Штраф повторное нарушение запрета на движение по полосе для маршрутных тс

Обновлено: 17.05.2024

В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.

Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:

В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.

За что могут назначить штраф

Преимущественное право движения

Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.

Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.

Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.

Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.

Преимущественное право машин с разметкой и мигалками

Скорой помощи, пожарной охране, полиции, ДПС, спасательным службам и другим автомобилям со специальной разметкой, синими маячками и сиреной нужно предоставлять преимущество при движении — то есть пропускать такие автомобили. Если не пропустить, за это штрафуют по ч. 2 ст. 12.17 КоАП РФ — на 5000 Р , а могут и лишить прав на срок до года.

Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:

  1. Синяя мигалка и сирена включены одновременно. Если есть только звук или только маячок, этого недостаточно для лишения прав. Маячки другого цвета тоже не в счет.
  2. Маячок и звук включили при выполнении неотложного служебного задания, а не просто чтобы объехать пробку.

Выезд на встречную полосу с нарушением правил

Если водитель выехал на встречную полосу из-за того, что нарушил правила дорожного движения или проигнорировал разметку, его могут оштрафовать по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ — на 5000 Р . По той же статье могут лишить прав на полгода. И это не то же самое, что выезд на встречную полосу при объезде препятствия: за такое штраф меньше, а лишение прав вообще не предусмотрено.

Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.

Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.

Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.

Обгон запрещен

Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.

Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.

Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.

Не все водители соблюдают это условие. Получается, что хотя каток или трактор не могут ехать быстрее 30 км/ч , но без знака их как будто нельзя обгонять.

Верховный суд объявил, что можно. Даже если нет опознавательного знака, но завод-изготовитель установил максимальную скорость не больше 30 км/ч , такой транспорт можно обгонять. Но тут важны именно заводские характеристики. Если транспорт просто едет медленнее 30 км/ч , но мог бы ехать быстрее, обгонять нельзя — чревато лишением прав.

Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.

Опознавательный знак для тихоходного транспорта

Нарушение правил остановки и стоянки

В разделе 12 ПДД описаны правила стоянки транспорта. Например, нельзя оставлять в машине маленьких детей, останавливаться на пешеходном переходе и открывать двери, если это мешает другим машинам. За нарушение этих правил штрафуют по ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ — штраф 500 Р .

Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.

За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.

Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.

Стоянка и остановка в зоне дорожных знаков, которые ее запрещают, — это повод для штрафа уже не по ст. 12.19, а по ч. 4 ст. 12.16 КоАП РФ. Штраф — 1500 Р , для Москвы и Петербурга — 3000 Р . А еще машину могут задержать.

Вред здоровью из-за нарушений ПДД

Если водитель нарушил правила дорожного движения и причинил кому-то легкий или средний вред, его оштрафуют по ст. 12.24 КоАП РФ. За легкий вред придется заплатить до 5000 Р , за средний — до 25 000 Р . Или можно остаться без прав. Ущерб потерпевшему нужно возмещать отдельно.

По этой статье наказывают только водителей. Если правила дорожного движения нарушил пешеход и из-за этого кто-то пострадал, виновника накажут по ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ. За легкий и средний вред здоровью можно получить штраф от 1000 до 1500 Р , а не 5 тысяч, как для водителей.

Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.

Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.

Обязанности после ДТП

У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.

Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.

Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.

Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.

Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.


Перед тем как перейти к нашему вопросу, сделаем пару важных уточнений. Прежде всего, в этом материале мы не будем касаться вопроса получения повторного штрафа за одно и то же нарушение в один день – эти случаи мы рассмотрим в отдельном материале. И еще: некоторые нарушения из списка ниже, как первичные, так и повторные, могут быть чреваты еще и задержанием автомобиля и его отправкой на штрафстоянку – об этом тоже стоит помнить. Ну а теперь – к сути.

Ну а теперь по порядку рассмотрим все случаи, когда наказание за повторное нарушение в течение года будет более суровым.

Превышение скорости менее чем на 40 км/ч не имеет суровых последствий при повторном совершении – водитель просто получает штраф за каждый факт нарушения. А вот превышение на 40 км/ч и больше уже чревато серьезными проблемами. Если превысить скорость более чем на 40, но менее чем на 60 км/ч, то в первый раз наказание будет по части 3 статьи 12.9: это штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей. А вот во второй (и последующие) раз в действие вступит часть 6 статьи 12.9, предусматривающая штраф от 2 000 до 2 500 рублей.

Дальше – больше. Если превысить скорость на 60 км/ч и более, то в первый раз наказание может различаться. При превышении от 60 до 80 км/ч водитель наказывается по части 4 статьи 12.9 – это штраф от 2 до 2,5 тысяч или лишение прав на 4-6 месяцев. При превышении на 80 км/ч и более это уже часть 5, где предусмотрен либо штраф в 5 тысяч, либо лишение на 6 месяцев. А вот штраф за повторное нарушение будет общим для превышения уже от 60 км/ч и более: часть 7 той же статьи предусматривает за это лишение права управления транспортными средствами на 1 год, а если нарушение зафиксировано автоматической камерой – то штраф в 5 000 рублей.

Если проехать на красный свет на перекрестке без железнодорожных путей или проигнорировать знаки регулировщика, то в первый раз можно отделаться штрафом в 1 тысячу рублей по части 1 статьи 12.12. Если сделать это еще раз, то в дело вступит часть 3, обещающая штраф в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от 4 до 6 месяцев.

Часть 4 статьи 12.15 предусматривает наказание за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу или трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев объезда препятствия (они относятся к части 3): это либо 5 тысяч штрафа, либо лишение на 4-6 месяцев. Если такое произойдет еще раз, это будет означать лишение права управления транспортными средствами на 1 год, а если нарушение зафиксировано автоматической камерой – то штраф в 5 000 рублей.

Пьяная езда – это единственный случай, когда за повторное нарушение предусмотрена уже не административная, а уголовная ответственность. Водитель, попавшийся пьяным впервые, будет наказан по части 1 статьи 12.8 КоАП штрафом в размере 30 000 рублей и лишением прав на 1,5-2 года. То же самое будет при отказе от свидетельствования – в соответствии с частью 1 статьи 12.26. Если водитель при этом уже будет лишен прав, то по части 3 статьи 12.8 или части 2 статьи 12.26 ему грозит административный арест на срок от 10 до 15 суток или 30 тысяч штрафа.

Ну а в случае, если он вновь сядет за руль пьяным, в дело вступит уже Уголовный кодекс: для водителей, уже подвергавшихся административному наказанию за пьяную езду, статья 264.1 предусматривает широкий спектр последствий. Повторная пьяная езда наказывается штрафом в размере от 200 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

За проезд по полосе общественного транспорта пришли две квитанции на два штрафа с двух разных камер. Разница во времени фиксации между ними 2 минуты.

Скажите, является два штрафа законным требованием? Или это все-таки одно нарушение, учитывая, например, что, попав в плотный поток движения, я просто физически не мог за эти 4 минуты съехать с автобусной полосы?

И, еще поясните, пожалуйста, определяет ли, в данном случае, статья 4.1 (п.5) Кодекса РФ об Административных правонарушениях, подобное как одно нарушение ПДД?


Вам действительно необходимо занять позицию, что совершено одно правонарушение, которое является длящимся, то есть начавшимся в определенный момент и продолжающееся некоторое время, объединенное единым умыслом виновного. Единожды выехав на полосу для общ. транспорта, вы не возвращались на свою полосу, а продолжали движение некоторое время, которое зафиксировали две камеры через короткий промежуток времени.

Поэтому вам следует оплатить один штраф, а второй обжаловать в суд.

При выезде на полосу общественного транспорта выписано 2 штрафа, один за выезд на полосу, другой за несоблюдение правил разметки. Законно ли это?

Добрый день! На Щелковском шоссе в районе дома 25 полоса для маршрутного транспорта в связи с реконструкцией шоссе переходит в сплошную линию разметки оранжевого цвета (временная разметка). При этом на подъезде к перекрестку, на котором знаки разрешают поворот направо, нет необходимого разрыва сплошной полосы, который позволил бы осуществить перестроение перед поворотом. Единственный позволяющий пересечь полосу разрыв находится перед въездом на территорию магазина приблизительно в 100-150 метрах. Раньше выезд из магазина предполагал перестроение на вторую полосу, а затем был опять разрыв перед поворотом. Теперь место разрыва заняла временная сплошная линия. Правомерно ли назначение штрафа в данной ситуации, если автомобиль вынужден был перестроиться( для поворота на перекрестке направо) на полосу для маршрутного транспорта в единственном месте разрыва полосы перед магазином и двигаться по ней ?

здравствуйте. у нас в городе на одной из улиц выделили полосы для общественного транспорта. через полторы недели эти полосы убрали. теперь мне пришли два штрафа за проезд по этим полосам. что можно сделать, чтобы не платить штрафы?

Пришел штраф постановление 18810177151012250631 за движение по полосе для маршрутного транспорта Знак запрещающий движение по данной полосе завешен пленкой(см фото). Далее есть два информационных знака не дающих запрета для движения по данной полосе автомобилям не являющихся маршрутными и следом видеокамера. Нет однозначного понимания есть временное разрешение для движения любого транспорта по данной полосе или нет. Вопрос -Почему завешен знак? т (985)7748411

Центр автоматической фиксации нарушений ПДД зафиксировал стоянку на полосе для общественного транспорта(штраф 1500 РУБ.). Три полосы на встречу, одна по ходу движения и для общественного транспорта с правой стороны. После места моей стоянки(остановки) въезд на второстепенную дорогу (где то 15 м.) и далее карманы для парковки, МАШИНЫ СТАВЯТ ПОД 45 градусов так что загораживают часть полосы для дв. общественного транспорта. На перекрестке при выезде на данную полосу не было оповещающего знака о том, что выезд на полосу для дв. общественного транспорта. На данный момент движение поменяли полосу для движения общественного транспорта убрали, т.е. сейчас 4 полосы в одну сторону и с правой так же полоса для общественного транспорта. Можно ли обжаловать постановление о нарушении, в связи с тем, что полоса которая была для движения общественного транспорта не соответствует техническим нормативам. Хочу уточнить есть ли надежда на положительный исход (на какие статьи ссылаться), потому как в интернете комментарии не в мою пользу. Сколько будет стоить консультация.

Необходимость упорядочить интенсивность дорожного движения, обеспечить возможность беспрепятственного передвижения маршрутных такси и общественного транспорта привела к выделению специальных полос для таких видов ТС. Особенно это актуально в густонаселенных городах, где присутствие большого количества автомобилей приводит к созданию заторов, сбою в графике движения городских автобусов, троллейбусов пр.

фото 1

Наказание за езду по выделенной автобусной полосе в Москве, Петербурге и регионах

Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.

Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.

Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.

Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.

Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.

Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.

Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:

непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);

помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).

Кто может ездить по автобусной полосе: допустимые исключения из общих положений ПДД

По полосе общественного транспорта, согласно действующей редакции ПДД, имеют право ездить такие ТС:

маршрутные транспортные средства, относящиеся к коммерческому типу;

такси. Стоит учитывать, что наличия одной только лицензии на такой вид деятельности будет недостаточно. Транспортное средство должно обязательно иметь специальную окраску, утвержденную в том регионе, где машина используется, световой фонарь на крыше, а также быть оборудованным таксометром. При условии, что такси функционирует в пределах Москвы, номера должны быть выполнены в желтом цвете;

велосипедисты. Следует понимать, что проезд допускается только в случае, если такая автобусная полоса является крайней справа.

фото 2

Для тех автомобилистов, которые управляют обычными транспортными средствами, допускается выезжать на выделенную полосу только при условии, что такое действие вызвано необходимостью повернуть направо. Данный маневр со стороны водителя не будет считаться нарушением в случае, если обычную полосу и автобусную разделяет прерывистая линия.

А вот так будет штраф.

фото 3

Также автомобилист имеет право на выезд на автобусную полосу в следующих случаях:

при выезде на нее с придомовой территории;

при наличии необходимости остановиться у края проезжей части. В такой ситуации нужно следить за тем, чтобы автомобиль не создавал помехи для транспорта, который имеет право передвигаться по автобусной полосе. Также на месте въезда (как и в случае с поворотом) должна присутствовать прерывистая дорожная разметка.

На некоторых участках дорог в выходные дни, определенные часы или дни недели автобусные полосы могут быть использованы для передвижения по ним обычного типа транспорта. В таком случае будет установлен знак дополнительной информации (таблички 8.5.1-8.5.7), оповещающий об этом.

фото 4

Автобусная полоса предназначена для передвижения по ней определенных видов транспорта, среди которых значатся маршрутные ТС, автобусы, перевозящие школьников, такси и велосипедисты. Рядовой автомобилист должен понимать и знать исключения, при наличии которых он может выехать на такой участок дороги. В противном случае он будет привлечен к административной ответственности и выплатит сумму штрафа, установленную КоАП РФ.

Читайте также: