Снижение налогообложения экономическая свобода повышение требований к квалификации

Обновлено: 18.05.2024

Исходя из требований статьи 221, 252 НК РФ основными критериями, которым должны соответствовать расходы предприятия, - это экономическая оправданность.

Что считать экономически оправданными расходами, а, что - экономически не оправданными? Есть ли такие критерии, где они зафиксированы?

ОТВЕТ

Критерии экономической обоснованности расходов позволяет выделить лишь анализ судебной практики.

ОБОСНОВАНИЕ

1. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности а не ее результат.

2. Экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

3. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса.

4. Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы.

Необоснованные расходы - это затраты, которые не являются экономически оправданными.

Вот несколько причин, по которым налоговый орган может попытаться признать расходы необоснованными:

  • они не привели к получению доходов;
  • в результате этих расходов компания получила убыток;
  • размер расходов не соответствует финансовому положению организации;
  • расходы не связаны с основными видами деятельности компании;
  • куплено слишком дорогое имущество, например люксовый автомобиль, сделан дизайнерский ремонт в офисе.

Экономическая оправданность понесенных расходов оценивается проверяющими инспекторами исходя из субъективных представлений о содержании и смысле хозяйственной деятельности предприятия.

Учитывая изложенное, экономическая оправданность и обоснованность тех или иных расходов оценивается в каждом конкретном случае налогоплательщиком самостоятельно.

Судебными органами давно выработан подход, согласно которому все произведенные налогоплательщиком расходы изначально предполагаются обоснованными, поскольку, осуществляя деятельность на свой страх и риск, только налогоплательщик вправе оценивать ее целесообразность, рациональность и эффективность

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Экономическая оправданность расходов - частая причина споров с налоговыми органами, которые толкуют это понятие широко.

Необоснованные расходы - это затраты, которые не являются экономически оправданными.

Вот несколько причин, по которым налоговый орган может попытаться признать расходы необоснованными:

  • они не привели к получению доходов;
  • в результате этих расходов компания получила убыток;
  • размер расходов не соответствует финансовому положению организации;
  • расходы не связаны с основными видами деятельности компании;
  • куплено слишком дорогое имущество, например люксовый автомобиль, сделан дизайнерский ремонт в офисе.

Так, например, приобретение организацией с ежемесячными оборотами порядка 90 000 руб. автомобиля стоимостью 3 000 000 руб. наверняка вызовет вопросы у налоговых органов. Также не оставит равнодушными инспекторов ситуация, когда убыточная компания приобретает консультационные услуги, стоимость которых в десятки раз превышает сумму ее выручки.

В приведенных примерах налицо явное несоответствие понесенных расходов финансовому состоянию дел организации. Однако даже этот факт не означает, что ваши расходы автоматически можно признать экономически необоснованными. В первую очередь потому, что критерия "соответствие понесенных расходов финансовому положению налогоплательщика" в Налоговом кодексе РФ нет.

Зачастую экономическая оправданность понесенных расходов оценивается проверяющими инспекторами исходя из субъективных представлений о содержании и смысле хозяйственной деятельности предприятия: не принимаются во внимание стратегия его развития, сложившиеся отношения с контрагентами, рисковый характер предпринимательской деятельности и прочие факторы. Причем многочисленная судебная практика по этому вопросу не раз обращала внимание на то, что при оценке экономической оправданности нужно исходить из конкретных обстоятельств финансово-экономической деятельности организации.

Обоснованность расходов должна оцениваться с учетом намерений налогоплательщика получить экономический эффект, а не с точки зрения целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

Налогоплательщик осуществляет деятельность самостоятельно на свой риск и вправе сам оценивать ее эффективность и целесообразность (Письмо Минфина России от 20.06.2017 N 03-03-06/1/38489).

Налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (статьи 8 части первой Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.

Ссылки на указанное Определение Конституционного Суда РФ содержатся в многочисленных письмах финансового ведомства, посвященных вопросам экономической обоснованности расходов (Письма Минфина России от 08.12.2017 N 03-03-06/1/81910 , от 06.09.2017 N 03-03-06/1/57120 от 20.06.2017 N 03-03-06/1/38489 , от 05.04.2017 N 03-03-07/19871, от 03.04.2017 N 03-03-06/1/19337 и др.).

Судебными органами давно выработан подход, согласно которому все произведенные налогоплательщиком расходы изначально предполагаются обоснованными, поскольку, осуществляя деятельность на свой страх и риск, только налогоплательщик вправе оценивать ее целесообразность, рациональность и эффективность ( Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О , от 04.06.2007 N 320-О-П , от 04.06.2007 N366-О-П).

Поэтому обоснованность включения тех или иных расходов в уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль зачастую решается в суде, что приводит к усложнению налогового администрирования.

Законодательно невозможно предусмотреть подробную детализацию всех расходов налогоплательщика, которые он может учесть в целях расчета налога на прибыль в зависимости от вида осуществляемой им экономической деятельности. Как признал Конституционный Суд РФ, такая мера привела бы к ограничению прав налогоплательщика по самостоятельному определению возможного отнесения тех или иных затрат к расходам в целях налогообложения.

Сходную точку зрения поддерживает и Минфин России, указывая на то, что "любые расходы вне зависимости от того, поименованы они или нет в соответствующих статьях главы 25 НК РФ, могут учитываться в целях налогообложения прибыли, если они соответствуют критериям, указанным в статье 252 НК РФ" (Письмо Минфина России от 17.09.2010 N 03-03-06/4/88).

Таким образом, можно выделить основные моменты, связанные с определением экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов (Определения от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 320-О-П и от 04.06.2007 N 366-О-П):

1. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности а не ее результат.

2. Экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата.

3. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса.

4. Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы.

– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (например, Постановление ФАС Московского округа от 30.05.2013 по делу N А40-79395/12-90-422 и Постановление ФАС Московского округа от 04.09.2012 N А40-9474/12-140-44);

 Фото: iStock

По мнению экспертов Форума, чтобы выйти на темпы экономического роста выше 3%, нужны дополнительные меры и стимулы. Среди них - изменение качества производственного капитала и рабочих мест, поддержание доходов населения, увеличение инвестиций в основной капитал, вложений в "экономику знаний", развитие жилищного строительства и отечественного экспорта.

"Можно отметить, что меры, которые приняло правительство, уменьшили масштабы спада российской экономики в 2020 году, по нашей оценке, на 1,8%, - подчеркнул Андрей Клепач. - В реальные доходы населения они добавили более 3 процентных пунктов. Иначе мы получили бы падение не около 5%, а 7-8%".

Главный экономист ВЭБ РФ отметил, что прекращение действия большинства мер в конце 2020 года и ограниченный эффект бюджетного правила будут препятствовать V-образному отскоку экономики в 2021 году и сдержат рост ВВП в 2021-2024 годах.

По словам эксперта, чтобы выйти на темпы роста выше 3%, нужны дополнительные социальные и секторальные меры, в том числе - для поддержания доходов населения.

"Ситуация с доходами населения, как мы видим за последние 7 лет, является крайне болевой точкой, серьезным социальным вызовом и ограничением для экономического роста", - отметил Андрей Клепач.

Президент ВЭО России и Международного Союза экономистов Сергей Бодрунов напомнил, что основной целью модернизации не только социальной, но в целом экономической политики является устойчивое повышение уровня и качества жизни населения, именно на это должны быть направлены все преобразования.

"Оценка всех проводимых реформ должна проводиться именно через призму роста благосостояния россиян и уровня их жизни", - процитировал Сергей Бодрунов академика Леонида Абалкина.

Директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Правления ВЭО России Александр Широв отметил, что главная проблема - в социальной сфере.

"Наша экономика - это на 50% потребительский спрос, - уверен Александр Широв. - Понятно, что ни уровень, ни качество жизни, ни та оплата труда, которую получают большая часть работников, нас устроить не могут. - отметил ученый. - Нужно изменить качество производственного капитала, тех рабочих мест, которые у нас сейчас есть, потому что когда 30% рабочих мест являются низкотехнологичными и малооплачиваемыми, трудно ожидать высокий уровень доходов населения в этих секторах".

"Перед экономикой стоят фундаментальные вызовы и главный из них - это повышение уровня жизни и доходов населения, - поддержал коллег президент ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, вице-президент ВЭО России Александр Дынкин. - Есть два взаимосвязанных пути - экономический рост и инновационная экономика. И здесь нет того звена, потянув за которое, можно вытащить всю цепь, нет одного волшебного рецепта".

По словам академика Дынкина, пространство инновационной конкуренции в экономике ограничивает значительная доля госсектора. "Тиражирование инноваций означает способность создавать на своей территории высокую добавленную стоимость, - отметил Александр Дынкин. - Если это происходит, значит доля высококвалифицированного труда в национальной экономике растет и соответственно растет уровень жизни. Какие ресурсы можно использовать? Хотел бы отметить, что в странах инновационных лидерах госсобственность составляет 5-10%. Китай демонстрирует блестящие инновационные достижения при доле госпредприятий в выпуске ВВП порядка 30%.У нас, по скромным оценкам,государственная собственность составляет 45-50%".

"В России слабы институты защиты интеллектуальной собственности, высоки риски венчурных инвестиций, мы по-прежнему ориентируемся на линейные и вертикально интегрированные инновационные модели, в то время ка весь мир перешел к нелинейным, плоским структурам, -добавил Александр Дынкин. При определении посткризисной стратегии эти обстоятельства стоит учитывать".

Академик Абел Аганбегян назвал четыре главных драйвера экономического роста:инвестиции в основной капитал, вложения в "экономику знаний", жилищное строительство и развитие экспорта.

"Нам нужен финансовый форсаж - следует перейти с 2021 года на 10-14% рост этих драйверов, - уверен Абел Аганбегян. - У нас огромные внутренние резервы. В этом году они впервые перевалили за 600 млрд долларов".

Заведующий отделом международных рынков капитала ИМЭМО имени Е.М. Примакова РАН, член Правления ВЭО России Яков Миркин согласился с необходимостью использовать до 30-40% резервов для стимулирования инвестиций внутри страны, в том числе на закупки технологий и оборудования.

Ученый привел формулу сверхбыстрого роста экономики, которая включает умеренный, осторожный финансовый форсаж, рост монетизации, насыщенности кредитами и финансовыми инструментами при значимом сокращении процента и инфляции,регулирование счета капитала рыночными методами, снижение налоговой нагрузки до 31-32% ВВП и введение максимум стимулов для прямых иностранных долгосрочных портфельных инвестиций.

Фото: Александр Корольков/РГ

По словам Якова Миркина, необходим взвешенный рост торгового протекционизма, который через торговые и неторговые барьеры стимулирует перемещение в Россию производства, а также программа дешевой ипотеки и программа инвестиций для выравнивания уровня жизни для 15-20 регионов, являющихся зонами национального бедствия.

Все эти меры, по словам ученого, дадут 4-5% рост российского ВВП и масштабную реструктуризацию экономики, создадут основы для массовых прямых иностранных инвестиций и трансфертов технологий из-за рубежа.

По итогам форума будут подготовлены и направлены в органы государственного управления экспертные предложения в "Единый план достижения национальных целей до 2030 года".


Немало вопросов возникает у бухгалтеров, когда компания в обязательном или добровольном порядке в соответствии с решением учредителей уменьшает свой уставный капитал. Елена Горнева рассмотрела вопросы отражения в бухгалтерском и налоговом учёте данных операций как у общества, так и учредителей-организаций.

Налог на прибыль

А) Общество обязано принять решение об уменьшении УК

Общество обязано принять решение об уменьшении уставного капитала общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, если стоимость чистых активов общества останется меньше его уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом (пп. 1 п. 4 ст. 30 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

Так как уменьшение произойдёт в соответствии с требованиями законодательства, то суммы, на которые уменьшится уставный капитал, не признаются доходом общества (пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ, Письмо Минфина России 17.09.2015 № 03-03-06/1/53369).

Б) Уменьшение УК в добровольном порядке

Если уставный капитал уменьшается в добровольном порядке (по решению учредителей) и при этом уменьшение уставного капитала не сопровождается соответствующей выплатой (возвратом) стоимости части вклада участникам общества, то, по мнению Минфина (со ссылкой на Определение ВАС РФ от 13.10.2009 № ВАС-11664/09), сумма уменьшения уставного капитала общества будет считаться внереализационным доходом общества и учитываться в целях налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 23.05.2014 № 03-03-РЗ/24777). Но если производятся выплаты (возврат) стоимости части вклада участникам, то доход у общества не возникает.

При этом сумма выплаченных участникам денежных средств не может быть признана в составе расходов, поскольку рассматриваемая выплата не соответствует требованиям пункта 1 статьи 252 НК РФ, так как не направлена на получение дохода.

В) Уменьшение УК путём погашения долей, принадлежащих обществу

Доля переходит к обществу, например, когда участник выходит из общества. Пунктом 2 статьи 24 Закона № 14-ФЗ определено, что в течение года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества:

  • распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества;
  • предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и (или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.

Не распределённая или не проданная в установленный указанной статьёй срок доля или часть доли в уставном капитале общества должна быть погашена, и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или части доли (п. 5 ст. 24 Закона № 14-ФЗ).

В этом случае сумма, на которую общество уменьшит уставный капитал, обложению налогом на прибыль не подлежит (пп. 17 п. 1 ст. 251 НК РФ).

НДС

Уменьшение размера уставного капитала общества в рассматриваемых ситуациях не влечёт возникновение объекта обложения НДС (пп. 1 п. 2 ст. 146, пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ).

Бухгалтерский учёт у общества при уменьшении уставного капитала

А) Уменьшение уставного капитала в соответствии с требованиями законодательства РФ

При уменьшении УК по требованиям законодательства РФ о доведении величины уставного капитала до стоимости чистых активов, а также при недостаточности разницы между чистыми активами общества и его уставным капиталом для выплаты действительной стоимости доли (его части) участнику в бухгалтерском учёте делается проводка:

Б) Уменьшение уставного капитала за счёт уменьшения номинальной стоимости долей в добровольном порядке

Закон не содержит норм, запрещающих выплачивать участникам денежные средства или передавать им иное имущество при уменьшении номинальной стоимости доли. Следовательно, указанная выплата может быть произведена по решению общего собрания участников (п. 1 ст. 32, пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).

При уменьшении УК в добровольном порядке по решению общества с возвратом соответствующей части вклада участникам общества:

Затем по мере погашения задолженности перед учредителями делается запись:

Справочно. Поскольку сроки выплаты участникам (акционерам) общества денежных и иных средств при уменьшении уставного капитала не регламентированы законодательством, выплаты могут быть начаты и до внесения изменений в устав.

При уменьшении УК, по решению общества, с одновременным принятием решения об отказе возврата участникам стоимости соответствующей части вклада:

В) Уменьшение уставного капитала путём погашения долей, приобретённых у участников

При приобретении обществом долей в бухгалтерском учёте делают записи:

При уменьшении уставного капитала путём погашения долей принадлежащих обществу, по решению общего собрания, в бухгалтерском учёте делают проводки:

Иначе регулируется учёт у учредителя – юридического лица.

Налог на прибыль

Доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах вклада (взноса) участником общества при уменьшении уставного капитала, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Необходимо отметить, что НК РФ не установлено, что понимается под вкладом (взносом) участника в целях применения нормы подпункта 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Минфин России в своих разъяснениях указал, что под вкладом (взносом) участника следует понимать взносы в уставный капитал общества (как при его учреждении, так и при увеличении его уставного капитала) или в случае приобретения доли у других участников (Письмо минфина России от 17.03.2006 № 03-03-04/2/81).

Хотя указанные разъяснения касаются иных ситуаций, а именно выхода участника из общества и ликвидации общества, сделанный в нём вывод, по нашему мнению, применим и в случае оценки размера вклада при получении имущества в связи с уменьшением уставного капитала. Это обусловлено тем, что все перечисленные случаи предусмотрены подпунктом 4 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Следовательно, доходы, полученные участником общества при уменьшении уставного капитала, не признаются для целей налогообложения прибыли в пределах внесённого им ранее вклада (как первоначального, так и дополнительных).

Бухгалтерский учёт у участника при уменьшении уставного капитала

В синтетическом бухгалтерском учёте участника отражается только уменьшение уставного капитала путём уменьшения номинальной стоимости доли и только в случае, если оно сопровождается получением участника соответствующих выплат.

Если ранее уставный капитал увеличивался за счет имущества общества, то причитающуюся выплату участник признаёт доходом от участия в другой организации (п. 7 ПБУ 9/99, п. 6 ПБУ 1/2008). На дату государственной регистрации изменений, внесённых в устав, необходимо сделать следующую запись:

Уменьшение уставного капитала путём уменьшения номинальной стоимости долей без осуществления выплат участникам или путём погашения долей, принадлежащих обществу, в учёте участника бухгалтерскими записями не отражается, потому что в результате такого уменьшения уставного капитала происходят лишь изменения в структуре собственного капитала ООО.

Если учредитель ‒ нерезидент

Как нами было отмечено выше, при расчёте налога на прибыль не учитываются доходы в виде имущества и имущественных прав, полученных участником в пределах его вклада при уменьшении уставного капитала в соответствии с законодательством РФ (пп. 4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Однако при добровольном его уменьшении у участников, являющихся юридическими лицами, возникает облагаемый доход. О получении такого дохода можно говорить в случае, когда дочерняя компания выплачивает им разницу между первоначальной и новой стоимостью доли. Если таких выплат не производится, облагаемого дохода у участников или акционеров при добровольном уменьшении уставного капитала также не возникает (ст. 41 НК РФ).

В соответствии со статьёй 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Рассмотрим на примере.

Компания из Нидерландов получила доход в виде выплаты, произведённой в результате уменьшения уставного капитала российской организации. Каковы налоговые последствия?

Между Правительством РФ и Правительством Королевства Нидерландов заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества (далее – Соглашение).

При применении международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения следует учитывать комментарии к Модельной конвенции Организации экономического сотрудничества и развития по налогам на доход и капитал, на основе которой заключаются соглашения об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами.

То есть доход резидента Нидерландов в виде выплат, производимых участнику в результате уменьшения уставного капитала, не облагается налогом на прибыль в РФ.

А чтобы российская организация не удерживала налога на прибыль в качестве налогового агента с доходов полученных резидентом Нидерландов (если сумма выплачивается в пределах первоначального вклада), последний должен предоставить необходимые документы для подтверждения своего резидентства (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Доход в виде выплат, производимых в адрес иностранного юрлица в результате уменьшения уставного капитала российской организации в части превышения суммы взноса этого иностранного участника в уставный капитал, должен быть квалифицирован как дивиденды для целей налогообложения и подлежать налогообложению у источника по ставке, установленной Соглашением.

Если получатель имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый российской организацией налог не должен превышать (п. 2 ст. 10 Соглашения):

a) 5 % от общей суммы дивидендов, если фактическим владельцем дивидендов является компания (иная, чем партнёрство), прямое участие которой в капитале компании, выплачивающей дивиденды, составляет не менее 25 % и которая инвестировала в неё не менее 75 000 экю или эквивалентную сумму в национальной валюте договаривающихся государств;

б) 15 % от общей суммы дивидендов во всех других случаях.

Надеемся, что статья поможет вам учесть все нюансы учёта, а также нормы международных актов, если учредителем будет принято решение об уменьшении уставного капитала.

Читайте также: