Штраф за дефицит это

Обновлено: 25.06.2024

Ответственность сторон за нарушение условий прописана в любом договоре. Не выступают исключением и договоры кредитования. В большинстве случаев санкции за нарушения достаточно стереотипны и предусматривают несколько видов наказания: штрафы за просрочку платежей, изъятие предмета залога (при его наличии, требования о залоге также должны быть прописаны в договоре) в случае вопиющих нарушений, требование выполнить договор досрочно, угроза расторжения договора кредитором в одностороннем порядке.

Однако, последствия могут быть и серьезнее — вплоть до уголовной ответственности. В каких случаях заемщику стоит волноваться о последствиях всерьез? А в каких ситуациях его страхи преувеличены, и что реально злостному должнику могут сделать за неуплату кредита в нашей стране — читайте в статье.

Финансовая ответственность

Для начала рассмотрим, к каким финансовым санкциям может прибегнуть кредитор. К таковым относятся:

  • начисление штрафов на сумму просроченного платежа;
  • включение условия повышения ставки кредитования (чаще всего, по закону, это может быть применено к кредитам с плавающей ставкой, например, по кредитным картам или по кредитам, привязанным к общепринятым российским ставкам, например, MosPrime — но сейчас такие кредиты встречаются редко);
  • требование погасить остаток кредита единовременно.

Финансовые санкции — это наиболее распространенная форма воздействия, с помощью которой кредитные организации пытаются призвать заемщика соблюдать условия договора.

Штрафы начисляются на сумму пропущенного платежа и обычно составляют незначительную долю процента (в большинстве банков от 0,01 до 0,1% от ежемесячного взноса). Правда здесь следует помнить, что в данном случае эти сотые или десятые доли процента начисляются за каждый день просрочки.

Просрочка при этом начинает отсчитываться с первого дня после несостоявшегося платежа.

Однако в любом случае, законодательством предусмотрено, что общий размер начисленных штрафов не может превышать:

  • 20% годовых, если в период просрочки на сумму займа начисляются проценты;
  • 0,1% от суммы просроченной задолженности, если такие проценты не начисляются.

При этом в обоих случаях пени рассчитываются только от суммы просрочки, а не всей непогашенной суммы кредита.

Если просрочка вызвана случайными причинами или краткосрочными проблемами, например, должник запамятовал о дате платежа, или у него случился разовый дефицит средств, то больших проблем быть не должно. Клиент уплатит сумму с учетом просрочки, деньги поступят на счет, и после этого банк спишет сначала набежавший штраф, затем проценты по кредиту, а уж затем — оставшуюся сумму взноса.

Этот порядок прописан непосредственно в кредитном договоре, поэтому любому заемщику необходимо читать договор внимательно.

Как правильно читать договор с банком?
Обратитесь за консультацией к специалисту

Если же клиент уклоняется от выплат больше трех месяцев (иногда — полугода), или категорически не идет на контакт, тогда вполне возможен вариант, что банк продаст проблемный долг коллекторам.

Имущественная ответственность

Это вид гражданско-правовой ответственности. Она распространяется на широкий круг отношений между физическими и юридическими лицами. В случае финансовых отношений речь можно вестись о кредитах, подкрепленных залогом (например, в качестве залога выступает автомобиль). В этом случае кредиторы обратят свое взыскание на него. Помимо изъятия заложенного имущества может быть наложен арест и на имеющиеся банковские счета должника.

Есть ли предел суммы для списания средств
приставами с банковских карт должника?
Спросите юриста

А приставы, в свою очередь, смогут сделать следующее:

    должника (до 50%, а в некоторых случаях до 70%);
  1. официально изъять имеющиеся у должника в доме (или по месту работы) наличные средства;
  2. списывать деньги с банковского счета; или ценности;
  3. инициировать взыскание долга за счет заложенного по кредитному договору имущества (как движимого, так и недвижимого).

Административная ответственность

К административной ответственности косвенно можно отнести и запрет на выезд должника за границу. Несмотря на то, что напрямую этот вид наказания не предусматривается КоАП, он может применяться в рамках использования закона об исполнительном производстве.

За неисполнение своих кредитных обязательств должника можно привлечь к нескольким видам ответственности

Речь идет о финансовой, административной или уголовной ответственности. Тем не менее, вне зависимости от того, какие именно причины привели к образованию задолженности, не стоит уклоняться от общения с компанией-кредитором. А если самостоятельно делать этого не хочется, то будет полезно поручить общение с кредиторами профессиональным юристам.

Уголовная ответственность

Самые тяжелые последствия, которые могут наступить для недобросовестного заемщика — привлечение его к уголовной ответственности. В каких случаях против него могут завести уголовное дело? Законодательством России предусмотрено несколько оснований: мошенничество с кредитами и злостное уклонение от погашения долга.

Это тот случай, когда гражданин изначально не собирается возвращать долг и при этом сознательно вводит финансовую организацию в заблуждение. Например, получает кредит по чужому паспорту. За подобное мошенничество предусмотрены несколько видов наказания: от штрафа до ограничения свободы (до двух лет) и даже ареста (до четырех месяцев).

Если же преступление совершено с отягчающими обстоятельствами, то санкции за это действие серьезно возрастают. В самом серьезном случае (это — когда преступление совершено группой лиц по предварительному сговору и в особо крупных размерах) — вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.

Чем физ лицо отличается от индивидуального
предпринимателя в вопросе о получении
кредита в банке?

Еще одним преступлением, связанным с кредитами, является злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. Это преступление предусмотрено статьей 177 Уголовного кодекса.

В большинстве случаев таковым поведением считается ситуация, когда деньги у заемщика имеются, но он категорически не желает гасить кредит. Важным отличием от мошенничества здесь является то обстоятельство, что хотя бы один платеж по кредиту был клиентом совершен.

Данная статья предусматривает как штрафы, так и ограничение и даже лишение свободы сроком до двух лет.

Таким образом, можно сказать, что уголовная ответственность за кредит — это реально существующий вариант наказания для недобросовестного заемщика. Однако посадить человека в тюрьму просто за невозврат кредита не так-то просто. Для этого нужно доказать в суде, что должник изначально не собирался возвращать деньги или злостно уклонялся от их возращения, имея при этом средства для возврата займа и возможность его погасить.

Кредиторы или коллекторы называют вас
мошенником и пугают тюрьмой? Обратитесь
за защитой к нашим специалистам!

Как избежать наказания

Что делать заемщику? В зависимости от того, к какому виду ответственности привлекается должник, у него есть несколько вариантов поведения.

В первую очередь — не избегать общения с кредитором

В случае финансовых или имущественных санкций надо обращаться в банк и искать компромиссные решения. В этом случае банк пригласит вас на обсуждение проблемы и для поиска компромисса.

Однако не стоит ждать, что кредитор пойдет на полное списание средств кредита. На это можно рассчитывать только в том случае, если вы пройдете процедуру личного банкротства. А для того, чтобы лучше понять порядок своих действий, и увереннее чувствовать себя в общении с банком, лучше всего заручиться юридической помощью профессионалов .

Договориться об отсрочке можно и при попытках забрать имущество. Если заемщик попался на административном правонарушении, но не согласен с решением суда и наложенным на него штрафом — решение можно оспорить.

Как просить о рассрочке исполнения решения
суда о взыскании долга?
Спросите юриста

Не убегать от приставов

Но поймите — сопротивляться решениям приставов в вашем деле сложно. Тем более, когда решение уже вынес суд. А до вынесения решения суда никто не имеет права описать, а уж подавно — и изымать ваше имущество.

Если же дело уже дошло до суда, тогда стоит рассматривать варианты заключения мирового соглашения. Но для этого опять же придется находить общий язык с кредиторами.

Подать на банкротство

Наконец, должник может запустить в отношении себя процедуру банкротства. После правильного прохождения всей процедуры должнику спишут все заявленные им долги (за исключением ряда выплат, которые вытекают из социальных отношений, например накопленных алиментов или заработной платы работникам).

Впрочем, если процедура банкротства будет осуществляться через арбитражный суд (а это любая процедура, если сумма долгов превышает 500 тысяч рублей), то будет назначен финансовый управляющий — специалист, который возьмет под контроль имущество и финансовые потоки клиента. А это уже тоже можно рассматривать в качестве имущественной ответственности.

Согласно ст. 306.1 БК РФ под бюджетным нарушением понимается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого в гл. 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Напомним, что получателями бюджетных средств признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Исходя из положений ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами (администраторами, получателями) бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса (за исключением отдельных случаев).

С учетом вышеизложенного на бюджетные и автономные учреждения положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового контроля не распространяются и такие проверки в отношении них не должны осуществляться. Исключение из данного правила – случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств. Так, в силу ч. 4 ст. 79 БК РФ органы государственной власти, управления государственными внебюджетными фондами, местного самоуправления вправе передать на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению от имени соответствующего публично-правового образования государственных (муниципальных) контрактов от лица указанных органов при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию данных объектов) бюджетным и автономным учреждениям, в отношении которых названные органы выполняют функции и полномочия учредителей.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидии, размер которой рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках задания и на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, объектом обложения которыми признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

В силу ст. 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

Следовательно, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение госзадания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета. На средства субсидии не распространяются требования бюджетного законодательства и, как мы уже отметили выше, в отношении бюджетных и автономных учреждений (за исключением определенных случаев) не может осуществляться внутренний финансовый контроль.

Вместе с тем ч. 2 ст. 306.1 БК РФ предусмотрено, что действие (бездействие), нарушающее бюджетное законодательство РФ, положения иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, совершенное лицом, не являющимся участником бюджетного процесса, влечет ответственность по законодательству РФ. Значит, в отдельных случаях бюджетные и автономные учреждения будут нести ответственность наряду с участниками бюджетного процесса.

Невыполнение государственного (муниципального) задания.

Глава 15 КоАП РФ дополнена ст. 15.15.5-1, устанавливающей ответственность за невыполнение государственного (муниципального) задания.

Исходя из ст. 6 БК РФ такое задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, – в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений;

в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, – в отношении бюджетных и казенных учреждений субъекта РФ;

в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, – в отношении муниципальных бюджетных и казенных учреждений.

Также напомним, что выполнение государственного задания федеральными бюджетными и автономными учреждениями, федеральными казенными учреждениями контролируют соответственно органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных или автономных учреждений, и главные распорядители средств федерального бюджета, в ведении которых находятся казенные учреждения, а также Федеральное казначейство (п. 48 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640).

Отметим, что контроль выполнения государственного (муниципального) задания чаще всего предполагает проверку соответствия:

объема оказанных в проверяемом периоде государственных (муниципальных) услуг параметрам, указанным в задании учредителя;

качества оказанных в проверяемом периоде услуг (выполненных работ) параметрам задания.

В силу ст. 15.15.5-1 КоАП РФ невыполнение государственного (муниципального) задания повлечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц учреждения в размере от 100 до 1 000 руб. Повторное совершение такого деяния повлечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Отметим, что привлечь к ответственности за невыполнение задания вправе:

Федеральное казначейство (его территориальные органы);

органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

суды, если дело о таком административном правонарушении возбуждено инспектором Счетной палаты, либо уполномоченным должностным лицом контрольно-счетного органа субъекта РФ, либо уполномоченным должностным лицом органа муниципального финансового контроля. Кроме того, суд будет привлекать к ответственности, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Несоблюдение порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

Вместе с тем в правоприменительной практике возникают разночтения при установлении фактов, влекущих административную ответственность, предусмотренную данной статьей, поскольку органы государственного (муниципального) финансового контроля рассматривают в качестве субъектов нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов только участников бюджетного процесса, которым предоставлены трансферты.

Нарушение порядка и условий предоставления бюджетных инвестиций и субсидий.

Согласно новой редакции ст. 15.15.4 КоАП РФ нарушение главным распорядителями (получателями) бюджетных средств, осуществляющими бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности или предоставляющими бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, государственным (муниципальным) учреждением или унитарным предприятием (в части переданных ему в установленной порядке полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности) порядка осуществления бюджетных инвестиций или порядка их предоставления, решения о подготовке и реализации или о предоставлении бюджетных инвестиций повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Нарушение порядка представления бюджетной отчетности.

Административная ответственность за искажение бюджетной отчетности установлена в ст. 15.15.6 КоАП РФ. Согласно названной статье непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, исполнения этих бюджетов, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных указанных сведений влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Напомним, что в силу ст. 162 БК РФ получатели бюджетных средств формируют бюджетную отчетность (обеспечивают ее формирование) и представляют соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Согласно п. 3 ст. 264.1 БК РФ под бюджетной отчетностью понимается комплекс документов: отчета об исполнении бюджета, баланса исполнения бюджета, отчета о финансовых результатах деятельности, отчета о движении денежных средств, пояснительной записки.

Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.

Нарушение порядка ведения бюджетного учета, порядка составления бюджетных смет.

В силу п. 1 ст. 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н. Главные распорядители средств бюджета утверждают данный порядок согласно законодательству РФ, в том числе с учетом указанных требований.

Исходя из п. 3, 6 названных требований составление сметы – это установление объема и распределения направлений расходования средств бюджета на основании доведенных до учреждения в предусмотренном порядке лимитов бюджетных обязательств по расходам бюджета на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения на период одного финансового года.

Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем данного органа.

Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до учреждения лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций учреждения. В смете дополнительно должны утверждаться иные показатели, предусмотренные порядком составления и ведения бюджетной сметы этого учреждения.

Показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с законодательством, могут быть детализированы по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб. (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что на практике встречаются случаи привлечения должностных лиц казенных учреждений к административной ответственности по ст. 15.15.7 за непредставление в орган Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, в течение установленного срока. По нашему мнению, такие действия неправомерны.

Пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного Приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н (далее –Порядок № 98н), установлены сроки представления в органы Федерального казначейства сведений об обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения (ф. 0531702). Согласно данной норме названные сведения представляются получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства по месту его обслуживания в течение шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта, договора в целях постановки на учет указанного бюджетного обязательства.

При этом операции по составлению и представлению сведений об обязательстве не относятся к операциям по учету бюджетного обязательства. Кроме того, ответственность за нарушение сроков представления указанных сведений Порядком № 98н не преду­смотрена.

С учетом изложенного нарушение Порядка № 98н, в том числе непредставление получателем средств федерального бюджета – федеральным казенным учреждением в орган Федерального казначейства по месту своего обслуживания сведений об обязательстве в течение установленного п. 2.1 Порядка № 98н срока, не может рассматриваться как нарушение порядка учета бюджетных обязательств, ответственность за которые установлена ст. 15.15.7 КоАП РФ.

Нарушение сроков доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.

В статье 15.15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств. Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Однако в силу ст. 166.1 БК РФ доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств является бюджетным полномочием Федерального казначейства.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств в соответствии со ст. 158 БК РФ.

Кроме того, при осуществлении полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета Правительством РФ устанавливаются сроки завершения расчетов по неисполненным обязательствам отчетного года по государственным контрактам и сроки отзыва неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, доведенные получателям на оплату указанных контрактов. Но ответственность за нарушение указанных сроков законодательством РФ не установлена.

Согласно новой редакции ст. 15.15.11 несвоевременное распределение (отзыв) или доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств повлечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Невыполнение требований представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля.

Исходя из положений ст. 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания. Напомним, что порядок составления и направления представлений регламентируется:

для органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля – положениями Бюджетного кодекса;

Действующая до внесения изменений редакция ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривала административную ответственность исключительно за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля. Согласно изменениям ч. 20 ст. 19.5 теперь распространяется и на случаи невыполнения предписаний иных, указанных выше органов.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Минфина России от 3 апреля 2017 г. N 02-09-06/21705 Об ответственности за превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений для дефицита бюджета


Обзор документа

Письмо Минфина России от 3 апреля 2017 г. N 02-09-06/21705 Об ответственности за превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных ограничений для дефицита бюджета

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел письмо по вопросу о разъяснении положений Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.

Однако Министерству финансов Российской Федерации не предоставлено право официального толкования актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем Департамент полагает возможным сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 92.1 Кодекса превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных статьей 92.1 Кодекса ограничений является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение предусмотренных Кодексом мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 136 Кодекса при несоблюдении органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также при нарушении предельных значений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 и статьи 107 Кодекса, и в случаях, предусмотренных главой 30 Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном ими порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим местным бюджетам до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Данной нормой Кодекса установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований.

При этом в случаях, предусмотренных главой 30 Кодекса, финансовые органы субъектов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований на основании уведомления органа государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации в порядке выбора данной бюджетной меры принуждения из предусмотренного пунктом 2 статьи 306.2 Кодекса перечня бюджетных мер принуждения, применяемых к финансовому органу муниципального образования, главному распорядителю средств местного бюджета, распорядителю средств местного бюджета, получателю средств местного бюджета, главному администратору доходов местного бюджета, главному администратору источников финансирования дефицита местного бюджета, совершившему бюджетное нарушение.

Уведомление органа государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации направляется финансовому органу субъекта Российской Федерации при осуществлении им полномочий по внешнему государственному финансовому контролю (статья 268.1 Кодекса) либо по внутреннему государственному финансовому контролю (статья 269.2 Кодекса).

Внешний и внутренний государственный контроль в отношении финансового органа муниципального образования, главного распорядителя средств местного бюджета, распорядителя средств местного бюджета, получателя средств местного бюджета, главного администратора доходов местного бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита местного бюджета осуществляется в рамках контроля за исполнением ими установленных в соответствии с главой 18 Кодекса бюджетных полномочий соответствующих участников бюджетного процесса при использовании межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации (соблюдением целей и условий их предоставления).

В соответствии с пунктом 1 статьи 92.1 Кодекса дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете.

В соответствии с пунктом 1 статьи 153 Кодекса рассматривают и утверждают соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и отчеты об их исполнении законодательные (представительные) органы, которые не являются объектами государственного (муниципального) финансового контроля и субъектами бюджетных нарушений, предусмотренных главой 30 Кодекса.

Таким образом превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных статьей 92.1 Кодекса ограничений для дефицита бюджета не влечет применение бюджетных мер принуждения, предусмотренных статьей 306.8 Кодекса.

Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе С.В. Романов

Обзор документа

Минфин России пояснил, что превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных статьей БК РФ ограничений для дефицита бюджета не влечет применение бюджетных мер принуждения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 29

1. Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

2. Цена выполненной работы (оказанной услуги), возвращаемая потребителю при отказе от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), а также учитываемая при уменьшении цены выполненной работы (оказанной услуги), определяется в соответствии с пунктами 3, 4 и 5 статьи 24 настоящего Закона.

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), могут быть предъявлены при принятии выполненной работы (оказанной услуги) или в ходе выполнения работы (оказания услуги) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии выполненной работы (оказанной услуги), в течение сроков, установленных настоящим пунктом.

Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.

(п. 4 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

5. В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, если докажет, что такие недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

(п. 5 введен Федеральным законом от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

6. В случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен. Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе требовать:

(в ред. Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

9 июня 2019 года вступили в силу изменения в КоАП РФ. Наибольшее количество поправок касается классификации нарушений в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета и бухгалтерской отчетности в целях привлечения к ответственности за них.

Статья 15.11 "Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности" на организации госсектора больше не распространяется. Ранее она применялась ко всем организациям, поскольку для учреждений не было специальных норм. Теперь для них предусмотрена статья 15.15.6 КоАП РФ, которая изложена в новой редакции. До внесения изменений эта статья касалась только нарушений порядка представления бюджетной отчетности. В новой редакции в ней детально описаны нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету и бухгалтерской отчетности, а также ответственность за них. Статья 15.15.6 КоАП РФ распространяется не только на органы власти, органы управления внебюджетных фондов и казенные учреждения, но и на бюджетные, автономные учреждения.

Штраф за непредставление или представление с нарушением установленных сроков бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности остался прежним – от 10 000 до 30 000 руб. на должностных лиц.

Новшеством является деление нарушений бюджетного (бухгалтерского) учета в зависимости от степени искажения показателей отчетности. Искажение может быть:

  • незначительное;
  • значительное;
  • грубое.

Критерии, по которым нарушения относятся к тому или иному виду, установлены в пп. 2 – 4 примечаний к ст. 15.15.6 КоАП РФ:

  • от 1% до 10%, сумма искажения не более 100 000 руб.;
  • не более 1%, сумма искажения от 100 000 до 1 000 000 руб.
  • не более 100 000 руб.
  • от 1% до 10%, сумма искажения от 100 000 руб. до 1 000 000 руб.;
  • не более чем на 1%, сумма искажения более 1 000 000 руб.
  • от 100 000 до 1 000 000 руб.
  • более 10%;
  • от 1 до 10%, сумма искажения более 1 000 000 руб.
    более 1 000 000 руб.
  • искажение показателя бюджетной отчетности в денежном измерении, которое привело к искажению показателя результата исполнения бюджета;
  • включение в отчетность показателей, не подтвержденных учетными регистрами и (или) первичными документами;
  • отражение в регистрах учета мнимого объекта (в т.ч. неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта;
  • ведение счетов бюджетного (бухгалтерского) учета вне применяемых учетных регистров;
  • отсутствие в течение установленных сроков хранения:
    • первичных документов;
    • регистров учета;
    • отчетности;
    • аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита отчетности обязательно)

    В статье 15.15.6 КоАП РФ также перечислены случаи, когда должностные лица освобождаются от административной ответственности.

    Бухгалтер или лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, не может быть привлечен к ответственности за искажение показателей отчетности, если:

    • первичные документы, составленные другими лицами, не соответствуют фактам хозяйственной жизни;
    • первичные учетные документы не переданы или переданы несвоевременно для отражения сведений в регистрах бухгалтерского учета.

    Должностные лица освобождаются от административной ответственности в случае подачи уточненной налоговой декларации (расчета), уплаты недоимки по налогу (сбору, страховому взносу) и пеней в соответствии с требованиями НК РФ.

    Наказания не последует, если представить отчетность с уточненными (исправленными) показателями:

    • до принятия отчетности финансовым органом, ГРБС, органом, выполняющим функции и полномочия учредителя, иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
    • после принятия отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до того, как орган, уполномоченный составлять протоколы об административных правонарушениях, обнаружил ошибку в отчетности;
    • после проверки отчетности органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, если по ее результатам исправляемые ошибки не были обнаружены.

    Таким образом, в КоАП РФ обеспечена адекватность наказания по совершенному нарушению. При незначительном нарушении контролеры могут ограничиться предупреждением или минимальным штрафом. Однако чем серьезнее нарушение, тем выше штрафные санкции.

    Существенно скорректирована ст. 15.15.7 КоАП РФ. Ранее она касалась только нарушений порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенными учреждениями. Также по этой статье казенные учреждения штрафовались за нарушения ведения бюджетного учета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных и денежных обязательств.

    Теперь ст. 15.15.7 КоАП РФ охватывает более широкий спектр нарушений порядка формирования и представления (утверждения) сведений, которые используются при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, при исполнении бюджетов. К ответственности по этой статье теперь могут привлекаться не только казенные учреждения, но и ГРБС (за нарушение порядка формирования и (или) представления обоснований бюджетных ассигнований).

    Получатели бюджетных средств также будут привлекаться к ответственности за нарушение более чем на 10 рабочих дней установленных сроков постановки на учет бюджетных и (или) денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и (или) денежное обязательство.

    Размер штрафа за любое нарушение по ст. 15.15.7 КоАП РФ остался прежним – от 10 000 до 30 000 руб.

    Руководителям структурных подразделений территориальных органов Федерального казначейства, их заместителям предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях:

    • при планировании закупок в соответствии с законодательством о контрактной системе (ч. 2 – 4 ст. 7.29.3 КоАП РФ);
    • невозврате либо несвоевременном возврате бюджетного кредита (ч. 3, 4 ст. 15.15 КоАП РФ);
    • неперечислении либо несвоевременном перечислении платы за пользование бюджетным кредитом (ч. 1, 3, 4 ст. 15.15.1 КоАП РФ);
    • невыполнении государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.5-1 КоАП РФ);
    • нарушении требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в т.ч. к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 – 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ);
    • нарушении порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов, исполнении бюджетов (ст. 15.15.7 КоАП РФ);
    • нарушении сроков распределения, отзыва либо доведения бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств (ст. 15.15.11 КоАП РФ);
    • нарушении срока направления информации о результатах рассмотрения дела в суде (ст. 15.15.14 КоАП РФ);
    • нарушении порядка формирования государственного (муниципального) задания (ст. 15.15.15 КоАП РФ).

    Ранее такое право было предоставлено непосредственно руководителям территориальных органов Казначейства России (ч. 2 ст. 23.7 КоАП РФ). Аналогичные нормы введены в отношении руководителей структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, выполняющих функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, их заместителей (ч. 2 ст. 23.7.1 КоАП РФ).

    Читайте также: