Программное обеспечение в налоговых расчетах

Обновлено: 02.07.2024

Возможности развития компьютерных информационных технологий в налоговой службе связаны с использованием программных продуктов, которые ориентированы на решение функциональных задач. К программному обеспечению КИТ в налоговой системе предъявляют ряд требований, с которыми можно ознакомиться на стр. 66 учебного пособия "Автоматизированные информационные технологии в налоговой и бюджетной системах". Для организации компьютерной информационной технологии с охватом всех основных звеньев и уровней налоговых органов, организации автоматизированного рабочего места, локальной и корпоративной вычислительных сетей на первое место выдвигается оптимизация выбора системного программного обеспечения.

Выбор сетевой операционной системы производится по следующим основным параметрам:

- простота инсталляции сетевой операционной системы (СОС) и конфигурирования клиентов;

- организация службы каталогов;

- наличие файловых функций;

- организация службы печати;

- наличие средств управления правами пользователей;

- организация надежной защиты сети от несанкционированного доступа, сбоев и т.д.;

- наличие интегрированных функций печати;

- организация многопротокольной маршрутизации;

- простота эксплуатации и модификации;

- высокая производительность и т.д. В налоговой системе наибольшее распространение получила сетевая операционная система Windows NT фирмы Microsoft, которая за счет встроенных сетевых средств, обеспечивает:

- поддержку организации симметричного мультипроцессирования;

- более высокие показатели производительности;

- централизованное управление (доменная система) пользователями и сетевыми ресурсами;

- поддержку прикладных программ и различные протоколы передачи данных;

- высокоорганизованную доменную справочную службу, справочную службу имен, службу электронной почты и т.д.;

- поддержку различных протоколов логического уровня для организации обмена информацией между корпоративной и локальной вычислительными сетями, а также выход в Internet;

- высокий уровень надежности хранения данных и защищенность доступа к ним.

Налоговые органы имеют иерархическую структуру, что определяет организацию взаимодействия информационных и прикладных программных продуктов от низовых звеньев до аппарата управления регионального или федерального уровня.

Прикладные программные продукты, внедряемые в этих органах, сформированы в программные комплексы, имеющие модульную структуру в соответствии с функциональными задачами, решаемыми на уровне автоматизированных рабочих мест в соответствующих структурных подразделениях. Программный комплекс, как инструмент компьютерной информационной технологии обеспечивает совместимость решаемых задач, а также информационную поддержку аппарата управления и преемственность информации в налоговой системе.

Обзор прикладных программных средств, используемых в налоговых органах

• учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;

• обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроля за своевременностью их поступления в бюджет;

• контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;

• анализ и представление в региональные финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет и т.д.

Основными разработчиками комплексов типовых задач являются ГНИВЦ, а также РНИВЦ в ряде городов России.

Следует иметь ввиду, что информационный обмен между налоговыми органами и налогоплательщиками возможен только в случае использования специальных программных комплексов.

Бухгалтерская отчетность налогоплательщиков содержит показатели, характеризующие ее деятельность, а налоговые декларации - суммы налогов, обязательные к перечислению в бюджет. Большинство налогоплательщиков сегодня формирует свою бухгалтерскую и налоговую отчетность, используя современные автоматизированные информационные технологии. Особенно это касается юридических лиц. По данным компании "Гарант" более 60 % пользователей используют в своих бухгалтериях программные продукты фирмы "1С". Программные продукты этой фирмы позволяют на основании данных бухгалтерского учета автоматически формировать бухгалтерскую и налоговую отчетность, которая может представляться в налоговые органы в электронном виде на магнитных носителях либо по телефонным каналам связи. Для этого разработаны и утверждены налоговыми органами форматы передачи данных бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, которые используются разработчиками.

В последнее время информационные технологии приобретают всё большее значение во всех сферах жизни нашего общества. Сегодня даже невозможно представить современный бизнес без использования автоматизированных систем учёта, обработки, хранения, анализа и передачи информации, появилось даже новое понятие – системы инфокоммуникаций, интегрирующие информационные и коммуникационные технологии. Причём использование инфокоммуникационных технологий является не только потребностью, но и обязанностью бизнеса, поскольку сегодня государство обязывает бизнес представлять налоговую отчётность и отчётность в фонды в электронном виде. Делается это в первую очередь в целях повышения оперативности обработки информации соответствующими государственными органами, в частности повсеместное внедрение автоматизированной системы электронной отчётности в пенсионном фонде России позволило уменьшить дискретность представления работодателями информации по персонифицированному учёту и расчётов страховых взносов с одного года до одного квартала с 2011 года. Эти задачи также решаются в рамках общей государственной задачи повышения социальной ответственности бизнеса.

За последнее время налоговая отчетность претерпела существенные изменения. Теперь у всех бухгалтеров России появилась возможность передавать налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде без дублирования на бумаге, используя обычный доступ в Интернет. Наряду с этим налогоплательщики имеют возможность без посещения инспекции получать необходимые информационные и распорядительные материалы из налоговых органов, а также выписки о состоянии расчетов с бюджетами разных уровней.

Особенно актуальным вопрос перехода на электронную форму сдачи налоговой отчетности стал в 2007 году, когда в силу вступил очередной этап программы ФНС по модернизации работы налоговых органов. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ предприятия, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превысила 250 человек, с 1 января 2007 года обязаны сдавать декларации в электронном виде. Начиная с 2008 года, это должны делать и фирмы со среднесписочной численностью сотрудников по итогам предшествующего года свыше 100 человек. Сегодня по оценкам специалистов до 50 процентов всех организаций должны будут перейти на сдачу отчетности через Интернет. Безусловно, планы ФНС вызывают всплеск интереса к разработкам в области специализированного программного обеспечения. Если раньше решения о подобном нововведении принималось бухгалтером или руководителем предприятия по собственному усмотрению, то теперь представление отчетности через Интернет становится для многих компаний обязанностью.

Для подключения к системе необходимо подписать договор со специализированным оператором связи, который предоставляет компаниям и налоговым инспекциям услуги защищенного документооборота с применением сертифицированных средств защиты лили с его официальным представителем. Именно оператор связи или его официальный представитель и поставляет фирме программное обеспечение, генерирует ключи шифрования и электронную цифровую подпись (ЭЦП). А также отвечает за доставку по электронной почте в налоговые инспекции зашифрованных и подписанных ЭЦП файлов с отчетностью. После заключения договора и оплаты соответствующих услуг компания получает в распоряжение программный комплекс, средства шифрования и ЭЦП, а также данные для настройки программного обеспечения. Установка и настройка комплекса производится пользователем или специалистами технического отдела компании-представителя. А загрузить обновления можно с сайта спецоператора или записать в офисе на съемный носитель. Эти комплексы синхронизируются с большинством бухгалтерских программ, обеспечивающих выгрузку отчетности в формате, утвержденном ФНС.


Рис. 1 Структура системы подготовки и сдачи отчётности через Internet

Использование технологии "толстого клиента" построенного по принципу электронной почты гарантирует конфиденциальность отчетности. Расшифровать информацию, посылаемую по каналам связи, не сможет никто, кроме налогоплательщика и инспекторов. Оператор связи, в данном случае, не имеет даже теоретической возможности доступа к содержанию отчетности предприятия, поскольку информация отправляется уже в зашифрованном виде. Для защиты сведений от несанкционированного просмотра или искажения в системе применяются средства защиты информации с гарантированной стойкостью.

В течение 24 часов с момента отправки отчетности компания получает три письма. Первое — подтверждение даты сдачи от оператора системы. Это аналог квитанций, выдаваемых отделениями связи при отправке отчетности по обычной почте. Второе — подтверждение о получении отчетности из налоговой инспекции — аналог отметки контролеров на втором экземпляре отчетных документов. Оно подписано уже двумя электронными цифровыми подписями: самой компании и налоговой инспекции. Именно этот электронный документ будет использован в налоговой инспекции при дальнейшей обработке. Предприятие расшифровывает его, проверяет правильность ЭЦП контролеров и сохраняет документ в своем архиве для возможного использования в случае возникновения спора. Третий документ — протокол входного контроля инспекции, подтверждающий, что переданная отчетность соответствует формату ФНС.

Рис. 2 Алгоритм подготовки и сдачи отчётности через Internet

При этом компания и инспекция ведут собственные архивы отправленных и принятых файлов отчетности, подтверждений операторов и протоколов входного контроля на соответствие формату ФНС. В свою очередь, оператор связи ведет свой архив подтверждений. В совокупности эти документы являются доказательной юридической базой о сдаче компанией отчетности, необходимой для разрешения возможных спорных ситуаций. При возникновении конфликтов, связанных с оспариванием авторства и содержимого документа, а также с разной трактовкой даты и времени поступления электронного файла получателю, оператором связи проводится экспертиза их ЭЦП.

Для формирования и сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде разработан комплекс "Спринтер". С функциональными возможностями и составом этого комплекса можно познакомиться на стр. 391-395 учебника "Информационные системы в экономике".

Разработчиком комплекса является ООО "Такском". Комплекс обеспечивает автоматизированное формирование документов бухгалтерской и налоговой отчетности и доставку их в налоговые органы с использованием защищенной системы электронной почты. Система формирования и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи (ЭОКС) представляет собой совокупность программно-аппаратных средств, принадлежащих налогоплательщикам, налоговым органам и оператору системы (или его коммерческим представителям), а также совокупность документов, регламентирующих взаимоотношения участников.

Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) внес ряд поправок в ст. 169 НК РФ, регламентирующую порядок составления и представления счетов-фактур.
В прежней редакции этой статьи не было указаний на то, допустимо ли составление счета-фактуры в электронной форме. До принятия Закона N 229-ФЗ в таком виде можно было представлять только декларации (п. 3 ст. 80 НК РФ), а возможность применения электронной цифровой подписи (ЭЦП) в счетах-фактурах не была предусмотрена. Из этого следовал вывод: если счет-фактура заверен ЭЦП, он вообще не подписан, соответственно, зачесть НДС на его основании было нельзя. А отсутствие документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, могло повлечь привлечение организации к налоговой ответственности за грубое нарушение правил учета по п. п. 1 или 2 ст. 120 НК РФ. В случае искажения налоговой базы организации грозило доначисление налогов, пеней, штрафов по п. 3 ст. 120 или ст. ст. 122 и 123 НК РФ в зависимости от квалификации правонарушения.
Однако, по мнению судов, счета-фактуры, завизированные электронной цифровой подписью, правомерны, т.к. в ст. 169 НК РФ не содержалось требование о подписании руководителем и главным бухгалтером налогоплательщика счета-фактуры собственноручно (Определение ВАС РФ от 21.12.2007 N 17220/07).

С 3 июня вступил в силу Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде. В нем прописаны правила выставления и обмена электронными счетами-фактурами, а также порядок внесения исправлений. Подробности – в статье.

Лучшие программы для ведения бухгалтерии

Программ для ведения бухгалтерского учета множество – есть как платный многофункциональный софт, так и бесплатные программы с ограниченным набором возможностей. Существуют также онлайн-сервисы, позволяющие вести бухучет через браузер.

Рассмотрим 10 лучших программ и сервисов для ведения бухгалтерии, от недорогих или бесплатных решений до комплексных продуктов с широкими возможностями, а также разберемся, в каких случаях использование того или иного варианта является оптимальным.

Бесплатные программы для ведения бухгалтерии

Начнем обзор с бесплатных решений для бухучета.

Инфо-Предприятие

Это вполне подходящее решение для ИП и небольших компаний, не имеющих обособленных подразделений, со штатом не более 100 сотрудников. В приложении дается возможность обновлять отчетные формы и алгоритмы без каких-либо ограничений.

Налогоплательщик ЮЛ

Своя Технология

Чтобы получить возможность работать с расширенными отчетами, подключать торговое оборудование или выгружать данные в 1С, можно приобрести профессиональную версию программы. Ее стоимость составляет 1990 рублей за одно рабочее место. При переходе на платную версию вся информация сохраняется.

Платные бухгалтерские программы

1С:Бухгалтерия

ПАРУС-Предприятие

Главными особенностями программы можно назвать: возможность по необходимости добавлять в систему отдельные компоненты, простой процесс администрирования, интеграцию с другими приложениями, например, с офисным пакетом Microsoft Office.

Онлайн-сервисы для бухучета

При использовании облачной бухгалтерии вы не будете привязаны к рабочему месту. В личный кабинет можно зайти с любого устройства: нужно только подключение к интернету. Все формы и документы в таких сервисах обновляются автоматически сразу после произошедших в законодательстве изменений, а документы хранятся на удаленных серверах, их даже не нужно скачивать на свой компьютер. Кроме того, использование онлайн-сервисов для ведения бухучета обходится дешевле по сравнению с популярными бухгалтерскими программами.

1С: БизнесСтарт

Разобраться в программе очень легко, техподдержка по телефону и в чате работает круглосуточно, сервис поддерживает все режимы налогообложения и напоминает о сроках уплаты налогов. В числе плюсов также быстрые обновления, возможность работы с фискальным регистратором и сканером.

СБИС Бухгалтерия и учет

Сервис хорошо адаптируется под бизнес любых масштабов, обеспечивает легкое формирование всех видов отчетов (в Росстат, ФНС, ФСС и другие органы), дает доступ к облачному хранилищу, где можно держать резервные копии вашей документации.

Характерной особенностью продукта является простой ввод документов: вам достаточно один раз связать номенклатурные позиции, после чего сервис будет сопоставлять их автоматически. Процесс подготовки, анализа, а также проверки отчетности также полностью автоматизирован. Сдача отчетности происходит через интернет.

Имеется мобильная версия, которая позволяет выставлять счета прямо со смартфона. Стоимость программы зависит от используемого вами налогового режима и нужного функционала.

Моё дело

Цены на использование сервиса вполне разумны, к тому же разработчики предлагают гибкую систему тарифов и комплексные решения для розничной/оптовой торговли и онлайн-магазинов. Для тестирования сервиса есть возможность получить бесплатный пробный доступ.

Эльба

Для ознакомления с сервисом новым пользователям предлагается бесплатный 30-дневный период. О времени сдачи отчетности и уплаты налогов сервис напомнит вам по почте или SMS.

Контур.Бухгалтерия

  • ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета;
  • производит расчеты по сотрудникам (зарплаты, больничные, отпуска, а также налоги и взносы);
  • учет производства, включая оформление выпуска, продажи продукции и расчет ее себестоимости;
  • сервис подготовит и поможет сдать налоговую отчетность в ФСН, Пенсионный фонд, ФСС и Росстат;
  • произведет проверку контрагентов по данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • обеспечит электронный документооборот;
  • включает интеграцию с ведущими российскими банками.

Бесплатный пробный период использования составляет 14 дней.

Удобный интерфейс и широкий функционал, круглосуточная техподдержка, многопользовательский режим и автоматические обновления делают данный сервис выгодным решением для небольших копаний и ИП.

Какую программу для ведения бухгалтерии выбрать?

При выборе программы для ведения бухгалтерии следует учитывать следующие факторы: организационно-правовую форму (ИП, АО, ООО), используемую систему налогообложения (УСН, ЕНВД, ПСН и т.д.), количество сотрудников в штате, масштаб бизнеса, а также сферу деятельности.

Первое, что необходимо сделать, это установить патч EF_60000765 в программе ЗУП 3.1, который позволит ввести вычет по НДФЛ с кодом 620 к доходам с кодом 2000. В этой инструкции подробно описано, как установить патч. Или обратитесь к специалистам.

Рассмотрим пример: сотруднику начислена заработная плата за Ноябрь 2021 года, исчислен НДФЛ и страховые взносы с применением пониженного тарифа для субъектов малого и среднего предпринимательства:

1.jpg

2.jpg

3.jpg

Далее необходимо убедиться в том, что все налогоплательщики, облагаемую базу по НДФЛ для которых предполагается уменьшить, имеют достаточную для этого сумму доходов, чтобы облагаемая база не оказалась отрицательной. То же касается и страховых взносов.

Для этого следует сформировать отчет "Сводная справка 2-НДФЛ", сформированный с такими настройками:

4.jpg

Также формируем отчет "Проверка расчета взносов" с такими настройками:

5.jpg

Для уменьшения облагаемой базы по НДФЛ вводится документ "Операция учета НДФЛ":

6.jpg

После проведения этого документа при формировании отчета "Сводная справка 2-НДФЛ" мы увидим уже уменьшенную на размер МРОТ налоговую базу:

7.jpg

Для уменьшения облагаемой базы по страховым взносам вводится документ "Операция учета взносов":

8.jpg

После этого необходимо пересчитать рассчитанные ранее суммы НДФЛ и страховых взносов:

9.jpg

10.jpg

После выполнения синхронизации с программой бухгалтерского учета будут сформированы такие проводки (счет учета затрат может отличаться исходя из особенностей деятельности конкретной организации):

11.jpg

Если видится необходимым отразить получение субсидии с применением счета 86, могут быть введены такие документы:

12.jpg

13.jpg

14.jpg

Если требуется отразить корректировку расходов на оплату труда, в т.ч. и облагаемой базы по налогу на прибыль, на сумму субсидии могут быть введены такие бухгалтерские проводки (счет учета затрат может отличаться исходя из особенностей деятельности конкретной организации):

15.jpg

Предлагаемый вариант отражения этой ситуации не является единственным из возможных.

Тем не менее, не следует пытаться отразить ее в программе расчета заработной платы вводом начислений с отрицательными суммами! В этом случае станет проблематичным, а в ряде случаев и невозможным, корректный перерасчет начислений в случае возникновения такой необходимости, а также отражение такого перерасчета в учете НДФЛ и страховых взносов, составление корректирующей отчетности.

Статью подготовила Федорова Мария, специалист линии консультации франчайзинговой сети "ИнфоСофт".

Читайте также: