Штраф за нарушение сроков проведения годового собрания акционеров
Обновлено: 14.05.2024
В настоящее время в Российской Федерации были принят ряд законодательных актов, направленных на защиту прав и законных интересов инвесторов (акционеров). Контроль за соблюдением данного законодательства осуществляет Федеральная служба по финансовым рынкам совместно со своими региональными отделениями и представительствами.
Нарушение эмитентом действующего законодательства, может повлечь наложение административного штрафа.
Раскрытие информации АО регламентируют следующие документы:
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ И ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ ЭМИТЕНТАМИ ЭМИССИОННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
За нарушение законодательства о ценных бумагах и об акционерных обществах эмитент и его должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Обязанность АО
Ответственность за нарушение норм КоАП РФ
Нарушение процедуры эмиссии ценных бумаг (ст. 15.17) – административный штраф:
- должностное лицо – от 40 до 50 МРОТ;
- юридическое лицо – от 400 до 500 МРОТ
2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны совершать сделки с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых прошел регистрацию.
Незаконные сделки с ценными бумагами (ст. 15.18) – административный штраф:
- должностное лицо – от 20 до 30 МРОТ;
- юридическое лицо – от 200 до 300 МРОТ
3. Раскрытие и предоставление информации:
3.1. ОАО и ЗАО, осуществившее публичное размещение облигаций и иных ценных бумаг:
- годовой отчет общества;
- годовая бухгалтерская отчетность;
- устав и иные внутренние документы общества, регулирующие деятельность его органов;
- сведения об аффилированных лицах;
- сведения о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества;
- сведения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности.
Нарушение эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг (п. 2 ст. 15.19) – административный штраф:
- должностное лицо – от 30 до 40 МРОТ;
- юридическое лицо – от 300 до 400 МРОТ
3.3. Уведомление органов ФСФР России о смене наименования, места нахождения, изменении типа АО, уменьшении уставного капитала, признании эмитента несостоятельным, изменение организации, осуществляющей ведение реестра акционеров
3.4. Размещение в сети Интернет текста устава со всеми внесенными в него изменениями и дополнениями, годового отчета, годовой бухгалтерской отчетности, списка аффилированных лиц, ежеквартального отчета эмитента
4. Предоставление по требованию акционера предусмотренной законодательством информации
Непредставление эмитентом акционеру информации либо представление недостоверной информации (п. 1 ст. 15.19) – административный штраф:
- должностное лицо – от 20 до 30 МРОТ;
- юридическое лицо – от 200 до 300 МРОТ
5. Информирование акционеров о проведении общего собрания акционеров в срок и порядке установленных законом
Воспрепятствование осуществлению акционером прав по управлению обществом (ст. 15.20) – административный штраф:
- должностное лицо – от 40 до 50 МРОТ;
- юридическое лицо – от 400 до 500 МРОТ
6. Лица, располагающие служебной информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок, а также передавать служебную информацию для совершения сделок третьими лицами
Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (ст. 15.21) – административный штраф:
- должностное лицо – от 20 до 30 МРОТ
7. Реестр акционеров:
7.1. Ведение реестра: сбор, фиксация, обработка, хранение и представление данных, составляющих систему ведения реестра
Нарушение правил ведения реестра акционеров (ст. 15.22) – административный штраф:
- должностное лицо – от 10 до 20 МРОТ;
- юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ
7.2. Передача регистратору ведения реестра акционеров в случаях, установленных законодательством
Уклонение от передачи регистратору ведения реестра акционеров (ст. 15.23) – административный штраф:
- должностное лицо – от 10 до 20 МРОТ;
- юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ
8. Выполнение законного распоряжения должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор – ФСФР России
Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (п. 1 ст. 19.4):
-гражданин – предупреждение или административный штраф от 5 до 10 МРОТ;
- должностное лицо – административный штраф от 10 до 20 МРОТ
9. Неукоснительно исполнять адресованные эмитенту предписания органов государственного надзора – ФСФР России
Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (п. 1 ст. 19.5) – административный штраф:
- гражданин – от 3 до 5 МРОТ;
- должностное лицо – от 10 до 20 МРОТ или дисквалификация на срок до 3 лет;
- юридическое лицо – от 100 до 200 МРОТ
10. Своевременно предоставлять в государственный орган достоверные сведения, представление которых предусмотрено законом
Непредставление сведений (информации) (ст. 19.7) – административный штраф:
- гражданин – от 1 до 3 МРОТ;
- должностное лицо – от 3 до 5 МРОТ;
- юридическое лицо – от 30 до 50 МРОТ
Таким образом, во избежание негативных последствий указанных выше для акционерных обществ необходимо четкое соблюдение всех норм действующего на сегодняшний день законодательства. При этом следует помнить о том, что законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг довольно часто претерпевает различного рода изменения, поэтому представляется особенно важным пользоваться услугами компетентных специалистов, которые своевременно получают и обрабатывают все необходимую для эмитента информацию.
Каждое общество сталкивается с процедурными моментами, касающимися подготовки общего собрания акционеров, не реже одного раза в год. При появлении не рассмотренных на годовом собрании и относящихся к компетенции ОСА вопросов возникает необходимость проведения внеочередных собраний. Несмотря на то, что количество собраний акционеров, которое может проводить общество, неограниченно, важно помнить: любое отступление от требований закона при проведении хотя бы одного из них может провести к крупным штрафам.
Главный принцип при проведении любого собрания акционеров – соблюдение требований, предусмотренных ФЗ об АО.
Прошло уже больше года со дня внесения в КоАП РФ изменений, закрепляющих новое правонарушение – несоблюдение процедуры созыва и проведения собраний в АО и ООО. Санкции применяются ЦБ РФ в отношении правонарушителей регулярно. Теперь при проведении собраний акционерные общества опасаются не только возможности признания собрания недействительным, но и штрафов за нарушение законодательства в этой сфере. Тем более что в случае признания собрания акционеров в суде недействительным для небольших АО не составит труда провести его еще раз и с той же повесткой дня, чтобы принять решения по тем же вопросам. КоАП РФ предусматривает несколько составов правонарушения, которое может быть совершено при подготовке к проведению собрания. Поэтому как юридическое лицо, так и должностные лица этого юридического лица могут быть оштрафованы несколько раз за подготовку одного собрания.
Количество штрафов зависит от того, какие этапы подготовки были нарушены. Напомним, что к кругу должностных лиц, которые могут быть привлечены к административной ответственности, отнесены не только директора, но и члены совета директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций.
Так, запрещено устанавливать дату составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании акционеров, ранее даты принятия решения о проведении собрания акционеров и более чем за 50 дней, а в случаях проведения внеочередного собрания, в повестку дня которого включен вопрос об избрании совета директоров, – более чем за 85 дней до проведения собрания. Кроме того, в одном случае законодательно установлены границы определения последней даты, на которую может быть составлен список лиц, имеющих право на участие в собрании. Это касается собраний, на которых голосование осуществляется бюллетенями: список акционеров устанавливается не менее чем за 35 дней до даты проведения общего собрания акционеров (п. 1 ст. 51 Закона об АО). Для очных голосований, на которых бюллетени не используются (это относится к акционерным обществам, число акционеров в которых не более 100), самая поздняя дата составления списка лиц, имеющих право на участие в собрании, не установлена.
Как показывает практика, несоставление списка лиц, невключение в список лиц, имеющих на это право, а также составление данного списка на дату, определенную с нарушением норм действующего законодательства, может послужить для заинтересованного лица, права которого нарушены, основанием для подачи искового заявления в суд, а также привести в признанию недействительными всех принятых на этом собрании решений (постановление ФАС Уральского округа от 08.11.2005 № Ф09-3722/05-С5). Однако анализ арбитражной практики показывает, что суд, несмотря на то, что вышеперечисленные нарушения являются существенными, при рассмотрении иска о признании решений собраний акционеров недействительными может встать на сторону акционерного общества и отказать в удовлетворении исковых требований. Решение суда в таких случаях во многом зависит от того, какое количество акций принадлежит акционеру, подавшему иск.
Если данное лицо имеет менее 1% от общего количества акций общества, суд, как правило, отказывает в удовлетворении иска, основываясь на том, что истец не мог повлиять на исход голосования (постановление ФАС Московского округа от 01.06.2007 № КГ-А41/2902-07 по делу № А41-К1-21799/06). В то же время факт несоставления списка лиц, невключения в список лиц, имеющих на это право, а также составления данного списка на дату, определенную с нарушением норм действующего законодательства, может послужить основанием для наложения административного наказания.
В соответствии со статьей 103 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров.
С 13 апреля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 9-ФЗ, внесший изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в части усиления административной ответственности за нарушение требований корпоративного законодательства. Согласно статье 15.23.1 КоАП РФ ответственность за нарушения требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров предусмотрена для физических, в том числе должностных, лиц и для юридических лиц — акционерных обществ.
Размер ответственности за перечисленные выше правонарушения (в зависимости от состава) составляет:
- от 1000 до 4000 рублей — для граждан;
- от 10 000 до 30 000 рублей — для должностных лиц, которые могут быть подвергнуты дисквалификации на срок до одного года;
- от 500 000 до 700 000 рублей — для юридических лиц.
Кроме административной ответственности возможным последствием вышеуказанных нарушений также является признание решений собраний акционеров недействительными, что, в свою очередь, может повлечь экономические последствия, например, негативно сказаться на отношениях общества с контрагентами.
Далее остановимся на тех нарушениях, которые, согласно результатам анализа судебной практики за последние несколько лет, встречаются чаще всего и являются основанием для привлечения общества или его должностных лиц к административной ответственности и/или признания решений, принятых на собрании, недействительными.
Работа по подготовке общего собрания акционеров и его проведению может быть разделена на ряд самостоятельных этапов:
- подготовка общего собрания акционеров;
- созыв общего собрания акционеров;
- проведение общего собрания акционеров.
На сегодняшний день судебные споры на этапе подготовки и созыва собрания акционеров в основном касаются следующих вопросов:
1. Составление списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются:
2. Уведомление акционера о проведении общего собрания.
- направлено ему по адресу, указанному в реестре, даже в случае фактического проживания по иному адресу (Определение ВАС РФ от 18.11.2009 г. № ВАС-14618/09 по делу № А56-11303/2008);
- опубликовано в предусмотренном уставом печатном издании (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2012 г. по делу N А32-3418/2011).
Акционер не считается уведомленным о проведении общего собрания акционеров надлежащим образом, если:
В судебной практике отсутствует единообразие при принятии решений по вопросу о том, является ли ненадлежащее уведомление акционера о проведении собрания существенным нарушением, влекущим признание решения общего собрания недействительным.
Позиция 1. Ненадлежащее уведомление акционера о проведении собрания не является существенным и достаточным основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров (Определение ВАС РФ от 24.05.2012 г. № ВАС-5793/12 по делу № А12-2922/2011).
Позиция 2. Ненадлежащее уведомление акционера о проведении собрания является существенным и достаточным основанием для признания недействительным решения собрания акционеров (Определение ВАС РФ от 04.07.2012 г. № ВАС-8235/12 по делу № А32-22145/2011).
Извещение акционеров с нарушением установленного Законом об акционерных обществах срока извещения является существенным нарушением и влечет признание решения общего собрания недействительным (Определение ВАС РФ от 08.11.2010 г. № ВАС-14777/10 по делу № А66-15243/2009).
В соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях основаниями для привлечения к административной ответственности являются:
Законодатель предусмотрел административную ответственность за незаконный отказ в созыве или уклонение от созыва общего собрания акционеров. А вот решение совета директоров (наблюдательного совета) о переносе даты проведения внеочередного общего собрания акционеров на более поздний срок, по мнению судебных инстанций, не является отказом от созыва общего собрания, инициированного акционером (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.03.2008 г. по делу № А82-4654/2007-10).
При этом необходимо иметь в виду, что в случае принятия советом директоров решения об отказе в проведении внеочередного общего собрания по требованию акционера, самостоятельный созыв и проведение собрания акционером (без обращения в суд, как это предусмотрено акционерным законодательством) является основанием для признания принятых на собрании решений недействительными (Постановление ФАС Уральского округа от 25.07.2011 г. № Ф09-4138/11 по делу № А07-6671/2010).
4. Порядок внесения предложений в повестку дня общего собрания акционеров и предложений о выдвижении кандидатов в органы управления общества.
Законом об акционерных обществах установлена строгая процедура внесения вопросов в повестку дня, а также предусмотрена административная ответственность за следующие нарушения:
- незаконный отказ во включении по предложению акционера вопроса (вопросов) в повестку дня общего собрания и (или) кандидата (кандидатов) в список кандидатур для голосования по выборам в орган (органы) общества (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.05.2012 г. № Ф03-1766/2012 по делу № А73-11459/2011). Отметим, что признание недействительным решения совета директоров (наблюдательного совета) об отказе во включении по предложению акционера кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в орган (органы) общества признается существенным нарушением и является основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров в части избрания соответствующих органов общества (Определение ВАС РФ от 12.01.2012 г. № ВАС-17272/11 по делу № А40-89254/10-134-690);
- уклонение от включения по предложению акционера вопроса (вопросов) в повестку дня общего собрания и (или) кандидата (кандидатов) в список кандидатур для голосования по выборам в орган (органы) управления общества (Постановление ФАС Уральского округа от 24.05.2011 г. № Ф09-2744/11-С1 по делу № А71-10798/10А5);
- нерассмотрение предложения акционера о внесении кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в совет директоров (наблюдательный совет) общества и непринятие решения по такому предложению в установленный срок (Постановление ФАС Уральского округа от 24.01.2012 г. № Ф09-8546/11 по делу № А60-15823/2011).
Невключение советом директоров (наблюдательным советом) по предложению акционера кандидатов в список кандидатур для голосования по выборам в орган (органы) управления общества, при отсутствии мотивированного отказа об их включении, признается существенным нарушением и является основанием для признания недействительным решения общего собрания акционеров в части избрания соответствующих органов управления общества (Определение ВАС РФ от 19.12.2011 г. № ВАС-15854/11 по делу № А40-112645/10-83-981).
5. Нарушения в процессе собрания.
Ниже перечислим только те нарушения, являющиеся основаниями для привлечения общества к административной ответственности, которые чаще всего допускаются обществами в ходе проведения собрания акционеров:
- непроведение годового общего собрания акционеров в установленный законодательством и уставом срок (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.01.2012 г. по делу № А19-13159/2011);
- проведение годового общего собрания акционеров с нарушением сроков, установленных законодательством (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2011 г. по делу № А57-8354/2010);
- проведение внеочередного общего собрания, созванного по требованию акционера, с нарушением срока, установленного законом (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.05.2011 г. по делу № А43-25337/2010);
- проведение годового общего собрания акционеров не по месту нахождения общества (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.03.2012 г. по делу № А21-4340/2011);
- рассмотрение на общем собрании акционеров вопроса, не включенного в повестку дня (Постановление ФАС Уральского округа от 17.01.2012 г. № Ф09-8843/11 по делу № А60-17033/2011);
- несоответствие содержания отчета об итогах голосования на собрании требованиям Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (Постановление ФАС Поволжского округа от 25.08.2011 г. по делу № А06-7722/2010);
- направление акционерам отчета об итогах голосования на общем собрании с нарушением срока, установленного законодательством (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.05.2011 г. по делу № А56-57176/2010).
Справедливости ради, следует указать на тот факт, что статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности правонарушения. Суд при изучении обстоятельств дела может признать правонарушение малозначительным и не являющимся основанием для привлечения к административной ответственности.
Под отсутствием угрозы охраняемым общественным отношениям суд, в частности, подразумевает отсутствие таких последствий правонарушения, как нарушение прав акционеров, причинение вреда интересам граждан, общества и государства. Учитываются и причины объективного характера. Так, общество, нарушившее срок проведения годового общего собрания акционеров, освобождается от административной ответственности, если проведение его в срок было невозможно из-за запрета суда принимать решения по некоторым вопросам повестки дня (Постановление ФАС Московского округа от 03.05.2011 г. № КА-А40/3661-11-1;2 по делу № А40-114144/10-119-669).
Таким образом, теоретически, не всегда нарушения влекут за собой наказание. Но стоит ли рисковать и доводить ситуацию до судебного разбирательства вместо того, чтобы сразу соблюдать предусмотренные законодательством требования к процедуре подготовки, созыва и проведения собрания акционеров, в том числе и требования к оформлению всей сопутствующей документации (уведомления, бюллетени, протоколы и др.)?
Принципиальные изменения в 2020 году
Судебная практика. Постановления Арбитражного суда Московского округа от 18.10.2016 по делу № А40-45591/2016 и от 31.05.2016 по делу № А40-184658/2015
Однако в этом году с середины марта по всей стране начали запрещать массовые мероприятия с численностью более 50 человек. Затем с 19.03.2020 2 у акционерных обществ появилось право провести годовое общее собрание в заочной форме. Чуть позже, с 07.04.2020 3 , годовые собрания разрешили провести в 2020 году в срок до 30 сентября.
Чтобы провести собрание в заочной форме, совет директоров должен принять соответствующее решение. Обязанность проводить собрание в заочной форме появилась лишь у обществ с численностью 50 и более акционеров. В случае нарушения законодательства такими АО и проведения собрания в очной форме (совместное присутствие) в период действия запретов грозит административная ответственность в соответствии со ст. 6.3 КоАП РФ:
- штраф для должностных лиц в размере от 50 000 до 150 000 руб.;
- организаций – от 200 000 до 500 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Порядок подготовки и проведения годового собрания должен быть установлен в уставе общества. Если там этого не прописано (или, как часто бывает, указаны лишь общие формулировки) – просто следуйте нашим рекомендациям, приведенным ниже.
- во-первых, акционерам не требуется собираться всем вместе для принятия решений. Процедура значительно упрощается. Общество направляет акционерам бюллетени для голосования, акционеры голосуют и направляют бюллетени обратно;
- во-вторых, не требуется удостоверение решений, принятых на заочном собрании, ни нотариусом, ни регистратором, осуществляющим ведение реестра (п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Это позволяет обществу минимизировать расходы на проведение собрания.
Рекомендуем прописать в уставе АО подробный порядок и условия проведения собрания в заочной форме (особенно порядок направления бюллетеней). Ведь законодательство практически не регулирует проведение собраний в заочной форме.
Чек-лист подготовки к заочному годовому собранию
- большая часть из них привязана к дате проведения собрания, но
- для одного установлены жесткие временные рамки в виде конкретных дат (т.е. даже при сдвиге в 2020 году даты собрания за рамки обычного периода это мероприятие надо было успеть сделать в обычные для него сроки).
Таблица 1. Состав и даты мероприятий по подготовке годового общего собрания акционеров
Действие / документ | Срок | Кто отвечает / готовит |
Сдать в ИФНС России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность | До 12.05.2020 (с учетом Указов Президента РФ от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239 и от 28.04.2020 № 294) | Директор |
Рассмотреть предложения акционеров в повестку дня и по кандидатам в избираемые органы АО | Не позднее 4 февраля включительно5 | Совет директоров |
Предварительно утвердить годовой отчет | За 30 дней до даты проведения собрания | Директор |
Принять решение о проведении собрания, которое нужно оформить протоколом заседания совета директоров | Минимум за 35 дней до собрания | Совет директоров |
Получение списка лиц, имеющих право участвовать в собрании | Не ранее чем через 10 дней с момента принятия решения о созыве собрания и не более чем за 25 дней до даты проведения собрания | Регистратор АО |
Уведомление акционеров | Не менее чем за 21 день до даты собрания | Совет директоров |
Направление бюллетеней | Не менее чем за 20 дней до даты собрания | Совет директоров |
Предоставление информации акционерам для ознакомления | За 20 дней до даты собрания и во время его проведения | Совет директоров |
Какие документы подготовить к собранию
Рассмотрим ключевые документы, которые обычно составляются в рамках подготовки к годовому собранию, и приведем их образцы.
1. Протокол заседания совета директоров о проведении годового общего собрания акционеров в форме заочного голосования (Пример 1).
Читайте также: