Ресурсные налоги виды и функции ресурсных налогов

Обновлено: 18.05.2024

Объем воды, забранной из водного объекта, ( в 1000 кубм), определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды. В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств, объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

Использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях

Площадь предоставленного водного пространства (в кв. км), определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

(ст. 333. 12 НК РФ )

Установлены специфические ставки налога ( в рубл.) отдельно по каждому виду водопользования , в зависимости от экономического района, бассейна рек, озер, морей (всего 6 шкал ставок) например, забор воды из подземных объектов в бассейне реки Вятка – 330 рубл. за 1 тыс. куб.м воды.

При заборе воды, сверх установленных лимитов водопользования, в части такого превышения налог взимается по пятикратно увеличенным ставкам

При заборе воды для водоснабжения населения установлена ставка в размере 70 рублей за 1 тыс. куб.м воды (вне зависимости от экономического района)

Льготы по налогу

Отдельные виды водопользования при соблюдении условий установленных ст. 333. 9 НК РФ не признается объектом обложения

Порядок исчисления и уплаты налога

∑ Водного налога = Налоговая база Х Ставка налога

Налог исчисляется налогоплательщиком отдельно по каждому виду водопользования по итогам каждого налогового периода. Декларационный способ

Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого объекта налогообложения не позднее 20 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом

Отчетность по налогу

Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения каждого объекта налогообложения не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Шпаргалка по налогу на добычу полезных ископаемых ( глава 26 НК РФ)

Организации и ИП, признаваемые пользователями недр, должны встать на учет в налоговых органах по месту нахождения участка недр в течение 30 календарных день с момента гос регистрации разрешения (лицензии) на пользование участком недр

(ст. 336-337 НК РФ )

Добытые полезные ископаемые(ДПИ) – продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащая в фактически добытом(извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье, первая по своему качеству , соответствующая стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному или международному стандарту в т.ч.

ПИ, добытые из недр на территории РФ

ПИ, извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию

ПИ, добытые из недр за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ(или арендованных РФ)

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого ДПИ ( в т.ч. для которых установлены различные налоговые ставки )

Как стоимость ДПИ если ст.342 НК РФ предусмотрена адвалорная (в %) ставка налога

Как количество ДПИ, если ст. .342 НК РФ предусмотрена специфическая (в рублях) ставка налога (например, при добыче нефти, попутного или горючего газа или угля)

Порядок определения стоимости ДПИ регулируется ст. 340 НК РФ

Порядок определения количества ДПИ регулируется ст. 339 НК РФ( выбранный прямой или косвенный метод закрепляется в учетной политике налогоплательщика

Предусмотрено налогообложение по ставке 0 % (0 рублей) при добыче ПИ в определенных условиях

( например, при добыче мин вод, используемых исключительно в лечебных целях, без непосредственной реализации, добыча нефти в труднодоступных районах)

Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку месторождения и освобожденные от отчислений на воспроизводство МСБ на 01.07.01, уплачивают налог с коэффициентом 0,7

По основным видам ПИ предусмотрена адвалорная (в %) ставка налога (от 3,8 % при добыче калийных солей до 8% при добыче природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней )

При добыче нефти, попутного или горючего газа установлена специфическая (в рублях) ставка налога

При добыче нефти ставка налога на 1 тонну = 470 рубл. х КЦ х КВх КЗ , где КЦ – коэффициент учитывающий динамику мировых цен на нефть, КВ – коэффициент, характеризующий степень выработанности участка недр, КЗ- коэффициент, характеризующий величину запасов конкретного участка недр

647 рублей (начиная с 1 января 2014 года) за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья

622 рубля (начиная с 1 января 2014 года) за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. При этом налогообложение производится по ставке, умноженной на коэффициент 0,447 (начиная с 1 января 2014 года), при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Ставки НДПИ 47 рублей за 1 тонну антрацита; 57 рублей за 1 тонну угля коксующегося;11 рублей за 1 тонну угля бурого;24 рубля за 1 тонну по прочим видам добытого угля, (данные налоговые ставки умножаются на коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по каждому виду угля, ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающие изменение цен на уголь в РФ за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Коэффициенты-дефляторы определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ)

Льготы по налогу

Добыча ПИ при соблюдении условий установленных ст. 336 НК РФ не признается объектом обложения или при соблюдении условий установленных ст. 342 НК РФ облагается по ставке 0 % (0 рублей)

Порядок исчисления и уплаты налога

∑ НДПИ = Налоговая база Х Ставка налога

Налог исчисляется налогоплательщиком отдельно по каждому виду ДПИ по итогам каждого налогового периода

Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр не позднее 25 числа месяца следующего за истекшим налоговым периодом

Отчетность по налогу

Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения (жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ( начиная с месяца, в котором началась фактическая добыча ПИ)

Шпаргалка по СБОРАМ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ЖИВОТНОГО МИРА И ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТАМИ ВОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (глава 25.1 НК РФ вступила в силу с 01.01.04)

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели,

получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира ОЖМ на территории РФ .

получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах ОВБР, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ , а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген

Платежная база и тариф сбора

объекты животного мира

В соответствии с перечнем, установленным пунктом 1 статьи 333.3 НК , Ставки сбора установлены в рублях на одно животное ст.333.3 НК РФ , (например овцебык- 15000 рублей, европейская норка – 30 рублей)

объекты водных биологических ресурсов изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) ВБР, в том числе ОВБР, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.

ОВБР в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 статьи 333.3 НК , Ставки сбора установлены на тонну ВБР и дифференцируются

А) по видам ОВБР (например, вылов нерки – 20 000 рублей, вылов сайры -150 рублей);

Б) По бассейнам рек, морей (например вылов Палтуса в дальневосточном бассейне - 3 500 рублей,вылов черного палтуса в северном бассейне – 7000 рублей)

Морские млекопитающие в соответствии с перечнем, установленным пунктами и 5 статьи 333.3 НК , Ставки сбора установлены в рублях на одну тонну

Период не установлен. Сумма сбора зависит от количества разрешений (лицензий) за определенный период времени (квартал,год)

Льготы по налогу

1)При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за пользование ОЖМ устанавливаются в размере 50 % от ставок.

2)Ставки сбора за каждый ОЖМ, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими объектами осуществляется в целях:

охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава ОЖМ, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства ОЖМ, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти;

изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством РФ .

3)Ставки сбора за каждый ОВБР, устанавливаются в размере 0 рублей в случаях, если пользование такими ОВБР осуществляется при:

рыболовстве в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;

рыболовстве в научно-исследовательских и контрольных целях.

4). Ставки сбора за каждый ОВБР для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ , устанавливаются в размере 15 % от общих ставок сбора.

Порядок исчисления сбора

∑ Сбора = Количество (ОЖМ или ОВБР) Х Тариф сбора

Сумма сбора за пользование ОЖМ уплачивается при получении разрешения на добычу ОЖМ по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу объектов животного мира

Сумма сбора за пользование ОВБР уплачивается в виде разового и регулярных взносов:

Разовый взнос определяется в размере 10 % от исчисленной суммы сбора и уплачивается при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.

Сумма сбора за пользование ОВБР, подлежащих изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова на основании разрешения на добычу (вылов) ОВБР, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения на добычу (вылов).

Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:

плательщиками - физическими лицами, за исключением ИП, - по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов;

плательщиками - организациями и ИП - по месту своего учета

Отчетность по сборам

1) Органы, выдающие в установленном порядке разрешение на добычу ОЖМ и разрешение на добычу (вылов) ОВБР, не позднее 5-го числа каждого месяца представляют в налоговые органы по месту своего учета сведения о выданных разрешениях, сумме сбора, подлежащей уплате по каждому разрешению, а также сведения о сроках уплаты сбора.

2) Организации и ИП, осуществляющие пользование ОЖМ и ОВБР по соответствующим разрешениям, не позднее 10 дней с даты получения таких разрешений представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего разрешения , сведения о полученных разрешениях на добычу ОЖМ и ОВБР, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

По истечении срока действия разрешения на добычу ОЖМ организации и ИП вправе обратиться в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего указанное разрешение, за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу ОЖМ, выданным уполномоченным органом.

Зачет или возврат сумм сбора по нереализованным разрешениям на добычу объектов животного мира осуществляется в порядке, установленном главой 12 НК .

Элементы налога

Земельный налог

Организации и физические лица , обладающие земельными участками

На праве собственности

На праве постоянного (бессрочного) пользования

На праве пожизненного наследуемого владения

Земельные участки, расположенные на территории МО, где введен налог

Кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется по данным Государственного земельного кадастра по состоянию на 1 января каждого налогового периода (например, Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кировской области )

Организациями и ИП определяют НБ самостоятельно

Физическим лицам НБ определяет налоговый орган

Отдельные категории физических лиц имеют право на льготу- НБ уменьшается на сумму 10 000 рублей (налоговый вычет)

Глава 31 НК РФ установила максимальные ставки-

0,3% в отношении земельных участков

отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства ( в зависимости от срока строительства применяются коэффициенты 2 или 4, см.ст. 396 п.15 и 16);

приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

1,5 % в отношении прочих земельных участков

Конкретную ставку налога устанавливает орган местного самоуправления (в г.Кирове соответствуют максимальным ставкам), за исключением

0,03 % - в в отношении земельных участков занятых многоквартирными жилыми домами или приобретенных для застройки многоквартирными жилыми домами в соответствии с из разрешенным использованием.

Для организаций и ИП – 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал, если сумма налога за прошлый год не более 1000, то налогоплательщику дано право не уплачивать авансовых платежей

Для организаций и ИП( по землям, используемым в предпринимательской деятельности ) - декларационный способ

Для физических лиц – кадастровый способ

Порядок и сроки уплаты налога

Установлены нормативными актами органов местного самоуправления

Для организаций и ИП – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по итогам отчетного периода авансовый платеж не позднее 30.04, 31.07, 31.10 текущего года в размере 1\4 от суммы налога (для г.Кирова)

Для физических лиц – не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом (для г. Кирова)

Формы отчетности и дата их представления

Организации и ИП представляют декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом

Расчеты сумм по авансовым платежам представляются не позднее последнего числа месяца ,следующего за истекшим отчетным периодом

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Налог на добычу полезных ископаемых — один из видов федеральных налогов в РФ, взимаемый в соответствии с гл. 26 НК РФ.

Объект налогообложения представляет собой полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации либо за ее пределами, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией России (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Налоговая база установлена в виде стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно, отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого.

Налоговый период составляет календарный месяц.

Налоговые ставки устанавливаются в соответствии со ст. 342 НК РФ в зависимости от вида добытого полезного ископаемого.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы по итогам каждого налогового периода по каждому виду добытого полезного ископаемого. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Водный налог — это один из видов федеральных налогов, был введен с 1 января 2005 г. вместо платы за воду.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование.

Объекты налогообложения ст. 333.9 НК РФ. К ним относятся четыре вида водопользования:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговая база по водному налогу определяется налогоплательщиком в соответствии со ст. 333.10 НК отдельно в отношении каждого водного объекта, а в случае, когда в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, — отдельно применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговым периодом признается квартал.

Налоговые ставки. Масштабом налога являются: объем воды, площадь акватории, количество электроэнергии, объем сплавляемой древесины. За единицу налогообложения, согласно 1 куб. м воды, 1 кв. м используемой акватории, 1000 кВт/ч электроэнергии, 1000 куб. м сплавляемой древесины на 100 км.

Порядок исчисления налога предполагает исчисление налога налогоплательщиком самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки. Общая сумма налога представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Порядок и сроки уплаты налога. Общая сумма водного налога уплачивается по местонахождению объекта налогообложения. Налог подлежит уплате не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые льготы по водному налогу не предусмотрены.

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Плательщики сборов — организации и физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов (ст. 333.1 НК РФ).

Объектами обложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании соответствующей лицензии (ст. 333.2 НК РФ). Указанная статья устанавливает также перечень объектов, не являющихся объектами обложения.

Ставки сборов устанавливаются в соответствии со ст. 333.3 НК РФ в зависимости от объекта обложения. Ставки сбора за каждый объект устанавливаются в твердых размерах.

Порядок исчисления сборов. Сумма сбора определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и соответствующей ставки.

Порядок и сроки уплаты сборов. Сумму сбора за пользование объектами животного мира плательщики уплачивают при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира. Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов.

Уплата сборов производится:

1) физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, — по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);

2) плательщиками-организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

Природно-сырьевой сектор является базовым сектором экономики России, играющим важнейшую роль в экономическом развитии страны и формировании доходов государственного бюджета. В связи с этим чрезвычайно актуальной является проблема построения эффективной системы налогообложения природно-сырьевого сектора, обеспечивающей как изъятие в пользу государства части доходов, получаемых при использовании природных ресурсов, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики.
В настоящее время в России сложилась определенная система налогов, связанная с использованием и эксплуатацией природных ресурсов.
Ресурсные платежи можно рассматривать как специфические налоги, взимаемые в связи с получение дохода от предпринимательской деятельности, связанной с добычей или использованием природных ресурсов и оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
В настоящее время все больше внимания уделяется ресурсным платежам как важному источнику формирования доходной части бюджета. За последние годы наблюдается рост доходов от ресурсных платежей. Это увеличение рассматривается как условие для снижения поступлений по другим видам налогов. Кроме того, ресурсные платежи призваны совершенствовать природно-ресурсную политику государства, направленную на повышение эффективности использования и охрану земельных, водных, лесных и прочих ресурсов. Все это определяет актуальность выбранной темы работы.
Целью работы является изучение ресурсных налогов, их видов и функций.
Для достижения цели будут решены такие задачи:
Рассмотреть понятие и сущность ресурсных налогов;
Изучить виды и функции ресурсных налогов;
Привести пример расчета ресурсных налогов.
Теоретико-методологической основой настоящего исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и практиков по налогам в Российской Федерации, Налоговый Кодекс РФ и статистические данные.
Для решения поставленных в данной работе задач использовались общенаучные методы: анализ, синтез, систематизация, сравнительный анализ.

2 Виды и функции ресурсных налогов
Основными видами ресурсных налогов в Российской Федерации выступают:
Водный налог;
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
Земельный налог
Плата за использование лесного участка и лесные ресурсы
Данная группа налогов и платежей, также как другие налоги, выполняет фискальную функцию. Государство при этом реализует свое право получать доход от принадлежащей ему собственности. Такой подход позволяет получить часть средств, необходимых для финансирования мероприятий по сохранению и восстановлению природной среды. В то же время этой группе налогов в большей мере, чем другим, присуща регулирующая функция, они являются финансовым инструментом государственного регулирования природопользования.
Водный налог. Водный налог платят организации и предприниматели, использующие водные объекты РФ. Плательщиками водного налога могут выступать как юридические, так и физические лица (предпринимательский статус значения не имеет), осуществляющие в процессе своей деятельности:
забор воды;
использование акватории;
использование гидроэнергетических ресурсов;
сплав леса.
В любом из вышеперечисленных случаев использования водных объектов ранее требовалась лицензия.
Расчет налога производится в декларации, которая подлежит ежеквартальной сдаче в налоговую инспекцию по месту использования водного объекта. Неисполнение налогоплательщиками данных обязанностей грозит им различными санкциями со стороны контролирующих органов.
Налог на добычу полезных ископаемых. Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

Читайте также: