Проверка расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей

Обновлено: 28.06.2024

Данное мероприятие не очень жалуют бухгалтеры, заваленные текущими делами и считающие, что, если в расчетах что-то не так, налоговики и прочие ревизоры сами позвонят и выяснят, где образовались расхождения. В течение года такую тактику можно понять, но по его завершении перед составлением годовой отчетности спускать все на тормозах не стоит. Нужно все еще раз проверить и перепроверить, для чего проводятся различные подготовительные мероприятия, включая сверку расчетов по налогам и сборам. Как же провести это мероприятие в учреждении физической культуры и спорта?

Сверка: обязательна или добровольна?

Ответ на поставленный вопрос можно дать с учетом двух точек зрения - правовой и практической. В ст. 21 НК РФ закреплены права налогоплательщиков, включая права на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и на получение акта такой сверки.

В свою очередь, в обязанности налоговых органов входит в том числе представление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов названного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Само по себе указание на запрос налогоплательщика говорит о том, что представление налоговиками справки о состоянии его расчетов с бюджетом не носит обязанности безусловного характера. Получается, что если налогоплательщик не проявил инициативу, то у налоговиков нет оснований понуждать его к проведению сверки по налогам и сборам. Этот вывод сделан автором на основании положений Налогового кодекса, но существует еще один документ - Регламент организации работы с налогоплательщиками . В его отдельном разделе, посвященном налоговой сверке, сказано, что данное мероприятие проводится как по инициативе налогоплательщика, так и при снятии юрлица с учета (при переходе из одной налоговой инспекции в другую), при ликвидации (реорганизации) компании, с крупнейшими налогоплательщиками (ежеквартально).

Утвержден Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

Следует указать на то, что названный Регламент не должен вступать в противоречие с соответствующими нормами Налогового кодекса. Формально Регламент расширяет случаи проведения сверки расчетов по налогам, что накладывает на налогоплательщика дополнительные обязанности. В общем случае подобное возможно, поскольку согласно пп. 9 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики несут иные обязанности, не перечисленные в этой статье, но предусмотренные законодательством о налогах и сборах, которое включает Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ). В поименованной норме не сказано о приказах налоговой службы, которые находятся на уровне подзаконных актов. Налоговикам делегировано право разработать лишь порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам и сборам (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ), а не вводить основания для ее проведения. Дополнительные же основания сверки по налогам не вписываются в рамки действующего налогового законодательства.

С практической точки зрения необязательность сверки могут подтвердить те, кто не проводит это мероприятие без применения по отношению к ним каких-либо санкций и возникновения "шероховатостей". Тем не менее сверка по налогам - это нужная процедура для налоговиков и для налогоплательщиков, так как обе стороны заинтересованы в том, чтобы "закрыть" год без взаимных претензий.

Этапы сверки

Данное мероприятие проходит в несколько этапов (в зависимости от того, кто является инициатором сверки, правильно ли составлены документы, каковы результаты сверки и дальнейшие действия сторон). Будем исходить из того, что учреждение физической культуры и спорта является инициатором проведения сверки расчетов по налогам.

Шаг 1. Предоставление письменного заявления о проведении сверки, составляемого в произвольной форме. В нем следует указать всю необходимую для проведения сверки расчетов информацию: наименование государственного (муниципального) учреждения (также его ИНН, КПП), период сверки, список налогов и соответствующие им КБК. Если не указать сведения о налогах, то сверка будет проведена по всем налоговым обязательствам заявителя. Заявление составляется в двух экземплярах, на одном из них проставляется отметка в приеме заявления налоговиками, для того чтобы у них не было желания затягивать сверку расчетов с налогоплательщиком. Она занимает от 10 до 15 дней (в зависимости от результатов).

Шаг 2. Проведение сверки на основании данных налогового органа. Итоговым документом является акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам . Документ включает два раздела. В первом указывается сальдо расчетов задолженности по налогам (сборам) с разбивкой на недоимку, переплату, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи, реструктуризированную задолженность, приводятся суммы, фактически перечисленные налогоплательщиком, но не поступившие в бюджет, а также невыясненные платежи. Во втором разделе перечисленные сведения отражаются развернуто, с разбивкой на данные налогового органа и показатели налогоплательщика. В названном разделе фиксируются расхождения по расчетам.

Форма акта совместной сверки утверждена Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@.

Шаг 3. Ознакомление с актом сверки налогоплательщика, который подписывает его без разногласий (очевидно, при отсутствии расхождений) либо с разногласиями (если по выявленным расхождениям у налогоплательщика есть свое мнение). Для второго варианта развития событий как раз предусмотрена заключительная часть акта сверки, где указываются не только выявленные разногласия, но и объяснения возникновения их причин, а также предложения сторон по их урегулированию, которые в большей степени заключаются в поиске ошибки и виновного.

Шаг 4. Поиски причин расхождений данных налогового органа и показателей налогоплательщика. При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок для исправления ошибок - не более пяти рабочих дней, после чего о проведенной работе в отдел работы с налогоплательщиками направляется служебная записка. Если не прав налогоплательщик, то он вносит изменения в свои учетные и налоговые данные. Если так и не выявлено, кто виноват в расхождениях, то стороны вправе обратиться в суд.

Немного по-другому проходит процедура сверки по налогам и сборам при осуществлении электронного обмена документами по телекоммуникационным каналам связи. Соответствующий Порядок утвержден Приказом ФНС России от 29.12.2010 N ММВ-7-8/781@. Электронная сверка возможна для тех налогоплательщиков, которые заключили договоры и находятся на обслуживании специализированных операторов связи, наделенных полномочиями посредников в электронном документообороте между налоговиками и налогоплательщиками.

Для электронной сверки предназначены два документа: акт и извещение о его получении. Для них обязательно использование сертифицированных средств электронной цифровой подписи, позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи. Направление документа по каналам связи осуществляется в зашифрованном виде. Причем акт сверки считается принятым налогоплательщиком, если в инспекцию поступило соответствующее извещение о получении электронного документа. Дата принятия акта в электронном виде - это день, указанный в извещении о его получении налогоплательщиком.

Где искать ошибки при расхождениях?

Трудно дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос. Расхождения возникают как по вине налогоплательщика, который допускает ошибки в заполнении платежных поручений, пополняя базу невыясненных платежей, так и по вине налоговых органов, не всегда успевающих вовремя разносить платежи или вводить данные налоговой отчетности, что приводит к искажению информации в карточке лицевого счета налогоплательщика.

В любом случае содержание акта о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика, что должно подтверждаться документами. Иначе не подтвержденные в акте сверки суммы будут из него исключены, как это было сделано в Постановлении ФАС СЗО от 31.10.2011 N А05-13455/2010.

Итак, учреждение и инспекция произвели совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, о чем был составлен акт совместной сверки расчетов, подписанный налогоплательщиком, с разногласиями. Бухгалтер не согласился с наличием задолженности учреждения по пеням и штрафам, потребовав от налоговиков соответствующие документы. Но ревизоры их не представили, сославшись на то, что у них нет документов для обоснования задолженности в связи с истечением срока их хранения.

Суд не принял этот аргумент и указал, что истечение срока хранения документов, подтверждающих наличие у налогоплательщика задолженности, не подтверждает задолженность и не является основанием для включения спорных сумм в акт сверки. Поскольку приведенные в акте сверки суммы задолженности должны соответствовать фактической обязанности учреждения по уплате налоговых платежей, а также быть документально подтвержденными, суд возложил на налоговый орган обязанность по исключению из карточки лицевого счета налогоплательщика спорной задолженности.

На заметку. Необоснованное отражение задолженности по штрафам и пеням в документах о состоянии расчетов по налогам, сборам не только дезинформирует налогоплательщика, но и создает искусственные препятствия к возврату НДС (Постановление ФАС МО от 03.04.2013 N А40-52642/12-20-293).

О другой небезынтересной ситуации можно узнать из Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2011 N 09АП-28450/2011-АК. В нем рассмотрено, к чему может привести игнорирование налогоплательщиком актов сверки, направляемых ему налоговиками. Отсутствие разногласий по актам сверок расчетов указывает на согласие налогоплательщика с приведенными в них данными. Следовательно, прописанные в них суммы являются реальной задолженностью, посчитали налоговики. Но это не так. Сверка расчетов является лишь инструментом для урегулирования спорных налоговых отношений. В акте сверки расчетов стороны указывают только свои версии состояния налоговых обязательств налогоплательщика, а значит, акты сверок служат исключительно для выявления разногласий по налоговым обязательствам. Использовать рассматриваемый акт в ином качестве, в частности как основание для взыскания сумм задолженности либо как документ, на основе которого выдаются кредиты, нет достаточных оснований. Акт сверки расчетов - это двухсторонний документ контроля, осуществляемого юридическим лицом и налоговым органом в отношении состояния расчетов с бюджетом, но не более того.

Альтернативный вариант

Оказывается, оценить состояние расчетов с бюджетом по налогам и сборам можно на основании не только акта сверки, но и справки о состоянии расчетов по налогам и сборам. Она выдается в ходе индивидуального информирования налогоплательщиков, что также предусмотрено Регламентом организации работы с налогоплательщиками. Однако для этого случая есть более современный документ - Административный регламент ФНС по предоставлению государственной услуги по информированию налогоплательщиков . Сама форма справки в бумажном виде и Формат ее представления в электронном виде по каналам связи утверждены Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@. Бланк содержит сведения о расчетах по налогам и сборам, но очевидно, что это данные только налогового органа. Информация, имеющаяся у налогоплательщика, так у него и остается, и он сам принимает решение, как урегулировать возможные расхождения. А если ошибка допущена налоговыми органами? Тогда урегулировать ее справкой не удастся, для этого придется проводить процедуру сверки расчетов.

Утвержден Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.

Основанием для индивидуального информирования является обращение заявителя с письменным запросом или с запросом по ТКС о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам в инспекцию ФНС по месту его учета.

Причем налогоплательщик должен обращаться за справкой о состоянии расчетов в тот налоговый орган, в котором он состоял на учете на дату, проставленную в запросе о предоставлении справки (Письмо ФНС России от 03.09.2013 N ПА-4-6/15962). Если в запросе не указана дата, по состоянию на которую оформляется справка о состоянии расчетов, она формируется на дату регистрации этого запроса в ФНС.

В названном Регламенте прописаны основания, когда заявителю могут отказать в предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам. Причин для отказа хватает, но все они большей частью связаны с невнимательностью того, кто передает запрос в ФНС. В частности, на получение справки можно не рассчитывать, если не указаны полное наименование юридического лица, его почтовый адрес (адрес электронной почты), ИНН или если текст запроса не поддается прочтению. Налоговики вправе отказать представителю юридического лица, если не представлены документы, подтверждающие его полномочия на представление запроса и на получение сведений о состоянии расчетов с бюджетом.

По просьбе заявителя должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, проставляет отметку об отказе в приеме письменного запроса о предоставлении справки о состоянии расчетов, указывает свои фамилию, инициалы и должность, а также дату отказа в приеме запроса. Если все хорошо и запрос принят, то должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, распечатывает в одном экземпляре и в тот же день направляет на подпись начальнику (заместителю начальника) инспекции ФНС сформированную справку о состоянии расчетов. Данный начальник (заместитель начальника) визирует справку в срок не позднее четырех рабочих дней со дня регистрации запроса. Сама справка о состоянии расчетов предоставляется в течение пяти рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС соответствующего письменного запроса.

Эта справка может быть получена физическим лицом непосредственно при предъявлении должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги, документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя заявителя на получение этой справки). В противном случае (при непредставлении идентифицирующего документа) физическому лицу сообщается, что указанная справка будет направлена по почте, и при необходимости уточняется почтовый адрес. То же самое будет сделано, если заявитель не обратился за получением справки о состоянии расчетов по налогам в названный выше пятидневной срок.

К сведению. В справку о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам не включаются суммы административных штрафов, наложенных налоговиками (Постановление ФАС СЗО от 23.11.2011 N А56-7181/2011).

О сверке с внебюджетными фондами

По предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов может быть проведена совместная сверка страховых взносов, уплаченных плательщиком. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается названным плательщиком и уполномоченным должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов (ч. 9 ст. 18 Закона о страховых взносах ). Напомним, администрируют страховые взносы ПФР и ФСС.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Нередко совместная сверка по взносам проводится при обнаружении факта, свидетельствующего о возможной излишней уплате страховых взносов, по предложению органа контроля за уплатой страховых взносов или плательщика страховых взносов.

Ни в упомянутом Законе, ни в подзаконном акте не прописана процедура проведения сверки расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды. В то же время разработаны и утверждены формы актов совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам. В частности, для контроля расчетов по взносам, уплачиваемым в пенсионный и медицинские фонды, существует акт по форме 21-ПФР . Для сверки расчетов по взносам, уплачиваемым в ФСС, предусмотрен акт по форме 21-ФСС РФ . При этом Закон о страховых взносах не предусматривает возможность проведения сверки по взносам в электронной форме, хотя допускает обмен между плательщиками страховых взносов и контролирующими органами документами в электронной форме.

Приложение 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н.
Приложение 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 11.12.2009 N 979н.

Сверка расчетов по страховым взносам является обязательным мероприятием для органов контроля, только если страхователь обратился с заявлением о проведении сверки (п. 8 ч. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах). Сами ревизоры не обязаны принуждать страхователя к проведению сверки, однако если она состоялась, то учреждению, выступающего в роли страхователя, будет проще произвести уточнение уплаченных страховых взносов, зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет предстоящих платежей, зачет переплаты в счет погашения задолженности по пеням и штрафам, возврат переплаты (ч. 11 ст. 18, ч. 7, 10, 14 ст. 26 Закона о страховых взносах).

Остается добавить, что органы контроля за уплатой страховых взносов по обращению страхователя также должны выдавать справку о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам на основании данных органа контроля. Она выдается в течение пяти дней со дня поступления в орган контроля за уплатой страховых взносов соответствующего письменного запроса плательщика страховых взносов (п. 7 ч. 3 ст. 29 Закона о страховых взносах). Форма справки рекомендована Письмом ПФР от 23.07.2010 N ТМ-30-24/7800.

Заключение

В статье описаны два варианта проверки состояния расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. Получение акта сверки - достаточно сложная и трудоемкая процедура, справку о состоянии расчетов получить проще и быстрее. Однако если что-то не так, то привести к общему знаменателю расчеты с бюджетом (внебюджетными фондами) легче посредством проведения сверки, а не упрощенного информирования налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Итоговый выбор - за бухгалтером.

"Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Цель и задачи аудита расчетов с внебюджетными государственными фондами

Цель аудита расчетов по страховым взносам, основываясь на действующих нормативно-правовых актах, — осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета расчетов с внебюджетными фондами .

Аудит расчетов с внебюджетными фондами — это проверка правильного исчисления и начисление страховых взносов, составление отчетности и своевременность отчислений во внебюджетные фонды. Аудит данных расчетов дает возможность определить, каким образом ведется аналитический учет на предприятии.

При проведении аудита расчетов можно выделить следующие основные задачи:

— установление правильности определения облагаемых баз и точности расчетов сумм взносов, подлежащих к уплате в определенные сроки, и при составлении отчетности с внебюджетными фондами;

— подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству.

Обязанности по обеспечению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

— ПФРФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования;

— ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС. ФСС и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством [25, с. 73-74].

Данные Фонды имеют право применять к предприятиям штрафные санкции в виде взысканий сокрытых сумм, штрафов и пеней.

Таким образом, цели и задачи аудита учета расчетов с государственными внебюджетными фондами, направлены на проверку соблюдения регламентированных нормами налогового и бухгалтерского законодательства правил организации ведения учета и расчетов с ПФ РФ, ФСС, ФОМС

Этапы и методы аудиторской проверки расчетов с внебюджетными государственными фондами

По каждому уплачиваемому предприятием в бюджет и внебюджетные фонды налогу, сбору и платежу аудиторы должны проверить:

— правильность определения налогооблагаемой базы;

— правильность применения налоговых ставок;

— правомерность применения льгот при расчете и уплате налогов;

— правильность начисления, полноту и своевременность перечисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности.

Приступая к проверке расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, аудиторы должны помнить, что налогооблагаемая база, ставки и другие параметры начисления налогов в предыдущем периоде наверняка менялись, вследствие чего необходимо пользоваться нормативными документами, учитывающими все внесенные в них изменения и дополнения.

На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам платежам предприятие ведет расчеты с бюджетом и внебюджетные фондами. Следует также ознакомиться с результатами предыдущих аудиторских и налоговых проверок предприятия. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущенные в учете в предыдущем отчетном периоде, и наметить объекты для углубленного контроля.

Программа проверки документации хозяйствующего субъекта включает в себя:

— аудит оформления первичных документов;

— проверку правильности применения ставок страховых взносов;

— проверку тождественности остатков и оборотов по счетам Главной книги и регистрам бухгалтерского учета;

— определение видов оплаты труда и других выплат работникам, которые производились в отчетном году.

Для этого необходимо сравнить виды выплат, на которые фактически были начислены страховые взносы, с видами выплат, на которые они должны начисляться в соответствии с действующим законодательством; определить в случае выявления несоответствий размер отклонений по базе начисления страховых взносов.

Персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования ведется для формирования достоверной информации о доходах и стаже работников, определяющих размер начисления будущих пенсий.

Дополнительно ПФР получает данные для создания единой базы по назначению срочных пенсий, единовременных выплат застрахованным лицам.

Доступность сведений обеспечивается регулярным представлением страхователями отчетности, которая с 2017 г. подается в ИФНС в форме единого расчета (РСВ) по страховым взносам. Бланк утвержден приказом № ММВ-7-11/551 от 10.10.16 г.

Пенсионным фондом разработаны специальные виды отчетности по индивидуальному учету в системе ОПС. Актуальное переутверждение бланков произошло в 2017 г. (Постановление Правления ПФ РФ № 2п от 11.01.17 г.). В частности, переизданы следующие отчетные формы:

АДВ-1 – анкета по застрахованному лицу.

АДВ-2, АДВ-3 – заявления по СНИЛС (выдаче дубликата СНИЛС).

АДВ-6-1, АДИ-5 – опись передаваемой страхователем документации, сопроводительная ведомость.

СЗВ-К – подается по данным о стаже занятости физлица до момента регистрации в ОПС.

В рамках ведения индивидуального учета работодатели также обязаны ежегодно отчитаться по форме СЗВ-СТАЖ. Бланк утвержден Постановлением Правления ПФР № 3п от 11.01.17 г. и сдается до 1 марта. А ежемесячно в ПФР предоставляется отчет СЗВ-М. Форма введена в действие постановлением Правления ПФ РФ № 83п от 01.02.16 г. и сдается до 15-го числа каждого месяца.

Если страхователь уклоняется от подачи достоверных данных или предоставляет сведения не в полном объеме, ему грозит ответственность по ст. 17 Закона:

— 500 руб. за каждое застрахованное лицо – при нарушении сроков сдачи информации, за подачу неполных или ложных данных в СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ.

— 1000 руб. – при нарушении установленного регламента отправки данных в электронном формате.

При выявлении указанных правонарушений сначала составляется акт, который вручается страхователю в 5-дневный срок с даты подписания.

На обжалование нарушителю отводится 15 дней. Если документ не обжалован, выносится решение и только затем направляется требование по уплате санкций. На исполнение работодателю отводится 10 дней.

Ниже в таблице показаны ставки по страховым взносам на 2019-2020 год. Тарифная ставка (страховой тариф) представляет собой процент начисления взносов.

Таблица 1 – Ставки по взносам в 2019-2020 году


Проверка правильности применения ставок страховых взносов осуществляется в соответствии со ставками, установленными ст. 425 и 426 НКРФ на период 2017-2020 года для всех страхователей по пенсионному страхованию, по обязательному социальному страхованию, и страхователей по обязательному медицинскому страхованию, производящих выплаты физическим лицам (за исключением отдельных категорий страхователей, для которых установлены пониженные тарифы).

При контроле начисления пособий аудитор должен:

— удостовериться в наличии документов – справки независимых экспертов, приказы руководителя, листы временной нетрудоспособности;

— произвести перерасчет исходя из того, что первые три дня нетрудоспособности оплачиваются за счет организации, а оставшиеся дни за счет Фонда социального страхования. Это верно только для работников организации. Если работник предприятия ухаживает за членом семьи, то больничный оплачивается полностью за счет ФСС;

Для контроля выплат, носящих компенсационный характер, необходимо:

— определить выплаты, носящие компенсационный характер согласно НК РФ;

— поверить операции, носящие характер компенсации за неиспользованный отпуск.

При проведении процедуры проверки расчетных ведомостей по начислению оплаты труда аудитор может выборочно произвести арифметический пересчет ставок страховых взносов к базам начисления. Здесь требуется определить уровень баз начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица.

При проверке выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в соответствии с законодательством необходимо подтвердить правомерность не включения данных выплат и вознаграждений в облагаемую базу для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

На данном этапе проверки следует обратить внимание на ст. 420 и 421 НК РФ.

В ходе контроля ведения учета, своевременности и правильности исчисления и перечисления страховых взносов следует обратить внимание на следующие вопросы:

— проверка своевременности начисления страховых взносов. Страховые взносы начисляются в момент получения работником выплат или иных вознаграждений, включая отпускные, премиальные и прочие выплаты некомпенсационного характера;

— проверка правильности исчисления страховых взносов по срокам уплаты: соответствие сальдо обязательств по каждому взносу на конец отчетного периода в учете плательщика с данными внебюджетных фондов.

При наличии отклонений между данными бухгалтерского учета, отчетности и оборотно – сальдовой ведомости следует проанализировать ситуацию, выявить причины отклонений и сделать соответствующие выводы.

Наиболее распространенной причиной отклонений является внесение в бухгалтерский учет текущего отчетного периода исправлений за предыдущие отчетные периоды.

При этом необходимо сопоставить исправительные проводки в бухгалтерском учете и декларациями за тот отчетный период, в котором допущены искажения и за который внесены исправления в текущем отчетном периоде.

В качестве возможных искажений при расчетах с внебюджетными фондами могут быть следующие:

1) нарушение порядка формирования базы по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;

2) нарушение порядка применения ставок по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды;

3) нарушение порядка расчета пособий, в т.ч. за счет фонда социального страхования;

4) нарушение правомерности применения льгот при начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

6) несоответствие записей в отчетах и журналах, других регистрах;

7) отсутствие Правил внутреннего трудового распорядка организации, Положения по оплате труда, коллективного договора, трудовых договоров, положения о премировании и т.д.;

8) ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых рассчитываются страховые взносы;

9) арифметические ошибки, описки и пропуски при расчете базы для начисления страховых взносов;

10) ошибки автоматизированной обработки информации, возникающие как при вводе информации в компьютерную программу учета, так и непосредственно при использовании программного обеспечения: при обработке, хранении и передаче данных (повторный ввод, потеря данных, неточное округление);

11) несвоевременное исполнение страховых обязательств;

12) неправильное заполнение строк отчетного расчета при условии полного и правильного отражения произведенных операций в регистрах бухгалтерского учета;

13) фальсификация отчетности.

План и программа аудита расчетов с внебюджетными фондами

Составим общий план аудита, непосредственно указав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

Общий план аудита расчетов с внебюджетными фондами

Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель
1. Сбор необходимой информации об экономическом субъекте 01.11.2018г. Конева М.В.
2. Предварительное планирование, оценка риска и существенности 02.11.2018г. Конева М.В.
3. Инструктирование всех членов группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а так же с положениями общего плана аудита 03.11.2018г. Сидорова Н.А.
4. Определение необходимости привлечения экспертов в процессе аудита 04.11.2018г. Сидорова Н.А.
5. Аудит расчетов с внебюджетными государственными фондами (счет 69) 05.11.-10.11. Сидорова Н.А.

После составления плана разрабатывается программа аудита, предусматривающая собой перечень аудиторских процедур, необходимых для его реализации.

Программа аудита расчетов с внебюджетными государственными фондами

Типичные ошибки, выявленные при аудите расчетов с внебюджетными государственными фондами

Типичными ошибками, выявляемыми при аудите расчетов с внебюджетными государственными фондами, могут являться:

1. Неуплата страховых взносов. Может повлечь наказание, если недоимка образовалась по следующим причинам:

— расчетная база по взносам занижена;

— сумма платежа рассчитана неверно;

— плательщик взносов совершил иные неправомерные действия (бездействие).

Штраф за несвоевременную уплату страховых взносов предусмотрен в НК РФ, КоАП РФ и в законе об обязательном соцстраховании от 24.07.1998 № 125-ФЗ.

— налоговый кодекс ст. 122: от 20 до 40% суммы недоимки платежей;

— КоАП ст. 15.11: от 5 до 20 тыс.руб.

Если в первичном расчете организация допустила ошибку, но при этом до подачи уточненного расчета уплатила недоимку по взносам и пени, штраф ей не грозит (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Штраф по ст. 122 НК РФ последует в том случае, если неуплаченные по первоначальному расчету страховые обязательства были откорректированы в сторону увеличения в уточненном расчете (уточнены по причине неверного первоначального расчета).

Приведем пример.

Приведем другой пример.

Штрафы по страховым взносам в 2018 году могут последовать не только по НК РФ или КоАП, но и по УК РФ. Уголовное наказание грозит должностному лицу, если налоговики докажут, что неуплата страховых взносов стала результатом преступления.

Привлечь к уголовной ответственности могут:

— других лиц, содействовавших преступлению (например, налогового юриста, чьи консультации и советы привели к совершению преступления).

Речь идет о наказаниях по ст. 198, 199, 199.3, 199.4 УК РФ.

Впервые совершившие преступление по указанным статьям фирмы и ИП освобождаются от уголовной ответственности, если полностью погасят страховую недоимку.

Таким образом, штраф за неуплату страховых взносов предусмотрен по ст. 122 НК РФ и ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Он увеличивается в 2 раза, если будет доказано, что взносы не попали в бюджет умышленно. По ст. 15.11 КоАП штрафуют должностных лиц фирмы на сумму от 10 до 20 тыс. руб., если недоплата взносов произошла по причине грубых учетных ошибок. В отдельных случаях за неуплату взносов может наступить и уголовная ответственность.

2. Нарушение сроков расчетов с государственными внебюджетными фондами. Если организация или ИП не оплачивают вовремя страховые взносы, на них возлагается штраф. Размер штрафа составляет 5% от суммы страховых выплат за каждый отчетный период. Сама сумма не может превышать 30% и быть меньше одной тысячи рублей.

Ответственному лицу или руководителю предприятия может также грозить штраф от 300 до 500 рублей. Нарушение сроков уплаты взносов происходит, если индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не уплатили до 15-го числа каждого месяца необходимый взнос.

Причины неуплаты могут быть разные:

— банковская структура вернула платежное поручение (недостающие реквизиты, или неверно заполненный документ);

— сама компания по каким-то причинам отозвала платежное поручение;

— неверно указаны КБК получателя, и деньги перечислены в другой орган или на другой вид налога/взноса.

Кроме штрафов, на компанию ложатся еще и пени. Тариф пени рассчитывается из ставки 1/300 за каждый просроченный день. Уплачиваются пени вместе со штрафом и необходимым платежом.

3. Ошибки в расчете страховых взносов. Контрольное соотношение в налоговой отчетности — это соответствие цифр, отраженных в одной части (строке, поле, графе) отчета, тем цифрам, что показываются в другой части документа (а иногда и в совсем другом отчете).

Контрольные соотношения по РСВ закреплены в письме ФНС России от 29.12.2017 № ГД-4-11/27043@. Их несоблюдение — одна из самых частых ошибок при сдаче расчета по страховым взносам.

В случае если расчет заполняется в электронном виде, например, с помощью специального модуля, входящего в состав программного обеспечения (далее – ПО) для налоговой или бухгалтерской отчетности, эти ошибки, как правило, фиксируются автоматически. Если РСВ сдается на бумаге и заполняется вручную, то возможен противоположный сценарий, поскольку крайне сложно соблюсти официальные контрольные соотношения, условно говоря, с калькулятором в руках. Поэтому лучше процесс заполнения формы автоматизировать в части проверки контрольных сумм.

Соблюдение контрольных соотношений в РСВ не гарантирует его принятия налоговиками, поскольку они будут затем производить форматно-логический контроль документа.

Особенность форматно-логического контроля в том, что он проводится полностью ФНС. Пользователь не может принять в нем участие. Но знать основные критерии, используемые налоговиками, в любом случае полезно.

Эти критерии прописываются главным образом на уровне внутриведомственной документации и не публикуются в нормативных актах, подобных административным регламентам ФНС.

К числу основных действующих документов, в которых отражены действующие критерии по ФЛК, можно отнести разработанный ГНИВЦ ФНС России классификатор ошибок файлов, принятых по ТКС. В нем сказано, к примеру, что распространенный код ошибки 0400400011 в расчете по страховым взносам обозначает, что нарушено равенство значения суммы страховых взносов по работодателю совокупной сумме взносов по застрахованным лицам.

Таким образом, на основании выше представленного материала можно сделать следующие выводы:

— основными задачами, которые ставятся при проведении аудита расчетов с внебюджетными фондами, является подтверждение правильности, своевременности и полноты начисления и перечисления налогов, правильности ведения учета по этим расчетам, правильности заполнения отчетности и соответствия данных учетных регистров данным налоговой отчетности;

— по результатам аудиторской проверки расчетов предприятия с государственными внебюджетными фондами, аудитор должен составить аудиторское заключение по проверяемому участку учета.

Расчеты организаций с бюджетом и внебюджетными фондами связаны с уплатой налогов и сборов, других обязательных платежей.

Ранее говорилось о налоговых аспектах взаимоотношений головной организации со своими обособленными подразделениями и с бюджетом.

Применяемые обособленными подразделениями методы определения налогооблагаемой базы, порядок исчисления налогов, представления отчетности должны соответствовать учетной политике для целей нало-гообложения, утвержденной головной организацией.

Характер и особенности проверки расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами компании по местонахождению ее обособленных подразделений зависят от круга переданных им полномочий, наличия отдельного баланса, налоговой политики компании.

Основная цель проверки - подтверждение пра-вильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей; совершенствование налогового учета и документооборота; разработка проектов по минимизации налоговых платежей.

Программа проверки может включать следующие

подтверждение соответствия финансовых и хозяйственных операций действующему налоговому законодательству и учетной политике компании;

определение налогов и платежей для перечисления бюджет и внебюджетные фонды;

проверка правильности определения налогооблагаемых баз и точности расчетов сумм налогов, подлежащих уплате;

проверка правильности применения налоговых ставок и льгот при расчете и уплате налогов;

проверка полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

проверка правильности оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей;

проверка правильности составления налоговой отчетности;

анализ состояния учета и отчетности и общий вывод о значимости ошибок при начислении налогов и их влияния на достоверность отчетности.

Программа рассчитана на каждый вид расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Прежде всего аудиторы должны установить, по каким налогам и платежам проверяемое подразделение ведет расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами. Проверка будет сосредоточиваться именно на этих видах расчетов. Целесо-образно также ознакомиться с результатами проверок налоговыми органами и предыдущих внутренних проверок.

Так как основная масса ошибок и нарушений приходится на долю расчетов по налогу на прибыль, НДС, НДФЛ, транспортному налогу, то эти расчеты должны проверяться более детально. Особое внимание аудиторы должны обратить на правильность отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты, законность и целесообразность применения налоговых льгот и скидок.

При проведении проверки аудиторы должны уделить особое внимание методам документальной проверки:

соблюдению правил составления, подлинности и достоверности первичных документов;

сопоставлению данных учетных регистров и отчетности;

правильности отражения операций в учетных регистрах;

арифметическим расчетам и т. п.

Обращаем ваше внимание на необходимость проверки достоверности отчетных данных, представляемых подразделениями и используемых головной орга- низацией для расчетов по налогам и платежам, осуществляемым компанией в целом (например, показателей, установленных для расчета налога на прибыль, уплачиваемых в федеральный бюджет).

Важным элементом проверки является проверка соблюдения обособленными подразделениями установленного учетной политикой для целей налогообложения порядка оформления счетов-фактур, книг продаж и книг покупок, что является существенным при расчетах с бюд-жетом по НДС.

Наиболее типичными ошибками, которые могут быть выявлены при проверке, являются:

неправильное определение налогооблагаемой базы по отдельным налогам и платежам;

нарушение сроков платежей;

неправильное отнесение отдельных налогов, штрафов, пеней на счета затрат;

неправильное оформление первичных документов (счетов-фактур, книг продаж и покупок) и др.

Целью контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Контроль проводится по каждому виду расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по направлениям:

1) состояние внутреннего контроля;

2) правильность определения базы для исчисления налога, сбора, платежа;

3) правильность применяемых ставок, льгот;

4) правильность возмещения налога из бюджета;

5) полнота и своевременность перечисления налога, сбора, платежа;

6) правильность составления деклараций, расчетов и иных отчетных документов;

7) правильность оформления первичных документов и отражения в учете таких операций.

Источниками для проведения контроля являются расчетные ведомости по начислению зарплаты, учетные бухгалтерские и налоговые регистры (журналы-ордера, ведомости, карточки по счетам 68, 69, 90, 70, 76 и т. д., главная книга, баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), учетная политика организации), расчеты и налоговые декларации по налогам, бухгалтерские справки и т. д.

Аналитический учет организуется по каждому налогу, сбору на отдельном субсчете к указанным счетам.

Контролеру следует проанализировать правильность отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (т. е. за счет себестоимости, чистой прибыли, зарплаты персонала).

Контролю подвергается соответствие данных по аналитическим счетам и данных синтетического учета в главной книге и в отчетности. Выявленные предприятия должны быть отражены в рабочей документации ревизора.

Проверяется порядок учета распределяемых расходов и расходов, подлежащих отнесению в следующих налоговых периодах. Все это существенно влияет на исчисление базы по налогам.

Чаще всего встречаются ошибки в исчислении базы налогообложения, ненадлежащее ведение учета, не обеспечивающее информацией внутренних и внешних пользователей о состоянии расчетов с бюджетом и фондами, нарушение сроков платежей, неправильное применение льгот, имеются случаи сокрытия, занижения выручки от реализации, которая служит базой для исчисления налога на прибыль, несоблюдения норматива включения затрат в расходы, учитываемые при налогообложении.

Все нарушения расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ведут к применению к организации финансовых санкций в виде штрафов, пеней, неустоек, правильность расчетов которых также является объектом контроля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 11 АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ

Глава 11 АУДИТ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ И ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ 11.1. ЦЕЛЬ АУДИТА Цель аудита расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами – подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и

11.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

11.3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Налогооблагаемой базой для расчета сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц является фонд начисленной заработной платы. При проверке правильности учета этих налогов

ЛЕКЦИЯ № 8. Контроль над расчетами

ЛЕКЦИЯ № 8. Контроль над расчетами 1. Контроль над расчетами с прочими дебиторами и кредиторами Контроль над расчетами с прочими дебиторами и кредиторами включает в себя проверку учетных записей и данных в отчетности по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и

1. Контроль над расчетами с прочими дебиторами и кредиторами

2. Контроль над расчетами по оплате труда

2. Контроль над расчетами по оплате труда Контроль над расчетами по заработной плате следует начинать с проверки расчетно-платежной ведомости. Начисленные суммы по каждому работнику должны соответствовать суммам трудовых соглашений, договоров подряда, согласно

3. Контроль над расчетами по совместной деятельности

3. Контроль над расчетами по совместной деятельности Совместная деятельность должна осуществляться на основе договора между ее участниками в случае, если для этого не создается юридическое лицо.В рамках договора о совместной деятельности стороны, объединяя свое

4. Контроль над расчетами с бюджетом и внебюджетными доходами

4. Контроль над расчетами с бюджетом и внебюджетными доходами Целью контроля расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности уплаты в бюджет и внебюджетные фонды налогов, сборов и платежей. Контроль

43. Контроль над расчетами с прочими дебиторами и кредиторами

44. Контроль над расчетами по оплате труда

44. Контроль над расчетами по оплате труда Контроль над расчетами по заработной плате следует начинать с проверки расчетно-платежной ведомости.Начисленные суммы по каждому работнику должны соответствовать суммам трудовых соглашений, договоров подряда, согласно

45. Контроль над расчетами по совместной деятельности

45. Контроль над расчетами по совместной деятельности Совместная деятельность должна осуществляться на основе договора между ее участниками в случае, если для этого не создается юридическое лицо.В первую очередь контролируют правильность составления договора о

Управление доходами и расходами

Управление доходами и расходами В карточном профит-центре, как и в любом бизнесе, одним из основных является вопрос управления доходностью.Доходность = (доход – издержки) ? 100 %/издержки.Как видно из математического представления, управлять необходимо доходами и

2.8 Учет расчетов с бюджетом

107. Порядок учета расчетов с бюджетом по НДС

Глава 9. Управление доходами

Глава 9. Управление доходами Что такое доходы предприятия? Первый ответ, который напрашивается, – все. Все, что заработала организация, на первый взгляд является ее доходами. Однако это, разумеется, не так. Не все, что поступило в кассу или на расчетный счет предприятия,

Читайте также: