Прогрессивный налог земельный налог

Обновлено: 04.05.2024


Иллюстрация: Ирина Григорьева / Клерк.ру

Дискуссии о необходимости возврата к прогрессивной шкале НДФЛ ведутся давно — с момента ее замены на плоскую 1 января 2001 года. Однако сейчас они обострились из-за практически нулевого роста реальных располагаемых доходов населения. Но в Правительстве скептически относятся к таким инициативам, имея для этого серьезные основания.

Запрос общества на социальную справедливость усиливается. Именно поэтому стали циркулировать идеи об отмене НДФЛ для граждан с минимальным уровнем оплаты труда. Соответственно, обсуждается предложение существенно увеличить его ставку для россиян с высокими доходами. Вот только не совсем ясно, какие именно доходы в России можно считать высокими и сверхвысокими.

Признаются излишними даже министром финансов Антоном Силуановым страховые платежи с зарплатных фондов. Однако в Правительстве относятся к такого рода предложениям с изрядной долей скепсиса. Чем тогда наполнять бюджет? Последний, по расчетам ФНС, в значительной степени зависит от налогообложения бедных и средних слоев населения.

Как стали собирать налоги

Следствием системной работы налоговых органов следует признать и определенную ломку психологии налогоплательщиков. На сегодняшний день, считает Валерий Засько, подавляющее число представителей бизнеса прекрасно осознают риски уклонения от уплаты налогов и формируют свои бизнес-процессы, максимально избегая сомнительных операций.

Он прежде всего остановился на бесперспективности незаконного дробления бизнеса с целью перевода его составных частей под специальные льготные налоговые режимы наподобие УСН или ЕНВД. В ФНС в 2010-х были накоплены обширные базы данных о налогоплательщиках. По словам Виталия Крицкого, в его отделе могут составить подробный трудовой путь любого проверяемого руководителя или специалиста за последние 15–20 лет. Соответственно, нетрудно выявить все его возможные аффилированные связи с другими лицами. Отработана методика и допросов свидетелей. Зачастую именно рядовые сотрудники компаний раскрывают по крайней мере части криминальных схем по уходу от налогов. Особенно если речь идет об уволенных сотрудниках. И хотя в некоторых случаях налоговикам приходится допрашивать до 500 человек по одному делу, препятствием это не становится.

В результате, по данным Валерия Засько, за последние 10 лет дополнительные поступления в бюджет за счет качественного развития уровня налогового администрирования составили почти 3 трлн руб. Кроме того, более полный сбор фискальных платежей внес свой вклад в формирование нынешней экономической ситуации, которая характеризуется низким уровнем инфляции, созданием финансовых резервов, погашением значительной части внешнего долга, решением социальных задач, в том числе стабильностью выплаты и индексацией пенсий. И главное — более полное наполнение бюджета и обеление экономики обеспечили качественное улучшение конкурентной среды.

Неизменная шкала НДФЛ

По приведенным Валерием Засько данным, уровень налоговой нагрузки на экономику в России вполне сопоставим с аналогичным показателем развитых стран и составляет (без учета нефтегазовых доходов) порядка 28%. Впрочем, независимые эксперты приводят цифры до 40% с учетом страховых и таможенных платежей, которые, по сути, также являются квазиналогами. Поэтому, положа руку на сердце, трудно признать конкурентоспособность российской экономики по фискальной составляющей в сравнении с рядом стран ЕАЭС, например с Казахстаном, где ставки НДФЛ и НДС равны 10%.

В принципе и в Минфине, и в ФНС признают тот факт, что налоговая нагрузка на труд достаточно высока — суммарно 43% от выплачиваемой зарплаты. Но в этих ведомствах предупреждают, что за призывами снизить налоги должно следовать четкое понимание, за счет чего компенсировать выпадающие доходы. Нельзя в одночасье снизить страховые взносы, не обеспечив соответствующих поступлений в тот же Пенсионный фонд.

Представитель ФНС также призвал с осторожностью относиться к внедрению прогрессивной шкалы НДФЛ. Дело в том, что, по данным ФНС за 2018 год, 98% российских работников получали в год зарплату не более 1 млн руб. в год. Почти 65% зарабатывают от 114 тыс. руб. до 1 млн руб. Официальная зарплата 28,2% работников не превышает 10 тыс. руб. в месяц (или около 114 тыс. руб. в год). И лишь 6,9% получают зарплату свыше 1 млн за год.

В общем, картина получается безрадостная. Большинство работающих граждан получают крайне низкие доходы. По крайней мере официально. Особенно не разгуляешься.

Президент Владимир Путин также недавно высказался против возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ. По его мнению, как только для имущих подымут ставку, они тут же найдут массу способов уйти от ее уплаты.

В общем, власти расписываются в неспособности фиксировать по-настоящему крупные доходы и обеспечивать социальную справедливость при налогообложении. Впрочем, к этому вопросу обещано вернуться в 2024 году. И не по причине президентских выборов, а по результатам ускорения экономического роста и, соответственно, увеличения реальных располагаемых доходов населения. То есть все равно за все заплатят не сверхбогатые, а нарождающийся средний класс вместе с по-настоящему бедными. Пока же общество к прогрессивной шкале НДФЛ не созрело.

А как у них

Из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%.

В Дании — 55,8%, в Германии — 47,5%, в Китае, Великобритании, Испании, Франции и ЮАР — 45%, в США — 37%. Из стран ЕАЭС прогрессивную шкалу ввела только Армения (максимальная ставка — 36%). В Белоруссии ставка, как и в России, 13%, в Казахстане и Киргизии — 10%.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА


С1 января 2021 года в России вводится прогрессивная шкала налогообложения. То, о чём так долго говорили члены КПРФ, ЛДПР, "Справедливой России" (это только те, кто периодически пытался вносить в Госдуму законопроекты на эту тему), а также множество политиков, экспертов и прочих, не имеющих доступа к думской трибуне, и то, чему так мужественно сопротивлялись "Единая Россия" и Минфин, свершилось! Ничего не поделаешь — поручение президента. Плоская шкала продержалась с 2001 года.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) для тех, кто зарабатывает больше 5 млн рублей в год, будет повышен на целых 2%. Предполагается, что бюджет получит дополнительно 60 млрд рублей. Наконец–то богатые раскошелятся! Новой ставкой будет облагаться исключительно та часть доходов, которая превышает 5 млн рублей в год, — подмигнув, напомнил Минфин. Если бы проценты подняли выше — добавляют адепты действующей нормы, — то под угрозой оказались бы инвестиции! Инвестиции. В страну. Обложенную санкциями со всех сторон.

Решение о введении прогрессивной шкалы налогов, согласно опросам ВЦИОМ, поддерживают 63% граждан России. Это ли не очередной момент единения власти и общества? Что–то мешает в это поверить, тем более этому обрадоваться.

Напомню о прогрессивных налогах. В Германии — от 0 до 45%. Во Франции — от 0 до 45%. В США — от 10 до 39,6% (плюс в каждом штате — от 0 до 13%). В Финляндии — от 0 до 31,7% (плюс муниципальный НДФЛ — от 17 до 22,5%). В Китае — от 5 до 45%.

Да, там всё не так просто, и целью существования людей в этих странах отнюдь не является наполнение бюджета страны. Но они как–то там живут. И налоги платят. И за инвестиционный климат не переживают. Хотя, может, кто–то и страдает горько. Но в прекрасной нищей Болгарии, например, много лет налог НДФЛ — 10%. Это не мешает ей оставаться такой же нищей на протяжении десятилетий. Видимо, дело не только в этом.

Неизбежно возникает вопрос про потенциально полученные бюджетом 60 млрд рублей: а чё так мало–то? Где подоходные налоги олигархов? Где десятки миллиардов, утекающих ежегодно из родной страны?

Да всё в порядке! Почти все олигархи не являются налоговыми резидентами в России. И, как следствие, НДФЛ в России не платят вообще. Всё законно. Для этого всего–то и надо — прожить более 183 дней за пределами родины. Не такое уж большое мучение. Некоторые там живут постоянно. И ничего — держатся как–то. Это, кстати, не только настоящие олигархи. По неофициальным данным (если им можно верить) — до 40% бизнесменов. Официальных данных, увы, нет. Для сравнения: подоходный налог для нерезидентов Франции — до 30%. Гражданин США может хоть всю жизнь находиться за пределами Штатов, но это не освобождает его от уплаты налогов в американскую казну.

Офшорные миллиарды текут из России, не переставая, уже не первое десятилетие. По независимым (то есть опять же неофициальным — за неимением) оценкам, 75% коммерческого сектора российской экономики контролируется из офшоров. В эти самые офшоры уходят дивиденды, которые бизнес зарабатывает в России. Это, по сути, доходы физических лиц.

Президент страны Владимир Путин в конце марта выступил с поручением ужесточить условия уплаты дивидендов. Несправедливо, сказал он, что обычные труженики "даже с небольших зарплат" платят подоходный налог 13%, а богатые выводят из России, используя различные схемы так называемой оптимизации, нажитое в ней всего лишь под 2%. По его словам, такой вывод средств в офшорные зоны должен облагаться налогом 15%.

Минфин через непродолжительное время откликнулся. И согласился установить 3–летний, с 2021–го по 2024 год, переходный период, разрешающий российским компаниям выплачивать дивиденды за рубеж по нулевой налоговой ставке. Чудные дела. Справедливость ещё впереди. Но это и нормально — за неё же бороться надо. А желающих, если по–честному, немного.

Что в итоге? В ближайшие годы начинать новую дискуссию о повышении — изменении шкалы прогрессивного налога — вроде как–то некорректно (мы же только его ввели, вы чего?). Каким разложится властный пасьянс в 2024 году и что там будут говорить про офшоры — сказать сегодня сложно.

Но если эти вновь обретённые бюджетом 60 млрд и правда пойдут на лечение детей с тяжёлыми заболеваниями, как и было сказано президентом, это хорошо. Это результат.

Содержание

Содержание

  • Виды налоговых систем
  • Прогрессивная система налогообложения
  • Прогрессивное налогообложение в мире
  • Прогрессивная система налогообложения в России
  • Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения
  • Недостатки прогрессивной системы налогообложения
  • Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице
  • Заключение

Прогрессивная система налогообложения направлена на то, чтобы большая часть налогов оплачивалась теми налогоплательщиками, которые получают большие суммы денег. Противостоящей такой системе налогообложения можно назвать регрессивную форму, при которой налоговая ставка снижается вместе с увеличением налога. В статье рассмотрим, что собой представляет прогрессивная налоговая система, а также ее основные преимущества и недостатки.

Виды налоговых систем

Важно! Прогрессивная система налогообложения представляет собой такой метод, который позволяет дифференцировать в зависимости от получаемых доходов размер налоговых ставок.

Налоговая ставка представляет собой один из элементов фискального платежа, которая на законодательном уровне устанавливается для каждого вида налогового сбора. Тариф налога представляет собой величину, которая уплачивается в бюджет, установленную в процентах или абсолютном выражении. Величина в процентах также делится на:

  • пропорциональные, при которых тариф устанавливается в едином размере и он не изменяется даже в случае роста или снижения налогооблагаемой базы;
  • регрессивные, при которых тариф снижается в случае роста налогооблагаемой базы;
  • прогрессивные, при которых при росте налогооблагаемой базы происходит рост уплачиваемых сборов.

Сумма налога, которая уплачивается в абсолютной форме, устанавливается если понятие налогооблагаемой базы не применяется. В качестве примера можно привести госпошлину, оплачиваемую в случае обращения в госорганы при регистрации юридически значимых действий.

Прогрессивная система налогообложения

Прогрессивное налогообложение в мире

Наиболее часто прогрессивная налоговая ставка устанавливается для подоходного налога.Прогрессирующий тариф, при которых от роста дохода зависит рост тарифной ставки устанавливается в разных странах мира, например, в США, КНР и странах Евросоюза. При этом используются как многоступенчатые, так и одноступенчатые прогрессии. В Чехии, к примеру, применяется одноступенчатый тариф, равный 15% и необлагаемых минимум, равный 24 840 крон.

Прогрессивная система налогообложения в России

Важно! На сегодняшний день ни по одному фискальному платежу не применяется прогрессивный метод.

Однако, в нашей стране порядок взимания подоходного налога по прогрессивной ставки применялся еще недавно. Например, до 2001 года был установлен прогрессивный тариф при налогообложении физлиц. Многоступенчатая тарифная ставка по НДФЛ была установлена с 1998 года:

Сумма дохода, рублей Тарифная ставка, %
До 20 000,00 (включительно) 12
Свыше 20 000,00 до 40 000,00 (включительно) 15
Свыше 40 000,00 до 60 000,00 (включительно) 20
Свыше 60 000,00 до 80 000,00 (включительно) 25
Свыше 80 000,00 до 100 000.00 (включительно) 30
Свыше 100 000,00 35

В 2000 году многоступенчатая тарификация была упрощена до 3. С 2001 года ставка НДФЛ была установлена уже равной 13% и не зависела от величины дохода налогоплательщика.

Несмотря на то, что предложения о возобновлении прогрессивной системы налогообложения до сих пор возникают, Минфин РФ считает применение данной системы налогообложения в настоящее время нецелесообразной. Существующая же система налогообложения является простой как в исчислении и уплате.

Положительные стороны прогрессивной системы налогообложения

Одним из главных преимуществ прогрессивной системы налогообложения является то, что лица, получающие большие суммы дохода оплачивают и налог в большем размере, а, соответственно, получающие меньшие суммы дохода – оплачивают налог в меньшей сумме. То есть на состоятельных людей будет оказываться давление в большей степени, чем на представителей среднего и ниже среднего класса.

Еще одним преимуществом данной системы можно назвать то, что она приносит удовлетворение гражданам. Другими словами, такая система направлена на снижение неравенства между доходами состоятельных и несостоятельных граждан.

Несомненным преимуществом можно назвать и то, что в бюджет страны поступают налоговые платежи в больших объемах. При обычной ставке налогообложения граждане скрывают свои доходы для того, чтобы не оплачивать налог по фиксированной и высокой ставке.Если ставка налога будет ниже, как при прогрессивной ставке, то граждане со средними и низкими доходами не будут уклоняться от уплаты налога. Это в свою очередь приведет к увеличению поступлений в бюджет страны. Кроме того, при высокой ставке с крупных сумм дохода правительство также получить в бюджет больше денег.

Недостатки прогрессивной системы налогообложения

Главным недостатком данной системы налогообложения является то, что люди, старающиеся заработать большие суммы дохода вынуждены платить налоги по высоким ставка. Получается, что государство тем самым наказывает их, а это не стимулирует людей работать и зарабатывать, так как все равно с увеличением их доходов увеличатся и налоги. Многие из граждан ограничатся определенной суммой дохода и просто будут отказываться зарабатывать больше.

Повышение ставки налога в зависимости от повышения дохода приведет к уклонению от уплаты налогов. Более состоятельные лица будут считать, что просто используют и попытаются найти способы уклонения от уплаты налога по высокой ставке. Таким образом, лиц, которые будут уклоняться от уплаты налога может быть больше.

Важно! Отсутствие фиксированной ставки налога определяет прогрессивную систему налогообложения субъективной, зависящей от мнения налогового органа.

Плюсы и минусы прогрессивной системы налогообложения в таблице

Плюсы прогрессивной системы Минусы прогрессивной системы
Больший доход приводит к большей сумме налога

Уклонение от уплаты налога

Несмотря на то, что плюсы прогрессивной системы налогообложения все же есть, их можно назвать довольно спорными. Так называемая социальная справедливость в данном случае устанавливается только для некоторых граждан. А более высокие ставки налога для состоятельных граждан должны якобы повлиять на неравенство в слоях общества. Как считает наш Президент, внедрение данной системы приведет к разрушению экономики страны.

Заключение

Таким образом, такая система налогообложения, как прогрессивная, имеет свои плюсы и минусы. Причем, минусы системы настолько значительные, что наше правительство приняло решение не внедрять ее. В противном случае крупные компании и бизнесмены могут просто уйти в тень и всячески избегать обязанностей по уплате налогов. А это в свою очередь приведет к разрушению экономики нашей страны.

Для полноценного функционирования основных социальных институтов необходимы денежные средства. Эти деньги государство получает, взимая с членов общества налоги – обязательные платежи, отчуждаемые плательщиками с определенной, установленной нормативными актами, периодичностью.

Разные страны пользуются различными методиками пополнения налогового резерва. Прогрессивное налогообложение – это одна из систем сбора налогов.

Что такое прогрессивная система налогообложения и чем она отличается от плоской шкалы?

Прогрессивное налогообложение

Ставка прогрессивного налога увеличивается с ростом доходов

Прогрессивная шкала налогов – это такой режим сбора обязательных платежей в пользу государства, при котором ставка налогового платежа повышается при росте налогооблагаемой базы.

Существует два вида прогрессии:

  1. простая (налоговая ставка применяется ко всей сумме дохода и увеличивается после того, как база, облагаемая налогом, достигает определенного уровня);
  2. сложная (доходы плательщика разбиваются на части (ступени), к каждой из которых впоследствии применяют специально установленную ставку).

При составлении представления о выборе прогрессии необходимо понимать, что такое дискреционный доход. Совокупный доход включает в себя поступления от всех доступных доходных источников без вычета обязательных расходов, направленных на жизнеобеспечение получателя доходов. Реальную платежеспособность налогоплательщика демонстрирует именно дискреционный доход, рассчитываемый по формуле: совокупная прибыль минус первоочередные расходы.

Плоская же шкала вообще не предполагает роста налоговой ставки с увеличением дохода, получаемого налогоплательщиком.

В каких странах используется прогрессивная система налогов?

Прогрессивная система успешно реализуется во многих зарубежных странах. В пользу эффективности ее применения свидетельствует высокий уровень экономического развития государств, реализующих эту схему взимания налогов.

Такие лидеры мировой экономики, как Австралия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Израиль, Испания, Италия, Канада, Китай, Люксембург, Нидерланды, Финляндия, Франция, США, Швеция, Швейцария, ЮАР, внедрили и используют этот вид налога на своих территориях.

Каждая из указанных стран самостоятельно на законодательном уровне определила схему прогрессивной шкалы налога, а также количество ступеней налогообложения при выборе сложной налоговой прогрессии. Так, например, в Великобритании действует трехступенчатая модель, а в Китае семиступенчатая.

Практика указанных государств показывает, что экономический прогресс возможен даже в условиях мирового финансового кризиса.

Прогрессивная шкала в России

Несмотря на неоднократную корректировку налоговых ставок и подходов к взиманию платежей, практика оказалась неэффективной. Переход к плоской системе налогообложения регламентировался внесением изменений 05.08.2000 г. в ч.2 НК РФ №117-ФЗ.

Планируется ли вновь введение прогрессивной системы налогообложения в России?

Налоговый кодекс РФ

В Правительстве РФ неоднократно обсуждалось введение налога с повышением ставки

После отмены прогрессивных налогов в России на рассмотрение Госдумы многократно представлялись законопроекты, целью которых было внедрение на территории РФ дифференциального налога. Члены партий КПРФ, Справедливая Россия, ЛДПР в разное время вносили на рассмотрение депутатов Госдумы проекты законов с различными вариантами прогрессий, однако ни один из вариантов так и не был принят.

Нарастающая социальная напряженность подталкивает многих экспертов к мысли о необходимости применения налоговой шкалы с нефиксированной ставкой на территории РФ. Её внедрение должно сопровождаться аккуратным и грамотным подходом, адаптированным именно к условиям нашей страны.

Основные риски введения дифференциального налога в России:

  • рост нарушений налогового законодательства в виде сокрытия плательщиками информации о реальных доходах;
  • обнищание части регионов, обусловленное тем, что плательщики, обладающие особенно крупной налогооблагаемой базой, преимущественно размещаются в мегаполисах;
  • неверная трактовка социальной роли бизнеса в качестве дискриминации по уровню доходов.

Плюсы прогрессивной налоговой шкалы

Положительные стороны применения дифференцированного налога:

  • снижается уровень социального неравенства (бедные платят меньше, богатые больше);
  • повышается стабильность пополнения доходной части государственного бюджета (за счет возложения основной налоговой нагрузки на наиболее обеспеченных плательщиков).

Недостатки системы прогрессивного налогообложения

К минусам такой схемы налога относят:

  • развитие теневой экономики (при отсутствии государственных средств эффективного администрирования и контроля);
  • снижение мотивации налогоплательщиков к увеличению собственного совокупного дохода;
  • обогащение одних регионов и обеднение других (при условии отсутствия законодательно установленных схем перераспределения бюджетных средств между субъектами);
  • возложение обязанности декларировать доходы на плательщика.

Мнение россиян

В настоящее время большинство россиян поддерживают введение прогрессивной шкалы налогов. Это отношение граждан обусловлено катастрофическим социальным расслоением российского общества.

Единая ставка налога не устраивает малоимущих россиян

Согласно официальным данным Росстата процент граждан, живущих за чертой бедности, составил в 2018 г. 12,9% от общего числа россиян. Некоторые эксперты высказывают мнение, что в действительности неимущих россиян еще больше, а официальная статистика не отражает российской реальности. Одинаковая для бедных и богатых налоговая нагрузка, при низких доходах бедняков и сверхдоходах богачей, провоцирует рост социального напряжения.

Многие эксперты уверены, что введение дифференцированного налога принесло бы гражданам помимо экономических выгод еще и моральное удовлетворение.

Прогрессивная налоговая система имеет свои положительные и отрицательные стороны. Реформация схем взимания налогов не должна проводиться спонтанно. Применение того или иного варианта налогообложения должно быть обусловлено спецификой социальной, экономической и политической сфер жизни государства.

С мнением доктора экономических наук по поводу введения в России прогрессивной шкалы налогообложения вы можете ознакомиться в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


ЧТО ЭТО?

Прогрессивная шкала налогообложения - система, когда ставка НДФЛ (налог на доходы физических лиц) увеличивается вместе с налогооблагаемой базой. Другими словами, чем выше доход, тем больший процент налогов человек платит. Есть два варианта прогрессивной шкалы: простая, в которой повышается только процент ставки, и сложная, в которой уплачивается фиксированная сумма налога плюс процент с суммы, превышающей нижний уровень ставки.

Существует также единая или плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога одна для всех и не зависит от дохода человека.

ИСТОРИЯ

Впервые прогрессивное налогообложение было введено в Великобритании в 1798 году. В 1893 году оно появилось и в Пруссии: подоходный налог варьировался от 0,62% до 4%. К началу XX века такой налог был введен во многих европейских странах. В России, по прусскому образцу, он был установлен царским правительством 6 апреля 1916 года, но из-за революции закон фактически не вступил в действие. Декретом от 23 ноября 1922 года налогообложение было реформировано. В Советском Союзе шкала подоходного налога всегда была прогрессивной. Так, на доход менее 70 рублей налога не было. От 70 до 90 рублей – 10%, от 90 до 100 рублей – 12%. 13% платили те, кто получал свыше 100 рублей в месяц.

В 1998 году в России ввели сложную прогрессивную шкалу: доходы до 50 тысяч рублей облагались по ставке 12%. До 150 тысяч нужно было платить 6 тысяч рублей налогов и 20% с суммы, превышающей 50 тысяч рублей. С доходов от 150 001 рубля налог составлял 26 тысяч и 30% с суммы сверх 150 тысяч рублей.

В 2001 году у подоходного налога появилось новое название НДФЛ (налог на доходы физических лиц), а ставка стала единой для всех (плоской) — 13%.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ

ПРОТИВНИКИ

Главные аргументы противников возврата к прогрессивной шкале:

- обогащение местных бюджетов столицы и крупных городов и обнищание отдаленных регионов, ведь налогами облагают по месту трудоустройства, а не проживания;

- необходимость для граждан самостоятельно отчитываться в доходах со всеми административными издержками;

- увеличение безработицы, отсутствие стимулирования к труду, уменьшение инвестиций.

Внедрение прогрессивной шкалы налогообложения в России – идея обсуждаемая, но к ее реализации необходимо отнестись крайне осторожно. Такую мысль высказал премьер-министр Дмитрий Медведев, отвечая на вопросы депутатов после отчета о деятельности правительства 11 апреля 2018 года в Госдуме.

- Если мы повысим ставку, то большую часть дохода получит Москва, и дифференциация между столицей и субъектами РФ еще вырастет, – заявил Силуанов.

Он также уверен, что велики риски ухода богатых людей из-под налогообложения.

- Мы против этого (ввода прогрессивной шкалы НДФЛ. — Прим. ред.). У нас есть дифференциация в имущественном налогообложении, в том числе через транспортный налог, — сказал министр финансов в ходе Российского инвестиционного форума в феврале 2018 года.

Позже Антон Силуанов высказался еще однозначнее:

- Мы знаем, что богатые — люди неглупые и найдут пути, как обойти это решение, люди в том числе могут вообще вывести деньги из нашей страны. С другой стороны — плоская шкала 13-процентная достаточно уже устоялась, и здесь менять законодательство, наверное, было бы неправильно.

СТОРОННИКИ

Главные аргументы сторонников введения прогрессивной шкалы налогообложения:

- наполнится бюджет и будет покрыт его дефицит;

- стабилизируются региональные бюджеты;

- установится социальная справедливость, уменьшится количество бедных;

- появится источник пополнения ПФР вместо повышения пенсионного возраста.

В ноябре 2016 года вице-премьер российского правительства Ольга Голодец поддержала переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

- Я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов. У нас эта мера просчитана, и мы ее обсуждаем, - сказала Голодец.

Федерация независимых профсоюзов России последовательно отстаивает позицию о переходе к прогрессивному налогообложению. Глава ФНПР Михаил Шмаков во время прямой линии 13 октября 2017 года в очередной раз высказался по этому вопросу:

- Профсоюзы несколько десятилетий требуют от правительства внедрить прогрессивную шкалу налогообложения. Богатые и в особенности сверхбогатые должны платить больше, чем обычные граждане. И профсоюзы обязательно добьются своего.

Среди предложений ФНПР – освобождение от подоходного налога граждан, чьи доходы не достигают прожиточного минимума.

- Если в Налоговой службе неспособны контролировать уплату налогов со стороны бизнеса при внедрении прогрессивной шкалы налогообложения, непонятно, зачем она вообще нужна. Бизнес, да и любой человек, всегда ищет возможности заплатить поменьше налогов. Это нормальная ситуация. А задача налоговиков – контролировать, чтобы налоги выплачивались в соответствии с законом, будь то плоская шкала налогообложения или прогрессивная. Проблема заключается в том, что Минфин ищет наиболее легкий путь, добывает средства там, где ему видно. А видно, в основном, в карманах у трудящихся.

ЗА РУБЕЖОМ

Плоская шкала налогообложения действует сегодня в Эстонии, Украине, Грузии, Болгарии, Гонконге, Монголии, Литве и других странах. В большинстве же европейских стран используется прогрессивная шкала. В Великобритании ставка варьируется от 14 до 45%. Самые высокие ставки для максимально высокой прибыли действуют в Швеции (56,6%), Израиле (57%), Нидерландах (52%) и Франции (75%). В то же время развитые страны могут похвастаться низкими размерами ставок для невысоких доходов – США – 10%, Китай – 5%.

Читайте также: