Проведение секуляризации церковных земель отмена внутренних таможенных пошлин создание

Обновлено: 20.05.2024


Главной причиной реформы по изъятию земельных владений стало излишнее распространение свободных от налога клерикальных участков. Это снижало доходы государства. Помимо этого, в империи было слишком много монастырей. В некоторых из них либо жило мало монахов, либо людей там не имелось вовсе. Так что мотив был понятен.

Также крайне остро стоял вопрос нестяжания. Согласно византийскому закону, монах не мог иметь собственность, но зато был вправе пользоваться имуществом монастыря.

Рис. 1 Недвижимая собственность


Рис. 1 Недвижимая собственность

Касательно необходимости реформировать существующий строй говорила еще императрица Елизавета. На правах ее преемника царь Петр III подписал указ об отмене церковного землевладения в пользу Сената, а также о прекращении содержания монастырей, не способных прокормить себя самостоятельно.

Предыстория и причины реформы

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Церковная реформа Екатерины II 490 руб.
  • Реферат Церковная реформа Екатерины II 250 руб.
  • Контрольная работа Церковная реформа Екатерины II 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Екатерина II во многом продолжала политику Петра, что видно и на примере взаимоотношений с Церковью.

28 февраля (8 марта) 1764 г. императрица выпускает Манифест о секуляризации монастырских земель, что определило имущественное-правовое положение Русской церкви.

Секуляризация (от лат. Saecularius – мирской) – это передача церковных земель в государственную собственность. Это определение появилось в XVII в., однако изъятие церковных земель происходило и раньше – в эпоху Реформации и первых буржуазных революций; массовая передача церковных земель государству происходила в XVI в. в Англии и Нидерландах.

В России секуляризацию пытался проводить еще Петр I, так ка он полагал, что церковные земли используются не по назначению и не должным образом, принося совершенно мало пользы. Он упразднил льготные права обителей, а после создания Монастырского приказа, их доходы перешли в ведение государства.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Причинами, почему Екатерина II решила провести секуляризацию церковных земель, стало стремление:

  • сократить площадь огромных белых (не платившие налог в казну) земель;
  • использовать изъятые земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Манифест

После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:

  1. Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
  2. Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
  3. Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
  4. Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.

Это интересно. Иван Мелиссино, синодальный обер-прокурор, внес предложение по изменению церковного права. По его мнению, следовало отменить пост, упростить процедуру развода и ряд обрядов, а также разрешить вступать в брак в четвертый раз. Однако Екатерина Великая отклонила его идеи в силу чрезмерного новаторства.

Секуляризация: суть и возникновение

Термин возник в XVII веке, однако страны Европы начали конфискацию имущества церквей и монастырей гораздо раньше: при Реформации, во время первых буржуазных революций. В XVI веке процесс обращения государством церковной земельной собственности в светскую начался в Нидерландах и Англии. По причине Английского переворота середины XVII века вовсе были уничтожены архиепископства, епископства, а их имущество перешло к джентри.

Еще более масштабная секуляризация происходила в XVIII веке. Во Франции земли духовенства были национализированы после окончания Великой французской революции. Наполеоновские войны положили начало всеобщей западноевропейской конфискации храмового имущества в пользу государства.

Что касается Российской империи, то ограничить владения духовенства власть безуспешно пыталась еще с XV века. Но большую часть своих владений РПЦ начала терять из-за реформы, которая была проведена в годы правления Петра I. Он считал, что монастырские земли не используются должным образом, приносят мало пользы. Император уничтожил льготные права обителей, а в 1701 году возобновил деятельность монастырского приказа. С этого времени хозяйство, доходы обителей перешли под контроль светской власти.

Елизавета Петровна, а также ее преемник Петр III подготавливали радикальную церковную реформу, однако секуляризация церковных земель при Екатерине II превзошла все предыдущие проекты.

Ход реформы

На момент издания указа церковь располагала около 950 монастырями. Из них упразднили 418. Право на государственные дотации получили 200 учреждений. 300 оставшихся находились на самосодержании. То есть предполагалось, что монахи будут существовать на добровольные пожертвования, а также обрабатывать огороды собственными силами.

Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем ее ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую губернии.

Упраздненные клерикальные учреждения

На момент секуляризации 1764 года были закрыты следующие монастыри:

  • Александрова Чудова пустынь;
  • Александровский;
  • Аркажский;
  • Благовещенский;
  • Богородицкий;
  • Борщевский Троицкий;
  • Бречицкий Андроников;
  • Важеозерский;
  • Варлаамиев;
  • Варсонофьевский;
  • Воскресенский;
  • Дивногорский Успенский;
  • Дорогошанский Троицкий;
  • Зарецкий;
  • Кассианов Учемский;
  • Киево-Братский;
  • Клименецкий Свято-Троицкий;
  • Котельничский Предтеченский;
  • Куряжский Преображенский;
  • Лисицкий;
  • Макарьевская Хергозерская пустынь;
  • Маровский;
  • Крестовоздвиженский;
  • Моисеевский;
  • Живоносного источника;
  • Николаевская пустынь;
  • Николаевский Стародевичий;
  • Никольский Адриано-Андрусовский;
  • Нило-Сорская пустынь;
  • Новосильский Свято-Духов;
  • Печенгская Спасская пустынь;
  • Рдейский Успенский;
  • Рождественский;
  • Святогорская лавра;
  • Слободской;
  • Церковь Спаса на Запрудне;
  • Спасо-Каменный;
  • Спасо-Преображенский;
  • Сретенский Новодевичий;
  • Троицкий Битюцкий;
  • Успенский Кержебельмашский;
  • Ущельский Иовский;
  • Холковский;
  • Чердынский Успенский;
  • Череповецкий Воскресенский;
  • Яранский.

Данный список не является исчерпывающим.

Секуляризационная реформа Екатерины ІІ

секуляризация церковных земель при екатерине 2

Причины реформы

Секуляризационная реформа церковных земель Екатерины II стремилась к тому, чтобы:

  • сократить площади обширных беломестных (не плативших налог в казну) земель;
  • использовать конфискованные земли более эффективно;
  • уменьшить количество малозаселенных монастырей;
  • повысить зависимость церкви от государственного аппарата.

Одним из известных противников реформы был митрополит Сибирский Арсений Мациевич. Являясь глубоко верующим человеком, активным проповедником, членом Святейшего Синода, он открыто отстаивал независимость русской церкви от государства, угрожал анафемой. По указу императрицы он был лишен сана, а затем отправлен в Белозерский Ферапонтов монастырь.

Содержание указа

Начался 1764 год. Особая Комиссия, специально созданная для изучения истинного положения дел, предоставила Екатерине II проект изъятия храмовых владений в пользу казны. Он был одобрен императрицей.

Основные положения указа:

Нововведения в стране распространялись неравномерно. Только через через 22 года реформа затронула Новгород-Северскую, Черниговскую и Киевскую губернии, а затем – Воронежскую, Курскую, Екатеринославскую. Позднее Коллегия экономии была расформирована, а бывшие земли храмов и обителей окончательно закрепились за казной.

дата

Результаты, последствия

Реформа Екатерины II повлекла за собой огромные перемены в материальной сфере русской православной церкви.

Изменилась духовная жизнь церковнослужителей:

  • из-за реформы были изменены монастырские уставы;
  • упал нравственный авторитет духовенства;
  • из-за бедственного положения некоторые монастыри обезлюдели;
  • именно с екатерининской эпохи в Российской империи берут свое начало свобода вероисповедания, некоторые послабления для старообрядцев.

Значение

Таким образом, 26 февраля (8 марта) 1764 года – важная историческая дата, установившая новые материально-правовые отношения между РПЦ и светской властью, которые сохранились практически неизменными вплоть до 1917 года. Императрица умело провела коренной переворот церковного устройства, значительно увеличила доход казны. В 90-е годы XVIII века он составлял почти 4 миллиона рублей, из которых до церкви доходила лишь восьмая часть.

Екатерина Алексеевна не выступала против православной веры, однако считала, что духовенство не должно иметь полную экономическую независимость. Иначе оно имело бы полное право влиять на дела государства, диктовать свои условия во внутри- и даже внешнеполитических вопросах. Несмотря на то, что власть обещала заниматься благотворительностью по отношению к духовенству, делала она это крайне редко. Вырос оброк, что явилось одной из причин восстания под предводительством Емельяна Пугачева.

дата

Церковная реакция

После изъятия значительной части средств к существованию церковь не смела критиковать власть в открытую. Разумеется, реформа не была встречена положительно. Более-менее ясно свою позицию несогласия отстаивал только митрополит Ярославля Арсений. Однако вскоре его лишили сана и заключили в тюрьму, где он умер.

Рис. 2 Несогласный клир


Рис. 2 Несогласный клир

Церковный раскол и секуляризация православия – В.Ю. Инговатов

Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон


Машков И. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон

В первом ряду таких центральных задач сегодняшнего времени стоит анализ проблем церковного раскола XVII в. Тема эта важна для понимания места и роли православия в нынешней России, потому что без осмысления культурных истоков современному христианству невозможно ответить на насущные вопросы человеческого существования. Процесс обмирщения церкви и православия в целом самым серьезным образом изменил расстановку сил и взаимовлияния религии и общественного организма. Причем этот процесс был во многом подготовлен насильственным характером реформы и спровоцированным ею расколом. В такой ситуации проблема сохранения христианской традиции в нашей культуре становится тесно связанной со способностью православия преодолеть свой собственный духовный разлад во имя спасения самой России.

Под термином «секуляризация

Путь к царству Христову оказался для раскола сознательным выбором. Он был как бы реализацией огромного потенциала внутренней духовной свободы. История, по сути, не оставила сторонникам старого обряда другого пути: либо принять никоновскую реформу, но погубить навечно свою душу, либо, веруя в истину Христову, идти за нее на любые испытания. Такой выбор всегда бывает предельным для человеческого духа. Но именно он наполняет жизнь истинным религиозным смыслом. В этом отношении старообрядчество было объективно поставлено Провидением на пути обмирщения православия.

В нашей культуре раскол выглядит особенным, ни с чем несравнимым явлением. По своим масштабам и по уровню мистического чувствования разлада с окружающим обществом раскол стал трагическим провозвестником гибели непорочного религиозного идеала во всем Третьем Риме — Московском государстве. Совращенный антихристом мир теряет свою благодатность. Поэтому церковная реформа в том виде, в каком ее начал Никон, в глазах приверженцев древлего благочестия вообще была знаменем конца сотворенного мира. А значит, и смысла бытийствования в нем. Здесь находят корни религиозного отвращения перед скверной падшести и власти светской, и власти духовной.

Искренне стремившийся к осуществлению теократического проекта, пусть и понимаемого им по-своему, В.С. Соловьев как-то напишет, что с русского раскола в России начинается закат нравственного авторитета духовенства

В самом деле, религиозное чувство русского верующего человека оставалось чистым и незамутненным в различных исторических и житейских коллизиях, пока он мог припадать к духовному источнику Истины Христовой. Древлеправославный уклад религиозного бытия помогал христианину преодолеть любые испытания. Вот, например, несмотря на ужасные притеснения народа Иваном Грозным широкие его массы оставались спокойны. И не безропотно, но несли нелегкое бремя царских кровавых забав. А при Алексее Михайловиче, прозванном Тишайшим, народ вдруг ощутил непереносимость жизни своей и ударился в бега. И не только — история раскола полна примеров и массовых самосожжений. Что же такое должно было случиться, чтобы настоящее смятение охватило огромные группы людей? Очевидно, что причина здесь скрыта не в индивидуальных особенностях характеров самодержцев. Царь может быть беспощаден, может быть лют, зато Бог милосерден. Но как существовать в мире, когда на место правды возвели кривду, а веру предков предали анафеме и объявили еретической?

На международной церковно-научной конференции в Москве в 1987 г. было обнародовано мнение Н.Ф. Каптерева

о геополитической подоплеке церковной реформы. Речь идет о том, что в русском царствующем доме созрело желание наследовать константинопольский престол. Вообще после падения Византии мысль эта неоднократно обсуждалась на Руси. Были и открытые призывы к походу на Царьград для освобождения христианских святынь. Подобное обращение еще за 150 лет до реформы было высказано Максимом Греком. Об этом сообщает например, Н.И. Костомаров. Следовательно, предположение Н.Ф. Каптерева означает, помимо прочего, и то, что Никон не был автором проводимой им реформы. То есть, выполняя социальный заказ, объективно служил целям секуляризации православной церкви, поскольку во имя эвентуальных политических дивидендов для царской власти пошел на исправление богослужебных книг не во имя чистоты православного обряда, а ради унификации русских и греческих текстов за счет первых. И проблема не в том, что это не уменьшило опечаток и нелепостей в текстах, а в том, что исправления проводились по книгам хоть и греческим, но уже исправленным по венецианским и германским изданиям. Остается лишь констатировать: обвинения в латинстве авторов и зачинателей реформы были отнюдь не беспочвенными.

Церковный раскол семнадцатого века действительно стал переломным для последующей судьбы православия в России. По существу, от этого исторического события можно вести отсчет духовного излома русского народа. Все наше послереформенное историческое движение не смогло избавиться от родимых пятен религиозной стратификации нашего общества. Ликвидация раскола возможна теперь, однако, не как простое возвращение к дореформенным служебным книгам и обрядам. Невозможно ее осуществить и в рамках экуменического движения. Перед Православием стоит гораздо более трудная и сложная задача: в условиях постмодернистской безрелигиозной культуры найти ответы на духовные запросы времени. Опыт старообрядчества есть опыт поиска смысла в утверждении истинной веры в ситуации предельного выбора между бытием и небытием. В этом отношении современная эпоха не просто должна его востребовать, но и сделать своим внутренним опытом.

Автор: Владимир Юрьевич Инговатов, д-р филос. наук

Источник: Старообрядчество. История и культура. Сб. науч. трудов. Выпуск 1. Под ред. Дементьевой Л.С., Старцева А.В., Старухина Н.А. Барнаул, 1999, с.111-115.

Секуляризация церковных земель - это процесс изъятия государством собственности, принадлежащей церкви. Изымали как движимое, так и недвижимое имущество.

Секуляризация церковных земель

Екатерининской реформе 1764 года предшествовало множество событий. На долгие столетия в российской истории растянулась борьба между духовной и светской властью. Победительницей вышла власть светская.

Историческая подоплека секуляризации

Почему государство желало изымать земли из рук церкви? Ответ прост: церковь являлась одним из крупнейших землевладельцев всей России. До отмены Юрьева дня крестьяне часто становились монастырскими, так как условия жизни там были значительно лучше, церквям оставляли богатые завещания, что увеличивало их богатство, которое не дробилось, в отличие от феодальных вотчин. Государству, естественно, не нравилось, что в стране существует еще один монополист на землю. Очень важно отметить то, что церковь не платила никаких налогов, наоборот, в ее пользу платилась десятина.

Накопление богатств, стяжательство противоречат сути всего христианского учения. Церковь находила выход из этого положения следующим диалектическим утверждением, был выработан такой компромисс: у монаха отсутствует личная собственность, и он не имеет на нее права, но ему разрешено использовать собственность монастыря. Византийский церковный устав Номоканон призывал обитателей монастыря тратить минимальные средства на собственное содержание. Византийский кодекс наставлял церковников так, чтобы они предоставляли средства на возведение церквей, их реконструкцию и украшение, образование (создание церковно-приходских школ) и помощь страждущим.

В годы правления Василия III начинается спор между иосифлянами и нестяжателями. Иосифляне, руководимые Иосифом Волоцким, признавали возможность церковного землевладения. Нестяжатели, лидером которых был Нил Сорский, подобный способ обогащения отвергали. Эту ситуацию можно рассмотреть как попытку секуляризации церковью собственных владений. Если бы победили нестяжатели, то они бы отказались от накопленного богатства и ушли бы жить в монашеские скиты. Но победили иосифляне, и церковное землевладение сохранилось.

Историческая подоплека секуляризации

Наступление на церковную вотчину началось при Иване Грозном. На Стоглавом соборе 1551 года он постановил, что новые землевладения будут присоединяться, если царь на это даст согласие. В XVII веке, в годы правления Алексея Михайловича (1645-1676 гг.), сложилось большинство предпосылок к петровскому абсолютизму. Соборное уложение Алексея Романова не только юридически закрепило крепостное право, но и наложило запрет на дальнейшее расширение владений церкви. Реформа патриарха Никона, закончившаяся его поражением и образованием старообрядческой церкви, помогла светской власти еще больше утвердиться над духовной.

Деятельный царь, а затем и император Петр I добился титанического напряжения сил государства ради того, чтобы сокрушить шведов в Северной войне. Петр достиг поставленной цели. Однако отношения его с церковью существенно осложнились. Многие христиане звали Петра Антихристом за то, что он переплавлял колокола в пушки. Император ударил по церкви, поставив во главе ее гражданского чиновника (обер-прокурор Святейшего Синода). При Петре окончательно оформилось главенство светской власти.

Екатерининская секуляризация

В истории существуют два понятия, которые стоит между собой различать: первое - "Манифест о секуляризации церковных земель", а второе - реализованная секуляризационная реформа. Манифест был подписан Петром III, государем, властвовавшим всего лишь полгода. Эксцентричность императора озлобила дворянство, и элита общества возвела на престол жену Петра III Екатерину II. Петров манифест призывал изъять из церковных рук часть земель. Документ был подписан, но вследствие короткого правления императора не был реализован на практике.

Екатерининская секуляризация

В 1764 году Екатерина все-таки подписывает секуляризационный манифест. Существовали объективные причины для изъятия церковных вотчин:

  • Крупное церковное землевладение являлось архаическим пережитком, доставшимся Российской империи еще от времен первых русских князей. Сотни лет прошло с тех пор, а подобная форма владения землей крайне устарела.
  • Церковь не являлась налогоплательщиком. Ее владения были огромные, а государство не получало от этого никакой экономической выгоды. У Екатерины были грандиозные планы, что вылилось в две русско-турецкие войны, поэтому деньги были нужны здесь и сейчас.
  • Реформа была еще одним поводом для светской власти, чтобы приуменьшить влияние церкви. Духовная власть призвана решать морально-этические вопросы, а не вмешиваться в политику, как она неоднократно делала до этого. Отчасти с этой мыслью была затеяна реформа.
  • Несоответствие жизни некоторых духовников учению Христа. Безусловно, нельзя судить все учение по людям, извращающим его смысл. Но такие отступники заставляют людей терять доверие, скептически относиться к учению. Христианство призывает к аскезе, а не к увеличению вотчинного землевладения, поэтому сам факт, что у церкви скопились богатства и земли, является не очень естественным и правильным.

Помимо лишения церкви большей части своих владений, реформа также создала новый класс крестьян, именуемый экономическим. Они были приписаны к коллегиям экономии, обладали личной свободой и должны были платить только оброк. Спустя несколько десятков лет эта категория крестьян была включена в состав государственных крестьян.

Секуляризация церковных земель

Государство стало владельцем бывших церковных имений, отстранило духовников от управления территориями, которые раньше принадлежали им, была юридически закреплена церковная иерархия: государство разделило епархии на три класса и каждому из них предоставило определенное материальное содержание. Монастырей в то время было действительно много, некоторые даже пустовали. Часть из них стала содержаться государством, а часть - должна была обеспечивать себе существование на добровольные пожертвования прихожан. Если к началу реформы было 954 монастыря на территории Российской империи, то к концу реформы осталось 387 монастырей на территории Великороссии.

Секуляризация церковных земель может оцениваться по-разному. Правительство обещало заниматься благотворительностью, но не смогло, ухудшились отношения между светской и духовной властью, вырос оброк, что отчасти повлекло к крестьянскому бунту Пугачева. Тем не менее, было и много хорошего. Была ликвидирована архаичная неприбыльная форма землевладения, экономические крестьяне получили землю и личную свободу, пока их не приписали к государственным, создались перспективы для более продуктивного развития капиталистических отношений.


Реформаторская деятельность Екатерины Великой затронула и церкви. По ее Указу, принятому в 1764 году, недвижимое имущество Синода перешло к Коллегии экономии.

Секуляризация церковных земель

Секуляризация церковных земель являлась частью реформаторской политики Екатерины II в отношении клира. Новый указ от 1764 года предусматривал регулирование имущественно-правового положения церкви в Российской империи. Все преобразования были связаны с налоговыми вопросами.

Причины секуляризационной реформы

Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком потери своего авторитета. Российские правители пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики.

Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.

Итак, можно выделить три основных причины:

  • Необходимость увеличения поступления налогов в казну
  • Повышение эффективности использования земель
  • Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства

Реформа

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.

Важнейшими положениями этого законодательного акта были:

  • Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
  • Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
  • Для содержания церковных учреждений — епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  • Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
  • Для монастырей, вначале только великорусских, — то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, — составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.

По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.

31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс — 20 монастырей, 2 класс — 56 и 3 класс — 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Великорусские монастыри на год

Штатные первоклассные

  • Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  • Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  • Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
  • Александровский Успенский монастырь (женский)
  • Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  • Московский Вознесенский монастырь (женский)
  • Московский Новодевичий монастырь (женский)
  • Свияжский Успенский монастырь (мужской)
  • Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные второклассные

  • Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
  • Вятский Трифонов Успенский монастырь (мужской)
  • Казанский Богородицкий монастырь (женский)
  • Новгородский Антониев Богородице-Рождественский монастырь (мужской)
  • Переславль-Залесский Данилов Троицкий монастырь (мужской)
  • Псково-Печерский монастырь (мужской)

Штатные третьеклассные

  • Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  • Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  • Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  • Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  • Путивльский Молченский монастырь (мужской)
  • Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
  • Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
  • Хотьковский Покровский монастырь (женский)

Заштатные

  • Артемиево-Веркольский монастырь (мужской)
  • Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
  • Ростовский Петровский монастырь (мужской)
  • Саратовский Преображенский монастырь (мужской)
  • Шаровкин Успенский монастырь (мужской)
  • Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь (мужской)

Упраздненные

Манифест

После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:

  • Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
  • Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
  • Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
  • Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.

Подготовка к принятию Манифеста

Примечательно, что подготовку и проведение секуляризации проводили 3 императора, которые известны своим специфическим отношением к религии. Первым из них является Пётр 1. Много раз уже говорилось о том, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственный институт и не более. Поэтому как только в период его бесконечных воин государству потребовались деньги, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Процесс был частичным, поскольку страна не была готова к тому, чтобы ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался острой реакции духовенства и его влияния на людей.

Петр 1 и церковь

Второй императорам, который продвигал вопросы секуляризации, был Пётр 3. Этот человек правил Российской Империей всего 6 месяцев, но успел наделать много. В частности это касается и вопроса конфискации церковных земель. Напомним, что Петр 3 был католиком, который принял православие перед принятием титула императора российского.

Наконец третий император, который и сформировал полную секуляризацию это Екатерина 2. Относительно ее религиозных взглядов мало информации, однако, абсолютно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда Указ и издавался, во главу угла Екатерина ставила вопросы абсолютизма и просвещения. Часть историков видят противоречия в том, что Екатерина 2 сначала отменила Указ Петра 3 о секуляризации, а затем его продублировала через 2 года. Однако в этом никакого противоречия нет. Дело в том, что, вступив на российский престол в 1762 году, Екатерина 2 должна была заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи Дворцовых переворотов. Именно поэтому императрица сразу же отменила большинство указав своего предшественника, в том числе и касательно церковных земель. Только спустя 2 года, когда позиции Екатерины 2 стали достаточно крепкими, она вновь вернулась к данному вопросу и вновь провела секуляризацию, на этот раз полную.

Екатерина 2

Церковная реакция

После изъятия значительной части средств к существованию церковь не смела критиковать власть в открытую. Разумеется, реформа не была встречена положительно. Более-менее ясно свою позицию несогласия отстаивал только митрополит Ярославля Арсений. Однако вскоре его лишили сана и заключили в тюрьму, где он умер.

Рис. 2 Несогласный клир

Рис. 2 Несогласный клир

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название — экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.

Разрушенный монастырь и церковь

Ход реформы

На момент издания указа церковь располагала около 950 монастырями. Из них упразднили 418. Право на государственные дотации получили 200 учреждений. 300 оставшихся находились на самосодержании. То есть предполагалось, что монахи будут существовать на добровольные пожертвования, а также обрабатывать огороды собственными силами.

Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем ее ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую губернии.

Упраздненные клерикальные учреждения

На момент секуляризации 1764 года были закрыты следующие монастыри:

  • Александрова Чудова пустынь;
  • Александровский;
  • Аркажский;
  • Благовещенский;
  • Богородицкий;
  • Борщевский Троицкий;
  • Бречицкий Андроников;
  • Важеозерский;
  • Варлаамиев;
  • Варсонофьевский;
  • Воскресенский;
  • Дивногорский Успенский;
  • Дорогошанский Троицкий;
  • Зарецкий;
  • Кассианов Учемский;
  • Киево-Братский;
  • Клименецкий Свято-Троицкий;
  • Котельничский Предтеченский;
  • Куряжский Преображенский;
  • Лисицкий;
  • Макарьевская Хергозерская пустынь;
  • Маровский;
  • Крестовоздвиженский;
  • Моисеевский;
  • Живоносного источника;
  • Николаевская пустынь;
  • Николаевский Стародевичий;
  • Никольский Адриано-Андрусовский;
  • Нило-Сорская пустынь;
  • Новосильский Свято-Духов;
  • Печенгская Спасская пустынь;
  • Рдейский Успенский;
  • Рождественский;
  • Святогорская лавра;
  • Слободской;
  • Церковь Спаса на Запрудне;
  • Спасо-Каменный;
  • Спасо-Преображенский;
  • Сретенский Новодевичий;
  • Троицкий Битюцкий;
  • Успенский Кержебельмашский;
  • Ущельский Иовский;
  • Холковский;
  • Чердынский Успенский;
  • Череповецкий Воскресенский;
  • Яранский.

Данный список не является исчерпывающим.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель просуществовал до 1917 года. Однако реально с каждым последующим императором после Екатерины 2 положение церкви становилось заметно легче. Прежде всего это отражается в количестве монастырей, которые работали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:

  • 1808 год — в России 447 монастырей и примерно 5 тыс монахов.
  • 1815 год — в России 478 монастырей и примерно 6,5 тыс монахов.
  • 1917 год — в России 1257 монастырей и примерно 107 тыс монахов.

Здесь очень важно отметить, что численность монастырей достигалась не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом шел процесс не только увеличение количества монастырей, но и постепенное наделение землёй церквей и монастырей. Например, в 1916 году Николай 2 издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысяч десятин пашни.

Список правителей России

Император Павел 1

Золотые паравозы Троцкого

©Использование материалов сайта запрещено. При использовании ссылка на источник обязательна!


Реформаторская деятельность Екатерины Великой затронула и церкви. По ее Указу, принятому в 1764 году, недвижимое имущество Синода перешло к Коллегии экономии.

Секуляризация церковных земель

Секуляризация церковных земель являлась частью реформаторской политики Екатерины II в отношении клира. Новый указ от 1764 года предусматривал регулирование имущественно-правового положения церкви в Российской империи. Все преобразования были связаны с налоговыми вопросами.

Причины секуляризационной реформы

Для Русской Православной Церкви XVIII век стал веком потери своего авторитета. Российские правители пытались всячески отлучить духовенство от решения государственных вопросов и снизить церковное землевладение. Секуляризация церкви стала одним из пунктов такой политики.

Екатерина II в этом вопросе не отличалась от своих ближайших предшественников. Почти сразу после своего воцарения она отменяет указ покойного Петра III об изъятии земель епархий, монастырей и храмов. До вступления на престол она обещала не посягать на церковные вотчины. Однако уже через три недели после отмены указа Петра правительница создает специальную комиссию для решения вопроса о церковных землевладениях.

Итак, можно выделить три основных причины:

  • Необходимость увеличения поступления налогов в казну
  • Повышение эффективности использования земель
  • Желание ликвидировать способность церкви существовать автономно от государства

Реформа

26 февраля 1764 года императрица Екатерина II издала указ о церковных владениях, который подводил черту под многовековым противостоянием между Русской Православной Церковью и Российским государством по вопросу о церковных владениях.

Важнейшими положениями этого законодательного акта были:

  • Все имения Святейшего Синода, епархиальных кафедр, монастырей и приходов окончательно передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения устранялись от управления этими имениями. Крестьяне, жившие в этих имениях, число которых по ревизии 1760 года составляло 910866 ревизских душ (то есть только мужчин), передавались в ведение Коллегии экономии, и в дальнейшем они именовались экономическими крестьянами.
  • Вместо барщинной работы и разных оброков с 1 января 1764 года эти крестьяне обязаны были платить по 1,5 руб. подушного оклада, который через Коллегию экономии поступал в государственную казну.
  • Для содержания церковных учреждений — епархиальных кафедр, монастырей и приходских церквей, ранее владевших землей, Коллегия экономии должна была выделять определенную сумму.
  • Епархии были разделены на три класса, и содержание им назначалось в зависимости от класса.
  • Для монастырей, вначале только великорусских, — то есть кроме тех, что были подчинены Киевскому митрополиту, — составлялись монастырские штаты, в которые были внесены 225 (Троице-Сергиева Лавра и Александро-Невский монастырь; 156 мужских монастырей; 67 женских монастырей) монастыей разделенные на 3 класса по уровню содержания.

По донесению Синода от 1 января 1762 года, во всех епархиях России насчитывалось 954 монастыря, с имениями и без, с 11 153 монашествующими. После секуляризации 1764 года Синод постановил упразднить 418 монастырей. Из оставшихся 226 получали содержание от государства, остальные же 310 монастырей, отныне известные как заштатные, должны были существовать на доброхотные приношения народа.

31 марта 1764 года вышло дополнительное распоряжение о том, чтобы заштатные монастыри тоже были разделены на 3 класса: 1 класс — 20 монастырей, 2 класс — 56 и 3 класс — 85, всего 161 монастырь (все мужские) с 1247 монахами. Остальные 149 монастырей упразднялись. Оставшиеся заштатные монастыри должны были существовать либо на доброхотные приношения народа, либо за счет расположенной около обителей ненаселенной земли, которую монахи обрабатывали собственными силами. Таким образом в Великороссии оставалось 387 монастырей.

Секуляризационная реформа была впоследствии распространена за пределы Великороссии. В 1786 году аналогичное положение установилось в Малороссии, т.е. Киевской, Черниговской и Новгород-Северской губерниях, а в 1788 году — на Слобожанщине, т.е. в Харьковской, Екатеринославской, Курской и Воронежской губерниях.

Великорусские монастыри на год

Штатные первоклассные

  • Троице-Сергиева Лавра (мужская)
  • Санкт-Петербургский Александро-Невский монастырь (мужской)
  • Новгородский Юрьев монастырь (мужской)
  • Александровский Успенский монастырь (женский)
  • Валдайский Иверский монастырь (мужской)
  • Московский Вознесенский монастырь (женский)
  • Московский Новодевичий монастырь (женский)
  • Свияжский Успенский монастырь (мужской)
  • Суздальский Покровский монастырь (женский)

Штатные второклассные

  • Воронежский Алексеево-Акатов монастырь (мужской)
  • Вятский Трифонов Успенский монастырь (мужской)
  • Казанский Богородицкий монастырь (женский)
  • Новгородский Антониев Богородице-Рождественский монастырь (мужской)
  • Переславль-Залесский Данилов Троицкий монастырь (мужской)
  • Псково-Печерский монастырь (мужской)

Штатные третьеклассные

  • Белгородский Никольский монастырь (мужской)
  • Иркутский Вознесенский монастырь (мужской)
  • Московский Златоустовский монастырь (мужской)
  • Николо-Угрешский монастырь (мужской)
  • Путивльский Молченский монастырь (мужской)
  • Селенгинский Троицкий монастырь (мужской)
  • Тамбовский Вознесенский монастырь (женский)
  • Хотьковский Покровский монастырь (женский)

Заштатные

  • Артемиево-Веркольский монастырь (мужской)
  • Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь (мужской)
  • Ростовский Петровский монастырь (мужской)
  • Саратовский Преображенский монастырь (мужской)
  • Шаровкин Успенский монастырь (мужской)
  • Ярославский Кирилло-Афанасиевский монастырь (мужской)

Упраздненные

Манифест

После свержения своего супруга Екатерина II издала собственный указ о секуляризации церковных земель. Были осуществлены следующие пункты:

  • Все недвижимое имущество Синода переходило к Коллегии экономии.
  • Отныне церковь не имела права управления имениями, монастырями и т. д.
  • Все бывшие монастырские крестьяне также отходили Коллегии. Вместо барщины и натурального оброка им в обязанность вменялась подушная подать.
  • Коллегия определяла размер монастырского содержания. Для этого все церковные учреждения делились на классы.

Подготовка к принятию Манифеста

Примечательно, что подготовку и проведение секуляризации проводили 3 императора, которые известны своим специфическим отношением к религии. Первым из них является Пётр 1. Много раз уже говорилось о том, что Петр Великий всегда рассматривал церковь исключительно как государственный институт и не более. Поэтому как только в период его бесконечных воин государству потребовались деньги, император провел первую частичную секуляризацию церковных земель. Процесс был частичным, поскольку страна не была готова к тому, чтобы ликвидировать все церковные земли, а сам Петр опасался острой реакции духовенства и его влияния на людей.

Петр 1 и церковь

Второй императорам, который продвигал вопросы секуляризации, был Пётр 3. Этот человек правил Российской Империей всего 6 месяцев, но успел наделать много. В частности это касается и вопроса конфискации церковных земель. Напомним, что Петр 3 был католиком, который принял православие перед принятием титула императора российского.

Наконец третий император, который и сформировал полную секуляризацию это Екатерина 2. Относительно ее религиозных взглядов мало информации, однако, абсолютно очевидно, что на начальном этапе своего правления, когда Указ и издавался, во главу угла Екатерина ставила вопросы абсолютизма и просвещения. Часть историков видят противоречия в том, что Екатерина 2 сначала отменила Указ Петра 3 о секуляризации, а затем его продублировала через 2 года. Однако в этом никакого противоречия нет. Дело в том, что, вступив на российский престол в 1762 году, Екатерина 2 должна была заручиться поддержкой, чтобы не стать очередной жертвой эпохи Дворцовых переворотов. Именно поэтому императрица сразу же отменила большинство указав своего предшественника, в том числе и касательно церковных земель. Только спустя 2 года, когда позиции Екатерины 2 стали достаточно крепкими, она вновь вернулась к данному вопросу и вновь провела секуляризацию, на этот раз полную.

Екатерина 2

Церковная реакция

После изъятия значительной части средств к существованию церковь не смела критиковать власть в открытую. Разумеется, реформа не была встречена положительно. Более-менее ясно свою позицию несогласия отстаивал только митрополит Ярославля Арсений. Однако вскоре его лишили сана и заключили в тюрьму, где он умер.

Рис. 2 Несогласный клир

Рис. 2 Несогласный клир

Суть секуляризации и ее причины

Основные причины секуляризации церковных земель в России при Екатерине 2 следующие:

  • Экономические. Государственная казна находилась в плачевном положении: армия не получала зарплату 6 месяцев, военно-морской флот был в очень плохом состоянии, государство было вынуждено продать практически все монополии частным лицам. На этом фоне Российская Империя остро нуждалась в финансах и в новом источнике их пополнения. Церковные земли стали реальной возможностью решить экономические проблемы.
  • Социальные. Екатерина 2 своим указом подчинила церковь государству. Это то, что пытался сделать ещё Пётр 1. До секуляризации церковь обладала всем необходимым для самостоятельного существования. Фактически это было государство в государстве. После 1764 года церковь напрямую экономически зависела от государства.

По условиям указа о секуляризации 910 тыс крестьян, которые ранее относились к церковным землям, переходили под контроль Коллеги экономики. Отсюда и их название — экономические крестьяне. Они получали в распоряжение землю, которая раньше относилась к церкви. За пользование этой землей крестьяне не несли никакой повинности, кроме уплаты налога величиной в 1,5 руб в год. Эти деньги напрямую поступали в государственный бюджет. В совокупности это приносило государству ежегодный доход в размере 1,36 млн руб.

Разрушенный монастырь и церковь

Ход реформы

На момент издания указа церковь располагала около 950 монастырями. Из них упразднили 418. Право на государственные дотации получили 200 учреждений. 300 оставшихся находились на самосодержании. То есть предполагалось, что монахи будут существовать на добровольные пожертвования, а также обрабатывать огороды собственными силами.

Начало реформы включало только центральные регионы России. Но со временем ее ход распространился на Киевскую, Новгород-Северскую, Черниговскую, Екатеринославскую, Курскую, Воронежскую и Харьковскую губернии.

Упраздненные клерикальные учреждения

На момент секуляризации 1764 года были закрыты следующие монастыри:

  • Александрова Чудова пустынь;
  • Александровский;
  • Аркажский;
  • Благовещенский;
  • Богородицкий;
  • Борщевский Троицкий;
  • Бречицкий Андроников;
  • Важеозерский;
  • Варлаамиев;
  • Варсонофьевский;
  • Воскресенский;
  • Дивногорский Успенский;
  • Дорогошанский Троицкий;
  • Зарецкий;
  • Кассианов Учемский;
  • Киево-Братский;
  • Клименецкий Свято-Троицкий;
  • Котельничский Предтеченский;
  • Куряжский Преображенский;
  • Лисицкий;
  • Макарьевская Хергозерская пустынь;
  • Маровский;
  • Крестовоздвиженский;
  • Моисеевский;
  • Живоносного источника;
  • Николаевская пустынь;
  • Николаевский Стародевичий;
  • Никольский Адриано-Андрусовский;
  • Нило-Сорская пустынь;
  • Новосильский Свято-Духов;
  • Печенгская Спасская пустынь;
  • Рдейский Успенский;
  • Рождественский;
  • Святогорская лавра;
  • Слободской;
  • Церковь Спаса на Запрудне;
  • Спасо-Каменный;
  • Спасо-Преображенский;
  • Сретенский Новодевичий;
  • Троицкий Битюцкий;
  • Успенский Кержебельмашский;
  • Ущельский Иовский;
  • Холковский;
  • Чердынский Успенский;
  • Череповецкий Воскресенский;
  • Яранский.

Данный список не является исчерпывающим.

Судьба Манифеста после Екатерины 2

Формально манифест о секуляризации церковных и монастырских земель просуществовал до 1917 года. Однако реально с каждым последующим императором после Екатерины 2 положение церкви становилось заметно легче. Прежде всего это отражается в количестве монастырей, которые работали на территории России. Для демонстрации достаточно привести только следующие цифры:

  • 1808 год — в России 447 монастырей и примерно 5 тыс монахов.
  • 1815 год — в России 478 монастырей и примерно 6,5 тыс монахов.
  • 1917 год — в России 1257 монастырей и примерно 107 тыс монахов.

Здесь очень важно отметить, что численность монастырей достигалась не только за счет открытия новых монастырей, но в основном за счет восстановления старых монастырей, которые были закрыты при Екатерине 2. При этом шел процесс не только увеличение количества монастырей, но и постепенное наделение землёй церквей и монастырей. Например, в 1916 году Николай 2 издал указ, согласно которому церкви было передано 3,6 тысяч десятин пашни.

Список правителей России

Император Павел 1

Золотые паравозы Троцкого

©Использование материалов сайта запрещено. При использовании ссылка на источник обязательна!

Читайте также: