Пути совершенствования государственной пошлины

Обновлено: 02.07.2024

Государственная пошлина — это денежный сбор, взимаемый за совершение уполномоченными госорганами юридически значимых действий в отношении заявителей. Он уплачивается гражданином или юридическим лицом в бюджет в размерах, установленных законодательством.

Что такое государственная пошлина

В ст. 333.16 второй части Налогового кодекса РФ законодателем дан ответ на вопрос, что такое госпошлина, или государственная пошлина, — это сбор, взимаемый с граждан или юридических лиц при обращении в госорганы за совершением юридически значимых действий. Такие действия перечислены законодательством, для каждого из них установлен свой размер платы с заявителя в пользу государства.

Государственная пошлина установлена и регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ. Она относится к федеральным налогам, то есть органы власти в регионах не имеют права на своем уровне устанавливать какие-либо нормы, касающиеся госпошлины. Но большая часть средств зачисляется в местные бюджеты.

Как распределяются поступившие средства между бюджетами, указано в нормах Бюджетного кодекса РФ. По общему принципу, изложенному в ст. 50 БК РФ, в федеральный бюджет зачисляется государственная пошлина, для которой не установлено правило зачисления в региональный бюджет. На практике, исходя из 61.1 – 61.6, это означает, что большинство средств поступает в местный бюджет субъекта РФ. В федеральный бюджет попадают суммы, уплаченные за рассмотрение дела в арбитражном, Верховном или Конституционном суде, за регистрацию юридических лиц или регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юрлиц. В соответствии с законодательством, когда взыскивается госпошлина в доход местного бюджета по решению суда, это законно, хотя налог и является федеральным.

Госпошлина

Плательщики

Плательщиком госпошлины может оказаться любое лицо — как юридическое, так и физическое. Мы становимся плательщиками пошлины, когда:

  • обращаемся за совершением юридически значимых действий в органы, уполномоченные на их совершение (в том числе к нотариусу или в суд);
  • выступаем ответчиками в судах (любого уровня), где решение принято не в нашу пользу, а истец по делу освобожден от уплаты госпошлины.

Самый простой пример: уплата пошлины при подаче заявления на брак или развод в ЗАГС, при получении копии свидетельства о рождении и т. д.

За что уплачивается госпошлина

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за их совершением обратились.

Юридически значимые действия, для производства которых требуется заплатить пошлину, перечислены в Налоговом кодексе.

В ст. 333.17 – 333.33 НК РФ указано, за что платят госпошлину:

Особенность уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Порядок и сроки уплаты. Возврат госпошлины

Государственная пошлина взимается за последующее юридически значимое действие и поэтому уплачивается в большинстве случаев до его совершения. Налоговым кодексом указаны такие сроки уплаты пошлины:

  • при обращении в суды — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы;
  • при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;
  • при обращении за выдачей документов (дубликатов) — до выдачи этих документов (дубликатов);
  • при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;
  • при обращении за государственной регистрацией прав, ограничений, договоров и т. д. — до подачи соответствующих заявлений, а если они были поданы в электронном виде — до принятия их к рассмотрению;
  • при совершении иных юридически значимых действий — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

Проигравшие судебный спор ответчики вносят средства в бюджет после вступления судебного постановления в законную силу в добровольном порядке (ст. 318 НК РФ установлен срок 10 дней с момента вступления решения в силу), в противном случае следует принудительное взыскание суммы судебными приставами с уплатой исполнительского сбора.

Особенности уплаты государственной пошлины за совершение действий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней установлены в статье 333.32 НК РФ.

В НК РФ не указано, как уплачивается госпошлина, основные принципы уплаты:

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документ, подтверждающий уплату:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается либо банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, в который производилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Отсрочка или рассрочка уплаты госпошлины предоставляется на срок до одного года по ходатайству заинтересованного лица. Проценты в случае рассрочки не начисляются.

Уплаченную государственную пошлину допускается вернуть в следующих случаях:

  1. Если она переплачена (сумма оплаты больше, чем установленный размер пошлины).
  2. Если суд вернул заявление или жалобу, отказав в рассмотрении.
  3. Если нотариус отказал в совершении нотариальных действий.
  4. Если лицо отказывается от совершения действия, за которое уплачена госпошлина, до обращения в госорган.
  5. Если гражданину отказывают в выдаче паспорта (в случаях, определенных законом).
  6. В некоторых других случаях.

Пошлину, уплаченную за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, сделок с ним, регистрацию юрлица в случае отказа в государственной регистрации вернуть нельзя.

Для возврата суммы госпошлины необходимо в течение 3 лет со дня ее уплаты подать заявление в государственный орган, совершающий действия, за которые эта пошлина уплачена. К заявлению прикладывают квитанцию с подтверждением оплаты, решение о возвращении жалобы, иска, оставлении их без рассмотрения и т. д. Вернуть излишне уплаченную сумму должны в течение 1 месяца.

Государственная пошлина не уплачивается, если внесение изменений в документ вызвано ошибкой, допущенной по вине органа или должностного лица, выдавшего документ.

Судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ предоставлено право освобождать плательщика от уплаты госпошлины, исходя из его имущественного положения.

Для жителей Крыма и города федерального значения Севастополя сделали исключение. При обмене украинских документов на российские (водительские права, регистрационные свидетельства на недвижимость и пр.) госпошлину платить не нужно (пункт 29-31 статьи 333.25 НК РФ). Если потеряете новый документ или понадобится перевыпустить его, госпошлину платить придется.

Льготы по уплате госпошлины

Налоговым кодексом РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций. Этот список содержится в статье 333.35 НК РФ.

Также льготы и освобождения от уплаты госпошлины за конкретные виды нотариальных действий, госрегистрацию и обращение в суд определены в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ.

Размеры государственной пошлины

В Налоговом кодексе размер государственной пошлины устанавливается для каждого вида юридически значимого действия, он также зависит от категории плательщиков. Все размеры установлены в статьях 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ.

Особенности уплаты госпошлины по различным основаниям регулируются статьями 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.34 НК РФ.

С 1 января 2017 года размер госпошлины за проведение процедуры банкротства физического лица зависит от статуса заявителя. Для физического лица ее размер составит 300 рублей, для юридического лица — 6000 рублей. Эти изменения предусматривает новая редакция пп. 5 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, они внесены федеральным законом №407-ФЗ от 30.11.2016. Ранее при подаче заявления о признании должника несостоятельным и организации, и граждане должны были уплатить государственную пошлину в размере 6000 рублей, но с 2017 года за проведение процедуры банкротства граждане уплачивают сумму в 20 раз меньшую, чем юридические лица.

Зачисление

Согласно БК РФ, в какой бюджет поступает госпошлина, зависит от ее назначения.

100% в бюджет субъектов РФ зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами;
  • за совершение нотариальных действий;
  • за госрегистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, их отделений, за госрегистрацию изменений их учредительных документов;
  • за госрегистрацию региональных отделений политических партий;
  • за госрегистрацию договора о залоге транспортных средств, включая выдачу свидетельства и его дубликата;
  • за выдачу квалификационного аттестата, предоставляющего право осуществлять кадастровую деятельность;
  • за выдачу свидетельства о государственной аккредитации региональной спортивной федерации;
  • за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта РФ, за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием пользования участками недр местного значения;
  • за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных и черных металлов;
  • за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ, связанные с лицензированием и аккредитацией образовательных учреждений;
  • за предоставление лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции в части, произведенной из конфискованного сырья;
  • за выдачу свидетельств об аккредитации в целях признания компетентности организации в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю;
  • за действия органов исполнительной власти субъектов РФ по проставлению апостиля на документах об образовании, ученых степенях и званиях;
  • за выдачу органом исполнительной власти субъекта РФ специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в бюджет поселений зачисляется госпошлина:

  • на совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления поселения, уполномоченными на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления поселения специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.

100% в муниципальные бюджеты зачисляется госпошлина:

  • по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации);
  • за государственную регистрацию транспортных средств, в том числе временную — по месту их пребывания, за выдачу различных свидетельств автовладельцам и т. д.;
  • за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции;
  • за выдачу органом местного самоуправления муниципального района специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов;
  • за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления муниципального района, уполномоченными в соответствии с законодательными актами РФ на совершение нотариальных действий в населенном пункте, который расположен на межселенной территории и в котором отсутствует нотариус.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя подлежит зачислению государственная пошлина за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления, по нормативу 100%.

Государственная пошлина: что нового в 2021 году

В соответствии с ФЗ-374 от 23.11.2020 с 1 января 2021 года вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за регистрацию недвижимости на реорганизованное форме преобразования юрлицо — в размере 1000 рублей;
  • за внесение о юрлице данных в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 рублей;
  • за получение специального права на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9 500 000 рублей.

Вводятся новые основания для предоставления льгот, освобождаются от обязанности по уплате госпошлины лица, регистрирующие права на недвижимость, возникшие до вступления в силу ФЗ-122 от 21.07.1997, граждане, приобретающие жилые помещения или доли в них в связи с утратой прежнего жилья в результате ЧС.

В качестве вывода: государственная пошлина относится к федеральным налогам, уплачивается за совершение госорганами юридически значимых действий в пользу заявителя. Размер устанавливается НК РФ, существуют льготы для отдельных лиц, оплата производится в банках заранее или непосредственно при обращении по реквизитам, указанным госорганом.

Появление в Налоговом кодексе гл. 25.3 "Государственная пошлина" и признание Закона от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" наряду с преемственностью по многим положениям обусловило ряд принципиально новых моментов, касающихся администрирования государственной пошлины.

Государственную пошлину официально назвали сбором. Тем самым законодатель внес ясность в вопрос о правовой природе данного платежа.В связи с этим, во-первых, в соответствии со ст.13 Налогового Кодекса РФ и ст.218 Бюджетного кодекса РФ теперь государственная пошлина подлежит зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства.

Во-вторых, на отношения, связанные с государственной пошлиной, распространяются все нормы, регулирующие вопросы уплаты сборов, содержащиеся в гл.1 Налогового Кодекса РФ. В частности, предоставленная ст.333.40 Налогового Кодекса РФ возможность возврата излишне уплаченной государственной пошлины должна исполняться налоговыми органами в соответствии с порядком, предусмотренным ст.78 Налогового Кодекса РФ.

В-третьих, в случае несвоевременной уплаты государственной пошлины (а такое вполне возможно, так как нормы, закрепленные в гл. 25.3 Налогового Кодекса РФ, предусматривают случаи уплаты государственной пошлины в течение определенного срока после совершения юридически значимого действия, за которое платится государственная пошлина) должны применяться нормы ст.75 Налогового Кодекса РФ, закрепляющие обязанность уплаты пени за несвоевременную уплату сбора.

Что же касается привлечения к ответственности плательщиков государственной пошлины в случаях ее неуплаты либо неполной уплаты, то согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 года нормы ст.122 Налогового Кодекса РФ в данном случае применены быть не могут. В то же время Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации" N 174-ФЗ от 23 декабря 2004 г. были внесены изменения в перечень администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации. С 1 января 2005 г. администраторами государственной пошлины являются различные органы государственной власти в зависимости от вида действий, за которые взимается госпошлина (Приложение 2).

Федеральная налоговая служба теперь является администратором только двух видов государственных пошлин. Остальные виды государственной пошлины администрируются шестнадцатью другими государственными и нотариальными органами.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. "О федеральном бюджете на 2005 год" органы управления, за которыми закреплены источники доходов, обязаны осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России, также разъяснено, что администраторами поступлений являются органы власти (а также созданные ими учреждения), осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Кроме того, данным документом определено, что администраторы в рамках бюджетного процесса осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств соответствующего доходного источника.

Однако перечисленные функции администратора поступлений в бюджет практически совпадают с функциями, которые в соответствии со ст.30 Налогового Кодекса РФ возложены на налоговые органы.Следовательно, для выполнения возложенных задач по администрированию государственной пошлины всем органам (за исключением Федеральной налоговой службы, у которой такие структурные подразделения уже есть) необходимо создать системы: учета плательщиков; учета платежей; контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты; начисления пени; принудительного взыскания и т.д.Фактически внутри каждого из шестнадцати государственных органов, являющихся администраторами государственной пошлины, необходимо создать специализирующиеся на одном платеже налоговые службы, а это несомненно потребует затрат значительных средств, трудовых ресурсов и времени.

Выше было показано, что существующие размеры судебных пошлин едва ли можно рассматривать как создающие сколь-либо серьезное препятствие для заинтересованных лиц (участников споров) в получении судебной защиты.

Напротив, по ряду категорий дел размер госпошлины совершенно неадекватен их сложности и длительности рассмотрения, в связи с чем госпошлина фактически не выполняет своего назначения - покрытия затрат на соответствующую публичную деятельность (в данном случае - суда) - и, по сути, является символической. Автор настоящей работы неоднократно выступал за пересмотр размеров госпошлины, упорядочение льгот по ней с тем, чтобы обеспечить сближение сумм, поступающих в бюджет от ее взимания, и затрат на финансирование судов .

См., напр.: Приходько И.А., Пацация М.Ш. Арбитражный процесс в современной России. М., 2002. С. 93.

Однако нельзя не учитывать по меньшей мере следующих обстоятельств.

Во-первых, реализация этой идеи объективно приведет к увеличению госпошлины, и, следовательно, последняя будет являться более значимым экономическим фактором (по сути - условием) для обращения в суд, чем в настоящее время. В особенности это имеет значение для граждан, а также некоммерческих организаций, фермерских хозяйств и т.п.

Во-вторых, в этих условиях значимость возможности получения отсрочки (рассрочки) в уплате госпошлины существенно возрастает.

В-третьих, получение отсрочки (рассрочки) в уплате госпошлины по решению органов исполнительной власти значительно усложнит доступ к получению судебной защиты. Ведь появится целая категория дел по жалобам на отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки). Поскольку соответствующие судебные акты могут быть обжалованы, спор об отсрочке превращается в многоинстанционную процедуру, при том, что до принятия иска (не говоря уже о рассмотрении самого материально-правового требования истца) дело так и не дошло .

Как справедливо отмечает В.М. Шерстюк, отказ налогового органа в предоставлении льгот по уплате госпошлины может быть обжалован в арбитражный суд, в связи с чем исход дела по частному вопросу (а не по существу материально-правового спора) может быть ясен только через несколько месяцев разбирательства дела в различных инстанциях (Шерстюк В.М. Новые положения проекта третьего Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации // Хозяйство и право. 2001. N 5. С. 80).

Есть реальная опасность искусственного создания судебной волокиты, неоправданной загрузки судов, риска пропуска срока исковой давности в период разбирательств по поводу госпошлины, т.е. объективного ухудшения ситуации как с возможностью получения судебной защиты, так и с ее эффективностью.

Возможным (хотя и нестандартным) выходом из сложившейся ситуации было бы установление порядка, согласно которому госпошлина, не уплаченная при подаче искового заявления (жалобы), взыскивалась бы с заявителя определением суда о принятии иска (жалобы). Это позволило бы избежать споров с соответствующими госорганами о предоставлении отсрочки, обжалования судебных актов о возвращении исковых заявлений и жалоб по мотивам неуплаты госпошлины и сняло бы проблему препятствий в принятии исков и жалоб по этой причине, т.е. проблему доступа к суду при неуплате госпошлины до подачи иска (жалобы). Что особенно важно, это сняло бы и необходимость сохранения льгот по уплате госпошлины по делам, рассматриваемым судами, ибо само назначение этой льготы - устранение препятствия к получению судебной защиты - теряется, если неуплата госпошлины до подачи иска (жалобы) не препятствует их принятию.

Взыскивая госпошлину при принятии иска (жалобы), суд не предоставляет ни отсрочки, ни рассрочки в ее уплате; в этом плане не затрагиваются положения НК и БК об условиях, порядке предоставления отсрочки и органах, уполномоченных принимать такие решения.

Конечно, есть опасение, что установление такого порядка может привести к тому, что суммы госпошлины, уплаченной до подачи иска (жалобы), значительно уменьшатся, поскольку неуплата госпошлины не будет служить основанием для оставления без движения, а затем и для возвращения иска (жалобы).

Во-первых, в настоящее время отсрочка (рассрочка) госпошлины в силу п. 2 ст. 333.41 НК не влечет за собой для ее плательщика обязанность платить проценты на сумму задолженности за период отсрочки (рассрочки). В принципе, исключение данного изъятия из общего правила о платности пользования отсроченной к уплате суммы налога или сбора (п. 4 ст. 64 НК), как представляется, само по себе способно было бы изменить практику подачи исков (жалоб) без предварительной уплаты госпошлины.

Во-вторых, в силу ст. 75 НК на сумму задолженности по налогу и сбору (следовательно, и по неуплаченной госпошлине) начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки. Это в значительной степени лишает неуплату госпошлины при подаче иска (жалобы) экономического смысла, поскольку, в отличие от нынешней ситуации, неуплата госпошлины будет влечь за собой абсолютно такие же последствия, как и неуплата любого другого налога (сбора).

Что же касается неактивности налоговых органов во взыскании госпошлины по исполнительным листам, выдаваемым судами, то это другая проблема, не связанная с судебной деятельностью и относящаяся к собираемости тех или иных налогов и сборов. Одной из причин низкой собираемости некоторых налогов и сборов является, как показывает практика, в том числе и незначительность соответствующих сумм по сравнению с доходами от других налогов. Однако, с точки зрения простоты взыскания, госпошлина ничем не отличается от остальных налогов и сборов, и низкая собираемость уже взысканной судами госпошлины, очевидно, остается в основном на совести налоговых органов.

С введением в действие гл. 25.3 НК вопросов, имеющих значимость как для правоприменителя, так и - что более существенно - для лиц, обращающихся за судебной защитой, остался неурегулированным, в частности, вопрос об уровне бюджета, в который зачисляются судебные пошлины, что может привести к пробелу в правовом регулировании этого вопроса и как следствие - к возникновению дополнительных искусственных препятствий получения судебной защиты, затруднению доступа к правосудию.

Проблемы госпошлины незаслуженно остаются "периферией" для процессуальной науки, не слишком интересуют они в силу незначительности собираемых в настоящее время сумм и налоговые органы. Как не совсем свойственную судебной деятельности справедливо воспринимают функцию рассмотрения соответствующих ходатайств и сами судьи: жалобы, связанные с возвращением процессуальных документов по мотивам неуплаты (неправильной уплаты) госпошлины, отказом в предоставлении отсрочки, восстановлением попущенных по этой причине процессуальных сроков, неизбежно отягощают процесс, создают дополнительную нагрузку на судей, отвлекают суд от его основной задачи отправления правосудия, рассмотрения по существу правового конфликта, что напрямую связано с доступностью правосудия.

С принятием АПК и ГПК 2002 г. коренные противоречия между процессуальными законами и бюджетным и налоговым законодательством не были устранены. В литературе справедливо отмечалось, что нормы АПК должны применяться в их взаимосвязи с нормами НК. Как указывает, например, Н.В. Громова, "в противном случае будет иметь место неподчинение суда императивным нормам налогового законодательства. Суд в целом должен исходить из определенной презумпции согласованности норм законов" . Судебная практика, несмотря на принятие части первой НК, а также и БК, законсервировала их применение в части госпошлины до введения в действие главы НК "Государственная пошлина". Новые АПК и ГПК, подтвердив уже после принятия БК и части первой НК право суда предоставлять соответствующие льготы, а равно отсрочку и рассрочку в уплате госпошлины, сработали "на опережение", что позволило перенести соответствующие нормы процессуальных законов и в гл. 25.3 НК.

Громова Н.В. Виды судейского усмотрения при совершении процессуальных действий // Арбитражная практика. 2002. N 2. С. 52.

Комплексное решение проблемы госпошлины связано не с соревнованием законов, а с установлением их согласованности между собой.

Нахождение баланса между интересами бюджета и необходимостью обеспечить для лица, не имеющего возможности единовременно уплатить госпошлину, доступность правосудия возможно путем внесения соответствующих поправок в гл. 25.3 НК, обеспечивающих согласование содержащихся в них положений с положениями общей части НК и БК.

Право суда предоставлять льготы по уплате госпошлины, отсрочку и рассрочку в ее уплате должно быть упразднено как противоречащее основным началам налогового и бюджетного законодательства, не соответствующее принципу разделения властей.

Вместо этого следует предусмотреть в АПК и ГПК возможность приложения к заявлению, жалобе, подлежащей оплате госпошлиной, по выбору заявителя либо документа, подтверждающего оплату госпошлины в установленном законом размере, либо документа, подтверждающего постановку заявителя на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика (ст. 83 НК). В последнем случае суд, вынося определение о принятии заявления, жалобы, не оплаченной госпошлиной либо оплаченной в меньшем, чем это установлено законом, размере, и указав в определении размер взыскиваемой с заявителя госпошлины, направляет копию данного определения вместе с исполнительным листом на взыскание (довзыскание) госпошлины в налоговый орган по месту учета заявителя в качестве налогоплательщика.

Такой порядок упростит последующее взыскание налоговыми органами госпошлины, не уплаченной в добровольном порядке при подаче иска, жалобы.

И только в том случае, когда лицо, обращающееся в суд, не предоставило ни документа об уплате госпошлины, ни документа, подтверждающего постановку заявителя на учет в качестве налогоплательщика, следует сохранить действующий порядок оставления искового заявления, жалобы без движения с последующим их возвращением, если в установленный судом срок заявитель не представит в суд ни одного из этих документов.

Темой данной курсовой работы является государственная пошлина, её назначение, механизм исчисления и уплаты, пути совершенствования.

Налоговый кодекс РФ дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина", в соответствии с которой большая часть лицензионных сборов переведена в государственную пошлину, являющуюся федеральным сбором. Таким образом, за лицензирование всех видов деятельности, по которым согласно Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. лицензии выдают как федеральные, так и региональные органы исполнительной власти, взимается теперь государственная пошлина.

Налоги и сборы в нашей жизни определяют многое, от того, сколько их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов и сборов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогообложения. Для нашей страны налогообложение играет большую роль в укреплении экономической потенциала России. Налогам и сборам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. При помощи налогов и сборов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Объектом изучения является государственная пошлина. Предмет изучения – назначение госпошлины, механизм её исчисления и уплаты, пути совершенствования на примере предприятия.

Рассмотрение новаций законодательства о государственной пошлине является достаточно актуальной темой сегодня, так как литературы обобщающей историю становления и современное состояние государственной пошлины практически нет. Поэтому рассмотрение вопросов, касающихся как теории так и практики применения государственной пошлины на сегодняшний день необходимо.

Основной целью курсовой работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли, как в теоретическом аспекте, так и в практическом на примере ПО "Щигровское".

Задачами курсовой работы являются:

1) определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;

2) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;

3) определение круга плательщиков государственной пошлины;

4) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;

5) представление видов ставок государственной пошлины;

6) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины;

7) раскрыть вопрос, связанный с возвратом излишне уплаченной государственной пошлины;

8) проанализировать особенности уплаты государственной пошлины на примере ПО "Щигровское";

9) дать оценку совершенствования мероприятий по взиманию государственной пошлины и поступлений платежей в федеральный бюджет в перспективе до 2023 г.

Выполнение данной курсовой работы основывалось на мнениях таких авторов учебников и учебных пособий как И.М. Александров, Л. Н. Лыкова, Н.А. Майбуров, а так же научных статей и мнений по данному вопросу различных аналитиков, опубликованных в периодической печати ("Финансовая газета", "Налоговый вестник", "Налоги", "Налоговый учёт").

1. Теоретические основы формирования государственной пошлины

1.1 Понятие государственной пошлины, виды государственной пошлины, её назначение

В современной налоговой системе РФ государственная пошлина наиболее "древний" элемент. До налоговой реформы 1930-х годов существовали различные пошлины, которые в ходе реформы были преобразованы в единую государственную пошлину. В 1942 г. она была заменена просто государственной пошлиной.

Законодательство рассматривает государственную пошлину как сбор, взимаемый уполномоченными на то органами или должностными лицами за совершение юридически значимых действий, в том числе выдачу документов, их копий и дубликатов.

При этом в НК РФ предусмотрено, что государственная пошлина взимается при обращении плательщика сбора исключительно в государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы и к должностным лицам, которые уполномочены федеральными или региональными законами, или же нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. [1]

Можно выделить следующие основные черты государственной пошлины, которые раскрывают её назначение:

1.обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;

2.определённый регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для управления спросом и предложением на государственные услуги;

3.фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам определённый доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;

4.учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней. [6, c.116]

Поскольку государственная пошлина является сбором, включенным в российскую налоговую систему, то на порядок её исчисления и уплаты в бюджет распространяются все положения, установленные в НК РФ. При это необходимо подчеркнуть, что госпошлина была включена в налоговую систему с первых лет её формирования, несмотря на то, что из системы налогов за непродолжительную историю были исключены или переведены в категорию неналоговых платежей многочисленные налоги и сборы.

Между уровнями бюджетной системы госпошлина распределяется в зависимости от того, за что именно взимается конкретный платёж. Так, госпошлина по делам, рассматриваемым в Конституционном суде, Арбитражных судах, а так же за регистрацию юридических лиц зачисляется в доход федерального бюджета. В остальных случаях госпошлина зачисляется в местные бюджеты по месту нахождению банка, принявшего платёж.[14,c.531]

Все уплачиваемые государственные пошлины можно разделить по различным видам. Во-первых, их можно разделить по объекту обложения на две группы:

1.плата за получение различных документов;

2.плата за выполнение услуг нотариального, судебного характера.

Во-вторых, по способу взимания государственная пошлина может быть простой, пропорциональной и смешенной.

В-третьих, можно разделить государственную пошлину по срокам уплаты:

1.до совершения юридически значимых действий, предусмотренных законодательством;

2.после совершения юридически значимого действия, предусмотренного законодательством.

В-четвёртых, государственную пошлину можно разделить по видам оплаты. Здесь выделяют оплату в наличной и безналичной форме.

В-пятых, государственную пошлину необходимо разделить по видам плательщиков:

1.плательщики, которые уплачивают государственную пошлину в полном объёме в порядке, установленном НК РФ;

2.плательщики, имеющие право в соответствии с законодательством РФ получить отсрочку или рассрочку платежа;

3.плательщики, имеющие право на уменьшение размера государственной пошлины;

4.плательщики, полностью освобождаемые от уплаты государственной пошлины;

Раздел: Финансовые науки
Количество знаков с пробелами: 48234
Количество таблиц: 4
Количество изображений: 2

Читайте также: