Счет в бюджете земельный налог

Обновлено: 18.05.2024

Расчет земельного налога (авансовых платежей по налогу) оформите бухгалтерской справкой. Бухгалтерская справка является основанием для начисления земельного налога (авансовых платежей) и его отражения в учете (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ письмо ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163).

Бухгалтерский учет

Порядок начисления земельного налога в бухгалтерском учете зависит от характера использования земельного участка.

Если земельный участок используется в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог учитывайте в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 и 7 ПБУ 10/99):

– начислен земельный налог.

Если земельный участок предоставляется за плату во временное пользование по договору аренды (и это не является предметом деятельности организации), земельный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99):

– начислен земельный налог.

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства (до включения строения в состав основных средств), отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта. Такой порядок предусмотрен пунктами 8 и 14 ПБУ 6/01.

Начисление земельного налога отразите проводкой:

– учтен начисленный земельный налог при формировании первоначальной стоимости строящегося объекта.

Перечисление земельного налога в бюджет отражайте проводкой:

– перечислен земельный налог в бюджет.

Порядок отражения земельного налога при расчете налогов зависит от того, какую систему налогообложения применяет организация.

ОСНО

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по земельному налогу) включите в состав расходов, уменьшающих налоговую базу (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Подтвердить затраты в виде начисленных сумм авансовых платежей по земельному налогу можно первичными документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством и содержащими все необходимые реквизиты.

Например, такими документами могут быть:

  • справка бухгалтера;
  • расчет суммы авансового платежа по земельному налогу;
  • регистры налогового учета и т. д.

Название документа в данном случае значения не имеет. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 9 июня 2011 г. № ЕД-4-3/9163.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода?


Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589.

Ситуация: можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы в виде сумм земельного налога по земельным участкам, занятым объектами непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.)?

Исходя из буквального толкования положений подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают любые налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством (кроме налогов, указанных в ст. 270 НК РФ). Земельный налог уплачивается организацией по требованию законодательства, поэтому его сумму можно учесть при расчете налога на прибыль (в т. ч. и по участкам, не используемым в деятельности организации) (ст. 388 252 НК РФ).

Вместе с тем, доходы и расходы, связанные с деятельностью объектов непроизводственной сферы (обслуживающих производств, подсобных хозяйств и т. п.), формируют отдельную налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому, если на земельном участке, принадлежащем организации, расположен объект непроизводственной сферы (например, база отдыха, сауна, спорткомплекс), сумму земельного налога по этому участку при расчете налога на прибыль нужно включать в расходы в особом порядке. То есть с учетом положений статьи 275.1 Налогового кодекса РФ. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 28 февраля 2008 г. № 03-03-05/14.

Момент учета расходов на уплату земельного налога при расчете налога на прибыль зависит от того, какой метод признания расходов применяет организация.

Если организация использует метод начисления, то расходы на уплату земельного налога и авансовых платежей по земельному налогу включите в базу по налогу на прибыль в момент начисления (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Авансовые платежи спишите в расходы на конец I, II и III кварталов, земельный налог – на конец года. Такой порядок отражения в расходах следует применять несмотря на то, что расчеты авансовых платежей по земельному налогу с 2011 года организации не сдают. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письме от 20 апреля 2011 г. № 03-03-06/1/254.

Если организация применяет кассовый метод, то расходы на уплату земельного налога включите в базу по налогу на прибыль в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на уплату земельного налога. Организация применяет общую систему налогообложения

Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января – 3 425 000 руб. Ставка земельного налога, установленная местным законодательством в отношении данной категории земли, составляет 1,5 процента.

Также местным законодательством установлены отчетные периоды по земельному налогу, поэтому организация должна рассчитывать и платить авансовые платежи по нему.

Авансовые платежи по земельному налогу за текущий год бухгалтер организации рассчитал так:
за I квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4);
за II квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4);
за III квартал – 12 844 руб. (3 425 000 руб. × 1,5% × 1/4).

Авансовые платежи по земельному налогу бухгалтер организации перечислил в бюджет в следующие сроки:
за I квартал – 29 апреля;
за II квартал – 29 июля;
за III квартал – 31 октября.

В бухучете начисление и перечисление авансовых платежей по земельному налогу за I квартал отражены следующим образом:

Такие же проводки бухгалтер сделал при начислении и уплате авансовых платежей по налогу:
за II квартал – соответственно 30 июня и 29 июля;
за III квартал – соответственно 30 сентября и 31 октября.

При расчете налога на прибыль организация использует метод начисления. Бухгалтер включил авансовые платежи по земельному налогу в расходы по налогу на прибыль в следующих размерах:
12 844 руб. за I квартал – 31 марта;
25 688 руб. (12 844 руб. × 2) за полугодие – 30 июня;
38 532 руб. (12 844 руб. × 3) за девять месяцев – 30 сентября.

Сумма земельного налога за год равна 51 375 руб. (3 425 000 руб. × 1,5%).

Сумма налога, которую нужно перечислить в бюджет по итогам года, составляет 12 843 руб. (51 375 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб. – 12 844 руб.).

При начислении и уплате земельного налога за год бухгалтер организации сделал проводки.

В последний день налогового периода:

В срок, установленный местным законодательством:

При расчете налога на прибыль сумму земельного налога бухгалтер включил в расходы 31 декабря отчетного года.

УСН

Если организация на упрощенке выбрала объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, включите сумму земельного налога в расходы при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Ситуация: можно ли при расчете единого налога при упрощенке учесть сумму земельного налога по земельным участкам, не используемым для получения дохода? Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Исходя из буквального толкования положений подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, налоговую базу по единому налогу уменьшают налоги, начисленные в соответствии с действующим законодательством.

Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 388 НК РФ). При этом Налоговый кодекс РФ не ставит обязанность по уплате земельного налога в зависимость от того, используется земельный участок в деятельности организации или нет. Следовательно, сумму земельного налога, уплаченную в бюджет по земельным участкам, не используемым для получения дохода, можно учесть при расчете единого налога (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в письмах от 18 апреля 2011 г. № 03-03-06/2/64 от 26 июня 2009 г. № 03-03-06/1/430 от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/481 от 19 июля 2006 г. № 03-03-04/1/589. Несмотря на то что выводы, сделанные в этих письмах, относятся к организациям на общей системе налогообложения, их можно распространить и на организации на упрощенке, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами (п. 2 ст. 346.16 п. 1 ст. 252 НК РФ).

Расходы на уплату земельного налога включайте в базу по единому налогу в момент его уплаты в бюджет (подп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если на земельном участке организация ведет строительство здания или сооружения, сумму налога, начисленную в период строительства, отнесите на увеличение первоначальной стоимости объекта . Так поступайте до момента принятия строения на учет в составе основных средств. Такой порядок установлен в абзаце 9 пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, пунктах 8 и 14 ПБУ 6/01.

Расходы на уплату земельного налога отразите в разделе I книги учета доходов и расходов.

Если организация на упрощенке выбрала в качестве объекта налогообложения доходы, то земельный налог при расчете единого налога не учитывайте. Пунктом 3 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ это не предусмотрено.

ЕНВД

Уплата земельного налога на величину ЕНВД не влияет, так как при определении единого налога расходы организации в расчет не берутся (ст. 346.29 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, а земельный участок используется в обоих видах деятельности организации, сумму земельного налога нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учесть нельзя.

В состав расходов для расчета налога на прибыль включите только ту часть земельного налога, которая относится к деятельности организации на общей системе налогообложения (п. 9 ст. 274 НК РФ).

Бюджетные учреждения, имеющие земельные участки на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, являются плательщиками земельного налога. В статье приведены разъяснения Минфина по вопросам, связанным с исчислением и уплатой данного налога.

Налог на землю является местным налогом. Его начисление и уплата регулируются гл. 31 НК РФ и принятыми в соответствии с ней нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 1 ст. 387 НК РФ).

Устанавливая налог, местные органы власти, а также органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяют налоговые ставки в пределах, установленных данной главой, порядок и сроки уплаты налога. Для отдельных категорий плательщиков могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы.

Плательщики налога

Плательщиками земельного налога признаются бюджетные учреждения, которые обладают земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 1 ст. 388 НК РФ). Если земельные участки находятся у учреждения на праве безвозмездного срочного пользования или на праве аренды, то оно, согласно п. 2 ст. 388 НК РФ, не является плательщиком земельного налога.

Объект налогообложения

В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.04.2013 N 03-05-04-02/13683):

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Отдельно остановимся на применении льготы, установленной пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которой не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ. В Письмах от 27.09.2013 N 03-05-05-01/40163, от 29.07.2013 N 03-05-04-02/30109, от 18.06.2013 N 03-05-04-01/22663 Минфин России привел следующие разъяснения.

Согласно ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения. Правовой режим данных земель регулируется земельным законодательством РФ и данным Законом.

Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

В соответствии с пп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограниченными в обороте являются земли, занятые:

  • особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;
  • объектами, включенными в Список всемирного наследия;
  • историко-культурными заповедниками;
  • объектами археологического наследия.

Поэтому если организация считает, что земельный участок относится к участкам, ограниченным в обороте, она должна подтвердить нахождение на земельном участке особо ценного объекта культурного наследия народов РФ, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия.

Для справки. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Их включение в данный Свод осуществляется в соответствии с Положением об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 30.11.1992 N 1487. Депозитарием Государственного свода является Минкультуры .

Пункт 3 Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.10.1994 N 1143.

Далее чиновники Минфина обращают внимание, что если здание не отнесено Минкультуры к объектам особо ценного культурного наследия, то, следовательно, земельный участок, на котором находится это здание, не является земельным участком в ограниченном обороте. Поэтому в отношении такого земельного участка пп. 2 п. 2 ст. 389 НК РФ не применяется (Письмо Минфина России от 27.09.2013 N 03-05-05-01/40163).

Налоговая база и ставки по земельному налогу

В соответствии с п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как отмечают чиновники Минфина России в Письме от 14.10.2013 N 03-05-04-02/42680, если в соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. В случае если в отношении земельного участка нормативная цена земли также не определена, то в отношении такого земельного участка отсутствует налоговая база по земельному налогу.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу по земельному налогу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

Администрирование земельного налога осуществляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на основании п. 4 ст. 85 НК РФ.

К сведению. В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ кадастровая стоимость определяется путем государственной кадастровой оценки земли, порядок проведения которой определяет Правительство РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Роснедвижимости в сети Интернет. Таким образом, в силу норм законодательства РФ субъектам учета созданы условия для беспрепятственного получения информации о кадастровой стоимости имущества, определяемой собственником (Письмо Росфиннадзора от 19.09.2012 N 43-02-02-06/234 вместе с Письмом Минфина России от 31.08.2012 N 02-06-10/3473).

При утверждении органом исполнительной власти субъектов РФ новых результатов государственной кадастровой оценки земель следует учесть разъяснения Минфина России. В Письме от 18.12.2012 N 03-05-04-02/105 чиновники обращают внимание, что в случае если нормативный акт затрагивает прошлые налоговые периоды, то вновь утвержденные результаты оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, уплаченного за предыдущие налоговые периоды, только в том случае, если улучшается положение налогоплательщика.

Далее отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога местные органы власти могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы, для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Таким образом, представительные органы муниципальных образований могут устанавливать налоговые льготы в виде уменьшения суммы налога.

Налоговая ставка является самостоятельным элементом налогообложения, который должен быть определен при установлении каждого налога.

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются и дифференцируются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в определенных Налоговым кодексом пределах. При этом установление дифференцированных налоговых ставок допускается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 1 ст. 394 НК РФ). Как отмечают чиновники Минфина России в Письме от 19.04.2013 N 03-05-04-02/13520, на основании норм НК РФ представительные органы муниципальных образований не вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую льготу в виде снижения налоговой ставки на 50%.

Исчисление земельного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по земельному налогу) самостоятельно (п. 2 ст. 396 НК РФ). Сумма земельного налога начисляется по окончании налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (кадастровой стоимости).

Пример 1. Бюджетное учреждение владеет земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования. На территории, принадлежащей представительному органу муниципального образования, где расположен земельный участок организации, введен земельный налог. Налоговая ставка по земельному налогу определена в размере 1,2%, кадастровая стоимость земельного участка на 01.01.2014 составляет 20 000 000 руб.

Сумма земельного налога за 2014 г. составит 240 000 руб. (20 000 000 руб. x 1,2%).

В том случае, когда права на земельный участок возникли в течение налогового периода, начисление суммы налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок был закреплен за учреждением, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом, если право возникло до 15-го числа включительно соответствующего месяца, месяц принимается как полный. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Пример 2. Предположим, что бюджетное учреждение получило земельный участок в бессрочное пользование с 20.06.2014. Ставка земельного налога определена в размере 1,2%. Кадастровая стоимость участка на 20.06.2014 составила 10 000 000 руб. Необходимо рассчитать сумму земельного налога за 2014 г.

Коэффициент владения земельным участком равен 0,5 ((6 / 12) мес.).

Сумма земельного налога за 2014 г. составит 60 000 руб. (10 000 000 руб. x 1,2% x (6 мес. / 12 мес.)).

Если нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) для налогоплательщиков установлены отчетные периоды (как квартал), то они исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется налогоплательщиками как разница между годовой суммой земельного налога, исчисленной по правилам п. 1 ст. 396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года.

Бухгалтерский учет операций

Порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях осуществляется в соответствии с Инструкциями N N 157н и 174н .

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

В соответствии с п. 3 Инструкции N 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Как отмечается в Письме Минфина России от 08.11.2013 N 02-06-010/47818, операции по начислению суммы земельного налога отражаются на основании справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств, в том числе по авансовым платежам.

Учет расчетов по земельному налогу учреждение ведет на счете 303 13 "Расчеты по земельному налогу" (п. 263 Инструкции N 157н). Начисление суммы земельного налога оформляется бухгалтерской записью (п. 131 Инструкции N 174н):

Дебет счета 0 401 20 290 "Прочие расходы"

Кредит счета 0 303 13 730 "Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу".

При уплате земельного налога на основании выписки с лицевого счета делается запись (п. 73 Инструкции N 174н):

Дебет счета 0 303 13 730 "Уменьшение кредиторской задолженности по земельному налогу"

Кредит счета 0 201 11 610 "Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства".

Таким образом, сальдо расчетов по счету 303 13 "Расчеты по земельному налогу" на конец отчетного периода отражает разницу между начисленной суммой земельного налога по итогам налогового периода с учетом начисленных авансовых платежей и выполненной обязанностью налогоплательщика по уплате (перечислению) указанного налога.

Пример 3. По итогам 2014 г. бюджетным учреждением начислен земельный налог в сумме 75 200 руб. Сумма авансовых платежей составила 56 400 руб. Расходы произведены за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания.

Окончательная сумма к уплате за 2014 г. составит 18 800 руб. (75 200 - 56 400).

Объекты налогообложения земельным налогом для юридических лиц — земельные участки, расположенные на территории Республики Беларусь, которые принадлежат им на праве :

На заметку
Бюджетные организации признаются плательщиками налога, если на земельных участках, принадлежащих им на праве пользования, сданы в аренду капстроения (их части). Исключение составляют установленные случаи .

Освобождение от уплаты земельного налога установлено ст. 239 НК. Кроме того, льготы могут быть предоставлены указами и декретами.

Налоговая база земельного налога. В большинстве случаев это кадастровая стоимость земельного участка на 1 января календарного года, за который исчисляется налог. Она зависит от функционального использования земельного участка (вида оценочной зоны). Вид оценочной зоны определяется на основании целевого назначения земли по решению местного исполкома .

Если кадастровая стоимость земельного участка за гектар небольшая (менее установленного порога), налоговой базой земельного налога признается площадь земельного участка .

Кроме того, площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для :

— земельных участков, используемых для добычи торфа на топливо и удобрения и сапропелей на удобрения;

— земельных участков из состава земель лесного фонда и предоставленных для использования в сельхозцелях;

— земельных участков из состава земель водного фонда и предоставленных для использования в сельхозцелях, а также для рыборазведения и акклиматизации рыбы.

Порядок определения налоговой базы земельного налога. Нужно установить, исходя из какой базы (кадастровой стоимости земельного участка или его площади) исчислять земельный налог. Для этого сравнивается кадастровая стоимость земельного участка за гектар с порогом за гектар земли, установленным в разрезе вида оценочной зоны :

Вид оценочной зоны Порог за гектар земли (бел. руб.)
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций) 8159
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных рынков, игорных заведений) 5439
Общественно-деловая зона (для размещения иных объектов) 29666
Производственная зона 14832
Жилая многоквартирная зона 43512
Жилая усадебная зона 21756
Рекреационная зона 16316

Если кадастровая стоимость больше установленного порога или равна ему, налоговая база — кадастровая стоимость земельного участка, в противном случае налоговая база — его площадь.

Ставки земельного налога — 2020. Ставки налога определяют исходя из налоговой базы. К кадастровой стоимости земельного участка применяют ставку в процентах от нее, а к площади участка — фиксированную сумму за гектар. В зависимости от вида оценочной зоны земли и налоговой базы установлены следующие ставки для юридических лиц :

Вид оценочной зоны Размер ставки
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных рынков, игорных заведений) 3%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона (для размещения автомобильных заправочных и газонаполнительных станций) 2%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона для размещения рынков (за исключением автомобильных), торговых центров, в том числе автомобильных стоянок, обслуживающих эти рынки и торговые центры 0,7%
163,16 бел. руб. за гектар
Общественно-деловая зона (для размещения иных объектов) 0,55%
163,16 бел. руб. за гектар
Производственная зона 1,1%
163,16 бел. руб. за гектар
Жилая многоквартирная зона 0,025%
10,88 бел. руб. за гектар
Жилая усадебная зона 0,1%
21,76 бел. руб. за гектар
Рекреационная зона 1%
163,16 бел. руб. за гектар

В отношении земель сельхозназначения, лесного и водного фонда применяются следующие ставки земельного налога :

— 1,1% — если налоговая база — кадастровая стоимость земельного участка;

Коэффициенты к ставке земельного налога. При наличии на земельном участке капстроений, возведенных после 01.01.2019, к годовой ставке налога установлены понижающие коэффициенты для юридических лиц. Они применяются в таком порядке :

Размер понижающего коэффициента к ставке Период с момента приемки капстроения в эксплуатацию
0,2 В течение второго года (12 месяцев)
0,4 В течение третьего года (12 месяцев)
0,6 В течение четвертого года (12 месяцев)
0,8 В течение пятого года (12 месяцев)

Местные Советы депутатов своими решениями вправе увеличить (уменьшить) ставки земельного налога до 2 раз отдельным категориям плательщиков абз. 3 п. 10 ст. 241 НК).

На заметку
Решения об увеличении ставок земельного налога не применяются организациями из установленного перечня , а также в отношении земельных участков с возведенными после 01.01.2019 капстроениями, по которым налог рассчитывают с использованием понижающих коэффициентов 0,2; 0,4; 0,6; 0,8 .

Налоговый период земельного налога — календарный год .

Годовую сумму налога исчисляют исходя из наличия объектов налогообложения на 1 января отчетного года. В течение года земельный налог рассчитывают (пересчитывают) в случае появления новых обстоятельств, связанных с уплатой .

При расчете налога используется коэффициент по периоду пользования. Он определяется делением количества месяцев пользования землей на 12.

Расчет налога производится следующим образом :

— если используется понижающий коэффициент к ставке (на земельном участке имеется капстроение, возведенное после 01.01.2019):


— если не используется понижающий коэффициент к ставке (отсутствует капстроение, возведенное после 01.01.2019):


Порядок подачи декларации по земельному налогу за 2020 год. Представляют в инспекцию МНС по месту постановки на учет не позднее :

— 20.02.2020 — по земельным участкам (объектам налогообложения), имеющимся на 01.01.2020;

— 20-го числа месяца, следующего за месяцем появления в течение 2020 года (кроме декабря) новых обстоятельств, связанных с уплатой.

На заметку
Организации — плательщики единого налога для производителей сельхозпродукции должны исчислить и уплатить земельный налог за 2020 год, а также представить декларацию по налогу, если выручка от реализации сельхозпродукции в 2020 году не будет соответствовать установленному критерию. Срок подачи налоговой декларации — не позднее 20.02.2021, срок уплаты налога — не позднее 22.01.2021 .

Административная ответственность за нарушение срока представления декларации. Должностному лицу организации придется уплатить штраф :

— до 1 базовой величины (БВ) — при просрочке до 3 рабочих дней;

— 2 БВ с увеличением на 0,5 БВ за каждый полный месяц просрочки (но не более 10 БВ) — если просрочка более 3 рабочих дней.

Если срок подачи декларации просрочен до 3 рабочих дней, может быть вынесено предупреждение.

Порядок уплаты земельного налога в 2020 году. Уплачивают налог в бюджет в инспекцию МНС по месту постановки на учет (независимо от места нахождения земельного участка) . Это можно делать по выбору организаций :

— единовременно (не позднее 24.02.2020) — в размере годовой суммы налога;

— ежеквартально (не позднее 24.02.2020, 22.05.2020, 24.08.2020, 23.11.2020) — в размере 1/4 годовой суммы налога.

При возникновении в течение 2020 года (кроме ноября и декабря) новых обстоятельств, связанных с уплатой, земельный налог уплачивается не позднее даты, соответствующей ближайшему сроку уплаты после подачи декларации. Если новые обстоятельства появились в ноябре, срок уплаты — не позднее 22.12.2020 .

На заметку
За земли сельхозназначения установлен особый порядок уплаты земельного налога. По выбору организаций он уплачивается не позднее :
— 15.04.2020 — в размере годовой суммы налога;
— 15.04.2020, 15.07.2020, 15.09.2020, 16.11.2020 — в размере 1/4 годовой суммы налога;
— общеустановленных сроков уплаты.

Административная ответственность за неуплату налога. Предусмотрен штраф :

— на организацию — 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 10 БВ;

— должностное лицо — от 2 до 8 БВ.

Дополнительно уплачиваются пени за каждый календарный день просрочки .

Учет земельного налога. Начисление налога в бухучете отражают по кредиту счета 68 в корреспонденции с дебетом счетов :

— 25, 26, 44 — если на земле — функционирующее здание;

— 08 — если на земле — строящийся объект;

— 90, 91 — если на земле — сверхнормативный объект;

— 62, 76 — при возмещении налога пользователями жилых помещений или машино-мест;

— 90 — при нарушении порядка землепользования.

На заметку
Земельный налог, исчисленный за календарный год, учитывают в бухучете ежемесячно (в части, относящейся к отчетному месяцу) .

В налоговом учете земельный налог включается в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли. Исключение составляет налог :

— возмещаемый пользователями жилых помещений или машино-мест;

— возмещаемый ссудополучателем ссудодателю, обязанность возмещения которого предусмотрена актами Президента Республики Беларусь;

— подлежащий по законодательству включению в стоимость объектов незавершенного строительства;

— за земли, используемые с нарушением порядка землепользования.


Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

ПОДЛЕЖИТ ЛИ КАЗНА НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ?

Земельный участок как объект права представляет собой часть земной поверхности и имеет уникальные характеристики. К таким характеристикам относятся кадастровый номер земельного участка, площадь, категория земель, вид разрешенного использования, кадастровая стоимость земельного участка и другие характеристики. Все эти сведения о земельном участке отражаются в государственном кадастре недвижимости.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка путем проведения государственной кадастровой оценки.

По общему правилу, налогоплательщиками земельного налога являются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненно-наследуемом владении. При этом, земельные участки могут находиться в публичной собственности (собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования).

Публичные образования – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования – выступают в гражданских правоотношениях наравне с юридическими лицами (организациями) и гражданами через органы государственной или муниципальной власти.

Например, от имени городских и сельских поселений администрации соответствующих поселений своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции. Они могут распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, заключать договоры аренды и купли-продажи земельных участков, регистрировать право собственности в порядке разграничения земельных участков и другое.

Соответственно, орган государственной власти, орган местного самоуправления, распоряжаясь земельными участками, находящимися в публичной собственности и реализуя полномочия по учету имущества казны, не выступают налогоплательщиками по этому имуществу независимо от способа его учета. Суды высших инстанций неоднократно высказывались о том, что органы местного самоуправления не могут признаваться организацией - налогоплательщиком в смысле, придаваемом этому понятию Налоговым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, налогообложению не подлежат:

  1. земельные участки, составляющие казну муниципальных образований, казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации;
  2. земельные участки, не предоставленные юридическим лицам или гражданам.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

А как на практике? С требованиями налоговых органов о предоставлении налоговых деклараций по земельному налогу в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), столкнулось и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). В базе данных налоговых органов республики содержатся сведения, предоставленные органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о 399 земельных участках, правообладателем которых числится Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия). При этом основная часть земельных участков находится в индивидуальной собственности министерства (?), а остальная часть на праве постоянного (бессрочного) пользования. Стоит отметить, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) осуществляет регистрацию права государственной собственности Республики Саха (Якутия) на земельные участки, возникающего в процессе разграничения государственной собственности на землю, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации; управляет и распоряжается в установленном порядке находящимися в государственной собственности Республики Саха (Якутия) земельными участками; осуществляет учет государственного имущества, ведение реестра государственного имущества, в том числе земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Саха (Якутия).

Если учесть, что налоговыми органами осуществляются мероприятия по подъему в федеральное хранилище данных сведений об объектах имущественной собственности, учтенных в базе данных налоговых органов, то в целях их актуализации, а также синхронизации баз данных налоговых и регистрирующих органов, органам публичной власти необходимо правильно заполнять заявления на государственную регистрацию права публичной собственности на земельные участки, а также проводить сверку сведений о правообладателях таких земельных участков.

Ефремова И.И., заместитель руководителя Департамента по земельным отношениям Министерства имущественных и земельных отношений РС (Я)

Читайте также: