Счетная палата налоговые льготы

Обновлено: 17.05.2024

Целью проведения оценки эффективности налоговых льгот является сокращение потерь бюджета муниципального образования, связанных с предоставлением налоговых льгот по местным налогам, оптимизация системы налоговых льгот.

Задачами настоящего экспертно-аналитического мероприятия являются:

1) анализ данных бюджета города Сочи по налоговым доходам (земельный налог и налог на имущество физических лиц) и выпадающим доходам по налоговым доходам за 2018 год в сопоставлении с данными за 2016 и 2017 годы;

2) выработка рекомендаций и предложений по качеству оценки льгот и преимуществ, мониторинга эффективности льгот в соответствии с положениями Основных направлений бюджетной и налоговой политики.

Под налоговой льготой признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 56 НК РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Выпадающие доходы по налогам в 2018 году всего составили 305 394,0 тыс. руб. или 3,9 % в общей сумме собственных доходов бюджета города Сочи, из них: в связи с предоставлением налоговых льгот, согласно нормативных правовых актов органов местного самоуправления 36 453,0 тыс. руб. или 0,5% собственных доходов бюджета города Сочи.

С 2018 года вступили с силу изменения, внесенные в решение Городского Собрания Сочи от 11.12.2007 г. №231 (ред. от 29.11.2018 г.) в части изменения категорий и ставок земельного налога.

С учетом изменений, сумма земельного налога в 2018 году, не поступившая в бюджет города Сочи в связи с предоставлением налогоплательщикам дополнительных льгот по земельному налогу, составила 159 348,0 тыс. руб. или 32,1% от кассового исполнения бюджета.

По сравнению с 2017 годом сумма земельного налога не поступившая в бюджет города Сочи в связи с предоставлением налогоплательщикам дополнительных льгот по земельному налогу в 2018 году уменьшилась на 484 973,0 тыс. руб. или на 75,2%.

В соответствии со статьей 407 НК РФ налоговая льгота предоставляется в размере подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога в отношении объекта налогообложения, находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого налогоплательщиком в предпринимательской деятельности. При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налога налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот.

Согласно показателей формы 5-МН в городе Сочи в 2018 году 686 налогоплательщиков воспользовались льготой по налогу на имущество, установленной в соответствии с НПА представительных органов муниципальных образований на сумму 1 869,0 тыс. руб., в 2017 году эти показатели составили соответственно: 291 налогоплательщиков на сумму 659,0 тыс. руб.

Согласно представленных отчетных данных сумма земельного налога, не поступившая в бюджет города Сочи в 2018 году в связи с предоставлением налогоплательщикам льгот, в соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации, составила 34 584,0 тыс. рублей, из них: 17 280,0 тыс. руб. – сумма льгот юридических лиц, 17 304,0 тыс. руб. – сумма льгот физических лиц.

Выводы по результатам экспертно-аналитического мероприятия.

Результатом проведенного анализа налоговых льгот является следующее:

  1. Потери бюджета города Сочи, связанные с установлением налоговых льгот по местным налогам, за 2018 год составили 36 453,0 тыс. рублей, из которых 34 584,0 тыс. рублей — льготы по земельному налогу.
  2. Динамика снижения потерь бюджета установленных налоговых льгот по местным налогам характеризуется данными по снижению по сравнению с 2016 и 2017 годами, из них:

– снижение потерь бюджета города Сочи по земельному налогу в сравнении с 2016 годом в 11,6 раза или на 564 141,0 тыс. руб., а с 2017 годом в 6,6 раза или на 492 575,0 тыс. руб.;

- увеличение потерь бюджета города Сочи по налогу на имущество в сравнении с 2016 годом 0,3 раза или на 506,0 тыс. руб., а с 2017 годом в 2,8 раза или на 1 210,0 тыс. руб.

В целях совершенствования действующей в городе Сочи системы оценки эффективности налоговых льгот предлагается администрации города Сочи:

Читайте также: