Ремонт арендованного автомобиля в налоговом учете

Обновлено: 25.06.2024

Организация хочет взять в аренду у физического лица грузовой автомобиль для использования в предпринимательской деятельности. Правомерно ли будет относить на затраты не только расходы на приобретение ГСМ, но и расходы на ремонт и покупку запасных частей? Достаточно ли для этого в договоре аренды прописать обязанность арендатора проводить ремонт автомобиля?

Расходы на ремонт автомобиля несет арендатор только по договору аренды транспортного средства без экипажа. Признание таких расходов может быть рискованным при применении УСНО.

Обоснование. Гражданское законодательство предусматривает два варианта договора аренды транспортного средства с разным распределением между сторонами обязанностей по несению расходов, связанных с его эксплуатацией.

Согласно ст. 642 ГК РФ по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации. Обязанности сторон договора по осуществлению расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства, описаны в ст. 644 и 646 ГК РФ:

– арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Эта императивная норма, которая не может быть изменена по соглашению сторон, позволяет арендатору признавать расходы на ремонт автомобиля, арендованного у физического лица;

– арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено настоящим договором. Таким образом, по умолчанию арендатор несет расходы на оплату ГСМ, иное может быть предусмотрено договором.

Итак, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на оплату ГСМ и учитывает их при налогообложении (на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ при уплате налога на прибыль и пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении УСНО) при условии обоснованности таких расходов, наличия связи с деятельностью, направленной на получение дохода, а также документального подтверждения. В эту категорию могут быть включены расходы на мойку автомобиля, балансировку колес, шиномонтаж, стоянку, охрану.

Обратим внимание, что в п. 2 ст. 260 НК РФ сказано: расходы на ремонт признаются также в отношении расходов арендатора амортизируемых основных средств, если договором (соглашением) между арендатором и арендодателем возмещение указанных расходов арендодателем не предусмотрено. При этом расходы на ремонт основных средств, не являющихся амортизируемым имуществом в налоговом учете арендодателя (имущество, арендованное у налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, физических лиц и др.), по мнению Минфина, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ при условии, что такие расходы обоснованны и документально подтверждены надлежащим образом (письма Минфина РФ от 01.02.2011 № 03 03 06/1/51, от 13.12.2010 № 03 03 06/1/773).

В соответствии со ст. 632 ГК РФ по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и его технической эксплуатации.

Правила распределения между сторонами расходов, связанных с эксплуатацией транспортного средства, описаны в ст. 634 и 636 ГК РФ:

– арендодатель (физическое лицо) обязан поддерживать сданное в аренду транспортное средство в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Данное правило сформулировано императивно, не допускает установления иного варианта соглашением сторон;

– арендатор (организация) несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе затраты на оплату топлива и других расходуемых в процессе его эксплуатации материалов и на уплату сборов, если иное не предусмотрено договором аренды. Иначе говоря, арендатор (организация) по умолчанию несет затраты на оплату ГСМ и иных расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов.

Таким образом, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы на оплату ГСМ и учитывает их при налогообложении (на основании пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ при уплате налога на прибыль и пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при применении УСНО) при условии обоснованности таких расходов, наличия связи с деятельностью, направленной на получение дохода, а также документального подтверждения.

Расходы на ремонт и приобретение запасных частей, осуществленные арендатором, нельзя считать экономически оправданными, так как в силу прямого указания закона они возложены на другую сторону договора.


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Организация имеет в собственности автомобили. Может ли она предоставлять их своим сотрудникам в аренду (директор и менеджер).

Если такая возможность имеется:

  1. Как эта услуга отражается в налоговом и бухгалтерском учете?
  2. Как отражать расходы на ремонт и ГСМ на автомобиль?
  3. Необходимо ли заполнять путевые листы (с обязательными отметками мед. работника и тех. специалиста)?

Ответ

Организация может передать автомобиль в аренду своему сотруднику, заключив с ним договор аренды.

Арендная плата учитывается у организации в доходах. Если сдача имущества в аренду не является основным видом деятельности, то в бухгалтерском учете арендная плата отражается как прочие доходы на счете 91.1. Для целей налогообложения при ОСН арендная плата учитывается на день предъявления счета на оплату. Дату оплаты устанавливают в договоре.

Амортизация автомобиля продолжает начисляться организацией в обычном порядке.

Если организация по условиям договора аренды будет заправлять автомобиль топливом, то расходы на ГСМ можно учесть, если стоимость ГСМ будут составной частью арендной платы.

В обычном порядке расходы на содержание автомобиля несет арендатор. Следовательно, арендатор будет заправлять автомобиль топливом. Путевые листы на переданный в аренду автомобиль организация не оформляет. Так как сотрудник организации, получив автомобиль в аренду, распоряжается им уже как физическое лицо, то медосмотр ему проходить не нужно. Механик также не проводит осмотр, поскольку автомобиль не участвует в деятельности организации.

Что касается ремонта, то эти условия также устанавливаются в договоре аренды.

Обоснование

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 Гражданского кодекса РФ).

Порядок, условия и сроки выплаты арендных платежей определяются договором аренды транспортного средства без экипажа, что следует из п. 1 ст. 614, ст. 625 ГК РФ.

Законодательство не предусматривает специальных ограничений по кругу лиц, с которыми можно заключать договор аренды транспортного средства.

Для сдачи в аренду автомобиля необходимо:

  1. иметь страховой полис в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
  2. заключить договор аренды автомобиля. Такой договор должен быть заключен в простой письменной форме независимо от его срока. В договоре должен быть определен предмет договора (конкретизация всех индивидуализирующих характеристик автомобиля), установлен срок аренды (если в договоре не будет указан срок, то он будет считаться заключенным на неопределенный срок), размер арендной платы, срок и способ ее выплаты, определен порядок приемки-передачи имущества. В договоре следует предусмотреть составление Акта приема-передачи автомобиля. Для какой цели будет использоваться арендованный автомобиль, указывать в договоре аренды необязательно, т.к. предполагается, что автомобиль будет использоваться по назначению - в качестве транспортного средства (п. 2 ст. 647 ГК РФ).

Если предоставление в аренду имущества является предметом деятельности организации, то арендные платежи являются доходом от обычных видов деятельности (выручкой). Если предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности организации - такие доходы учитываются организацией в качестве прочих. Это следует из положений п. п. 4, 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н.

В любом случае рассматриваемый доход признается в сумме, предусмотренной договором аренды, на дату выполнения условий, установленных пп. "а", "б" и "в" п. 12 ПБУ 9/99.

В течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа арендатор обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта. Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией (ст. ст. 644, 646 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ).

Если расходы на ГСМ принимает на себя арендодатель, то эти расходы должны быть компенсированы арендатором по типу компенсации коммунальных услуг при аренде недвижимости. Стоимость ГСМ может быть составной частью арендной платы либо возмещаться арендатором отдельно по фактическому расходу.

Если стоимость ГСМ арендатор не возмещает, то учесть в расходах их нельзя, так как при безвозмездной передаче затраты не учитываются.


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Традиционно эксплуатация любого автомобиля сопровождается его ремонтом. Следовательно, вопреки финансовому кризису, для того чтобы обеспечить нормальный производственный процесс, средства выделять на разного рода ремонты придется. С 1 января 2015 года, в связи со сближением налогового учета с бухгалтерским, нормами НКУ несколько изменился порядок учета таких операций. Итак, в этой статье поговорим о том, как правильно отражать в учете, в т. ч. и налоговом, такие операции.

Прежде всего следует отметить, что любой ремонт, если на этот период прекращается использование автомобиля в хозяйственной деятельности предприятия, сопровождается выводом автомобиля из эксплуатации, поскольку на такой период прекращается начисление амортизации (п. 23 П(С)БУ 7 и п. 2 письма Минфина от 17.07.2015 г. № 31-34000-30-27/14518).

Такое решение принимается руководителем предприятия в форме соответствующего приказа.

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором объект основных средств стал пригодным для полезного использования. Начисление амортизации при применении производственного метода начинается с даты, наступающей за датой, на которую объект основных средств стал пригодным для полезного использования.

Начисление амортизации прекращается, начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств, перевода его на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование, консервацию. Начисление амортизации при применении производственного метода амортизации прекращается с даты, наступающей за датой выбытия объекта основных средств.

Однако, если ремонт происходит на протяжении нескольких дней в пределах одного календарного месяца, по мнению "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН", выводить из эксплуатации автомобиль не нужно.

Если же автомобиль все-таки был приказом выведен из эксплуатации, таким же способом его и необходимо ввести в эксплуатацию, в частности на основании акта ф. № ОЗ-2.

Для того чтобы определить, какой именно ремонт будет осуществляться, следует обратиться к нормам Положения № 102.

текущий ремонт – ремонт, который выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных частей (может выполняться заявочно или по результатам диагностирования агрегатным, обезличенным и другими методами);

капитальный ремонт – ремонт, который выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых частей, в том числе базовых

Ремонт собственного автомобиля

В соответствии с п. 3.12 Положения № 102 текущий ремонт выполняется при необходимости, согласно результатам диагностирования технического состояния автомобиля, или при наличии неисправностей и предназначен для обеспечения или восстановления его работоспособности.

К текущему ремонту автомобиля относятся работы, связанные с одновременной заменой не более двух базовых агрегатов (кроме кузова и рамы).

Любой ремонт агрегатов относится к текущему ремонту автомобиля (п. 3.14 Положения № 102).

Поскольку расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии, в частности и проведение текущего ремонта, и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов (п. 15 П(С)БУ 7 и п. 32 Методрекомендаций № 561).

В зависимости от того, в каком подразделении используется автомобиль, расходы на текущий ремонт включаются в состав:

• общепроизводственных расходов (п. 15.4 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 91 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68. В части, которая потом распределяется, – Дт 23 Кт 91, а в части, которая не распределяется, – Дт 90 Кт 91;

• административных расходов (п. 18 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 92 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68;

• расходов на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16). Корреспонденция: Дт 93 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68;

• прочих операционных расходов (п. 20 П(С)БУ 16) – при использовании автомобиля в иных целях, не упомянутых выше. Корреспонденция: Дт 949 и Кт 20, 23, 63, 65, 66, 68 и т. п.

В соответствии с п. 3.15 Положения № 102 капитальный ремонт выполняется при необходимости согласно результатам диагностики технического состояния и предназначен для продления срока эксплуатации автомобиля.

К капитальному ремонту относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трех базовых агрегатов.

К капитальному ремонту прицепов относятся работы, связанные с заменой рамы (п. 3.16 Положения № 102).

Стоимость работ, которые приводят к увеличению ожидаемых будущих выгод от объекта основных средств, включается в капитальные инвестиции с будущим увеличением первоначальной стоимости основных средств. Основанием для признания капитальными инвестициями расходов, связанных с улучшением основных средств, является увеличение срока полезного использования объекта, повышение количества и/или качества продукции (работ, услуг), производимой (предоставляемой) этим объектом.

К таким работам относятся, в частности:

– модернизация объекта основных средств с целью продления срока службы или увеличения его производственной мощности;

– замена отдельных частей оборудования для повышения качества продукции (работ, услуг);

– внедрение эффективного технологического процесса, что позволит уменьшить первоначально оцененные производственные расходы (п. 31 Методрекомендаций № 561).

О таком же говорит и п. 14 П(С)БУ 7.

В то же время согласно п. 30 Методрекомендаций № 561 расходы на капитальный ремонт объектов основных средств признаются расходами отчетного периода.

Решение о характере и признаках осуществляемых предприятием работ, то есть приведут ли они в будущем к увеличению экономических выгод или же осуществляются для поддержки автомобиля в пригодном для использования состоянии, принимается руководителем предприятия (п. 29 Методрекомендаций № 561).

В большинстве случаев для того чтобы бухгалтеру правильно отразить в учете тот или иной ремонт, желательно иметь по этому поводу заключение ответственного лица (например, инженера), которое закрепляется приказом руководителя предприятия. Однако это теоретически идеальный вариант и на практике не всегда реально его достичь. Поэтому, по мнению "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН", в таком случае можно обойтись заключением инженера, который утвердит директор.

Итак, если принято решение относительно капитализации расходов на капитальный ремонт, в бухгалтерском учете осуществляется корреспонденция Дт 15 и Кт 20, 63, 65, 66, 68 и т. п., а после истечения ремонта Дт 105 Кт 15. Если же стоимость капремонта принято решение отнести в состав расходов, то в бухгалтерском учете осуществляется корреспонденция, аналогичная отражению расходов на текущий ремонт.

Например, установка сигнализации на автомобиль обычно увеличивает его первоначальную стоимость, поскольку считается улучшением, а вот замена шин не относится к ремонту вообще. Подробнее об этом читайте в материале "БУХГАЛТЕР&ЗАКОН" "Автомобиль на предприятии: учет запасных частей и автомобильных шин" (№ 23 за 2015 г.).

Налог на прибыль и НДС

В соответствии с пп. 138.3.2 НКУ не подлежат амортизации и проводятся за счет соответствующих источников финансирования расходы на приобретение / самостоятельное изготовление и ремонт, а также на реконструкцию, модернизацию или иные улучшения основных средств, которые не используются в хозяйственной деятельности предприятия. Однако этот запрет касается тех предприятий, которые имеют годовые объемы дохода свыше 20 млн. грн., которые должны проводить корректировку финансового результата по требованию абз. 9 пп. 134.1.1 НКУ. В эти ряды входят также те, кто самостоятельно принял решение о корректировке финансового результата (абз. 8 пп. 134.1.1 НКУ).

Кстати, с 1 июля 2015 года, если автомобиль будет использоваться в нехозяйственной деятельности, в соответствии с п. 198.5 НКУ всю сумму понесенных расходов необходимо будет включить в состав налогового кредита и на эту же на дату или на дату использования автомобиля в нехозяйственной деятельности необходимо начислить налоговые обязательства по НДС.

Рассмотрим вышеприведенное на примере.

Предприятием, находящимся на общей системе налогообложения, было установлено газобалонное оборудование на автомобиль. Стоимость установки вместе с газобалонным оборудованием – 9600,00 грн (в т. ч. НДС 1600,00 грн), стоимость внесения изменений в регистрационные документы автомобиля в ГАИ – 800,00 грн без НДС. На основании заключения инженера такое улучшение приводит к увеличению будущих экономических выгод.

Главная Вопросы и ответы Как отразить в учете организации-арендодателя расходы на ремонт автомобиля, переданного арендатору по договору аренды транспортного средства с экипажем? Ремонт автомобиля выполнен силами подрядчика.

Типовые бланки

Полезности

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Классификаторы

Разработка сайта:

Web-студия Интер

Главный редактор:

Как отразить в учете организации-арендодателя расходы на ремонт автомобиля, переданного арендатору по договору аренды транспортного средства с экипажем? Ремонт автомобиля выполнен силами подрядчика.

Как отразить в учете организации-арендодателя расходы на ремонт автомобиля, переданного арендатору по договору аренды транспортного средства с экипажем? Ремонт автомобиля выполнен силами подрядчика.

Стоимость выполненных подрядчиком ремонтных работ составила 23 600 руб., в том числе НДС 3600 руб.

Гражданско-правовые отношения

По договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 1 ст. 632 Гражданского кодекса РФ).

В течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем осуществление текущего и капитального ремонта автомобиля является обязанностью арендодателя (ст. 634 ГК РФ).

Бухгалтерский учет

В данном случае ремонт осуществляется силами подрядчика.

Если предоставление имущества в аренду является для организации одним из видов деятельности, то расходы на ремонт автомобиля, сданного в аренду, учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). В таком случае стоимость выполненного подрядчиком ремонта отражается по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Если предоставление имущества в аренду не является для организации видом деятельности, то расходы на ремонт автомобиля, сданного в аренду, учитываются в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99). При этом на стоимость выполненных подрядчиком работ в учете производится запись по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы", и кредиту счета 60 (Инструкция по применению Плана счетов).

Налог на добавленную стоимость (НДС) Предоставление имущества в аренду является облагаемой НДС операцией (пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ). Следовательно, НДС, предъявленный к уплате подрядчиком, принимается к вычету в общем порядке, т. е. после принятия выполненных работ и при наличии счета-фактуры подрядчика (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

В целях исчисления налога на прибыль расходы на ремонт автомобиля, переданного в аренду, могут учитываться: - в составе прочих расходов на основании п. 1 ст. 260 НК РФ (в случае если предоставление имущества в аренду является для организации одним из видов деятельности), - в составе внереализационных расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 265 НК РФ (в случае если предоставление имущества в аренду не является для организации видом деятельности).

Признание расходов на ремонт автомобиля производится в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (п. 5 ст. 272 НК РФ).

Читайте также: