Расходы на закрытие филиала налог на прибыль

Обновлено: 28.06.2024

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 23.03.2015 г.

При закрытии обособленных подразделений (группы обособленных подразделений) в течение налогового периода в декларациях за последующие после закрытия отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 031 декларации по налогу на прибыль указывается налоговая база в целом по организации без учета налоговой базы, приходящейся на закрытые обособленные подразделения (далее - ОП). По срокам 28.08.2014 и 29.09.2014 были сняты ежемесячные авансовые платежи по ликвидируемому обособленному подразделению и одновременно увеличены на эти же суммы платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений. В последующих периодах налоговая база увеличилась.

Какой отчетный период считается "последующим после закрытия", если обособленное подразделение закрыто в августе 2014 года, - 9 месяцев или год?

Начиная с декларации за какой отчётный период налоговая база в целом по организации считается без учёта налоговой базы, приходящейся на закрытое обособленное подразделение?

Каким образом распределяется налоговая база в целом по организации в налоговой декларации за 9 месяцев:

- берется общая база организации за 9 месяцев и делится на головную организацию и ОП, включая закрытые;

- берется общая база организации за 9 месяцев и делится на головную организацию и оставшиеся ОП;

- берется общая база организации, уменьшенная на долю, приходящуюся на закрытые ОП по итогам декларации за 6 месяцев, и делится на головную организацию и оставшиеся ОП?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Последующим после закрытия отчетным периодом в рассматриваемой ситуации для целей применения абзаца второго п. 10.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утверждённого приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@, будет отчётный период 9 месяцев 2014 года.

В рассматриваемой ситуации, начиная с декларации за 9 месяцев 2014 года, налоговая база в целом по организации будет определяться без учёта налоговой базы, приходящейся на ликвидируемое ОП.

При расчёте налоговых обязательств по итогам 9 месяцев 2014 года в рассматриваемой ситуации налоговая база в целом по организации подлежит:

- уменьшению на размер оставшейся без изменения налоговой базы по ликвидированным подразделениям (определённой в декларации за первое полугодие, поскольку налоговая база за следующий отчётный период увеличилась);

- последующему распределению скорректированной таким образом налоговой базы между головной организацией и оставшимися обособленными подразделениями.

Обоснование позиции:

Налог на прибыль: общие положения

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения (далее - ОП), установлены ст. 288 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 286 НК РФ налог на прибыль определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 НК РФ. Пунктом 2 ст. 286 НК РФ установлена обязанность по уплате авансовых платежей по налогу, которые исчисляются исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога на прибыль по итогам следующего отчетного (налогового) периода на основании НК РФ.

По итогам каждого отчетного (налогового) периода налоговая база определяется как в целом по организации, так и отдельно по каждому ОП и головной организации (первый абзац п. 2 ст. 288 НК РФ).

На основании п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения, соответственно, в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Отметим, что на основании письма ФНС России от 05.02.2015 N ГД-4-3/1696@ действие положений Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (Приложение N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@, далее - Порядок N ММВ-7-3/600@) распространяется на декларации, представляемые за отчётные (налоговый) периоды, окончившиеся после 10.01.2015. При этом ФНС России только рекомендует налогоплательщикам представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за налоговый период 2014 года по форме и формату, утвержденным Приказом N ММВ-7-3/600@.

В данной ситуации рассматривается отчетный период 9 месяцев 2014 года, следовательно, расчёт налога на прибыль (авансовых платежей) должен осуществляться в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утверждённым приказом ФНС России от 22.03.2012 N ММВ-7-3/174@ (далее - Порядок N ММВ-7-3/174@).

Согласно п. 2.8 Порядка N ММВ-7-3/174@*(1) в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения уточненные Декларации по указанному обособленному подразделению, а также Декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения организации (постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.04.2008 по делу N А56-35786/2007). При этом налоговые обязательства уточняются по тем бюджетам, в которые производилась уплата налога на прибыль, в том числе и по месту нахождения ликвидированного впоследствии ОП.

В соответствии с абзацем вторым п. 10.2 Порядка N ММВ-7-3/174@*(2) при закрытии обособленных подразделений (группы обособленных подразделений) в течение налогового периода в Декларациях за последующие после закрытия отчетные периоды и текущий налоговый период по строке 031 Приложения N 5 к Листу 02 Декларации указывается налоговая база в целом по организации без учета налоговой базы, приходящейся на закрытые обособленные подразделения. Разность между показателями строк 030 и 031 должна соответствовать сумме показателей по строкам 050 Приложений N 5 к Листу 02 Декларации с кодом "3" по реквизиту "Расчет составлен" по закрытым обособленным подразделениям.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Отчетными периодами по налогу на прибыль признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (первый абзац п. 2 ст. 285 НК РФ).

В рассматриваемом случае уведомление о снятии с учета обособленного подразделения получено в августе 2014 года. В этом случае на 30.09.2014 у организации число обособленных подразделений уменьшилось. На этом основании полагаем, что отчётный период, равный девяти месяцам календарного года, наступает первым после закрытия периода, за который рассчитывается налоговая база по налогу на прибыль, то есть данный отчётный период является последующим после закрытия ОП отчётным периодом.

Порядок расчета и уплаты налога на прибыль

Порядок расчета и уплаты налога на прибыль при закрытии ОП разъяснен в письмах Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82, от 05.03.2007 N 03-03-06/2/43, от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624, УФНС России по г. Москве от 30.05.2011 N 16-15/52700@, от 12.07.2010 N 16-15/073317, от 02.10.2009 N 16-15/109208, ФНС России от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, от 16.12.2005 N 02-4-12/93.

Согласно разъяснениям, представленным в указанных письмах, при закрытии ОП уплата авансовых платежей за последующие отчетные периоды и налог за текущий налоговый период по бывшему месту нахождения этого ОП не производится.

При этом организация сначала должна определить налоговую базу по ликвидированным обособленным подразделениям исходя из размера долей, определенных за последний отчетный период, в котором они действовали.

Согласно письму Минфина России от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624 по ликвидированному обособленному подразделению за отчетные периоды, следующие за последним отчетным периодом до ликвидации, в Приложении N 5а к листу 02 Декларации заполняются только отдельные строки (к моменту написания письма - строки 040, 090, 110, 130 и 190). Данные этих строк сохраняются без изменения в течение последующих отчетных периодов и за налоговый период (при условии, что за последующие отчетные периоды и за налоговый период в целом по организации налоговая база превышала свой размер за отчетный период до ликвидации обособленного подразделения). Как видим, сведения, касающиеся уплаты налога на прибыль, ликвидированным обособленным подразделением фиксируются.

В данном письме Минфин России указывает, что в Декларациях, представляемых в налоговый орган по месту постановки на учет организации (головной организации), указываются показатели в целом по организации без данных по ликвидированным обособленным подразделениям.

Из разъяснений официальных органов, представленных в вышеприведенных письмах Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82, от 05.03.2007 N 03-03-06/2/43, от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624, УФНС России по г. Москве от 30.05.2011 N 16-15/52700@, от 12.07.2010 N 16-15/073317, от 02.10.2009 N 16-15/109208, ФНС России от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, от 16.12.2005 N 02-4-12/93, следует, что налоговые декларации по налогу на прибыль организаций составляются нарастающим итогом с начала года, в целях правильного распределения прибыли по организации без обособленных подразделений и входящим в ее состав обособленным подразделениям налоговая база в целом по организации за последующие отчетные периоды и текущий налоговый период, подлежащая распределению, должна быть определена без учета налоговой базы закрытого обособленного подразделения в размере, исчисленном и отраженном в декларации за отчетный период, предшествующий кварталу (месяцу), в котором оно было закрыто.

Таким образом, для целей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций за последний до закрытия обособленного подразделения отчетный период налоговая база в целом по организации определяется без учета налоговой базы закрытого обособленного подразделения.

Кроме того, из письма УФНС России по г. Москве от 18.02.2010 N 16-15/017656, письма ФНС России от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, письма Минфина России от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624 следует, что в целях правильного распределения прибыли по организации при уменьшении налоговой базы в целом по организации налоговая база по закрытому обособленному подразделению также подлежит уменьшению, а при увеличении - налоговая база по закрытому обособленному подразделению остаётся неизменной. Далее налоговая база организации за налоговый период уменьшается на размер уточненной налоговой базы по ликвидированным подразделениям (в случае последующего снижения налоговой базы). Оставшаяся налоговая база принимается за 100% и распределяется между организацией без учета обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями.

По нашему мнению, из этого можно также сделать вывод о том, что для случая дальнейшего увеличения налоговой базы налоговая база организации за налоговый период корректируется на размер оставшейся без изменения (а не уточненной) налоговой базы по ликвидированным подразделениям.

С учётом изложенного можно подытожить.

Между головной организацией и оставшимися обособленными подразделениями распределяется та налоговая база, которая получается в результате предварительного уменьшения фактической налоговой базы на размер:

- оставшейся без изменения налоговой базы по ликвидированным подразделениям (в случае дальнейшего увеличения налоговой базы);

- уточненной налоговой базы по ликвидированным подразделениям (в случае последующего уменьшения налоговой базы).

То есть перерасчёт налоговой базы для формирования данных о доле налоговой базы в строке 40 Приложения N 5 к Листу 02 Декларации осуществляется путём перераспределения налоговой базы между организацией без обособленных подразделений и действующими обособленными подразделениями, предварительно скорректированной на размер налоговой базы, приходящейся на ликвидируемые ОП.

В письме Минфина России от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624 рассматривается пример, из которого следует, что уменьшение налоговой базы в целом по организации на размер налоговой базы по ликвидированным подразделениям можно осуществить в Декларации за тот период, в котором ОП было ликвидировано (так, в рассматриваемом в данном письме примере ОП было ликвидировано в апреле, а уменьшается на размер уточненной налоговой базы по ликвидированным подразделениям налоговая база организации за первое полугодие).

Применительно к рассматриваемой ситуации это будет означать, что начиная с декларации за 9 месяцев 2014 года налоговая база в целом по организации будет определяться без учёта налоговой базы, приходящейся на закрытое ОП.

С учётом вышеизложенного полагаем, что в рассматриваемой ситуации при расчёте налоговых обязательств по итогам 9 месяцев 2014 года налоговая база в целом по организации подлежит:

- уменьшению на размер оставшейся без изменения налоговой базы по ликвидированным подразделениям (поскольку налоговая база за следующий отчётный период увеличилась), которая была определена в Декларации за первое полугодие 2014 года;

- последующему распределению скорректированной таким образом налоговой базы между головной организацией и оставшимися обособленными подразделениями.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Ведущая рубрики

При прекращении существования одного из подразделений (ОП) следует соблюсти ряд процедур: перевести или сократить персонал, сообщить о проведении ликвидации в ФНС, провести сверку расчетов. Один из ключевых моментов – сдача отчетности. Часть сдается обобщенно, другая — по месту расположения ОП, третья — комбинированно.

Существует несколько видов подразделений: представительство, филиал и прочие. Различия заключаются в правах и полномочиях, что отражается на составлении и передаче отчетов.

Филиал – территориально обособленное от основной организации подразделение, наделенное теми же или частью прав юридического лица. Часто имеет отдельный расчетный счет, имущество, руководителя, начисляет и выплачивает зарплату. Фактически филиал очень самостоятелен. Для его создания и ликвидации необходимо решение собственников (п. 1 статья 5 Закона об ООО). Данные о нем могут содержаться в уставе и обязательно заносятся в ЕГРЮЛ, поэтому, возможно, придется менять уставные документы и точно вносить изменения в ЕГРЮЛ.

Кстати! Налоговый кодекс не содержит определений филиала или представительства, только общее понятие обособленного подразделения (статья 11 НК). Конкретные определения даны в статье 55 Гражданского кодекса.

Представительство обладает более ограниченными функциями, хотя обладает правом на индивидуальное имущество, счет в банке и т.п., оно только представляет и защищает интересы компании. Например, принимает заявки, претензии клиентов, консультирует и т.д. Его ликвидация, как и филиала, требует решения участников общества и внесения изменений в ЕГРЮЛ и учредительные документы (если фигурировало в них).

НК обязывает регистрировать ОП, когда образованы стационарные рабочие места более чем на один месяц и их расположение отличается от основной организации. Даже здания, находящиеся рядом друг с другом на расстоянии в несколько метров, считаются территориально обособленными.

Что касается налогообложения, существуют следующие ограничения и особенности:

Перевод и увольнение персонала

До осуществления ликвидации придется определиться, что делать с персоналом: переводить или увольнять. Пока сотрудники числятся, необходимо начислять заработную плату и сдавать отчетность.

    Если ОП находится в одной местности с компанией, то необходимо предложить сотрудникам аналогичные и другие вакансии, имеющиеся в этой местности. Работу в другом населенном пункте предложить нужно, только когда это предусмотрено трудовым, коллективным договором или соглашением. Не нашлось ничего подходящего, работник отказался от предложенных ему вакансий – увольняем по п. 7 части 1 статьи 77 ТК. При этом сотрудник получает выходное пособие в сумме двухнедельного среднего заработка (ст. 178 ТК РФ).

Важно! Проверьте трудовой договор – какое указано место работы. От этого зависит алгоритм увольнения или перевода.

  • предупреждение персонала не менее чем за два месяца до события;
  • при увольнении выплачивается выходное пособие;
  • до трудоустройства (на период, пока работники состоят на учете в центре занятости населения) финансовая поддержка – сохранение среднего заработка (не более чем три месяца и учитывая выходное пособие).

Конечно, можно с согласия работников перевести их в другой филиал, уволить по собственному желанию (к примеру, сотруднику предложили должность в другой компании) или соглашению сторон. Трудовой кодекс не запрещает это делать, главное, не оказывать давление и не вводить сотрудников в заблуждение. Когда все формальности соблюдены, деятельность прекращается.

Процедура извещения инспекции о прекращении деятельности зависит от вида подразделения.

Филиал или представительство:

    Проверяем, включены ли сведения в устав. Нет – переходим к пункту 2, да – вносим изменения в учредительные документы, заполняем и сдаем форму Р13001 для обновления ЕГРЮЛ, не забываем оплатить пошлину, если документы сдаются не в электронном виде через личный кабинет с ЭЦП.

Обратите внимание! Когда в отношении налогоплательщика проводится или инициирована выездная налоговая проверка, то до ее окончания ОП не снимается с учета.

Рекомендуется до завершения процедуры сдать все отчеты. После ликвидации передача станет невозможной, налоговый орган откажет в принятии документов, основываясь на снятии с учета налогоплательщика.

Как и куда сдается отчетность

Разберем этот вопрос применительно к виду налога или системе налогообложения, в каждом случае правила отличаются.

Выше я писала, что рекомендуется сдавать отчеты заранее – до проведения ликвидации. Причина в технической невозможности инспекции принять документы после.

Кстати! Оплатить налоги, пени и другие платежи в бюджет тоже желательно до ликвидации.

Если в одном городе находилось несколько подразделений, они состояли на учете в одной налоговой по выбору, а закрылось одно из них, снимают с учета только эту точку. В заявлении указывается код 4, в приложении — конкретный адрес, остальные продолжают работать и отчитываться как раньше.

УСН и ЕСХН

Декларации по единому налогу (УСН) и единому сельхозналогу (ЕСХН) сдаются в общем по всей организации.

Налог на прибыль

По НК компания, имеющая обособки, должна предоставлять декларации в целом по организации (включая данные подразделений) и отдельно по месту нахождения ОП (п. 1 статьи 289 НК РФ). При этом налог уплачивается в федеральный и региональный бюджет. Федеральная часть никак не разбивается, а вот региональная платится по каждому ОП. По нескольким подразделениям, расположенным в одном субъекте РФ, назначив одно ответственное, можно рассчитывать налог совместно, аналогично подавать декларации. Для этого в ИФНС направляется уведомление до 31 декабря года, предшествующего отчетному году.

Если закрывается ответственное ОП, нужно не только уведомить инспекцию о его ликвидации, но и сообщить о выборе нового представителя, через которого будет происходить уплата налога и подача отчетности. При закрытии одного из нескольких подразделений сообщите только об изменении их количества (п. 2 статья 288 НК).

Обратите внимание! Если компания на ОСНО закрыла последнее представительство (филиал) и не собирается открывать их в дальнейшем, то с 1 января следующего года, при условии подачи заявления до 31 декабря текущего, имеет право применять упрощенную систему налогообложения.

Отчеты до момента ликвидации подаются по месту регистрации каждого ОП или ответственного (в зависимости от того было ли оно), после – по месту нахождения организации. Особенности заполнения реквизитов титульного и других листов декларации при закрытии смотрите в Порядке заполнения, утвержденном Приказом №ММВ-7-3/475@ от 23.09.2019 года – пункты 2.7, 2.8, 4.5, 10.1, 10.2 и другие.

Как и при едином налоге на УСН, декларация подается в целом по компании. При этом в счет-фактуре или УПД указываются КПП и адреса подразделений. После прекращения их деятельности проследите за отсутствием ошибок в выставляемых документах.

Транспортный, земельный, имущественный налоги

Начиная с периодов 2020 года отменены расчеты по транспортному и земельному налогам. За прошлые периоды отчеты по-прежнему нужно подавать по месту регистрации имущества. Если имущество ликвидированного ОП выбыло позднее (продано, передано в погашение обязательств контрагентам и т.п.), то отчитаться придется организации, с указанием ОКТМО бывшего ОП.

Если имущество осталось, то продолжаем по нему уплачивать налоги до момента выбытия. Аналогично стоит поступать с расчетами по налогу по имущество. Однако это справедливо только в отношении недвижимости.

С движимым имуществом немного другая схема: согласно статье 384 НК РФ по ОП, не имеющему отдельного баланса, отчеты сдает головная организация.

За налоговый период (год) с 2020 года есть возможность предоставлять единую декларацию по имуществу, расположенному в одном субъекте РФ, при условии что оно отвечает нескольким требованиям: база по налогу определяется исходя из среднегодовой стоимости, не установлены нормативы отчислений в местные бюджеты и налогоплательщик заявил о своем намерении до 1 марта отчетного года в налоговый орган субъекта, в котором состоит на учете по объектам недвижимости (п. 1.1 статья 386 НК).

Расчет по страховым взносам сдается в общем по организации, если его подразделения не выделены на отдельный баланс и не обладают правами по расчету и выплате доходов сотрудникам.

Расчет сдается по месту регистрации подразделения только в случае, когда соблюдены все три условия:

  • Отдельный баланс.
  • Наделение полномочиями по расчету и выплате доходов физическим лицам.
  • Есть открытый расчетный счет в банке.

Обратите внимание! Чтобы самостоятельно отчитываться, ОП должно встать на учет как страхователь в своем филиале ФСС.

2-НДФЛ и 6-НДФЛ

Независимо от полномочий филиала, представительства или любого другого подразделения, расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ сдаются по каждому отдельно. Точнее, сдавались до 2020 года. Начиная с 1 января 2020-го можно выбрать одно уполномоченное из нескольких ОП, если они находятся в границах одного муниципального образования. Уведомить об этом ИФНС нужно до 1 января того года, с начала которого будет действовать новый порядок.

Необходимо известить инспекцию о закрытии ответственного подразделения, назначить новое. Если налогоплательщик применяет патент или ЕНВД, то подает справки и расчеты, уплачивает НДФЛ по месту ведения деятельности (п. 7 стать 226 НК).

После ликвидации отчетность сдается головной организацией, при этом на титульном листе расчета указывается:

СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ

После того как произошла ликвидация, все сведения предоставляет непосредственно организация.

Сверка расчетов до и после

Сверку проводить необязательно, но, учитывая запутанный процесс работы, особенности сдачи отчетов, уплаты налогов и взносов, так гораздо легче разобраться с платежами.

Обмен между инспекциями идет из рук вон плохо. Сведения теряются, передача затягивается, данные отправляются с ошибками. Поэтому, получив требование с недоимкой, имея на руках платежные поручения и уверенность в верности платежей, пишите ответ с приложением подтверждающих документов в ИФНС как можно быстрее.

Если последует повторное требование или в худшем случае блокировка счета – подавайте жалобу начальнику инспекции, при отсутствии реакции – в вышестоящее Управление.

При ликвидации филиала возникает множество вопросов, которые бухгалтеру необходимо решить, чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов. Рассмотрим правовые вопросы ликвидации филиала, а также порядок уплаты налоговых платежей.

При ликвидации филиала готовятся документы о внесении изменений в учредительные документы создавшего его юридического лица. Перечень изменений и круг лиц, полномочных их подписать, зависит от организационно-правовой формы организации.

Закрыть филиал АО можно на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества. Общее собрание акционеров решает вопрос о внесении изменений в устав.

Решение о внесении изменений в устав ООО принимается большинством: не менее 2/3 от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для его принятия не предусмотрена законом или уставом общества.

Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах

В случае принятия решения о прекращении деятельности (закрытии) филиала снятие с учета организации по местонахождению филиала осуществляется налоговым органом в течение 10 дней со дня подачи заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

При ликвидации филиала, имеющего отдельный баланс, расчетный счет, начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, необходимо в течение семи дней подать в налоговый орган сведения о закрытии счетов по ф. N С-09-1.

Кроме того, необходимо представить в территориальные органы ПФР по месту нахождения филиала документы для снятия с регистрационного учета (заявление и копию решения (приказа, распоряжения) о прекращении его деятельности) и подать заявление о снятии организации с учета по месту нахождения филиала в территориальный орган ФСС РФ. Также необходимо представить уведомление о снятии филиала с учета в ТФОМС по месту его нахождения, приложив к нему копию решения о ликвидации филиала, в течение 10 дней с даты внесения изменений в ЕГРЮЛ.

Налог на прибыль

Организация платит авансовые платежи по налогу на прибыль, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований, по местонахождению организации и каждого из ее филиалов. Если налогоплательщик имеет несколько филиалов на территории одного субъекта Российской Федерации, то распределять прибыль по каждому из этих филиалов не обязательно.

При закрытии филиала возникает вопрос: какой отчетный период признать последним? Период, предшествующий ликвидации, или в котором был ликвидирован филиал?

Период ликвидации филиала, до даты ликвидации, будет являться для ликвидированного филиала последним отчетным периодом. Доля прибыли филиала определяется за отчетный период (пример 1).

Пример 1. Единственный филиал организации ликвидирован в конце февраля 2010 г. Организация определяет долю прибыли филиала в общей прибыли с использованием показателя среднесписочной численности работников. Среднесписочная численность работников головного подразделения в январе - феврале составила 120 человек, а работников филиала в январе - 40 человек, в феврале - 30 человек.

Остаточная стоимость амортизируемого имущества приведена в табл. 1.

Организация уплачивает налог из фактически полученной прибыли.

  1. Среднесписочная численность работников за 2 месяца:
  • по головному подразделению составила 120 чел. ((120 + 120) : 2 мес.);
  • по филиалу - 35 чел. ((40 + 30) : 2 мес.);
  • по организации - 155 чел. (120 + 35).

Удельный вес среднесписочной численности работников филиала в общей численности за январь - февраль составил 22,58% (35 : 155 x 100%).

  1. Средняя стоимость амортизируемого имущества за 2 месяца:

по головному подразделению: 126 667 руб. (380 000 : (2 мес. + 1 мес.));

по филиалу: 13 333 руб. (40 000 : (2 мес. + 1 мес.));

по организации: 140 000 руб. (420 000 : (2 мес. + 1 мес.)).

Удельный вес остаточной стоимости ОС филиала за январь - февраль - 9,5% (13 333 руб. : 140 000 руб. x 100%).

Доля прибыли филиала за январь - февраль 2010 г. составила 16,04% ((22,58% + 9,5%) : 2).

При распределении налоговой базы между организацией и ее филиалом в отчетных периодах, следующих после ликвидации филиала, показатели удельного веса среднесписочной численности работников (или оплаты труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества по ликвидированному подразделению не учитываются. Налоговая база по ликвидированному филиалу не пересчитывается.

Законодательство предусматривает три варианта расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, когда отчетными периодами являются: квартал, полугодие и 9 месяцев, авансы уплачиваются ежемесячно; квартал, полугодие и 9 месяцев, авансы уплачиваются ежеквартально; каждый месяц, если авансовые платежи исчисляются компанией исходя из фактической прибыли (пример 2).

Пример 2. Организация кроме головного подразделения имеет два филиала.

Филиал N 2 ликвидирован 31 января 2010 г. Организация в 2010 г. исчисляет ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли. За январь 2010 г. она распределила налоговую базу по головному подразделению и филиалам, исчислила авансовые платежи в бюджеты субъектов Российской Федерации (табл. 2).

Прибыль по итогам января - февраля 2010 г., рассчитанная нарастающим итогом с начала года, составила 1 600 000 руб. Доля прибыли филиала N 1 в общей прибыли организации - 35%. При расчете налоговой базы филиала N 1 прибыль филиала N 2, рассчитанная по итогам января 2010 г., не учитывается.

Таким образом, налоговая база филиала N 1 составила 504 000 руб. ((1 600 000 - 160 000) x 35%). При ее распределении за январь - февраль 2010 г. налоговая база филиала N 2, исчисленная за отчетный период, в котором филиал N 2 был ликвидирован, не пересчитывается (табл. 3).

Если в последующих после ликвидации филиала компании отчетных периодах налоговая база по организации в целом снижается, то налогоплательщику необходимо произвести пересчет ранее уплаченного налога на прибыль.

Уточняется прибыль ликвидированного филиала исходя из его доли, определенной за последний отчетный период перед ликвидацией.

На основе полученного показателя рассчитывается сумма налога, подлежащая возврату из бюджета субъекта Российской Федерации, в котором находился ликвидированный филиал.

Затем налоговая база за период, в котором она снизилась по сравнению с предыдущими периодами, сокращается на величину уточненной прибыли, приходящейся на ликвидируемый филиал.

Полученный показатель необходимо распределить между головной организацией и ее действующими филиалами для расчета суммы налога на прибыль организаций, которая подлежит возврату из соответствующих региональных бюджетов.

Рассмотрим варианты изменения величины прибыли после ликвидации филиала организации в случае ее увеличения, уменьшения или получения убытка (примеры 3, 4).

Пример 3. Вариант 1. Увеличение прибыли

Единственный филиал организации ликвидирован 30 марта 2010 г. Отчетные периоды: I квартал, полугодие, 9 месяцев. Организация не платит в течение отчетных периодов ежемесячные авансовые платежи (табл. 4).

В этом варианте налоговая база в налоговом периоде, следующем после периода ликвидации филиала, увеличилась. При этом филиал бюджету ничего не должен. Сумма к уплате в бюджет по головному подразделению - 18 000 руб.

Вариант 2. Уменьшение прибыли

Исходные данные возьмем из варианта 1 и рассмотрим случай, когда прибыль организации за I полугодие уменьшилась по сравнению с I кварталом 2010 г. (табл. 5).

В варианте 2 при снижении налоговой базы за I полугодие в целом по организации по сравнению с I кварталом подлежит уменьшению ранее исчисленный налог на прибыль как в целом по организации на 25 200 руб., так и по ликвидированному филиалу на 10 800 руб.

Вариант 3. Получен убыток

Исходные данные возьмем из варианта 1 и рассмотрим случай, когда организация за I полугодие 2010 г. получила убыток (табл. 6).

В варианте 3 при получении убытка в целом по организации налоговая база равна нулю, авансовые платежи за предыдущие отчетные периоды будут считаться переплаченными: по головному подразделению на 63 000 руб., по филиалу на 27 000 руб.

Пример 4. Организация имеет три филиала. Филиалы N N 1 и 2 находятся в Московской области, а филиал N 3 - в Ленинградской области. Организация с 1 января 2010 г. уплачивает налог в бюджет Московской области через филиал N 1. Отчетные периоды - I квартал, полугодие и 9 месяцев.

За I квартал 2010 г. организация исчислила квартальный авансовый платеж и определила сумму ежемесячных платежей на II квартал 2010 г. В соответствии с учетной политикой для целей налогообложения организация использует расходы на оплату труда для расчета доли прибыли филиалов. Филиал, находящийся в Ленинградской области, 15 июня 2010 г. ликвидирован. База по налогу на прибыль организации за полугодие 2010 г. составила 10 000 000 руб. Данные для исчисления налога на прибыль за полугодие 2010 г. (табл. 7).

Поскольку организация уплачивает ежемесячные авансовые платежи, то их сумма на II квартал 2010 г. отражена в декларации за I квартал 2010 г. Филиал в Ленинградской области во II квартале 2010 г. ликвидирован. Поэтому после издания приказа о его ликвидации организация вносит изменения в декларацию за I квартал 2010 г.

В уточненной декларации по налогу на прибыль отражаются ежемесячные авансовые платежи, исчисленные за июнь (в котором произошла ликвидация обособленного подразделения), одновременно эти платежи увеличиваются по головному подразделению.

Расчет авансового платежа за полугодие представлен в табл. 8.

Несмотря на ликвидацию филиала в Ленинградской области, в ее бюджет организации придется доплатить 98 784 руб.

Сумма ежемесячных авансовых платежей на III квартал в бюджеты субъектов Российской Федерации равна одной трети разницы между суммой авансового платежа за I полугодие и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала 2010 г.

Налог на имущество

Базу по налогу на имущество организация определяет отдельно в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Налоговым кодексом РФ не предусмотрен особый порядок расчета среднегодовой стоимости имущества для филиалов, ликвидированных в течение налогового (отчетного) периода. Поэтому при определении среднегодовой стоимости имущества применяется общий порядок, содержащийся в п. 4 ст. 376 НК РФ, с учетом положений ст. 379 НК РФ.

При ликвидации филиала в середине года и выбытии имущества из организации возникает вопрос: как рассчитать его среднегодовую стоимость и налог?

Среднегодовую стоимость ОС по ликвидированным филиалам необходимо определять так же, как по имуществу, которое находится на балансе весь календарный год. Это означает, что в каком бы месяце объекты ни выбыли, делить сумму остаточной стоимости ОС необходимо на общее количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу (примеры 5, 6).

Пример 5. Филиал ликвидирован в мае 2010 г. Организация подала 25 мая в налоговую инспекцию заявление об исключении с налогового учета филиала. Тогда же была представлена декларация по налогу на имущество за период с 1 января 2010 г. по 25 мая 2010 г. Остаточная стоимость ОС составила на: 1 января 2010 г. - 3 560 000 руб.; 1 февраля 2010 г. - 2 830 000 руб.; 1 марта 2010 г. - 2 960 000 руб.; 1 апреля 2010 г. - 2 430 000 руб.; 1 мая 2010 г. - 2 170 000 руб. В инспекцию представлен расчет по авансовому платежу за I квартал 2010 г.

В регионе установлена единая ставка для всех ОС - 2,2%.

Средняя стоимость ОС за I квартал - 2 945 000 руб. ((3 560 000 + 2 830 000 + 2 960 000 + 2 430 000) : (3 + 1)).

Сумма авансового платежа за I квартал - 16 197,5 руб. (2 945 000 руб. x 1 : 4 x 2,2%).

Среднегодовая стоимость ОС, отражаемая в декларации при ликвидации филиала, составляет 3 487 500 руб. ((3 560 000 + 2 830 000 + 2 960 000 + 2 430 000 + 2 170 000) : (3 + 1)).

Сумма налога на имущество составит 76 725 руб. (3 487 500 x 2,2%). Разницу между суммой налога и авансовым платежом в размере 60 527,5 руб. (76 725 - 16 197,5) необходимо доплатить в бюджет.

Пример 6. Организация имеет филиал, выделенный на отдельный баланс. В мае 2010 г. филиал ликвидирован. Организация досрочно представила налоговую декларацию за 2010 г. В течение мая была произведена передача имущества с баланса филиала на баланс головной организации. В налоговую инспекцию по месту нахождения филиала в конце мая подано заявление о снятии с налогового учета в связи с его ликвидацией. В начале июня организация получила уведомление о снятии филиала с налогового учета.

Остаточная стоимость ОС за I квартал представлена в табл. 9.

Среднегодовая стоимость имущества головной организации за I квартал составила 10 845 000 руб. [(15 000 000 + 10 370 000 + 9 460 000 + 8 550 000) : 4].

Сумма авансового платежа - 238 590 руб. (10 845 000 руб. x 2,2%).

Среднегодовая стоимость имущества филиала за I квартал - 465 000 руб. [(500 000 + 480 000 + 460 000 + 420 000) : 4].

Сумма авансового платежа - 10 230 руб. (465 000 руб. x 2,2%).

ОС филиала были переданы на баланс головной организации.

Остаточная стоимость ОС организации за I полугодие представлена в табл. 10.

При подаче заявления о снятии с налогового учета в связи с ликвидацией филиала организация вправе досрочно исполнить обязанность по уплате налога на имущество в бюджет того региона, где находился ее филиал. Среднегодовая стоимость имущества филиала на дату его снятия с налогового учета составила 173 846 руб. [(500 000 + 480 000 + 460 000 + 420 000 + 400 000) : 13].

Сумма налога, подлежавшего уплате в бюджет на эту же дату, - 3824,61 руб. (173 846 руб. x 2,2%).

С учетом авансового платежа за I квартал бюджет должен организации 6405,39 руб. (10 230 - 3824,61).

Начиная с июня переданное в головную организацию имущество закрытого филиала должно учитываться при расчете среднегодовой стоимости имущества и суммы налога, подлежащего уплате в бюджет по месту нахождения организации.

Налог на доходы физических лиц

При наличии филиалов исчисленные и удержанные суммы НДФЛ организация уплачивает, в соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ, как по месту своего нахождения, так и каждого филиала.

При ликвидации филиала по работникам, переводимым на другое место работы, НДФЛ будет платить головная организация либо другое обособленное подразделение. В случае, когда филиал ликвидируется в середине месяца, НДФЛ уплачивается в бюджет по месту его учета пропорционально доле дохода сотрудников, начисленного за время работы.

При увольнении работников ликвидируемого филиала НДФЛ с суммы выходного пособия, выплаченного до вынесения налоговой инспекцией решения о снятии филиала с учета, платится также по месту нахождения филиала.

Страховые взносы

Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет, производящие выплаты работникам, согласно п. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.

Если деятельность обособленного подразделения прекращается и оно снимается с учета, то перед подачей заявления о ликвидации необходимо, в соответствии с п. 15 ст. 15 Закона N 212-ФЗ, отчитаться по страховым взносам. Соответственно, при ликвидации филиала, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и производящего выплаты в пользу работников, действует тот же порядок.

В представленном расчете отражаются начисленные и уплаченные страховые взносы с начала расчетного периода по день подачи расчета включительно. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате, и суммами, уплаченными с начала расчетного периода, перечисляется в течение 15 календарных дней со дня подачи расчета или подлежит возврату плательщику страховых взносов.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Обособленные подразделения УП и налог на прибыль

В прошлом номере журнала мы начали разговор на тему обособленных подразделений (ОП) унитарных предприятий. Выяснили, что ОП может иметь статус филиала или представительства, а может и не являться таковым. Для целей налогового учета важны два признака – территориальная обособленность от головного предприятия и наличие оборудованных стационарных рабочих мест. Мы рассмотрели, как зарегистрировать данное подразделение, как исчислять и уплачивать НДС, имущественные налоги и страховые взносы.

В связи с обширностью темы исчисления налога на прибыль плательщиками, имеющими ОП, многочисленными нюансами она заслужила отдельной статьи, которую мы представляем вашему вниманию.

Особенности уплаты налога на прибыль ГУП (МУП), имеющими ОП.

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль плательщиком, у которого есть обособленные подразделения, отражены в ст. 288 НК РФ, согласно которой этот налогоплательщик исчисление и внесение авансовых платежей и уплату сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производит следующим образом:

  • в федеральный бюджет – по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по ОП (п. 1);
  • в доходную часть бюджетов субъектов РФ – по месту нахождения предприятия, а также по месту нахождения каждого из его обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти подразделения (п. 2).

Если налогоплательщик имеет несколько ОП на территории одного субъекта РФ, возможны два варианта:

1. Прибыль распределяется по всем обособленным подразделениям.

2. Прибыль не определяется по каждому подразделению отдельно. Определяется доля прибыли, приходящаяся на все подразделения, и налог уплачивается через одно из них. Причем налогоплательщик сам выбирает то ОП, через которое осуществляется уплата налога в бюджет данного субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.

Налог на прибыль (авансовые платежи), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, исчисляется по ставкам, действующим на территориях, где расположены предприятие и его ОП соответственно (Письмо Минфина России от 07.12.2017 № 03‑03‑06/1/81500).

Если унитарное предприятие и его ОП находятся на территории одного субъекта РФ, предприятие вправе принять решение об уплате налога на прибыль в бюджет этого субъекта РФ за свои ОП.

В случае уплаты головным предприятием налога в бюджет субъекта РФ за свои ОП оно вправе представлять налоговую декларацию в ИФНС только по своему месту нахождения (см. письма Минфина России от 03.07.2017 № 03‑03‑06/1/41778, от 18.02.2016 № 03‑03‑06/1/9188, от 09.07.2012 № 03‑03‑06/1/333).

Обратите внимание:

Пункт 2 ст. 288 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о выборе обособленного подразделения, через которое будет производиться уплата налога. Сделать это он должен до 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду.

Уведомления представляются в налоговый орган, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога.

В случае создания новых или ликвидации обособленных подразделений в текущем налоговом периоде налогоплательщик в течение 10 дней после окончания отчетного периода обязан уведомить налоговые органы на территории того субъекта РФ, в котором созданы новые или ликвидированы ОП, о выборе подразделения, через которое будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ.

Письмом ФНС России от 30.12.2008 № ШС -6-3/986 утверждены две рекомендуемые формы уведомлений:

  • 1 – направляют в налоговый орган, через который будет производиться уплата налога в бюджет субъекта РФ (второй экземпляр уведомления направляют в налоговый орган по месту учета головного предприятия);
  • 2 – направляют в налоговый орган, через который уплата налога в бюджет субъекта РФ производиться не будет.

Кроме того, в приложении 3 к указанному письму содержатся две схемы, наглядно показывающие порядок направления уведомлений:

  • при изменении порядка уплаты налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ;
  • при изменении количества структурных подразделений налогоплательщика на территории субъекта РФ.

Расчет доли прибыли, приходящейся на ОП и головное предприятие.

Доля прибыли, которая приходится на ОП, определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого ОП соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Расчет доли прибыли, приходящейся на подразделение, можно выразить такой формулой:

Пподр – доля прибыли, приходящаяся на подразделение;

УВтруд – удельный вес трудового показателя (среднесписочной численности работников или оплаты труда) ОП в целом по налогоплательщику;

УВАИ – удельный вес амортизируемого имущества ОП в целом по налогоплательщику.

Таким образом, налог на прибыль преимущественно уплачивается в бюджеты тех субъектов РФ, в которых создано большее число рабочих мест и находится большая часть производственной базы. Распределение суммы налога на прибыль между субъектами РФ происходит с учетом места осуществления деятельности хозяйствующих субъектов и размещения средств производства (см. Письмо Минфина России от 17.10.2016 № 03‑05‑06‑02/60364).

Расчет удельного веса трудового показателя.

Удельный вес трудового показателя можно также выразить в виде формулы:

Сподр, Спр – среднесписочная численность работников подразделения, предприятия в целом за отчетный (налоговый) период;

ОТподр, ОТпр – расходы на оплату труда подразделения, предприятия в целом за отчетный (налоговый) период.

Налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей применять – среднесписочную численность работников или сумму расходов на оплату труда. Выбранный показатель должен быть неизменным в течение налогового периода:

Для начала исчисляется среднесписочная численность за месяц (п. 78 Указаний) путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Численность работников списочного состава за выходной или праздник принимается равной списочной численности за предшествующий рабочий день.

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например на последнее число отчетного периода (п. 79 Указаний).

В списочную численность включаются наемные работники, оформленные по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более. Имейте в виду, что в списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким‑либо причинам (находившиеся в служебных командировках, не явившиеся на работу по болезни, в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей и т. д.).

Обратите внимание:

В списочной численности за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким‑либо причинам сотрудники. В связи с этим в списочную численность целыми единицами включаются, в частности, работники, находящиеся в служебных командировках (в том числе заграничных краткосрочных), если за ними сохраняется заработная плата на данном предприятии. Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 20.11.2013 № 03‑03‑06/1/49980 .

Предположим, у работников, являющихся сотрудниками головного предприятия по штатному расписанию, месторасположение рабочего места определено трудовым договором по месту нахождения ОП. В таких случаях показатель среднесписочной численности работников ОП определяется исходя из показателей среднесписочной численности, определяемых на основе фактического места осуществления трудовой деятельности работника (см. Письмо Минфина России от 27.12.2011 № 03‑03‑06/2/201).

Пример 1

Рассчитаем среднесписочную численность работников за апрель в целом по предприятию и по обособленному подразделению на основании данных, приведенных в таблице, где ГП – головное предприятие, ОП – обособленное подразделение, ГП + ОП – в целом по предприятию.

Каким образом данную сумму налога к уменьшению перевести на головное подразделение?

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Обособленное подразделение (ОП) находится в другом субъекте Российской Федерации, чем головное подразделение организации (далее - головная организация). По одному из обособленных подразделений организации в апреле 2018 года была сдана декларация по налогу на прибыль с доплатой по налогу на прибыль и расчетом авансовых платежей на II квартал 2018 года. В ИФНС данного обособленного подразделения авансовые платежи за II квартал были начислены и оплачены головной организацией. В июне 2018 года рассматриваемое обособленное подразделение было закрыто.

В декларации по налогу на прибыль за первое полугодие суммы авансов были учтены при расчете налога по данному обособленному подразделению. В результате по обособленному подразделению за первое полугодие получился результат по строке 110 "Сумма налога к уменьшению".

Каким образом данную сумму налога к уменьшению перевести на головное подразделение? Что надо предпринять в данном случае?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае с целью урегулирования вопроса о начислении ежемесячных авансовых платежей при закрытии обособленного подразделения рекомендуем представить уточненные налоговые декларации за I квартал 2018 года (по ликвидированному ОП и в целом по организации).

Перевод суммы налога к уменьшению на головную организацию действующими нормативными документами не предусмотрен, однако он происходит автоматически, ввиду того, что головная организация будет осуществлять расчеты за ликвидированное ОП по месту своего нахождения.

Обоснование вывода:

Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения (ОП), установлены в ст. 288 НК РФ. Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ по итогам каждого отчетного (налогового) периода налоговая база определяется как в целом по организации, так и отдельно по каждому ОП и головной организации.

Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти ОП, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого ОП, соответственно, в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику.

Если организация уплачивает авансовые платежи по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев плюс ежемесячные авансовые платежи внутри каждого квартала, то квартальный авансовый платеж рассчитывается исходя из фактически полученной прибыли, а ежемесячный авансовый платеж - из предполагаемой, размер которой определяется по итогам предыдущего квартала (п. 2 ст. 286 НК РФ). Это так называемый общий порядок уплаты авансовых платежей. Сумма ежемесячных авансовых платежей, уплаченная в течение отчетного (налогового) периода, засчитывается при уплате квартальных авансовых платежей (п. 1 ст. 287 НК РФ). Если сумма квартального платежа (исчисленная исходя из фактической прибыли с начала года до конца квартала) превысит в совокупности платежи за предыдущий квартал и за три месяца квартала, то следует произвести доплату разницы в бюджет. Если же она окажется меньше, то надо заявить о зачете (возврате) разницы согласно ст. 78 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ декларация по налогу на прибыль представляется в налоговые органы по месту нахождения организации и каждого ОП, в том числе в ситуации, когда суммы налога на прибыль к уплате нет (письмо Минфина России от 22.01.2013 N 03-03-06/1/20).

Форма, формат представления и порядок заполнения (далее - Порядок) налоговой декларации по налогу на прибыль организаций установлены приказом ФНС России от 19.10.2016 N ММВ-7-3/572@.

В п. 2.7 Порядка установлено, что в случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего ОП уточненные декларации по указанному ОП, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в налоговый орган по месту нахождения головной организации. При этом на титульном листе (Листе 01) по реквизиту "по месту нахождения (учета)" указывается код "223" (по месту нахождения (учета) российской организации при представлении декларации по закрытому ОП), а в верхней его части указывается КПП, который был присвоен организации налоговым органом по месту нахождения закрытого ОП.

Обязанность по уплате налога на прибыль, авансовых платежей по ликвидированному ОП и представлению соответствующих налоговых деклараций прекращается в том отчетном периоде, в котором налоговый орган уведомил о снятии с учета организации по месту нахождения ликвидированного подразделения (письма Минфина России от 05.03.2007 N 03-03-06/2/43, УФНС России по г. Москве от 12.07.2010 N 16-15/073317, от 20.05.2008 N 20-12/048096).

В анализируемой ситуации последняя декларация по налогу на прибыль по месту нахождения закрытого ОП, снятого с учета 05.06.2018, должна быть представлена за I квартал 2018 года. Декларации за полугодие, 9 месяцев и 2018 год в части, приходящейся на закрытое ОП, должны быть представлены в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Последним сроком уплаты ежемесячного авансового платежа является 28.05.2018 (за май), дальнейшая уплата авансовых платежей за июнь 2018 года и последующие месяцы, а также уплата налога на прибыль за 2018 год должны производиться по месту нахождения головной организации, исходя из доли прибыли, приходящейся на головную организацию (возможно, и на другие действующие ОП, при их наличии).

В связи с этим, как поясняют официальные органы, налогоплательщик вправе представить уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за последний до закрытия обособленного подразделения отчетный период. В этих уточненных налоговых декларациях могут быть сняты ежемесячные авансовые платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, исчисленные на квартал, в котором произошло закрытие обособленного подразделения, и одновременно увеличены платежи в бюджет субъекта РФ по месту нахождения организации. Если обособленное подразделение закрыто после наступления одного или двух сроков уплаты ежемесячных авансовых платежей на квартал, в котором это обособленное подразделение закрыто, то в уточненных налоговых декларациях по ликвидированному обособленному подразделению могут быть сняты ежемесячные авансовые платежи только по ненаступившим срокам уплаты и одновременно увеличены на эти же суммы платежи по организации без входящих в нее обособленных подразделений (письма Минфина России от 24.02.2009 N 03-03-06/1/82, от 10.08.2006 N 03-03-04/1/624, ФНС России от 01.10.2009 N 3-2-10/23@, УФНС России по г. Москве от 30.05.2011 N 16-15/52700@, от 02.10.2009 N 16-15/109208).

Таким образом, в рассматриваемом случае с целью урегулирования вопроса о начислении ежемесячных авансовых платежей при закрытии ОП организация вправе представить уточненные налоговые декларации за I квартал 2018 года (по ликвидированному ОП и в целом по организации).

При этом начисленные и уплаченные ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль ликвидированного ОП будут отражены в отдельной карточке расчетов с бюджетом головной организации с кодом ОКТМО по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения.

Перевод суммы налога к уменьшению на головную организацию действующими нормативными документами не предусмотрен, однако он происходит автоматически, ввиду того, что головная организация будет осуществлять расчеты за ликвидированное ОП по месту своего нахождения.

В случае несвоевременной уплаты ежемесячных авансовых платежей организации могут быть начислены пени (п. 3 ст. 58 НК РФ). Если по итогам отчетного периода авансовый платеж к уплате окажется меньше, чем сумма тех ежемесячных авансовых платежей, которые организация перечислила в течение отчетного (налогового) периода, то пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей подлежат соразмерному уменьшению (смотрите письма Минфина России от 19.01.2010 N 03-03-06/1/9, ФНС России от 31.10.2007 N ШС-6-14/847@). Однако механизм пересчета пеней не установлен НК РФ. В связи с этим налоговые органы считают правильным начислять пени на суммы ежемесячных авансовых платежей только по окончании отчетного (налогового) периода (смотрите письма Минфина России от 22.01.2010 N 03-03-06/1/15, ФНС России от 13.11.2009 N 3-2-06/127). Если организация по итогам налогового периода получила убыток, то пени, начисленные на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей, сторнируются (смотрите письмо ФНС России от 11.11.2011 N ЕД-4-3/18934).

Неуплата или несвоевременная уплата авансов не влечет наложения штрафа по ст. 122 НК РФ (смотрите п. 16 информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 N 71, постановления ФАС Дальневосточного округа от 04.02.2009 N Ф03-53/2009, ФАС Северо-Западного округа от 21.12.2006 N А42-1441/2006, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.07.2007 N Ф04-4993/2007).

Читайте также: