Роль и значение налоговых льгот в зарубежных странах

Обновлено: 06.05.2024

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга. Свое особое “национальное лицо” имеют налоговые системы США, Японии, Франции, Германии, Швеции, Великобритании и т.д. Во многом это связано с традициями, накладывающими отпечаток на количественные и качественные характеристики, а также с конкретной социально-экономической ситуацией и соответственно с теми задачами, которые решает налоговая система в тот или иной период времени. Тем не менее налоговые системы объединяют общие черты, характерные для всех стран.

Налоговая система, в ее обобщенном понимании, представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются система налогов и налоговый механизм.

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической, инновационной политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряются или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики (особенно наукоемкие) и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

На современном этапе динамичное социально-экономическое развитие многих стан мира, их рывок в будущее стали окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегический важный характер, где налоговая система страны имеет очень важную роль.

Сегодня вопрос стоит так: либо сокращение экономического, промышленно-производственного потенциала страны будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развитии от высокоразвитых стран.

Из широкого арсенала мер, выработанных на мировой практике, необходимо выбрать наиболее адекватные нынешней ситуаций. Наиболее важными представляются три основных метода: налоговое стимулирование, стимулирование через амортизационную политику (не как части налоговой политики, а как самостоятельный механизм), прямые бюджетные дотации компаниям, осваивающим новые виды продукции.

Здесь важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

Среди налоговых льгот выделяются пять основных:

- скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство;

- скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР;

- отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях;

- создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом; обложение прибыли по пониженным ставкам (для небольших предприятий).

Налоговые льготы на капитальные вложения чаще всего предоставляются в виде “инвестиционного налогового кредита”. Как правило, эта льгота дается компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий и т.п. Эта скидка вычитается (кредитуется) из суммы начисленного налога на прибыль компании (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы налогов).

Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т.к. оно закреплено законодательством.

Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.

За рубежом льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100 % расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) - 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения.

Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка - 50% имеет место во Франции, но она не может превышать 5 млн. франков в год. В Канаде, США, Японии и Тайване она составляет 20%. Однако и здесь имеется ряд ограничений. Так, например, в США налоговая скидка на прирост НИОКР применяется лишь к тем расходам на НИОКР, которые направлены на создание новой продукции или разработку новых технологических процессов (не распространяется на расходы, связанные с изменением типа или вида продукции, косметическими, сезонными и прочими модификациями). Кроме того установлен лимит на льготы - дополнительные расходы на НИОКР (на которые распространяется льгота) не должны превышать 50% суммы базисных затрат за определенный период. В Канаде размер льготы увеличивается до 30% для условий труднодоступных и экономически неразвитых районов. В Японии и Тайване скидка в 20 % исчисляется от суммы прироста расходов на НИОКР по сравнению с наивысшим достигнутым уровнем расходов на НИОКР, имеется ограничение - данная льгота не должна превышать 10% общих налоговых обязательств компании.

Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых скидок - и объемный, и приростной, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований.

Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога. А в Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки.

Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение (“налоговые каникулы”) действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательские) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога.

В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50% - до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими кампаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под правительственные гранты в стартующие инновационные компании.

Для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическим развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли.

Вводятся налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления.

В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%.

Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1-й год его работы. В Германии в 1-й год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР. Система амортизационных списаний в Швеции позволяла оборудование со сроком службы до 3-х лет и с незначительной ценностью списывать в расходы в год приобретения, а в целом машины и оборудование - в течение 4-5 лет. Во Франции существует возможность применения ускоренной амортизации к важнейшим видам оборудования: энергосберегающему, экологическому, информационному. Например, компьютер можно амортизировать за 1 год. Коэффициент амортизации при сроке службы оборудования до 4 лет равен 1,5; 5-6 лет - 2; более 6 лет - 2-2,5.

Закон США о налоговой реформе придал в 1986 году государственной налоговой политике большую целенаправленность, хотя и сузил применение разрешенных ранее налоговых льгот. Так, сроки амортизации были увеличены, но в основном лишь на пассивную часть основных фондов - на здания и сооружения: до 31,5 года (ранее было 10-15 лет) для нежилых и 27,5 для жилых зданий. Но для активной их части амортизационное списание было еще более ускорено - так, при сроке списания в 5 лет, разрешено было в первые 2 года списывать до 64% стоимости оборудования. Налоговая скидка на инвестиции сохранилась лишь для энергетического оборудования.

В заключнении хочется сказать, что налоговые льготы иемеет важное место в развитии иновационных процессов во всех государствах, и именно налоговые льготы является определяющими степень развития наукоемких отраслей в стране.

1. Алпысбаев С., Токешова М. Бюджетно – налоговая безопасность как часть экономической безопасности государства. // Саясат, 2008, №1, стр.9.

2. А.С.Тынысбеков., Повышение качества налогового администрирования – прямой путь к снижению налоговой нагрузки. // АльПари, 2008 – 3, стр.15.

3. А.И.Худяков, Г.М.Бродский. Теория налогообложения. Учебное пособие. Алматы, 2002, стр.106.

Kadyrov Berik

Roles and value of tax privileges in stimulation innovation processes (on an exampl foreign countries).

In the article the role and value of tax privileges in stimulation of innovative processes on an example of the advanced countries

Жердева Анастасия Игоревна 1 , Немирова Александра Сергеевна 2
1 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, студентка
2 Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, студентка


Аннотация
В статье рассматривается налоговые льготы и различные государственные преференции, их общие и отличительные признаки, проведен анализ действующего законодательства о налогах и сборах в части предоставления налоговых льгот и преференций, рассмотрен опыт зарубежных стран.

Zherdeva Anastasia Igorevna 1 , Nemirova Alexandra Sergeevna 2
1 Plekhanov Russian University of Economics, Student
2 Plekhanov Russian University of Economics, Student


Abstract
The article discusses the tax benefits and various government preferences, and their common features, the analysis of the current legislation on taxes and duties in terms of tax benefits and preferences, consider the experience of foreign countries.

Анализ системы налоговых льгот и проблем, связанных с механизмами налогового стимулирования особенно актуальны в период кризиса, замедления темпа экономического роста экономики.

Цель исследования: исследование нормативной базы и реализации налоговых льгот в России и в мировой практике.

На данный момент в большинстве субъектов России применяются региональные системы налоговых льгот, однако их условия реализации несущественно отличаются друг от друга. Из региональных льготных систем массовый характер применения имеет упрощенная система налогообложения [16].

Для развития российской налоговой системы очень важно изучение зарубежного опыта, в том числе и нормативно-правового регулирования налоговых институтов. Сравнительно – правовые исследования можно обосновать тем, что возможность использования сравнительного права для совершенствования каких-либо национальных сфер дана не только законодательным органам, но и судебным (судебная практика) либо правовой доктрине. Однако, следует учитывать, что само право не приравнивается к закону [13].

Изучение налогового права зарубежных стран дает возможность изучить существующие решения подобных проблем и результат применения этих решений. В соответствии с этим, актуальным представляется изучение зарубежного опыта в решении вопросов, связанных с проблемами налоговой системы и путями их решения с помощью конституционных основ налоговых льгот. Также необходимо учитывать, что именно конституционные нормы лежат в основе законодательного регулирования налогообложения практически всех стран [2].

Основные принципы налогового права России закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ, тем не менее, единого подхода к их применению и понимаю нет. Таким образом, Налоговый кодекс не дает возможность раскрыть понятие и содержание данных принципов. Несовершенство действующего налогового законодательства РФ приводит к трудностям в правоприменительной практики при оценке норм соответствия налоговых льгот принципам [4].

Применение норм налогового права, в том числе налоговых льгот целесообразно начать с правового регулирования. Изучение правовой поддержки государства налоговых льгот целесообразно начать с главного основополагающего закона каждой страны — Конституции. Уже на этом этапе обнаруживаются различия между российским и зарубежным опытом регламентации налоговых льгот. Так, Конституция России не регламентирует норм представления налоговых льгот и преимуществ в налоговой сфере [15]. Однако, конституции большинства европейских стран (Бельгия, Великое Герцогство Люксембург, Болгария, Бразилия, Испания, Польша и пр.) содержат статьи, регламентирующие налоговые льготы [6]. По мнению многих авторов, уделять отдельную статью или пункт данному вопросу в Коституции РФ не имеет смысла, т.к. ст.19 и 57 Конституции РФ регламентирует общее правило не установления любых преимуществ в сфере налогообложения (принцип всеобщности и равенства налогообложения). Все преимущества в налоговой сфере представляют собой исключение из названного принципа, поэтому предоставление льгот требует обоснования. Европейские же конституции, регламентирующие вопросы налоговых льгот, просто предоставляют дополнительные гарантии, обеспечивая при этом правовую определенность и защиту прав налогоплательщиков. Однако, хоть Конституция РФ и не предоставляет дополнительных гарантий, все же установление налоговых льгот регламентировано положениями Конституции (ст. 57 требует законного установления налога) [5]. Кроме того, Конституционный Суд РФ указывает на то, что только закон в силу его определенности и особого порядка принятия предоставляет налогоплательщику права и обязанности для исполнения налоговой повинности [1, 4]. Использование гражданами налоговых льгот оказывает влияние на размер налоговой обязанности, поэтому конституционная норма о законном установлении налога рассматривается Конституционным Судом России как ситуация, относящееся к форме нормативно-правового акта, устанавливающим или отменяющим льготы по налогообложению.

Помимо этого Конституция РФ не содержит нормативных предпосылок для предоставления льгот и преимуществ по налогообложению. В то время, как, например, Конституция Греческой Республики предусматривает таможенные и налоговые преимущества Святой горы Афон, а Конституция Бразилии содержит льготы для экпортируемой промышленной продукции [8]. По мнению автора, положение России в этом случае оправдано, т.к.необходимые меры по государственной поддержке отдельных сфер деятельности или субъектов не может быть основание для ограничения дискреции законодательных органов в регулировке вопросов формы государственной поддержки с учетом различных факторов [7].

В России принцип недискриминации в области налогообложения вытекает из ст. 3 НК РФ, которая регламентирует принцип равенства налогообложения. Основой для данной статья служит ст. 19 Конституции РФ, которая является гарантом защиты от дискриминации. Наличие данных норм говорит отсутствии необходимости введения в текст Конституции отдельных норм по принципам недискриминации в области предоставления налоговых льгот. Однако, конституция Исламской Республики Пакистан и ряда других стран содержат отдельный принцип н дискриминации в сфере налогообложения. Кроме того, право Европейского союза содержит общий принцип н дискриминации, включающий в свое определение также и недопущение дискриминации в области установления налоговых льгот [9]. Возвращаясь к российской практике, можно отметить, что судебная практика дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ, говорит о необходимости того, чтобы установление налогов и освобождение от них подчинялось конституционным принципам. Из данной практики вытекает итоговое мнение о возможности проверок соответствия правовых норм в сфере налоговых льгот конституционности [14].

Таким образом, правовое регулирование сферы налогообложения РФ и в мировой практике имеют существенные отличия. Конституция России не содержит определенных гарантий, регламентируемых конституциями иностранных государств [10]. Однако, из толкования Конституции РФ все же следуют соответствующие гарантии. Так, установление налоговых льгот только законом следует из ст. 57 Конституции РФ. По нашему мнению, требование Конституции об законном установлении налогов относится и к форме нормативно-правового акта, устанавливающем льготы. Таким образом, нормы, предусматривающие налоговые льготы, оцениваются на предмет конституционности и соответствия принципам налогового права [11].

Проблема допустимости преимуществ и льгот в налоговой сфере, а также оценка их объективности нашла отражение в практике не только Суда ЕС и ЕСПЧ, но и российских судов, в т.ч. Конституционного Суда России. Анализ судебной практики РФ по данному вопросу позволил выявить существующие проблемы. Так, зачастую судам общей юрисдикции не удается предотвратить ограничительное толкование положения ст. 3 НК РФ [12], которые закрепляют основы принципов налогообложения. Кроме того, невозможно считать обоснованным выводы большинства арбитражных судов об установлении налоговых льгот априори не ограничивающих конкуренцию.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

В статье раскрываются экономическое значение налоговых льгот и порядок их применения в российской налоговой системе. Определены факторы, которых государство должно учитывать при совершенствовании системы налоговых льгот при применении их к физическим и юридическим лицам. Обоснованы критерии установления и эффективного применения налоговых льгот, что позволило автору сделать вывод о том, что российская система налоговых льгот пока что не является справедливой, и установление оптимального размера налогового бремени является одной из ключевых задач повышения стимулирующей роли налоговой системы Российской Федерации. Предоставление налоговых льгот носит не только прямой эффект выражающийся в снижении налоговых поступлений в бюджет, но и косвенный, который является более неоднозначным и не всегда выражается в материальных потерях общества. Оценка косвенного эффекта не может быть однобокой, поскольку при введении или аннуляции определенной льготы по налогам или освобождения от налога, поведение плательщика сборов и налогов может измениться и отразиться на сфере действия прочих налоговых мер.


1. Абдулгалимов А.М., Султанов Г.С., Сеферова З.А. Совершенствование системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9 (50). С. 37-40.

2. Абдулгалимов А.М., Халилов Т.М. Концептуальные недостатки действующей системы налогообложения доходов граждан // Горизонты экономики. 2012. № 4. - с. 40-49.

4. Глотова В.Г., Алиев Б.Х., Султанов Г.С. Стимулирующая роль налоговых льгот в механизме становления новых институтов территориального развития // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 334-337.

5. Журавлева Т.А. Налоговая составляющая экономического роста // Финансы и кредит. 2007. № 13. - с.12.

6. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для бакалавров / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2012. — 899 с. — Серия : Бакалавр.

8. Рустамов А.З., Алиев Б.Х., Султанов Г.С. Проблемы налогообложения прибыли в России и в зарубежных странах // Фундаментальные исследования. 2015. № 9-2. С. 370-373.

Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную, регулирующую, социальную, но также и стимулирующую функцию.

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей и стимулирующей функций налогообложения, суть которой состоит в том, что государство как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.

Рассматривая влияние налоговых льгот и освобождений на состояние экономики и общества, необходимо в первую очередь определить их место в налоговой системе и соответствие ее необходимым качественным характеристикам.

Основными характеристиками грамотно построенной налоговой системы должны быть эффективность, нейтральность, простота и справедливость. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Налоговые льготы и освобождения делают налоговую систему хуже с точки зрения нейтральности, справедливости, эффективности и простоты.

Но говоря об отмене льгот, нельзя абсолютизировать это положение. Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства.

По всему миру, правительственные агентства могут предоставлять разные виды стимулирования развития бизнеса с целью создания благоприятных условий и поддержки предпринимательской деятельности. Предоставляемые льготы направляются на обеспечение экономической диверсификации, создание вакантных рабочих мест и расширение базы налогообложения.

Большинство компаний пытаются найти способы сокращения затрат на реализацию новых проектов. По этой причине стимулирование делового развития зачастую считается главным фактором при определении места, где компания будет находиться. При принятии данного решения решаемыми факторами являются: отношение местной власти к бизнесу, затраты на ведение бизнеса в сумме, возможность привлечения работников в определенной области. При помощи налоговых льгот в большинстве стран, развитие малого бизнеса всячески поощряют. Такое же отношение наблюдается к привлечению зарубежного капитала, научно-техническим разработкам (которые имеют базовое значение для перспективного экономического развития), экологическим проектам.

Система налоговых льгот и преференций, выступая в роли действенного экономического регулятора, должна отвечать определенным требованиям, при невыполнении которых функционирование данной системы становится нецелесообразным.

В широком смысле оценка эффективности льгот означает анализ взаимосвязи налоговых поступлений, выпадающих доходов, с одной стороны, и экономических (объем производства, производительность труда) и социальных показателей (доходы населения, обеспеченность жильем, качество медицинских услуг), с другой.

Оценивая законодательство о налогах и сборах Российской Федерации на текущий момент, можно утверждать, что система налоговых льгот и преференций соответствует предъявляемым требованиям лишь отчасти:

-цель установления налоговых привилегий напрямую не вытекает из актов законодательства о налогах и сборах;

-оценка эффективности налоговых льгот присутствует эпизодически.

В настоящее время в России не существует единой методики оценки эффективности налоговых льгот. На федеральном уровне серьезной работы по оценки эффективности не проводится.

В настоящее время субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно разрабатывают методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

Анализ нормативных актов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет утверждать о том, что в большинстве регионов проводится определенная работа по анализу эффективности применения налоговых льгот.

Анализируя региональные законодательные акты, стоит отметить, что значительная часть льгот направлена на устранения встречных финансовых потоков и рационального использования бюджетных ресурсов (бюджетные, автономные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления). По нашему мнению, в данной ситуации целесообразнее предоставлять налоговые преференции вместо налоговых льгот, т.к. освобождение вышеуказанных учреждений и органов власти не основано на факторе стимулирования, а диктуется лишь бюджетными соображениями.

В целях проведения оценки эффективности органам исполнительной власти (как правило, министерствам и департаментам экономического блока Правительства субъекта Российской Федерации) требуется большой массив информации, получаемой из территориальных управлений ФНС России, Росстата, финансовых управлений, а также самих налогоплательщиков на основании нормативных документов (методика и (или) порядок оценки эффективности налоговых льгот).

Для современных стран расширение и усиление государственного вмешательства во многие сферы экономической жизни, уже стало характерной чертой. Разница видна только в степени этого вмешательства. В Швеции степень вмешательства больше, в США меньше, в Японии и Германии средняя. В Америке, государственное регулирование является важной составляющей частью механизма американского хозяйствования.

В западных странах вопросы налогообложения уже давно занимают приоритетное место при формировании финансового плана предприятий. При условиях высоких ставок по налогам неверный либо не полный учет фактора налогообложения может спровоцировать неблагоприятные последствие, а в некоторых случаях банкротство. При этом оптимальное применение налоговых льгот и скидок, предоставляемых законодательством, способствует обеспечению сохранности финансовых накоплений и даже расширению бизнеса и получению новых инвестиционных вливаний, благодаря экономии на налоговых выплатах, а в некоторых случаях предусмотрен возврат налоговых платежей их казны.

Как правило, целью налоговых льгот является стимулирование инвестиций. Первый и базовый льготный тип - это повышение амортизационных отчислений, способствующих сокращению облагаемого дохода корпораций. Но это не совсем эффективно для компаний, где используется ручной труд и где отсутствуют фондоемкие производства по отношению к малому бизнесу. Второй тип льгот заключается в полном или частичном вычитании расходов на инвестировании их облагаемого дохода, а также в создании инвестиционных запасов, налоговые взимания по которым могут быть отсрочены. Третий тип льгот заключается в сокращении ставок по налогам или в ведении налоговых каникул для предприятий, задействованных в развивающихся регионах или отраслях; для малых предприятий, оффшорных компаний, холдингов и новых корпораций. Четвёртый тип налоговых льгот заключается в распределении дивидендов, в том числе за счет применения системы льготного участия.

Совместно с уклонением от налоговых взиманий, использование льгот приводит к существенным расхождениям между отношением налоговых поступлений к ВВВ и эффективной ставкой по налогам и платежам. Сопоставление ставок платежей и отдельных налогов не отображает в полной мере давление общих налоговых обязательств в разных странах и не дает возможность полномерно оценить влияние налоговой системы и платежей на хозяйственную активность граждан.

В западных странах вопросы налогообложения уже давно занимают приоритетное место при формировании финансового плана предприятий. При условиях высоких ставок по налогам неверный либо не полный учет фактора налогообложения может спровоцировать неблагоприятные последствие, а в некоторых случаях банкротство. При этом, оптимальное применение налоговых льгот и скидок, предоставляемых законодательством, способствует обеспечению сохранности финансовых накоплений и даже расширению бизнеса и получению новых инвестиционных вливаний, благодаря экономии на налоговых выплатах, а в некоторых случаях предусмотрен возврат налоговых платежей их казны.

Налоговая база на добавленную стоимость захватывает фонд зарплаты и белую денежную выручку от деятельности компании, что сильно упрощает налоговый контроль и сужает возможности злоупотреблять налоговыми льготами. В основном в иностранных государствах принято выделять 3 метода количественной оценки налоговых затрат: по восстановленным доходам, упущенным доходам и по эквивалентным расходам. Данные способы в разной степени применяются государствами, которые состоят в Организации экономического развития и сотрудничества.

Метод упущенных доходов применяют при оценке налоговых расходов в качестве суммы, на которую сокращаются поступления в бюджет с налогов, по причине наличия в налоговом законодательстве определённой льготы, то есть на ту сумм, которую бюджет потерял из-за предоставления налоговой льготы.

Нужно уточнить, что данный метод обычно рекомендован для оценки налоговых затрат, его принято воспринимать как более надежный метод оценки степени поддержки, которая оказывается плательщикам налогов через систему налогообложения.

Метод восстановленных доходов используют для оценки налоговых расходов в качестве суммы, на которую доход бюджета с налога повышается при отмене определенной налоговой льготы, то есть на сумму, которая была бы дополнительно начислена в бюджет, если бы какая-либо льгота была ликвидирована.

Так как данный метод предполагает осуществление оценочной деятельности в случае устранения налоговой льготы ( в отличие от метода упущенных доходов, где оценка проводится при условиях действия льготы), оценка налоговых затрат с помощью метода восстановленных доходов предполагает учет эффектов второго порядка и учет поведенческих реакций налогоплательщиков, связанных с устранением то или иной льготы.

Но в практическом применении подобные эффекты могут быть не учтены, по причине того что проведение оценки с использованием метода восстановление доходов требует следующее:

- сведения об изменении поведенческих реакций налогоплательщиков вследствие изменений налоговой политики ( во многих случаях такие сведения практически не доступны, и для осуществления оценочной деятельности стояться только предположения о таких реакциях, со стороны плательщиков);

- сведения о порядке устранения налоговой льготы, в том числе от дате ее отмены и прочих переходных этапах;

- сведения, необходимые при проведении агрегированной оценки. В частности о том, как изменятся принципы применения других налоговых льгот налогоплательщиками, при отмене одной или нескольких других льгот.

Метод эквивалентных расходов применяют для оценки налоговых расходов в качестве суммы прямых расходов до обложения налогом, который требуется для достижения аналогичного эффекта как после налогообложения в случае, когда прямые расходы заменяют налоговые расходы, согласно определенной программе. Иначе говоря, сумма необходимая для выплаты плательщику налогов, чтобы его доход после обложения налогом при условиях замены льготы бюджетным трансфертом стал равным доходу, который у него был при использовании льготы.

Оценка данным методов не похода на оценку методом упущенных доходов, в случае если трансферт, заменяющий льготы подлежит налогообложению.

Налоговые льготы или освобождения от налогов часто предоставляются для решений определенного рода распределительных и социальных задач (к примеру, защита незащищенной категории граждан), для стимулирования экономической активности по определенным направлениям (сельхоз производство, инвестирование основных средств).

Также они направлены на стимулирование экономического роста в конкретных областях (благотворительность, инновационные технологические разработки). Что же касается введения налоговых преференций, то оно не всегда оправдано четкими аргументами социального или экономического характера.

Предоставление налоговых льгот носит не только прямой эффект выражающийся в снижении налоговых поступлений в бюджет, но и косвенный, который является более неоднозначным и не всегда выражается в материальных потерях общества. Оценка косвенного эффекта не может быть однобокой, поскольку при введении или аннуляции определенной льготы по налогам или освобождения от налога, поведение плательщика сборов и налогов может измениться и отразиться на сфере действия прочих налоговых мер.

Так же нельзя определить четкое соответствие между налоговыми льготами и задачами экономико-социальной политики, на которые эти льготы направлены. В основном, для решения определенных задач принято использовать комплекс мер, так как одна и та же мера может реализовывать абсолютно разные задачи.

Рецензенты:

Петросянц В.З., д.э.н, главный научный сотрудник отдела теории и методологии регионального развития ФГБУН Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Аннотация. В статье рассматриваются основные характеристики налоговых льгот в Российской Федерации. В статье проанализированы налоговые системы развитых зарубежных стран, и сделаны выводы по усовершенствованию российской налоговой системы. Автором проанализирован опыт иностранных государств по применению налоговых льгот.

Annotation. The article examines the main characteristics of tax benefits in the Russian Federation. The paper analyzes tax systems of developed foreign countries, and the conclusions on the improvement of the Russian tax system. The author analyzes the experience of foreign countries on the use of tax incentives.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговые льготы, налоговое законодательство

Keywords: taxes, tax system, tax credits, tax laws

Можно наблюдать повышенный интерес к этой теме, в силу того, что вопрос о применении налоговых льгот до настоящего времени остается дискуссионным. Особенно остро данная проблема встает в связи с тем, что те преимущества, предоставляемые налогоплательщикам и плательщикам сборов, стимулирует финансовую деятельность государства.

Исходя из этого, предоставление и освобождение налоговых льгот рассматривается как важнейшая социальная и экономическая проблема. От выбора тех или иных подходов к решению этой проблемы в значительной мере зависит развитие экономики в нашей стране.

Во многих развитых странах налоговое законодательство характеризуется широким составом и сложной структурой налоговых льгот и преференций, потому для совершенствования правовой системы России будет считаться правильным, обратиться к зарубежному опыту применения налоговых льгот.

Опыт зарубежных стран показывает, что использование льгот было связано с осуществлением концепции необходимости государственного вмешательства в экономику после мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. и с распространением ее применения в последующие годы. [2]

В Дании, Швеции и Австрии налоговые кредиты даются женам, а в Бельгии, Греции, Испании и Италии они даются никак не лишь женам, однако и семьям, имеющим на иждивении деток. Есть и другие причины предоставления налоговых кредитов, характеризуемые законодательством стран.

Национальное законодательство по-разному определяет льготы по расходам, связанным с производственной деятельностью. Например, в ФРГ, Швейцарии, Австрии и Люксембурге они устанавливаются в форме разовой скидки в отношении части расходов; в Бельгии, Великобритании, Ирландии, Италии и Дании скидки Предоставляются в сумме полной величины таких расходов; а в США, Австрии, Испании и Италии льгота по производственным расходам может устанавливаться в форме налогового кредита на часть валового дохода.

Хотелось бы отметить, что в ФРГ, Италии, Испании, Норвегии, Финляндии и США взносы в профсоюзы полностью компенсируются путем предоставления налоговой скидки; в Португалии, Швеции и Дании предусматривается частичная компенсация; во Франции, Ирландии, Бельгии, Греции, Швейцарии и Японии налоговые скидки на суммы, уплаченные в качестве профсоюзных взносов, не распространяются.

В налогооблагаемую базу при исчислении подоходного налога могут не включаться и проценты, выплачиваемые налогоплательщиками по различным займам. В Дании, Финляндии, Швеции, Бельгии, Голландии, Греции, ФРГ и Испании она применяется к процентам по займам, взятым для инвестиций в производство; во Франции и Ирландии скидка действует в отношении процентов по займам, полученным для целей бизнеса; в Великобритании, Италии и Португалии она распространяется на проценты по займам на покупку или реконструкцию дома. Эта же льгота действует наряду с прочими скидками в Дании, Финляндии, Голландии, Ирландии и Испании. Еще большим разнообразием отличается подход к благотворительным взносам. Они не включаются в льготы по подоходному налогу в Ирландии, Италии, Австрии, Финляндии и Швеции. Наоборот, в Греции расходы на благотворительные цели полностью исключаются из налогооблагаемой базы, а в Бельгии, Франции, Дании, Португалии и ФРГ они учитываются при начислении налога лишь в случае превышения предельного размера льготы.

Проведенное исследование показывает, что иностранные государства достаточно активно используют для совершенствования их социальной и экономической сферы такие инструменты, как налоговые скидки, которые с точки зрения результативности показывают принцип равенства и справедливости налогообложения и определенную выгоду для налогоплательщика.

Льготы являются одним из основных элементов налога, а также одним из самых важных элементов в системе налогового регулирования экономики страны, потому для успешного развития экономики страны необходимо формирование эффективной системы налогообложения.

В целях совершенствования законодательства представляется целесообразным частично воспользоваться опытом иностранных государств. Такой подход привнесет определенную логику и облегчит работу законодателя.

Читайте также: