Штраф за непостановку на учет объекта нвос

Обновлено: 27.05.2024

Работаем на рынке
с 2010 года

Предельно понятное
ценообразование

Свыше 5 000 довольных
клиентов по всей России

Нас рекомендуют! каждый третий клиент приходит по рекомендации

Индивидуальная ценовая политика при больших объемах

В состоянии найти комплексное решение даже для сложных задач

Одной из важнейших обязательных процедур является постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС).

Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Закона № 7-ФЗ).

В целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими и принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона № 7-ФЗ.

Стоит отметить, согласно п. 2 ст. 69.2 Федерального закона № 7-ФЗ постановка на государственный учет объектов, оказывающих НВОС, осуществляется на основании заявки, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объектов. То есть стройплощадки нужно будет ставить на учет на период строительства, а потом актуализировать учетные сведения об объекте при переводе объекта из строящегося в эксплуатируемый.
Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели должны поставить на государственный учет именно те объекты НВОС, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.

Основания для постановки на государственный учет объектов НВОС

На сегодняшний день утверждены следующие подзаконные нормативные правовые акты в области постановки объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет:

Кому нужна постановка на учет НВОС

В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие НВОС, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:

  • I категория (сильное воздействие). К 1 категории относятся металлургические и химические предприятия, мясокомбинаты, производство агрохимических продуктов, добыча угля, объекты обезвреживания и захоронения отходов и пр.
  • II категория (умеренное воздействие). К данной категории относятся атомные электростанции, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта, морские порты, заводы по производству силикатного кирпича, фермы по разведению крупного рогатого скота, птицы и пр.
  • • III категория (незначительное воздействие). В эту категорию входят субъекты, не относящиеся к I и II категории, строительные площадки, срок строительства которых составляет 6 месяцев и более, участки скважин по добыче подземных вод для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи более 500 куб. метров в сутки), хозяйственная и деятельность с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также те объекты, которые попадают в вышеперечисленные категории, но их производственные мощности меньше критериев, определенных для двух предыдущих категорий.
  • • IV категория (минимальное воздействие). Объекты 4 категории оказывают негативное воздействие в незначительных масштабах. К ним относятся: деятельность по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки), строительные площадки, срок строительства которых менее 6 месяцев, все офисные предприятия, учреждения образования, социальной сферы и пр.

Критерии отнесения объектов НВОС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398.

Постановка на государственный учет объектов, которые не соответствуют ни одной из категории объектов НВОС, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, не предусмотрена.

Категория присваивается объекту НВОС при его постановке на государственный учет в государственный реестр федерального или регионального уровня и документально подтверждается свидетельством о постановке объекта НВОС на государственный учет, которое выдается соответствующим территориальным органом Росприроднадзора (для федеральных объектов) или уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (для региональных объектов).

Уровень государственного реестра (федеральный или региональный), в который будет поставлен объект НВОС на учет, определяется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903.

В обязательном порядке следует учитывать, что с 1 января 2019 г вступили в силу нововведения, переход на новую систему государственного экологического контроля и надзора, в результате которого, перечень необходимой природоохранной документации будет напрямую зависеть от отнесения к категории объекта НВОС:

  • Объекты I категории – Комплексное экологическое разрешение;
  • Объекты II категории — Декларация о воздействии на окружающую среду;
  • Объекты III категории – Программа производственного экологического контроля;
  • Объекты IV категории – практически полностью освобождаются от необходимости разработки природоохранной документации.

Реестровая информация об объектах НВОС подлежит актуализации в связи с:

  • Заменой юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и/или иную деятельность на объекте НВОС, реорганизацией юридического лица в форме преобразования, изменением его наименования, адреса (места нахождения), а также с изменением фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • Изменением места нахождения объекта НВОС;
  • Изменением характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • Изменением характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
Ответственность за несвоевременную подачу заявки

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей. (КоАП ст. 8.46).

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Порядок выполнения работ

Формирование заявки на постановку на учет объект НВОС начинается со сбора исходных данных (данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, который осуществляет хозяйственную деятельность на территории объекта, данные о местоположении производственной территории, географические координаты местоположения, дата ввода в эксплуатацию объекта, проектная мощность, наименование источников выбросов загрязняющих веществ, их количественный и качественный состав).
Формирование заявки происходит от 1 до 5 дней. Далее заявка регистрируется в соответствующем территориальном органе или уполномоченном органе субъекта Российской Федерации. Срок рассмотрения заявки 10 рабочих дней.

Результат работ

Результатом проведенных работ является получение свидетельства, подтверждающее постановку на государственный учет в региональном или федеральном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, эксплуатируемого объекта, с присвоением кода и категории объекта

Срок действия свидетельства

Срок действия свидетельства бессрочен, при условии неизменности юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и/или иную деятельность на объекте НВОС, технологического процесса и места нахождения.

Примеры категорий объектов

Объект HBOC, связанный с недропользованием, например, с газо- и нефтедобычей, определяется в границах лицензионного участка, и соответствует I категории. При этом нефте- и трубопроводы являются отдельными объектами HBOC II категории.

Офисные помещения. Позиция Росприроднадзора следующая: если у офиса (школы, детского сада и иных схожих объектов) отсутствуют выбросы и сбросы загрязняющих веществ и образуются только коммунальные отходы, то его на учет ставить не нужно. А вот если у офисной компании есть на балансе своя котельная, то ее нужно ставить на учет, так как котельная является объектом НВОС.

Аренда или собственность. Офисные компании могут относиться к IV категории, если у них есть выбросы. Тогда объект негативного воздействия — здание либо часть здания, помещения, при этом не важно, находится ли оно в собственности или арендовано. Но должны быть подтверждающие документы, в частности договор аренды.

Объекты IV категории. В IV категорию попадают объекты, которые имеют стационарные источники загрязнения с выбросами не более 10 тонн в год и у которых отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, в окружающую среду или в централизованные системы, за исключением хозяйственно-бытовых стоков.

Организации и ИП, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, обязаны представлять сведения о них для постановки на госучет, а затем об изменении этих данных в Росприроднадзор. Кроме того, ведомство необходимо информировать и о прекращении деятельности на объектах НВОС с целью снятия их с учета. Эксперты 1С рассказали БУХ.1С, как подготовить и сообщить в Росприроднадзор указанные сведения.

Актуализация сведений и снятие с учета объекта НВОС

Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, поставленных на госучет, обязаны представлять сведения об изменении данных, перечисленных в пункте 6 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Так, к примеру, сообщить необходимо о смене наименования организации или адреса ее места нахождения.

Эту информацию органы Росприроднадзора и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ используют для актуализации сведений об объекте НВОС.

Кроме того, организация или ИП, прекратившие деятельность на объекте НВОС, также сообщают об этом в органы Росприроднадзора (или уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ) с целью снятия объекта НВОС с госучета (п. 11 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Письмом от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287 Росприроднадзор направил Методические рекомендации по актуализации учетных сведений обобъектах НВОС и по снятию с госучета указанных объектов. Рекомендации предназначены большей частью для использования в работе органами ведомства, а также региональными органами власти. Тем не менее отдельные положения могут быть полезны и хозяйствующим субъектам (организациям и предпринимателям).

Далее обозначим эти моменты.

Методические рекомендации по актуализации сведений об объекте НВОС приведены в Приложении 1 к письму от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

В соответствии с пунктом 6 статьи 69.2 Закона № 7?ФЗ организация (ИП) должна сообщать о (об):

  • замене организации или предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте НВОС;
  • реорганизации в форме преобразования;
  • изменении наименования организации, адреса ее места нахождения;
  • изменении Ф. И.О. предпринимателя, его места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего его личность;
  • изменении места нахождения объекта НВОС;
  • изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды;
  • изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

Предельный срок для подачи документов установлен законом для случаев, перечисленных в пунктах 1-5 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ. Он составляет 30 дней с момента госрегистрации изменений (п. 7 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ). Следовательно, в остальных случаях документы можно подать в иной разумный срок.

Сразу отметим, что в Методических рекомендациях документы, которые необходимо представить, конкретизированы только для отдельных случаев - см. таблицу 1.

Если организация (предприниматель) самостоятельно не подаст документы для актуализации сведений об объекте НВОС, орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) запросит эту информацию от других ведомств в рамках информационного обмена (п. 14 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Однако следует учитывать, что непредставление или несвоевременное представление необходимых документов влечет административную ответственность по статье 8.46 КоАП РФ.

По итогам актуализации сведений об объекте НВОС организации (предпринимателю) должно быть выдано свидетельство об актуализации (по форме из При-ложения 2 к письму № АС-03-04-36/5287).

Методические рекомендации по снятию с госучета объектов НВОС приведены в Приложении 3 к письму от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

Рекомендации в основном дублируют нормы статью 69.2 Закона № 7-ФЗ, которые касаются данной ситуации.

Согласно пунктам 11, 12 статьи 69.2 Закона № 7-ФЗ, когда объект НВОС ликвидируется или находится на консервации, организация (предприниматель) для снятия его с учета подает копию акта о ликвидации или консервации. Если этого не сделать, указанные документы будут запрошены органом Росприроднадзора (уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ) усоответствующих ведомств в рамках информационного взаимодействия (п. 14 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).

Однако представить документы самостоятельно в интересах самой организации (предпринимателя). Так объект НВОС будет быстрее снят с учета и в отношении него не потребуется вносить плату за негативное воздействие.

Общий порядок представления сведений

Документы подаются в орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ), в котором объект НВОС поставлен на учет.

Все необходимые документы можно представить следующими способами (п. 2.3 Рекомендаций по актуализации, п. 7, 8 Рекомендаций по снятию с учета):

1. В электронном виде:

2. По почте с описью вложения и уведомлением о вручении.

Орган Росприроднадзора (уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ) направит в адрес организации (предпринимателя) документ тем же способом, каким были поданы документы.

К примеру, если акт о ликвидации объекта НВОС организация подала через портал госуслуг, то и свидетельство о снятии объекта с учета она получит в электронном виде (п. 7 Рекомендаций оснятии с учета).

113.jpg

Какие критерии применять для постановки объектов НВОС на учет

Росприроднадзор уточнил порядок выбора объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, для целей постановки нагосударственный учет в своем письме от 20.04.2017 № АС-03-04-36/8244.

Перечни объектов, оказывающих НВОС при осуществлении деятельности и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные приказами Минприроды России, составлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 285. Указанный документ утратил силу (см. Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426).

Вместе с тем, на текущий момент критерии определения объектов, подпадающих под федеральный государственный экологический надзор, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 № 903.

В этой связи Росприроднадзор разъяснил, что при рассмотрении заявок о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие наокружающую среду, на государственный учет целесообразно руководствоваться критериями, утвержденными Постановлением № 903.

При этом перечни объектов, оказывающих НВОС, утвержденные приказами Минприроды, планируется актуализировать на основании данных государственного реестра объектов НВОС.

Документы, представляемые организациями и предпринимателями для актуализации сведений об объектах НВОС

№ п/п

Ситуация

Документы, которые требуется представить

Замена организации или предпринимателя, осуществляющих деятельность на объекте НВОС

Документы о смене собственника (владельца):
- например, копия договора аренды (или выписка из него), выписка из ЕГРП;
- актуальные сведения об объекте НВОС и уровне негативного воздействия (если этот уровень изменился).

Документы подает новый собственник (владелец)

Изменение местонахождения объекта НВОС

Копия акта приема-передачи (при его наличии). Сведения об объекте НВОС и уровне негативного воздействия (если этот уровень изменился)

Выписка из ЕГРЮЛ

Изменение:
- наименования организации, адреса ее местонахождения;
- Ф.И.О. предпринимателя, его места жительства, реквизитов документа, удостоверяющего его личность

Документы:
- подтверждающие изменение наименования, адреса, места нахождения организации (например, выписка из ЕГРЮЛ);
- об изменении Ф.И.О. предпринимателя, места его жительства, реквизитов паспорта.

Актуальные сведения об объекте НВОС

Изменение характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды

Актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении технологических процессов и уровнях негативного воздействия объекта НВОС (в случае их изменения)

Изменение характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления

Актуальные сведения об объекте НВОС, включающие информацию об изменении характеристик технических средств и уровнях негативного воздействия объекта НВОС

Постановка объектов, оказывающих НВОС, на государственный учет в Росприроднадзоре

Постановка на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), в Московской области, Москве, Республике Татарстан и Казани. Короткие сроки.

Категорирование объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду - это процесс идентификации объекта по виду деятельности, количеству и классу опасности выбрасываемых в атмосферный воздух/сбрасываемых в водные объекты веществ и т.д., и отнесение данных объектов к соответствующей категории объекта НВОС путем получения свидетельства о присвоении категории в территориальном органе Росприроднадзора.

Срок действия: бессрочно

Срок постановки: от 10 дней

Стоимость: индивидуально

Категории и критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие НВОС, подразделяются на четыре категории:

Категория объекта Описание
I Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий
II Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду (декларация о воздействии на ОС)
III Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду
IV Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, приведены в Постановление Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий".

Примечание: Объект HBOC, связанный с недропользованием, например, с газо- и нефтедобычей, определяется в границах лицензионного участка, и соответствует I категории. При этом нефте- и трубопроводы являются отдельными объектами HBOC II категории. Поселки вахтовиков и прочие объекты жилой и обеспечивающей инфраструктуры относятся к объектам HBOC меньшей категории - если соответствуют Критериям № 1029.

Офисные помещения. Позиция Росприроднадзора следующая: если у офиса (школы, детского сада и иных схожих объектов) отсутствуют выбросы и сбросы загрязняющих веществ и образуются только коммунальные отходы, то его на учет ставить не нужно. А вот если у офисной компании есть на балансе своя котельная, то ее нужно ставить на учет, так как котельная является объектом НВОС.

Аренда или собственность. Офисные компании могут относиться к IV категории, если у них есть выбросы. Тогда объект негативного воздействия — здание либо часть здания, помещения, при этом не важно, находится ли оно в собственности или арендовано. Но должны быть подтверждающие документы, в частности договор аренды.

Объекты IV категории. В IV категорию попадают объекты, которые имеют стационарные источники загрязнения с выбросами не более 10 тонн в год и у которых отсутствуют сбросы загрязняющих веществ в сточные воды, в окружающую среду или в централизованные системы, за исключением хозяйственно-бытовых стоков.

Пункт 1 статьи 16.1. Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ определяет, что плату за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Сроки подачи заявлений на присвоение категории опасности объектов

В соответствии с пунктом 2 статьи 69.2 Федерального закона "Об охране окружающей среды"постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается ЮЛ или ИП не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (вкратце, для новых объектов — не позднее 6 месяцев с момента ввода в эксплуатацию).

Мы готовы поставить ваш объект, оказывающий негативное воздействие на ОС, на государственный учет в территориальный орган Росприроднадзора.

Правила постановки на государственный учет

Порядок, правила и сроки постановки на госучет отражены в Постановлении Правительства РФ № 572 от 23.06.2016 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".

Ведение федерального государственного реестра осуществляется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту нахождения объектов (п. 11).

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность на 2 и более объектах, заявка о постановке объекта на учет направляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в отношении каждого объекта отдельно (п. 18).

В случае если объект расположен в пределах территории 2 и более субъектов РФ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие на данном объекте хозяйственную и (или) иную деятельность, направляют заявку о постановке объекта на учет в один из территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласно их компетенции по месту размещения такого объекта по своему усмотрению (п. 19).

Примечание: Месторасположение объекта рекомендуется определять посредством публичной кадастровой карты Росреестра.

Основанием для отказа в постановке на государственный учет объектов является отсутствие в составе заявки всех сведений. В указанном случае территориальный орган исполнительной власти субъекта РФ направляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю уведомление с указанием причин отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки (п. 20).

В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования установлено, что объект подлежит внесению в региональный реестр, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации (п. 21).

В случае если при рассмотрении заявки о постановке объекта на учет органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации установлено, что объект подлежит внесению в федеральный реестр, заявка в электронном виде с использованием средств государственного реестра направляется в течение 5 рабочих дней со дня регистрации в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора с уведомлением юридического лица, индивидуального предпринимателя, направивших заявку, о ее переадресации (п. 22).

В случае если объект соответствует нескольким критериям, на основании которых он может быть отнесен одновременно к объектам I, II, III и (или) IV категории, объекту присваивается категория, соответствующая категории по наибольшему уровню негативного воздействия на окружающую среду (п. 24).

Территориальный орган Росприроднадзора согласно их компетенции включают сведения об объекте в федеральный или региональные реестры в течение 10 дней со дня получения заявки о постановке объекта на учет и выдают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке данного объекта на государственный учет (п. 25).

В соответствии с пунктом 38 запрещается требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя при постановке объекта на государственный учет, при актуализации учетных сведений об объекте или снятии объекта с государственного учета:

а) представления сведений и документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с постановкой на государственный учет, актуализацией учетных сведений об объекте, снятием с государственного учета объекта;

б) представления сведений и документов, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами находятся в распоряжении государственных органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, за исключением документов, указанных в части 6 статьи 7 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Порядок подготовки заявки о постановки объекта HBOC

Подготовка заявки о постановки объекта HBOC возможна двумя способами:

2) В модуле природопользователя.

а) Модуль природопользователя - свободно распространяемое программное обеспечение (ПО) для подготовки отчетности природопользователя в электронном виде.

Заявка представляется в установленном Правилами порядке в территориальный орган Росприроднадзора или уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ - по месту нахождения объекта:

в территориальный орган Росприроднадзора - по объекту, подлежащему федеральному государственному экологическому надзору, соответствующему критериям определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2015 № 903;

органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - по объекту HBOC, подлежащему региональному государственному экологическому надзору.

Примечание. В письме Росприроднадзора от 20.04.2017 г. N AC-03-04-36/8244 "О применении перечней объектов НВОС при постановке на государственный учет" были даны разъяснения по определению уровня надзора объектов, оказывающих НВОС, при постановке таких объектов на государственный учет.

Форма заявки и перечень сведений, включаемых в форму заявки о постановке на государственный учет

Форма заявки и перечень сведений, включаемых в форму заявки о постановке на государственный учет, представлены в Приказе Минприроды РФ № 554 от 23.12.2015 "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью". Перечень сведений:

  1. Сведения о юридическом лице или ИП, осуществляющем хозяйственную деятельность на объекте.
  2. Сведения об объекте.
  3. Сведения о воздействии объекта на окружающую среду.
  4. Сведения о разрешительных документах (прохождении необходимых процедур) природопользователя в области охраны окружающей среды.
  5. Сведения о декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
  6. Сведения о принимаемых природопользователем на объекте мерах по обеспечению охраны окружающей среды.
  7. Сведения о результатах осуществления в отношении объекта государственного экологического надзора.

Наша организация оказывает данную услугу в Московской области (Москва, Балашиха, Подольск, Химки, Видное, Волоколамск, Воскресенск, Дмитров, Клин, Красногорск, Люберцы, Одинцово, Щёлково, Солнечногорск, Серпухов, Ступино, Ногинск, Можайск, Королёв, Мытищи) и Республике Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметевск, Бугульма, Арск , Зеленодольск, Бавлы, Чистополь, Заинск, Елабуга, Лениногорск).

18 октября 2016 был опубликован Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.09.2016 № 499 "О внесении изменений в форму заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утвержденную приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 554". Смотреть приказ.

24 ноября 2016 был опубликован Приказ Росприроднадзора № 756 от 24.11.2016 "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 N 572", в котором представлены методические рекомендации по заполнению формы заявки о постановке объекта на учет (ссылка на образец заявки в конце страницы).

13 декабря 2016 был опубликован знаковый (!) документ: Письмо Росприроднадзора N АС-03-04-36/25233 от 13.12.2016 "Дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет".

    Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"

Постановление Правительства РФ от 23.06.2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"

Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"

Росприроднадзора № АА-03-04-32/20054 от 29.09.2016 "Об отнесении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий"

Росприроднадзора от 31.10.2016 N АС-09-00-36/22354 "О ведении государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду"

Письмо Росприроднадзора N АС-03-04-36/25233 от 13.12.2016 "Дополнительные разъяснения по вопросам, связанным с постановкой объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет"

КоАП РФ, Статья 8.46. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (примечание - НВОС), представлению сведений для актуализации учетных сведений - влечет наложение административного штрафа:

на должностных лиц в размере от 5000 до 20000 рублей;

на юридических лиц - от 30000 до 100000 рублей.

Примечание: Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как юридическое лицо.

Объект НВОС

Чтобы хозяйственники помнили о проблемах экологии, в 2016-2019 гг. был поэтапно введен экологический налог и статус объекта НВОС. Данной мерой правительство России регулирует негативное воздействие предприятий на экологию и здоровье человека.

Что такое объект НВОС

НВОС расшифровывается как:

  • Н – негативное;
  • В – воздействие;
  • О – окружающая;
  • С – среда.

Этот статус присваивается предприятиям, которые в силу производственного процесса оказывают пагубное влияние на экологию. Их деятельность регулируется Федеральными экологическими законами и постановлениями Росприроднадзора.

Категории объектов НВОС

Категория определяется величиной негативного воздействия предприятия на окружающую природу.

Наименование категорииВеличина воздействия
1-яЗначительное
2-яУмеренное
3-яНезначительное
4-яМинимальное

В случае, когда объект подходит под критерии 2-х категорий, выбор делается в пользу той, которая соответствует большему уровню приносимого вреда.

1-я категория

К высшей категории относятся объекты, на которых используются наилучшие доступные технологии (НДТ), осуществляется следующая деятельность (полный перечень дан в постановлении Правительства РФ № 2398):

  • добыча и переработка газа и нефти;
  • производство кокса, металлов и сплавов;
  • добыча, обогащение руд, содержащих железо, драгоценные и цветные металлы;
  • обеспечение энергоносителями определенной мощности;
  • животноводческие фермы;
  • мясохладобойни;
  • производство химических продуктов, удобрений.

Объекты первой категории

На объектах 1-й категории производится обеззараживание, обработка отходов I-III классов опасности, захоронение ТБО.

2-я категория

Краткий перечень объектов:

  • предприятия горнодобывающей промышленности;
  • металлургические комбинаты;
  • целлюлозно-бумажные, текстильные и кожевенные предприятия;
  • водоочистные сооружения;
  • животноводческие комплексы;
  • предприятия по производству мясомолочной, овощной и фруктовой продукции;
  • заводы по производству минеральной продукции (стекло, кирпич, фарфор и пр.);
  • газо- и нефтетрубопроводы;
  • хранение и утилизация химического оружия;
  • крупные аэропорты, вокзалы, речные и морские порты.

Объект второй категории

Нетрудно заметить, что некоторые производства дублируются в категориях I и II. Дифференциация заключается в мощностях и объемах вредных отходов, выбросов и сбросов.

3-я категория

Сюда отнесены следующие предприятия:

  • обрабатывающие производственные отходы IV-V классов опасности;
  • занимающиеся капитальным строительством более 6 месяцев:
  • ведущие хозяйственную деятельность, связанную с использованием недр и водных ресурсов.

Объект третьей категории

Таким предприятиям разрешается использовать установки с контролируемой ядерной цепной реакцией и источники радионуклидов 4-5 категории.

4-я категория

Это предприятия, обеспечивающие население электроэнергией, газом, теплом, добывающие подземную воду, НИИ, опытно-экспериментальные производства, действующие в рамках разработки новой продукции.

Даже если предприятие не имеет категории НВОС (например, офисы, образовательные учреждения), оно все равно в определенной мере оказывает неблагоприятное воздействие на окружающую среду, ведь там также производится мусор, который требует утилизации.

Критерии постановки на учет объектов, оказывающих негативное воздействие

Категория объекта при постановке на учет определяется критериями, изложенными в постановлении Правительства РФ № 2398 от 31.12.2020 г. Так, 4-я категория присваивается объектам по следующим критериям:

  1. Загрязняющие вещества (ЗВ), попадающие в воздух, не являются радиоактивными, не относятся к 1-2 классу опасности и не превышают 10 т/год.
  2. Отсутствуют сбросы ЗВ в централизованную канализацию, кроме воды, использующейся в бытовых целях.

Для таких объектов устанавливаются ограничения на использование электрической и тепловой энергии.

Процесс постановки на учет

Чтобы поставить на учет объект НВОС, нужно обратиться в территориальное отделение Росприроднадзора или уполномоченное учреждение государственной власти и подать заявку утвержденного образца (Приказ № 554 Минприроды, 2015 г.). После постановки на учет заявителю выдается соответствующее свидетельство.

Если на предприятии несколько таких объектов, заявка подается на каждый из них в отдельности. Аналогично поступают, если предполагается изменение категории уже действующего объекта.

Постановка на учет регламентируется приказом № 104 Росприроднадзора, действующим с 06. 02. 2020 г.

Сроки

Все предприятия, относящиеся к объектам НВОС, становятся на учет не позже, чем через 6 месяцев после введения объекта в эксплуатацию.

Если в услуге отказано, заявителю об этом сообщают не позже, чем через 5 дней.

Сведения

Для постановки на учет вместе с заявкой предоставляются данные о наименовании объекта, его местоположении, реквизиты документа, удостоверяющего личность ИП (для физического лица). Подаются сведения о характеристиках технологических процессов, выбросов и сбросов вредных веществ, как обеззараживаются и где размещаются отходы производства и в каком количестве. Указывают географические координаты источников НВОС.

Необходимо также иметь разрешение природоохранных органов на хозяйственную деятельность. Для некоторых объектов необходимо подавать информацию о НДТ.

Вся учетная информация подлежит актуализации, поэтому не позже, чем через 30 дней после государственной регистрации изменений в деятельности объекта, в организацию, проводившую постановку на учет, нужно подать обновленные сведения.

Отчетность

Требования к подаче отчетности изложены в ст.81 Федерального закона №89 (1998 г.) в редакции от 2 июля 2021 г.

Предприятия I категории отчитываются по отходам в рамках КЕР (комплексное экологическое разрешение).

По хозяйственной деятельности объектов НВОС II категории подается декларация ДВОС, содержащая такую информацию:

  • объем выпускаемой продукции, согласно данным бухучета;
  • были ли аварии и инциденты за истекший период, принесшие вред окружающей среде;
  • выполнение природоохранных мероприятий;
  • объем вредных выбросов в атмосферу;
  • количество вредных сбросов в водные источники;
  • объем и размещение образовавшихся отходов.

Отчет о деятельности объектов III категории содержит информацию о количестве отходов, их размещении, утилизации и экологическом контроле.

Предприятия, оказывающие минимальное НВ на экологию, освобождаются от отчетности по движению отходов.

Объекты хозяйственной деятельности I-III категории подают декларацию об уплате налога за НВОС.

Штрафы

За невыполнение требований Законодателя на руководителя объекта накладываются следующие штрафные санкции:

  1. До 100 тыс. руб. – за несвоевременную постановку на учет (ст. 8.46 КоАП РФ).
  2. 10 000-100 000 руб. – за отсутствие комплексного разрешения КЕР.
  3. До 3000-6000 руб. на должностных лиц и 20-80 тыс. руб. на юридическое лицо – за несвоевременную подачу или задержку декларации ДВОС, за неправдивую информацию.
  4. 20-60 тыс. руб. для физических лиц и 200-300 тыс. руб. для юридических – за превышение нормативов по отходам, вплоть до закрытия предприятия на 3 месяца.

Все экологические штрафы начисляются в соответствии с КоАП РФ (новая редакция принята 01.07. 2021 г).

Недостоверная информация в заявке на постановку на учет

В ст. 69 Закона 7-РФ сказано, что учет объектов НВОС проводится для получения достоверной информации об их деятельности.

Специальная проверка предоставляемых данных не проводится, поэтому за недостоверные сведения в заявке следует административное взыскание в виде штрафа (ст. 8.5. КоАП РФ).

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение

Утилизация отходов – это глобальная проблема на планете. Для ее решения в 2019 г. правительство ввело новые правила сбора и утилизации мусора и нормы остатков материалов, сырья, образующихся после изготовления продукции.

Кроме этого введены ограничения (лимиты) на размещение твердых промышленных и бытовых отходов на полигонах, в зависимости от их специфики и сезона. Все это в совокупности способствует не только охране окружающей среды, но и делает вклад в экономику путем использования вторичного сырья.

Промышленные отходы

Чтобы промышленные компании в погоне за экономией не забывали об экологической безопасности, в 1998 г. был принят закон ФЗ-89 о промышленных отходах. Он обязывает предприятия I и II категории, разрабатывать ПНООЛР. Его расшифровка: ПН – проект нормативов, ОО – образование отходов, ЛР – лимит размещения.

Проект разрабатывается предприятиями 1-3 категории самостоятельно либо с помощью специальных организаций. Он содержит информацию о количестве остатков использованного производственного сырья, классе опасности, их движении, принимаемых мерах безопасности. На его основании рассчитываются объемы промышленного мусора и его дальнейшая участь.

С 1 января 2021 г. Приказом № 1029 Минприроды РФ введены в действие сроком на 6 лет новые правила, регулирующие нормативы образования отходов и ограничения на их размещение. Они относятся к предприятиям 1-й и 2-й категории и не касаются медицинских, биологических и ядерных отходов, а также вод, использованных для нужд добывающей промышленности.

Паспорт безопасности объекта

На опасных объектах (ОПО) должен быть составлен паспорт безопасности. Он обязателен для предприятий, работающих с радиоактивным, химическим, биологическим сырьем, занимающихся хранением и транспортированием взрыво- и пожароопасных веществ.

Паспорт безопасности объекта

Образцы заполнения разделов паспорта безопасности объекта.

При составлении этого документа руководствуются пп. 3-4 приказа Ростехнадзора № 632 и приказа МЧС РФ № 506 (04.11. 2004 г.).

Снятие с учета объекта НВОС

Если объект прекращает деятельность, об этом подается соответствующее заявление вместе с подтверждающими документами.

Снятие с регистрационного учета и выдача свидетельства осуществляется в течение 10 рабочих дней (Приказ № 104 Росприроднадзора).

Деятельность с отходами как негативное воздействие на ОС

Деятельность с промышленными и бытовыми отходами тоже оказывает неблагоприятное воздействие на экологию.

Компании, занимающиеся перевозкой, захоронением, обработкой и переработкой мусора должны иметь лицензию. Их деятельность также регламентируется государственными законами.

Парниковые газы

Парниковые газы – это газы с высокой прозрачностью в видимой части теплового инфракрасного диапазона. Концентрации углекислого газа, метана, озона и закиси азота являются основными парниковыми газами Земли. Увеличение…

Загрязнение воды

Загрязнение воды — это глобальная экологическая проблема, которая набирает обороты с каждым годом. Водный ресурс Земли скоро может стать дефицитным. И одна из причин такой катастрофы — загрязнение…

Утилизация отходов

Утилизация отходов — одна из самых актуальных проблем человечества. С увеличением населения и стремительном росте промышленности количество мусора также растёт. Отходы занимают собой целые полигоны, которые могут использоваться…

Медицинские отходы класса Б

Класс Б — это медицинские отходы, которые могут быть инфицированными. При сборе они требуют обеззараживания и утилизации, а также хранения в герметичных контейнерах. СодержаниеКлассовая принадлежностьОпасность по ФККООсобенностиЧто в…

Демеркуризация ртути

Демеркуризация — это процесс утилизации ртути и её соединений. Провести такую очистку необходимо при повреждении любых ртутьсодержащих приборов, в том числе медицинских изделий, например в градуснике. СодержаниеЧто это…

Разложение пластика

Длительное разложение пластика — один из главных аспектов мусорной проблемы. Пластиковые отходы разлагаются сотни лет, а под воздействиями прямых солнечных лучей выделяют ядовитые и токсичнее вещества. СодержаниеСколько живет…

Читайте также: