территории одного субъекта РФ находится несколько филиалов, можно выбрать один и через него перечислять налог. Об этом решении следует известить ИФНС (письмо ФНС РФ от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@).

Декларации по налогу на прибыль подает головная организация. Их будет несколько: общая по компании и отдельные декларации по каждому филиалу. Если в одном субъекте РФ находится несколько филиалов, а налог в местный бюджет платит один из них, то декларация формируется по группе таких филиалов.

Что касается налога на имущество, организация с филиалами на отдельном балансе уплачивает авансы и налог по местонахождению филиала (ст. 384 НК РФ). Декларацию по налогу на имущество по филиалу сдают, если место расположения филиала совпадает с местом расположения налогооблагаемой недвижимости организации.

С дохода работников филиала, у которых в договоре прописано условие о работе в подразделении, НДФЛ уплачивают по месту расположения филиала.

6-НДФЛ по доходам работников головной организации сдается по месту учета организации, а по доходам работников филиала — по месту нахождения филиала.

Расчет по страховым взносам сдает головная компания. Если филиал выделен на отдельный баланс и имеет свой расчетный счет, то расчет по взносам, начисленным работникам подразделения, сдает филиал (ст. 431 НК РФ).

Постановка на учет

Об открытии филиала нужно в течение месяца сообщить в налоговую инспекцию (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Для этого понадобится форма № С-09-3-1. ИФНС включит сведения о филиалах в ЕГРЮЛ и поставит на учет. Далее организации придет уведомление о постановке филиала на налоговый учет. Филиалу присвоят КПП.

Если филиал будет начислять зарплату и производить выплаты со своего расчетного счета, необходимо уведомить об этом ФНС по форме КНД 1112536. На основании такого уведомления ФНС информирует Пенсионный фонд. А Фонд в свою очередь поставит филиал у себя на учет.

Также филиал нужно зарегистрировать в ФСС. На это отводится 30 дней с момента открытия филиала (пп. 6, 9, 10 порядка регистрации и снятия с учета в ФСС РФ, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н). Чтобы поставить на учет филиал, нужно написать заявление о регистрации в ФСС, приложить к нему справку об открытии счета и документ, подтверждающий, что подразделение будет осуществлять выплаты физическим лицам.

Если не сообщить в ФСС своевременно об открытии филиала, компанию могут оштрафовать (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ).

Как сдавать отчетность компаниям с филиалами

Отчетность по филиалу чаще всего сдает головная организация. Сроки отчетности одинаковые для всех налогоплательщиков: и с обособленными подразделениями, и без них. Для некоторых отчетов предусмотрена возможность представления на бумажном носителе. Однако чаще всего компании выбирают более удобный способ и отчитываются по всем налогам и взносам электронно.

Формируйте и сдавайте отчетность компании и филиалов через Контур.Экстерн. Это удобно, легко и надежно.

Своевременно отчитывайтесь за филиалы и подразделения, взаимодействуйте с контролирующими органами через интернет

С 6 апреля 2021 года действует новый порядок регистрации и снятия с учёта в ФСС юридических лиц. Рассказываем, какие есть изменения и на что обратить внимание.

Что изменилось

Приказ Фонда социального страхования России от 06.04.2021 № 119 утвердил новый Порядок организации работы территориальных органов ФСС по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – юридических лиц на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Одновременно утратил силу прежний аналогичный регламент – это приказ ФСС от 17.11.2016 № 459.

По сравнению со старыми правилами можно выделить следующие изменения:

  • уведомления о регистрации и страховом тарифе ФСС теперь отправляет в тот же срок, что и регистрирует компанию, – не позже 3-х рабочих дней со дня получения сведений из ЕГРЮЛ (ранее – 1 раб. день с даты регистрации);
  • дата постановки на учет нового или сменившего адрес страхователя теперь – день внесения сведений в ЕГРЮЛ (ранее в первом случае это была дата регистрации в ФСС, а во втором – следующий день после отражения записи в ЕГРЮЛ);
  • добавлен рекомендуемый образец решения ФСС о снятии с рег. учета.

Общие правила

ФСС регистрирует страхователей одновременно по двум видам обязательного соцстрахования – от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, на случай временной нетрудоспособности и материнства.

На основе имеющихся данных о страхователях ФСС ведёт их реестры.

Территориальный ФСС, ответственный за регистрацию страхователей, в течение 3-х рабочих дней со дня представления сведений ЕГРЮЛ:

  • код филиала территориального органа ФСС, зарегистрировавшего страхователя (осуществляющего взаимодействие с данным страхователем), либо код территориального органа ФСС (при отсутствии филиалов) – 4 знака;
  • уникальный порядковый номер страхователя в реестре страхователей – 6 знаков.
  • код филиала территориального органа ФСС, зарегистрировавшего страхователя (взаимодействие с ним), либо код территориального органа ФСС (при отсутствии филиалов) – 4 знака;
  • пятый знак – символ причины регистрации (“1” – регистрация юрлица в качестве страхователя).

Дата регистрации юрлица в качестве страхователя и дата постановки на рег. учет – это дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей сведения о государственной регистрации юридического лица.

В конце каждого рабочего дня инфосистема ФСС формирует файлы по всем изменениям регистрационно-учетных данных страхователей и направляет их в регистрирующий орган.

Уведомление о регистрации и Уведомление о страховом тарифе не позднее 3-х рабочих дней направляют страхователю с усиленной квалифицированной электронной подписью через Интернет, в том числе:

  • в личный кабинет на сайте Госуслуг;
  • по адресу электронной почты в ЕГРЮЛ.

Указанные уведомления могут выдать и на бумаге при личном обращении с запросом. Срок – 3 рабочих дня со дня получения соответствующего запроса.

При изменении места нахождения страхователя территориальный орган/филиал ФСС по новому месту в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления карточки страхователя в систему от прежнего места учета осуществляет постановку на регистрационный учет, оформляет уведомления и направляет их страхователю.

Дата постановки на регистрационный учет в территориальном органе/филиале ФСС по новому месту нахождения страхователя – это дата внесения записи в ЕГРЮЛ о новом адресе места его нахождения. При этом дата регистрации в качестве страхователя и рег. номер не меняются.

Снятие с регистрационного учета в ФСС

Это происходит в течение 5 рабочих дней со дня представления налоговой сведений ЕГРЮЛ в отношении юридического лица:

  • о ликвидации;
  • прекращении деятельности;
  • исключении из ЕГРЮЛ;
  • признании регистрации ошибочной по решению регистрирующего органа.

Дата снятия с регистрационного учета страхователя – это дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

При получении сведений из ЕГРЮЛ об изменении места нахождения страхователя территориальный орган/филиал ФСС по прежнему месту в течение 5 рабочих дней со дня получения указанных сведений инициирует передачу карточки такого страхователя посредством электронных каналов по новому месту нахождения страхователя.

Дата снятия с регистрационного учета страхователя, изменившего место нахождения, – это дата, предшествующая дате внесения в ЕГРЮЛ записи о новом адресе места его нахождения.

Территориальный орган/филиал ФСС снимает с регистрационного учета на основании решения, которое направляют компании в течение 5 рабочих дней.

Порядок постановки на учет, а также снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

- заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

- заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

- заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

- уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

- дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

- по решению регистрирующего органа;

- в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

- в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

- государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

- снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

Читайте также: