Почему информация о размере и источниках доходов кандидатов не относится к налоговой тайне

Обновлено: 30.06.2024

Определение понятия "налоговая тайна" дано в ст. 102 НК РФ. Однако наибольший интерес для налогоплательщиков представляют не общие формулировки законодательства, а конкретные разъяснения относительно того или иного вида данных. Итак, какие сведения составляют налоговую тайну?

Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом данные о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. представляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, представленных этим органам);
  5. представляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Пунктом 2 ст. 102 НК РФ установлено, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Рассмотрим разъяснения Минфина и ФНС разных лет, касающиеся отнесения к налоговой тайне тех или иных сведений.

Вопрос: Вправе ли государственный заказчик запросить у ФНС сведения о сумме капиталов и резервов баланса поручителя? Обязана ли ФНС предоставить такую информацию? Если государственному заказчику дано такое право, какой нормой оно закреплено?

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.

Любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщике, в том числе о сумме капиталов и резервов баланса, за исключением сведений, указанных в п. 1 ст. 102 НК РФ, разглашению не подлежат (Письмо ФНС России от 27.10.2011 N ЕД-3-3/3522@).

Вопрос: Относятся ли представленные в налоговый орган сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного НДФЛ к налоговой тайне, не подлежащей разглашению налоговыми органами?

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленной форме.

Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье, составляют налоговую тайну.

Таким образом, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица являются налоговой тайной, которая в силу положений п. 2 указанной выше статьи НК РФ не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (Письмо ФНС России от 20.10.2011 N ПА-3-12/3437).

С финансистами солидарны и налоговики: Федеральным законом N 149-ФЗ и Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" установлено, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к информации конфиденциального характера, распространение которой не допускается. Таким образом, сведения о доходах физического лица относятся к конфиденциальной информации и составляют налоговую тайну, не подлежащую распространению налоговыми органами. Действующее законодательство предусматривает предоставление конфиденциальной информации без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам (Письмо УФНС по г. Москве от 24.03.2010 N 20-14/3/030299).

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Вопрос: Является ли налоговой тайной в целях НДФЛ информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков?

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (календарный год) и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.

На основании таких сведений, представленных налоговыми агентами в налоговые органы, формируется федеральный информационный ресурс "Сведения о физических лицах".

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия.

На основании Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов налоговые органы обеспечивают доступ к конфиденциальной информации государственных органов, органов местного самоуправления, уполномоченных лиц и других пользователей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Утвержден Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96.

Таким образом, информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков составляет налоговую тайну и разглашению третьим лицам не подлежит, за исключением запросов, полученных от правоохранительных и судебных органов по находящимся в производстве делам (Письмо УФНС по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/055467@).

Вопрос: В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Составляют ли налоговую тайну сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физлица, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП?

Особенностью института налоговой тайны является получение сведений о налогоплательщиках налоговыми органами, составляющими единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, таможенными органами, составляющими единую федеральную централизованную систему в области таможенного дела, органами внутренних дел для реализации их основных функций в области отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, и следственными органами для осуществления полномочий в сфере уголовного судопроизводства.

НК РФ не регулирует правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (Письмо Минфина России от 13.04.2011 N 03-02-08/123).

Вопрос: Относятся ли к налоговой тайне сведения, содержащиеся в первичных документах, полученных налоговым органом?

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом, содержащиеся в первичных документах налогоплательщика, составляют налоговую тайну.

Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

За разглашение налоговой тайны должностные лица налоговых органов несут ответственность, установленную действующим законодательством (ст. ст. 102 и 313 НК РФ).

Специальный режим хранения сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, регулируется соответствующими актами ФНС. Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 утвержден Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

Согласно п. 3 ст. 102 НК РФ доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Кроме того, на основании ст. ст. 95 - 97 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля могут быть привлечены эксперт, специалист, а также переводчик.

Статьей 183 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные разглашение и использование сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известной по службе или работе (Письмо Минфина России от 12.04.2011 N 03-02-08/41).

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ. Пунктом 1 ст. 102 НК РФ установлен перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК РФ) (Письмо Минфина России от 21.09.2010 N 03-02-08/52).

Вопрос: Обязаны ли налоговые органы в случае необходимости предоставить органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления информацию о сумме излишне уплаченных налогов по конкретным налогоплательщикам, даже если эти сведения в соответствии со ст. 102 НК РФ составляют налоговую тайну?

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, предусмотренных этим пунктом.

К сведениям, которые не составляют налоговую тайну, информация о сумме излишне уплаченных налогов по конкретным налогоплательщикам не относится.

Право органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на получение от налоговых органов информации, необходимой для прогнозирования налоговых доходов соответствующих бюджетов, в настоящее время гарантировано обязанностью налоговых органов предоставлять информацию о начислении и уплате налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а также об учете налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию.

Такая обязанность налоговых органов закреплена в п. 3 ст. 26.22 Федерального закона N 184-ФЗ и в п. 4 ст. 65 Федерального закона N 131-ФЗ .

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410, предусмотрено предоставление налоговыми органами в финансовые органы субъектов РФ и местных администраций информации в целом о начислениях, уплаченных суммах и суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами согласно законодательству РФ (Письмо Минфина России от 19.11.2009 N 03-02-07/1-512).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Одной из частых причин отказа в вычетах по НДС или в признании расходов по налогу на прибыль необоснованными является то, что контрагент не исполняет своих налоговых обязательств. Это подразумевает, что организацию обвиняют в том, что она не проявила должной осмотрительности и осторожности при выборе партнера. Чтобы обезопасить свою компанию, многие бухгалтеры обращаются в налоговые органы, где состоит на учете их контрагент, за дополнительной информацией, чтобы узнать, не нарушает ли тот налоговое законодательство. В частности, своевременно ли контрагент уплачивает налоги, не привлекался ли он к налоговой ответственности, сдает ли отчетность.

При таком запросе налоговые органы не спешат делиться имеющейся у них информацией, ссылаясь на налоговую тайну. Какие же сведения считаются налоговой тайной?

Что является налоговой тайной?

Условия отнесения информации к сведениям, которые составляют коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

Одним из таких федеральных законов является Налоговый кодекс РФ. В нем урегулированы правоотношения в области налоговой тайны.

Налоговая тайна - это любые сведения о налогоплательщике, которые получены инспекцией и иными госорганами (п. 1 ст. 102 НК РФ). Например, о контрагентах и условиях сделок с ними, об остатках денег на счетах и депозитах, о способах налогового учета отдельных операций.

К налоговой тайне относится коммерческая тайна. Например, секреты производства и иные производственные, технические, экономические, организационные сведения (п. 2 ст. 102 НК РФ).

Налоговая тайна не подлежит разглашению. В настоящее время действуют несколько законов, которые определяют, в каких случаях и кому налоговые органы могут разгласить сведения о налогоплательщике, составляющие налоговую тайну (п. 2 ст. 102 НК РФ). Например, по запросу полиции или судей (пп. 29 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", ч. 6 ст. 1 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации").

Не являются налоговой тайной, в частности (п. 1 ст. 102 НК РФ):

  • общедоступные сведения, например, данные об организации из ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 6 Закона о регистрации юрлиц и ИП) или данные бухотчетности, которые можно получить в Росстате по запросу (ч. 1 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, п. 5.10 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.06.2008 N 420);
  • о применяемом спецрежиме, о среднесписочной численности работников;
  • о налоговых нарушениях и ответственности за них, в том числе о недоимке и задолженности по пеням и штрафам;
  • об уплаченных за прошлый год налогах и сборах;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за прошлый год;
  • об участии в КГН;
  • сведения, направляемые налоговым (таможенным, правоохранительным) органам других государств по международным договорам о взаимном сотрудничестве.

Ваш поставщик просит, чтобы вы подали в налоговую инспекцию согласие о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными? Обязаны ли вы это делать, и какие последствия влечет представление такого согласия?

Обязательно ли предоставление согласия о признании сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными?

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 102 НК РФ, представление согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными (далее – согласия) осуществляется налогоплательщиком на добровольной основе.

Вы вправе отказаться от режима налоговой тайны в отношении всех или части сведений. Для этого оформите согласие на признание налоговой тайны общедоступной (пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ).

Представление согласия обычно связано с необходимостью получения сведений о налогоплательщике каким-либо третьим лицом (государственным органом, кредитной организацией и др.) для оказания налогоплательщику услуг, предоставления сервисов или выполнения этим третьим лицом функций, возложенных на него в соответствии с законодательством Российской Федерации (проверка сведений, выдача лицензий и т.д.).

После получения согласия налогоплательщика сведения, которые становятся общедоступными, на открытых информационных ресурсах не размещаются, а предоставляются любым третьим лица на основании письменного запроса по форме по КНД 1110070.

При выданном согласии с кодом 1400 общедоступной будет информация, указанная самим налогоплательщиком, в том числе информация о поставщиках и покупателях.

Согласие на признание налоговой тайны общедоступной подайте в инспекцию по месту своего нахождения или жительства (п. 3 Порядка представления согласия).

Представить форму в инспекцию можно одним из следующих способов (п. п. 2, 4, 7 Порядка представления согласия):

  • в бумажном виде: лично (через представителя) или по почте;
  • в электронной форме: по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика с использованием усиленной электронной подписи (квалифицированной или неквалифицированной).

Разглашение налоговой тайны: как доказать и что грозит виновным?

Знайте, разглашением налоговой тайны считается не только результат каких-либо действий, но также бездействие и утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну (п. 4 ст. 102 НК РФ). Если из-за этого организация получит убыток, то можно потребовать возмещение ущерба за счет федерального бюджета (п. 1 ст. 35). Хотя доказать разглашение практически нереально.

Кроме того, для виновных лиц предусмотрена дисциплинарная (ст. 12 Закона от 21.03.91 N 943-1;
статьи 57, 58 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ) и даже уголовная ответственность за разглашение налоговой тайны (ч. 2—4 ст. 183 УК РФ). Правда, рассчитывать, что это кого-то остановит, не стоит.

Определение понятия "налоговая тайна" дано в ст. 102 НК РФ. Однако наибольший интерес для налогоплательщиков представляют не общие формулировки законодательства, а конкретные разъяснения относительно того или иного вида данных. Итак, какие сведения составляют налоговую тайну?

Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом данные о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. представляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, представленных этим органам);
  5. представляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Пунктом 2 ст. 102 НК РФ установлено, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Рассмотрим разъяснения Минфина и ФНС разных лет, касающиеся отнесения к налоговой тайне тех или иных сведений.

Вопрос: Вправе ли государственный заказчик запросить у ФНС сведения о сумме капиталов и резервов баланса поручителя? Обязана ли ФНС предоставить такую информацию? Если государственному заказчику дано такое право, какой нормой оно закреплено?

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение.

Любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщике, в том числе о сумме капиталов и резервов баланса, за исключением сведений, указанных в п. 1 ст. 102 НК РФ, разглашению не подлежат (Письмо ФНС России от 27.10.2011 N ЕД-3-3/3522@).

Вопрос: Относятся ли представленные в налоговый орган сведения о доходах физических лиц и суммах начисленного и удержанного НДФЛ к налоговой тайне, не подлежащей разглашению налоговыми органами?

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по установленной форме.

Согласно п. 1 ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье, составляют налоговую тайну.

Таким образом, сведения о доходах налогоплательщика - физического лица являются налоговой тайной, которая в силу положений п. 2 указанной выше статьи НК РФ не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (Письмо ФНС России от 20.10.2011 N ПА-3-12/3437).

С финансистами солидарны и налоговики: Федеральным законом N 149-ФЗ и Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" установлено, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к информации конфиденциального характера, распространение которой не допускается. Таким образом, сведения о доходах физического лица относятся к конфиденциальной информации и составляют налоговую тайну, не подлежащую распространению налоговыми органами. Действующее законодательство предусматривает предоставление конфиденциальной информации без согласия налогоплательщика только в судебные и правоохранительные органы по их мотивированным запросам (Письмо УФНС по г. Москве от 24.03.2010 N 20-14/3/030299).

Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Вопрос: Является ли налоговой тайной в целях НДФЛ информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков?

В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период (календарный год) и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ.

На основании таких сведений, представленных налоговыми агентами в налоговые органы, формируется федеральный информационный ресурс "Сведения о физических лицах".

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия.

На основании Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов налоговые органы обеспечивают доступ к конфиденциальной информации государственных органов, органов местного самоуправления, уполномоченных лиц и других пользователей в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Утвержден Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96.

Таким образом, информация о персональных данных конкретных налогоплательщиков составляет налоговую тайну и разглашению третьим лицам не подлежит, за исключением запросов, полученных от правоохранительных и судебных органов по находящимся в производстве делам (Письмо УФНС по г. Москве от 26.05.2010 N 20-14/055467@).

Вопрос: В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Составляют ли налоговую тайну сведения о номере, дате выдачи и органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физлица, содержащиеся в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП?

Особенностью института налоговой тайны является получение сведений о налогоплательщиках налоговыми органами, составляющими единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, таможенными органами, составляющими единую федеральную централизованную систему в области таможенного дела, органами внутренних дел для реализации их основных функций в области отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления, и следственными органами для осуществления полномочий в сфере уголовного судопроизводства.

НК РФ не регулирует правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Отношения в области государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона N 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен. Сведения о номере, дате выдачи документа, удостоверяющего личность физического лица, и органе, выдавшем этот документ, содержащиеся в государственных реестрах, могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, иным государственным органам, судам, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ (Письмо Минфина России от 13.04.2011 N 03-02-08/123).

Вопрос: Относятся ли к налоговой тайне сведения, содержащиеся в первичных документах, полученных налоговым органом?

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ сведения, полученные налоговым органом, содержащиеся в первичных документах налогоплательщика, составляют налоговую тайну.

Согласно п. 2 ст. 102 НК РФ налоговая тайна не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

За разглашение налоговой тайны должностные лица налоговых органов несут ответственность, установленную действующим законодательством (ст. ст. 102 и 313 НК РФ).

Специальный режим хранения сведений о налогоплательщиках, составляющих налоговую тайну, регулируется соответствующими актами ФНС. Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 утвержден Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов.

Согласно п. 3 ст. 102 НК РФ доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Кроме того, на основании ст. ст. 95 - 97 НК РФ в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля могут быть привлечены эксперт, специалист, а также переводчик.

Статьей 183 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконные разглашение и использование сведений, составляющих налоговую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известной по службе или работе (Письмо Минфина России от 12.04.2011 N 03-02-08/41).

В соответствии с п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено ст. 102 НК РФ. Пунктом 1 ст. 102 НК РФ установлен перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа при исполнении им своих обязанностей (п. 2 ст. 102 НК РФ) (Письмо Минфина России от 21.09.2010 N 03-02-08/52).

Вопрос: Обязаны ли налоговые органы в случае необходимости предоставить органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления информацию о сумме излишне уплаченных налогов по конкретным налогоплательщикам, даже если эти сведения в соответствии со ст. 102 НК РФ составляют налоговую тайну?

В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, предусмотренных этим пунктом.

К сведениям, которые не составляют налоговую тайну, информация о сумме излишне уплаченных налогов по конкретным налогоплательщикам не относится.

Право органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на получение от налоговых органов информации, необходимой для прогнозирования налоговых доходов соответствующих бюджетов, в настоящее время гарантировано обязанностью налоговых органов предоставлять информацию о начислении и уплате налогов и сборов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, а также об учете налогоплательщиков по каждому муниципальному образованию.

Такая обязанность налоговых органов закреплена в п. 3 ст. 26.22 Федерального закона N 184-ФЗ и в п. 4 ст. 65 Федерального закона N 131-ФЗ .

Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N 410, предусмотрено предоставление налоговыми органами в финансовые органы субъектов РФ и местных администраций информации в целом о начислениях, уплаченных суммах и суммах задолженности, недоимки, отсроченных (рассроченных), реструктурированных и приостановленных к взысканию налогов, сборов, пеней и штрафов по соответствующим видам налогов, сборов и иных обязательных платежей, контролируемых налоговыми органами согласно законодательству РФ (Письмо Минфина России от 19.11.2009 N 03-02-07/1-512).

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Вся информация о компании или физлице, которая не относится к публичной, является налоговой тайной. За ее разглашение предусмотрена материальная, административная и даже уголовная ответственность. Раскрыть секретную информацию могут только с согласия самого налогоплательщика или по запросу определенных ведомств.

Налоговой тайной является информация, которая в соответствии с законодательством не подлежит разглашению. В случае ее незаконного использования предусмотрена серьезная ответственность, вплоть до уголовной.

Что говорит закон

Понятие налоговой тайны в законодательном поле впервые было введено в 1999 г., когда в ст. 102 НК РФ появилась следующая характеристика этого словосочетания: налоговая тайна – это информация, которая касается налогоплательщика, и стала известна государственным службам в результате выполнения ими своих профессиональных обязанностей.

Такие данные признаются секретными и не подлежат разглашению третьим лицам.

Приведем наглядный пример:

Бывшую супругу ИП Смирнова интересует информация, сколько зарабатывает ее бывший муж и в каком кредитном учреждении он хранит свои сбережения. Она направляет запрос в налоговый орган с требованием предоставить необходимые ей данные.

В этом случае, если сотрудник госслужбы даст ей эту информацию, он рискует нарушить не только Административный, но и Уголовный кодекс. Такие сведения являются тайной.

Законодательство не предусматривает разграничений для разных категорий налогоплательщиков: и частные лица, и ИП, и организации имеют право на защиту личной информации и данных, представляющих коммерческую тайну.

Некоторое недоумение вызывает то, что в ст. 102 НК РФ не указан точный перечень сведений, которые попадают под понятие тайны. Однако в этом вопросе можно опираться на иные нормативные документы, например, письмо Минфина № 03-02-08/41 от 11.04.2011.

Какие данные запрещается разглашать

К информации, которую запрещено разглашать, относятся любые полученные налоговиками сведения о налогоплательщике, кроме данных, которые являются общедоступными или оглашенными с согласия физического лица или организации.

Источник: freepik.com/d3images

Соответственно, к таким сведениям можно отнести:

  • первичную документацию – расчетно-кассовые ордеры, акты приема-передачи, платежные поручения и др.;
  • декларации, подаваемые в налоговые органы;
  • финансовые бумаги, не находящиеся в открытом доступе;
  • информацию об отчислениях в государственные фонды;
  • секретные разработки компаний;
  • личную информацию физических лиц;
  • иные данные, составляющие коммерческую тайну.

Разглашение такой информации налагает на нарушителя ответственность в соответствии с нормативными документами РФ.

Что не является тайной

Для частных лиц к таким данным относятся:

  • ФИО;
  • данные о рождении;
  • номера городских и мобильных телефонов;
  • место работы.

Для юридических лиц и ИП в данный перечень включают:

  • наименование компании;
  • организационную форму;
  • контактные данные;
  • ФИО руководителей;
  • данные ИНН;
  • информацию о имеющихся налоговых нарушениях;
  • данные о проверках;
  • разновидность используемого налогового режима;
  • информацию о численности работников в компании;
  • финансовые показатели доходов и расходов, отраженные в отчетности и др.

Внимание! Если физическое лицо или представитель фирмы подписал бумагу, разрешающую пользоваться данными, такие сведения перестают быть тайными.

Все перечисленные сведения не относятся к налоговой тайне, поэтому за их разглашение не предусмотрено никакой ответственности.

Нарушение режима секретности

К ситуациям, относящимся к нарушению требований секретности, относят следующие:

  • работник государственной службы, имеющий доступ к закрытой информации, разгласил ее;
  • бумаги или иные носители с данными были потеряны.

Я не думал, что это секрет. Источник: freepik.com/user16527181

В таком случае ответственность может наступить при выполнении трех условий:

  1. Утечка информации нанесла налогоплательщику ущерб.
  2. Установлено лицо, совершившее нарушение в силу своего действия или бездействия.
  3. Данное действие или бездействие явилось причиной возникновения ущерба.

В соответствии с нормативными актами РФ за разглашение налоговой тайны предусмотрено три разновидности ответственности: административная, материальная, уголовная.

КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафа: для частных лиц – в размере 500–1 000 руб., для юридических лиц – от 4 000 до 5 000 руб.

Материальная компенсация нанесенного ущерба производится силами госбюджета, т.к. нарушение было допущено государственным органом.

Уголовная ответственность куда серьезнее. Здесь размер штрафа, в соответствии со ст. 183 НУК РФ, достигает 1 млн руб. или суммы заработной платы, полученной за период до 2 лет. Кроме этого, обвиняемому могут присудить принудительные работы сроком до 3 лет или заключение в тюрьму на такое же время.

Кто может получить доступ к информации

В ряде случаев налоговики должны предоставить доступ к секретной информации налогоплательщиков. Для этого необходимо соблюдение следующих условий:

  • запрос в налоговую представлен на официальном бланке государственного учреждения;
  • на запросе поставлена подпись руководителя организации;
  • в документе есть ссылка на нормативный акт, в соответствии с которым организация имеет право запрашивать данные;
  • в тексте есть обоснование цели получения секретных сведений.

К организациям, которые имеют право предъявлять такие запросы, относят государственные структуры, следственные органы, судебные инстанции.

В налоговой службе доступ к тайной информации также ограничен. Его имеют только обозначенный в соответствующих документах круг лиц. В таких бумагах указывается перечень сотрудников, имеющих доступ, и список их полномочий.

Все такие должностные лица собственноручно подписывают согласие, в котором говорится о наступлении ответственности в случае разглашения налоговой тайны.

Когда стоит дать согласие на раскрытие тайны

Любая компания может подать в налоговую инспекцию согласие на раскрытие тайны. С помощью такого документа можно предоставить доступ ко всей или только части информации. При этом в некоторых ситуациях это вполне обосновано.

Лучше не буду ничего разрешать. Источник: freepik.com/katemangostar

При раскрытии определенной информации партнеры организации смогут выполнить требование законодательства и с большей вероятностью захотят продолжать бизнес-отношения с такой компанией.

Раскрытие тайных данных актуально и при необходимости воспользоваться кредитованием. Оно позволяет кредитной организации убедиться в достоверности предоставленных документов, что положительно сказывается на принятии решения о выдаче займа.

В ряде случаев раскрытие требуется для участия в государственных тендерах, при проведении торгов и аукционов.

Вывод

Сведения, передаваемые в налоговую службу, представляют собой налоговую тайну, за исключением общедоступных данных. За использование такой информации предусмотрена ответственность, кроме случаев, когда организация дала согласие на раскрытие тайны.

Налоговая тайна – это понятие, впервые упомянутое в отечественном законодательстве относительно недавно – 20 лет назад. А потому все еще возникают такие вопросы относительно нее, как и кто имеет право ее хранить, и каковы последствия за разглашения оной. Узнаем это из представленного материала.

Налоговая тайна - данные о лице, которые обязуются сохранить от распространения государственные органы

Налоговая тайна — данные о лице, которые обязуются сохранить от распространения государственные органы

Сведения, составляющие налоговую тайну

Впервые данный термин вступил в силу как часть законодательного акта первого января 1999 года, в составе первой части Налогового Кодекса. Так, согласно статье №102 данного документа, вся информация, касающаяся того или иного налогоплательщика обязана быть защищена путем ограничения к ней доступа ввиду соответствующих требований относительно конфиденциальности. Разумеется, действует данное требование об ограничениях при поступлении данных как в Федеральную налоговую службу, так и в органы систем:

  • таможенной;
  • правоохранительной;
  • внебюджетной;
  • следственной и т.д.
  • статус гражданина РФ (физическое лицо);
  • организации (юридическое);
  • индивидуального предпринимателя.

Выдержка из НК РФ Статьи 102. Налоговая тайна

Выдержка из НК РФ Статьи 102. Налоговая тайна

Говоря иными словами, перечисленные выше инстанции, в связи с исполнением ими определенных задач и обязанностей, ведут деятельность, напрямую сопряженную с получением такой информации, как:

  • данные о финансовом положении того или иного лица;
  • имущественные характеристики и т.д.

Распространять перечисленные сведения произвольно, значит нанести вред интересам лица, на которое собраны сведения, так как:

  • закон гарантирует гражданам России полную неприкосновенность частной жизни;
  • организации же защищены законом от разглашения сведений высокой коммерческой значимости для конкурентов.

Категория, к которой относится то или иное лицо, не имеет значения для защиты его личной информации

Категория, к которой относится то или иное лицо, не имеет значения для защиты его личной информации

Непосредственно обсуждаемая нами статья Налогового Кодекса не приводит перечень наименований, относящихся к обозначенной ранее тайне, но зато список дают иные документы, например, письмо, составленное Минфин России. Так, согласно ему к интересующей нас категории можно отнести данные о:

  • содержании официальных бумаг налогоплательщика, относящихся к первичному типу;
  • сведениях, которые представляют собой декларацию доходов лица и его расходов;
  • его имущественном счете и т.д.

Помимо прочего, распространение налоговой тайны производится также на данное о том, какие сборы в пользу бюджета страны, дивиденды и т.д. лицом уплачивались, а также на:

  • производственные секреты организации;
  • прочую информацию коммерческого характера.

Хранить тайну обязуются все отображенные на картинке структуры нашего государства

Хранить тайну обязуются все отображенные на картинке структуры нашего государства

Несмотря на то, что обозначенная нами выше статья Кодекса не предоставляет перечня сведений, относящихся к налоговой тайне, она совершенно конкретно оговаривает то, какие виды данных к ней не имеют отношения. Рассмотрим их в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Какая информация не будет относиться к налоговой тайне

  • реквизиты банковского счета;
  • место трудоустройства лица;
  • должность гражданина и т.д.

Если вы дали согласие на обработку и передачу каких-либо сведений, они также считаются общедоступными

Если вы дали согласие на обработку и передачу каких-либо сведений, они также считаются общедоступными

Отдельно также стоит выделить сведения об индивидуальном номере налогоплательщика, который также не относится к сведениям, защищаемым тайной, так как искомую информацию можно получить в режиме онлайн, при условии, что вам известны:

  • реквизиты паспорта лица физического;
  • полное наименование организации.

К этой же категории общедоступных следует относить сведения, касающиеся нарушения законодательства в интересующей области. Причем, актуален этот пункт будет вновь для обеих рассматриваемых категорий субъектов, коим данные принадлежат, но в большей степени все же речь идет о предпринимателях и прочих организациях. Так как, на например, о том, совершали ли они нарушения в области налогового законодательства, можно узнать онлайн из:

  • Единого государственного реестра юридических лиц;
  • Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Некоторые сведения не относятся к налоговой тайне, невзирая на желание субъекта данных

Некоторые сведения не относятся к налоговой тайне, невзирая на желание субъекта данных

Искомые данные могут изучаться всеми желающими, и должны приниматься во внимание, так как могут оказать предопределяющее значение при заключении с организациями каких-либо сделок.

Данные, которые собираются ФНС после проведения структурой проверок налогового характера, также не должны ограничиваться конфиденциальным доступом но лишь при условии, когда искомая проверка проводилась по отношению кандидата, выбираемого для становления членом:

  • Федерального государственного органа;
  • региональной структуры.

Тем не менее, искомая информация даже в этом случае может распространяться лишь членам, присутствующим в избирательной комиссии. Иными словами, человек со стороны не сможет узнать, какими имущественными объектами владеет рассматриваемое лицо, или его супруг и т.д.

О том, на каком режиме налогообложения работает та или иная организация, имеет право знать каждое лицо, которое с ней сотрудничает

О том, на каком режиме налогообложения работает та или иная организация, имеет право знать каждое лицо, которое с ней сотрудничает

Данные относительно выбранного организацией режима обложения обязательными сборами в пользу казны также не являются частью налоговой тайны, как для ИП, так и для ООО, АО и т.д. Рассмотрим режимы, не подлежащие сокрытию, далее в таблице.

Таблица 2. Какие налоговые режимы не обязаны сохранять конфиденциальность

Налоговый режимОписание
ЕСНХРасшифровывается данная аббревиатура, как Единый сельскохозяйственный налог, подходящий только для производителей продукции обозначенной категории.
УСНУпрощенная система налогообложения подходит бизнесу на начальных этапах.
ЕНВДЕдиный налог на вмененный доход актуален только для конкретных видов деятельности организаций, например: оказания ветеринарных услуг, торговля в павильонах и т.п.
ОСНОбщая система налогообложения, на которой начинают работать многие предприниматели.
Патентная системаВид деятельности, предполагающий покупку патентов для ведения бизнеса сроком от 1 до 12 месяцев.

Также к налоговой тайне нельзя отнести сведения, которые относятся к международным отношениям. Искомые сведения передаются из иностранных правоохранительных органов или налоговой нашим согласно заключенным официально договоренностям. За рамки ведомств сведения не выходят, но, тем не менее, к категории налоговой тайны не могут быть причислены.

При разглашении рассматриваемой тайны как сотрудника, допустившего это, так и всю структуру будут ждать серьезные последствия

При разглашении рассматриваемой тайны как сотрудника, допустившего это, так и всю структуру будут ждать серьезные последствия

Разглашение налоговой тайны: ответственность

Статьей Налогового Кодекса №102 предусматриваются следующие два вида преступлений в области нарушения налоговой тайны:

  • разглашение сведений лицом, занимающим должность в органах, непосредственно работающим с искомыми данными;
  • потеря бумаг, в которых обозначались некоторые данные тайны.

Чтобы лицо, совершившее преступление, было наказано по строгости закона, необходимо, дабы соблюдались следующие требования:

  • имел место быть ущерб, направленный по отношению носителя той информации, которая должна была защищаться от распространения представителями государственных структур;
  • должностное лицо умышленно совершило поступок, разгласив сведения, или же халатно отнеслось к требованиям по их защите;
  • между действиями работника служб и ущербом, наступившим впоследствии распространения данных, имеется прямая связь.

Разумеется, обстоятельства нарушения будут рассматриваться в каждом конкретном случае отдельно. В качестве наказания к нарушителю могут применяться следующие меры:

  • денежные санкции, выплачивать которые должен не сам нарушитель, а орган, в котором он трудится, обязавшийся хранить тайну;
  • штраф, который будет платить уже сам человек, занимающий должность, размер которого составит от 4 до 5 тысяч рублей;
  • трюмное заключение на срок до трех в случае, когда разглашена банковская, налоговая или коммерческая тайна, или до 5 лет, когда нанесенный ущерб считается значительным.

Просим обратить внимание, что передача личных данных следственным органам или суду при поступлении соответствующего запроса к данному виду нарушений не относится, это обязанность рассматриваемых структур.

Закон защищает право на тайну

Закон защищает право на тайну

Заключение

Налоговая тайна представляет собой данные относительно того или иного лица, которые не подлежат разглашению. Их конфиденциальность защищена законом, и потому уполномоченные на обработку искомых сведений органы обязаны их хранить. Если по какой-то причине информация оказывается обнародованной, государственные структуры несут соответствующее законное наказание, определяющееся согласно степени ущерба, нанесенного субъекту, коему принадлежала тайна.

Налоговые обязательства, возложенные государством на юридических и физических лиц, делятся на прямые и косвенные. Их основное отличие — в способе назначения и изъятия денежных средств. Заметно влияние прямых налогов на финансовое состояние бюджета страны, косвенные же действуют опосредованно. Последние не отражаются на себестоимости продукции и услуг, на чистой прибыли предприятия. Перечень, что относится к косвенным налогам, представлен в НК РФ. Подробнее об этом читайте в специальной статье.

Видео – Налоговая тайна

Читайте также: