Реструктуризация налоговой задолженности из за пандемии

Обновлено: 17.05.2024

С 1997 года, когда вышло первое постановление Правительства РФ о реструктуризации задолженности налогоплательщиков перед федеральным бюджетом, прошло достаточно времени, чтобы предприятия могли оценить для себя возможности, предоставляемые реструктуризацией и недостатки действующих порядков реструктуризации.

23 мая 2001 г Правительством РФ были внесены изменения в Постановление Правительства №1002 от 03.09.1999г. "О порядке реструктуризации:" и соответственно в "Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам". Одним из пунктов изменений является предупреждение Правительства, что реструктуризация долгов перед бюджетом в 2001 году проводится в последний раз. В связи с этим, представляется интересным коротко рассмотреть имеющиеся пока возможности.

Напомним коротко основные положения реструктуризации (п.4, 5 Порядка):

В случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет ей предоставляется право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение 6 лет, по пеням и штрафам - в течение 4 лет после погашения задолженности по налогам и сборам.

Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставляется право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.

С сумм задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату вступления в силу настоящего Порядка (3 сентября 1999 года ставка ЦБ РФ составляла 55 % годовых, соответственно, проценты уплачиваются в размере 5,5% годовых).

Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.

Организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.

При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (исключая подлежащие к взысканию на основании решений судебных органов), а в случае полного и своевременного ежеквартального внесения текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации - списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).

Право на реструктуризацию задолженности, при подаче заявления с 01.05.2001 по 01.12.2001г. предоставляется при условии полного внесения организацией сумм текущих налоговых платежей с начала 2001 года по 1 число месяца, в котором было принято решение о реструктуризации. При этом размер реструктурируемой задолженности не может быть более задолженности по состоянию на 1 число месяца, в котором принято решение о реструктуризации.

Помимо непосредственно получения отсрочек по уплате налогов, пени и штрафов, реструктуризация позволяет приостановить действия налоговых органов по принудительному взысканию задолженности. В частности, открыть расчетный счет.

Таким образом, в определенных случаях реструктуризация может значительно облегчить финансовую деятельность предприятия и улучшить финансовое состояние. Вместе с тем, реструктуризация поможет только тем предприятиям, которые сбалансировали свою текущую деятельность, имеют возможность в полном объеме вносить текущие налоговые платежи. В противном случае, право на реструктуризацию утрачивается (п.7 Порядка)

А это значит, что начало реструктуризации имеет смысл совместить с проведением финансовой реорганизации бизнеса, с оптимизацией финансовых потоков и налоговых выплат. То есть, в реструктуризацию предприятие должно войти, имея минимальный из возможных уровень текущих налоговых платежей.

Получить отсрочку по выплате кредита заемщик сможет в том случае, если он заболел коронавирусом, находится на карантине после возвращения из-за границы или контакта с заболевшим, был отправлен в отпуск без сохранения дохода, уволен или если оплата его труда резко уменьшилась

Пострадавшим от пандемии – кредитные каникулы

27 марта Банк России опубликовал разъяснения о выплатах по кредитам в нерабочую неделю. ЦБ пояснил, что, поскольку 30 марта – 3 апреля 2020 г. указом президента объявлены нерабочими днями 1 , платежи по кредитам и займам переносятся на 6 апреля. Перенос срока платежа не будет считаться нарушением, и заемщикам не станут начислять дополнительные проценты, штрафы и пени 2 .

И это только одна из мер, которые решено было принять для защиты интересов заемщиков в условиях угрозы распространения коронавируса.

На какие уступки заемщикам пойдут банки?

20 марта на сайте Банка России появилась информация о решении реализовать комплекс мер, направленных на поддержку пострадавших от пандемии. Меры эти перечислены в информационном письме ЦБ для кредитных и микрофинансовых организаций 3 . Им рекомендовано реструктурировать задолженность, т.е. приостанавливать исполнение заемщиком обязательств по договору кредита (займа) или уменьшать размер его платежей, если он предоставил подтверждение о наличии у него коронавирусной инфекции. Реструктуризация может быть проведена, даже если заемщик ранее уже воспользовался правом на льготный период. Кроме того, банкам было рекомендовано не начислять пени и штрафы за просрочку платежа по кредитам (займам).

27 марта Банк России сообщил, что по поручению президента принято решение реализовать дополнительные меры поддержки заемщиков, столкнувшихся с сокращением доходов в результате пандемии. ЦБ рекомендовал кредитным и микрофинансовым организациям оперативно принимать решение об удовлетворении заявлений граждан о реструктуризации долга из-за уменьшения доходов с 1 марта 2020 г.

Более того, ЦБ позаботится о сохранении у заемщиков возможности привлекать кредиты и займы в дальнейшем. Для этого Банк России подготовит предложения о внесении изменений в Закон о кредитных историях. Они будут направлены на недопущение негативного влияния событий реструктуризации задолженности на кредитную историю и индивидуальный рейтинг граждан в связи с распространением коронавирусной инфекции в период с 1 марта по 30 сентября 2020 г. До момента внесения поправок в закон ЦБ рекомендовал бюро кредитных историй не учитывать реструктуризацию долга при формировании индивидуального рейтинга заемщиков, пострадавших от коронавируса.

Обращаясь к нации в связи с распространением коронавируса 25 марта, Владимир Путин заявил, что если человек попал в сложное жизненное положение и его месячный доход уменьшился более чем на 30%, то он должен получить право на отсрочку по выплате кредита без штрафов и пеней.

Отсрочку предоставят, если коронавирусная инфекция стала причиной:

  • нахождения на лечении и реабилитации;
  • нахождения на карантине добровольно, а также после возвращения из стран, где получил распространение COVID-19, или вследствие контакта с заболевшими;
  • сокращения уровня оплаты труда;
  • нахождения в отпуске без сохранения дохода;
  • сокращения или увольнения.

Как получить отсрочку по выплате кредита?

Банки будут принимать решение о реструктуризации задолженности в индивидуальном порядке и предоставлять отсрочку по кредитным платежам на различные сроки – до 6 месяцев.

Чтобы получить отсрочку по выплате кредита, необходимо подать в банк заявление и предоставить подтверждающие документы. Причем сделать это можно через сайт банка.

Какие документы понадобятся для получения отсрочки по выплате кредита?

Рис. 1. Источник: Послание Президента Федеральному Собранию • Президент России (kremlin.ru)

21 апреля 2021 г. в обращении к Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин предложил ряд мер, направленных на поддержку регионов с высоким уровнем коммерческого долга. У регионов, задолженность которых составляет более 25% от собственных доходов, долги будут замещаться бюджетными кредитами под льготный процент. Кроме того, предлагается реструктуризировать бюджетные кредиты, которые были предоставлены в прошлом году на реализацию мер по борьбе с коронавирусной инфекцией.

Что с долгами?

По итогам 2020 г. совокупный уровень долговой нагрузки по регионам России вырос на 4,8 пп — до 27,3%, что связано с кризисом прошлого года.

Уровень долговой нагрузки — это отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета субъекта РФ.

Динамика общей долговой нагрузки по регионам России, %

Рис. 2. Источник: данные Минфина России

По итогам 2020 г., на основании предварительных данных Минэкономразвития РФ, около 28 регионов могут рассчитывать на новые меры поддержки, так как отношение коммерческого долга к их доходам составляет больше 25%.

Если говорить об общем уровне долговой нагрузки, то самые высокие показатели у таких регионов, как Республика Мордовия, Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Республика Калмыкия, Орловская область.

Десять регионов с самым высоким уровнем долговой нагрузки на 1.01.2021, %

Рис. 3. Источник: Расчёты РИА Рейтинг по данным Минфина РФ и Федерального казначейства

В первую очередь поддержку получат регионы с самым высоким коммерческим долгом.

Зачем нужна поддержка именно сейчас

Ставка бюджетного кредита составляет 0,1% , таким образом, регионы берут кредиты у государства практически в рассрочку. Субъекты РФ заменят коммерческие кредиты на бюджетные, что существенно снизит их долговую нагрузку. Иначе регионам гораздо сложнее будет выйти из кризисной ситуации. Так как экономика в этом году только начинает восстанавливаться и до прежнего уровня промышленных мощностей (а значит и налоговых доходов в бюджет) ещё далеко, то по итогам 2021 г. об уменьшении уровня долговой нагрузки говорить не приходится.

Кроме того, Президент предложил не только поддержать регионы, которые находятся в критической ситуации, но и поощрить субъекты, которые продемонстрировали высокие результаты работы по итогам сложного 2020 г. Регионы с высоким уровнем доходов и низким уровнем долга могут рассчитывать на получение инфраструктурных бюджетных кредитов под 3% годовых сроком на 15 лет. На эти цели будет выделено около 500 млрд руб. до конца 2023 г.

Десять регионов с самым низким уровнем долговой нагрузки на 1.01.2021, %

Рис.4. Источник: Расчёты РИА Рейтинг по данным Минфина РФ и Федерального казначейства

Инфраструктурные кредиты будут выдавать только под определённые проекты, которые пройдут экспертизу. По словам Владимира Путина, приоритетными инфраструктурными сегментами для нашей страны являются строительство автомобильных дорог, обновление системы ЖКХ, общественный транспорт, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.

Как новые меры поддержки отразятся на экономике нашей страны

Региональная инфраструктура — благоприятная среда для эффективного развития производственного сектора, бизнеса и социальной сферы. В свою очередь, рост доходов субъектов РФ, снижение уровня долгов и развитие инфраструктуры станут позитивными факторами для привлечения инвестиций. Так как крупные предприятия, выбирая регионы для открытия новых производственных площадок, обычно ориентируются на меры государственной поддержки субъекта и уровень развития автомобильных развязок, дорог и других важных объектов инфраструктуры. Более привлекательные регионы могут рассчитывать на крупные финансовые вложения и дальнейшее процветание.

По мере роста благополучия регионов, создания благоприятной среды для предприятий можно рассчитывать на рост ВВП и увеличение других показателей развития страны.

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Рис. 1. Источник: Послание Президента Федеральному Собранию • Президент России (kremlin.ru)

21 апреля 2021 г. в обращении к Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин предложил ряд мер, направленных на поддержку регионов с высоким уровнем коммерческого долга. У регионов, задолженность которых составляет более 25% от собственных доходов, долги будут замещаться бюджетными кредитами под льготный процент. Кроме того, предлагается реструктуризировать бюджетные кредиты, которые были предоставлены в прошлом году на реализацию мер по борьбе с коронавирусной инфекцией.

Что с долгами?

По итогам 2020 г. совокупный уровень долговой нагрузки по регионам России вырос на 4,8 пп — до 27,3%, что связано с кризисом прошлого года.

Уровень долговой нагрузки — это отношение госдолга к налоговым и неналоговым доходам бюджета субъекта РФ.

Динамика общей долговой нагрузки по регионам России, %

Рис. 2. Источник: данные Минфина России

По итогам 2020 г., на основании предварительных данных Минэкономразвития РФ, около 28 регионов могут рассчитывать на новые меры поддержки, так как отношение коммерческого долга к их доходам составляет больше 25%.

Если говорить об общем уровне долговой нагрузки, то самые высокие показатели у таких регионов, как Республика Мордовия, Республика Хакасия, Удмуртская Республика, Республика Калмыкия, Орловская область.

Десять регионов с самым высоким уровнем долговой нагрузки на 1.01.2021, %

Рис. 3. Источник: Расчёты РИА Рейтинг по данным Минфина РФ и Федерального казначейства

В первую очередь поддержку получат регионы с самым высоким коммерческим долгом.

Зачем нужна поддержка именно сейчас

Ставка бюджетного кредита составляет 0,1% , таким образом, регионы берут кредиты у государства практически в рассрочку. Субъекты РФ заменят коммерческие кредиты на бюджетные, что существенно снизит их долговую нагрузку. Иначе регионам гораздо сложнее будет выйти из кризисной ситуации. Так как экономика в этом году только начинает восстанавливаться и до прежнего уровня промышленных мощностей (а значит и налоговых доходов в бюджет) ещё далеко, то по итогам 2021 г. об уменьшении уровня долговой нагрузки говорить не приходится.

Кроме того, Президент предложил не только поддержать регионы, которые находятся в критической ситуации, но и поощрить субъекты, которые продемонстрировали высокие результаты работы по итогам сложного 2020 г. Регионы с высоким уровнем доходов и низким уровнем долга могут рассчитывать на получение инфраструктурных бюджетных кредитов под 3% годовых сроком на 15 лет. На эти цели будет выделено около 500 млрд руб. до конца 2023 г.

Десять регионов с самым низким уровнем долговой нагрузки на 1.01.2021, %

Рис.4. Источник: Расчёты РИА Рейтинг по данным Минфина РФ и Федерального казначейства

Инфраструктурные кредиты будут выдавать только под определённые проекты, которые пройдут экспертизу. По словам Владимира Путина, приоритетными инфраструктурными сегментами для нашей страны являются строительство автомобильных дорог, обновление системы ЖКХ, общественный транспорт, комплексное развитие территорий и создание объектов туристической индустрии.

Как новые меры поддержки отразятся на экономике нашей страны

Региональная инфраструктура — благоприятная среда для эффективного развития производственного сектора, бизнеса и социальной сферы. В свою очередь, рост доходов субъектов РФ, снижение уровня долгов и развитие инфраструктуры станут позитивными факторами для привлечения инвестиций. Так как крупные предприятия, выбирая регионы для открытия новых производственных площадок, обычно ориентируются на меры государственной поддержки субъекта и уровень развития автомобильных развязок, дорог и других важных объектов инфраструктуры. Более привлекательные регионы могут рассчитывать на крупные финансовые вложения и дальнейшее процветание.

По мере роста благополучия регионов, создания благоприятной среды для предприятий можно рассчитывать на рост ВВП и увеличение других показателей развития страны.

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Читайте также: