Счетная палата это налоговый орган

Обновлено: 14.05.2024

МОСКВА, 14 янв /ПРАЙМ/. Двадцать пять лет назад создана Счетная палата России.

Ниже приводится справочная информация.

Кудрин назвал главные риски для роста российской экономики

Согласно Конституции РФ (статья 101), Счетная палата Российской Федерации образована Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Датой основания Счетной палаты России принято считать 14 января 1995 года – в этот день вступил в силу Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации", подписанный первым президентом России Борисом Ельциным.

Образованию Счетной палаты предшествовал ряд учреждений в России, осуществлявших контрольно-ревизионную функцию. Первым органом государственного финансового контроля был Счетный приказ, созданный в 1647 году. Однако он был не постоянно действующим учреждением, а, скорее, временной комиссией.

В 1717 году царем Петром I была создана Ревизион-коллегия, упраздненная в 1788 году в связи с губернской реформой. В XIX – начале ХХ веках ее функции осуществлял Государственный контроль Российской империи. После Октябрьской революции в советское время были созданы Рабоче-крестьянская инспекция (Рабкрин, РКИ), Комиссия советского контроля при Совете народных комиссаров СССР, затем Комитет народного контроля СССР и другие высшие контрольные органы.

В 1992 году Верховный Совет Российской Федерации образовал Контрольно-бюджетный комитет при Верховном Совете Российской Федерации, на который возлагался контроль за исполнением бюджета, соблюдением законности и повышением эффективности расходования государственных средств. В 1993 году он был передан в ведение правительства, в апреле 1994 года – Государственной Думы. 30 декабря 1994 года Контрольно-бюджетный комитет был ликвидирован в связи с принятием Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации".

В 2013 году был принят новый закон о Счетной палате России. Необходимость в нем была связана с тем, что с 1995 года в стране серьезно изменилась практика бюджетного процесса и управления федеральной собственностью, а также понимание роли внешнего государственного аудита в системе госуправления. В законе 2013 года был принципиально изменен статус Счетной палаты. Если в законе 1995 года Счетная палата характеризовалась в качестве просто органа государственного финансового контроля, то теперь она является "высшим органом внешнего государственного аудита (контроля)" с исключением термина "финансового", был существенно расширен функционал Счетной палаты.

Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ. Она обладает организационной, функциональной, а также финансовой независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно. Ее деятельность не может быть приостановлена, в том числе в связи с роспуском Государственной Думы.

Миссия Счетной палаты – содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека.

Задачами Счетной палаты являются:

— организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— аудит реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития Российской Федерации;

— определение эффективности и соответствия нормативным правовым актам России порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;

— анализ выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами, выработка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом;

— оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов;

— определение достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов России;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных кредитных организациях России;

— обеспечение в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Счетная палата РФ входит в Международную организацию высших органов аудита ИНТОСАИ. Как председатель ИНТОСАИ в 2019-2021 годах и вице-председатель в 2022-2024 годах играет ведущую роль в установлении лучших практик и разработке стандартов на мировом уровне.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой, заместитель председателя Счетной палаты – Советом Федерации по представлению президента сроком на шесть лет. Также по представлению президента России Совет Федерации и Государственная Дума назначают по шесть аудиторов Счетной палаты сроком на шесть лет. Одно и то же лицо не может занимать указанные должности более двух сроков подряд.

Председателем Счетной палаты с мая 2018 года является Алексей Кудрин, заместителем с сентября 2019 года – Галина Изотова.

В 2018 году Счетной палатой было проведено 419 мероприятий, из них 278 контрольных, 67 экспертно-аналитических. На основании поручений и обращений президента РФ, постановлений, предложений и обращений палат Федерального Собрания, а также обращений органов прокуратуры, правоохранительных органов и органов государственной безопасности было осуществлено 78 мероприятий.

Помимо контрольной деятельности Счетная палата курирует ряд наиболее социально важных тем в проектах "Штрих" (лесное хозяйство и экология, дети-сироты, незавершенное строительство и др.).

В соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

Счетная палата является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды. Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества

Закон прямо не распространяет на физических лиц право Счетной палаты РФ на проведение контрольных мероприятий, однако в Таможенном и Налоговом кодексах РФ предусмотрено предоставление таможенных и налоговых льгот физическим и юридическим лицам. В связи с этим в литературе ставится вопрос, может ли Счетная палата РФ осуществить проверку физического лица или индивидуального предпринимателя в случае предоставления им налоговых и таможенных льгот. И дается утвердительный ответ, но только в части использования и управления федеральной собственностью, использования средств федерального бюджета либо налоговых (таможенных) льгот 3 См.: Косолапов С.В. Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты РФ // Финансовое право. 2007. № 5. .

Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты назначается на должность Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации депутатскими объединениями в Государственной Думе и комитетами Государственной Думы, а также не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы.

Кандидатуру для назначения на должность Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Счетной палаты. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Государственной Думы ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Заместитель Председателя Счетной палаты назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет. Постановление о назначении заместителя Председателя Счетной палаты принимается большинством голосов от общего числа депутатов (членов) Совета Федерации. Предложения о кандидатах на должность заместителя Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту Российской Федерации комитетами и комиссиями Совета Федерации, а также не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации. Кандидатуру для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего заместителя Председателя Счетной палаты.

В случае досрочного освобождения от должности заместителя Председателя Счетной палаты Президент Российской Федерации представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок со дня указанного освобождения. В случае отклонения предложенной на должность заместителя Председателя Счетной палаты кандидатуры Президент Российской Федерации в течение двух недель вносит новую кандидатуру. При этом Президент Российской Федерации вправе вновь представить на рассмотрение Совета Федерации ту же кандидатуру либо внести другую кандидатуру.

Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты.

Аппарат Счетной палаты состоит из инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников.

В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

  • организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации;

Известно, что нормативного определения ревизии нигде не приводится. Существуют лишь отдельные попытки закрепить на уровне инструкций определение, порядок, цель и задачи ревизии и проверки.

В литературе ставится и вопрос о подконтрольности самой Счетной палаты и поиске действенной процедуры проверки, не противоречащей конституционному принципу разделения властей. Один из вариантов — назначение аудитора для проверки финансовой деятельности Счетной палаты на конкурсной основе. Другой интересный опыт — проверка контрольно-счетных органов аналогичными органами иностранных государств (например, устоявшейся практикой стала проверка финансовой деятельности Счетной палаты США аналогичным органом Канады, Счетный суд Франции проверяет Генеральная счетная палата Нидерландов) 4 См.: Окулич И.П., Усатов Д.Н. Проблемы контроля за деятельностью Счетной палаты Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2. .

Счетная палата РФ является контрольным органом Федерального собрания РФ, но не приходится его структурным подразделением и формально не входит ни в одну из ветвей власти, а также обладает организационной и функциональной независимостью в пределах своей компетенции.

В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется основными принципами:

1. законности, то есть строгое соблюдение законодательства сотрудниками органа при реализации возложенных на них полномочий;

2. независимости, то есть для эффективного выполнения поставленных задач орган финансового контроля должен обладать независимостью в принятии решений и свободой от любого политического воздействия;

3. объективность предполагает отсутствие каких-либо особых мотивов (корысть, месть, жадность и т.д.), недопущение предвзятости при осуществлении финансово-контрольной деятельности;

4. гласность предусматривает открытость в осуществлении деятельности финансового органа, информирование общества по важным вопросам, предоставление необходимой информации Федеральному Собранию РФ, а также органам, предусмотренным законодательством о Счетной палате РФ.

Актуальность данной темы заключается в том, что Счетная палата является постоянно действующем органом в системе государственной власти, но сравнительно молодым и поэтому неизученным, связи с этим научных исследований по правовому статусу Счетной палаты очень мало, отсюда понимание важности данного органа в обществе крайне узко и примитивно.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты РФ назнaчается на должность Госудaрственной Думой РФ сроком на шесть лет по представлению Президентa Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Аудиторы Счетной палаты РФ – двенадцать должностных лиц, половина которых формируется Государственной Думой РФ, а другая половина Советом Федерации РФ и возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, объединенных общим назначением. Та или иная область деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, назначается Коллегией Счетной палаты РФ. Свободная должность аудитора должна быть замещена в течение двух недель.

Требования к кандидатуре аудитора предъявляются аналогичные как Председателю и Заместителю председателя Счетной палаты. Аудиторы наделены правом присутствовать на заседаниях палат Федерального собрания РФ, их комитетов и комиссий, а также иных государственных органов.

Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, принятый Председателем и Заместителем Председателя, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Структура Аппарат Счетной палаты РФ представляет инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Стоит отметить, что должностные лица Счетной палаты (Председатель, Заместитель Председателя, и аудиторы) обладают личной неприкосновенностью, то есть они не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности иначе как с согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность Счетной палаты. Уголовное дело против них может быть возбуждено только Председателем Следственного Комитета РФ.

Инспекторы Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты. Финансируется Счетная палата РФ за счет средств федерального бюджета.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Палаты Федерального Собрания досрочно могут освободить от должности только в нескольких случаях:

1. нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

2. личного заявления об отставке;

3. признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4. достижения ими возраста 65 лет.

Основные вопросы функционирования, организации, ведения дел и осуществления финансового контроля определены в Регламенте Счетной палаты, утвержденным ее Коллегией, а именно: 1)внутренние вопросы деятельности Счётной Палаты Российской Федерации; 2)распределение обязанностей между аудиторами Счётной Палаты и содержание возглавляемых ими направлений деятельности Счётной Палаты РФ; 3)функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной Палаты; 4)порядок ведения дел;5 )порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной или иной деятельности .

Регламент определяет должностные обязанности Заместителя Председателя и содержание контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной деятельностей и многие другие вопросы.

Контрольно-ревизионная деятельность представляет собой совокупность полномочий по контролю за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, за состоянием внутреннего и внешнего долгов России, контроль за банковской системой в предусмотренной сфере, контроль за кредитными ресурсами, а также определение эффективности использования государственной собственности, оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и на все виды юридических лиц в РФ, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.

В полномочия служебных обязанностей инспекторов Счетной палаты входят такие права как беспрепятственное посещение органов государственной власти, предприятии, учреждения, независимо от форм собственности, воинские части, опечатывать кассы, проводить ревизию и проверку и по их итогам составлять отчет. При обнаружении нарушений инспекторы вправе изъять необходимые документы.

Руководители проверяемых объектов обязаны содействовать инспекторам Счетной палаты по выполнению работ по делопроизводству, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов. Все требования согласно Закону о Счетной палате обязательные и неукоснительно должны исполняться всеми проверяемыми объектам независимо от форм собственности и подотчетности.

Важно отметить, что правам инспекторов Счетной палаты корреспондируют их обязанности хранить Государственную или иную охраняемую законом тайну, а также нести ответственность за достоверность информации проводимых проверок и ревизий, предоставляемых государственным органам или передаваемых гласности.

Если же проверка выявила нарушения, наносящие ущерб государству, то Счетная палата выдает предписание администрации органа, учреждения и т.п. Предписание является обязательным и подписывается Председателем счетной палаты или его Заместителем. Если оно исполняет ненадлежащим образом, то Счетная палата вправе с согласованием Государственной Думой приостановить все банковские операции организации. Если же нарушения влекут уголовную ответственность, то соответствующие материалы Счетной палатой передаются в правоохранительные органы.

О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания РФ.

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу законопроектов, международных договоров и проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ //ФЗ № 145 от 31.07.1998 г// п. 12 ст. 145.), а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Также Счетная палата исследует нарушения и ошибки в бюджетной политике и на это основе составляются предложения по совершенствованию законодательства, которые отправляются в Государственную Думу РФ.

Информационная деятельность предполагает реализацию принципа гласности, открытости в осуществлении деятельности Счетной палаты, информирование СМИ о текущих мероприятиях.

Итак, в своей работе я достиг поставленной цели - рассмотрел принципы формирования и порядок деятельности Счетной палаты РФ, а также пришел к следующему выводу: что от эффективного финансового контроля зависит экономическая независимость Российской Федерации, рациональное использование исполнитель-ными органами власти федеральных денежных средств и имущества, законности и эффективности всей финансовой системы.

Счетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета (расходных и доходных его частей) и внебюджетных фондов по структуре, объему, целевому назначению.

счетная палата рф

Историческая справка

Прототипом палаты была сформированная при Петре Первом Камер-коллегия. Она была учреждена в 1718 г. Камер-коллегия заведовала казенными сборами и контролировала некоторые отрасли хозяйства страны. До момента ее учреждения в казне предыдущих царей был полный беспорядок. Идеологом и создателем Камер-коллегии считается Петр Аксенов. Именно он впервые ввел в 1719 г. расходно-приходную ведомость. Еженедельно Аксенов подавал Петру отчет о движении средств по донесениям, которые поступали в коллегию. Корме этого, он составил формы учета.

В 1811 г. была введена должность госконтролера. Она просуществовала до 1918 г., а затем была упразднена. Вместо нее сформировали Центральную контрольную коллегию. В июле 1918 г. она была преобразована. С этого момента начал работу Народный комиссариат по госконтролю РСФСР. В 1920 г. прошла еще одна реорганизация. Комиссариат преобразовали в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 г. она была упразднена. Функции инспекции были переданы уполномоченному КСК СССР. Однако в 1940 г. комиссариат был воссоздан. Впоследствии он стал называться Министерством госконтроля, которое было преобразовано в 1957 г. в Комиссию при Совете министров СССР. В 1991 г. руководство страны учредило должность главного госинспектора РСФСР. В 1993 г. на основании Конституции была сформирована Счетная палата РФ. С этого же момента начали образовываться областные подразделения, с 1997-го – городские, а с 2006-го – районные.

Общая характеристика

В своей работе Контрольно-счетная палата РФ руководствуется конституционными положениями, ФЗ № 4 от 11.01.1995 г. и прочими нормативными актами. При реализации своих задач структура обладает определенной независимостью. Счетная палата РФ выступает как юрлицо, имеет свою печать с изображением герба страны и со своим названием. Располагается этот орган в г. Москве.

председатель счетной палаты рф

Функции Счетной палаты РФ

Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают:

  1. Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре.
  2. Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.
  3. Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета.
  4. Оценка обоснованности расходных и доходных статей.
  5. Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса.
  6. Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.
  7. Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.

Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.

Структура

В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат. Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего должностного лица в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет. Соответствующее постановление принимается большинством голосов. Кандидатом на должность может выступать гражданин России, который имеет высшее образование и стаж работы в сфере госуправления, госнадзора и экономики. Председатель Счетной палаты РФ не может быть родственником президента и руководителя его администрации, председателей Совета Федерации, правительства и Госдумы, а также ВАС, ВС и КС.

функции счетной палаты рф

Задачи должностного лица

  1. Руководит работой органа и организует ее в соответствии с утвержденным регламентом.
  2. Представляет совместно с заместителем отчеты о деятельности СФ и Госдуме.
  3. Выступает от имени палаты в органах госвласти и за рубежом.

Должностное лицо вправе издавать распоряжения и приказы, осуществлять принятие на работу и увольнение сотрудников аппарата, заключать хозяйственные и другие договоры. В случаях, установленных законодательством, председатель может присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, их комиссий и комитетов, на собраниях правительства и его президиума. Должностное лицо не может быть депутатом Госдумы. Не допускается членство и в правительстве. Кроме этого запрещается осуществление иной оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и преподавательской.

Заместитель

Он назначается на должность Советом Федерации на 6 лет. Соответствующее постановление утверждается большинством от общего числа членов совета. Заместителем председателя СП может выступать гражданин России, имеющий высшее образование и опыт работы в сфере финансов, экономики, госуправления и госконтроля. Должностное лицо не может иметь родственных отношений со следующими лицами:

  1. Президентом России и руководителем его администрации.
  2. Председателями Госдумы и Совета Федерации.
  3. Генпрокурором.
  4. Председателями КС, ВАС и ВС, а также правительства.

Свои обязанности заместитель исполняет в соответствии с регламентом. В отсутствие председателя СП он исполняет его задачи, представляет палату за рубежом и в российских органах госвласти. Заместитель вправе присутствовать на заседаниях в Госдуме и СФ, их комиссий и комитетов, а также правительства и его президиума. Должностному лицу запрещено быть депутатом, осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме творческой, научной и педагогической. Не допускается его членство в правительстве.

счетная палата рф является

Аудиторы

Счетная палата РФ включает в свой состав должностных лиц, руководящих определенными направлениями работы органа. Они охватывают группу, комплекс либо совокупность конкретных статей расходов и доходов госбюджета. Конкретное содержание возглавляемого тем или иным аудитором направления, в рамках которого реализуются функции Счетной палаты РФ, определяется Коллегией. В качестве кандидатов на должности могут выступать граждане России, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере госнадзора, экономики и денежной политики. 1/4 аудиторов может иметь высшее образование и стаж иного профиля.

Специфика формирования штата

Госдума и СФ могут назначить по 6 аудиторов на шесть лет. Соответствующие постановления принимаются большинством от общего количества членов (депутатов). В случае появления вакантной должности аудитора она должна быть занята в двухмесячный срок. Сотрудники в рамках свей компетенции самостоятельно решают вопросы, касающиеся организации работы направлений, возглавляемых ими. Аудиторы несут ответственность за ненадлежащее исполнение либо невыполнение своих задач. Служащие вправе участвовать в заседаниях Госдумы и СФ, их комиссий и комитетов, коллегий федеральных исполнительных и иных госорганов. Аудиторам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, творческой и педагогической.

Коллегия

контрольно счетная палата рф

Аппарат

В него входят инспекторы и прочие штатные сотрудники. Первые осуществляют непосредственную организацию и выполнение ревизий в пределах компетенции СП. Обязанности, ответственность и права сотрудников аппарата, условия их работы устанавливаются в федеральном законодательстве, ТК и иных нормативных актах.

Полномочия Счетной палаты РФ

Ключевые направления работы органа устанавливаются федеральным законодательством и регламентом. Финансовый контроль Счетной палаты РФ включает в себя ревизии и тематические инспекции. При этом рассматриваемая структура не вправе вмешиваться в непосредственную работу поднадзорных организаций. О результатах проведенных мероприятий орган информирует Госдуму и СФ.

В полномочия Счетной палаты РФ входит направление предписаний администрации поднадзорной организации в случае выявления нарушений при выполнении хозяйственных и иных операций, причиняющих вред интересам страны и требующих пресечения. При неисполнении либо ненадлежащем выполнении полученных указаний надзорная структура может применить санкции. В частности, по согласованию с Госдумой Счетная палата РФ может заморозить все операции по банковским счетам.

финансовый контроль счетной палаты рф

Спорные моменты

В процессе работы бюджетных учреждений достаточно часто происходят проверки Счетной палаты РФ. У руководства таких предприятий возникает вопрос: может ли орган выполнять ревизии по направлениям, не связанным с расходованием госсредств, использованием имущества, находящегося в хозяйственном ведении, применением таможенных/налоговых послаблений и преимуществ? В действующих нормативных актах четко определяется круг задач, которые решает Счетная палата РФ. Они касаются исключительно надзора за исполнением расходных и доходных статей госбюджета. Полномочия палаты не могут дублировать задачи других органов госвласти и затрагивать текущую работу экономического субъекта.

Данный вывод обосновывается следующими положениями. В части 5 ст. 101 Конституции определяется, что Госдума и СФ формируют Счетную палату с целью обеспечения контроля исполнения федерального бюджета. Это положение отражено и конкретизировано в ст. 2 ФЗ № 4. Из нормы следует, что задачи палаты в сфере контрольно-ревизионной работы связаны с выполнением статей бюджета и внебюджетных фондов. По ст. 245 БК, реализацией доходной части признается:

  1. Перечисление и зачисление поступлений на единый бюджетный счет.
  2. Распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным финансовым планом.
  3. Возврат сумм, излишне уплаченных субъектами.
  4. Учет доходов госбюджета и отчетность о поступлениях в соответствии с принятой классификацией.

Из указанного выше следует, что вопросы по текущей экономической деятельности предприятия, осуществляемой в рамках гражданской правоспособности, не относятся к исполнению статей финансового плана. В частности, речь идет о заключении договоров, совершении сделок, связанных с распоряжением имуществом, принятии решений об участии в юрлицах и так далее. Таким образом, проверки палаты могут признаваться правомерными только в части управления и использования госсобственности, средств федерального бюджета или применения налоговых послаблений. В остальных случаях ревизия будет противоречить установленным задачам.

деятельность счетной палаты рф

Заключение

Счетная палата выступает как один из ключевых контрольных органов в стране. В ее ведении находятся важнейшие задачи, касающиеся исполнения статей бюджета. В этой связи к сотрудникам палаты предъявляются особые требования. В органе должны работать только высококвалифицированные кадры, четко понимающие свои обязанности и ответственность. Именно поэтому в процессе формирования Счетной палаты участвуют Госдума и СФ. Несмотря на определенную самостоятельность органа, он подотчетен Совету Федерации и нижней палате парламента. В его обязанности входит составление отчета по своей деятельности и представление его в вышестоящие структуры.

Читайте также: