Проблемы прогнозирования налоговых поступлений

Обновлено: 18.05.2024

Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение и изучение применения планирования и прогнозирования, выявление методологических проблем. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ налогового планирования и прогнозирования;
выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
анализ структуры и динамики налоговых доходов

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………. 3
Глава 1.Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования. . 5
1.1 Содержание и понятие налогового планирования и прогнозирования…..5
1.2 Методика формирования доходов на федеральном уровне. ……………….7
Глава 2.Сущность и значение налогового планирования на уроне хозяйствующих субъектов. ………………………………………………………………………………..12
2.1 Методы оценки налогового потенциала регионов………………………..12
2.2 Налоговое планирование и прогнозирование на примере определенного региона. ………………………………………………………………………………….20
2.3 Методологические проблемы прогнозирования налоговых доходов регионов………………………………………………………………………………….46
Глава 3.Совершенствование методов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне. ………………………………………………………………..40
3.1 Налоговая статистика на федеральном уровне, налоговые поступления в бюджет федерации……………………………………………………………………….49
3.2 Оптимизация налогового планирования в РФ……………………………..55
Заключение……………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы…………………………………………………. 61

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

Анализ поступления доходов в бюджет города Курска в динамике за ряд лет

* согласно ожидаемому исполнению

Проектом решения о бюджете на 2013 год объем доходов запланирован в сумме 6042700,2 тыс.рублей, в том числе налоговые доходы 2918659,0 тыс.рублей или 97,4 % к уровню ожидаемых налоговых доходов в 2012 году (2996539,0 тыс.рублей), неналоговые доходы 933947,0 тыс.рублей или 142,4 % к уровню ожидаемых неналоговых доходов в 2012 году (655648,9 тыс.рублей), а также безвозмездные поступления 2190094,2 тыс.рублей или 73,9 % к уровню ожидаемых в 2012 году (2964428,1 тыс.рублей).

На 2014 год доходы запланированы в сумме 5869012,6 тыс.рублей, что на 2,9 % ниже уровня 2013 года, в том числе налоговые доходы составят 3041758,0 тыс.рублей или на 4,2 % выше уровня 2013 года, неналоговые доходы составят 464821,0 тыс.рублей или ниже уровня 2013 года на 49,7 %, безвозмездные поступления составят 2357411,6 тыс.рублей или выше уровня 2013 года на 7,6 %.

На 2015 год доходы запланированы в сумме 3722381,0 тыс.рублей или на 36,6 % ниже уровня 2014 года. Уменьшение произошло за счет увеличения суммы неналоговых доходов на 214359,0 тыс.рублей или на 7,0% к уровню 2014 года, уменьшения неналоговых доходов на 5022,0 тыс.рублей или на 1,1% к уровню 2014 года, уменьшения суммы безвозмездных поступлений на 99,9 %. Безвозмездные поступления впоследствии будут корректироваться.

Ожидаемое поступление доходов в 2012 году и прогноз на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.

Проект решения Курского городского Собрания "О бюджете города Курска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Налог на доходы

Единый налог на

вмененный доход для

Налог на имущество

Доходы от оказания

платных услуг и

Доходы от продажи

поступления от других

субсидий, субвенций и

Из приведенной таблицы 5 видно, что по одним видам налогов прогнозные показатели 2013-2015 годов превышают утвержденные показатели 2012 года, в то время как по другим видам доходов наоборот.

Так, по налогу на доходы физических лиц планируется увеличение в 2013 году на 7,3% до уровня 1742913,0 тыс.рублей к 2012 году, в 2014 году на 11,0% к уровню 2013 года, в 2015 году на 11,0% к уровню 2014 года.
Объем поступлений по налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2013 году предусматривается в сумме 384550,0 тыс.рублей или на 1,3 % больше уровня 2012 года, в 2014 и 2015 годах данный налог планируется на уровне 2013 года.

Объем поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2013 году прогнозируется в сумме 246,0 тыс.рублей или на 5,7% ниже уровня 2012 года, в 2014 и 2015 годах планируется на уровне 2013 года.

Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2013 году планируется в сумме 47303,0 тыс.рублей или на 4,7 % больше уровня 2012 года, в 2014 году с ростом к уровню 2013 года на 4,7 %, в 2015 году с ростом к уровню 2014 года на 4,7 %.

Объем поступлений земельного налога в 2013 году планируется в сумме 703690,0 тыс.рублей, что на 22,6 % ниже уровня бюджета 2012 года, в 2014 и 2015 годах на 10,0% ниже уровня 2013 года.

Объем поступлений государственной пошлины планируется в 2013 году в сумме 39957,0 тыс.рублей или на 10,8 % выше уровня 2012 года, в 2014 году на 0,8 % ниже уровня 2013 года, в 2015 году на 1,8% ниже уровня 2014 года.

Основную массу поступлений по доходам бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в последние годы составляют налог на доходы физических лиц (в 2011 году – 36,1 %, в 2012 году – 44,5 %, в 2013 году – 45,2%, в 2014 году – 55,1%, в 2015 году – 57,7%), земельный налог (в 2011 году – 19,1 %, в 2012 году – 24,9 %, в 2013 году – 18,3%, в 2014 году – 18,0%, в 2015 году – 17,0%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в 2011 году – 9,1 %, в 2012 году – 10,4 %, в 2013 году – 10,0%, в 2014 году – 11,0%, в 2015 году – 10,3%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2011 году – 11,0%, в 2012 году – 10,8 %, в 2013 году – 8,7%, в 2014 году – 8,8%, в 2015 году – 8,2%), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (в 2011 году – 5,3 %, в 2012 году – 5,7 %, в 2013 году – 14,0%, в 2014 году – 2,8%, в 2015 году – 2,7%).

Анализ структуры налоговых доходов бюджета города Курска по основным видам и группам налогов показал, что основная доля планируемых в 2013 году налоговых доходов – 59,7 %, также как и в 2011 году (52,9%) и в 2012 году (54,2 %) приходится на отчисления от налога на доходы от физических лиц, в 2014 году приходится 63,6 %, в 2015 году - 65,9 %.

На поступления от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2013 году приходится 13,2%, в 2014 году 12,6%, в 2015 году 11,8 % (2011 год – 13,2 %, 2012 год – 12,7%).

Планируемая сумма поступления налога на имущество физических лиц составляет в 2013 году 1,6% от общей суммы налоговых доходов, в 2014 году – 1,6%, в 2015 году – 1,6% (2011 год – 0,4 %, 2012 год – 1,5 %). Планируемая сумма поступления земельного налога составляет в 2013 году 24,1 % от общей суммы налоговых доходов, в 2014 году – 20,8 %, в 2015 году – 19,4 % (2011 год – 28,0 %, 2012 год – 30,4 %). На государственные пошлины в 2013 году планируется только 1,4 %, в 2014 году – 1,3%, в 2015 году – 1,2 % (2011 год – 5,5%, 2012 год – 1,2 %).

В силу незначительного объема средств, единый сельскохозяйственный налог не оказывает существенного влияния на объем налоговых доходов.

При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствовал бы расширению налоговой базы. Представляется, что при формировании политики увеличения налоговой базы следует руководствоваться опытом более развитых регионов России. И следует воспользоваться преимущественно аграрная направленность с акцентом на растениеводство.

В развитой рыночной экономике с устоявшимися ценами в аграрной специализацией региона, обладающего для производства сельхозпродукции хорошими природно-климатическими ресурсами, нет ничего плохого. Следовательно, Курская область, располагая схожими природно-климатическими условиями, также способна увеличить налоговую базу регионального бюджета за счет данного фактора.

Суммируя вышесказанное можно утверждать: столкнувшись с проблемой необходимости пересмотреть структуру налоговых поступлений в территориальный бюджет, законодатель пока вынужден ограничиваться весьма непопулярными мерами – увеличением ставок налогов и сборов. Стратегия совершенствования и укрепления налоговой базы региона ещё облачна. Представляется, что такой подход не сможет оправдать себя в долгосрочной перспективе, а направлен лишь на сиюминутное “латание дыр” в оскудевшем областном бюджете. Формирование новой политики по укреплению доходной базы территориального бюджета – насущная задача ближайшего будущего.

2.3. Методологические проблемы прогнозирования налоговых доходов.

Показана значимость методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и создания рационального механизма планирования и прогнозирования поступлений налогов и с боров в бюджетную систему, необходимость их совершенствования как особо важного инструмента государственного регулирования.

Налоговая система Российской Федерации является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. Регулирующее воздействие налогов должно быть направлено, в основном, на расширение налоговой базы, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.

Одним из основных факторов увеличения налоговых поступлений является работа ФНС России по совершенствованию методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и созданию рационального механизма планирования и прогнозирования поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Прогнозы одних и тех же показателей, полученные при использовании разной исходной информации и различных моделей и методов её обработки, могут весьма сильно различаться между собой, и далеко не всегда ясно, какому прогнозу следует доверять больше. Одна группа проблем связана с информацией, которая используется для решения задачи прогнозирования. Так, пользователям разной статистической отчётности предоставляются данные по показателям, которые хотя и имеют одинаковые наименования, например, такие, как прибыль, оплата труда, объем выпуска продукции и т. д., но различаются по содержанию. Такие проблемы возникают при использовании традиционной сводной статистики, систем бухгалтерского учёта, национальных счетов и статистики государственных финансов. Поэтому одной из актуальных задач является гармонизация различных систем учёта и отчётности. В частности, большие надежды связываются с внедрением международных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.

По мнению профессора Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Погорелко И. А., прогнозирование всегда связано с неопределённостью. Поэтому уже при постановке задачи необходимо принимать во внимание, что прогноз зависит от исходной информации, принятых допущений, заданных условий и ограничений и т. п. и не может быть абсолютно точным, достоверным и однозначным. И если модели физических систем оперируют со сравнительно небольшим перечнем исходной информации и неопределённость в прогнозе возникает в основном из-за действия помех при измерениях, то для моделей экономических систем характерна их зависимость от большого числа различных факторов, нестационарность и т. п. Здесь обычно не удаётся выделить небольшое число постоянно действующих существенных факторов, так как из-за большой изменчивости экономических условий факторы, которые в какой-либо период времени были несущественны, в другие периоды могут оказаться наиболее важными, и наоборот. При этом, так как прогноз на каждый следующий шаг зависит от данных и управленческих решений, полученных (принятых) на предыдущих шагах, то с ростом глубины прогнозирования неопределенность прогноза увеличивается, накладываясь на все неточности предыдущих шагов.

Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а так же объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием- налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиции государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиции налогоплательщика. Совершенствование методов анализа и планирования поступлений налогов и сборов имеют особое значение, поскольку нереальность (завышенность) плановых показателей по сбору налоговых доходов вызывает в последующем объективные трудности в их мобилизации, приводит к недопоступлению доходов в бюджетную систему, а, следовательно, ставит под угрозу исполнение расходной части бюджетов.

Налоговая система Российской Федерации является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. Регулирующее воздействие налогов должно быть направлено, в основном, на расширение налоговой базы, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.

Одним из основных факторов увеличения налоговых поступлений является работа ФНС России по совершенствованию методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и созданию рационального механизма планирования и прогнозирования поступлений налогов и с боров в бюджетную систему Российской Федерации.

Прогнозы одних и тех же показателей, полученные при использовании разной исходной информации и различных моделей и методов её обработки, могут весьма сильно различаться между собой, и далеко не всегда ясно, какому прогнозу следует доверять больше. Одна группа проблем связана с информацией, которая используется для решения задачи прогнозирования. Так, пользователям разной статистической отчётности предоставляются данные по показателям, которые хотя и имеют одинаковые наименования, например, такие, как прибыль, оплата труда, объем выпуска продукции и т. д., но различаются по содержанию. Такие проблемы возникают при использовании традиционной сводной статистики, систем бухгалтерского учёта, национальных счетов и статистики государственных финансов. Поэтому одной из актуальных задач является гармонизация различных систем учёта и отчётности. В частности, большие надежды связываются с внедрением международных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.

По мнению профессора Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Погорелко И. А., прогнозирование всегда связано с неопределённостью. Поэтому уже при постановке задачи необходимо принимать во внимание, что прогноз зависит от исходной информации, принятых допущений, заданных условий и ограничений и т. п. и не может быть абсолютно точным, достоверным и однозначным. И если модели физических систем оперируют со сравнительно небольшим перечнем исходной информации и неопределённость в прогнозе возникает в основном из-за действия помех при измерениях, то для моделей экономических систем характерна их зависимость от большого числа различных факторов, нестационарность и т. п. Здесь обычно не удаётся выделить небольшое число постоянно действующих существенных факторов, так как из-за большой изменчивости экономических условий факторы, которые в какой-либо период времени были несущественны, в другие периоды могут оказаться наиболее важными, и наоборот. При этом, так как прогноз на каждый следующий шаг зависит от данных и управленческих решений, полученных (принятых) на предыдущих шагах, то с ростом глубины прогнозирования неопределенность прогноза увеличивается, накладываясь на все неточности предыдущих шагов.

Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий или консолидированный бюджет, а так же объема налогов, подлежащих уплате конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким образом, налоговое прогнозирование можно рассматривать как с позиции государства и органов местного самоуправления в лице их уполномоченных органов, так и с позиции налогоплательщика.

Совершенствование методов анализа и планирования поступлений налогов и сборов имеют особое значение, поскольку нереальность (завышенность) плановых показателей по сбору налоговых доходов вызывает в последующем объективные трудности в их мобилизации, приводит к недопоступлению доходов в бюджетную систему, а, следовательно, ставит под угрозу исполнение расходной части бюджетов и новинки авто.

В процессе налогового прогнозирования разрабатываются меры по совершенствованию контрольной работы налоговых органов, а также по улучшению общеэкономической обстановки в стране и регионах и созданию необходимых условий для предпринимательства, которые являются основой для планирования дополнительных поступлений налогов за счет их лучшей собираемости. Особо важное значение эти меры имеют в переходный период, когда в условиях платежного кризиса из месяца в месяц растет задолженность предприятий-налогоплательщиков перед бюджетом, а собираемость по отдельным налогам не превышает 50 – 60%.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОРРЕЛЯЦИОННО-РЕГРЕССИВНОГО АНАЛИЗА

В настоящее время существование государства невозможно без налогов и сборов, так как они составляют основу бюджета государства. Взимание налогов и сборов не происходит само по себе, а за счёт существования налоговой системы, налоговой политики и Законодательства о налогах и сборах.

Прогнозирование и планирование налоговых доходов – это неотъемлемые процедуры в отношении составления бюджета. Исходя из составленного бюджета на следующий год, для налоговых органов ставится план по достижению поставленных целей, который в течение года может корректироваться [2].

Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет.

В данной статье мы составить прогноз налоговых поступлений на 2016-2018 г. при помощи показателей из отчета 1-НМ за 2010-2015 г. и показателей ВРП.

Планирование на основе макропоказателей основывается на предпосылках о соответствии роста ВРП увеличению налоговых поступлений и неизменности сезонной динамики пополнения бюджета. В рамках метода осуществляется ежемесячная корректировка фактических налоговых поступлений предыдущего месяца на макропоказатели, основным из которых является индекс ВРП.

Таблица 1.

Значения ВРП и налоговые поступления по Краснодарскому краю за 2010–2015 гг. (млрд.руб.) [1; 4]

Рассматривая таблицу 1, можно заметить, что налоговые поступления за 2010-2015 г. увеличиваются так, как и ВРП увеличивается за анализируемый период. На основе данных показателей мы рассчитаем прогноз налоговых поступлений на 2016-2018 г.

При помощи показателей из таблицы 1, рассчитаем прогноз налоговых поступлений по формуле 1 [4]:

(1)

где П – прогнозируемое значение налоговых поступлений по виду налога;

a и b – коэффициенты регрессии;

– прогнозируемое значение ВРП в k-м прогнозируемом периоде.

Коэффициенты регрессии a и b рассчитываются по приведенным ниже формулам [2]:

(2)

(3)

n – количество значений измеряемых величин;

– среднее значение налоговых поступлений по виду налога;

– среднее значение ВРП.

Чтобы рассчитать прогнозируемое значение по формуле 1, рассчитаем коэффициенты регрессии a и b по формулам (2) и (3) соответственно:

b = (145392,47+204284,86+288643,50+342787,82+390881,55+505817,24)) – 1807545,13) / (14 568 926,56 - 13956705,3) = (1877807,44 - 1807545,13) / 612 221,26 = 1556,205769/41327771,95 = 0,114766196

а =197,525 - 0,114766196 * 1 525,16 = 22,48801874

Расчет коэффициента корреляции определяет тесную связь между учитываемыми показателями и точностью прогноза:

https://sibac.info/files/2016_12_05_studeconom/Babicheva.files/image007.jpg

(4)

Ниже рассчитаем коэффициент корреляции и определим насколько высок уровень данного коэффициента:

https://sibac.info/files/2016_12_05_studeconom/Babicheva.files/image008.jpg

Подставляя полученные данные в формулу, получаем:

https://sibac.info/files/2016_12_05_studeconom/Babicheva.files/image009.jpg

= 22,48801874 + 0,114766196*1 963,5= 247,831444

Коэффициент корреляции равен 0,98. Поскольку коэффициент корреляции близок к 1, значит связь сильная между ВРП и налоговыми поступлениями.

Теперь произведём прогноз на 2016-2018 г., для это рассмотрим прогнозируемые показатели ВРП на 2016-2018 г., по данным Министерства финансов Краснодарского края, ВРП региона в 2016 г. – 2 134,4 млрд. руб., в 2017 г. – 2 323,1 млрд. руб., в 2018 г. - 2 533,8 млрд. руб. [4].

Прогноз по налоговым поступлениям с учетом ВРП, который был рассчитан нами, на период 2015–2018 гг. имеет вид:

22,48801874 + 0,114766196*1 963,5= 247,831444

22,48801874 + 0,114766196*2 134,4=267,4449868

= 22,48801874 + 0,114766196*2 134,4=289,101368

=22,48801874 + 0,114766196*2 134,4=313,2826054

Прогноз поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края, рассчитанный Министерством финансов Краснодарского края на 2015 -2017 г. [3].

231, 994

248, 034

= 261,766

https://sibac.info/files/2016_12_05_studeconom/Babicheva.files/image017.jpg

Рисунок 1. Сравнение рассчитанных и прогнозные значения налоговых поступлений на 2015-2017 гг.

Сравнивая прогнозные показатели, рассчитанные в статье и прогноз Министерства финансов Краснодарского края поступлений в консолидированный бюджет, можно заметить, что прогнозы отличаются в среднем на 7%. Также можем сравнить рассчитанные и прогнозные значения с фактическим поступлением за 2015 г., можно заметить, что наша методика оказалась более приближенной к фактическому поступлению (257,61) и имеет отклонение 3,8%, а прогноз Минфина Краснодарского края на 9,94%.

Таким образом, с увеличением ВРП на прогнозируемый период также увеличиваются налоговые поступления. Из полученных результатов видно, что с помощью методов корреляционно-регрессионного анализа можно не только вычислять налоговые поступления в данном периоде, но и прогнозировать их.

Список литературы:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТАХ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность прогнозирования налоговых доходов региональных и местных бюджетов обусловлена той ролью, которую налоги играют в социально-экономическом развитии регионов России. Несмотря на разнообразную конъюнктуру и большие различия в региональном развитии, все субъекты Российской Федерации и муниципальные образования сталкиваются со схожими проблемами, связанными с недостатком средств, необходимых для финансирования возложенных на них полномочий. На протяжении длительного периода наблюдается нехватка финансовых ресурсов, которая обусловливает возникающие дисбалансы региональных и местных бюджетов. Особенно проблема увеличения налоговых доходов бюджетов территорий обострилась в последнее время в связи с нарастающими кризисными явлениями в экономике. Анализ параметров доходов региональных и местных бюджетов за период 2010- 2013 гг. позволил выявить падение их доходов на протяжении всего периода, причем достаточно резкое – в 2012-2013гг. И если снижение доходов в 2010 и 2011 гг. на 1,15% и 0,46% ВВП соответственно можно было бы объяснить последствиями кризиса, то для объяснения снижения доходов на 0,7% и 0,73 % ВВП в 2012 и 2013 гг. соответственно следует искать иные причины.

Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальный бюджеты) и основывается на социально-экономическом прогнозировании развития Российской Федерации в целом и ее субъектов. Налоговое прогнозирование включает в себя определение налоговых баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за несколько периодов, расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов применения налогового законодательства и т.д. Прогнозирование налоговых доходов бюджета представляет собой прогнозирование развития сложной социально-экономической системы, для которого необходим комплекс последовательных и одновременно осуществляемых взаимодействующих мер по решению задач обоснованного расчета размера налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня на заданный период [1].

Первичные данные для целей прогнозирования получают в результате выборочных исследований, специально проведенных для решения конкретной проблемы. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов и экспериментальных исследований. Вторичные данные — это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников. Вторичными источниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты налоговой службы, информационные базы данных.

Для целей прогнозирования налоговых доходов наиболее эффективно применение эконометрических методов. Одним из важнейших из них является метод эконометрического моделирования. Эконометрическая модель (ЭКМ) может иметь различные модификации. Активно применяются классические регрессионные модели, которые устанавливают количественное соотношение между доходами, как эндогенными (зависимыми) переменными и показателями, которые их обусловливают, как экзогенными (независимыми) переменными. Расчет прогнозных значений налоговых доходов осуществляется по уравнению регрессии подстановкой в него значений экзогенных переменных, которые определяют условия, для которых производится прогноз влияющих на эффективность формирования налоговых доходов.

Выделяют две основные группы факторов. Управляемые – оценивают с позиции налоговых и финансовых органов субъектов РФ. Управляемые делятся на подгруппы факторов организационные (частота налоговых проверок; уровень собираемости отдельных налогов; организация индивидуальной работы с крупными налогоплательщиками; мероприятия по поддержке малого бизнеса). Вторая подгруппа факторов это региональные правовые (предоставление налоговых льгот по региональным налогам). Неуправляемые – делятся на экономические (фаза экономического цикла; промышленная специализация региона; налоговый потенциал субъекта РФ; уровень инфляции; состояние банковской системы), к второй подгруппе факторов среди неуправляемых это федеральные правовые (перечень налогов, зачисляемых в региональный бюджеты; нормативы зачисления отдельных федеральных налогов в региональные бюджеты; предельный размер налоговых ставок по региональным налогам).

Передача налоговых поступлений по дополнительным нормативам в местные бюджеты из бюджета субъекта РФ предполагает перераспределение налоговых поступлений между региональными и местными бюджетами. Практика показала, что перераспределение дополнительной части НДФЛ, а также налогов на малый бизнес, так как эти виды налоговых поступлений находятся в определенной зависимости от политики не только региональных, но и местных властей [2].

Поскольку налоговое прогнозирование осуществляется в рамках разработки проекта бюджета, расчет поступлений по каждому источнику налоговых доходов осуществляется отдельно. Сумма прогнозных поступлений по всем источникам налоговых доходов дает прогнозное значение совокупного налогового дохода бюджета.

Таким образом, для прогнозирования налоговых доходов в региональных и местных бюджетах применяются методы регрессии и экстраполяции, которые основываются на изучении сложившихся тенденций и переносе этих тенденций на будущий период.

Пример был рассмотрен на примере отчета о налоговой базе и структуре населения по налогу на имущество организаций в Российской Федерации за период с 2007 года по 2015 год. С каждым годом наблюдается увеличение налоговой базы (таблица 1) [3].

Читайте также: