Штраф от налоговой 5000 за что

Обновлено: 06.05.2024

За совершенные налоговые правонарушения учреждение спорта может быть привлечено к ответственности в виде штрафа. Штраф устанавливается в твердой или дифференцированной форме. Между тем Налоговым кодексом предусмотрен механизм снижения налоговых санкций. О том, как работает данный механизм, мы расскажем далее.

Виды правонарушений и мера ответственности за них

За совершение налоговых правонарушений предусмотрены санкции, которые являются мерой ответственности за эти деяния. Санкции устанавливаются и применяются в виде штрафов, размеры которых определены положениями гл. 16 и 18 НК РФ.

Виды налоговых правонарушений, актуальные для учреждений спорта, представлены в таблице.

Вид правонарушения

Мера ответственности

Статья 116 НК РФ

Нарушение срока постановки на налоговый учет (п. 1)

Штраф в размере 10 000 руб.

Осуществление деятельности без постановки на налоговый учет (п. 2)

Штраф в размере 10 % от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Статья 119 НК РФ

Непредставление в установленный срок в ИФНС налоговой отчетности

Штраф в размере 5 % не уплаченной в установленный срок суммы налогового платежа, подлежащего уплате (доплате) на основании этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 руб.

Статья 119.1 НК РФ

Нарушение установленного способа представления налоговой отчетности (например, подача отчетности на бумаге при обязательной электронной форме)

Штраф в размере 200 руб.

Статья 120 НК РФ

Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода (п. 1)

Штраф в размере 10 000 руб.

Деяния, указанные в п. 1, совершенные в течение более одного налогового периода (п. 2)

Штраф в размере 30 000 руб.

Деяния, указанные в п. 1, повлекшие занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов) (п. 3)

Штраф в размере 20 % от суммы неуплаченного налога (страховых взносов), но не менее 40 000 руб.

Статья 122 НК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налоговых платежей в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогового платежа или других неправомерных действий (бездействия) (п. 1)

Штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы налогового платежа

Деяния, указанные в п. 1, совершенные умышленно (п. 3)

Штраф в размере 40 % от неуплаченной суммы налогового платежа

Статья 123 НК РФ

Неправомерное неудержание и/или неперечисление (неполное удержание и/или перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению

Примечание. При соблюдении условий, установленных п. 2 ст. 123 НК РФ, налоговый агент освобождается от указанного штрафа

Статья 126 НК РФ

Непредставление в установленный срок в ИФНС документов и (или) иных сведений, предусмотренных налоговым законодательством, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 119 НК РФ (п. 1)

Штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в ИФНС по месту учета (п. 1.2)

Штраф в размере 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета

Непредставление в установленный срок в ИФНС сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу ИФНС либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных ст. 126.1 НК РФ (п. 2)

Штраф с организации в размере 10 000 руб.

Статья 126.1 НК РФ

Представление налоговым агентом в ИФНС документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения

Штраф в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения

Примечание. Налоговый агент освобождается от указанного штрафа в случае, если он самостоятельно выявил ошибки и представил в ИФНС уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении ИФНС недостоверности сведений, содержащихся в представленных им документах

Статья 129.1 НК РФ

Штраф в размере 5 000 руб.

Деяния, указанные в п. 1, совершенные повторно в течение календарного года (п. 2)

Штраф в размере 20 000 руб.

  • умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия);

  • по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправный характер своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать. Например, к налоговому правонарушению может привести низкая квалификация либо временная нетрудоспособность бухгалтера учреждения (см. Письмо ФНС РФ от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@).

Окончательный размер штрафа за налоговое правонарушение (как в фиксированном, так и в дифференцированном виде), подлежащего взысканию с учреждения спорта (как с налогоплательщика или налогового агента), может быть снижен, поскольку закон предусматривает возможность применения смягчающих обстоятельств при назначении штрафных санкций.

ФНС считает: наказание должно быть адекватно тяжести содеянного налогового правонарушения, величине и характеру причиненного ущерба, другим определяющим их индивидуализацию существенным обстоятельствам. Поэтому учреждение, привлекаемое к налоговой ответственности, вправе рассчитывать на установление существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию наказания, в частности на учет смягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 112 НК РФ (см. Письмо от 12.05.2020 № БВ-4-7/7751@).

Какие обстоятельства признаются смягчающими?

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, установлен ст. 112 НК РФ. В их числе (п. 1 названной статьи):

совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанный перечень является открытым (что отмечено, например, в Письме ФНС РФ от 12.05.2020 № БВ-4-7/7751@), поскольку к числу обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, п. 4 ст. 112 НК РФ отнесены и иные, не указанные в п. 1 данной статьи обстоятельства, которые могут быть признаны таковыми судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываться при применении налоговых санкций.

Таким образом, смягчающими могут быть признаны (инспекцией или судом – в силу пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ) любые обстоятельства. Приведем примеры обстоятельств, которые суды обычно признают смягчающими и уменьшают размер взыскиваемых с налогоплательщика санкций.

Смягчающее обстоятельство

Примеры судебных решений, в которых признаны смягчающие обстоятельства

Отсутствие тяжких последствий для бюджета в результате допущенного правонарушения, добросовестность налогоплательщика в виде надлежащего исполнения налоговых обязательств

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 № 09АП-72672/2020 по делу № А40-84205/2020

Несоразмерность штрафа тяжести совершенного налогоплательщиком правонарушения

Постановление АС ПО от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019 по делу № А12-11374/2018

Отсутствие умысла в совершении правонарушения (правонарушение налогоплательщик совершил впервые и по неосторожности)

Постановление АС УО от 14.02.2018 № Ф09-8784/17 по делу № А60-22643/2017;

Признание налогоплательщиком своей вины (он не оспаривает нарушение, а лишь просит о снижении штрафа)

Постановление АС ЗСО от 13.11.2019 № Ф04-4877/2019 по делу № А27-23267/2018

Тяжелое материальное положение налогоплательщика

Постановление АС ЦО от 07.08.2019 № Ф10-3213/2019 по делу № А64-1130/2017;

Постановление АС ПО от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019 по делу № А12-11374/2018

Осуществление налогоплательщиком деятельности в социально значимой сфере

Постановление АС ВВО от 09.07.2018 № Ф01-2517/2018 по делу № А43-16446/2016;

Постановление АС СЗО от 18.07.2019 № Ф07-7043/2019 по делу № А56-31168/2017

Приведенные примеры смягчающих обстоятельств, разумеется, не являются панацеей. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что они всегда будут признаны таковыми налоговиками или судом. Ведь и налоговики, и арбитры оценивают доказательства, представленные налогоплательщиком, по своему внутреннему убеждению (о чем сказано в ст. 101 НК РФ, ст. 71 АПК РФ). Поэтому одни и те же обстоятельства в разных ситуациях могут быть квалифицированы налоговиками и арбитрами по-разному в зависимости от оценки, основанной на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся у них доказательств правонарушения. Но в любом случае для учреждения есть смысл заявлять о них и при рассмотрении материалов проверки, и в суде.

К сведению: если ошибка, приведшая к налоговому штрафу, была совершена из-за того, что учреждение следовало разъяснениям третьих лиц (например, консалтинговой компании), то данное обстоятельство, по мнению ФНС, не может быть признано обстоятельством, смягчающим вину (см. Письмо от 17.01.2020 № ЕД-4-2/523@). Но если разъяснения о порядке исчисления и (или) уплаты налога были даны уполномоченным органом, то следование таким разъяснениям может быть расценено как смягчающее обстоятельство.

Как применяются смягчающие обстоятельства?

Порядок применения смягчающих обстоятельств определен ст. 114 НК РФ. В частности, в п. 3 сказано, что при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа может быть сокращен не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса.

Таким образом, при применении санкций Налоговым кодексом обеспечена индивидуализация их содержания (объема) (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2017 № 03-02-08/69062). Более того, уменьшение размера штрафных санкций по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 114 НК РФ, не ставится в зависимость только лишь от волеизъявления налогоплательщика (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 № 09АП-41791/2019 по делу № А40-49647/2019).

Минфин считает, что при принятии решения о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговики обязаны учитывать обстоятельства, смягчающие ответственность за его совершение (см. письма от 18.07.2018 № 03-02-08/50214, от 26.12.2018 № 03-02-07/1/95031).

Суды при рассмотрении спора по существу также должны установить наличие либо отсутствие смягчающих ответственность обстоятельств и исходя из этого определить окончательный размер штрафных санкций, взыскиваемых с налогоплательщика (Постановление АС ЗСО от 28.07.2021 № Ф04-4121/2021 по делу № А02-1486/2020).

Штраф не может быть снижен до нуля!

Пунктом 3 ст. 114 НК РФ установлен минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (см., например, Постановление АС МО от 15.07.2020 № Ф05-10256/2020 по делу № А40-185452/2019). Но! Уменьшение суммы штрафа до нуля означает освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение налогового правонарушения, что не соответствует п. 3 ст. 114 НК РФ. А это недопустимо.

Суд вслед за налоговиками тоже может снизить штраф

Ранее уже упоминалось, смягчающие обстоятельства при определении окончательного размера штрафа, подлежащего взысканию с учреждения, в равной степени могут быть применены как налоговым органом, так и судом.

Но может ли суд снизить размер штрафа после того, как налоговая инспекция уже снизила его? Никаких четких правил в этой части Налоговым кодексом не установлено. Как, впрочем, и ограничений относительно установления максимального размера снижения штрафа, подлежащего взысканию при наличии смягчающих ответственность обстоятельств (п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Поэтому в арбитражной практике в настоящее время сформирован следующий подход к разрешению споров о порядке снижения штрафа: суд вправе снизить размер штрафа более чем в два раза даже после того, как сам налоговый орган уже снизил его как минимум в два раза. Так, в Постановлении от 11.06.2015 № Ф04-20325/2015 по делу № А81-4793/2014 АС ЗСО указал, что само по себе применение смягчающих обстоятельств налоговым органом при принятии оспариваемого решения инспекции не означает невозможность их повторного применения судом.

К сведению: такого же мнения придерживается и ФНС: действующее процессуальное законодательство не содержит запрета на заявление в суде доводов о снижении размера налоговой санкции ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств при их учете налоговым органом на стадиях досудебного урегулирования налогового спора, а также на невозможность суда учесть данные обстоятельства повторно и снизить размер санкции в случае несоблюдения налоговым органом принципа соразмерности наказания за допущенное правонарушение (см. Письмо от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

В каких случаях смягчающие обстоятельства не учтут?

Согласно п. 2 ст. 112 НК РФ обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

В связи с этим суды зачастую отклоняют довод о совершении налогового правонарушения впервые, если ранее налогоплательщик уже был оштрафован за аналогичное правонарушение (см., например, постановления АС СЗО от 09.08.2018 № Ф07-9643/2018 по делу № А56-85449/2017, АС ЗСО от 25.07.2016 № Ф04-3105/2016 по делу № А75-12477/2015).

Признание вины при систематическом совершении аналогичных деяний, скорее всего, также не будет признано в качестве смягчающего обстоятельства (см., например, постановления АС МО от 16.01.2019 № Ф05-22315/2018 по делу № А41-103588/2017, АС ДВО от 17.11.2016 № Ф03-5470/2016 по делу № А59-499/2016).

Есть случаи, когда арбитры отказались признать в качестве смягчающих следующие обстоятельства, указанные налогоплательщиками:

тяжелое финансовое положение – само по себе не является смягчающим ответственность обстоятельством. Такой вывод сделан, например, в постановлениях АС ЗСО от 23.08.2018 № Ф04-2935/2018 по делу № А27-15817/2017, АС МО от 06.07.2018 № Ф05-9403/2018 по делу № А40-171200/2017;

осуществление благотворительной деятельности – если размер санкции существенно превышает размер благотворительного взноса. На это обстоятельство указано в постановлениях АС МО от 08.08.2018 № Ф05-7824/2018 по делу № А40-246937/2016, АС СЗО от 09.08.2018 № Ф07-9643/2018 по делу № А56-85449/2017.

Применение смягчающих обстоятельств при доказанной вине налогоплательщика

Налоговое ведомство считает, что наличие умысла в действиях налогоплательщика не должно влиять на возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств (конечно, при наличии таковых) и снижения размера штрафных санкций. В Письме от 12.05.2020 № БВ-4-7/7751@ ФНС подчеркнула: вопрос о применении норм ст. 112, 114 НК РФ при доказывании умышленных действий налогоплательщика и применении ст. 54.1 НК РФ должен рассматриваться налоговым органом в зависимости от фактических обстоятельств дела о налоговом правонарушении, а именно – установленного характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.

Иными словами, наличие отягчающих ответственность обстоятельств не является юридическим препятствием для применения смягчающих обстоятельств (см. Постановление АС ПО от 21.02.2019 № Ф06-43969/2019 по делу № А12-11374/2018). К примеру, в Постановлении АС ЗСО от 13.11.2019 № Ф04-4877/2019 по делу № А27-23267/2018 арбитры признали в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, тяжелое финансовое положение организации и ее активную роль в общественной и благотворительной деятельности региона. И, несмотря на установленную в ходе рассмотрения дела умышленную форму вины, арбитры все равно уменьшили размер налогового штрафа.


В ситуации, когда компания получает требование ИФНС о предоставлении документов, есть риск быть привлечённым к налоговой или административной ответственности. Что делать, если вас оштрафовали за несвоевременный ответ на требование ИФНС? И как можно уменьшить такой штраф? Ответы на эти и другие вопросы читайте в статье нашего эксперта Михаила Заплатникова.

***

Органы Федеральной налоговой службы могут направлять в адрес налогоплательщиков специальные документы – требования, которые обязательно должны быть исполнены. Порядок исполнения требований зависит от ситуации, в связи с которой они направлены в ваш адрес, и вида самого требования.

При получении претензии от контрагента или госоргана КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.

Виды налоговых требований.

1. Требование о представлении документов (информации).

2. Требование о предоставлении пояснений.

3. Требование об уплате налога.

Данное требование направляется налогоплательщику для того, чтобы взыскать задолженность по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам. По общему правилу такое требование направляется не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, а если задолженность не превышает 3 000 руб., - не позднее одного года. Если неуплата выявлена по результатам проверки, требование направят в течение 20 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

Есть и другие требования, которые на практике встречаются значительно реже, в связи с чем остановимся на указанных выше.

Действия при получении требования

Получив требование из ИФНС, важно действовать правильно и уложиться в отведённые сроки, которые также считаются со дня получения вами требований из налоговой. Сам же день получения требования определяется, исходя из способа направления такого требования.

В соответствии со ст. 31 НК РФ, требование может быть передано налоговым органом лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, либо через личный кабинет налогоплательщика, либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Теперь давайте разберемся, что считать датой получения требования, потому что именно от него и пойдёт исчисление сроков.

Если требование вручили лично под расписку - дата, указанная в тексте расписки. В случаях направления требования налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.

Если проигнорировать требование о предоставлении квитанции о приёме требования, налоговая выносит решение о приостановлении операций по счетам в банке на основании п.п. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Причём это возможно и тогда, когда вы фактически ответили на само требование, но не прислали указанную выше квитанцию.

Штраф за несвоевременный ответ на требование

Штраф зависит от того, что именно вы не представили в налоговую: документы, информацию или пояснения.

Требование о представлении документов:

  • 200 руб. за каждый неподанный документ - если сведения, которые в нем содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вас. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 200 руб. за каждый неподанный документ - если запрашиваются документы по сделке. Штраф назначается независимо от того, затребован документ во время проверки или вне ее. Основание - п. 1 ст. 126 НК РФ.
  • 10 000 руб. за непредставление документов - если сведения, которые в них содержатся, нужны инспекции для налогового контроля в отношении вашего контрагента или иного лица. Основание - п. 2 ст. 126 НК РФ.

Требование о предоставлении информации:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Требование о предоставлении пояснений:

  • 5 000 руб. за непредоставление информации, истребованной налоговым органом. Основание – п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года. Основание – п. 2 ст. 129.1 НК РФ.

Административный штраф за отказ от представления, непредставление в срок документов или информации, предоставление сведений в неполном объеме или в искаженном виде составит от 300 до 500 руб. Привлечь могут директора, главного бухгалтера или другого должностного лица организации в зависимости от того, кто был ответственным за представление документов (информации) по требованию. Основание – ч. 1 ст. 15.6. КоАП РФ.

Требование об уплате налога:

  • Если вы не исполните требование в срок, инспекция начнет принудительное взыскание недоимки.

Основания для уменьшения штрафа

Штраф – это мера ответственности, наказание налогоплательщика за нарушение требования налоговой. Штраф можно уменьшить не менее чем в два раза, если имели место смягчающие вину обстоятельства.

Такими обстоятельствами могут быть, например, то, что вы совершили нарушение впервые, признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа; вы добросовестный налогоплательщик.

Бывают ситуации, когда штраф несоразмерен тяжести нарушения. Например, организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала 1 000 документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ - 200 000 руб. (200 руб. за каждый документ). Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

За несвоевременный ответ на требование можно сослаться, например, на то, что у вас незначительная просрочка, или вы одновременно получили несколько требований от инспекции, или у вас запросили слишком много документов и вы не успели их подготовить.

В любом случае, при наличии у Вас смягчающих вашу вину обстоятельств необходимо заявить о них налоговой путём направления в адрес ИФНС Ходатайства о смягчающих обстоятельствах. И если хотя бы одно обстоятельство останется в силе, размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза в соответствии с п. 3 ст. 114 НК РФ.

В заключение отмечу, что штраф может снизить не только налоговая, но и суд, если вы обратитесь к нему после обжалования штрафа в налоговой.

Штраф за непредоставление документов по требованию налоговой:

  • 200 руб. за каждый запрошенный, если запрашиваемые сведения необходимы для проверки вашей организации;
  • 10000 руб., независимо от количества, если сведения запрашивают в отношении контрагента.

Какие документы запрашивает ФНС

Право инспекции на истребование информации у организаций и предпринимателей закреплено в НК. ФНС могут интересовать как документация самого налогоплательщика, так и информация о контрагентах предприятия или сведения об определенной сделке.

Инспекция вправе запрашивать данные о конкретной сделке не только у ее непосредственных участников, но и у третьих лиц, которые располагают нужной информацией.

ФНС вправе потребовать документы (п.п. 6 – 9, 11, 12 ст. 88 НК РФ):

  • при проведении проверки — по проверяемому периоду или налогу;
  • при запросе по контрагенту — только по запрашиваемому лицу, если проверяемая организация не является вашим контрагентом, но вы располагаете запрашиваемыми сведениями, их придется предоставить;
  • запросить вправе только те документы, которые организация обязана оформлять и вести.

Обычно требуют подтверждение льгот и вычетов, пониженных тарифов, договоры и выставленные счета-фактуры в отношении контрагентов.

Если проверяют вас, ответ предоставляют в следующие сроки (п. 6 ст. 6.1, п.п. 1, 3 ст. 93 НК РФ):

  • 10 дней со дня, указанного в требовании (при получении его лично), или со дня его получения по электронным каналам связи;
  • 16 дней со дня, когда инспекция направила запрос почтой, если письмо получено раньше чем через 6 дней со дня его отправки, срок составит 10 дней со дня его получения;
  • 11 дней с даты, когда запрос размещен в личном кабинете налогоплательщика.

Если проверяют контрагента или иное лицо, ответ направляют в течение (п.п. 1, 1.1, 5 ст. 93.1 НК РФ):

  • 5 дней с даты, указанной в запросе (при получении его лично), или с даты его получения по электронным каналам связи;
  • 11 дней с даты, когда инспекция направила запрос почтой, если письмо получено раньше чем через 6 дней с даты его отправки, срок составит 5 дней со дня его получения;
  • 6 дней с даты, когда запрос размещен в личном кабинете налогоплательщика.

Вне рамок налоговых проверок сроки предоставления аналогичны срокам при проверке налогоплательщика.

При исчислении сроков считают только рабочие дни.

Образец запроса ФНС:

Запрос из ФНС на предоставление документов

Можно ли их не отправлять

Проигнорировать запрос налоговой нельзя, законом предусмотрена ответственность за непредоставление документов по требованию налоговой. Если у вас нет запрошенных данных, уведомите налоговый орган или попросите увеличить срок для предоставления, чтобы восстановить отсутствующий экземпляр.

Штрафы за отказ передать документы

За игнорирование требования налоговой налогоплательщику назначают штраф.

По ст. 126 НК РФ

  • 200 руб. за каждый запрошенный документ, если сведения, которые в нем содержатся, запрошены для налогового контроля в отношении вас;
  • 10000 руб. за непредставление документов, если сведения, которые в них содержатся, запрошены для налогового контроля в отношении контрагента или иного лица.

По ст. 129.1 НК РФ

Данная норма предусматривает ответственность в виде штрафа за несвоевременный ответ на требование ИФНС (за непредоставление информации):

  • 5000 руб. при первичном нарушении;
  • 20 000 руб. при повторном нарушении в течение года.

Иные меры воздействия

Помимо перечисленных штрафов на должностное лицо на организацию может быть наложен штраф в размере 300–500 руб. (п. 4 ст. 108 НК РФ, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Как избежать или смягчить наказание

За непредоставление запрошенных налоговой данных в период с 1 марта до 30 июня 2020 г. включительно не штрафовали (п. 7 постановления правительства №409 от 02.04.2020).

Снизить размер штрафа можно при наличии смягчающих обстоятельств (ст. 112 НК РФ). При отсутствии вины (документы уничтожены при пожаре, требование направлено не на тот адрес, требование не было получено и пр.) ответственности можно избежать (ст. 111 НК РФ).


1. Не вовремя сдали налоговые декларации

Ответственность за несвоевременную сдачу налоговой отчётности состоит из трех частей:

  • административный штраф на руководителя или другое должностное лицо. Налоговики могут выписать предупреждение или наложить штраф — 300-500 рублей за каждый отчёт;
  • штраф на компанию. 5% от суммы налога, указанной в декларации, но не уплаченной в срок, за каждый месяц просрочки. Максимум — 30%, минимум — 1 000 рублей. Штраф начисляется за каждый месяц просрочки независимо от того, на сколько дней организация опоздала со сдачей отчётности — на один день или на целый месяц. Если весь налог заплатили вовремя, а декларацию не сдали, штраф будет 1 000 рублей.
  • блокировка расчётного счёта. Операции по счетам приостановят, если задержать отчётность на 10 рабочих дней и более.

Налоговики могут уменьшить сумму штрафа за налоговые правонарушения, если у организации есть смягчающие обстоятельства (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ).

2. Забыли сдать нулевую отчётность

Налоговые декларации, в которых отсутствует налоговая база, считаются нулевыми. Если организация не вела деятельность, не получала дохода, но является плательщиком налога, нужно сдать нулевую декларацию. За несдачу полагается штраф — 1 000 рублей. Платить придётся за каждый несданный отчёт.

3. Не предоставили в ПФР отчетность по сотрудникам: СЗВ-ТД, СЗВ-М, СЗВ-стаж

Каждый работодатель сдает персонифицированные сведения о сотрудниках. Сюда входят отчёты СЗВ-М, СЗВ-стаж и СЗВ-ТД. Если в компании трудится более 25 человек, все эти отчёты работодатель обязан сдавать только в электронном формате. Если отчёт будет на бумаге, его оштрафуют на 1 000 рублей за каждую форму (ч. 4 ст. 17 закона 27-ФЗ от 01.04.1996г.). Кроме того, для каждой формы есть свои штрафы.

СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ. Организацию оштрафуют, если она сдаст эти отчёты позже срока. Размер штрафа — 500 руб. за каждого сотрудника. Если отчёт сдали вовремя, но кого-то из персонала пропустили, штраф — 500 руб. за каждого неуказанного человека. Когда отчёт сдали своевременно, но указали ошибочные данные, например, неверный СНИЛС, штраф прежний — 500 руб. за каждого сотрудника с ошибкой. Должностное лицо оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей по статье 15.33.2 КоАП РФ.

Кроме того, если не выдать сотруднику копию СЗВ-СТАЖ при увольнении, работодателю грозит штраф по п. 1 ст. 5.27 КоАП. Сумма штрафа от 1 000 до 5 000 руб. на должностных лиц и ИП, и от 30 000 до 50 000 руб. на организацию.

СЗВ-ТД. За несдачу, нарушение сроков сдачи или ошибки в СЗВ-ТД в 2020 году пока не штрафуют. Ответственность, которая предусмотрена в законе № 27-ФЗ за подобные нарушения для персонифицированной отчетности, на СЗВ-ТД не распространяется. С 1 января 2021 года ответственность за непредставление, нарушение сроков или ошибки в СЗВ-ТД будет установлена в КоАП. Но если из-за того, что работодатель не сдал СЗВ-ТД или сдал с ошибками, сотрудник не сможет устроиться на работу, работодателя могут обязать компенсировать сотруднику потери (ст. 234 ТК РФ).

4. Не вовремя сдали расчёт по страховым взносам

За несвоевременную сдачу РСВ организацию накажут по ст. 119 НК РФ. Размер штрафа равен 5% от суммы взносов, указанных в отчёте, но не уплаченных в срок. Минимальный штраф 1 000 рублей. Верхняя граница штрафа — 30%. Штраф начисляется за каждый месяц просрочки, включая день подачи расчёта.

При подсчёте штрафов налоговые инспекторы вычитают сумму взносов, которые были вовремя перечислены в бюджет. Так, если организация оплатила все взносы вовремя, она обойдётся минимальным штрафом в 1 000 рублей.

Если организация опоздает с предоставлением РСВ на 10 рабочих дней и более, ФНС может заблокировать движения по расчётному счёту. Кроме того, руководителю выпишут предупреждение или оштрафуют на сумму от 300 до 500 рублей.

5. Не подтвердили код основного вида деятельности в ФСС

Штраф за несдачу справки-подтверждения в ФСС не предусмотрен. Но у организации могут возникнуть другие негативные последствия. Если до 15-го апреля не представить в ФСС нужные документы, то на текущий год установят тарифы страхования от несчастных случаев по тому коду ОКВЭД из указанных в ЕГРЮЛ, который имеет наивысший класс профессионального риска. И ФСС доначислит взносы с начала календарного года.

Таким образом, без последствий не подтверждать основной вид деятельности могут только организации, у которых и так основной ОКВЭД имеет наивысший класс риска среди остальных.

6. Нарушили сроки сдачи расчёта 6-НДФЛ

Если налоговый агент не сдал расчёт вовремя или прислал с опозданием, штраф составит 1 000 руб. за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для сдачи расчёта в инспекцию (п. 1.2 ст. 126 НК). При задержке со сдачей формы 6-НДФЛ на 10 рабочих дней и более, организации грозит блокировка банковского счёта.

Если инспекторы нашли в расчёте недостоверные сведения, выпишут штраф — 500 рублей. Сумма штрафа не зависит от количества ошибок в отчете. Важен сам факт предоставления 6-НДФЛ с ошибками. При этом, если организация сама обнаружила ошибку и сдала уточненный расчёт до того, как её нашли инспекторы, санкций не будет (ст. 126.1 НК).

7. Не сдали отчётность в Росстат

Самые серьёзные штрафы — по статистическим отчетам. Так, если организация предоставила в Росстат недостоверные или неполные сведения, то заплатит:

  • 20 000 — 70 000 рублей за первое нарушение;
  • 100 000 — 150 000 рублей, если нарушение повторится.

8. Не заплатили налоги

Если организация вовремя не уплатила налоги и взносы или перечислила их не полностью, налоговики выпишут штраф по статье 122 НК РФ. Причиной для применения штрафа может быть занижение налоговой базы, неправильный расчёт суммы налога и другие неправомерные действия или бездействие организации.

  • 20% от суммы долга, если организация занизила налог без умысла. Например, бухгалтер из-за низкой квалификации неверно рассчитал налог;
  • 40% от неуплаченной суммы, если налог занизили умышленно. Например, компания использовала фирму-однодневку. Если инспекторы это докажут, штраф с 20% увеличится до 40% (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Кроме штрафа, налоговая инспекция начнёт начислять пени за каждый календарный день просрочки. За первые 30 дней пени составляют 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ. Начиная с 31-го дня пени увеличиваются в 2 раза. Суммарно размер пеней не может быть больше самой недоимки.

9. Нарушили способ подачи отчётности

Организации могут сдавать декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на бумаге — через представителя или по почте. В некоторых случаях компании обязаны предоставлять отчётность только в электронном виде. Например, если:

  • среднесписочная численность сотрудников — действующих и вновь созданных больше 100 человек;
  • организация уплачивает НДС, в том числе как налоговый агент;
  • организация — крупнейший налогоплательщик с любой численностью сотрудников;
  • сдают отчёты по форме 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, РСВ и количество работников превышает 25 человек.

Если организация не соблюдает установленный способ сдачи отчётности и вместо электронного формата присылает бумажный, её привлекут к ответственности. Размер штрафа составляет 200 рублей за каждую декларацию или расчёт, сданные не тем способом. Об этом говорится в статье 119.1 НК.

10. Не предоставили документы по запросу ИФНС

В некоторых случаях налоговая инспекция может запросить у организации документы — счета-фактуры, накладные, акты приема-передачи или договор по сделке с конкретным контрагентом. Обычно инспекторы запрашивают их в ходе проверок — камеральных, выездных, встречных.

Если организация не ответит вовремя на запрос инспекции, её оштрафуют согласно ст. 126 НК РФ. При этом штраф предусмотрен за разные виды нарушения — если организация не предоставила документы или не сообщила нужные сведения.

За непредставление сведений в срок с организации взыщут 200 рублей за каждый документ. Если компания отказалась передать нужные документы или предоставила документы с заведомо недостоверными сведениями, её ждет штраф — 10 000 рублей. Привлекут к ответственности и должностное лицо. Сумма штрафа — 300-500 рублей.

За несвоевременное предоставление информации (это не касается документов), с организации взыщут 5000 рублей при первом нарушении и 20 000 рублей — при повторном в течение одного календарного года.

Читайте также: