Рассчитайте водный налог за воду забираемую из бассейна реки урал

Обновлено: 05.05.2024

Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог - плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера - она так и называется - плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами - она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога - это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Объекты налогообложения

Водный налог

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.
  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия - по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия - по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз - налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу - квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов - ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей - 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога - это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@. Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде - по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Цель данной темы – изучение содержания, назначения и порядка исчисления и уплаты водного налога.

В Российской Федерации основным принципом экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов является платность водопользования. В систему платежей, предусмотренных за пользование водными объектами ст. 123 Водного кодекса РФ, включены:

  • плата за пользование водными объектами (с 1.01.2005 г. – водный налог);
  • плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов;
  • сбор за выдачу лицензий за водопользование.

С 1 января 2005 г. налогообложение водопользования в Российской Федерации регулируется гл. 25.2 НК РФ, регламентирующий порядок исчисления и уплаты водного налога.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • дать характеристику содержания и значения водного налога;
  • назвать состав налогоплательщиков и объект обложения водного налога;
  • определить налоговую базу водного налога;
  • применять ставки водного налога;
  • рассчитать водный налог с указанием конкретных сроков его уплаты в бюджет.

Оглавление

6.2.1. Налогоплательщики и объект налогообложения

Плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ.

Объектами налогообложения водным налогом являются следующие виды водопользования:

  • забор воды из водных объектов;
  • использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
  • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях (например, проведение буровых или строительных работ и т. п.);
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды:
    • содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
    • для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствии аварий;
    • для санитарных, экологических и судоходных попусков;
    • морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река – море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
    • для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
    • для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  2. использование акватории водных объектов для:
    • плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
    • рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
    • размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
    • проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
    • размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
    • организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
    • проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
    • рыболовства и охоты;
  3. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

6.2.2. Налоговая база и ставки водного налога

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и виду водопользования (см. табл. 6.2).

Особенности определения налоговой базы по видам водопользования

Объем воды, забранной из водного объекта, за налоговый период (тыс. м 3 ), определяемый:

  • на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды;
  • при отсутствии водоизмерительных приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств;
  • в случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств – исходя из норм водопотребления

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

Произведение объема древесины (тыс. м 3 ) и расстояния сплава (км), деленного на 100

Использование акватории водных объектов в других целях

Площадь предоставленного водного пространства, определяемая:

  • по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование);
  • в случае отсутствия в лицензии (договоре) данных – по материалам соответствующей технической и проектной документации

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Количество электроэнергии, произведенной за налоговый период

Если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговые ставки дифференцированы по различным признакам (см. табл. 6.3):

  • видам водопользования;
  • бассейнам рек, озер, морей;
  • экономическим районам (при заборе воды);
  • вида водного объекта: поверхностный или подземный (при заборе воды).

Дифференциация ставок водного налога

Единица
измерения ставки

Примеры дифференциации
налоговых ставок

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

По экономическим районам (реки и озера):

Северо-западный экономический район:

Нева – 258 при заборе из поверхностных вод, 342 – при заборе из подземных вод.

По бассейнам морей:

Балтийское – 8,28; Белое – 8,40; Баренцево – 6,36; Азовское –14,88; Черное – 4,88; Каспийское – 11,52 Карское – 4,80; Лаптевых – 4,68; Восточно-Сибирское – 4,44; Чукотское – 4,32; Берингово – 5,28; Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации) – 5,64; Охотское – 7,68; Японское – 8,04

Использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях

В рублях за 1 тыс. м 3 древесины, сплавляемой в плотах и кошелях на 100 км сплава

По бассейнам рек, озер и морей:

Нева – 1 656,0; реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень – 1 705,2; прочие реки бассейна Балтийского моря – 1 522,8; Северная Двина – 1 650,0; прочие реки бассейна Белого моря – 1 454,4; Печора – 1 554,0; Амур – 1 476,0; Волга – 1 636,8; Енисей – 1 585,2; Лена – 1 646,4; Обь – 1 576,8; прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях, – 1 183,2

Использование акватории водных объектов в других целях

В тыс. руб. в год за 1 м 2 используемой акватории

По экономическим районам (реки, озера):

Северный – 32,16; Северо-Западный – 33,96; Центральный – 30,84; Волго-Вятский – 29,04; Центрально-Черноземный – 30,12; Поволжский – 30,48; Северо-Кавказский – 34,44; Уральский – 32,04; Западно-Сибирский – 30,24; Восточно-Сибирский – 28,20; Дальневосточный – 31,32; Калининградская область – 30,84.

По бассейнам морей:

Балтийское – 33,84; Белое – 27,72; Баренцево – 30,72; Азовское – 44,88; Черное – 49,80; Каспийское – 42,24; Карское –15,72; Лаптевых –15,12; Восточно-Сибирское – 15,00; Чукотское – 14,04; Берингово – 26,16; Тихий океан (в пределах территориального моря РФ) – 29,28; Охотское – 35,28; Японское – 38,52.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

В рублях за 1 тыс. кВт/ч электроэнергии

Нева, Неман, Северная Двина, реки бассейна Баренцева моря – 8,76; Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень; прочие реки бассейна Белого моря – 9,00; Кубань, прочие реки бассейна Балтийского моря –8,88; Амур – 9,24; Волга – 9,84;Дон – 9,72;

Енисей –13,70; Лена – 13,50;

Обь – 12,30; Сулак – 7,20; Терек – 8,40; Урал – 8,52; Бассейн озера Байкал и река Ангара –13,20; Реки бассейна Восточно-Сибирского моря – 8,52;Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей – 10,44; прочие реки и озера – 4,80.

Забор воды водоснабжения населения

В рублях за 1 тыс. м 3 забранной воды

При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения увеличиваются в пять раз.

6.2.3. Порядок исчисления и сроки уплаты водного налога

Налогоплательщики исчисляют сумму налога самостоятельно по итогам каждого налогового периода как произведение налоговой базы и ставки налога.

Налоговым периодом является квартал.

Водный налог определяется отдельно по каждому виду водопользования. При расчете общей суммы водного налога производится сложение сумм налога, исчисленных в отношении всех видов водопользования.

Водный налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения в срок, установленный для уплаты налога.

Для налогоплательщиков – иностранных лиц предусмотрено представление копии налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование. Она подается в срок, установленный для уплаты налога.

Рассчитывать водный налог нужно ежеквартально отдельно по каждому объекту налогообложения и водному объекту . Чтобы рассчитать сумму налога, важно правильно определить налоговую базу и ставку водного налога.

Налоговая база

Налоговая база зависит от целей использования водного объекта, и рассчитывают ее отдельно по каждому:

Об этом сказано в статье 333.10 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от вида использования воды налоговую базу определяют по разным правилам.

Забор воды

Если используете водный объект для забора воды, налоговая база соответствует объему забранной воды за квартал. Объем определите по данным измерительных приборов. Эти же показания отразите в журнале первичного учета использования воды. Форма журнала утверждена приказом Минприроды России от 8 июля 2009 г. № 205.

А как быть, если водоизмерительных приборов нет? Тогда объем воды определите исходя из фактического времени работы и производительности технических средств. Например, при заборе воды насосом налоговая база зависит от производительности насоса (объем забранной воды в единицу времени) и времени его работы. Также учтите высоту подъема воды (столб воды), ее характеристики, которые зависят от времени и глубины, а также состояние скважины.

Если и этим способом определить объем невозможно, используйте нормы водопотребления. Лимит указан в лицензии. Его устанавливают по каждому водному объекту и целям использования.

Такие правила содержит пункт 2 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование акватории водных объектов (кроме сплава древесины в плотах и кошелях)

В этом случае налоговая база соответствует площади водного пространства, которое предоставили в пользование. Этот показатель, как правило, указан в лицензии на водопользование. Если в лицензии нет площади, тогда посмотрите технические (проектные) документы.

Это предусмотрено в пункте 3 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях

При использовании водного объекта для сплава древесины в плотах и кошелях налоговую базу рассчитайте по формуле:

Такой порядок содержит пункт 5 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики

Если используете водный объект в гидроэнергетике без забора воды, налоговая база равна количеству электроэнергии, которую произвели за квартал.

А если для этих целей осуществляете забор воды, налоговую базу определите как для объекта – забор воды .

Это предусмотрено пунктом 4 статьи 333.10 Налогового кодекса РФ.

Налоговые ставки

Ставки водного налога перечислены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ. Они различны и зависят:

  • от объекта налогообложения;
  • от бассейнов рек, озер, морей;
  • от экономических районов.

Перечень всех возможных ставок посмотрите в таблице .

Если для одного водного объекта установлены различные ставки, определите налоговую базу отдельно для каждой ставки. Например, если организация осуществляет забор воды из реки Волги в Северном и Северо-Западном экономических районах, налоговую базу нужно считать отдельно. Несмотря на то что водный объект один – река Волга, в этих районах действуют разные ставки водного налога.

Это указано в пункте 1 статьи 333.10 и подпункте 1 пункта 1 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Обратите внимание, что к ставкам водного налога применяют коэффициент. Его размер устанавливают для каждого года. Например, в 2016 году ставки применяют с коэффициентом 1,32.

Кроме этого, дополнительно ставки нужно увеличить в двух случаях.

Первый – при заборе воды:

  • на коэффициент 1,1, если у вас нет специальных приборов, чтобы измерить количество воды, которое изъято из водного объекта;
  • в пять раз за сверхлимитный забор.

Второй – при добыче подземных вод для их переработки, упаковки и реализации на коэффициент 10. Этот случай не распространяется на добычу промышленных, минеральных и термальных вод.

Такие правила предусмотрены пунктами 1.1, 2, 4 и 5 статьи 333.12 Налогового кодекса РФ.

Умножая ставки на коэффициенты, округлите их до полного рубля. Об этом сказано в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/721.

Расчет налога

Водный налог рассчитывайте ежеквартально отдельно по каждому виду водопользования. Сумму водного налога к уплате в бюджет по каждому объекту определите по формуле:

Водной налог (Вариант 6) [09.04.11]

С переходом российской экономики к рыночным отно­шениям налоги — основной фактор экономического рос­та — становятся реальным рычагом государственного регу­лирования экономики.

Налоги и налоговая система являются источниками бюд­жетных поступлений и важнейшими структурными элемен­тами рыночного типа.

Формирование рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволя­ющей проводить эффективную бюджетную политику, — одно из условий осуществления полноценных преобразова­ний экономики России.

Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние и направление научно-технического прогресса, объемы и качество потребления, в значительной степени взаимодействует с социальной госу­дарственной политикой. [3,163 ]

Целью данной контрольной работы является подробное изучение водного налога, регулируемого главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В контрольной работе рассматриваются: объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период и ставки установленные по бассейнам рек, озер, морей, порядок исчисления и порядок, срок уплаты данного вида налога, а также порядок предоставление налоговой декларации в налоговые органы.

Водный налог

Во-первых, этот налог нацелен на рациональное и эффективное использование налогоплательщиками водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности за сохра­нение водных объектов и поддержание экологического равнове­сия.

Во-вторых, данный налог имеет строго целевое назначение — не менее половины собираемых сумм налога федеральные и регио­нальные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.[4,178 ]

Указанный налог заменил собой действовавшую на протяжении нескольких десятков лет плату за воду, забираемую промышлен­ными предприятиями из водохозяйственных систем. Введение данного налога взамен платы за воду позволило существенно рас­ширить круг плательщиков.

Налогоплательщиками являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в со­ответствии со статьей 333.9 НК РФ.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Россий­ской Федерации.

Объектами налогообложения признаются следующие виды во­допользования: 1) забор воды из водных объектов;

  1. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  2. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнер­гетики;
  3. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

  1. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  2. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судо­ходных попусков;
  3. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река — море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  4. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объ­ектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  5. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  6. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, устано­вок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воз­действия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  7. использование акватории водных объектов для проведения государствен­ного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также гео­дезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  8. использование акватории водных объектов для размещения и строи­тельства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;
  1. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслужи­вания инвалидов, ветеранов и детей;
  2. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидро­технических сооружений;
  3. особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  4. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяй­ственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огород­нических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находят­ся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  5. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с НК РФ.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные нало­говые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забран­ной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании по­казаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории водных объектов, за исключением спла­ва древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае от­сутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэ­нергетики налоговая база определяется как количество произведенной за на­логовый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины в пло­тах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема дре­весины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Налоговые ставки дифференцированы по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Общее количество ставок на­лога, установленных кодексом, превышает 170. [4.179]

1) при заборе воды из: поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Бассейн реки, озера

Налоговая ставка в рублях за 1 тыс.куб.м воды, забранной

из поверхностных водных объектов

из подземных водных объектов

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Озеро Байкал и его бассейн

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

Прочие реки и озера

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Налоговая ставка в рублях

за 1 тыс.куб.м морской воды

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях:

Налоговая ставка (тыс.рублей в год) за 1 кв.км используемой акватории

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

Налоговая ставка (тыс. рублей в год) за 1 кв. км используемой акватории

Тихий океан (в пределах территориального моря Российской Федерации)

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях

за 1 тыс.кВтхч электроэнергии

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Реки бассейна Баренцева моря

Бассейн озера Байкал и река Ангара

Реки бассейна Восточно-Сибирского моря

Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей

Прочие реки и озера

4) при использовании водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях:

Бассейн реки, озера, моря

Налоговая ставка в рублях за

1 тыс.куб.м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые

Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень

Прочие реки бассейна Балтийского моря

Прочие реки бассейна Белого моря

Прочие реки и озера, по которым осуществляется лесосплав в плотах и кошелях

При этом следует иметь в виду, что при заборе воды указанные ставки действуют только в случае соблюдения установленных квар­тальных или годовых лимитов водопользования. При заборе воды сверх установленных квартальных или годовых лимитов водополь­зования налоговые ставки в части такого превышения устанавли­ваются в пятикратном размере установленных налоговых ставок. В том случае, если у налогоплательщика отсутствуют утвержденные квартальные лимиты, они определяются расчетно как '/4 утверж­денного годового лимита.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения установлена в размере 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

Как и по большинству действующих в российской налоговой системе налогов налогоплательщик должен самостоятельно исчис­лить сумму водного налога, которая определяется по итогам каж­дого налогового периода как произведение налоговой базы и соот­ветствующей ей налоговой ставки. Согласно налоговому законо­дательству налоговым периодом по водному налогу установлен квартал.

Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, уплачивается на­логоплательщиком по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В этот же срок налогоплательщик обязан подать в налоговый орган по местонахождению объекта налогооб­ложения налоговую декларацию. При этом налогоплательщики — иностранные лица должны представить в этот же срок также копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего ему лицензию на водопользование.

Далее хотелось бы отметить, что действующие ставки водного налога не пересматривались с 2004 года. В результате снижаются реальные поступления этого налога в федеральный бюджет. Тарифы на воду, отпускаемую потребителям, с 2005 по 2009 год увеличились в 6,2 раза, что привело к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.[9] Для приведения налоговой нагрузки пользователей водными объектами в 2011-2013 годах к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога.

Согласно последним данным Министерство финансов разработало поправки в Налоговый кодекс РФ по увеличению ставок водного налога к 2013 году в 2,16 раза. Минфин представил правительственный законопроект, предлагающий поэтапное повышение налога.

  • Уже с 1 января 2011 года предлагалось увеличить ставку с учетом коэффициента 1,25 к ставкам водного налога, действующим в 2010 году;
  • с 1 января 2012 года - с учетом коэффициента 1,26 к ставкам, действующим в 2011 году;
  • с 1 января 2013 года - с учетом коэффициента 1,27 к ставкам водного налога, установленным на 2012 год. [2]

Согласно проекту налог за забор (изъятие) водных ресурсов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в 2011 году не индексируется.

Для предприятий гидроэнергетики налог планируется поэтапно повысить в 2,5 раза.

Водный налог при использовании акватории водных объектов (за исключением лесосплава в плотах и кошелях) предлагается поэтапно повысить в 10 раз.

Кроме того, законопроектом устанавливаются ставки водного налога в отношении забора (изъятия) воды из водных объектов для рыбоводства (заполнения рыбоводных наливных прудов) - 100 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта.

К ставкам водного налога для водопользователей, осуществляющих учет воды, забранной из водного объекта, на основании показателей водоизмерительных приборов, предусматривается применение коэффициента Кп=0,95.

Однако на день написания данной контрольной работы, данные изменения в налоговом законодательстве не вступили в силу.

Заключение

В ходе данной работы была раскрыта тема водный налог.

Водный налог — налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, осуществляющими специальное и (или) особое водопользование. Водный налог относится к федеральным налогам. Определяется главой 25.2 НК РФ. Налог впервые введен с 1999 года. Налогоплательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с российским законодательством. Объектами налогообложения признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях. Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Налоговым периодом признается квартал.

Практическая часть контрольной работы (задача)

Предприятию теплоэнергетики установлен лимит забора воды – 4 тыс. м 3 . Фактический забор – 3620 м 3 из которых 20 % использовано на охлаждение агрегатов (технологические нужды) и 50 % - вторичным потребителям, оставшейся объем использован безвозвратно.

Определить сумму водного налога, если налоговая ставка – 294 руб. за 1 тыс. м 3 .

Решение:

Объем воды используемой на технические нужды составляет 20% - 3620*20%= 724 м 3;

Вторичными потребителями использовано 50% - 3620* 50% = 1810 м 3;

Использовано безвозвратно 30% , 3620* 30%= 1086 м 3;

Таким образом, произведем расчет:

  1. 0,724*294 =213 рублей;
  2. При передачи воды вторичным потребителям ставка водного налога уменьшается на 50%

(1810/2*294)/1000 = 266,07 рублей;

  1. Использовано безвозвратнона сумму 319,3 рублей;
  2. Итого сумма водного налога равна 213+266,1+319,3=798 рублей.

Список использованной литературы

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

Скригаловская Е. А.

Скригаловская Е. А.,
практикующий бухгалтер

Некоторые вопросы исчисления водного налога

Организация, осуществляющая забор воды из водных объектов, имеет обязательства перед бюджетом. В частности, она должна иметь лицензию и уплачивать водный налог. При исчислении этого налога следует обратить особое внимание на применение пониженной ставки в отношении водоснабжения населения.

Водный налог платят фирмы, которые используют водные объекты для предпринимательских целей, а именно:

  • забора воды;
  • эксплуатации акватории (то есть поверхности воды) для лесосплава или других целей;
  • гидроэлектроэнергетики.

По каждому виду водопользования установлены свои ставки и свой порядок расчета налога. Например, при заборе ставку налога умножают на объем полученной воды (налоговую базу), при эксплуатации акватории (за исключением лесосплава) ставку налога умножают на площадь используемого водоема и так далее.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Если вы забираете воду для того, чтобы использовать водный объект, вам необходимо получить лицензию в территориальном отделении Минприроды. В ней фирме устанавливают лимит забора воды.

В целом исчисление водного налога нельзя назвать сложной операцией: сумма налога по итогам каждого налогового периода равна произведению налоговой базы и соответствующей ей ставки (п.2 ст. 333.13 НК РФ). Налоговым периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ). Налоговая база при заборе воды определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период (п.2 ст. 333.10 НК РФ).

Ставки дифференцированы в зависимости от экономического района, бассейна реки (пп.1 п.1 ст. 333.12 НК РФ). При этом важно помнить, что при заборе воды с такой социально значимой целью, как водоснабжение населения, налог уплачивается по ставке в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды независимо от водного объекта (п.3 ст. 333.12 НК РФ).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Сумму налога платят по месту нахождения водного объекта и полностью зачисляют в федеральный бюджет.

Налоговая база

Согласно п.1 ст. 333.10 НК РФ налоговая база определяется отдельно для каждого водного объекта по каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения. Кроме того, если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база и сумма налога определяются применительно к каждой ставке.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом Минфина России от 03.03.2005 № 29н. В этом приказе есть и инструкция по ее заполнению.

Налоговая декларация

В декларации сначала заполняют подразделы 2.1–2.4. Какие из них нужно заполнять вашей организации, зависит от того, как она использует водные объекты.

Номера подразделов, соответствующие видам водопользования, приведены в таблице.

Вид водопользованияНомер раздела
Забор воды 2.1
Использование акватории водного объекта
(за исключением лесосплава)
2.2
Эксплуатация гидроэлектростанций 2.3
Использование акватории водного объекта для лесосплава 2.4

Порядок заполнения подразделов 2.1–2.4 идентичен. Единственная разница – в них указывают ставки налога и налоговую базу, которые соответствуют типу водопользования.

Общую сумму налога за пользование водными объектами определяют как произведение объема полученной воды на соответствующие налоговые ставки.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Налоговым периодом по водному налогу является квартал.

Для расчета можно использовать формулу:

Строка 080 х строка 100 + Строка 090 х строка 110 = Строка 120

Нулевая декларация

ВАЖНО В РАБОТЕ

Декларацию по водному налогу фирмы представляют в налоговую инспекцию по месту нахождения водных объектов. Сделать это нужно не позднее 20 дней после окончания налогового периода.

Ответственность

Если компания задержит подачу декларации, ее оштрафуют. Размер штрафа один, независимо от сроков: 5% от неперечисленного налога (на основании декларации за каждый месяц), но не более 30% от неперечисленной суммы и не менее 1000 рублей.

Кроме этого, могут оштрафовать и руководителя организации. Сумма штрафа составит от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если ваша фирма превышает установленный лимит, то ставка налога за сверхлимитный объем забора воды увеличивается в пять раз.

Оштрафовать вас могут и в том случае, если компания обязана представлять декларации в электронной форме, а делает это на бумажном носителе. Штраф по этой статье составляет 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом (ст. 119.1 НК РФ).

Применение пониженной налоговой ставки

Как уже было указано, для организаций, осуществляющих забор воды в целях водоснабжения населения, правомерно применение ставки в размере 70 руб. за 1000 куб. м воды. Однако право на такую ставку не всегда бесспорно.

ПОЗИЦИЯ СУДА

В налоговом и водном законодательствах, а также в нормативных правовых актах, регулирующих деятельность организаций водопроводноанализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения населенных пунктов, отсутствует определение понятия водоснабжения населения. Поэтому исходя из положений п.п. 6 и 7 ст. 3 НК РФ нельзя признать правильным вывод о том, что спорная ставка водного налога, установленная при заборе воды для водоснабжения населения, подлежит применению только в отношении объема воды, забранной из водных объектов для водоснабжения жилищного фонда.

Одна из проблем заключается в том, что именно понимается под такой целью забора воды, как водоснабжение населения (п.3 ст. 333.12 НК РФ). В письмах от 20.12.2005 № 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 № 03-07-03-02/24 Минфин разъяснил, что применять рассматриваемую налоговую ставку вправе налогоплательщики, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, водопользователь обязан бесплатно представлять в территориальный орган Росводресурсов результаты учета объема забора водных ресурсов и их качества (порядок ведения учета утвержден приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205).

Забор воды из поверхностных водных объектов. Неналоговая плата

Согласно п.2 ст. 333.8 НК РФ организации, осуществляющие водопользование на основании договоров, заключенных после введения в действие ВК РФ, не признаются плательщиками водного налога. Эти водопользователи обязаны вносить в бюджет неналоговую плату, размер которой является существенным условием договора водопользования (пп.4 п.1 ст. 13 ВК РФ).

ПОЗИЦИЯ РОСВОДРЕСУРСОВ

Перерасчет размера платы получит юридическую силу только при условии подписания дополнительного соглашения к договору водопользования и регистрации данного соглашения в государственном водном реестре.

Формула расчета платы так же проста, как и алгоритм исчисления водного налога: нужно умножить платежную базу (объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем их забора для передачи абонентам) за платежный период (квартал) на соответствующую ей ставку платы.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 № 876. При этом ставка платы за забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов или их частей для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за 1000 куб. м водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

В договоре водопользования фиксируются цель, виды и условия использования водного объекта или его части, в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов (пп.2 п.1 ст. 13 ВК РФ), а также размер платы, исчисленный исходя из объема допустимого водозабора. Именно эту плату водопользователь обязан перечислять ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Читайте также: