Роль налога на имущество физических лиц в формировании местных бюджетов

Обновлено: 08.05.2024


В статье проведено исследование влияния факторов на формирование налоговой составляющей местного бюджета. Наличие проблем в вопросах обеспечения доходной части местных бюджетов налоговыми и неналоговыми доходами, порождает диспропорции в бюджетной обеспеченности и среднедушевых расходах бюджетов муниципальных образований. Отмечено, что проводимая на муниципальном уровне бюджетная политика по формированию доходной части местных бюджетов обуславливает существенную зависимость муниципальных образований от трансфертных поступлений из федерального бюджета и отражает низкую эффективность управленческих решений руководства муниципалитетов по увеличению собираемости местных налогов. Авторами отмечено, что для дальнейшего улучшения качества жизни населения и развития муниципальных образований необходимо расширение доходного потенциала местных бюджетов и, следовательно, увеличение налогооблагаемой базы и дополнительных налоговых поступлений.

Ключевые слова: местный бюджет, налоговая составляющая, факторы, влияющие на формирование налоговой составляющей, финансовый механизм управления местным бюджетом.

The article conducts a study of factors influencing the formation of the tax component of the local budget.The practice of forming the revenue part of municipal budgets reflects the substantial dependence of the latter on revenues from the federal budget and the low efficiency of management decisions of the municipal authorities to increase the collection of local taxes. All this requires both a correction of tax and budget legislation, and an improvement in the quality of municipal government.

Keywords: local budget, tax component, factors of influence, financial mechanism of municipal budget management.

Местный бюджет — это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджет — единственно допустимый метод формирования и расходования денежных средств, которые необходимы для финансового обеспечения расходных обязательств муниципального образования [2]. Процесс формирования и расходования средств местного бюджета имеет первостепенное значение в управлении финансовыми ресурсами каждого муниципального образования, так как осуществление закрепленных полномочий за местным самоуправлением должно базироваться на прочном финансово-экономическом фундаменте. В настоящее время имеет место низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, что вовлекает местное самоуправление в зависимость от органов государственной власти, в том числе и финансовую [5].

На данный момент местное самоуправление в РФ не обладает полной финансовой независимостью. Более того, прослеживается явная тенденция снижения финансовой и экономической автономности местного самоуправления. Доля собственных средств в бюджетах муниципальных образований в ходе изменений налогового и бюджетного законодательства неуклонно снижается и в настоящее в среднем составляет от 5 % до 50 %, в зависимости от статуса муниципального образования. К примеру, доля собственных доходов в бюджетах городских округов превышает 50 %, что говорит о низкой дотационной зависимости таких образований. Иначе обстоит ситуация в формировании бюджетов муниципальных округов и поселений. Бюджеты этих муниципальных образований формируются в основном за счет дотаций и субвенций, а доля собственных доходов в них не превышает 30 %. Это обстоятельство напрямую ведет к формированию материальной зависимости муниципальных образований от отчислений из бюджетов других уровней и крайне затрудняет выполнение муниципальными органами своих функций. Осуществление межбюджетных трансфертов используется в практике многих стран для выравнивания сбалансированности бюджетов разных уровней. Однако, необходимо отметить, что такая политика может служить причиной снижения мотивации муниципальных образований в развитии собственного социально-экономического потенциала.

По причине того, что основную часть доходов местных бюджетов составляют отчисления из бюджетов других уровней, муниципальные образования заинтересованы прежде всего в исполнении минимального перечня своих расходных обязательств, в то время как любое развитие, в том числе и экономическое, предполагает долгосрочное инвестирование средств. Необходимость наличия у муниципальных образований собственных средств, которыми они могут самостоятельно распоряжаться для осуществления своих обязательств, является очевидной. Механизм местного самоуправления может эффективно функционировать только при наличии достаточных материально-финансовых ресурсов. Этот вопрос является сегодня крайне актуальным для муниципальных органов власти, которые на сегодняшний день не располагают финансовыми ресурсами, необходимыми для развития территории муниципального образования, финансового обеспечения иных затрат.

Современное состояние муниципальных бюджетов свидетельствует о наличии диспропорций в бюджетной обеспеченности и среднедушевых расходах бюджетов муниципальных образований. Для большинства муниципальных образований на протяжении последних лет сохраняются общие проблемы:

– недостаточность собственных финансовых ресурсов для исполнения предусмотренных законодательством расходных полномочий;

– необходимость обеспечения сбалансированности бюджета, что приводит к значительному объему муниципального долга;

– недостаточность средств, выделяемых из вышестоящих бюджетов на осуществление переданных государственных полномочий.

Кроме того, в последние годы в дополнение к вышеперечисленным проблемам у муниципалитетов появились новые:

– недостаточность поддержки муниципальных образований со стороны субъекта РФ в части финансового обеспечения повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы в рамках реализации майских указов Президента РФ, а также повышения заработной платы работников муниципальных учреждений до уровня, установленного МРОТ;

– значительное опережение роста расходов на оплату труда в связи с реализацией указов Президента РФ над ростом собственных доходов муниципальных образований.

Динамика формирования доходной части местного бюджета ифакторы на нее влияющие. Динамика доходов муниципальных образований в 2018 году по сравнению с 2017-м в большинстве муниципальных образований характеризуется их ростом. В целом по Красноярскому краю за этот период объем поступлений в доходную часть местного бюджета увеличился от 0,5 до 20 %. Собственные поступления бюджетов имеют тенденцию к снижению в силу падения объемов поступлений неналоговых доходов, при этом налоговые доходы имеют тенденцию к росту.

Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме собственных доходов местных бюджетов (без учета субвенций), характеризующая финансовую самообеспеченность бюджетов, различна и варьируется в диапазоне:

– от 53 до 87 % — в областных (краевых) центрах;

– от 24 до 80 % — в иных муниципальных образованиях.

В 2018 году средняя величина доли налоговых и неналоговых доходов по сравнению с показателями 2017 года снизилась в областных (краевых) центрах с 74 до 72 %, в иных муниципальных образованиях — с 63 до 60 %, что также обусловлено увеличением объема субсидий и дотаций, получаемых из вышестоящих бюджетов [6].

Динамика налоговых доходов в 2018 году по сравнению с 2017 годом характеризуется ростом объема поступлений.

Рассмотрим динамику бюджетных поступлений на примере Красноярска (таблица 1) [7].

Таблица 1

Динамика формирование доходной части бюджета г. Красноярска за 2017–2019 годы

Наименование

Фактические поступления вдоходную часть местного бюджета,

млн. руб.

Читайте также: